Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Озерского городского округа
от 15 сентября 2010 г. N 3344
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов Озерского городского округа
на период до 2012 года
1. Введение. Обоснование необходимости разработки и реализации Программы
На протяжении последних лет в Озерском городском округе идет планомерный процесс реформирования муниципальных финансов. Основной целью проводимых преобразований является повышение эффективности бюджетных расходов.
Начало реформы системы управления финансами в Озерском городском округе положено в 2000 году, когда была внедрена в ЗАТО казначейская система исполнения бюджета.
Важные изменения в финансовой сфере Озерского городского округа происходили в 2005 - 2009 годах. В этот период реализован ряд существенных мер, направленных на совершенствование бюджетного процесса и внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Начиная с 2006 года в Озерском городском округе систематически составляется реестр расходных обязательств. В рамках этой деятельности четко отслеживается правовая обоснованность расходов бюджета округа.
Проведена серьезная работа по автоматизации бюджетного процесса. В течение 2009 года внедрены лицензионные программные продукты системы автоматизации финансово-казначейских органов: Автоматизированные центры контроля планирования и исполнения бюджета "АЦК-Планирование" и "АЦК-Финансы".
Использование в работе данных программных продуктов способствует повышению эффективности управления финансами, качества бюджетного планирования, точности исполнения бюджетной отчетности.
Реформа муниципальных финансов в Озерском городском округе (далее - округ) осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой проведен анализ функций органов местного самоуправления,
оптимизирована до нормативной численность муниципальных служащих, сформирован перечень бюджетных и муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями администрации и муниципальными учреждениями, ведется работа по их регламентации.
Разработан механизм формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета округа, определены критерии оценки докладов главных распорядителей бюджетных средств.
В округе также ведутся работы по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов местного самоуправления округа.
Несмотря на достигнутые результаты, эффективное и ответственное управление муниципальными финансами требует его постоянного совершенствования, внедрения новых принципов и методов, соответствующих федеральному уровню.
Кроме того, на современном этапе в округе существует ряд проблем, требующих решений, связанных с необходимостью:
создания системы учета потребности и качества предоставляемых бюджетных и муниципальных услуг;
организации мониторинга деятельности муниципальных учреждений и реформирования неэффективного бюджетного сектора;
создания действенной методики оценки эффективности использования финансовых ресурсов;
взаимной увязки программных и непрограммных расходов;
внедрения муниципальных заданий.
Замедление темпов роста доходов бюджета и необходимость социально-экономического развития округа предполагают разработку и реализацию мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы повышения эффективности бюджетных расходов округа (далее - Программа) является создание эффективной системы деятельности структурных подразделений администрации округа, ориентиро-ванной на выполнение муниципальных функций и предоставление доступных, высококачественных бюджетных и муниципальных услуг населению путем внедрения контроля, оценки и мониторинга, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствование среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики в округе.
Базовое условие реализации Программы - обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета округа, то есть объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Для достижения цели Программы необходимо реализовать ряд мероприятий, направленных на:
- внедрение среднесрочного бюджетного планирования и увязка его со стратегическим развитием округа;
- создание условий для повышения эффективной деятельности структурных подразделений администрации округа по обеспечению бюджетных и муниципальных услуг;
- совершенствование системы финансового управления главных распорядителей бюджетных средств;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности структурных подразделений администрации округа, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
- повышение эффективности использования муниципальной собствен-ности.
Реализацию вышеуказанных мероприятий необходимо будет осуществлять по следующим направлениям:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления округа;
- применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета;
- переход к утверждению "программного" бюджета;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения бюджетных и муниципальных услуг;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего финансового контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления округа.
III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Озерского городского округа
Сбалансированность местного бюджета является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по исполнению своих полномочий и является необходимым условием решения задач, поставленных Программой.
Проведение предсказуемой и преемственной бюджетной политики будет служить важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности и соответствовать долгосрочным целям социально-экономического развития округа и повышения качества жизни его населения.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления округа, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и очень высокая степень надежности экономического прогнозирования;
- формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной политики округа, основанных на реалистичных оценках;
- ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
- недопустимость увязки в процессе исполнения бюджета объемов расходов с определенными доходными источниками;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, с учетом сроков и механизмов их реализации;
- систематический анализ и оценка рисков для бюджета округа, связанных с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации;
- создание и поддержание необходимого финансового резерва в целях своевременного осуществления расходов бюджета округа;
- совершенствование прогнозирования кассового исполнения бюджета округа с установлением ответственности главным распорядителей средств бюджета округа за качество и соблюдение показателей кассового плана.
IV. Муниципальные программы, как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Переход к программной структуре расходов бюджета Озерского городского округа
Одним из инструментов рационального расходования бюджетных средств является программно-целевой метод.
Для расширения применения программно-целевого метода в округе сформирована нормативная правовая база, которая устанавливает принципы, экономические условия, порядок формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ.
В рамках выполнения Программы планируется провести инвентаризацию целей и задач, утвержденных в Стратегии социально-экономического развития округа до 2020 года, и отражение их в действующих ведомственных и долгосрочных целевых программах.
В результате выполнения мероприятий по совершенствованию процедур формирования и реализации целевых программ будут обеспечены:
- концентрация и использование бюджетных ресурсов, выделяемых на финансирование ведомственных и долгосрочных целевых программ, с целью достижения приоритетных целей и решения задач развития округа;
- возможное сокращение бюджетных расходов на финансирование программ, не соответствующих приоритетам социально-экономического развития округа и с низким уровнем эффективности и рейтинга.
V. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Важной задачей эффективного муниципального управления является повышение качества управления бюджетными расходами.
В последние годы организация бюджетного процесса претерпела существенные изменения как на федеральном, так и на местном уровне, внедрены новые подходы и методы управления, ориентированные на результат, требующие создания эффективного финансового управления, прежде всего внутри главных распорядителей бюджетных средств. Для этого необходимо провести серьезную работу по подготовке нормативной правовой базы и методической базы, планирования и организации системы внутреннего мониторинга финансового управления, обучения и повышения квалификации работников, выбрать и согласовать с главными распорядителями бюджетных средств ключевые показатели их деятельности.
Рейтинг и результаты оценки качества финансового управления, а также ежегодная оценка деятельности руководителей соответствующих главных распорядителей бюджетных средств должны опубликовываться в официальном печатном издании и размещаться на сайте округа.
В целях повышения эффективности использования муниципальной собственности необходимо продолжить проведение балансовых комиссий, оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий и целесообразности сохранения их в собственности округа. Систематическое проведение указанной оценки позволит проанализировать не только эффективность работы муниципальных унитарных предприятий, но и определить имеющиеся у них резервы повышения финансовой результативности. Система критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий должна быть сориентирована на отбор предприятий исходя из принципов целесообразности и безальтернативности их нахождения в составе муниципальной собственности. В собственности округа должны остаться только эффективно работающие предприятия, а также предприятия, чья деятельность носит социально ориентированный характер.
Кроме того, основными направлениями повышения эффективности деятельности структурных подразделений администрации округа должны стать:
- противодействие коррупционным нарушениям;
- оптимизация численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
- переход на оказание бюджетных и муниципальных услуг по осуществлению юридически значимых действий структурными подразде-лениями администрации округа в электронной форме;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности.
VI. Повышение эффективности предоставления бюджетных и муниципальных услуг
В Озерском городском округе существует разветвленная сеть бюджетных учреждений, которая была сформирована в принципиально иных социально-экономических условиях и с советских времен не претерпела сколько-нибудь значительных изменений.
Основное количество муниципальных учреждений сосредоточено в сфере образования и культуры. В существующем правовом статусе у них практически отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности
собственной деятельности, а финансирование из бюджета округа осуществляется вне зависимости от объема и качества оказываемых услуг.
Исследуя статус учреждения в соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", следует обратить внимание, что бюджетные учреждения не будут являться получателями бюджетных средств, а будут признаваться некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В рамках реализации вышеуказанного закона планируется провести оценку определения нового типа муниципальных учреждений. Оценка будет использоваться для принятия решения об изменении организационно-правовой формы учреждений, чтобы минимизировать те риски, которые могут возникнуть при переводе их в новую модель.
Критериями перевода могут являться:
- доля доходов от приносящей доход деятельности;
- наличие платежеспособного спроса на соответствующие бюджетные и муниципальные услуги;
- рост балансовой стоимости основных фондов муниципального учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
- степень износа основных фондов;
- коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников муниципального учреждения (за исключением административно-управленческого персонала) к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
- наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности;
- способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность учреждения;
- наличие плана по внедрению энергосберегающих технологий.
На основе результатов проведенной оценки будут разработаны и утверждены порядок и план поэтапного перевода муниципальных учреждений в новые организационно-правовые формы деятельности. План перевода будет составлен с указанием сроков и исполнителей мероприятий.
Кроме того, в целях реализации программы эффективности бюджетных расходов необходимо провести по единообразной методологии и на
периодической основе сравнительную оценку потребности в предоставляемых и фактически предоставленных бюджетных и муниципальных услугах в разрезе социально значимых отраслей - образования, культуры, физической культуры и спорта.
Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных и муниципальных услугах и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год обеспечит повышение эффективности социальных расходов бюджета округа, а ежегодная инвентаризация состояния материально-технической базы муниципальных учреждений выявит уровень соответствия ее требованиям к качеству предоставления бюджетных и муниципальных услуг.
Для решения вышеуказанных задач, а также в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в округе утверждены Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг и Методика оценки выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Грамотное формирование требований к содержанию муниципального задания будет способствовать установлению обоснованных нормативов финансирования соответствующих муниципальных услуг, формируемых исходя не из достигнутого объема финансирования, а из обусловленных законом регламентов, норм и правил, мер пожарной безопасности, потребностей потребителей услуг.
Система мониторинга и контроль за исполнением муниципальных заданий позволят:
- обеспечить соблюдение качественных и количественных параметров, указанных в муниципальном задании;
- оценить степень удовлетворенности получателей муниципальных услуг качеством их оказания;
- выявить и устранить ошибки и неточности по исполнению муниципального задания;
- повысить эффективность использования бюджетных средств.
Кроме того, реализацию муниципальных заданий и требования к качеству бюджетных и муниципальных услуг можно будет использовать для решения вопроса о допуске организаций иных форм собственности к предоставлению соответствующих бюджетных и муниципальных услуг, что позволит оптимизировать действующую сеть муниципальных учреждений и создать конкурентный рынок муниципальных услуг.
VII. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к планированию программного бюджета и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля.
В целях разграничения полномочий между контрольным органом, созданным Собранием депутатов округа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, и контрольно-ревизионным отделом администрации округа, осуществляемым внутренний финансовый контроль, постановлением администрации утверждено Положение о требованиях к деятельности по осуществлению муниципального финансового контроля.
Кроме того, Управление по финансам администрации обладает полномочиями по проведению санкционирования операций, а также проверок состояния бюджетного учета и его соответствия требованиям законодательства.
Полномочия контрольного органа, созданного Собранием депутатов округа, определены Положением о контрольном бюро.
На сегодняшний день внутренний финансовый контроль осуществляется децентрализовано, причем не каждым главным распорядителем бюджетных. Поэтому в ходе реализации Программы следует организовать координацию развития и методологического обеспечения системы внутреннего финансового контроля, направленной на соблюдение всех процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, соблюдение административных регламентов, осуществление мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Планируется шире использовать контрольно-ревизионным отделом администрации методы последующего бюджетного контроля по выявлению и пресечению предоставления недостоверной отчетности о непосредственных результатах исполнения муниципальных заданий и муниципальных программ.
VIII. Формирование комплексной контрактной системы
В настоящее время в Российской Федерации существует необходимость формирования комплексной контрактной системы.
В целях регулирования имущественных отношений в рамках прогноза социально-экономического развития в округе будет осуществляться на долгосрочной основе планирование закупок, размещение заказов и исполнение контрактов, а также создание информационных ресурсов, связанных с размещением заказов, которые будут в дальнейшем размещаться на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
Порядок размещения муниципального заказа должен содержать, в том числе, требования:
- о необходимости утверждения графиков закупок и заключения контрактов;
- определения начальной цены муниципального контракта;
- о необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным контрактам.
Дальнейшее развитие контрактных отношений в округе будет происходить по мере выхода соответствующих федеральных нормативных актов.
IX. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Согласно новым требованиям к составу и качеству информации о финансовой деятельности и ее результатах публично-правовых образований в округе планируется продолжить развитие информационной системы управления муниципальными финансами. Кроме материалов к проекту и исполнению бюджета округа и материалов публичных слушаний в официальном печатном издании и на сайте округа будут размещаться:
- результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных и муниципальных услуг;
- требования к качеству предоставления бюджетных и муниципальных услуг и результаты оценки соответствия качества фактически предоставленных бюджетных и муниципальных услуг утвержденным требованиям;
- планируемые и фактические результаты перевода муниципальных учреждений в новые организационно-правовые формы деятельности;
- результаты мониторинга и контроля за исполнением муниципальных заданий;
- ведомственных и долгосрочных целевых программ, отчеты о ходе реализации и рейтинги их эффективности;
- информация о состоянии кредиторской задолженности главных распорядителей бюджетных средств, в том числе просроченной;
- ежегодные рейтинги и оценка деятельности руководителей учреждений - главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных унитарных предприятий.
Публикация вышеуказанной информации в открытом доступе позволит обеспечить подотчетность и контроль за эффективностью деятельности органов местного самоуправления округа, создать взаимоувязку стратегического и бюджетного планирования, принять участие всем жителям округа в обсуждении нормативных правовых актов в финансово-бюджетной сфере.
В свою очередь внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления финансами и создать условия для принятия обоснованных управленческих решений по их использованию.
X. Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться по утвержденному плану на очередной год с учетом итогов предыдущих этапов ее реализации.
В целях создания предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового управления главными распорядителями бюджетных средств округа будут разработаны аналогичные планы и организована их реализация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.