28 июня 2001 г.
Принят постановлением Законодательного собрания N 195 от 20 ноября 1997 г.
Раздел 1. Общие положения (ст.1-3)
Раздел 2. Государственные унитарные предприятия (ст.4-8)
Челябинской области
Раздел 3. Государственные учреждения Челябинской области (ст.9-12)
Раздел 4. Хозяйственные товарищества и общества, (ст.13-14)
фонды с участием Челябинской области
Раздел 5. Распоряжение имуществом Челябинской области (ст.15-21)
Раздел 6. Заключительные положения (ст.22)
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует порядок создания, ликвидации, реорганизации и управления государственными унитарными предприятиями (в дальнейшем унитарные предприятия) и государственными учреждениями (в дальнейшем учреждения), находящимися в собственности Челябинской области, а также порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями и учреждениями, акциями акционерных обществ, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, иным имуществом, находящимся в собственности Челябинской области.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на следующие имущественные права и имущество, находящееся в собственности Челябинской области: землю; природные ресурсы; жилые помещения; имущество государственного резерва; объекты, являющиеся памятниками истории и культуры; особо охраняемые природные объекты; объекты интеллектуальной собственности; векселя, облигации, средства областного бюджета и внебюджетных фондов области.
3. Порядок управления объектами собственности Челябинской области, указанными в пункте 2 настоящей статьи, регулируется положениями, утверждаемыми Губернатором области.
Статья 2. Органы, уполномоченные осуществлять права собственника в отношении имущества Челябинской области
Права собственника в отношении имущества Челябинской области осуществляют:
Законодательное собрание и Губернатор Челябинской области в пределах компетенции, установленной действующим законодательством;
специальный уполномоченный Губернатором области орган исполнительной власти Челябинской области (далее уполномоченный орган) в пределах прав и обязанностей, установленных настоящим Законом и положением, утверждаемым Губернатором области;
комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Губернатором области.
Статья 3. Участие федеральных органов исполнительной власти в управлении объектами собственности Челябинской области
Федеральные органы исполнительной власти участвуют в управлении объектами собственности Челябинской области в пределах компетенции, определенной действующим федеральным законодательством, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Челябинской области и соглашениями, являющимися неотъемлемой частью указанного Договора.
Раздел 2. Государственные унитарные предприятия Челябинской области
Статья 4. Учреждение, ликвидация и реорганизация унитарных предприятий
1. Унитарные предприятия создаются постановлением Губернатора области по представлению Правительства области в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Подведомственность унитарных предприятий комитетам и управлениям администрации области устанавливается Губернатором области по представлению Правительства области.
3. Унитарные предприятия, подведомственность которых временно не определена, подведомственны уполномоченному органу.
4. Создание дочерних унитарных предприятий осуществляется унитарными предприятиями по согласованию с уполномоченным органом на основе представления комитета или управления администрации области, которому подведомственно соответствующее государственное унитарное предприятие.
5. Унитарное предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации. Данные государственной регистрации унитарных предприятий включаются в единый государственный реестр юридических лиц.
6. Унитарные предприятия подлежат включению в реестр государственной собственности Челябинской области.
7. Комитеты и управления администрации области обязаны в месячный срок после создания, реорганизации или ликвидации унитарного предприятия представить уполномоченному органу данные для внесения необходимых изменений в реестр государственной собственности Челябинской области.
8. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий осуществляется на основании постановления Губернатора области по представлению Правительства области или по решению суда в установленном действующим законодательством порядке.
Статья 5. Учредительные документы унитарных предприятий
1. Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который должен включать определение предмета и целей деятельности предприятия, особых условий коммерческой деятельности, сведения о размере уставного фонда и источников его формирования, условия перечисления в областной бюджет части прибыли от использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, и иные положения, предусмотренные действующим законодательством.
2. Устав разрабатывается руководителем предприятия на основе типового устава государственного унитарного предприятия, утверждаемого Губернатором области, согласовывается в комитете или управлении администрации области, которому подведомственно унитарное предприятие, и утверждается уполномоченным органом.
3. Изменения и дополнения в устав унитарного предприятия вносятся уполномоченным органом по собственной инициативе, по предложению руководителя предприятия, согласованному с комитетом или управлением администрации области, которому данное унитарное предприятие подведомственно, или по предложению указанного комитета, управления и утверждаются уполномоченным органом.
4. Государственная регистрация устава унитарного предприятия, изменений и дополнений к нему, не утвержденных уполномоченным органом, недействительна.
Статья 6. Руководитель унитарного предприятия
1. Руководитель унитарного предприятия действует на основе единоначалия, назначается на должность и освобождается от должности по представлению Правительства области Губернатором области либо органом, которому предприятие подведомственно, в пределах полномочий, установленных Губернатором области.
2. Руководитель унитарного предприятия действует на основании контракта в порядке, предусмотренном положением о руководителе государственного унитарного предприятия, утверждаемым Губернатором области.
3. Организация кадровой работы с руководителями унитарных предприятий, их учета, подготовка резерва возлагается на комитеты и управления администрации области, которым предприятия подведомственны. Комитеты и управления администрации области предоставляют всю необходимую информацию о кадрах руководителей подведомственных унитарных предприятий уполномоченному органу в порядке и в целях, определенных положением о руководителе государственного унитарного предприятия.
Законом Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 18-ЗО в статью 7 настоящего Закона внесены изменения
Статья 7. Имущество унитарного предприятия
1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, переданного собственником на праве хозяйственного ведения, средств, выделяемых целевым назначением из областного бюджета, прибыли от собственной предпринимательской деятельности и иных источников в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия.
2. Все имущество унитарных предприятий Челябинской области является собственностью Челябинской области.
3. Унитарное предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом без согласия уполномоченного органа за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
4. Пределы прав унитарного предприятия в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, устанавливаются уставом унитарного предприятия.
Статья 8. Финансирование деятельности унитарного предприятия
1. Источником финансирования унитарных предприятий является:
прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
выделяемые целевым назначением средства из областного бюджета (субсидии, дотации, компенсации);
заемные денежные средства коммерческих банков, предприятий (коммерческие кредиты);
иные источники, не противоречащие действующему законодательству и уставу предприятия.
2. Решение о выделении предприятию средств из областного бюджета принимается Губернатором области. Средства на финансирование унитарных предприятий предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой. Не использованные унитарным предприятием бюджетные ассигнования по истечении финансового года подлежат возврату в областной бюджет, если иное не предусмотрено условиями, на которых были выделены бюджетные ассигнования.
3. Часть прибыли, остающаяся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, а также отчислений в областной бюджет за использование государственным имуществом, расходуется унитарным предприятием самостоятельно.
4. По истечении финансового года унитарное предприятие представляет уполномоченному органу, а также комитету или управлению администрации области, которому оно подведомственно, отчет о финансово-хозяйственной деятельности.
Раздел 3. Государственные учреждения Челябинской области
Статья 9. Создание, ликвидация и реорганизация учреждений
1. Создание, ликвидация и реорганизация учреждений законодательной власти Челябинской области осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством и решениями Законодательного собрания области.
2. Создание, ликвидация и реорганизация учреждений, являющихся органами исполнительной власти Челябинской области, производится в соответствии с постановлениями Губернатора области.
3. Создание, ликвидация и реорганизация учреждений, подведомственных комитетам или управлениям администрации области, производится в соответствии с постановлениями Губернатора области или решениями соответствующих комитетов и управлений администрации области в пределах полномочий, предоставленных им Губернатором области.
4. Учреждения Челябинской области подлежат включению в реестр государственной собственности Челябинской области.
5. Комитеты и управления администрации области обязаны в месячный срок после создания, реорганизации или ликвидации подведомственного им учреждения представить уполномоченному органу данные для внесения необходимых изменений в реестр государственной собственности Челябинской области.
6. Руководители учреждений законодательной власти Челябинской области или учреждений, являющихся органами исполнительной власти Челябинской области, обязаны в месячный срок после создания, реорганизации или ликвидации подведомственного им учреждения представить уполномоченному органу данные для внесения необходимых изменений в реестр государственной собственности Челябинской области.
Статья 10. Учредительные документы учреждений
1. Учредительными документами учреждений Челябинской области являются положения или уставы, которые должны включать в себя определение целей и задач учреждения, его компетенции, порядок управления учреждением, основные полномочия руководителя и (или) коллегиальных руководящих органов и иные положения, не противоречащие действующему законодательству.
2. Положения (уставы) учреждений законодательной власти Челябинской области утверждаются в порядке, определяемом Законодательным собранием области.
Положения (уставы) учреждений, являющихся органами исполнительной власти Челябинской области, согласовываются с уполномоченным органом и утверждаются Губернатором области.
Положения (уставы) учреждений, подведомственных комитетам и управлениям администрации области утверждаются Губернатором области или соответствующими комитетами и управлениями администрации области в соответствии с полномочиями, предоставленными им Губернатором области, при обязательном согласовании с уполномоченным органом.
3. Для групп однотипных учреждений комитетами и управлениями администрации области разрабатываются типовые положения (уставы), которые после согласования с уполномоченным органом утверждаются Губернатором области.
4. Изменения и дополнения в положения (уставы) учреждений вносятся Губернатором области или соответствующими комитетами и управлениями администрации области, в компетенцию которых входит утверждение положения (устава) учреждения, при обязательном согласовании с уполномоченным органом.
Статья 11. Руководители учреждений
1. Руководитель учреждения действует, как правило, на основе единоначалия, назначается на должность и освобождается от должности органом, в компетенцию которого входит утверждение положения (устава) соответствующего учреждения.
2. Компетенция и статус руководителя учреждения определяется действующим законодательством о государственной службе и положением (уставом) учреждения.
3. Руководитель учреждения может действовать на основании контракта, который заключается с ним органом, в компетенцию которого входит утверждение положения (устава) соответствующего учреждения.
4. Положением (уставом) учреждения может быть предусмотрен руководящий коллегиальный орган учреждения, компетенция которого определяется положением (уставом) учреждения.
5. Организация кадровой работы с руководителями учреждений возлагается на комитеты и управления администрации области, которым учреждения подведомственны, а также на уполномоченное Губернатором области структурное подразделение администрации области.
Комитеты и управления администрации области представляют всю необходимую информацию о кадрах руководителей подведомственных учреждений указанному структурному подразделению администрации области, в установленном Губернатором области порядке.
Статья 12. Имущество и финансирование деятельности учреждения
1. Учреждение наделяется государственным имуществом, которым владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления.
2. Наделение учреждения имуществом осуществляется в порядке правопреемства, за счет областной казны, путем перераспределения имущества между учреждениями и иным, не противоречащим действующему законодательству способом.
Наделение учреждения имуществом за счет областной казны согласуется со специальным уполномоченным Губернатором области органом исполнительной власти и производится по решению Губернатора области.
Наделение учреждения имуществом путем перераспределения имущества между учреждениями производится по решению Губернатора области либо комитета, управления администрации области в пределах полномочий, установленных Губернатором области, при обязательном согласовании с уполномоченным органом.
3. Орган, в компетенцию которого входит утверждение положения (устава) учреждения, вправе с согласия уполномоченного органа в порядке, установленном действующим законодательством, изъять закрепленное за учреждением имущество и распорядиться им по своему усмотрению с последующим уведомлением уполномоченного органа в срок не более тридцати календарных дней.
4. Финансирование учреждений осуществляется за счет средств областного бюджета и иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
5. Учреждениям в соответствии с учредительными документами может быть предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, если она служит достижению целей, ради которых учреждения созданы, и соответствует этим целям.
6. Доходы учреждения, полученные от предпринимательской деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
7. Учреждение не вправе без согласия уполномоченного органа отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
8. Челябинская область несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения области при недостаточности его денежных средств.
Раздел 4. Хозяйственные товарищества и общества, фонды с участием Челябинской области
Статья 13. Учреждение хозяйственных товариществ и обществ, фондов с участием Челябинской области
1. Челябинская область может выступать учредителем и участником любых хозяйственных товариществ и обществ, фондов по решению Губернатора области, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
2. От имени Челябинской области учредителем и участником хозяйственных товариществ и обществ, фондов выступает уполномоченный орган.
3. Решения об участии Челябинской области в учреждении хозяйственных товариществ и обществ, фондов должны быть в обязательном порядке предварительно согласованы с уполномоченным органом и содержать положения о размере, источниках вклада (пая, доли) области в их уставный капитал и о подведомственности комитетам и управлениям администрации области.
4. Пакеты акций, вклады (паи, доли) области в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ подлежат включению в реестр государственной собственности Челябинской области.
5. Комитеты, управления администрации области, которым подведомственны пакеты акций, вклады (паи, доли) области в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ, обязаны в месячный срок после государственной регистрации соответствующего общества или товарищества, изменения размера пакета акций, вклада (пая, доли) области предоставить уполномоченному органу данные для внесения необходимых изменений в реестр государственной собственности Челябинской области.
6. Держателем пакетов акций, вкладов (паев, долей) области в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ, является уполномоченный орган.
Статья 14. Участие Челябинской области в управлении хозяйственными товариществами и обществами с долей Челябинской области в уставном капитале или имуществе, фондами, в состав учредителей которых входит область
Участие Челябинской области в управлении хозяйственными товариществами и обществами с долей области в уставном капитале или имуществе, а также фондами, в состав учредителей которых входит Челябинская область, осуществляется в порядке, установленном положением, которое утверждается Губернатором области.
Раздел 5. Распоряжение имуществом Челябинской области
Статья 15. Организация учета имущества Челябинской области
1. Имущество Челябинской области подлежит учету в реестре государственной собственности Челябинской области.
2. Обязанности по ведению реестра государственной собственности Челябинской области возлагаются на уполномоченный орган.
3. Порядок ведения реестра государственной собственности Челябинской области регламентируется положением, которое утверждается Законодательным собранием области.
4. Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения области ежегодно представляют уполномоченному органу в порядке, установленном указанным органом, акты движения основных средств для внесения изменений в реестр государственной собственности Челябинской области.
Статья 16. Списание, передача в хозяйственное ведение или оперативное управление имущества Челябинской области
1. Списание, передача в хозяйственное ведение или оперативное управление имущества Челябинской области производится исключительно по согласованию с уполномоченным органом в порядке, установленном указанным органом в соответствии с действующим законодательством.
2. Акты списания, передачи с баланса на баланс имущества Челябинской области, принятые без согласования с уполномоченным органом, недействительны.
3. Нарушение условий пользования государственным имуществом, установленных уполномоченным органом, является основанием для прекращения права пользования государственным имуществом.
Законом Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 18-ЗО в статью 17 настоящего Закона внесены изменения
Статья 17. Продажа имущества Челябинской области
4. Продажа государственного имущества производится, как правило, на основе конкурсов и аукционов, положение о проведении которых утверждается Губернатором области.
Уполномоченный орган может установить другие формы продажи отдельных видов государственного имущества, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
5. Средства от продажи имущества Челябинской области подлежат зачислению на специальный счет уполномоченного органа и распределяются в сроки и по нормативам, установленным Губернатором области.
Статья 18. Мена, залог имущества Челябинской области
Статья 19. Приватизация объектов собственности Челябинской области
1. Приватизация объектов собственности Челябинской области осуществляется уполномоченным органом в соответствии с программой приватизации областного имущества.
2. Программа приватизации разрабатывается уполномоченным органом утверждается Правительством области и принимается Законодательным собранием области, как правило, одновременно с принятием закона об областном бюджете, но не ранее утверждения федеральной программы приватизации.
3. Программа приватизации областного имущества содержит перечень объектов областной собственности, пакетов акций акционерных обществ, подлежащих приватизации; порядок выбора способов приватизации и принятия решений о приватизации; условия закрепления пакетов акций приватизируемых объектов в собственности области; порядок принятия решений о закреплении в собственности области специального права участия области в управлении акционерными обществами - "золотой акции"; порядок оценки стоимости приватизируемого имущества; порядок предоставления льгот работникам приватизируемых предприятий; порядок и нормативы распределения средств, полученных в результате приватизации.
4. Объекты, не включенные в программу приватизации областного имущества, являются не подлежащими приватизации.
5. Изменения в программу приватизации областного имущества в отношении перечня объектов областной собственности, пакетов акций акционерных обществ, подлежащих приватизации, могут вноситься Законодательным собранием области по предложению Губернатора области.
6. Приватизация объектов собственности Челябинской области либо объектов, расположенных на территории области, при сооружении и оборудовании которых использовались полностью или частично средства областного бюджета или областных внебюджетных фондов, каким-либо иным органом или организацией помимо уполномоченного органа, является недействительной.
Статья 20. Отчуждение имущества Челябинской области в муниципальную собственность
1. Отчуждение имущества Челябинской области в муниципальную собственность может осуществляться в форме продажи и в форме безвозмездной передачи.
2. Продажа имущества Челябинской области муниципальным образованиям производится в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона и действующим гражданским законодательством.
3. Безвозмездная передача имущества Челябинской области в муниципальную собственность осуществляется исключительно по решению Законодательного собрания области в следующем порядке:
орган местного самоуправления, которому уставом муниципального образования предоставлены соответствующие полномочия, вносит предложение о передаче объекта (объектов) собственности Челябинской области в муниципальную собственность уполномоченному органу;
уполномоченный орган в месячный срок готовит свое заключение для Губернатора области о целесообразности передачи объекта (объектов) в муниципальную собственность;
предложение Губернатора области о передаче объекта (объектов) в муниципальную собственность выносится на рассмотрение Законодательного собрания области;
в случае принятия Законодательным собранием области положительного решения о передаче объекта (объектов) в муниципальную собственность уполномоченный орган производит оформление необходимой документации и вносит соответствующие изменения в реестр государственной собственности Челябинской области.
4. Безвозмездная передача имущества Челябинской области в муниципальную собственность, осуществленная с нарушениями или отклонениями от порядка, предусмотренного настоящей статьей, является недействительной.
Законом Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 18-ЗО в статью 21 настоящего Закона внесены изменения
Статья 21. Аренда имущества Челябинской области
1. В аренду могут быть переданы предприятия, организации, структурные единицы предприятий, производства, цеха, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и других ценностей; отдельные здания, помещения, включая нежилые помещения в жилых домах и встроенно-пристроенные помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности и нематериальные активы.
3. Контроль за сохранностью переданного в аренду имущества Челябинской области возлагается на арендодателя этого имущества. а также непосредственно на арендатора.
4. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения сторон при сдаче в аренду имущества Челябинской области, является договор аренды.
5. Размер арендной платы устанавливается в соответствии с методикой, утверждаемой Губернатором области.
6. Арендная плата по договорам, заключенным уполномоченным органом подлежит перечислению на специальный счет уполномоченного органа и распределяется в соответствии с нормативами, утверждаемыми Губернатором области.
7. Имущество Челябинской области, передаваемое в аренду, подлежит обязательному страхованию за счет арендатора.
Раздел 6. Заключительные положения
Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 20 ноября 1997 г. N 31-ЗО "О порядке управления государственной собственностью Челябинской области"
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 18 декабря 1997 г. и в "Сборнике законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области", N 11, ноябрь 1997г., с.20-31
Законом Челябинской области от 18 декабря 2003 г. N 207-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 27 декабря 2001 г. N 69-ЗО
Закон Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 18-ЗО