Постановление Магнитогорского городского Собрания депутатов
от 29 апреля 1998 г. N 154
"Об утверждении Положения "О территориальном общественном
самоуправлении в г.Магнитогорске"
В целях обеспечения правового регулирования широкого участия населения города в становлении и развитии местного самоуправления, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Челябинской области "О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области", Уставом муниципального образования г.Магнитогорска, Магнитогорское городское Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить Положение "О территориальном общественном самоуправлении в г.Магнитогорске" с учетом внесенных изменений.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя городского Собрания депутатов Чижкова В.А.
Председатель Магнитогорского
городского Собрания депутатов |
Ф.А.Мухаметзянов |
Положение
"О территориальном общественном самоуправлении в г.Магнитогорске"
(утв. постановлением городского Собрания депутатов от 29 апреля 1998 г. N 154)
Глава 1. Общие положения (ст.1 - 5)
Глава 2. Организационные основы территориального (ст.6 - 14)
общественного самоуправления
Раздел 3. Полномочия территориального общественного (ст.15)
самоуправления
Раздел 4. Гарантии территориального общественного (ст.16)
самоуправления
Настоящее положение определяет принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании города Магнитогорска, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление (далее по тексту ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города (микрорайон, квартал, улица и другие территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления не являются юридическими лицами.
Статья 2. Правовая основа территориального общественного самоуправления
Правовую основу ТОС составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Челябинской области "О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области", Устав муниципального образования г.Магнитогорска, настоящее Положение, а также положение о совете (комитете) микрорайона, квартала, улицы и других территорий.
Статья 3. Принципы территориального общественного самоуправления
ТОС осуществляется на принципах:
- законности;
- защиты прав и законных интересов населения;
- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения;
- выборности и подконтрольности населению органов ТОС;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
- сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования г.Магнитогорска;
- гласности и учета общественного мнения.
Статья 4. Границы территориального общественного самоуправления
Границы ТОС определяются по месту жительства граждан: микрорайон, квартал, улица, дом и другие территории.
Территории, на которых осуществляется ТОС и избираются его органы, устанавливаются по предложению жителей данной территории Главой города и утверждаются городским Собранием депутатов.
Статья 5. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
1. ТОС является составной частью системы местного самоуправления.
ТОС призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
2. Городское Собрание депутатов и администрация города:
- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;
- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний, сходов, конференций, опросов населения и принимают в них участие;
- разрабатывают нормативную документацию по ТОС, содействуют в разработке положений о совете (комитете) микрорайона, квартала, улицы и других территорий;
- создают необходимые условия для становления и развития системы ТОС;
- могут устанавливать сферы совместной компетенции с ТОС, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;
- координирует деятельность ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь;
- содействуют выполнению решений общих собраний, сходов, конференций, органов ТОС, принятых в пределах их компетенции;
- учитывают в своих решениях мнение населения, полученное ТОС методом опроса;
- приостанавливают действие органов ТОС в случаях превышения ими своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения;
- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с органами ТОС в соответствии с законодательством.
3. Городское Собрание депутатов:
- разрабатывает и принимает Положение о ТОС в г.Магнитогорске;
- разрабатывает примерные положения о совете (комитете) микрорайона, квартала, улицы и других территорий.
4. Администрация города:
- предоставляет органам ТОС помещения для осуществления их деятельности;
- составляет планы совместных действий по решению вопросов жизнеобеспечения населения микрорайона, квартала, улицы и другой территории.
5. Органы ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
6. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь ТОС, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
Глава 2. Организационные основы территориального общественного самоуправления
Статья 6. Формы организации ТОС
ТОС осуществляется населением через:
- непосредственное волеизъявление граждан - общие собрания, сходы, конференции, опросы;
- органы ТОС.
Статья 7. Общие собрания, сходы, конференции граждан и опрос населения
1. Общие собрания, сходы, конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами ТОС или инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В работе общих собраний, сходов, конференций принимают участие граждане, достигшие 16 лет и проживающие на соответствующей территории.
Общие собрания, сходы правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории.
2. Конференции правомочны при участии в них не менее двух третей представителей от жителей соответствующей территории.
Участники конференций граждан делегируются общими собраниями, сходами граждан соответствующей территории, а при отсутствии возможности для проведения общего собрания, схода - по результатам сбора подписей граждан.
Делегат на конференцию считается избранным, если за него проголосовало простое большинство присутствующих на общем собрании, сходе (опрошенных путем сбора подписей).
3. К компетенции общих собраний, сходов, конференций граждан соответствующей территории относятся решения следующих вопросов:
- принятие положений о совете (комитете) микрорайона, квартала, улицы и других территорий;
- избрание органов ТОС;
- утверждение программ деятельности органов ТОС;
- оценка деятельности органов ТОС по их отчетам;
- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
4. Решения общих собраний, сходов, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом.
Протокол должен содержать следующие данные:
- дату и место проведения;
- общее число граждан, имеющих право принимать решения на общем собрании, сходе, конференции;
- количество жителей, принявших участие в работе общего собрания, схода, конференции;
- принятые решения.
Решения общих собраний, сходов, конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления.
5. Опрос граждан производится по инициативе органов местного самоуправления, по инициативе ТОС или любого дееспособного гражданина по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 16 лет.
6. Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист.
Каждый опросный лист должен содержать:
- вопрос, на который гражданин должен ответить, варианты ответа;
Указанный вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было дать лишь однозначный ответ. Вопрос не должен противоречить законодательству Российской Федерации, Челябинской области, Уставу муниципального образования г.Магнитогорска, настоящему Положению, а также положениям о совете (комитете) микрорайона, квартала, улицы и других территорий.
- фамилия, имя, отчество опрашиваемого;
- адрес места проживания;
- подпись опрашиваемого и дата подписи;
Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, телефон), или зарегистрирован органом ТОС.
7. Опрос граждан по вынесенному вопросу, на который необходимо получить мнение жителей соответствующей территории, должен пройти не более чем в течение 10 дней.
Статья 8. Органы территориального общественного самоуправления
1. Органы ТОС создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС проводятся на общих собраниях, сходах или конференциях граждан по месту их жительства. Общее собрание, сход или конференция граждан устанавливают срок полномочий органов ТОС.
Подготовка и проведение выборов органов ТОС осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств местного бюджета.
2. Органы ТОС подразделяются на:
- советы (комитеты) микрорайонов, поселков;
- объединения жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК и т.п.);
- квартальные, уличные, домовые и иные советы (комитеты);
3. Органы ТОС с целью наиболее эффективной реализации своих полномочий могут объединяться в ассоциации.
4. Органы ТОС отчитываются об итогах своей деятельности перед общими собраниями, сходами, конференциями граждан не реже одного раза в год.
Статья 9. Совет (комитет) микрорайона, поселка
1. Совет (комитет) микрорайона, поселка избирается на общем собрании, сходе или конференции граждан соответствующей территории простым большинством голосов от числа присутствующих.
2. Порядок избрания совета (комитета), организация его работы, полномочия, виды деятельности, а также ответственность данного органа определяются положением о совете (комитете) микрорайона, поселка.
Статья 10. Объединение жителей - собственников в едином комплексе недвижимости имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК)
Объединение жителей - собственников в едином комплексе недвижимости имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК) организуется на общем собрании собственников жилья в соответствии с законодательством.
Статья 11. Квартальный, уличный, домовой совет (комитет)
1. Квартальный, уличный, домовой совет (комитет) избирается на общем собрании, сходе или конференции граждан соответствующей территории простым большинством голосов от числа присутствующих или формируется из старших по домам (подъездам).
2. Порядок избрания совета (комитета), организация его работы, полномочия, виды деятельности, а также ответственность данного органа определяются положением о квартальном, уличном, домовом совете (комитете).
Статья 12. Структура и состав органа ТОС
1. Совет (комитет) микрорайона, квартала, улицы и других территорий состоит из председателя, заместителя и других членов совета (комитета). В состав органа ТОС могут быть избраны граждане, достигшие 18 лет. Работу органа ТОС организует председатель. а в его отсутствие - заместитель председателя. Председатель и заместитель председателя органа ТОС избираются на заседании органа ТОС простым большинством голосов при участии не менее 2/3 членов органа ТОС и работают на общественных началах.
2. Председатель совета (комитета):
- руководит работой органа ТОС;
- организует и контролирует выполнение решений ТОС;
- проводит прием граждан;
- представляет орган ТОС во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями;
- представляет утвержденный на заседании органа ТОС ежегодный отчет о деятельности совета (комитета) на общее собрание, сход, конференцию.
- доводит до сведения жителей соответствующей территории решения общих собраний, сходов, конференций и органа ТОС.
Председатель совета (комитета) ТОС подотчетен общему собранию, сходу, конференции.
3. Количественный состав органа ТОС определяется общим собранием, сходом или конференцией граждан соответствующей территории. В состав органа ТОС могут входить депутат городского Собрания, избирательный округ которого образован на соответствующей территории, участковые инспектора милиции, закрепленные за данной территорией, представитель жилищно-эксплуатационной организации, расположенной на данной территории, представители общественных организаций, действующих на данной территории (советы общественности, пенсионеров, ветеранов, женсоветы и др.).
Статья 13. Старший по дому, старший по подъезду
Старший по дому, старший по подъезду избирается простым большинством голосов от числа присутствующих на общем собрании, сходе жителей дома, подъезда, достигших 16 лет.
Статья 14. Положение о совете (комитете) микрорайона, квартала, улицы и других территорий
Положение о совете (комитете) ТОС принимается на общих собраниях, сходах, конференциях жителей соответствующих территорий.
В Положении о совете (комитете) ТОС должны быть определены:
1) название и цели совета (комитета) ТОС;
2) структура совета (комитета) ТОС, срок его полномочий;
3) границы территорий;
4) компетенция совета (комитета) ТОС;
5) ответственность совета (комитета) ТОС;
6) другие сведения, не противоречащие законодательству.
В Положении о совете (комитете) ТОС могут быть закреплены соответствующие обязательства и функции этого общественного объединения по сохранению и ремонту жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений и поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.
Раздел 3. Полномочия территориального общественного самоуправления
Статья 15. Полномочия территориального общественного самоуправления
Компетенция ТОС определяется положением о совете (комитете) ТОС.
ТОС для осуществления своих задач и обязательств имеют следующие основные полномочия:
- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- участвовать в экологической экспертизе объектов производственной инфраструктуры;
- вносить предложения по переименованию улиц и площадей, объявлению памятниками истории культуры объектов, находящихся на соответствующей территории, и передаче их в ведение или под охрану соответствующего органа ТОС;
- привлекать население к участию в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению прилагаемой территории, охраны общественного порядка;
- принимать меры по организации досуга населения, проводить культурно-массовые и спортивные мероприятия с населением по месту жительства, содействовать развитию народного творчества;
- организовывать общественные работы на территории микрорайона;
- вносить предложения по улучшению охраны общественного порядка;
- вносить предложения об улучшении работы общественного транспорта;
- организовывать работу по изучению общественного мнения по вопросам жизнедеятельности территории;
- представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного ТОС, строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
- созывать общие собрания, сходы, конференции граждан для рассмотрения вопросов ТОС, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения.
Раздел 4. Гарантии территориального общественного самоуправления
Статья 16. Гарантии территориального общественного самоуправления
Решения ТОС, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.
Юридические лица, независимо от их подчиненности и организационно-правовой формы, в обязательном порядке согласовывает с соответствующими ТОС свои мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения данной территории или нанести ущерб интересам жителей.
Юридические лица и граждане несут перед ТОС ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный в результате невыполнения решений ТОС, в соответствии с законодательством.
ТОС имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Магнитогорского городского собрания депутатов от 29 апреля 1998 г. N 154 "Об утверждении Положения "О территориальном общественном самоуправлении в г.Магнитогорске"
Текст постановления официально опубликован не был
Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 22 февраля 2006 г. N 30 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 2 марта 2005 г. N 12
Постановление Магнитогорского городского Собрания депутатов от 26 марта 2003 г. N 33
Постановление Магнитогорского городского Собрания депутатов от 26 апреля 2000 г. N 406