Принят постановлением областной Думы N 600 от 21 ноября 1996 г.
Законом Челябинской области от 25 мая 2000 г. N 126-ЗО в настоящий Закон внесены изменения
Глава I. Общие положения (ст.01-11)
Глава II. Порядок решения вопросов (ст.12-31)
административно-территориального устройства области
Глава III. Производство по делам (ст.32-39)
административно-территориального устройства
Глава IV. Учет и регистрация муниципальных образований, (ст.40-41)
административно-территориальных единиц и населенных
пунктов, административно-территориальный кадастр
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом - Основным Законом Челябинской области устанавливает принципы административно-территориального устройства Челябинской области, порядок образования, изменения и управления административно-территориальных единиц, учет и регистрацию населенных пунктов и административно-территориальных преобразований, обеспечивает единство нормативно-правового регулирования в данных вопросах, служит основой создания системы органов государственной власти и местного самоуправления, развития экономической и социальной сферы, создания экологически благоприятной среды жизнедеятельности людей, а также условий для удовлетворения интересов и потребностей населения.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Административно-территориальное устройство области - ее территориальная организация, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, выступающая организационно-правовой основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая участие граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективное использование природных и материальных ресурсов, удовлетворение социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.
Административно-территориальная единица - территория в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, полученная в результате административно-территориального деления области, имеющая установленный законом статус, название, находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.
К административно-территориальным единицам в Челябинской области относятся: города областного значения, в том числе города с территориальным районом, города районного значения, районы, районы в городе, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки), сельсоветы.
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В состав муниципального образования могут входить другие муниципальные образования (города районного значения, поселки городского типа, сельсоветы) с населенными пунктами, находящимися с ними в муниципальной связи, а также населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.
Муниципальная связь - взаимодействие по обеспечению прав населения на местное самоуправление между муниципальным образованием - городом и муниципальным образованием - поселком городского типа, сельсоветом, а также населенным пунктом, находящимся на территории муниципального образования - города, не входящих в состав города (не являющихся его составной частью), между муниципальным образованием - поселком городского типа и населенным пунктом, находящимся на территории муниципального образования - поселка городского типа и не входящим в состав поселка городского типа.
Населенный пункт (поселение) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей.
Отдельно расположенные жилые дома постоянного проживания граждан на железнодорожных перегонах, разъездах, объездах, лесничестве, урочищах и т.д. не относятся к населенным пунктам и подлежат приписке к ближайшим населенным пунктам или к их составным частям.
Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.
Городской населенный пункт (городское поселение) - населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа (рабочие, курортные поселки).
Сельский населенный пункт (сельское поселение) - населенный пункт (село, деревня, поселок, хутор), который не отнесен к категории городских поселений.
Закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальная единица (муниципальное образование), порядок образования и статус которого определяются законодательством Российской Федерации и законами области.
Город областного значения - населенный пункт (муниципальное образование), являющийся экономическим и культурным центром, имеющий развитую промышленность, с численностью населения свыше 30 тысяч человек.
В отдельных случаях к этой категории городов могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
В состав муниципального образования - города областного значения, могут быть включены не входящие в состав города другие муниципальные образования или населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Населенные пункты, включенные в состав города, теряют свою самостоятельность и становятся частью города.
Район - административно-территориальная единица (муниципальное образование), на территории которого находятся сельсоветы, а также городские поселения (города районного значения, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки),кроме городов областного значения, имеющий единый административный центр и соответствующие органы местного самоуправления.
Сельсовет - административно-территориальная единица (муниципальное образование), на территории которого находится один или несколько сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями.
Город с территориальным районом - муниципальное образование, в состав которого входят административно-территориальные единицы - город областного значения и район.
Городской район - часть территории города, выделенная в целях эффективного управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города, осуществления деятельности органов местного самоуправления и участия граждан в управлении городскими делами.
Город районного значения - населенный пункт (муниципальное образование), являющийся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 12 тысяч человек.
Поселок городского типа (рабочий, курортный поселок) - рабочий поселок - населенный пункт (муниципальное образование), на территории которого находятся промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения с численностью населения не менее 3 тысяч человек.
В состав муниципального образования - рабочего поселка могут входить сельские населенные пункты, находящиеся с ним в муниципальной связи, не являющиеся муниципальными образованиями и не входящие в состав рабочего поселка.
К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения.
Административный центр - городской или сельский населенный пункт, который в установленном законодательством порядке определен как место постоянного нахождения органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Статья 2. Принципы административно-территориального устройства области
1. Принципами административно-территориального устройства области являются основополагающие начала, исходя из которых должна формироваться политика в отношении территориальной организации области.
2. Административно-территориальное устройство области и осуществление административно-территориальных преобразований основывается на следующих принципах:
соответствия исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
содействия рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
сохранения и развития национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
участия населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.
Статья 3. Правовая основа решения вопросов административно-территориального устройства области
Правовую основу решения вопросов административно-территориального устройства области составляют:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
Устав (Основной Закон) Челябинской области;
настоящий Закон;
законы и иные нормативные правовые акты Челябинской области, а также издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Статья 4. Схема административно-территориального деления области
1. В составе области имеются районы, города областного значения, в том числе города с территориальным районом, закрытые административно-территориальные образования.
2. Города областного значения могут подразделяться на районы в городе, в муниципальной связи с ними могут находится иные административно-территориальные единицы и населенные пункты не являющиеся административно-территориальными единицами.
3. Район и город с территориальным районом непосредственно подразделяются на сельсоветы, поселки городского типа (рабочие и курортные поселки) и города районного значения.
4. Сельсоветы могут иметь в своем составе сельские населенные пункты, не являющиеся административно-территориальными единицами, и находиться в муниципальной связи с городом областного значения.
5. Поселки городского типа (рабочие, курортные поселки) и города районного значения могут иметь находящиеся с ними в муниципальной связи населенные пункты, а также сами находиться в муниципальной связи с городом областного значения.
6. Состав Челябинской области устанавливается Уставом (Основным Законом) Челябинской области и настоящим Законом.
7. Изменения в административно-территориальном делении области производятся в соответствии с Уставом (Основным Законом) Челябинской области и настоящим Законом.
Статья 5. Территория области
1. Территория области - определенная федеральным законодательством и установленная в границах часть земной поверхности, включающая сушу, внутренние воды, недра и воздушное пространство над ней и находящаяся под юрисдикцией органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
2. Территория области едина и является составной частью территории Российской Федерации.
Существующие границы области установлены постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года, постановлением Президиума ВЦИК от 8 января 1935 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 февраля 1943 года.
Официальным документом, фиксирующим границы области, является описание границ области, содержащее необходимые сведения и картографические материалы, утвержденные законодательным (представительным) органом области.
Внешние границы области уточняются протоколом согласования представителей области и сопредельных регионов и определяются межевыми знаками на местности.
3. Границы области не могут быть изменены без учета мнения населения, выраженного посредством референдума в тех административно-территориальных единицах, которых касаются предполагаемые изменения.
4. Изменение границ области утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти области в вопросах административно-территориального устройства
1. К исключительному ведению законодательного (представительного) органа государственной власти области (далее по тексту "законодательного (представительного) органа области") относится:
1) образование и управление районов и сельсоветов;
2) отнесение населенных пунктов к категории городов областного и районного значения;
3) отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа (рабочих, курортных поселков);
4) согласование с федеральными органами вопросов об образовании и упразднении закрытых административно-территориальных образований и территорий со специальным статусом управления в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
5) образование объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований;
6) установление и изменение границ районов;
7) установление и изменение границ территорий муниципальных образований;
8) утверждение и изменение черты городских и сельских поселений;
9) согласование с федеральными органами вопросов об установлении и изменении границ закрытых административно-территориальных образований включении в их состав населенных пунктов в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
10) включение населенных пунктов в состав городов, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков);
11) передача городов районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов, сельских населенных пунктов из одного района в другой;
12) включение населенных пунктов (установление муниципальной связи) в состав муниципальных образований - города областного и районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка);
13) установление и перенесение административных центров районов;
14) преобразование поселков городского типа (рабочих, курортных поселков) в сельские населенные пункты;
15) наименование и переименование районов в городах, а также присвоение им имен известных лиц (выдающихся государственных и общественных деятелей, имеющих заслуги перед государством и народом);
16) регистрация вновь возникших населенных пунктов;
17) рассмотрение предложений о наименовании вновь возникших населенных пунктов, районов, сельсоветов с последующим представлением в федеральные органы государственной власти в соответствии с порядком, установленным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом;
18) рассмотрение предложений о переименовании районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов и сельских населенных пунктов (в том числе присвоении им имен известных лиц) с последующим представлением в федеральные органы государственной власти в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом;
19) исключение из учетных данных области населенных пунктов;
20) ведение административно-территориального кадастра;
21) решение других вопросов, которые отнесены законодательством Российской Федерации или законодательством области к ведению органов государственной власти области.
2. Законодательный (представительный) орган области принимает решения по вопросам административно-территориального устройства с учетом мнения населения, органов местного самоуправления и Губернатора области.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления района, города областного значения, города с территориальным районом в вопросах административно-территориального устройства
1. К ведению представительных органов местного самоуправления районов, городов областного значения, городов с территориальным районом относится:
1) образование и упразднение районов в городах областного значения с районным делением;
2) установление и изменение границ районов в городах областного значения с районным делением;
3) установление и изменение правового режима отдельных местностей города, района, сельсовета, сельских населенных пунктов;
4) установление и перенесение административных центров сельсоветов;
5) передача населенных пунктов из одного сельсовета в другой и установление, изменение границ сельсоветов, не являющихся муниципальными образованиями, в пределах территории одного муниципального образования - района, города областного значения, города с территориальным районом, рассмотрение предложений об установлении и изменении границ сельсоветов, являющихся муниципальными образованиями, и внесение соответствующих представлений в законодательный (представительный) орган области;
6) рассмотрение предложений об образовании, объединении, преобразовании, упразднении, установлении и изменении границ муниципальных образований, находящихся в пределах границ территории муниципальных образований - районов, городов областного значения, городов с территориальным районом, и внесение их в законодательный (представительный) орган области;
7) наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей города областного значения;
8) присвоение имен известных лиц улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов, входящих в состав района, муниципальных образований - городов областного и районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов;
9) разработка проекта черты города областного значения, рассмотрение проектов черты городских и сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, находящихся на территории района, города областного значения, города с территориальным районом и внесение в законодательный (представительный) орган области предложений об их утверждении;
10) внесение в законодательный (представительный) орган области предложений о наименовании вновь возникших населенных пунктов на территории муниципального образования, о переименовании районов, городов, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельских населенных пунктов (в том числе присвоении им имен известных лиц), о наименовании и переименовании районов в городах;
11) решение других вопросов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами области переданы в ведение органов местного самоуправления района, города областного значения, города с территориальным районом.
2. Представительный орган местного самоуправления района, города областного значения, города с территориальным районом принимает решение по вопросам административно-территориального устройства с учетом мнения населения и главы муниципального образования.
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления сельсовета, города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка) в вопросах административно-территориального устройства
1. К ведению представительных органов местного самоуправления сельсоветов, городов районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков) или собраний (сходов) граждан, осуществляющих полномочия представительных органов местного самоуправления относится:
1) учет мнения населения и принятие решений с внесением представлений в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления:
об образовании и объединении сельсоветов;
об изменении границ сельсовета;
об изменении статуса населенных пунктов;
об образовании и снятии с учета населенных пунктов;
об изменении границ муниципального образования - города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка), сельсовета;
об утверждении и изменении черты города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка), сельского населенного пункта;
о передаче и включении населенных пунктов в состав города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка);
о передаче и включении населенных пунктов в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) - города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка);
о наименовании и переименовании населенных пунктов;
о присвоении имен известных лиц населенным пунктам, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов.
2) наименование и переименование улиц, площадей, скверов, микрорайонов и других составных частей города районного значения, поселка городского типа (рабочего,курортного поселка), населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
3) решение других вопросов, которые переданы в ведение органов местного самоуправления, города районного значения, поселка городского типа (рабочего, курортного поселка) законодательством Российской Федерации и законодательством области.
2. Решение представительных органов местного самоуправления сельсоветов, городов районного значения, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков) или собраний (сходов) граждан, осуществляющих полномочия представительных органов местного самоуправления, по вопросам административно-территориального устройства принимаются с учетом мнения населения и главы соответствующего муниципального образования.
Статья 9. Учет мнения населения по вопросам административно-территориальных преобразований
1. По всем предлагаемым преобразованиям административно-территориального устройства, предусмотренным настоящим Законом, в обязательном порядке выявляется мнение населения, которого оно непосредственно касается.
2. Выявление мнения населения соответствующих территорий осуществляется путем сбора подписей, проведения местных референдумов, собраний (сходов), конференций жителей.
3. Выявление мнения населения по вопросам образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ осуществляется путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан.
Статья 10. Прокурорский надзор в области административно- территориального устройства
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об административно-территориальном устройстве области осуществляет прокурор области и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.
Статья 11. Судебный контроль в области административно- территориального устройства
Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства могут быть обжалованы гражданами, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, органами местного самоуправления и должностными лицами в судебном порядке.
Глава II. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства области
Статья 12. Образование, упразднение, объединение и преобразование муниципальных образований, районов, городов и городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов
1. Образование, упразднение, объединение и преобразование муниципальных образований, районов, городов, городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих органов самоуправления с учетом мнения населения и Губернатора области.
2. Для образования, упразднения, объединения и преобразования муниципальных образований, районов, городов, городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов соответствующие органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление Губернатора области по данному вопросу;
2) решение заинтересованных представительных органов местного самоуправления районов, городов, городов с территориальным районом, поселков городского типа (рабочих, курортных поселков), сельсоветов по вносимому предложению;
3) решения, принятые на местном референдуме либо на собраниях (сходах) граждан, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований;
4) выкопировку из схематической карты (2 экз. с указанием на ней проектируемых административно-территориальных преобразований);
5) пояснительную записку, в которой отражаются: обоснование целесообразности вносимых предложений; сведения о размере территории, количестве городов районного значения, поселков городского типа, сельсоветов, населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, наличие муниципальной собственности, источники формирования местного бюджета, численность населения, перечень основных социально-культурных, промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций и количество работающих на них; предложение о наименовании территории и обоснование его; предложение об образовании органов местного самоуправления.
3. Образование, упразднение, объединение и преобразование муниципальных образований может осуществляться по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти области.
При этом в законодательный (представительный) орган области представляют все документы предусмотренные в пункте 2 настоящей статьи, а также решения соответствующих органов, выступающих с инициативой или принятые по инициативе населения в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и уставом муниципального образования.
Статья 13. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований
1. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований производится законодательным (представительным) органом области по инициативе соответствующих органов местного самоуправления (районов, городов, городов с территориальным районом, поселков городского типа, сельсоветов), а также органов государственной власти области с учетом мнения населения и Губернатора области.
2. Для установления и изменения границ территорий муниципальных образований соответствующие органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган власти области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области;
2) решения представительных органов местного самоуправления соответствующего района, города, города с территориальным районом, а также заинтересованных муниципальных образований, находящихся на территории муниципального образования - района, города, города с территориальным районом;
3) решения, принятые на местном референдуме либо на собраниях (сходах) граждан, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований;
4) заключение соответствующих органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;
5) выкопировки из схематической карты в 2 экземплярах с обозначением границ территории до и после изменения и населенных пунктов, расположенных на ней;
6) пояснительную записку, в которой указывается:
обоснование необходимости изменения границ муниципальных образований;
размер передаваемой территории, перечень населенных пунктов, расположенных на ней, и численность проживающего населения в каждом из них;
расстояние, на котором находятся населенные пункты от центров районов и состояние путей сообщения;
перечень производственных, социально-культурных и других объектов, находящихся в населенных пунктах;
изменение численности населенных пунктов;
другие сведения, обосновывающие целесообразность совершения данного преобразования;
3. Если установление или изменение границ указанных муниципальных образований производится по инициативе населения или органов государственной власти области, то в законодательный (представительный) орган области предоставляются документы в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, а также решения соответствующих органов государственной власти области, выступивших с инициативой, или принятые населением в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и уставом муниципального образования.
4. Установление и изменение границ закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) на территории области, включение в состав ЗАТО других населенных пунктов производится в порядке установленном законодательством Российской Федерации с учетом требований настоящего Закона области.
Статья 14. Установление и изменение границ сельсоветов
Установление и изменение границ сельсоветов в соответствии со статьей 7 настоящего Закона производится представительным органом местного самоуправления муниципального образования - района или города в состав которого они входят.
В случае, если территория сельсовета не является территорией муниципального образования, установление и изменение границ сельсоветов в соответствии со статьей 7 настоящего Закона производится представительным органом местного самоуправления района, города или города с территориальным районом, на территории которых они находятся.
При решении указанных вопросов рассматриваются соответствующие документы и материалы, предусмотренные в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона.
Статья 15. Утверждение и изменение черты городов, поселков городского типа. Включение в состав городов и поселков городского типа пунктов.
1. Установление и изменение черты городов и поселков городского типа, а также включение в их состав населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению органов местного самоуправления городов и поселков городского типа с учетом мнения населения и главы администрации области и по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления сопредельных территорий.
2. Изменение черты города и поселков городского типа, а также включение в состав других населенных пунктов, производится при условии, что отвод земли, включенной в черту города или поселка городского типа вместе с населенным пунктом, осуществляется одновременно и не нарушает прав других землепользователей.
3. В случае включения населенного пункта или поселка городского типа населенный пункт теряет свое самостоятельное правовое положение и наименование и становится составной частью города или поселка городского типа (микрорайоном или улицами) и затем исключается из учетных данных административно-территориального устройства.
4. Населенный пункт может быть передан в состав муниципального образования - города или поселка городского типа, без утраты своего самостоятельного правового статуса и своего наименования в соответствии с настоящим Законом области.
5. Для рассмотрения вопросов предусмотренных в пунктах 1, 2, 3, 4 настоящей статьи, органы местного самоуправления города, поселка городского типа представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области, удовлетворяющее ходатайство органов местного самоуправления;
2) решение соответствующего представленного органа местного самоуправления;
3) решения общих собраний, сходов граждан населенного пуна;
4) схематический план города, поселка городского типа в 2 экземплярах с указанием существующей и проектируемой черты города (поселка), экспликации включаемых земель и населенных пунктов, расположенных на этих землях;
5) заключение соответствующих органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;
6) пояснительную записку, в которой указываются:
обоснование необходимости изменения черты города (поселка) или включение в их состав других населенных пунктов;
размер существующей территории города (поселка);
численность населения города (поселка);
как увязать изменение черты города (поселка) с генеральным планом его развития и как будут использоваться включаемые земли;
на включаемый в состав города (поселка) населенный пункт следующие данные: на каком расстоянии он расположен от города (поселка), сведения о промышленных предприятиях и социально-культурных учреждениях, численность населения, другие сведения обосновывающие целесообразность данного преобразования.
7) решения органов местного самоуправления сопредельных территорий о согласовании черты городов и поселков городского типа.
Статья 16. Установление и изменение черты сельских населенных пунктов
Установление и изменение черты сельских населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих представительных органов местного самоуправления.
Для рассмотрения данного вопроса представительные органы местного самоуправления представляют документы, аналогичные указанным в пункте 5 статьи 15 настоящего Закона.
Статья 17. Отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа, упразднение их и преобразование в сельские населенные пункты
1. Отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа, а также их упразднение или преобразование в сельские населенные пункты производится законодательным (представительным) органом области по представлению представительных органом местного самоуправления городов, районов, городов с территориальным районом с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для рассмотрения данного вопроса представительные органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области;
2) решения заинтересованных представительных органов местного самоуправления города, района, города с территориальным районом, поселка городского типа, сельсовета;
3) карту - план населенного пункта, преобразуемого в поселок городского типа или в сельский населенный пункт, с указанием его черты и экспликации занимаемых им земель;
4) материалы и решения собраний, сходов граждан, иные сведения об учете мнения населения;
5) пояснительную записку, в которой указывается:
обоснование необходимости отнесения населенного пункта к категории поселка городского типа, его упразднение или преобразование в сельский населенный пункт;
перечень промышленных, сельскохозяйственных, социально-культурных и бытовых предприятий и организаций и число работающих в них, перспектива дальнейшего развития;
численность населения;
ближайшая железнодорожная станция и расстояние до нее;
наличие телеграфной, телефонной и почтовой связи;
предложения о наименовании поселка городского типа (рабочего, курортного поселка) и образовании в нем органов местного управления;
иные сведения, объясняющие целесообразность данного преобразования.
Статья 18. Отнесение населенных пунктов к категории городов областного и районного значения
1. Отнесение населенных пунктов к категории городов областного районного значения производится законодательным (представительным) органом области по представлению представительных органов местного самоуправления населенного пункта, а также соответствующего района, города, в муниципальной связи с которым находится населенный пункт, с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для отнесения населенных пунктов к категории городов областного или районного значения соответствующие представительные органы местного самоуправления представляют в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по данному вопросу;
2) решения представительных органов местного самоуправления по вносимому предложению;
3) выкопировку или схематический план города;
4) решения, принятые на местном референдуме либо на собраниях (сходах) граждан по данному вопросу, и другие материалы, содержащие сведения о мнении населения, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
5) пояснительную записку в которой указываются:
обоснования целесообразности вносимого предложения;
сведения о численности населения;
перечень основных предприятий, организаций и учреждений и численность в них работающих;
сведения о жилищно-коммунальном хозяйстве, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и быта;
размер территории населенного пункта с указанием землепользователей;
наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние до нее;
сведения о бюджете населенного пункта;
предложение о наименовании города и его обоснование;
другие сведения обосновывающие необходимость данного преобразования.
Статья 19. Передача населенных пунктов в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) - города, города с территориальным районом, поселка городского типа
1. Передача населенных пунктов в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) - города с территориальным районом, поселка городского типа осуществляется законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих представительных органов местного самоуправления города, района, города с территориальным районом, поселка городского типа, сельсовета с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для передачи в состав муниципального образования (установление муниципальной связи) населенного пункта в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы;
1) постановление главы администрации области по внесенному предложению;
2) решение соответствующего представительного органа местного самоуправления, органа территориального общественного самоуправления населенного пункта;
3) решение органа местного самоуправления муниципального образования, из состава которого передается населенный пункт;
4) решение представительного органа местного самоуправления муниципального образования, в состав которого передается населенный пункт;
5) материалы и сведения, учитывающие мнение населения по данному вопросу;
6) карта-схема в двух экземплярах с указанием передаваемого населенного пункта;
7) пояснительная записка, в которой изложено обоснование передачи в состав муниципального образования (установление муниципальной связи).
3. Населенные пункты переданные в состав муниципального образования сохраняют свой самостоятельный территориальный статус.
Статья 20. Установление и перенесение административных центров районов
1. Установление и перенесение административных центров районов производится законодательным (представительным) органом области по предложению представительных органов местного самоуправления соответствующих районов с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Для установления и перенесения административных центров районов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по вносимому предложению;
2) решение представительного органа местного самоуправления района;
3) материалы и сведения учитывающие мнение граждан по вносимому предложению;
4) выкопировка или схематическая карта в двух экземплярах, с указанием в ней существующего и проектируемого административного центра района;
5) пояснительная записка, в которой указываются:
характеристика населенного пункта, в котором будет размещен административный центр района;
географическое положение населенного пункта, где будет размещен административный центр;
численность населения;
перечень основных предприятий, учреждений и организаций и численность работающих на каждом из них;
сведения о социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и быта, о коммунальном хозяйстве, средствах сообщения и связи;
наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние до нее;
сведения о предполагаемых расходах в связи с переносом административного центра района;
другие сведения обосновывающие целесообразность перенесения административного центра района.
Статья 21. Объединение населенных пунктов
1. При объединении населенных пунктов за укрупненным населенным пунктом сохраняется одно из прежних наименований. Преимущественно сохраняется наименование того населенного пункта, в котором имеется учреждение связи или железнодорожная станция, с тем, чтобы наименование этих объектов совпадало с наименованием населенного пункта.
2. Объединение населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих представительных органов местного самоуправления с учетом мнения населения и главы администрации области.
3. Для объединения населенных пунктов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по внесенному предложению;
2) решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
3) решения собраний (сходов) граждан и другие материалы, учитывающие мнение населения в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
4) выкопировка из карты (в 2 экз.) территории с указанием на ней объединенных населенных пунктов;
5) пояснительная записка, в которой указываются;
обоснование объединения населенных пунктов;
сведения о численности населения в каждом населенном пункте;
расстояние между населенными пунктами;
наличие в них учреждений связи, железнодорожных станций и их наименование;
мотивированное предложение о наименовании объединенного населенного пункта;
другие сведения, обосновывающие данное предложение.
Статья 22. Регистрация и наименование вновь возникших населенных пунктов
1. регистрация вновь возникших населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по предложению соответствующих представительных органов местного самоуправления района, города, города с территориальным районом, поселка, сельсовета с учетом мнения населения и главы администрации области.
2. Присвоение наименований вновь возникшим населенным пунктам и присвоение им имен известных лиц производится Правительством Российской Федерации по представлению законодательного (представительного) органа области в порядке, установленном Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом.
3. Для регистрации и наименования вновь возникших населенных пунктов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление главы администрации области по внесенному предложению;
2) решения представительных органов местного самоуправления района, города, города с территориальным районом поселка, сельсовета по данному предложению;
3) решения собраний (сходов) граждан по вопросу присвоения наименования вновь возникшему населенному пункту;
4) выкопировка или схематическая карта (в 2 экз.) территории с указанием на ней месторасположения вновь возникшего населенного пункта;
5) пояснительная записка, в которой указывается:
местонахождение населенного пункта (расстояние до центра сельсовета района, поселка городского типа, города, города с территориальным районом), ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения;
причины его возникновения, когда и кем отведено место для населенного пункта и утвержден план его застройки;
количество населения и его состав по преобладающему роду занятий;
преобладающая национальность населения;
предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования;
другие сведения, обосновывающие данное территориальное преобразование.
4. Регистрации подлежат все вновь возникшие населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население.
5. Регистрацию вновь возникших населенных пунктов производится не позднее одного года после их возникновения.
Статья 23. Наименование и переименование районов, городов, районов в городах, поселков городского типа, сельсоветов и сельских населенных пунктов, а также присвоение им имен известных лиц
1. Наименование и переименование районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов и сельских населенных пунктов производится Правительством Российской Федерации по представлению законодательного (представительного) органа области в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.
2. Наименование и переименование районов в городах производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующего представительного органа местного самоуправления с учетом мнения населения и Губернатора области.
3. Присвоение имен известных лиц административно-территориальным единицам и населенным пунктам производится Правительством Российской Федерации по представлению законодательного (представительного) органа области в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.
4. Для рассмотрения вопросов, предусмотренных в пунктах 1, 2, 3, соответствующий представительный орган местного самоуправления представляет в законодательный (представительный) орган области следующие документы и материалы:
1) постановление Губернатора области по внесенному предложению;
2) решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
3) материалы и сведения, отражающие мнение граждан по вносимому предложению, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
4) пояснительную записку, содержащую обоснование целесообразности вносимых предложений, в которой указываются:
численность и национальный состав населения, проживающего на данной территории;
наличие почтово-телеграфных учреждений, железнодорожных станций и их наименование;
другие сведения, обосновывающие целесообразность наименования и переименования;
сведения о расходах, связанных с переименованием административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
заслуги лица, имя которого присваивается при решении вопроса о присвоении имен известных лиц.
5. Переименование населенных пунктов, в которых расположены почтово-телеграфные учреждения или железнодорожные станции, производится с ведома областного органа управления связью и управления железной дороги.
Статья 24. Присвоение имен известных лиц административно- территориальным единицам и населенным пунктам
Статья 24. Исключение населенных пунктов из учета административно-территориального деления области
1. Населенные пункты, из которых выехали или переселились постоянно проживающие жители, подлежат исключению из административно-территориального деления области.
Населенные пункты, вошедшие в состав городов, поселков городского типа или объединенные с другими населенными пунктами подлежат исключению из административно-территориального деления области.
2. Исключение населенных пунктов производится законодательным (представительным) органом области по представлению соответствующих представительных органов местного самоуправления с учетом мнения главы администрации области.
3. Для исключения населенных пунктов в законодательный (представительный) орган области представляются следующие документы и материалы:
1) постановление Губернатора области по внесенному предложению;
2) решения представительных органов местного самоуправления;
3) акт о ликвидации населенного пункта с подписями представителей органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, объекты которых находились в данном населенном пункте;
4) выкопировка или схематическая карта в 2 экземплярах территории с указанием на ней места расположения населенного пункта, подлежащего исключению из учетных данных;
5) пояснительная записка, в которой указываются:
обоснование вносимого предложения:
сведения о причинах ликвидации производительной или иной деятельности в населенном пункте;
места выезда из него жителей;
количество и состояние в населенном пункте жилых домов, производственных объектов и т.д.;
мотивирование вывода о том, что в ближайшие годы не возникает необходимости восстановления населенного пункта;
другие сведения, обосновывающие целесообразность исключения населенного пункта из учета.
Статья 25. Образование, упразднение и объединение районов в городе. Установление и изменение границ районов в городе
Образование, упразднение и объединение районов в городе, установление и изменение границ районов в городе производится представительным органом местного самоуправления города по предложению администрации города, органов территориального общественного самоуправления и граждан.
Статья 26. Передача сельских населенных пунктов из одного сельсовета в другой
1. Передача сельских населенных пунктов из одного сельсовета в другой, каждый из которых не является муниципальным образованием, в пределах территории одного муниципального образования района, города, города с территориальным районом производится представительным органом местного самоуправления соответствующего района, города, города с территориальным районом с учетом мнения населения.
2. В случае, если населенные пункты находятся на территории разных муниципальных образований решение по указанному вопросу производится законодательным (представительным) органом области.
При этом в законодательный (представительный) орган области представляются документы аналогичные изложенным в статье 19 настоящего Закона.
Статья 27. Установление и перенесение административных центров сельсоветов
Установление и перенесение административных центров сельсоветов производится представительным органом местного самоуправления района, города, города с территориальным районом по предложению представительных органов местного самоуправления сельсоветов.
Статья 28. Наименование и переименование, присвоение имен известных лиц улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов
1. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производится представительным органом местного самоуправления муниципального образования, в состав которого он входит (имеет муниципальную связь).
2. Присвоение имен известных лиц улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов производится представительным органом местного самоуправления района, в состав которого входит населенный пункт, либо представительным органом местного самоуправления города областного значения, города с территориальным районом, в муниципальной связи с которым находится населенный пункт с учетом мнения населения.
3. Наименование и переименование (возврат к историческим названиям), присвоение имен известных лиц производится с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, культурно-бытовых и иных местных условий, устранения неблагозвучных названий и т.д.
Статья 29. Рассмотрение других дел административно- территориального устройства
Рассмотрение других дел административно-территориального устройства осуществляется по аналогии применения соответствующих норм данного Закона.
Статья 30. Перечень документов необходимых при рассмотрении вопросов административно-территориального устройства представительными органами местного самоуправления
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представительными органами местного самоуправления, определяется ими самостоятельно применительно к статьям 12 - 25 настоящего Закона.
Глава III. Производство по делам административно-территориального устройства
Статья 31. Рассмотрение административно-территориальных дел в законодательном (представительном) органе области и представительном органе местного самоуправления
1. Рассмотрение административно-территориальных дел в законодательном (представительном) органе области и представительном органе местного самоуправления осуществляется в порядке, определяемом соответствующим регламентом представительного органа и настоящим Законом.
2. Прокурор, участвующий в заседании представительного органа, вправе дать свое заключение или изложить свою точку зрения по существу административно-территориального дела.
Статья 32. Внесение предложений по вопросам административно- территориальных преобразований на рассмотрение законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления
Право внесения на рассмотрение законодательным (представительным) органом области и органами местного самоуправления предложений по вопросам административно-территориальных преобразований принадлежит депутатам и соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т.д.) этих органов, к ведению которых отнесено решение вопросов административно-территориального устройства и руководителям исполнительного органа власти области и органов местного самоуправления, а также непосредственно населению путем принятия решения на местном референдуме или сходе (собрании) граждан.
Статья 33. Комиссии по предварительному рассмотрению вопросов административно-территориального устройства, наименованию и переименованию административно- территориальных единиц, населенных пунктов, их составных частей
При законодательном (представительном) органе области, органах местного самоуправления могут создаваться специальные комиссии из числа депутатов и специалистов по предварительному рассмотрению вопросов административно-территориального устройства, наименованию и переименованию административно-территориальных единиц, населенных пунктов, их составных частей.
Статья 34 Подготовка административно-территориального дела к рассмотрению законодательным (представительным) органом области, представительным органом местного самоуправления
1. Соответствующая служба (специалист) аппарата по вопросам административно-территориального устройства законодательного (представительного) органа области (органа местного самоуправления) в пределах установленной настоящим Законом компетенции принимает документы и материалы по конкретному административно-территориальному преобразованию и в течение двухнедельного срока осуществляет действия по подготовке дела к рассмотрению соответствующей комиссией, а затем и законодательным (представительным) органом области (представительным органом местного самоуправления).
В этих целях соответствующая служба (специалист):
1) определяет наличие документов и материалов в деле в соответствии с настоящим Законом;
2) предлагает, если это необходимо, представить дополнительные обоснования и доказательства целесообразности данного административно-территориального преобразования;
3) в необходимых случаях выясняет, какие имеются возражения у граждан против внесенного предложения;
4) определяет и извещает круг лиц и организаций, приглашаемых на рассмотрение вопроса соответствующей комиссии и представительным органом;
5) извещает население соответствующей территории о дне рассмотрения дела;
6) решает вопрос о привлечении к рассмотрению дела экспертов и специалистов;
7) проводит проверку фактов и сведений, связанных с внесенным предложением;
8) осуществляет и другие действия необходимые для качественного рассмотрения дела.
2. По материалам, связанным с подготовкой дела к рассмотрению соответствующей комиссией, а затем и законодательным (представительным) органом области (представительным органом местного самоуправления) готовится проект постановления соответствующего органа.
3. Комиссия законодательного (представительного)органа области или представительного органа местного самоуправления в двухнедельный срок изучает материалы, представленные службой (специалистом) по вопросам административно-территориального устройства, делает свое заключение по проекту постановления законодательного (представительного) органа области (представительного органа местного самоуправления) и вносит его на рассмотрение соответствующего органа.
Статья 35. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дел административно-территориального устройства
1. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дел административно-территориального устройства:
1) относится ли дело к компетенции данного органа;
2)соответствует ли административно-территориальное преобразование историческим, национальным, культурным, бытовым тенденциям (процессам) развития территориальной организации;
3) имеются ли экономические, финансовые и организационные условия для осуществления внесенного предложения;
4) соблюдена ли процедура рассмотрения данного предложения и соответствие их данному Закону;
5) учитывается ли мнение граждан соответствующей территории по административно-территориальному преобразованию;
6) разрешаются ли в этом случае экономические, социальные, управленческие проблемы в конкретной территории;
7) удовлетворяются ли интересы и потребности населения.
2. Порядок и процедура рассмотрения обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел административно-территориальных преобразований и принятия решения, определяются Регламентом законодательного (представительного) органа области или представительного органа местного самоуправления.
Статья 36. Разрешение споров по вопросам территориального характера согласительной комиссией.
При возникновении спора о целесообразности предложенного преобразования представитель законодательного (представительного) органа области, председатель представительного органа местного самоуправления (глава муниципального образования) с участием заинтересованных сторон вправе создать согласительную комиссию. Результаты работы комиссии учитываются законодательным (представительным) органом области (органом местного самоуправления) при рассмотрении внесенного предложения и принятия решения по существу.
Статья 37. Обязательность нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления по административно-территориальным преобразованиям
1. Нормативные правовые акты законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления по административно-территориальным преобразованиям, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Неисполнение, а равно нарушение нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления по вопросам административно-территориальных преобразований, принятых в пределах их полномочий, если ответственность за соответствующие действия не установлена федеральным законом особо, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа а размере от пятикратной до двадцатикратной величины минимальной заработной платы, налагаемого в судебном порядке.
Статья 38. Ответственность законодательного (представительного) органа области местного самоуправления за принятые ими нормативные правовые акты по вопросам административно-территориального устройства
1. Законодательный (представительный) орган области и органы местного самоуправления несут ответственность за принятые ими решения по вопросам административно-территориального устройства.
2. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам в результате принятия противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу области нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области и органов местного самоуправления или совершения ими неправомерных действий, возмещается в полном объеме на основании решения судебных органов за счет собственных средств соответствующего органа.
Глава IV. Учет и регистрация муниципальных образований, административно-территориальных единиц и населенных пунктов, административно-территориальный кадастр
Статья 39. Учет и регистрация муниципальных образований, административно-территориальных единиц и населенных пунктов
1. Все муниципальные образования, административно-территориальные единицы и все населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население, подлежат учету и регистрации.
2. Регистрации подлежат все производимые изменения административно- территориального устройства.
3. Поселение временного значения, не имеющие постоянно проживающего населения или являющиеся объектами служебного назначения, не являются самостоятельными населенными пунктами и приписываются за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.
4. Законодательный (представительный) орган области информирует соответствующие федеральные органы об административно-территориальных преобразованиях в области.
5. Органы местного самоуправления в десятидневный срок информируют законодательный (представительный) орган области обо всех административно-территориальных изменениях в районе, городе, городе с территориальным районом.
Статья 40. Административно-территориальный кадастр
1. Для обеспечения полного и своевременного учета муниципальных образований, административно-территориальных единиц, населенных пунктов и всех административно-территориальных преобразований в области ведется административно-территориальный кадастр.
2. Административно-территориальный кадастр, содержащий официальные сведения о правовом положении муниципальных образований, административно-территориальных единиц, населенных пунктов и поселений, не имеющих такого статуса, включает также данные учета и регистрации всех преобразований административно-территориального устройства, ведется по единой для области системе в порядке, определяемом законодательным (представительным) органом области.
3. Ведение административно-территориального кадастра осуществляется соответствующей службой законодательного (представительного) органа области на основании положения, утвержденного законодательным (представительным) органом области.
4. Законодательный (представительный) орган области обеспечивает регулярное опубликование сведений с административно-территориальным устройством области.
5. В органах местного самоуправления районов, городов областного значения, городов с территориальным районом ведутся специальные журналы по учету муниципальных образований, административно-территориальных единиц, населенных пунктов и всех административно-территориальных преобразований на территории района, муниципального образования - города областного значения, города с территориальным районом.
Указанный учет ведется по единой форме установленной положением о ведении административно-территориального кадастра.
Губернатор |
П.И.Сумин |
Челябинской области
ОЗ N 44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 21 ноября 1996 г. N 44-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Челябинской области"
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 1 мая 1997 г. и в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Челябинской области", N 12, декабрь 1996г., с.33-58
Законом Челябинской области от 26 октября 2006 г. N 66-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 440-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 18 декабря 2003 г. N 211-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 25 мая 2000 г. N 126-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона