Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
и науки Челябинской области
от 4 июня 2010 г. N 01-376
Положение
о дистанционном образовании детей-инвалидов, осуществляемом в Челябинской области в рамках мероприятий "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование"
на 2009-2012 годы
1. Общие положения
1.1. Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в Челябинской области в рамках мероприятий "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года (далее - проект),
1.2. Основными нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование детей-инвалидов, осуществляемое в Челябинской области в рамках реализации проекта (далее - дистанционное образование детей-инвалидов), являются:
- постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009г. N 525 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N 1112 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29 декабря 2009 г."
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";
- письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому";
- совместное письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980г. N 281-м и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980г. N 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации";
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008г. N 145н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";
- программа реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы, одобренная на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008г.
1.3. Проект дистанционного образования детей-инвалидов инициирован на федеральном уровне и предполагается к реализации в Челябинской области в 2010 - 2012 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на основе паритетного софинансирования из федерального и областного бюджетов.
2. Принципы организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому
2.1. Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому (далее - дети-инвалиды), являются:
- добровольность участия детей-инвалидов в проекте;
- обеспечение конституционных прав граждан детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;
- адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов;
- создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте.
3. Организационная схема управления проектом
3.1. Для управления проектом в Челябинской области создается следующая организационная схема:
Министерство образования и науки области является уполномоченным органом реализации данного проекта;
- в Министерстве образования и науки Челябинской области приказом назначается ответственное лицо за реализацию проекта в 2010-2012 годах (далее - региональный координатор);
- государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (далее - ЧИППКРО) назначается Министерством образования и науки Челябинской области региональным оператором проекта в части осуществления повышения квалификации сетевых преподавателей и педагогов-кураторов, организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (разработка проекта нормативно-правовой базы для образовательных учреждений, формирование учебных групп, мониторинг уровня обученности, разработка социальных проектов для детей-инвалидов и др.), методического сопровождения;
областное государственное учреждение "Областной центр информационного и материально-технического обеспечении
образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области"" (далее - РКЦ) назначается Министерством образования и науки Челябинской области региональным оператором проекта в части технического сопровождения проекта;
- в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, приказами руководителей назначаются лица, ответственные за реализацию проекта в 2010-2012 годах;
- в общеобразовательных учреждениях, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды, приказом директора назначается ответственное лицо за реализацию проекта в период обучения детей-инвалидов.
3.2. Взаимодействие ответственных за реализацию проекта лиц осуществляется в письменной и устной формах с использованием средств голосовой, факсимильной и электронной связи.
4. Функции Министерства образования и науки Челябинской области по реализации проекта
4.1. Министерство образования и науки области:
- осуществляет разработку необходимых нормативных и правовых актов, методических рекомендаций по реализации проекта;
- планирует ход реализации проекта в Челябинской области, а также этапы его развития для детей-инвалидов различных возрастных групп;
- осуществляет взаимодействие с федеральными и областными органами исполнительной власти по реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, в которых обучаются дети-инвалиды, по вопросам реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие со сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
- назначает ответственных лиц из числа государственных гражданских служащих по реализации проекта;
- назначает региональных операторов проекта из числа подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области учреждений и дает поручения региональным операторам проекта по реализации отдельных мероприятий проекта;
- определяет модель реализации проекта в Челябинской области с учетом территориальных особенностей;
- осуществляет мониторинг реализации проекта и общее руководство им;
- осуществляет планирование и расходование субсидий федерального бюджета, предоставляемых области на реализацию проекта;
- осуществляет планирование и расходование средств областного бюджета, выделяемых на реализацию проекта в Челябинской области;
- осуществляет контроль за целевым использованием консолидированных средств проекта;
- осуществляет в соответствии с законодательством закупки товаров, работ и услуг, необходимых для реализации проекта.
5. Функции региональных операторов проекта
5.1. Региональный оператор проекта - ЧИППКРО:
- осуществляет взаимодействие с Министерством образования и науки Челябинской области по вопросам реализации проекта;
- координирует реализацию проекта на местах по курируемым вопросам;
- осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, в которых обучаются дети-инвалиды, по вопросам реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие со сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
- организует образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий для детей-инвалидов в соответствии с их индивидуальным учебным планом;
- осуществляет взаимодействие с сетевыми преподавателями (учителя Челябинской области, непосредственно обучающие детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий) и педагогами-кураторами (учителя образовательных учреждений, в списках которых находятся дети-инвалиды, осуществляющие организационную и консультационную помощь данной категории детей непосредственно на их рабочем месте), по вопросам реализации проекта;
- утверждает функциональные обязанности сетевых педагогов, педагогов-кураторов, ответственных в образовательных учреждениях за реализацию проекта;
- заключает срочные договоры гражданско-правового характера со специалистами, привлекаемыми для выполнения функций сетевых педагогов и других специалистов в пределах выделенных на реализацию проекта ассигнований;
- оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса;
- обеспечивает управление образовательным контентом для детей-инвалидов с учетом возможностей образовательных Интернет-ресурсов и особенностей здоровья детей-инвалидов;
- организует регулярное проведение коллективных образовательных мероприятий для детей-инвалидов с учетом возможностей компьютерной платформы (системы) дистанционного обучения и пропускной способности каналов связи;
- эксплуатирует приобретенную за счет бюджета проекта компьютерную технику и периферийное оборудование, обеспечивает их сохранность;
- осуществляет в соответствии с законодательством закупки товаров, работ и услуг, необходимых для реализации проекта.
5.2. Региональный оператор проекта-РКЦ:
- осуществляет взаимодействие с Министерством образования и науки Челябинской области по вопросам реализации проекта;
- координирует реализацию проекта на местах по курируемым вопросам;
- осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, в которых обучаются дети-инвалиды, по курируемым вопросам реализации проекта;
- осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам повышения их ИКТ-компетентности и технического обслуживания рабочих мест детей-инвалидов;
- осуществляет взаимодействие со сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
- решает в установленном порядке вопросы передачи во временное пользование компьютерного и телекоммуникационного оборудования в семьи детей-инвалидов, приобретенного за счет бюджета проекта;
- обеспечивает техническую поддержку и обслуживание рабочих мест сетевых преподавателей, педагогов-кураторов и детей-инвалидов;
- утверждает функциональные обязанности различных специалистов, обеспечивающих техническую поддержку по реализации проекта;
- заключает срочные договоры гражданско-правового характера со специалистами, привлекаемыми для выполнения отдельных работ в пределах выделенных на реализацию проекта ассигнований;
- оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса;
- эксплуатирует приобретенную за счет бюджета проекта компьютерную технику и периферийное оборудование, обеспечивает их сохранность;
- осуществляет в соответствии с законодательством закупки товаров, работ и услуг, необходимых для реализации проекта.
6. Функции ответственных за реализацию проекта лиц органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
6.1. Ответственные лица органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- осуществляют взаимодействие с Министерством образования и науки Челябинской области, региональными операторами проекта по вопросам реализации проекта;
- осуществляют взаимодействие со сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
- координируют реализацию проекта на местах;
- организуют работу общеобразовательных учреждений, в списках которых находятся дети-инвалиды, по реализации проекта;
- осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта;
- осуществляют контроль за ходом образовательного процесса с использованием элементов дистанционных технологий;
- организуют с использованием потенциала межшкольных методических центров, базовых школ и других организаций обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) основам компьютерной грамотности по адаптированным программам базовой ИКТ-компетентности;
- осуществляют учет детей-инвалидов, которым не противопоказано дистанционное обучение, готовят предложения для расширения участия детей-инвалидов в проекте;
- организуют совместно с общеобразовательными учреждениями, в списке которых находятся дети-инвалиды, выбор учащимися и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории, предполагающей уточнение индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных закрепленной за ребенком школой в соответствии с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".
- осуществляют контроль за обеспечением сохранности здоровья детей-инвалидов в ходе реализации проекта;
- осуществляют комплекс мер по защите персональных данных о детях-инвалидах, родителях (законных представителях), сетевых преподавателях, педагогах-кураторах и других привлекаемых специалистах, формирующихся в ходе подготовки и реализации проекта.
7. Функции ответственных лиц в общеобразовательных учреждениях, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды, по реализации проекта
7.1. Назначенные в общеобразовательных учреждениях ответственные лица за реализацию проекта (заместители директора по учебной работе, классные руководители, иные работники общеобразовательного учреждения):
- осуществляют взаимодействие с Министерством образования и науки Челябинской области, региональными операторами проекта, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по вопросам реализации проекта;
- осуществляют взаимодействие со сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
- координируют реализацию проекта на уровне образовательного учреждения;
- осуществляют учет детей-инвалидов, которым не противопоказано дистанционное обучение, готовят предложения для расширения участия детей-инвалидов в проекте;
- организуют работу сетевых преподавателей и педагогов-кураторов, осуществляющих образовательных процесс, в рамках зафиксированных в приложении к лицензии уровней общеобразовательных программ с использованием элементов дистанционных технологий;
- осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта;
- способствуют в решении в установленном порядке вопросов передачи во временное пользование компьютерного и телекоммуникационного оборудования в семьи детей-инвалидов, приобретенного за счет бюджета проекта;
- способствуют решению вопросов сохранности компьютерного и телекоммуникационного оборудования, приобретенного за счет бюджета проекта и переданных в семьи детей-инвалидов;
- осуществляют контроль за ходом образовательного процесса с использованием элементов дистанционных технологий;
- организуют совместно с ответственными специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей), основам компьютерной грамотности по адаптированным программам базовой ИКТ-компетентности;
- ежегодно организуют выбор учащимися и их родителями индивидуальной образовательной траектории, предполагающей уточнение индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных закрепленной за ребенком школой в соответствии с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".
- осуществляют контроль за обеспечением сохранности здоровья детей-инвалидов в ходе реализации проекта;
- готовят предложения администрации учреждения по подбору и расстановке кадров;
- решают вопросы обеспечения первоочередного доступа сетевым преподавателям и педагогам-кураторам к образовательным ресурсам сети Интернет со школьных компьютеров;
- осуществляют комплекс мер по защите персональных данных о детях-инвалидах, родителях (законных представителях), сетевых преподавателях, педагогах-кураторах и других специалистах, формирующихся на уровне учреждения в ходе подготовки и реализации проекта;
- организуют учет педагогами-кураторами индивидуальных достижений детей-инвалидов, фиксируемых компьютерной системой (платформой), и контролируют отражение индивидуальных достижений в соответствующих школьных документах (классный журнал, табель успеваемости, личное дело и др.).
8. Модель дистанционного образования, реализуемая в Челябинской области
8.1. Услуга детям-инвалидам по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации муниципальным общеобразовательным учреждением в соответствии с имеющейся лицензией и свидетельством о государственной аккредитации (далее - "традиционное" обучение).
8.2. Дополнительно к "традиционному" обучению в рамках мероприятий "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года, детям-инвалидам предоставляется возможность осваивать выбранные общеобразовательные курсы с использованием элементов дистанционного обучения и специально разработанных образовательного контента (ресурса) и компьютерной системы (платформы) дистанционного образования.
8.3. В рамках проекта дистанционным образованием будет охвачено 646 детей-инвалидов, в том числе в 2010 году - 246 учащихся; в 2011 году - 446 учащихся и в 2012 году - 646 учащихся.
8.4. В реализации проекта на добровольной основе могут принимать участие обучающиеся из числа детей-инвалидов, которым дистанционное образование не противопоказано по состоянию здоровья.
Списки детей-инвалидов для участия в проекте уточняются ежегодно и составляются на основании заявлений родителей (законных представителей).
8.5. Детям-инвалидам из числа участников проекта за счет бюджета проекта во временное пользование предоставляются:
- специализированная компьютерная и периферийная техника;
- доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
- авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика;
- иные необходимые для организации дистанционного образования материальные ценности и методические ресурсы.
Комплект оборудования передается в семьи детей-инвалидов во временное безвозмездное пользование на основании заключенного соглашения между родителями (законными представителями) и РКЦ.
8.6. Обучение детей-инвалидов осуществляется сетевыми преподавателями Челябинской области, обладающими знаниями в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах и желающими обучать детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
8.7. Сетевым преподавателям, организующим образовательный процесс, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами педагога-предметника.
Рабочие места учителей оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются доступом в Интернет в образовательном учреждении или непосредственно по месту проживания учителя.
Комплект оборудования передается сетевому преподавателю во временное безвозмездное пользование на основании заключенного соглашения между сетевым преподавателем и РКЦ.
8.8. Образовательное учреждение согласовывает с родителями (законными представителями) реализуемые общеобразовательные программы, перечень предметов и количество часов в неделю, отведенных на их изучение.
В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому". При наличии рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, государственного учреждения медико-социальной экспертизы (указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида) количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимальной учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
8.9. Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, а также учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.
8.10. Образовательное учреждение, осуществляющее дистанционное обучение детей-инвалидов, на дому:
- предоставляет на время обучения детям-инвалидам бесплатно учебники и учебные пособия, технические средства обучения, в том числе,# обеспечивающие доступ к сети Интернет;
- оказывает детям-инвалидам педагогическую, психологическую, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- организовывает обучение детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения;
- осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию детей-инвалидов;
- выдает детям-инвалидам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
8.11. Функциональные обязанности сетевых преподавателей утверждаются приказом Министерства образования и науки Челябинской области.
8.12. Оплата труда сетевых преподавателей осуществляется из средств бюджета Челябинской области, предусмотренных на реализацию проекта, за фактически оказанные услуги по договорам гражданско-правового характера.
8.13. Количество сетевых преподавателей зависит от количества обучающихся детей-инвалидов, их возрастного состава, выбранных предметов. Максимальное количество обучающихся в одной группе на одного сетевого преподавателя не должно превышать 25.
8.14. На муниципальном (школьном) уровне должно быть организовано обучение учащихся, их родителей, основам компьютерной грамотности по адаптированным программам базовой ИКТ-компетентности в рамках муниципальных мероприятий в области информатизации образования.
8.15. По истечении срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид", он продолжает получать образование в образовательном учреждении по очной форме обучения.
Отказ родителей от участия в проекте в середине учебного года должен быть оформлен письменно с последующим информированием Министерства образования и науки Челябинской области.
В случае возникновения конфликтных ситуаций с родителями сетевой преподаватель немедленно информирует непосредственное руководство для выяснения обстоятельств конфликта.
8.16. Выбор организации, предоставляющей образовательный ресурс (контент), осуществляется Министерством образования и науки Челябинской области, исходя из имеющегося опыта организации дистанционного образования.
9. Финансирование проекта
9.1. Финансирование проекта осуществляется из следующих источников:
- субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на организацию дистанционного образования детей-инвалидов;
- средства бюджета Челябинской области.
9.2. Основными направлениями расходования средств бюджета проекта являются:
за счет субсидии:
1) оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, в соответствии с Требованиями к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 341 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2009 г., регистрационный N 15096. Российская газета, N 240, 15 декабря 2009 года);
2) обучение педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическое обеспечение указанного обучения.
за счет средств бюджета Челябинской области:
1) организацию деятельности и содержание региональных операторов дистанционного образования детей-инвалидов и их структурных подразделений;
2) оплату услуг доступа детей-инвалидов и педагогических работников к сети Интернет и образовательному ресурсу;
3) техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников;
4) оплата труда сетевых преподавателей и педагогов-кураторов.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 4 июня 2010 г. N 01-376 "Об организации дистанционного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.