Принят постановлением областной Думы N 600 от 21 ноября 1996 г.
Глава I. Общие положения (ст.01-11)
Глава II. Порядок решения вопросов (ст.12-31)
административно-территориального устройства области
Глава III. Производство по делам (ст.32-39)
административно-территориального устройства
Глава IV. Учет и регистрация муниципальных образований, (ст.40-41)
административно-территориальных единиц и населенных
пунктов, административно-территориальный кадастр
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом - Основным Законом Челябинской области устанавливает принципы административно-территориального устройства Челябинской области, порядок образования, изменения и управления административно-территориальных единиц, учет и регистрацию населенных пунктов и административно-территориальных преобразований, обеспечивает единство нормативно-правового регулирования в данных вопросах, служит основой создания системы органов государственной власти и местного самоуправления, развития экономической и социальной сферы, создания экологически благоприятной среды жизнедеятельности людей, а также условий для удовлетворения интересов и потребностей населения.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Административно-территориальное устройство области - ее территориальная организация, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, выступающая организационно-правовой основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая участие граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективное использование природных и материальных ресурсов, удовлетворение социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.
Административно-территориальная единица - территория в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, полученная в результате административно-территориального деления области, имеющая установленный законом статус, название, находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.
К административно-территориальным единицам в Челябинской области относятся: города областного и районного значения, города с территориальным районом, районы, районы в городе, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки), сельсоветы.
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В состав муниципального образования могут входить другие муниципальные образования (города районного значения, поселки городского типа, сельсоветы) с населенными пунктами, находящимися с ними в муниципальной связи, а также населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.
Муниципальная связь - взаимодействие по обеспечению прав населения на местное самоуправление между муниципальным образованием - городом и муниципальным образованием - поселком городского типа, сельсоветом, а также населенным пунктом, находящимся на территории муниципального образования - города, не входящих в состав города (не являющихся его составной частью), между муниципальным образованием - поселком городского типа и населенным пунктом, находящимся на территории муниципального образования - поселка городского типа и не входящим в состав поселка городского типа.
Населенный пункт (поселение) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей.
Отдельно расположенные жилые дома постоянного проживания граждан на железнодорожных перегонах, разъездах, объездах, лесничестве, урочищах и т.д. не относятся к населенным пунктам и подлежат приписке к ближайшим населенным пунктам или к их составным частям.
Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.
Городской населенный пункт (городское поселение) - населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа (рабочие, курортные поселки).
Сельский населенный пункт (сельское поселение) - населенный пункт (село, деревня, поселок, хутор), который не отнесен к категории городских поселений.
Закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальная единица (муниципальное образование), порядок образования и статус которого определяются законодательством Российской Федерации и законами области.
Город областного значения - населенный пункт (муниципальное образование), являющийся экономическим и культурным центром, имеющий развитую промышленность, с численностью населения свыше 30 тысяч человек.
В отдельных случаях к этой категории городов могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
В состав муниципального образования - города областного значения, могут быть включены не входящие в состав города другие муниципальные образования или населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Населенные пункты, включенные в состав города, теряют свою самостоятельность и становятся частью города.
Район - административно-территориальная единица (муниципальное образование), на территории которого находятся сельсоветы, а также городские поселения (города районного значения, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки),кроме городов областного значения, имеющий единый административный центр и соответствующие органы местного самоуправления.
Сельсовет - административно-территориальная единица (муниципальное образование), на территории которого находится один или несколько сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями.
Город с территориальным районом - муниципальное образование, в состав которого входят административно-территориальные единицы - город областного значения и район.
Городской район - часть территории города, выделенная в целях эффективного управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города, осуществления деятельности органов местного самоуправления и участия граждан в управлении городскими делами.
Город районного значения - населенный пункт (муниципальное образование), являющийся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 12 тысяч человек.
Поселок городского типа (рабочий, курортный поселок) - рабочий поселок - населенный пункт (муниципальное образование), на территории которого находятся промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения с численностью населения не менее 3 тысяч человек.
В состав муниципального образования - рабочего поселка могут входить сельские населенные пункты, находящиеся с ним в муниципальной связи, не являющиеся муниципальными образованиями и не входящие в состав рабочего поселка.
К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения.
Административный центр - городской или сельский населенный пункт, который в установленном законодательством порядке определен как место постоянного нахождения органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Статья 2. Принципы административно-территориального устройства области
1. Принципами административно-территориального устройства области являются основополагающие начала, исходя из которых должна формироваться политика в отношении территориальной организации области.
2. Административно-территориальное устройство области и осуществление административно-территориальных преобразований основывается на следующих принципах:
соответствия исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
содействия рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
сохранения и развития национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
участия населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.
Статья 3. Правовая основа решения вопросов административно-территориального устройства области
Правовую основу решения вопросов административно-территориального устройства области составляют:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
Устав (Основной Закон) Челябинской области;
настоящий Закон;
законы и иные нормативные правовые акты Челябинской области, а также издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Статья 4. Схема административно-территориального деления области
1. В составе области имеются районы, города областного значения, в том числе города с территориальным районом, закрытые административно-территориальные образования.
2. Города областного значения могут подразделяться на районы в городе, в муниципальной связи с ними могут находится иные административно-территориальные единицы и населенные пункты не являющиеся административно-территориальными единицами.
3. Район и город с территориальным районом непосредственно подразделяются на сельсоветы, поселки городского типа (рабочие и курортные поселки) и города районного значения.
4. Сельсоветы могут иметь в своем составе сельские населенные пункты, не являющиеся административно-территориальными единицами, и находиться в муниципальной связи с городом областного значения.
5. Поселки городского типа (рабочие, курортные поселки) и города районного значения могут иметь находящиеся с ними в муниципальной связи населенные пункты, а также сами находиться в муниципальной связи с городом областного значения.
6. Состав Челябинской области устанавливается Уставом - Основным Законом области и настоящим Законом.
7. Изменения в административно-территориальном делении области производятся в соответствии с Уставом Челябинской области и настоящим Законом.
Статья 5. Территория области
1. Территория области - определенная федеральным законодательством и установленная в границах часть земной поверхности, включающая сушу, внутренние воды, недра и воздушное пространство над ней и находящаяся под юрисдикцией органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
2. Территория области едина и является составной частью территории Российской Федерации.
Существующие границы области установлены постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года, постановлением Президиума ВЦИК от 8 января 1935 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 февраля 1943 года.
Официальным документом, фиксирующим границы области, является описание границ области, содержащее необходимые сведения и картографические материалы, утвержденные законодательным (представительным) органом области.
Внешние границы области уточняются протоколом согласования представителей области и сопредельных регионов и определяются межевыми знаками на местности.
3. Границы области не могут быть изменены без учета мнения населения, выраженного посредством референдума в тех административно-территориальных единицах, которых касаются предполагаемые изменения.
4. Изменение границ области утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти области в вопросах административно-территориального устройства
1. К исключительному ведению законодательного (представительного) органа государственной власти области (далее по тексту "законодательного (представительного) органа области") относится:
1) образование и управление районов и сельсоветов;
2) отнесение населенных пунктов к категории городов областного и районного значения;
3) отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа (рабочих, курортных поселков);
4) согласование с федеральными органами вопросов об образовании и упразднении закрытых административно-территориальных образований и территорий со специальным статусом управления в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
5) образование объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований;
6) установление и изменение границ районов;
7) установление и изменение границ территорий муниципальных образований - городов, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков);
8) установление и изменение черты городов областного и районного значения, поселков городского типа с учетом наделения земель, необходимой для жизнедеятельности данного населенного пункта в соответствии с нормативами, утвержденными законами области;
9) согласование с федеральными органами вопросов об установлении и изменении черты закрытых административно-территориальных образований включении в их состав населенных пунктов в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
10) включение населенных пунктов в состав городов, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков);
11) передача городов районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов, сельских населенных пунктов из одного района в другой;
12) включение населенных пунктов (установление муниципальной связи) в состав муниципальных образований - города областного и районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка);
13) установление и перенесение административных центров районов;
14) преобразование поселков городского типа (рабочих, курортных поселков) в сельские населенные пункты;
15) наименование и переименование районов, городов, районов в городе, сельсоветов, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельских населенных пунктов, в том числе наименование вновь возникших населенных пунктов, а также присвоение им имен известных лиц (выдающихся государственных и общественных деятелей науки и культуры и др., имеющих заслуги перед государством и народом);
16) регистрация вновь возникших населенных пунктов;
17) исключение из учетных данных области населенных пунктов;
18) ведение административно-территориального кадастра;
19) решение других вопросов, которые отнесены законодательством Российской Федерации или законодательством области к ведению органов государственной власти области.
2. Законодательный (представительный) орган области принимает решения по вопросам административно-территориального устройства с учетом мнения населения, органов местного самоуправления и Главы администрации области.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления района, города областного значения, города с территориальным районом в вопросах административно-территориального устройства
1. К ведению представительных органов местного самоуправления районов, городов областного значения, городов с территориальным районом относится:
1) образование и упразднение районов в городах областного значения с районным делением;
2) установление и изменение границ районов в городах областного значения с районным делением;
3) установление и изменение правового режима отдельных местностей города, района, сельсовета, сельских населенных пунктов;
4) установление и перенесение административных центров сельсоветов;
5) установление и изменение границ сельсоветов, передача населенных пунктов из одного сельсовета в другой в пределах в пределах территории одного муниципального образования - района, города областного значения, города с территориальным районом;
6) наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей города областного значения;
7) присвоение имен известных лиц улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов, входящих в состав района, муниципальных образований - городов областного и районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов;
8) установление и изменение черты сельских населенных пунктов;
9) решение других вопросов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами области переданы в ведение органов местного самоуправления района, города областного значения, города с территориальным районом.
2. Представительный орган местного самоуправления района, города областного значения, города с территориальным районом принимает решение по вопросам административно-территориального устройства с учетом мнения населения и главы муниципального образования.
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления сельсовета, города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка) в вопросах административно-территориального устройства
1. К ведению представительных органов местного самоуправления сельсоветов, городов районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков) или собраний (сходов) граждан, осуществляющих полномочия представительных органов местного самоуправления относится:
1) учет мнения населения и принятие решений с внесением представлений в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления:
об образовании и объединении сельсоветов;
об изменении границ сельсовета;
об изменении статуса населенных пунктов;
об образовании и снятии с учета населенных пунктов;
об изменении границ муниципального образования - города районного значения, поселка городского типа (районного, курортного поселка);
об изменении черты города районного значения, поселка городского типа(рабочего, курортного поселка), сельского населенного пункта;
о передаче и включении населенных пунктов в состав города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка);
о передаче и включении населенных пунктов в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) - города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка);
о наименовании и переименовании населенных пунктов;
о присвоении имен известных лиц населенным пунктам, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов.
2) наименование и переименование улиц, площадей, скверов, микрорайонов и других составных частей города районного значения, поселка городского типа (рабочего,курортного поселка), населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
3) решение других вопросов, которые переданы в ведение органов местного самоуправления, города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка) законодательством Российской Федерации и законодательством области.
2. Решение представительных органов местного самоуправления сельсоветов, городов районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков) или собраний (сходов) граждан, осуществляющих полномочия представительных органов местного самоуправления, по вопросам административно-территориального устройства принимаются с учетом мнения населения и главы соответствующего муниципального образования.
Статья 9. Учет мнения населения по вопросам административно-территориальных преобразований
1. По всем предлагаемым преобразованиям административно-территориального устройства, предусмотренным настоящим Законом, в обязательном порядке выявляется мнение населения, которого оно непосредственно касается.
2. Выявление мнения большинства населения соответствующих территорий осуществляется путем проведения социальных опросов, сбора подписей, собраний (сходов), конференций жителей.
3. По вопросам административно-территориальных преобразований могут производиться референдумы.
Статья 10. Прокурорский надзор в области административно- территориального устройства
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об административно-территориальном устройстве области осуществляет прокурор области и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.
Статья 11. Судебный контроль в области административно- территориального устройства
Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства могут быть обжалованы гражданами, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, органами местного самоуправления и должностными лицами в судебном порядке.
Глава II. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства области
Статья 12. Образование, упразднение, объединение и преобразование муниципальных образований, районов, городов и городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов
1. Образование, упразднение, объединение и преобразование муниципальных образований, районов, городов, городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих органов самоуправления с учетом мнения населения и Главы администрации области.
2. Для образования, упразднения, объединения и преобразования муниципальных образований, районов, городов, городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов соответствующие органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление Главы администрации области по данному вопросу;
2) решение заинтересованных представительных органов местного самоуправления районов, городов, городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов по вносимому предложению;
3) материалы, содержащие сведения о мнении населения по данному вопросу, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и уставом муниципального образования;
4) выкопировку из схематической карты (2 экз. с указанием на ней проектируемых административно-территориальных преобразований);
5) пояснительную записку, в которой отражаются: обоснование целесообразности вносимых предложений; сведения о размере территории, количестве городов районного значения, поселков городского типа, сельсоветов, населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, наличие муниципальной собственности, источники формирования местного бюджета, численность населения, перечень основных социально-культурных, промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций и количество работающих на них; предложение о наименовании территории и обоснование его; предложение об образовании органов местного самоуправления.
3. Образование, упразднение, объединение и преобразование муниципальных образований может осуществляться по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти области.
При этом в законодательный (представительный) орган области представляют все документы предусмотренные в пункте 2 настоящей статьи, а также решения соответствующих органов, выступающих с инициативой или принятые по инициативе населения в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и уставом муниципального образования.
Статья 13. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований - районов, городов, городов с территориальным районом, поселком, поселков городского типа
1. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований - районов, городов, городов с территориальным районом, поселком городского типа производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих органов самоуправления районов, городов с территориальным районом, поселков городского типа с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для установления и изменения границ территорий муниципальных образований - районов, городов с территориальным районом, поселков городского типа соответствующие органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган власти области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области;
2) решение заинтересованных органов местного самоуправления районов, городов, с территориальным районом, поселков городского типа, передающих и принимающих территорию;
3) решения общих собраний (сходов) граждан, проживающих в населенных пунктах, подлежащих передаче или другие документы, содержащие сведения о мнении населения по данному вопросу в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и уставом муниципального образования;
4) заключение соответствующих органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;
5) выкопировки из схематической карты в 2 экземплярах с обозначением границ территории до и после изменения и населенных пунктов, расположенных на ней;
6) пояснительную записку, в которой указывается:
обоснование необходимости изменения границ района, города, города с территориальным районом, поселка городского типа;
размер передаваемой территории, перечень населенных пунктов, расположенных на ней, и численность проживающего населения в каждом из них;
расстояние, на котором находятся населенные пункты от центров районов и состояние путей сообщения;
перечень производственных, социально-культурных и других объектов, находящихся в населенных пунктах;
изменение численности населенных пунктов;
другие сведения, обосновывающие целесообразность совершения данного преобразования;
3. Если установление или изменение границ указанных муниципальных образований производится по инициативе населения или органов государственной власти области, то в законодательный (представительный) орган области предоставляются документы в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, а также решения соответствующих органов государственной власти области, выступивших с инициативой, или принятые населением в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и уставом муниципального образования.
4. Установление и изменение границ закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) на территории области, включение в состав ЗАТО других населенных пунктов производится в порядке установленном законодательством Российской Федерации с учетом требований настоящего Закона области.
Статья 14. Установление и изменение границ сельсоветов
Установление и изменение границ сельсоветов в соответствии со статьей 7 настоящего Закона производится представительным органом местного самоуправления муниципального образования - района или города в состав которого они входят.
Если границы сельсовета выходят за пределы территории муниципального образования - района или города, то установление и изменение границ производится законодательным (представительным) органом области.
При решении указанных вопросов рассматриваются соответствующие документы и материалы, предусмотренные в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона.
Статья 15. Установление и изменение черты городов, поселков городского типа. Включение в состав городов и поселков городского типа пунктов.
1. Установление и изменение черты городов и поселков городского типа, а также включение в их состав населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению органов местного самоуправления городов и поселков городского типа с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Изменение черты города и поселков городского типа, а также включение в состав других населенных пунктов, производится при условии, что отвод земли, включенной в черту города или поселка городского типа вместе с населенным пунктом, осуществляется одновременно и не нарушает прав других землепользователей.
3. В случае включения населенного пункта или поселка городского типа населенный пункт теряет свое самостоятельное правовое положение и наименование и становится составной частью города или поселка городского типа (микрорайоном или улицами) и затем исключается из учетных данных административно-территориального устройства.
4. Населенный пункт может быть передан в состав муниципального образования - города или поселка городского типа, без утраты своего самостоятельного правового статуса и своего наименования в соответствии с настоящим Законом области.
5. Для рассмотрения вопросов предусмотренных в пунктах 1, 2, 3, 4 настоящей статьи, органы местного самоуправления города, поселка городского типа представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области, удовлетворяющее ходатайство органов местного самоуправления;
2) решение соответствующего представленного органа местного самоуправления;
3) решения общих собраний, сходов граждан населенного пуна;
4) схематический план города, поселка городского типа в 2 экземплярах с указанием существующей и проектируемой черты города (поселка), экспликации включаемых земель и населенных пунктов, расположенных на этих землях;
5) заключение соответствующих органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;
6) пояснительную записку, в которой указываются:
обоснование необходимости изменения черты города (поселка) или включение в их состав других населенных пунктов;
размер существующей территории города (поселка);
численность населения города (поселка);
как увязать изменение черты города (поселка) с генеральным планом его развития и как будут использоваться включаемые земли;
на включаемый в состав города (поселка) населенный пункт следующие данные: на каком расстоянии он расположен от города (поселка), сведения о промышленных предприятиях и социально-культурных учреждениях, численность населения, другие сведения обосновывающие целесообразность данного преобразования.
Статья 16. Установление и изменение черты сельских населенных пунктов
Установление и изменение черты сельских населенных пунктов производится в соответствии со статьей 7 настоящего Закона представительным органом местного самоуправления соответствующего района, города областного значения по представлению органов местного самоуправления города районного значения, сельсовета, поселка городского типа.
Для рассмотрения данного вопроса соответствующие органы местного самоуправления представляют документы аналогичные указанным в пункте 5 статьи 15 настоящего Закона.
Статья 17. Отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа, упразднение их и преобразование в сельские населенные пункты
1. Отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа, а также их упразднение или преобразование в сельские населенные пункты производится законодательным (представительным) органом области по представлению органом местного самоуправления городов, районов, городов с территориальным районом с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для рассмотрения данного вопроса органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области;
2) решения заинтересованных представительных органов местного самоуправления города, района, города с территориальным районом, поселка городского типа, сельсовета;
3) карту - план населенного пункта, преобразуемого в поселок городского типа или в сельский населенный пункт, с указанием его черты и экспликации занимаемых им земель;
4) материалы и решения собраний, сходов граждан, иные сведения об учете мнения населения;
5) пояснительную записку, в которой указывается:
обоснование необходимости отнесения населенного пункта к категории поселка городского типа, его упразднение или преобразование в сельский населенный пункт;
перечень промышленных, сельскохозяйственных, социально-культурных и бытовых предприятий и организаций и число работающих в них, перспектива дальнейшего развития;
численность населения;
ближайшая железнодорожная станция и расстояние до нее;
наличие телеграфной, телефонной и почтовой связи;
предложения о наименовании поселка городского типа (рабочего, курортного поселка) и образовании в нем органов местного управления;
иные сведения, объясняющие целесообразность данного преобразования.
Статья 18. Отнесение населенных пунктов к категории городов областного и районного значения
1. Отнесение населенных пунктов к категории городов областного районного значения производится законодательным (представительным) органом области по представлению органов местного самоуправления населенного пункта, а также соответствующего района, города, в муниципальной связи с которым находится населенный пункт, с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для отнесения населенных пунктов к категории городов областного или районного значения соответствующие органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по данному вопросу;
2) решения представительных органов местного самоуправления по вносимому предложению;
3) выкопировку или схематический план города;
4) решение собраний (сходов) граждан по вопросу или другие материалы содержащие сведения о мнении населения в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
5) пояснительную записку в которой указываются:
обоснования целесообразности вносимого предложения;
сведения о численности населения;
перечень основных предприятий, организаций и учреждений и численность в них работающих;
сведения о жилищно-коммунальном хозяйстве, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и быта;
размер территории населенного пункта с указанием землепользователей;
наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние до нее;
сведения о бюджете населенного пункта;
предложение о наименовании города и его обоснование;
другие сведения обосновывающие необходимость данного преобразования.
Статья 19. Передача населенных пунктов в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) - города, города с территориальным районом, поселка городского типа
1. Передача населенных пунктов в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) - города с территориальным районом, поселка городского типа осуществляется законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих органов местного самоуправления города, района, города с территориальным районом, поселка городского типа, сельсовета с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для передачи в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) населенного пункта в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы;
1) постановление главы администрации области по внесенному предложению;
2) решение соответствующего органа местного самоуправления или территориального общественного самоуправления населенного пункта;
3) решение органа местного самоуправления муниципального образования, из состава которого передается населенный пункт;
4) решения органов местного самоуправления, в состав муниципального образования которых передается населенный пункт;
5) материалы и сведения, учитывающие мнение населения по данному вопросу;
6) карта-схема в двух экземплярах с указанием передаваемого населенного пункта;
7) пояснительная записка, в которой изложено обоснование передачи в состав муниципального образования (установление муниципальной связи).
3. Населенные пункты переданные в состав муниципального образования сохраняют свой самостоятельный территориальный статус.
Статья 20. Установление и перенесение административных центров районов
1. Установление и перенесение административных центров районов производится законодательным (представительным) органом области по предложению органов местного самоуправления районов с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для установления и перенесения административных центров районов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по вносимому предложению;
2) решения органов местного самоуправления района;
3) материалы и сведения учитывающие мнение граждан по вносимому предложению;
4) выкопировка или схематическая карта в двух экземплярах, с указанием в ней существующего и проектируемого административного центра района;
5) пояснительная записка, в которой указываются:
характеристика населенного пункта, в котором будет размещен административный центр района;
географическое положение населенного пункта, где будет размещен административный центр;
численность населения;
перечень основных предприятий, учреждений и организаций и численность работающих на каждом из них;
сведения о социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и быта, о коммунальном хозяйстве, средствах сообщения и связи;
наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние до нее;
сведения о предполагаемых расходах в связи с переносом административного центра района;
другие сведения обосновывающие целесообразность перенесения административного центра района.
Статья 21. Объединение населенных пунктов
1. При объединении населенных пунктов за укрупненным населенным пунктом сохраняется одно из прежних наименований. Преимущественно сохраняется наименование того населенного пункта, в котором имеется учреждение связи или железнодорожная станция, с тем, чтобы наименование этих объектов совпадало с наименованием населенного пункта.
2. Объединение населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих органов местного самоуправления с учетом мнения населения и главы администрации области.
3. Для объединения населенных пунктов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по внесенному предложению;
2) решения соответствующих органов местного самоуправления;
3) решения собраний (сходов) граждан или другие материалы, учитывающие мнение населения в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
4) выкопировка из карты (в 2 экз.) территории с указанием на ней объединенных населенных пунктов;
5) пояснительная записка, в которой указываются;
обоснование объединения населенных пунктов;
сведения о численности населения в каждом населенном пункте;
расстояние между населенными пунктами;
наличие в них учреждений связи, железнодорожных станций и их наименование;
мотивированное предложение о наименовании объединенного населенного пункта;
другие сведения, обосновывающие данное предложение.
Статья 22. Регистрация и наименование вновь возникших населенных пунктов
1. Регистрация и наименование вновь возникших населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по предложению соответствующих органов местного самоуправления района, города, города с территориальным районом с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для регистрации и наименования вновь возникших населенных пунктов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по внесенному предложению;
2) решения представительных органов местного самоуправления района, города, города с территориальным районом по данному предложению;
3) решения собраний (сходов) граждан по вопросу присвоения наименования вновь возникшему населенному пункту;
4) выкопировка или схематическая карта (в 2 экз.) территории с указанием на ней месторасположения вновь возникшего населенного пункта;
5) пояснительная записка, в которой указывается:
местонахождение населенного пункта (расстояние до центра сельсовета района, поселка городского типа, города, города с территориальным районом), ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения;
причины его возникновения, когда и кем отведено место для населенного пункта и утвержден план его застройки;
количество населения и его состав по преобладающему роду занятий;
преобладающая национальность населения;
предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования;
другие сведения, обосновывающие данное территориальное преобразование.
3. Регистрации подлежат все вновь возникшие населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население.
4. Регистрацию вновь возникших населенных пунктов производится не позднее одного года после их возникновения.
5. При наименовании вновь возникших населенных пунктов не допускается присвоение уже имеющихся в области названий.
Статья 23. Переименование районов, городов, городов с территориальным районом, районов в городах, поселков городского типа, сельсоветов и сельских населенных пунктов
1. Переименование районов, городов, городов с территориальным районом, районов в городах, поселков городского типа, сельсоветов и сельских населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих органов местного самоуправления с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для переименования районов, городов, городов с территориальным районом, районов в городах, поселков городского типа, сельсоветов и сельских населенных пунктов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по внесенному предложению;
2) решения соответствующих органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления;
3) решение собраний (сходов) граждан и другие материалы, содержащие сведения о мнении населения по данному вопросу в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
4) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, в которой указываются:
сведения о численности населения и национальном составе проживающего на данной территории;
наличием в нем почтово-телеграфных учреждений, железнодорожных станций и их наименование;
мнение соответствующих органов связи и отделения железной дороги;
объяснение предлагаемого наименования;
другие сведения, обосновывающие целесообразность переименования.
3. При переименовании районов, городов, городов с территориальным районом, районов в городах, поселков городского типа, сельсоветов и сельских населенных пунктов не допускается присвоение уже имеющихся в области названий.
4. Переименование населенных пунктов, в которых расположены почтово-телеграфные учреждения или железнодорожные станции, производится с ведома областного органа связи и управления железной дороги.
5. Расходы, связанные с переименованием административно-территориальных единиц и сельских населенных пунктов, финансируются из соответствующих бюджетов.
Статья 24. Присвоение имен известных лиц административно- территориальным единицам и населенным пунктам
1. Присвоение административно-территориальным единицам и населенным пунктам имен известных лиц может производится только посмертно и в целях увековечения памяти.
2. Присвоение административно-территориальным единицам и населенным пунктам имен известных лиц производится законодательным (представительным) органом области по предложению соответствующих органов местного самоуправления и с учетом мнения населения и главы администрации области.
3. Для присвоения административно-территориальным единицам и населенным пунктам имен известных лиц в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области;
2) решения соответствующих органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления;
3) решения собраний (сходов) граждан и другие материалы, содержащие сведения о мнении избирателей по данному вопросу в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
4) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности присвоения имени, в которой указать:
сведения о численности населения административно-территориальной единицы или населенного пункта;
наличие учреждений связи и железнодорожной станции и их наименование;
описание заслуг лица, имя которого присваивается;
другие сведения, обосновывающие целесообразность присвоения имени.
Статья 25. Исключение населенных пунктов из учета административно-территориального деления области
1. Населенные пункты, из которых выехали или переселились постоянно проживающие жители, подлежат исключению из административно-территориального деления области.
Населенные пункты, вошедшие в состав городов, поселков городского типа или объединенные с другими населенными пунктами подлежат исключению из административно-территориального деления области.
2. Исключение населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих органов местного самоуправления с учетом мнения главы администрации области.
3. Для исключения населенных пунктов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление Главы администрации области по внесенному предложению;
2) решения представительных органов местного самоуправления;
3) акт о ликвидации населенного пункта с подписями представителей органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, объекты которых находились в данном населенном пункте;
4) выкопировка или схематическая карта в 2 экземплярах территории с указанием на ней места расположения населенного пункта, подлежащего исключению из учетных данных;
5) пояснительная записка, в которой указываются:
обоснование вносимого предложения:
сведения о причинах ликвидации производительной или иной деятельности в населенном пункте;
места выезда из него жителей;
количество и состояние в населенном пункте жилых домов, производственных объектов и т.д.;
мотивирование вывода о том, что в ближайшие годы не возникает необходимости восстановления населенного пункта;
другие сведения, обосновывающие целесообразность исключения населенного пункта из учета.
Статья 26. Образование, упразднение и объединение районов в городе. Установление и изменение границ районов в городе
Образование, упразднение и объединение районов в городе, установление и изменение границ районов в городе производится представительным органом местного самоуправления города по предложению администрации города, органов территориального общественного самоуправления и граждан.
Статья 27. Передача сельских населенных пунктов из одного сельсовета в другой
1. Передача сельских населенных пунктов из одного сельсовета в другой в пределах территории муниципального образования района, города, города с территориальным районом производится представительными органами местного самоуправления районов, городов с территориальным районом по предложению соответствующих органов местного самоуправления сельсоветов, с учетом мнения населения.
2. В случае, если населенные пункты находятся на территории разных муниципальных образований - районов, городов, городов с территориальным районом решение по указанному вопросу производится законодательным (представительным) органом области.
При этом в законодательный (представительный) орган области представляются документы аналогичные изложенным в статье 19 настоящего Закона.
Статья 28. Установление и перенесение административных центров сельсоветов
Установление и перенесение административных центров сельсоветов производится представительным органом местного самоуправления района, города, города с территориальным районом по предложению органов местного самоуправления сельсоветов.
Статья 29. Наименование и переименование, присвоение имен известных лиц улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов
1. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производится представительным органом местного самоуправления муниципального образования, в состав которого он входит (имеет муниципальную связь).
2. Присвоение имен известных лиц улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов производится представительным органом местного самоуправления района, в состав которого входит населенный пункт, либо органом местного самоуправления города областного значения, города с территориальным районом, в муниципальной связи с которым находится населенный пункт с учетом мнения населения.
3. Наименование и переименование (возврат к историческим названиям), присвоение имен известных лиц производится с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, культурно-бытовых и иных местных условий, устранения неблагозвучных названий и т.д.
Статья 30. Рассмотрение других дел административно- территориального устройства
Рассмотрение других дел административно-территориального устройства осуществляется по аналогии применения соответствующих норм данного Закона.
Статья 31. Перечень документов необходимых при рассмотрении вопросов административно-территориального устройства представительными органами местного самоуправления
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства органами местного самоуправления, определяется ими самостоятельно применительно к статьям 12 - 25 настоящего Закона.
Глава III. Производство по делам административно-территориального устройства
Статья 32. Рассмотрение административно-территориальных дел в законодательном (представительном) органе области и представительном органе местного самоуправления
1. Рассмотрение административно-территориальных дел в законодательном (представительном) органе области и представительном органе местного самоуправления осуществляется в порядке, определяемом соответствующим регламентом представительного органа и настоящим Законом.
2. Прокурор, участвующий в заседании представительного органа, вправе дать свое заключение или изложить свою точку зрения по существу административно-территориального дела.
Статья 33. Внесение предложений по вопросам административно- территориальных преобразований на рассмотрение законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления
Право внесения на рассмотрение законодательным (представительным) органом области и органами местного самоуправления предложений по вопросам административно-территориальных преобразований принадлежит депутатам и соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т.д.) этих органов, к ведению которых отнесено решение вопросов административно-территориального устройства и руководителям исполнительного органа власти области и органов местного самоуправления, а также непосредственно населению путем принятия решения на местном референдуме или сходе (собрании) граждан.
Статья 34. Комиссии по предварительному рассмотрению вопросов административно-территориального устройства, наименованию и переименованию административно- территориальных единиц, населенных пунктов, их составных частей
При законодательном (представительном) органе области, органах местного самоуправления могут создаваться специальные комиссии из числа депутатов и специалистов по предварительному рассмотрению вопросов административно-территориального устройства, наименованию и переименованию административно-территориальных единиц, населенных пунктов, их составных частей.
Статья 35 Подготовка административно-территориального дела к рассмотрению законодательным (представительным) органом области, представительным органом местного самоуправления
1. Соответствующая служба (специалист) аппарата по вопросам административно-территориального устройства законодательного (представительного) органа области (органа местного самоуправления) в пределах установленной настоящим Законом компетенции принимает документы и материалы по конкретному административно-территориальному преобразованию и в течение двухнедельного срока осуществляет действия по подготовке дела к рассмотрению соответствующей комиссией, а затем и законодательным (представительным) органом области (представительным органом местного самоуправления).
В этих целях соответствующая служба (специалист):
1) определяет наличие документов и материалов в деле в соответствии с настоящим Законом;
2) предлагает, если это необходимо, представить дополнительные обоснования и доказательства целесообразности данного административно-территориального преобразования;
3) в необходимых случаях выясняет, какие имеются возражения у граждан против внесенного предложения;
4) определяет и извещает круг лиц и организаций, приглашаемых на рассмотрение вопроса соответствующей комиссии и представительным органом;
5) извещает население соответствующей территории о дне рассмотрения дела;
6) решает вопрос о привлечении к рассмотрению дела экспертов и специалистов;
7) проводит проверку фактов и сведений, связанных с внесенным предложением;
8) осуществляет и другие действия необходимые для качественного рассмотрения дела.
2. По материалам, связанным с подготовкой дела к рассмотрению соответствующей комиссией, а затем и законодательным (представительным) органом области (представительным органом местного самоуправления) готовится проект постановления соответствующего органа.
3. Комиссия законодательного (представительного)органа области или представительного органа местного самоуправления в двухнедельный срок изучает материалы, представленные службой (специалистом) по вопросам административно-территориального устройства, делает свое заключение по проекту постановления законодательного (представительного) органа области (представительного органа местного самоуправления) и вносит его на рассмотрение соответствующего органа.
Статья 36. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дел административно-территориального устройства
1. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дел административно-территориального устройства:
1) относится ли дело к компетенции данного органа;
2)соответствует ли административно-территориальное преобразование историческим, национальным, культурным, бытовым тенденциям (процессам) развития территориальной организации;
3) имеются ли экономические, финансовые и организационные условия для осуществления внесенного предложения;
4) соблюдена ли процедура рассмотрения данного предложения и соответствие их данному Закону;
5) учитывается ли мнение граждан соответствующей территории по административно-территориальному преобразованию;
6) разрешаются ли в этом случае экономические, социальные, управленческие проблемы в конкретной территории;
7) удовлетворяются ли интересы и потребности населения.
2. Порядок и процедура рассмотрения обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел административно-территориальных преобразований и принятия решения, определяются Регламентом законодательного (представительного) органа области или представительного органа местного самоуправления.
Статья 37. Разрешение споров по вопросам территориального характера согласительной комиссией.
При возникновении спора о целесообразности предложенного преобразования представитель законодательного (представительного) органа области, председатель представительного органа местного самоуправления (глава муниципального образования) с участием заинтересованных сторон вправе создать согласительную комиссию. Результаты работы комиссии учитываются законодательным (представительным) органом области (органом местного самоуправления) при рассмотрении внесенного предложения и принятия решения по существу.
Статья 38. Обязательность нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления по административно-территориальным преобразованиям
1. Нормативные правовые акты законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления по административно-территориальным преобразованиям, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Неисполнение, а равно нарушение нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления по вопросам административно-территориальных преобразований, принятых в пределах их полномочий, если ответственность за соответствующие действия не установлена федеральным законом особо, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа а размере от пятикратной до двадцатикратной величины минимальной заработной платы, налагаемого в судебном порядке.
Статья 39. Ответственность законодательного (представительного) органа области местного самоуправления за принятые ими нормативные правовые акты по вопросам административно-территориального устройства
1. Законодательный (представительный) орган области и органы местного самоуправления несут ответственность за принятые ими решения по вопросам административно-территориального устройства.
2. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам в результате принятия противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу области нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления или совершения ими неправомерных действий, возмещается в полном объеме на основании решения судебных органов за счет собственных средств соответствующего органа.
Глава IV. Учет и регистрация муниципальных образований, административно-территориальных единиц и населенных пунктов, административно-территориальный кадастр
Статья 40. Учет и регистрация муниципальных образований, административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. Все муниципальные образования, административно-территориальные единицы и все населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население, подлежат учету и регистрации.
2. Регистрации подлежат все производимые изменения административно- территориального устройства.
3. Поселение временного значения, не имеющие постоянно проживающего населения или являющиеся объектами служебного назначения, не являются самостоятельными населенными пунктами и приписываются за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.
4. Законодательный (представительный) орган области информирует соответствующие федеральные органы об административно-территориальных преобразованиях в области.
5. Органы местного самоуправления в десятидневный срок информируют законодательный (представительный) орган области обо всех административно-территориальных изменениях в районе, городе, городе с территориальным районом.
Статья 41. Административно-территориальный кадастр
1. Для обеспечения полного и своевременного учета муниципальных образований, административно-территориальных единиц, населенных пунктов и всех административно-территориальных преобразований в области ведется административно-территориальный кадастр.
2. Административно-территориальный кадастр, содержащий официальные сведения о правовом положении муниципальных образований, административно-территориальных единиц, населенных пунктов и поселений, не имеющих такого статуса, включает также данные учета и регистрации всех преобразований административно-территориального устройства, ведется по единой для области системе в порядке, определяемом законодательным (представительным) органом области.
3. Ведение административно-территориального кадастра осуществляется соответствующей службой законодательного (представительного) органа области на основании положения, утвержденного законодательным (представительным) органом области.
4. Законодательный (представительный) орган области обеспечивает регулярное опубликование сведений с административно-территориальным устройством области.
5. В органах местного самоуправления районов, городов областного значения, городов с территориальным районом ведутся специальные журналы по учету муниципальных образований, административно-территориальных единиц, населенных пунктов и всех административно-территориальных преобразований на территории района, муниципального образования - города областного значения, города с территориальным районом.
Указанный учет ведется по единой форме установленной положением о ведении административно-территориального кадастра.
Губернатор |
П.И.Сумин |
Челябинской области
ОЗ N 44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 21 ноября 1996 г. N 44-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Челябинской области"
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 1 мая 1997 г. и в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Челябинской области", N 12, декабрь 1996г., с.33-58
Законом Челябинской области от 26 октября 2006 г. N 66-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 440-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 18 декабря 2003 г. N 211-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 25 мая 2000 г. N 126-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона