--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 7 настоящего закона внесены изменения
Статья 7. Инициатива проведения местного референдума
1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме. Уставом муниципального образования инициатива проведения местного референдума может быть предоставлена представительному органу местного самоуправления, а также главе муниципального образования.
2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а также общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в поддержку инициативы проведения местного референдума.
3. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума в форме собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме по месту жительства, работы, учебы. В данном случае в уставе муниципального образования предусматривается минимальное количество участников собрания и сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума не проводится. О выдвижении инициативы проведения местного референдума составляется протокол собрания граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, в котором формулируется вопрос, выносимый на местный референдум. К протоколу прилагается список граждан, присутствовавших на собрании, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из присутствующих. Каждый участник собрания собственноручно проставляет свою подпись в данном списке.
--------------------------------------------------
5. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с предыдущим пунктом настоящей статьи публикуется в местных средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 9 настоящего закона внесены изменения
Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума
1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, если им в соответствии с уставом муниципального образования предоставлено право инициативы проведения местного референдума, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек. Инициатором проведения местного референдума может выступить избирательное объединение местного или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.
2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в территориальную избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая территориальная избирательная комиссия муниципального образования не сформирована, функции комиссии местного референдума муниципального образования до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, а в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления избирательная комиссия Челябинской области.
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума указываются:
формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на местный референдум;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению местного референдума, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям, орган, уполномоченный производить регистрацию инициативной группы в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может согласовать с инициативной группой по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
6. Орган, уполномоченный производить регистрацию инициативной группы в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава (Основного Закона) Челябинской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования принять решение о назначении местного референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
7. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принять решение о назначении местного референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.
8. В случае признания органом, указанным в пункте 7 настоящей статьи, вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в орган, указанный в пункте 7 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.
9. В случае признания органом, указанным в пункте 7 настоящей статьи, вопроса, выносимого на местный референдум, не отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, отказывает в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
10. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению местного референдума выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня его принятия.
11. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов области, настоящего Закона, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
12. При отсутствии избирательной комиссии (комиссии референдума) орган, зарегистрировавший инициативную группу по проведению местного референдума, в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) комиссию местного референдума муниципального образования в порядке, установленном настоящим Законом.
13. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Челябинской области и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течение периода, необходимого для подготовки и проведения референдума, подведения его итогов. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
14. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Уставом муниципального образования может быть установлено меньшее количество подписей, необходимое для поддержания инициативы проведения местного референдума. Число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме (далее по тексту - участников референдума), определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 30 дней со дня выдачи регистрационного свидетельства. Уставом муниципального образования может быть предусмотрен иной срок сбора подписей, который не может быть менее 20 дней. В случае, если в течение этого срока не будет собрано необходимое количество подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.
15. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания установленного срока инициативная группа по проведению местного референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
16. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, установленное в пункте 14 настоящей статьи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению местного референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в территориальную избирательную комиссию муниципального образования (комиссию местного референдума муниципального образования), которая в течение семи дней проверяет соблюдение инициативной группой требований федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе достоверность собранных подписей в порядке, установленном настоящим Законом. По результатам проверки комиссия принимает постановление. В случае обнаружения нарушений установленных требований по сбору подписей, в результате чего количество достоверных и действительных подписей, представленных инициативной группой по проведению местного референдума, окажется меньше количества, требуемого для назначения местного референдума в соответствии с настоящим Законом, территориальная избирательная комиссия муниципального образования (комиссия местного референдума муниципального образования) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению местного референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума.
17. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям федеральных законов, законов Челябинской области, устава муниципального образования территориальная избирательная комиссия муниципального образования (комиссия местного референдума муниципального образования) в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в предыдущем пункте настоящей статьи, направляет Подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления или иной орган, уполномоченный принять решение о назначении местного референдума. Копия постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования (комиссии местного референдума муниципального образования) направляется также инициативной группе.
--------------------------------------------------
4. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме в соответствии со статьей 4 настоящего Закона и временно проживающие в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания на территории муниципального образования, включаются в списки участников референдума по месту их временного проживания.
--------------------------------------------------
Статья 18. Порядок формирования комиссий местного референдума
1. Формирование комиссий местного референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами области, уставом муниципального образования на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту жительства, работы, службы, учебы. Если представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование комиссии местного референдума муниципального образования осуществляется в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона, а формирование территориальных и участковых комиссий местного референдума - комиссией местного референдума муниципального образования.
2. Представительный орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган обязан назначить не менее одной трети состава комиссии местного референдума на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти области и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти области, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе комиссии местного референдума муниципального образования, территориальной и участковой комиссий местного референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти области, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
4. Если территориальная избирательная комиссия муниципального образования не сформирована на день регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, представительный орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган в течение семи дней со дня регистрации инициативной группы формирует комиссию местного референдума муниципального образования в количестве 5-13 членов комиссии с правом решающего голоса.
5. Территориальные комиссии местного референдума по решению представительного органа местного самоуправления могут формироваться в муниципальных образованиях с большим числом участников референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования в составе 4-9 членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Участковые комиссии местного референдума формируются представительным органом местного самоуправления не позднее чем через 3 дня со дня образования участков местного референдума.
Количество членов участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса устанавливается в зависимости от числа участников референдума, зарегистрированных на территории участка, и может составлять:
3-5 членов комиссии с числом участников референдума до 500 человек;
3-7 членов комиссии с числом участников референдума от 500 до 1500 человек;
5-11 членов комиссии с числом участников референдума от 1500 до 2000 человек;
5-15 членов комиссии с числом участников референдума более 2000 человек.
7. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии местного референдума.
--------------------------------------------------
1. В случае нарушения комиссией местного референдума права граждан на участие в местном референдуме, повлекшего признание избирательной комиссией Челябинской области в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом, в том числе и на основании судебного решения, недействительными итогов голосования на соответствующей территории или результатов референдума, указанная комиссия местного референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной федеральными законами.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 24 настоящего закона внесены изменения
Статья 24. Статус членов комиссий местного референдума
1. Членами комиссий местного референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, уполномоченные представители и доверенные лица инициативных групп по проведению местного референдума, члены комиссий местного референдума с правом совещательного голоса. Член комиссии местного референдума не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей комиссии местного референдума с правом решающего голоса.
2. Срок полномочий члена комиссии местного референдума с правом решающего голоса истекает одновременно со сроком полномочий данной комиссии местного референдума.
3. Член комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению представительного органа местного самоуправления или иного органа, его назначившего, в случае:
подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена комиссии местного референдума;
признания члена комиссии местного референдума на основании заявления соответствующей комиссии местного референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
4. Полномочия члена комиссии местного референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии с настоящим Законом.
5. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить нового члена в состав комиссии местного референдума с правом решающего голоса вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период подготовки и проведения местного референдума не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в порядке, установленном настоящим Законом. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена комиссии референдума назначает вышестоящая комиссия референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Законом
6. Член комиссии местного референдума с правом решающего голоса по решению соответствующей комиссии может освобождаться на время подготовки и проведения местного референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. В период проведения референдума он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
7. Члену комиссии местного референдума, освобожденному от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда члена комиссии с правом решающего голоса в этом случае может производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума, в размерах и порядке, определяемых комиссией местного референдума муниципального образования.
8. Член комиссии местного референдума с правом решающего голоса на период проведения местного референдума не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
9. Члены комиссий местного референдума с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.
10. После принятия решения о назначении местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в представительном органе местного самоуправления или в законодательном (представительном) органе государственной власти области, либо в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, вправе назначить в комиссии местного референдума по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
11. Член комиссии местного референдума с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса, за исключением права выдачи бюллетеней для голосования на местном референдуме, участия в сортировке и подсчете бюллетеней для голосования на местном референдуме, составления протокола об итогах голосования, о результатах местного референдума, права участия в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии местного референдума, и права подписывать решения комиссии местного референдума.
12. Члены комиссии местного референдума как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии местного референдума;
вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, получать копии этих документов и материалов (за исключением списков участников референдума, бюллетеней для голосования на местном референдуме) и требовать заверения этих копий;
вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии местного референдума в вышестоящую комиссию или в суд.
13. Члены комиссии местного референдума с правом совещательного голоса вправе присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.
14. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов местного референдума.
15. Член комиссии местного референдума с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия местного референдума.
16. Полномочия члена комиссии местного референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению инициативной группы или органа, назначивших данного члена комиссии местного референдума, и переданы другому лицу.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 30 настоящего закона внесены изменения
Статья 30. Общие условия доступа к средствам массовой информации для ведения агитации
1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле - и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении местного референдума, за счет средств, выделенных органами государственной власти области, органами местного самоуправления обязаны обеспечить инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям равные возможности для агитации при проведении местного референдума.
2. Перечень организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, публикуется комиссией местного референдума муниципального образования не позднее чем через семь дней после назначения дня голосования на местном референдуме.
3. Средства массовой информации, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям. Оплата эфирного времени и печатной площади инициативной группой, общественным объединением, а равно предоставление эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие фонды, созданные для участия в местном референдуме.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 31 настоящего закона внесены изменения
Статья 31. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации
1. Инициативная группа по проведению местного референдума, общественные объединения имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, относящихся к средствам массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона и осуществляющих теле- и радиовещание на территории муниципального образования, на которой проводится местный референдум. Указанное эфирное время должно предоставляться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени и время выхода в эфир устанавливаются комиссией местного референдума муниципального образования по согласованию с соответствующими организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, не позднее чем через три дня со дня опубликования решения о назначении местного референдума.
2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание,, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения инициативной группой, общественными объединениями агитации при проведении местного референдума. Размер оплаты должен быть единым для всех общественных объединений, инициативной группы и опубликован соответствующими средствами массовой информации не позднее чем через десять дней после назначения дня голосования на местном референдуме. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
3. Порядок предоставления эфирного времени инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона, устанавливается комиссией местного референдума муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. Распределение бесплатного эфирного времени осуществляется путем жеребьевки, проводимой комиссией местного референдума муниципального образования в присутствии представителей инициативной группы по проведению местного референдума, общественных объединений и средств массовой информации.
4. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, связанные с предоставлением инициативным группам по проведению местного референдума, общественным объединениям, комиссиям местного референдума бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 32 настоящего закона внесены изменения
Статья 32. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации
Законом Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 22-ЗО в пункт 1 статьи 32 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона, и распространяемых на территории муниципального образования, за исключением редакций периодических печатных изданий (периодических печатных изданий), учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять печатные площади для публикации материалов, предоставляемых инициативной группой по проведению местного референдума и общественными объединениями. Общий минимальный размер таких площадей и порядок их предоставления устанавливаются комиссией местного референдума муниципального образования по согласованию с данными средствами массовой информации в соответствии с федеральными законами и законами области. При этом не менее 40 процентов от общего объема выделяемой печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующего средства массовой информации. Распределение бесплатных печатных площадей осуществляется путем жеребьевки, проводимой комиссией местного референдума муниципального образования в присутствии представителей инициативной группы по проведению местного референдума, общественных объединений и средств массовой информации.
2. Предоставление печатных площадей редакциями периодических печатных изданий инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям за плату производится на условиях договора. Информация о размере оплаты, установленном редакциями печатных средств массовой информации, публикуется ими не позднее чем через десять дней после назначения дня голосования на местном референдуме.
3. Для специализированных печатных изданий (детских, научных, технических и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в агитации в какой бы то ни было форме.
4. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция периодического печатного издания и (или) периодическое печатное издание учреждены инициативной группой по проведению местного референдума, общественным объединением и не подпадают под действие пункта 1 статьи 30 настоящего Закона.
--------------------------------------------------
Статья 33. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
2. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний, встреч, дебатов и дискуссий рассматриваются соответствующими органами в срок не позднее трех дней со дня их подачи.
3. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. По заявке комиссии местного референдума муниципального образования или территориальных комиссий местного референдума пригодные для проведения массовых мероприятий помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное комиссией время для встреч членов инициативной группы по проведению местного референдума и ее уполномоченных представителей, а также уполномоченных представителей общественных объединений с участниками референдума. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из общественных объединений или инициативной группе, собственник помещения не вправе отказать другому общественному объединению или инициативной группе. При этом комиссии местного референдума обязаны обеспечить всем общественным объединениям, инициативной группе по проведению местного референдума равные возможности при проведении массовых мероприятий.
5. Здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, не могут предоставляться для целей проведения массовых мероприятий.
6. Встречи членов инициативной группы по проведению местного референдума и ее уполномоченных представителей, а также уполномоченных представителей общественных объединений с военнослужащими - участниками местного референдума проводятся за пределами воинской части. При проведении таких встреч общественным объединениям, инициативной группе обеспечиваются равные условия.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 34 настоящего закона внесены изменения
Статья 34. Условия распространения агитационных материалов
1. Инициативная группа по проведению местного референдума, общественные объединения вправе выпускать агитационные печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные материалы должны содержать информацию, указывающую наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.
3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в комиссию местного референдума муниципального образования. Вместе с данными материалами в комиссию местного референдума муниципального образования должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных инициативных групп по проведению местного референдума, общественных объединений не допускаются.
4. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении или другом объекте с согласия владельца или собственника указанных объектов. Вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях комиссий местного референдума и помещениях для голосования, а также у входа в них запрещается.
6. Глава муниципального образования (иное уполномоченное должностное лицо (орган местного самоуправления) по предложению комиссии местного референдума муниципального образования обязан не позднее чем за 20 дней до дня голосования на территории каждого участка местного референдума выделить специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума, и их должно быть не менее одного в пределах каждого участка местного референдума. Общественным объединениям, инициативной группе по проведению местного референдума должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов.
5. Комиссия местного референдума, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 36 настоящего закона внесены изменения
Статья 36. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации
1. Комиссии местного референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации по вопросам местного референдума.
2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и лицам, прямо или косвенно участвующим в агитации по вопросам местного референдума, запрещается осуществлять подкуп участников местного референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на участках местного референдума, сбор подписей и агитационную работу)производить вознаграждение участников референдума, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для агитаций по вопросам местного референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Инициативная группа по проведению местного референдума, общественные объединения и их уполномоченные представители и иные организации и лица не вправе при проведении агитации воздействовать на участников местного референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами области и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению местного референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц, при проведении местного референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг участникам референдума и организациям, расположенным на территории проведения местного референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку инициативных групп по проведению местного референдума, их уполномоченных представителей.
5. Реклама коммерческой и иной деятельности членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению местного референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, при проведении местного референдума осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 3 статьи 30 настоящего Закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. В случае нарушения инициативной группой по проведению местного референдума установленных статьями 28-36 настоящего Закона правил проведения агитации по вопросам местного референдума, комиссия местного референдума своим решением выносит предупреждение инициативной группе по проведению местного референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
7. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую комиссию местного референдума муниципального образования о выявленных фактах и о принятых мерах.
8. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом правил проведения агитации соответствующая комиссия местного референдума муниципального образования вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
--------------------------------------------------
9. Комиссия местного референдума муниципального образования представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, в избирательную комиссию Челябинской области (в случае выделения средств из областного бюджета) либо в представительный орган местного самоуправления муниципального образования (в случае выделения средств из бюджета муниципального образования) не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования результатов референдума. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации в течение одного месяца после представления его в избирательную комиссию Челябинской области либо в представительный орган местного самоуправления.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 38 настоящего закона внесены изменения
Статья 38. Фонды для участия в местном референдуме
1. Инициативная группа по проведению местного референдума, общественное объединение, выступившее с инициативой проведения местного референдума, в случае использования ими денежных средств для финансирования деятельности по реализации инициативы проведения местного референдума и для ведения агитации по вопросам местного референдума обязаны создавать фонд для участия в местном референдуме. Право распоряжаться средствами фонда для участия в местном референдуме принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума, соответствующему общественному объединению, создавшему данный фонд. Инициативной группой, общественным объединением назначается уполномоченный по финансовым вопросам. Решение о назначении данного уполномоченного лица передается в комиссию местного референдума муниципального образования в течение одних суток со дня его принятия.
2. Фонд для участия в референдуме может создаваться за счет следующих денежных средств:
собственных средств членов инициативной группы;
собственных средств общественного объединения;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
средств, выделенных комиссией местного референдума муниципального образования;
3. Максимальный размер пожертвований юридических и физических лиц устанавливается уставом муниципального образования, при этом предельные размеры средств, выделяемых в фонды для участия в референдуме, а также предельные суммы расходования средств указанных фондов не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения местного референдума:
собственные средства членов инициативной группы - более чем в 50 раз;
собственные средства общественных объединений - более чем в 200 раз;
добровольные пожертвования физических и юридических лиц - более чем в 20 и 200 раз соответственно;
предельные суммы расходов из фонда для участия в референдуме инициативной группы и из фонда для участия в референдуме общественного объединения - более чем в 1000 раз.
4. Запрещается вносить пожертвования в фонды для участия в местном референдуме инициативных групп, общественных объединений:
а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
б) иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
в) лицам без гражданства;
г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет;
д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении местного референдума;
е) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении местного референдума;
к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
л) благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;
м) анонимным жертвователям (для гражданина - без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица - без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия);
н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц в Челябинской области, в пятидневный срок со дня поступления от комиссии местного референдума муниципального образования перечня юридических лиц, осуществивших добровольные пожертвования в фонды для участия в местном референдуме, безвозмездно представляют данной комиссии сведения о доле иностранного, государственного, муниципального участия в уставном капитале юридических лиц, а органы налоговой службы - сведения об имеющихся льготах по уплате налогов и сборов. Указанные сведения представляются по форме, установленной избирательной комиссией Челябинской области. Комиссия местного референдума муниципального образования предоставляет полученную информацию инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям по их запросам.
5. Все денежные средства, образующие фонд для участия в референдуме, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается с разрешения комиссии местного референдума муниципального образования. Инициативная группа по проведению местного референдума, общественное объединение вправе открыть только один специальный счет. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам фондов для участия в местном референдуме устанавливается избирательной комиссией Челябинской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области.
6. Средства фондов для участия в референдуме используются только на покрытие расходов, связанных с реализацией инициативы проведения местного референдума и агитацией при проведении местного референдума. Инициативная группа по проведению местного референдума, общественное объединение вправе вернуть любое пожертвование перечислившим его организациям или лицам. Если добровольные пожертвования поступили в фонд для участия в местном референдуме от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих установленные настоящим Законом или уставом муниципального образования, инициативная группа по проведению местного референдума, общественное объединение обязаны в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления указанных средств, вернуть эти пожертвования соответственно полностью или их часть, превышающую установленные пределы, с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования не позднее 10 дней со дня их поступления перечисляются инициативной группой по проведению местного референдума, общественным объединением в доход местного бюджета.
7. Инициативной группе по проведению местного референдума, общественным объединениям запрещается использовать иные денежные средства, полученные помимо фондов для участия в местном референдуме, для финансирования мероприятий, связанных с реализацией инициативы проведения местного референдума и агитацией при проведении местного референдума.
8. Все финансовые операции со специальными счетами инициативной группы, общественных объединений прекращаются в день голосования, кроме зачисления средств, перечисленных до дня голосования. Комиссия местного референдума муниципального образование по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума, общественного объединения может продлить срок оплаты расходов, произведенных до дня голосования.
9. Остатки неизрасходованных денежных средств фонда для участия в местном референдуме инициативная группа, общественное объединение не позднее 60 дней со дня официального опубликования результатов местного референдума обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования. Другие денежные средства, оставшиеся на специальных счетах инициативной группы, общественных объединений, по истечении 60 дней со дня официального опубликования результатов местного референдума перечисляются соответствующими учреждениями банка в доход местного бюджета.
10. Инициативная группа референдума, общественное объединение обязаны в десятидневный срок со дня официального опубликования результатов местного референдума представить комиссии местного референдума муниципального образования отчет об использовании средств фонда для участия в референдуме. Копии указанных отчетов передаются комиссией местного референдума муниципального образования средствам массовой информации не позднее трех дней после их поступления.
11. Комиссии местного референдума осуществляют контроль за использованием средств фонда для участия в референдуме.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 42 настоящего закона внесены изменения
Статья 42. Порядок голосования в день проведения местного референдума
1. Голосование на местном референдуме проводится в календарный выходной день. На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени, если иное не установлено уставом муниципального образования.
2. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии местного референдума оповещают участников референдума не позднее чем за 20 дней, а при проведении досрочного голосования не позднее чем за 5 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
3. В случае проведения местного референдума одновременно с референдумом области, выборами в органы государственной власти, органы местного самоуправления время начала и окончания голосования устанавливается одновременно со временем голосования на соответствующем референдуме или выборах.
4. Председатель участковой комиссии местного референдума объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются.
5. Перед началом голосования председатель участковой комиссии местного референдума сообщает о количестве участников референдума, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями для голосования и список участников референдума, проголосовавших досрочно, проверяет целостность конвертов, наличие на конвертах печати и подписей двух членов комиссии и участника референдума, проголосовавшего досрочно. После этого им поочередно вскрываются конверты и бюллетени опускаются в стационарный ящик для голосования с соблюдением тайны волеизъявления участников референдума, проголосовавших досрочно. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной и участковой комиссии местного референдума участников референдума будет составлять более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке местного референдума (но не менее 10 участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней для голосования на местном референдуме, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума, проставляется печать участковой комиссии местного референдума. Если из конверта извлечены бюллетени в большем количестве, чем это предусмотрено для голосования на местном референдуме, все бюллетени, извлеченные из такого конверта, погашаются, о чем составляется акт.
6. Число участников референдума, проголосовавших досрочно, перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке участников референдума делается отметка "Проголосовал досрочно". После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию
7. Бюллетени для голосования выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. При получении бюллетеня для голосования гражданин проставляет в списке участников референдума против своей фамилии серию и номер паспорта или заменяющего его документа. С согласия участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть внесены в список участников референдума членом комиссии местного референдума с правом решающего голоса. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого участника референдума, за исключением членов комиссии местного референдума, наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке в графе "Подпись гражданина в получении бюллетеня".
8. Каждый участник референдума голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней для голосования на местном референдуме производится в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Участник референдума, не имеющий возможность самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место любое лицо, за исключением члена комиссии местного референдума, наблюдателя, предварительно устно известив комиссию местного референдума о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня для голосования. Фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказавшего помощь, проставляются в списке участников референдума.
9. В случае, если участник местного референдума считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии местного референдума, выдавшему ему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии местного референдума выдает новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников референдума справа от фамилии соответствующего участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
10. Голосование проводится путем внесения участником референдума в бюллетень для голосования любого знака в соответствующем квадрате (квадратах). Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит любой знак в квадрате под словом "да". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит любой знак в квадрате под словом "нет".
11. Заполненные бюллетени для голосования участники референдума опускают в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
12. Председатель участковой комиссии местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.
13. Член участковой комиссии местного референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе участковой комиссии местного референдума, нарушают тайну голосования или пытаются воспрепятствовать осуществлению гражданином права на участие в местном референдуме. Решение об этом принимается участковой комиссией местного референдума. При этом участковая комиссия местного референдума вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена комиссии местного референдума, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
14. По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии местного референдума объявляет о том, что получить бюллетень для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
15. Членам и уполномоченным представителям инициативных групп по проведению местного референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки участников референдума для участия в голосовании.
--------------------------------------------------
30. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами области, комиссии местного референдума вправе использовать при голосовании на местном референдуме технические средства подсчета голосов. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными законами, законами области.
--------------------------------------------------
7. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам территориальной комиссии местного референдума, составившей протокол, членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 статьи 25 настоящего Закона.
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 122-ЗО в статью 47 настоящего закона внесены изменения
Статья 47. Порядок определения результатов местного референдума
1. Комиссия местного референдума муниципального образования на основании первых экземпляров протоколов участковых (территориальных) комиссий местного референдума путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты местного референдума.
2. Суммирование данных, содержащихся в протоколах соответствующих нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены комиссии местного референдума муниципального образования с правом решающего голоса.
3. Комиссия местного референдума муниципального образования составляет в трех экземплярах протокол о результатах местного референдума и сводную таблицу об итогах голосования на территории муниципального образования, которые подписываются всеми присутствующими членами комиссии местного референдума муниципального образования с правом решающего голоса. В протокол заносятся данные о числе участковых (территориальных) комиссий местного референдума, числе поступивших протоколов участковых (территориальных) комиссий местного референдума, а также суммарные данные по строкам протоколов соответствующих комиссий местного референдума.
4. Местный референдум признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 50 процентов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в местном референдуме, определяется по числу подписей граждан в списках участников референдума при получении бюллетеней для голосования (включая список проголосовавших досрочно) и по числу отметок о голосовании вне помещения для голосования. Если местный референдум признан несостоявшимся, то по тому же вопросу он может быть проведен не ранее чем через два года, а при проведении местного референдума по уставу муниципального образования - не ранее чем через один год, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.
5. Комиссия местного референдума муниципального образования признает решение принятым на местном референдуме, если за него в целом на территории муниципального образования проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Если по вопросу, вынесенному на местный референдум, решение не было принято, указанный вопрос считается отклоненным.
6. Комиссия местного референдума муниципального образования может признать итоги голосования недействительными по отдельным участкам местного референдума в случае, если нарушения, допущенные при проведении голосования и подсчете голосов, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление участников референдума. Итоги голосования по этим участкам местного референдума исключаются из общего результата подсчета голосов.
7. При подписании протокола о результатах местного референдума члены комиссии местного референдума муниципального образования, не согласные с содержанием протокола о результатах местного референдума, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу комиссии местного референдума муниципального образования прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых (территориальных) комиссий местного референдума.
8. Первый экземпляр протокола комиссии местного референдума муниципального образования и сводная таблица вместе с протоколами участковых, территориальных комиссий об итогах голосования на соответствующем участке (территории) местного референдума и списками членов комиссии местного референдума муниципального образования с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Закона, присутствовавших при установлении результатов местного референдума и составлении протокола, хранятся у секретаря комиссии местного референдума муниципального образования до окончания ее работы. К первому экземпляру протокола приобщаются также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в комиссию местного референдума муниципального образования, а также принятые по ним решения комиссии.
9. Второй экземпляр протокола комиссии местного референдума муниципального образования и копия сводной таблицы представляются представительному органу местного самоуправления.
10. Третий экземпляр протокола комиссии местного референдума муниципального образования и копия сводной таблицы предоставляются для ознакомления членам комиссии местного референдума муниципального образования с правом совещательного голоса, членам инициативной группы по проведению местного референдума или ее уполномоченным представителям, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 статьи 25 настоящего Закона.
11. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковых (территориальных) комиссий местного референдума, комиссия местного референдума муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума участковой (территориальной) комиссией местного референдума либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке местного референдума (территории).
12. Повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) комиссии местного референдума муниципального образования с правом решающего голоса участковой (территориальной) комиссией местного референдума, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или непосредственно членами комиссии местного референдума муниципального образования, принявшей решение о повторном подсчете голосов участников референдума. Комиссия местного референдума муниципального образования, принявшая решение о повторном подсчете голосов участников референдума, извещает об этом членов участковой (территориальной) комиссии местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, присутствовавших при подсчете голосов в участковой (территориальной) комиссии местного референдума.
13. Комиссия местного референдума муниципального образования может признать результаты местного референдума недействительными:
в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;
в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков местного референдума;
по решению суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.