Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне
1. Повышение уровня использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
В рамках работы по данному направлению определены следующие направления:
1) создание центра обработки данных:
a. оборудование серверной;
b. перевод информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры в режим "частного облака";
2) создание распределенной сетевой инфраструктуры, объединяющей многофункциональные центры в единое информационное пространство.
Муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорска" (далее - МАУ "МФЦ") в своей деятельности широко использует и активно развивает информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Кроме того, задачей этой инфраструктуры является обеспечение эффективного взаимодействия в электронной форме с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Важным вопросом при внедрении и дальнейшей эксплуатации информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме является эффективность работы такой инфраструктуры. Таким образом, первостепенное значение приобретает методология и технология построения такой инфраструктуры, которая позволяет измерять эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в финансовых показателях, и в итоге обеспечивать монетизацию предоставляемых услуг.
Существуют методологии и технологии для обеспечения работы информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры в режиме так называемого "частного облака", который позволяет производить детальный биллинг в разрезе потребителей услуг в электронной форме на основании измерения реального (фактического) использования компонентов информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.
Частное "облако" представляет собой новый и лучший способ организации ресурсов и услуг информационных технологий и управления ими, а также новый и лучший способ их использования внутри организации. Вместо выполнения предопределенных и ограниченных ролей, информационно-технологические ресурсы формируют гибкий пул, который может использоваться сотрудниками организациями и процессами в точном соответствии с потребностями - в нужное время и нужным способом.
Использование частного "облака" обеспечивает такие преимущества как сокращение издержек, более полное использование ресурсов, доступность информации, быстрое внедрение новых услуг и гибкость, но при этом исключаются значительные недостатки и риски.
Предлагаемая технология - частное "облако" имеет основные возможности, как технические, так и управленческие, для реализации этого подхода, а также имеются и основные компоненты частного "облака" (в частности, консолидация и виртуализация на базе центров обработки данных и стандартизированные интерфейсы веб-служб для различных систем).
Использование "облачного" подхода к информационно-технологическим ресурсам предоставляет организации серьезно улучшить ключевые показатели по нескольким направлениям.
Затраты и их структура оптимизируются. Происходит не только прямое сокращение затрат, но также косвенная экономия и улучшение структуры затрат. Значительная доля краткосрочного сокращения затрат обеспечивается за счет консолидации оборудования и виртуализации цифровых ресурсов. Появляется возможность сократить общие издержки на центры обработки данных на 40 процентов, что включает 30-процентное сокращение издержек на энергопотребление и охлаждение.
Центры обработки данных традиционно проектируются с запасом для соответствия требованиям обслуживания пиковой емкости, но обычно используется всего 10-15 процентов их емкости. Виртуализация позволяет приблизить размер центра обработки данных к средней емкости, а не закладывать запас на крайний случай. При возрастании нагрузки ресурсы автоматически направляются на наиболее важные задачи. Эти возможности повышения эффективности эксплуатации, включая гибкие, динамические, полностью автоматические процессы управления ресурсами, могут обеспечить сокращение затрат на 30 процентов.
Производительность и гибкость организации так же серьезно повышаются. Частное "облако" способно обеспечить более эффективное осуществление всех процессов компании, которые зависят от технологий, при сокращении сроков исполнения и издержек.
Совокупность всех этих новых возможностей позволяет говорить о повышении гибкости организации для соответствия быстро меняющимся требованиям в современной среде.
2. Создание единого информационного пространства между МАУ "МФЦ" и органами, участвующими в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг
Помимо развития внутренней сети МАУ "МФЦ", обособленной от сети администрации города - исполнителя государственных и муниципальных услуг, необходимо налаживать и развивать возможности взаимодействия с информационными сетями органов, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг
В настоящее время органы администрации города Магнитогорска имеют собственные информационные системы, в которых отражаются сведения и операции, совершаемые при исполнении государственных и муниципальных услуг. Содержание данных об исполнении муниципальной услуги в различных информационных системах зачастую не позволяет видеть услугу и ее результат в целом. А именно, прием заявления и этапы подготовки итогового документа отражены в системе "Босс-референт", данные о заключенном договоре, контрагенте, сроке договора, характеристиках земельного участка содержатся в системе АИС "Имущество", изображение земельного участка на карте города с координатами земельного участка размещено в системе ГИС ИНГЕО. Размещение данных об одной услуге в разных информационных системах затрудняет доступ исполнителям услуги к тем или иным сведениям, необходимым для исполнения услуги. Отдельные исполнители вовсе не имеют доступа к информационным системам, соответственно, лишены возможности ознакомиться с необходимой информацией.
Для возможности ознакомления с процессом выполнением услуги, а также для предоставления исполнителям возможности ознакомления с данными, имеющими значение для совершения отдельных административных процедур, необходимо объединение информационных систем или внедрение в системы связующего звена, позволяющего беспрепятственно ознакомиться с делом на любом этапе. Создание единого информационного пространства - процесс трудоемкий и требует больших финансовых затрат, однако, без него возникнут сложности в реализации принципа "одного окна", что существенно скажется на качестве выполнения услуги, на дальнейшем контроле за результатом предоставления услуги.
В рамках реализации данного направления необходимо тестирование программных продуктов с целью выявления наиболее удобной к адаптированию системы, позволяющей произвести интеграцию всех необходимых баз данных.
3. Обеспечение публикации информации в Едином реестре государственных и муниципальных услуг
Процесс максимальной информатизации предоставления государственных и муниципальных услуг находит свое закрепление в нормативных актах федерального и регионального уровней. В частности, Закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает необходимость перехода на электронный способ предоставления услуг. Ранее Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" были утверждены концепция и правила размещения в федеральных государственных информационных системах сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях). Таким образом, Правительство РФ установило приоритет в электронном способе организации взаимодействия общества и органов власти при предоставлении общественно значимых услуг. Преимущества подобного взаимодействия выражаются в несомненном удобстве для обеих сторон в части сроков предоставления документов и сведений, материальных и временных затрат, открытости процедур, исключения непосредственного контакта заявителя и представителя органа власти, участвующего в предоставлении услуги. Также немаловажным является возможность ознакомления с информацией по вопросам предоставления услуги в любой момент при помощи сети Интернет. Информация является обновляемой, своевременной и актуальной.
Основной объем работы по включению информации о государственных и муниципальных услугах в "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" возложена в Распоряжении Губернатора Челябинской области от 12.05.2010 N 35-Р на 2010 год, однако, в силу того, что ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установил новые стандарты предоставления услуг и правила разработки административных регламентов, данная работа не могла быть завершена в 2010 году. Все предоставляемые администрацией города услуги и функции подлежат регламентации в соответствии с Законом, после чего они будут размещены в "Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)". Распоряжением администрации города Магнитогорска от 15.06.2010 N 159-Р на МФЦ возложена обязанность по публикации на сайте администрации города Магнитогорска и портале государственных и муниципальных услуг бланков заявлений и административных регламентов. Соответственно, все изменения, вносимые в процесс предоставления услуг и в административные регламенты должны своевременно отражаться на соответствующих информационных сайтах для обеспечения возможности заявителям знакомиться с актуальной информацией и пользоваться достоверными сведениями.
4. Нормативно-правовое регулирование процесса предоставления услуг
Вступление в законную силу Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ поставило перед разработчиками административных регламентов ряд задач, выполнение которых необходимо для реализации федерального закона. В частности, необходимо привести в соответствие с требованиями закона все административные регламенты, а также разработать ряд документов, обеспечивающих взаимодействие МАУ "МФЦ" с государственными и муниципальными органами власти и организациями различной форм собственности. Во исполнение положений Закона разработан план мероприятий, реализация которых намечена на конец 2010 и на 2011 год. План мероприятий включает в себя следующие положения:
1) регламентация государственных и муниципальных услуг, входящих в перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ;
2) обеспечение экспертизы проектов административных регламентов;
3) разработка Положения о межведомственной комиссии для досудебного порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную (государственную) услугу, а также соответствующих должностных лиц или муниципальных служащих;
4) разработка положения (регламента), устанавливающего порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (функций) Магнитогорского городского округа Челябинской области;
5) приведение в соответствие с положениями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ утвержденных административных регламентов;
6) утверждение плана мероприятий по внедрению предоставления муниципальных услуг в электронном виде;
7) заключение межведомственных соглашений между МАУ "МФЦ" и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
8) разработка "сквозных" регламентов;
9) разработка типового регламента многофункционального центра.
Отдельные мероприятия будут реализованы при наличии соответствующего нормативно-правового обеспечения на федеральном или региональном уровне, однако, предварительная подготовка и изучение готовящихся мероприятий позволит своевременно внедрить их в установленные сроки.
Поэтапное выполнение мероприятий позволит МФЦ обеспечить свою работу нормативной базой для совершенствования механизма по предоставлению услуг в соответствии с требованиями законодательства.
5. Расширение перечня услуг, предоставляемых на базе МФЦ.
Количество предоставляемых в МФЦ услуг неуклонно растет. Тем не менее, на настоящий день пока не достигнута цель делегирования полномочий по приему документов по всем услугам, которые администрация города способна оказать населению. Этот процесс достаточно трудоемкий, требует изучения целесообразности и практической возможности обеспечения подачи документов для оказания услуги через МФЦ, а не через орган администрации города. Ведь подача документов не означает примитивную передачу пакета документов, чаще всего данный процесс усложняется необходимостью проведения с заявителем грамотной консультации во избежание обращения им за ненужной ему услугой или предоставления неверных документов. Кроме того, существует множество многоэтапных услуг, которые требуют от заявителя совершения совокупности действий (например, уплата госпошлины, участие в аукционе, оплата суммы задатка, заключение соглашения или договора и др.). При внедрении через МФЦ очередной услуги производится анализ временных затрат заявителя и количества обращений с заявлением и документами при обращении в МФЦ и в орган, непосредственно предоставляющий услугу. Зачастую при таком анализе выявляются недостатки в существующем процессе работы исполнителей с заявлением и начинается работа по усовершенствованию процесса предоставления конкретной услуги, после чего решается вопрос о возможности ее предоставления посредством МФЦ.
Для того, чтобы достичь цели переведения процесса обращения за предоставлением услуги из администрации в МФЦ, необходимо провести комплекс мер организационного и технического характера. Следовательно, данный процесс является постепенным. Подобное делегирование полномочий является продолжением процесса превращения МФЦ в единый центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг и, одновременно, по освобождению заявителей от необходимости посещения администрации города для подачи заявления или консультирования в определенные дни и часы, специально отведенные для этих целей, что неизбежно сопровождалось стоянием в очередях и общим дискомфортом.
Расширение перечня услуг МФЦ происходит не только за счет услуг, предоставляемых органами администрации города, но и за счет услуг, предоставление которых возложено на МФЦ федеральными или региональными правовыми актами. Например, в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 12 августа 2010 N 612 "О внесении изменений в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 N 828" прием документов для получения или замены паспорта гражданина РФ осуществляется через должностных лиц МФЦ. Правительством Челябинской области в лице заместителя губернатора Челябинской области в адрес МФЦ было направлено предложение об оказании содействия в предоставлении государственной услуги по приему документов для получения или замены паспорта гражданина РФ на базе многофункционального центра. Прогнозируемое увеличение объема поступающих в МФЦ заявлений поставило перед МФЦ необходимость открытия нового отдела. Постановлением администрации города от 10.11.2010 N 12298-П "О закреплении за муниципальным автономным учреждением "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорска" муниципального имущества на праве оперативного управления" в пользование МФЦ было передано помещение, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Комсомольская, д. 38, общей площадью 334,9 кв.м.
Внедрению новой услуги по приему документов для получения или замены паспорта гражданина РФ предшествует масштабная работа по подготовке нормативной базы, позволяющей обеспечить взаимодействие МФЦ с отделом Управления Федеральной Миграционной Службы по Челябинской области в городе Магнитогорске.
6. Реализация мероприятий проекта "Создание типовых решений для предоставления государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде" в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение информационных и коммуникационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" обеспечивает формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, формирует условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечивает эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий. Мероприятия, установленные Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", предусматривают перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В рамках реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" между Правительством Челябинской области и Администрацией Магнитогорского городского округа заключено Соглашение N 2229 от 12.08.2010 о сотрудничестве и взаимодействии. Данным соглашением установлен ряд взаимных обязательств, исполнение которых приходится на 2010 и последующие годы.
С конца 2010 года началась работа по внедрению первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде: "Прием заявок (запись) на прием к врачу" и "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)". На 2011 год запланирована реализация следующего этапа Распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", который заключается во внедрении следующих услуг: "Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации" и "Предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования".
Организация предоставления услуг в электронном виде на основе типовых решений обеспечит универсальность всех информационных систем и интерфейсов, что позволит заявителю или исполнителю услуги беспрепятственно ознакомиться с необходимой информацией вне зависимости от региона или муниципального образования, которые осуществляют предоставление услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.