Постановление главы администрации г.Челябинска
от 14 июня 1996 г. N 756-п
"О муниципальной собственности"
В целях обеспечения реализации Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" на территории г.Челябинска, постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Челябинска.
2. Установить, что Положение в части полномочий городской Думы вступает в законную силу со дня начала работы данного органа местного самоуправления.
3. Пресс - секретарю (Григорьев Л.А.) опубликовать данное Постановление в пресс - выпуске "Будни" в "Вечернем Челябинске".
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на зам. Главы администрации, Председателя комитета по управлению имуществом г.Челябинска Гришмановского В.В.
Глава администрации г.Челябинска |
В.М.Тарасов |
Приложение
к постановлению главы
администрации города
от 14 июня 1996 г. N 756-п
Положение
О порядке формирования, распоряжения и управления объектами муниципальной собственности г.Челябинска
1. Общие положения.
2. Муниципальная собственность города Челябинска.
3. Разграничение полномочий городского самоуправления и его органов по
распоряжению и управлению муниципальной собственностью.
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий
и учреждений.
5. Правовой режим имущества, закрепленного за муниципальными
предприятиями и учреждениями.
1. Общие положения.
1.1. Основные цели и поле правового регулирования.
Настоящее Положение разработано в целях установления в соответствии с Конституцией, Гражданским Кодексом РФ, Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" и действующим законодательством РФ правовой основы:
формирования объектов муниципальной собственности Челябинска, деятельности органов местного самоуправления города по распоряжению и управлению соответствующими объектами;
разграничения функций и полномочий между органами местного самоуправления в сфере отношений муниципальной собственности;
обеспечения эффективного функционирования хозяйственного муниципального комплекса города;
осуществления свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства в рамках муниципального хозяйства г. Челябинска.
Положение регулирует имущественные отношения, складывающиеся между органами самоуправления предприятий, учреждений, организаций города по поводу распоряжения и управления объектами муниципальной собственности, исключая финансовые средства местного бюджета, местных внебюджетных и валютных фондов.
Во взаимоотношениях органов местного самоуправления с областными и федеральными органами государственной власти, а также с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, настоящее Положение применяется лишь в части урегулирования:
- порядка разграничения муниципальной, областной и государственной собственности;
- развития договорных отношений между хозяйствующими субъектами различных форм собственности и установления в соответствии с законодательством местных налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в доход городского бюджета.
2. Муниципальная собственность города Челябинска.
2.1. Муниципальная собственность как система и ее правовое содержание.
2.1.1. Муниципальная собственность является системой отношений, складывающейся в результате владения, пользования и распоряжения городским муниципальным образованием, экономическими и финансовыми бъектами местного самоуправления.
2.1.2. Городское поселение (сообщество) самостоятельно и посредством органов самоуправления владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, соблюдая права и законные интересы других лиц, не нанося ущерба окружающей среде.
2.1.3. Для оперативного управления муниципальной собственностью городское поселение (сообщество) передает свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению органам и другим субъектам местного самоуправления. Последние управляют муниципальной собственностью в пределах, установленных актами, определяющими их правосубъектность. Управление муниципальной собственностью осуществляется соответствующими субъектами местного сообщества с использованием имущественных полномочий (владение, пользование, распоряжение) и неимущественных механизмов (прогнозирование, программирование, реализация программ, учет, контроль).
2.1.4. Объектами распоряжения и управления муниципальной собственностью являются муниципальное хозяйство города как единое целое: земля и другие природные ресурсы, средства местного бюджета, местные внебюджетные и валютные фонды, ценные бумаги, муниципальные предприятия и другие имущественные комплексы, учреждения, муниципальный жилищный фонд, нежилые и жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры, имущество органов местного самоуправления, объекты интеллектуальной собственности и др.
2.1.5. Распоряжение и управление муниципальной собственностью осуществляется городским поселением (сообществом) и от его имени - Главой города, Комитетом по управлению имуществом города (в дальнейшем - Комитет), другими органами местного управления и должностными лицами, хозяйствующими субъектами, учреждениями.
Городское поселение (сообщество) осуществляет свое право по управлению объектами муниципальной собственности посредством референдумов и иных форм непосредственной реализации экономической власти, а также через представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Реализация правомочий по распоряжению и управлению объектами, закрепленными за муниципальными предприятиями и учреждениями на вторичных вещных правах, осуществляется органами данных организаций в пределах правомочий, предоставленных им исполнительными органами самоуправления города (Глава города, Комитет).
2.2. Формирование муниципального имущества за счет объектов федеральной и областной государственной собственности в порядке их разграничения и передачи.
2.2.1. Для передачи объектов государственной собственности, указанных в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 в муниципальную собственность города, Комитет по управлению имуществом города готовит постановление Главы города о принятии объектов в муниципальную собственность Челябинска.
Комитет по управлению имуществом города в недельный срок после издания постановления Главы города о принятии объектов в муниципальную собственность составляет перечень таких объектов и представляет Главе города для утверждения.
Комитет по управлению имуществом города в трехдневный срок после утверждения перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, направляет в областной комитет по управлению госимуществом копию постановления, акты приема - передачи объектов и перечни объектов, принимаемых в муниципальную собственность города.
2.2.2. Передача в муниципальную собственность города объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении приватизированных и находящихся в стадии приватизации предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий", производится в порядке, установленном распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп.
2.2.3. При передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность города, если эти объекты входят в состав имущества предприятия, находящихся в стадии приватизации, утверждение плана приватизации предприятий федеральной собственности (изменения, вносимые в план приватизации), где перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения значится отдельной строкой, является решением о передаче указанных объектов в муниципальную собственность. Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, в муниципальную собственность производится в порядке, установленном распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Администрация города после принятия решения о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначений федеральной собственности издает постановление, являющееся правовым основанием для оформления принадлежности указанных объектов к муниципальной собственности.
Комитет по управлению имуществом города при наличии постановления Главы города, утвержденных председателем областного комитета по управлению госимуществом актов приема-передачи указанных объектов, утвержденных Главой города и согласованных с председателем областного комитета по управлению госимуществом перечней указанных объектов издает приказ комитета по управлению имуществом города о внесении объектов в Реестр муниципальной собственности города Челябинска.
Комитет по управлению имуществом города при наличии приказа в недельный срок направляет уведомления заинтересованным сторонам о включении указанных объектов в Реестр муниципальной собственности города Челябинска.
2.2.4. При возникновении спора о принадлежности объектов муниципальной собственности, переданных ранее из государственной собственности, отмена постановления Главы города, являющегося основанием включения указанных объектов в Реестр муниципальной собственности, производится лишь в судебном порядке.
2.3. Формирование имущества муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
2.3.1. Коммерческая деятельность муниципальных предприятий осуществляется на праве хозяйственного ведения в пределах, установленных законом и актами муниципальных органов города; существующее, создаваемое и приобретаемое имущество, полученная прибыль, иные объекты, предназначенные в хозяйственное ведение предприятий, становятся одновременно объектами муниципальной собственности.
Имущество муниципальных учреждений, закрепленное на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от допускаемой предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности.
2.4. Приобретение имущества по сделкам и по иным правовым основаниям.
2.4.1. В муниципальную собственность может быть приобретено имущество, которое имеет собственника на основании договоров купли - продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества.
2.4.2. В случае и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, право муниципальной собственности возникает на имущество при переработке вещей, самовольной постройке, находке, существовании на территории города бесхозяйных вещей, в силу приобретательной давности и по другим основаниям.
2.4.3. Бесхозяйные недвижимые объекты принимаются на учет предприятием технической инвентаризации (ПТИ) на основании постановления Главы города и вносятся Комитетом по управлению имуществом города в реестр муниципальной собственности. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет Комитет по управлению имуществом города может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект. При отказе в иске бесхозяйная недвижимая вещь может быть приобретена в муниципальную собственность в силу приобретательной давности. В силу приобретательной давности в муниципальную собственность могут быть приобретены и движимые бесхозяйные объекты.
2.5. Учет объектов муниципальной собственности и регистрация прав на них.
2.5.1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, регистрируется пообъектно в реестре муниципальной собственности. Права и обязанности ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат Комитету по управлению имуществом города.
2.5.2. Внесение объектов муниципальной собственности в реестр осуществляется приказом Комитета по управлению имуществом города в порядке, предусмотренном п. 10 Распоряжения Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп и Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2265.
2.5.3. Внесение изменений в реестр объектов муниципальной собственности осуществляется приказом Комитета по управлению имуществом города на основании правовых актов федеральных органов государственной власти, государственных органов власти Челябинской области, решения вышестоящего Комитета по управлению имуществом, акта о приемке объекта, акта купли - продажи имущества, решения суда о принудительном обращении объектов в муниципальную собственность либо об их изъятии из муниципальной собственности.
2.5.4. Запись о внесении объекта в реестр муниципальной собственности либо исключение из него по основаниям, указанным в п.2.5.3 настоящего Положения, производится Комитетом по управлению имуществом в 10-дневный срок со дня принятия решения.
2.5.5. Комитет по управлению имуществом города осуществляет ведение реестра недвижимых объектов муниципальной собственности, прав собственности и вторичных вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного пользования, ипотеки, сервитутов) и других прав, предусмотренных законом.
2.5.6. Учет и техническая инвентаризация жилых и нежилых строений муниципальной собственности производится предприятием технической инвентаризации (ПТИ).
3. Разграничение полномочий городского самоуправления и его органов по распоряжению и управлению муниципальной собственностью.
3.1. Принципы определения и разграничения компетенции городского самоуправления в сфере муниципальной собственности.
3.1.1. Распоряжение и управление муниципальной собственностью - составная часть общей системы управления развитием города. В соответствии с действующим законодательством муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. Для эффективного функционирования муниципальной собственности права собственника осуществляют от имени муниципального образования органы местного (городского) самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством, - население непосредственно.
3.1.2. Органы местного самоуправления г. Челябинска наделяются всей полнотой прав по распоряжению и управлению муниципальной собственностью. Их компетенция в сфере распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливается законодательством РФ и не может быть изменена иначе как законом.
3.2. Представительные полномочия муниципального образования по распоряжению и управлению муниципальной собственностью и организационные формы их осуществления.
3.2.1. Муниципальное образование г. Челябинска в лице его жителей осуществляет свои представительные полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью через выборные органы местного самоуправления.
В соответствии с Уставом города Челябинска выборными органами местного самоуправления являются Челябинская городская Дума (в дальнейшем - городская Дума) и Глава города Челябинска.
3.2.2. Городская Дума является представительным органом местного самоуправления.
Исполнительным органом городского самоуправления является администрация города.
В основе разграничения полномочий городской Думы и администрации (во главе с Главой города) лежит их функциональная обособленность.
3.2.3. Городская Дума, как орган представительной власти, осуществляет в сфере муниципальной собственности нормотворческие функции, планирование, прогнозирование, контроль за деятельностью администрации и ее органов в отношении пользования, распоряжения и управления объектами муниципальной собственности.
В исключительном ведении городской Думы по распоряжению и управлению объектами муниципальной собственности находятся следующие вопросы:
- решение по предоставлению Главе города вопросов о порядке делегирования части полномочий в сфере муниципальной собственности органам государственной власти как субъекту федерации, а также в случаях и порядке, когда от имени органов местного самоуправления в соответствии с законодательством могут выступать в отношениях по распоряжению и управлению муниципальной собственностью органы территориального общественного самоуправления, иные юридические лица и граждане;
- контроль за деятельностью органов местного самоуправления, наделенных исполнительными полномочиями городского сообщества по распоряжению и управлению муниципальной собственностью.
Все решения городской Думы, связанные с управлением и распоряжением муниципальной собственностью, принимаются по представлению Главы города или Комитета по управлению имуществом города, согласованному с Главой города.
3.2.4. Глава города, являясь выборным должностным лицом в системе органов городского самоуправления, подотчетен населению и городской Думе, обеспечивает безусловное выполнение на территории города требований Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных актов органов государственной власти и органов городского самоуправления. Глава города обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов городского самоуправления, является гарантом реализации городской Думой ее представительных полномочий.
К единоличным представительным полномочиям Главы города как Главы местного самоуправления по распоряжению и управлению муниципальной собственностью относятся:
- утверждение по представлению Комитета по управлению имуществом города и в соответствии с действующим законодательством порядка использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также решение других вопросов, связанных с установлением порядка передачи объектов муниципальной собственности во временное или постоянное владение и пользование;
- обеспечение регулирования и взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности, расположенными на территории города;
- определение порядка делегирования полномочий в сфере распоряжения и управления объектами муниципальной собственности Главам районных администраций, руководителям органов и структурных подразделений администрации города;
- контроль за соблюдением законодательства по управлению и распоряжению муниципальной собственностью со стороны исполнительных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Полномочия Главы и возглавляемой им администрации города по конкретным направлениям деятельности в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности определяются Уставом г.Челябинска.
В целях обеспечения эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности и в соответствии с действующим законодательством создается Комитет по управлению имуществом города.
3.3. Функции и полномочия Комитета по управлению имуществом города Челябинска в сфере муниципальной собственности.
3.3.1. Комитет по управлению имуществом города является органом местного самоуправления, который осуществляет исполнительные полномочия межотраслевого характера в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.
Комитет представляет в соответствии с действующим законодательством, актами городской Думы и Главы города интересы городского сообщества как собственника муниципального имущества.
Комитет подотчетен Главе города, имеет перед ним ответственность за выполнение возложенных задач и функций.
В своей деятельности Комитет руководствуется законодательством РФ и Челябинской области, положением о Комитете по управлению имуществом г.Челябинска, настоящим Положением, решениями городской Думы, постановлениями Главы города.
3.3.2. Как исполнительный орган местного самоуправления Комитет осуществляет от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества. В соответствии с этим в ведении Комитета находятся:
- управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, приобретения, использования объектов муниципальной собственности, осуществление в связи с этим организационно-исполнительной, планово - прогностической, контрольной деятельности, регулирования и учета в сфере муниципального хозяйства;
- распоряжение объектами муниципальной собственности, осуществление функций арендодателя, подготовка предложений и представление Главе города проектов решений об отчуждении объектов муниципальной собственности;
- подготовка предложений и представление Главе города проектов обращений в адрес соответствующих государственных органов о передаче в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иных имущественных объектов, находящихся в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения социальных нужд населения города;
- разработка проектов нормативных актов, принимаемых городской Думой и Главой города, подготовка иных документов городской администрации по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- организационно-исполнительная и распорядительная деятельность по формированию муниципального имущества за счет объектов государственной собственности в порядке ее разграничения с муниципальной и передачи городу, приобретения городом имущества по сделкам и другим юридическим фактам, а также в результате коммерческой деятельности муниципальных предприятий и организаций;
- юридическое оформление права муниципальной собственности на передаваемое городу, приобретаемое или вновь создаваемое имущество муниципального хозяйства, владение свидетельствами о собственности на соответствующие объекты;
- передача муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством в хозяйственное ведение (муниципальным унитарным предприятиям) или оперативное управление (учреждениям, находящимся на муниципальном бюджете) с установлением пределов осуществления этих прав;
- создание муниципальных предприятий (учреждений) на основании постановлений Главы города, внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал организаций различных форм собственности;
- осуществление функций реестродержателя (ведение реестра) по объектам муниципальной собственности, оценка стоимости и балансовый учет муниципального имущества города;
- принятие в установленном порядке решения о залоге муниципального имущества, о передаче его в безвозмездное пользование в пределах своей компетенции;
- осуществление в установленном порядке правомочий по отчуждению муниципального имущества, юридическое оформление актов отчуждения, передача свидетельств о собственности на отчужденное имущество;
- осуществление контроля за сохранностью и использованием имущества муниципальными предприятиями и организациями, а также предприятиями других организационно-правовых форм, уставной капитал которых включает доли (паи) муниципальной собственности;
- осуществление планово-прогностической функции по развитию муниципальной собственности, участие в разработке проектов планов социально-экономического развития города.
3.4. Взаимоотношения Комитета с иными органами местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью города.
3.4.1. В основе взаимоотношений Комитета по управлению имуществом города с иными органами местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью лежит принцип разделения властей и функциональная обособленность соответствующих органов.
Городская Дума как орган представительной власти осуществляет в сфере муниципальной собственности нормотворческие и контрольные функции. Решения городской Думы, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, в том числе Комитета, его органов, структурных подразделений и должностных лиц. Не вмешиваясь в исполнительно-распорядительную деятельность Комитета и иных органов местного самоуправления, городская Дума принимает обязательные нормативные акты, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, условия и порядок приватизации ее объектов. Комитет обладает правом подготовки и внесения на заседания городской Думы проектов нормативных актов в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, ее приватизации.
Городская Дума может заслушивать, в порядке осуществления контрольных функций за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, соблюдение Комитетом и другими органами местного самоуправления федерального и областного законодательства, решений городской Думы по вопросам развития муниципального хозяйства.
3.4.2. Взаимоотношения Комитета с администрацией города и Главой города в сфере управления муниципальной собственностью определяются тем, что Комитет, являясь органом при администрации, функционирует на основе подчиненности и подконтрольности Главе города.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом г.Челябинска председатель Комитета назначается и освобождается от должности Главой города и является по должности его заместителем.
Управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляется Комитетом во взаимодействии с другими органами и структурными подразделениями администрации.
Проекты постановлений Главы города по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью в обязательном порядке визируются председателем Комитета по управлению имуществом. Акты Главы города после их издания в установленном порядке носят общеобязательный характер в пределах муниципального образования.
3.4.3. Основы взаимодействия Комитета с администрациями районов и Главами администраций районов города в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью определяются Уставом г.Челябинска.
Городское муниципальное хозяйство функционирует как единое целое. Единство экономической и социальной политики в пределах муниципального образования обеспечивает Глава города.
Практическая реализация единой муниципальной политики по управлению городским хозяйством на территории всех районов обеспечивается Комитетом по управлению имуществом города через Глав администраций районов.
По представлению Комитета Глава города может делегировать администрациям районов определенные полномочия по учреждению муниципальных предприятий и учреждений, управлению и распоряжению соответствующими объектами.
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Муниципальные предприятия и учреждения создаются за счет имущества, принадлежащего на праве муниципальной собственности г. Челябинска, в соответствии с планами и программами социального и экономического развития города и на основе установленного настоящим Положением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
4.1. Порядок создания муниципальных предприятий и учреждений.
4.1.1. Создание муниципальных предприятий и учреждений осуществляется по инициативе органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Главы г.Челябинска, его заместителей, председателя Комитета по управлению имуществом г.Челябинска, Глав администраций районов г.Челябинска.
Созданию муниципальных предприятий должно предшествовать технико-экономическое обоснование, которое вместе с проектом постановления о создании предприятия или учреждения вносится на рассмотрение Главы города. При необходимости Глава города может затребовать заключение у соответствующих отраслевых комитетов о целесообразности создания соответствующего предприятия либо учреждения с точки зрения сохранения городской инфраструктуры, защиты окружающей природной среды.
Проект постановления заинтересованного органа местного самоуправления либо должностного лица с приложением технико-экономического обоснования должен быть рассмотрен Главой города в 30-дневный срок, а в случае необходимости получения дополнительных - в 60-дневный срок.
По результатам рассмотрения представления Глава города может принять:
а) решение об отказе в создании муниципального предприятия или учреждения.
Такое решение оформляется письмом Главы города либо иным внутренним документом администрации и с обоснованием причин отказа направляется органу местного самоуправления либо должностному лицу, внесшему соответствующий проект постановления;
б) решение о создании муниципального предприятия или учреждения. Такое решение оформляется постановлением Главы города.
В постановлении должно быть указано, в каких целях и по чьему предложению создается муниципальное предприятие или учреждение, за счет какого имущества оно создается, его местонахождение. Постановление должно содержать также поручение Комитету по управлению имуществом города утвердить Устав (положение) муниципального предприятия или учреждения, обеспечить передачу и закрепление имущества, а также заключить контракт с руководителем.
В отдельных случаях допускается создание муниципальных предприятий и учреждений на основании решения Комитета.
Утверждение Устава (положения) муниципального предприятия (учреждения) осуществляется в 10-дневный срок после подписания Главой города соответствующего постановления.
С руководителем созданного предприятия в срок не позднее 30 дней после государственной регистрации заключается контракт и договор о передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление).
4.1.2. Особенности создания муниципальных предприятий.
Муниципальные предприятия являются унитарными коммерческими организациями, действующими на основе извлечения прибыли в целях решения экономических и социальных задач, стоящих перед городом Челябинском.
За муниципальными предприятиями закрепляется на праве хозяйственного ведения имущество, находящееся в муниципальной собственности г. Челябинска. Закрепленное за предприятием имущество образует его первоначальный уставный фонд, стоимостное выражение которого должно быть не менее 1000-кратного размера минимальной заработной платы, установленного законодательством Российской Федерации на дату регистрации предприятия.
В случае внесения в уставный капитал зданий, сооружений, иных объектов недвижимости, а также основных видов технологического оборудования оценка их в целях отражения в учете предприятия может производиться на уровне существующих рыночных цен с учетом заключения компетентных организаций.
При закреплении органом местного самоуправления за предприятием имущества, находящегося в федеральной или областной собственности и переданного органам местного самоуправления, такое имущество закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения без включения его в уставный фонд предприятия. В Уставе предприятия должны определяться его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью предприятия, предмет и цели его деятельности, размер уставного фонда, порядок и источники формирования уставного фонда.
В Уставе должно также содержаться указание на то, что закрепленное за предприятием имущество остается в муниципальной собственности г. Челябинска и предоставлено предприятию на праве хозяйственного ведения.
Фирменное наименование предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, например "Муниципальное унитарное предприятие г. Челябинска".
4.1.3. Особенности создания муниципальных учреждений.
Муниципальным учреждением Челябинска является организация, созданная уполномоченным органом местного самоуправления (Главой города, органами местного самоуправления, отраслевыми комитетами) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В качестве учреждений создаются и организационно оформляются органы управления, образовательные, медицинские и т.п. организации. Статусом учреждений могут обладать также театрально-зрелищные, спортивно-физкультурные и другие организации.
Глава города своим постановлением определяет общие принципы создания учреждения и делегирует органам местного самоуправления, районным администрациям право быть учредителями данных учреждений.
В этом случае Уставы учреждений соответствующими органами местного самоуправления, учреждений согласовываются с Комитетом в части вопросов управления и распоряжения имуществом, закрепленном на балансе учреждения.
Переданное учредителем имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
Действующим законодательством не предусмотрено минимальное стоимостное выражение имущества, которое должно быть закреплено за учреждением на момент его регистрации. В Уставе муниципального учреждения должны быть определены его наименование, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, предмет и цели деятельности, а для учреждений, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, также указание видов такой деятельности.
В Уставе должно также содержаться указание на то, что закрепленное за учреждением имущество остается в муниципальной собственности Челябинска и предоставлено учреждению на праве оперативного управления, кроме имущества, поступающего в самостоятельное распоряжение учреждения, которому учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, и учитываемого на отдельном балансе.
Наименование учреждения должно содержать указание на собственника его имущества, например "Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Челябинска".
4.2. Порядок реорганизации муниципальных предприятий и учреждений.
Реорганизация муниципальных предприятий и учреждений производится по мотивированному представлению органов местного самоуправления и должностных лиц, указанных в п.4.1 настоящего Положения, а также руководителей соответствующих предприятий и учреждений.
Письменное представление о реорганизации должно быть рассмотрено Главой города либо его соответствующим заместителем в 30-дневный срок, а в случаях, когда необходимость реорганизации вызывается резким ухудшением финансово-хозяйственного состояния предприятия или учреждения - в 20-дневный срок.
По результатам рассмотрения представления Глава города может принять:
а) решение об отказе реорганизации.
Такое решение оформляется письмом Главы города либо иным внутренним документом администрации и с обоснованием причин отказа направляется органу местного самоуправления либо должностному лицу, внесшему соответствующее представление;
б) решение о реорганизации муниципального предприятия, учреждения.
Такое решение оформляется постановлением Главы города. В постановлении должно быть указано, в каких целях и по чьему представлению проводится реорганизация, форма реорганизации, поручение Комитету и учредителю письменно уведомить о реорганизации кредиторов предприятия (учреждения), а также утвердить передаточный акт либо разделительный баланс реорганизуемого юридического лица.
В случаях, предусмотренных законом, реорганизация муниципальных лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть произведена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, антимонопольных).
Не допускается слияние или присоединение муниципальных предприятий и учреждений к юридическим лицам частной формы собственности.
Слияние или присоединение муниципальных предприятий (учреждений) к государственным предприятиям (учреждениям) Российской Федерации либо Челябинской области допускается только с согласия городской Думы.
Преобразование муниципального предприятия (учреждения) в юридическое лицо частной формы собственности допускается только в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
4.3. Ликвидация муниципальных предприятий и учреждений.
Ликвидация муниципальных предприятий и учреждений производится по представлению тех же органов самоуправления и должностных лиц, которые вправе ставить вопрос об их реорганизации (п.4.2. настоящего Положения).
Муниципальное предприятие (учреждение) может быть ликвидировано только по решению Главы города, оформленному постановлением.
Основаниями ликвидации по решению Главы города могут являться:
- нецелесообразность продолжения деятельности предприятия (учреждения);
- истечение срока, на который создано предприятие (учреждение);
- достижение цели, ради которой создано предприятие, учреждение;
- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Муниципальное предприятие (учреждение) может быть ликвидировано также по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Требование о ликвидации по указанным выше основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Муниципальное предприятие (учреждение) может быть ликвидировано также вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда. Признание предприятия банкротом влечет его ликвидацию.
Предприятие (учреждение) может быть ликвидировано и в других случаях, предусмотренных законом.
В постановлении о ликвидации Глава города возлагает обязанности по осуществлению ликвидации предприятия (учреждения) на Комитет, который не вправе передавать возложенные на него обязанности по ликвидации какому-либо иному органу или должностному лицу.
В случае принятия судом решения о ликвидации муниципального предприятия (учреждения) обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на Главу города либо на орган, уполномоченный на ликвидацию предприятия (учреждения) его учредительными документами.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество муниципального предприятия (учреждения) передается Комитету по управлению имуществом г. Челябинска для учета, обеспечения сохранности и дальнейшего использования.
Ликвидация муниципального предприятия (учреждения) считается завершенной, а предприятие (учреждение) прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
5. Правовой режим имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Правовой режим имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями (учреждениями), определяется в соответствии с Главой 19 (ст. ст. 294 - 300 Гражданского кодекса РФ).
За муниципальными предприятиями имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Муниципальное образование - г. Челябинск - имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Это право возникает, если размер, порядок, сроки и иные условия отчисления прибыли определены в Уставе муниципального предприятия, внесены в качестве дополнений в Устав либо вытекают из договора, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города и предприятием. Соответствующие отчисления от прибыли не могут засчитываться в счет подлежащих уплате налогов и сборов в соответствии со ст. 36 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направляются исключительно на пополнение доходной части местного бюджета г. Челябинска.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без письменного согласия Комитета по управлению имуществом города.
Для получения согласия Комитета предприятие обращается к нему с письменным запросом, на который должен быть получен ответ в 15-дневный срок.
В договорах, направленных на распоряжение недвижимым имуществом предприятия, в обязательном порядке проставляется заверенная Комитетом отметка о согласии с данным способом распоряжения имуществом.
При этом продажа (передача) недвижимого имущества предприятия с согласия Комитета возможна только покупателям (получателям), являющимся муниципальными предприятиями и учреждениями, продажа недвижимого имущества предприятия гражданам и юридическим лицам частной формы собственности допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством и местными актами о приватизации.
Остальным имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Принадлежащее предприятию движимое имущество может быть самостоятельно сдано им в аренду (при сроке аренды более одного года - с предварительного согласия Комитета), отдано в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ движимого имущества допускается с письменного согласия Комитета.
Продажа, обмен и иное отчуждение движимого имущества предприятия, относящегося к его основным производственным фондам, гражданам и юридическим лицам частной формы собственности осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
Предприятие может в соответствии с п. 7 ст. 144 Гражданского кодекса РФ создать в качестве юридического лица другое унитарное муниципальное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). При этом передача имущества возможна только с письменного согласия Комитета.
5.1. Правовой режим имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями.
За муниципальными учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления. Учреждение осуществляется в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Глава города в соответствии с законом решает через соответствующие органы местного управления вопросы создания учреждения, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя учреждения.
По поручению Главы города Комитет заключает контракт с руководителем, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего учреждению имущества, принимает решение об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, а также распоряжается этим имуществом по своему усмотрению.
В случае, когда по установлению Главы города учредителем учреждения выступает иной орган местного самоуправления, Глава города вправе делегировать право заключения контракта учредителю. В этом случае с Комитетом согласовываются Уставы и условия контракта по вопросам управления и распоряжения имуществом.
Муниципальное учреждение не вправе распоряжаться имуществом (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) как закрепленным за ним при создании, так и приобретенным за счет средств, выделенных по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Указанными доходами и имуществом учреждение отвечает самостоятельно и в полном объеме по обязательствам, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности. По таким обязательствам учреждения муниципальная казна дополнительной (субсидиарной) ответственности не несет.
Имущество, находящееся в самостоятельном распоряжении учреждения, не может быть изъято у него без согласия, по решению Комитета, других муниципальных или государственных органов.
5.2. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения муниципальным предприятием и права оперативного управления муниципальным учреждением.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникает:
а) у муниципальных предприятий и учреждений, созданных до 1 января 1995 года, - с момента государственной регистрации соответствующих предприятий (учреждений);
б) у муниципальных предприятий и учреждений, созданных после 1 января 1995 года и с момента передачи имущества, оформленное соответствующим документом.
Порядок передачи и оформления передачи имущества определяется Комитетом по управлению имуществом Челябинска. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление соответственно предприятия или учреждения. Доходы и имущество учреждений, полученные ими в результате предпринимательской деятельности, находятся в их самостоятельном распоряжении.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия (учреждения) по решению Комитета.
При приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом муниципальной собственности.
При переходе права собственности на муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому объекту-собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
Председатель
комитета по управлению имуществом |
В.В.Гришмановский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации г.Челябинска от 14 июня 1996 г. N 756-п "О муниципальной собственности" (с изменениями и дополнениями) (отменено)
Текст постановления опубликован в газете "Вечерний Челябинск" от 27 июня 1996 г.
Постановлением Администрации города Челябинска от 21 мая 2013 г. N 136-п настоящее постановление отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Челябинской городской Думы от 25 ноября 1997 г. N 18/3