Принят постановлением Законодательного собрания N 152 от 18 сентября 1997 г.
Глава I. Общие положения (ст.1-3)
Глава II. Библиотеки области. Порядок их создания, (ст.4-10)
реорганизации и ликвидации
Глава III. Сеть государственных и муниципальных (ст.11-12)
общедоступных библиотек области
Глава IV. Права граждан и права пользователей в области (ст.13)
библиотечного дела
Глава V . Обязанности и права библиотек (ст.14)
Глава VI. Условия сохранения и использования библиотечных (ст.15-19)
фондов
Глава VII. Компетенция органов государственной власти и (ст.20-23)
местного самоуправения в области библиотечного
дела
Глава VIII. Социальные гарантии работникам библиотек области (ст.24-25)
Настоящий Закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Челябинской области.
Закон Челябинской области регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами, учреждениями, предприятиями в области библиотечного дела в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе в дополнение к понятиям, предусмотренным Федеральным законом "О библиотечном деле" применяются следующие понятия:
государственная областная библиотека - библиотека, учрежденная органами государственной власти области, финансируемая за счет средств областного бюджета;
муниципальная библиотека - библиотека, учрежденная органами местного самоуправления, финансируемая за счет средств местного бюджета;
ведомственная библиотека - библиотека, предназначенная для удовлетворения запросов работников предприятий, учреждений, организаций, научнл-исследовательских и образовательных учреждений и финансируемая за счет их собственных средств;
центральная библиотека - библиотека, выполнеяющая функции руководящего, координиционного и научно-методического центра для библиотек определенного вида;
библиотечный фонд - упорядоченная совокупность книг, других произведений печати, рукописей, аудиовизуальных записей и иных материалов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями для общественного использования и хранения;
комплектование фонда - процесс отбора и приобретения документов, отвечающих по содержанию, научной и художественной цености задачам библиотеки и информационным потребностям читателей;
обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в определенном количестве;
страховой фонд библиотек - аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фото-, фонодокументы, а также электронные издания, дублирующие печатные издания и рукописные материалы, требующие особого режима хранения;
краеведческие документы - документы, полностью посвященные Челябинской области или содержащие значительные (по объему или ценности) сведения о ней, независимо от тиража, языка, места издания или изготовления;
библиотечные фонды, являющиеся культурным достоянием Челябинской области - совокупность редких изданий, а также краеведческих документов;
депозитарий - фонд, включающий все документы, объединенные по определенному признаку, независимо от источника поступления, практической и научной ценности, активности использования читателями и места хранения в библиотеке;
местные издания - все издания, изготовленные на территории Челябинской области, независимо от их содержания, вида и способа издания и языка;
государственная политика области в библиотечном деле - система управленческих решений и действий органов государственной власти, направленная на сохранение и развитие библиотечного дела в целях интеграции его в социально-экономическое и информационное пространство Челябинской области.
Статья 2. Законодательство о библиотечном деле
Законодательство о библиотечном деле включает в себя "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон "О библиотечном деле", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты области.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично из бюджета области и местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов - на все библиотеки независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Глава II. Библиотеки области. Порядок их создания, реорганизации и ликвидации
Статья 4. Порядок создания библиотек
1. На территории области создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством области.
2. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.
Учредитель библиотеки учреждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению, осуществляет контроль за деятельностью библиотеки, назначает на должность руководителя библиотеки.
Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.
Статья 5. Основные виды библиотек
В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:
а) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти;
б) муниципальные библиотеки, учрежеденные органами местного самоуправения;
в) библиотеки научно-исследовательских и образовательных учреждений;
г) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
д) библиотеки общественных объединений;
е) частные библиотеки;
ж) библиотки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лмцами, а также международными организациями в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Статья 6. Реорганизация и ликвидация библиотек
1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательнои порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.
3. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Запрещается разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, их имущества, включая помещения и здания, в которых они расположены.
5. Неправомерное решение о ликвидации государственных и муниципальных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.
Статья 7. Имущество библиотеки
1. Библиотекп на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством области.
2. Государственные, муниципальные и другие общедоступные библиотеки имеют право на выделение им в безвоздмезное пользование земельных участков и производственных помещений, обеспечивающих условия хранения библиотечных фондов.
3. Порядок использования финансовых средств библиотеки регламентируется ее уставом.
Неиспользованные за отчетный период финансовые средства не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объеме финансирования на следующий отчетный период.
Статья 8. Финансовые ремурсы, финансовое обеспечение деятельности библиотек
1. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных библиотек гарантируется выделением средств из областного и местных бюджетов на функционирование и развитие библиотек, социальные гарантии их работников.
2. Финансовое обеспечение целевой областной программы и местных программ развития библиотечного дела, утвержденых органами государственной власти и органами местного самоуправления гарантируется выделением средств из соответствующих бюджетов.
3. В целях сохраненности и использования частных собраний документов, имеющих ценные издания, отнесенные к памятникам истории и культуры или культурному достоянию области, выделяются средства из областного и местных бюджетов для приобретения частных собраний и фонд государственных и муниципальных библиотек с согласия их собственников.
4. Целевым назначением из средств федерального бюджета, направленных в область на развитие образования, а также из областного и местынх бюджетов ежегодно выделяются средства библиотекам государственных и муниципальных образовательных учреждений на приобретение учебников и учебно-мтодической литературы.
5. В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поспутления от предпрпиятий, учреждений, организаций, благотворительные взносы граждна и общественных объединений, доходы от коммерческих мероприятий.
Средства указанных фондов используются в целях финансирования областных целевых программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном положениями о фондах, утверждаемых законодательным (представительным) органам государственной власти области.
6. Получение дополнительных средств библиотеками за счет реализации платных услуг, фондов развития библиотек, а также спонсорских и иных средств не уменьшает бюджетное финансирование библиотек.
Статья 9. Хозяйственная и предпринимательская деятельность библиотек
1. Средства, полученные библиотеками от предприятий, организаций, учреждений (юридических лиц) независимо от форм собственности на создание, содержание и комплектование библиотек, на совершенствование библиотечного обслуживания, кроме частных библиотек, не подлежат налогообложению по налогам, отчисляемым в бюджет области.
2. Доход, полученный библиотеками от реализации продукции, работ, услуг, от других видов разрешенной хозйственной деятельности, не подлежит налогообложению в части, отчисляемой в местный бюджет.
3. Библиотеки имеют право быть учредителями коммерческих предприятий, обеспечивающих их уставную деятельность, только с согласия собственника. Прибыль предприятий, учрежденных библиотеками, подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Статья 10. Инвестиционная политика в библиотечном деле
1. В области обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела.
2. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом установленных нормативов, градостроительных норм, потребностей местного населения.
3. Земельные участки по строительство новых библиотек выделяются на приоритетной основе.
Глава III. Сеть государственных и муниципальных общедоступных библиотек области
Статья 11. Областные и муниципальные общедоступные библиотеки области
1. Областная универсальная научная библиотека является главной центральной государственной библиотекой области, которая осуществляет формирование и представление пользователям полного универсального собрания документов на территории области: координирует деятельность всех библиотек области и организует взаимоиспользование их библиотечных руесурсов, на научной основе разрабатывает политику в области библиотечного дела, является центром методической деятельности для всех библиотек и депозитарием документов зоны Южного Урала и Зауралья.
2. Челябинская областная юношеская библиотека является координационным и методическим центром для библиотек, обслуживающих читателей юношеского возраста.
3. Областная десткая библиотека является региональным научно-методическим и культурным центром для библиотек всех систем и ведомств области, обслуживающих детей и подростков.
Областная детская библиотека формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание педагогической и детской литературы, учебников, детской периодики, методических и научных изданий, направленных на удовлетворение потребностей школы в учебном процессе, а также других учреждений, занимающихся проблемами детства.
4. Областная библиотека для слепых формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание документов, изданных по системе Брайля, "говорящих книг" и изданий для слабовидящих.
Областная библиотека для слепых является региональным методическим и культурным центром для библиотек всех систем и ведомств области, обслуживающих слепых и слабовидящих.
5. В городах и районах функции центральных выполняют: в городе - центральная городская библиотека, в районе - центральная районная библиотека, правовое положение которых определяется органами местного самоуправления.
6. Запрещается ликвидация, перепрофилирование и изменение основных функций центральных библиотек, гаранитруется целостность и неотчуждаемость их фондов.
Статья 12. Координация, кооперация библиотек, их взаимодействие с органами информации и архивами
Координация, кооперация деятельности государственных и муниципальных библиотек, их взаимодействие с информационными службами, органами научно-технической информации и архивами регулируются Федеральным законом "О библиотечном деле".
Глава IV. Права граждан и права пользователей в области библиотечного дела
Статья 13. Права на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельсность
1. Права граждан на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность, а также права пользователей и особых групп пользователей библиотек на территории области гарантируются гражданским законодательством, Федеральным законом "О библиотечном деле".
2. Ответственность пользователей библиотек устанавливается правилами пользования библиотеками, а также действующим законодательством Российской Федерации.
Глава V. Обязанности и права библиотек
Статья 14. Обязанности и права библиотек
Обязанности и права библиотек устанавливаются и гарантируются Федеральным законом "О библиотечном деле", законодательством области.
Глава VI. Условия сохранения и использования библиотечных фондов
Статья 15. Комплектование библиотечных фондов
1. Комплектование библиотечных фондов осуществляется в соответствии с типами и видами библиотек.
2. Библиотеки свободны в выборе источников приобретения документов.
3. Комплектование библиотечных фондов осуществлятся:
а) на основании получения обязательных экземпляров в порядке, установленном законодательством области;
б) путем покупки документов за наличный и безналичный расчет;
в) в форме книгообмена;
г) на основе договорной деятельности с предприятиями и организациями;
д) путем дарственных пожертвований и безвозмездной передачи.
4. Государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки всех типов учебных заведений области имеют преимущественное право на приобретение документов в библиотечные фонды. Это право реализуется путем предоставления налоговых льгот органами государственной власти и местного самоуправения местным издательствам, полиграфическим, книготорговым и посредническим предприятиям, снабжающим библиотеки документами.
Статья 16. Учет, хранение и отчуждение библиотечных фондов
1. Учет, хранение и отчуждение документов, находящихся в фондах библиотек, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2. Прожада или иное отчуждение библиотечных фондов не может осуществляться без согласия учредителя.
3. Учредитель не вправе разрешать отчуждение библиотечных фондов, являющихся национальным культурных достоянием или культурным достоянием области.
4. Право на первоочередное приобретение документов, подлежащих отчуждению, принадлежит государственным библиотекам области.
Статья 17. Стандарны и нормы библиотечного дела
На территории области действуют государственный стандарты и нормы библотечного дела, обязательные для исполнения всеми библиотеками и предприятиями библиотечного дела независимо от организационно-правовых форм собственности.
Статья 18. Страховые фонды библиотек
1. В целях сохранения и долговременного использования создаются страховые библиотечные фонды на микроносителях, аудиовизуальной продукции, фонодокументах, электронных изданиях, дублирующих печатные издания и рукописи.
2. Переносу на формы носителей информации, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, в обязательном порядке подлежат:
а) местные периодические издания со дня их основания;
б) ценные и редкие издания, относящиеся к памятникам истории и культуры.
3. Координация деятельности библиотек по созданию страховых фондов осуществляется областной универсальной научной библиотекой.
4. Создание страховых библиотечных фондов осуществляется на средства, выделяемые из областного и местного бюджетов.
Статья 19. Библиотечные фонды как культурное достояние области
1. Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием области.
2. Библиотеки, имеющие в своих фондах коллекиции краеведческих докуметов, обязаны регистрировать их как часть культурного достояния области.
Глава VII. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправения в области библиотечного дела
Статья 20. Компетенция закондательного (представительного) органа
1. Принятие нормативных правовых актов, регулирующих библиотечную деятельность на территории области, утвреждение областных целевых программ развития библиотечного дела.
2. Утверждение ассигнований областного бюджта, направляемых на содержание библиотек, и финансирование областной целевой программы развития библиотечного дела.
3. Финансовая поддержка государственных гарантий прав граждан на библиотечно-информационное обслуживание путем оказания финансовой помощи местным бюджетам.
4. Установление льгот по налогообложению библиоткам, юридическим и физическим лицам, включая иностранных инвесторов, обеспечивающих деятельность библиотек или направляющих свои средства на развитие библиотечного дела.
5. Установление социальных гарантий, льгот для работников библиотек.
Статья 21. Компетенция исполнительного органа
1. Исполнение законодательства Российской Федерации и области о библиотечном деле, финансирование областных целевых программ развития библиотечного дела.
2. Содействие координации и взаимодействию библиотек всех видов и форм собственности.
3. Определение и реализация политики в области занятости, оплаты труда работников библиотек.
Статья 22. Компетенция упралвения культутры области - государственного органа управления библиотечным делом области
1. Исполнение законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, областных целевых программ развития библиотечного дела, государственных стандартов и норм библиотечной деятельности, бюджетов и финансовой дисциплины в государственных библиотеках области.
2. Утверждение стандартов и норм в области библиотечного дела на территории области, не противоречащих существующим государственным стандартам и нормам.
3. Определение содержания государственного заказа на подготовку и переподготовку библиотечных кадров в области.
4. Содействие организации и финансированию научно-исследовательноской деятельности, методического обеспечения в области библиотечного дела.
5. Обеспечение регистрации и контроля (совместно с федеральными органами власти) за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к памятникам истории и культуры, а также к культурному достоянию области.
6. Создание материально-технических условий для эффективной деятельности библиотек.
Статья 23. Компетенция органов местного самоуправления
1. Реализация местных программ развития библиотечного дела.
2. Исполнение Федерального закона "О библиотечном деле" и настоящего Закона.
3. Обеспечение материально-технической базы находящихся в их ведении библиотек в соответствии с существующими стандартами, а также определение условия аренды зданий, помещений и иных объектов собственгости, механизма введения и реализации дополнительных платных услуг в муниципальных библиотеках.
4. Обеспечение дополнительного финансирования библиотек, выполняющих функции центральных.
Глава VIII. Социальные гарантии работникам библиотек области
Статья 24. Финансовые и иные льготы работникам библиотек
1. Библиотечным работникам, работающим в библиотеках, расположенных в рабочих поселках (городского типа), сельских библиотеках устанавливается 15-процентная надбавка к тарифной ставке из средств областного бюджета.
2. Библиотечные работники имеют право на получение в течение года лечебного пособия в размере должностного оклада (тарифной сетки).
3. Работники библиотек имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск после 10 лет непрерывного стажа работы - продолжительностью 5 рабочих дней, после 20 лет непрерывного стажа - 10 дней.
4. Работникам библиотек устанавливается ежемесячная надбавка к заработной плате за выслугу лет в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой надбавки: при стаже работы от 1 года до 10 лет - 20 процентов, от 10 лет и выше - 30 процентов. В стаж работы на получение надбавки за выслугу лет включается время работы в библиотеках области.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон области вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 24, которая вступает в силу с 1 января 1998 года.
Губернатор
Челябинской области |
П.И.Сумин |
N 24-ЗО от 18 сентября 1997 г. |
1 октября 1997 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 18 сентября 1997 г. N 24-ЗО "О библиотечном деле в Челябинской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 24, которая вступает в силу с 1 января 1998 года
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 16 октября 1997 г. и в "Сборнике законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области", N 9, сентябрь 1997г., с.15-28
Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 324-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Законом Челябинской области от 26 декабря 2002 г. N 136-ЗО действие пунктов 1, 2 статьи 24 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Законом Челябинской области от 26 июня 2003 г. N 165-ЗО