Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Челябинской городской Думы
от 25 октября 2011 г. N 28/12
Концепция
дизайнерского и архитектурно-художественного облика города Челябинска
На формирование облика города Челябинска оказывают влияние в своей совокупности такие факторы, как:
- архитектурная среда - совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики;
- комплексное благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств.
Большое значение имеет состояние городской среды: насколько благоустроен город в целом и отдельные кварталы, а также дворовые территории.
Именно это создает ощущение уюта и условия комфортного проживания горожан. Формирует предпосылки для привлечения в процесс развития города Челябинска материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов.
Настоящая Концепция дизайнерского и архитектурно-художественного оформления города Челябинска (далее - концепция) разработана с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды.
Реализация концепции обеспечит престиж города Челябинска, повысит его инвестиционную привлекательность, позволит привлечь в концептуальный процесс интеллектуальный и творческий потенциал города, создаст условия для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по дизайнерскому и архитектурному оформлению города.
Реализация концепции изменит внешний облик города и, как следствие, окажет влияние на повышение культурного и духовного уровня горожан, создаст условия для здорового образа жизни.
Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Уставом города Челябинска.
Концепция носит рекомендательный характер для разработки и реализации городских и отраслевых целевых программ и планов действий, практической деятельности органов местного самоуправления города Челябинска, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города, а также общественных организаций и средств массовой информации.
I. Общие положения
Термины и определения:
Городская среда - это постоянное взаимодействие городского сообщества и предметно-пространственного окружения.
Геопластика - пластическая обработка поверхности земли с использованием приемов вертикальной планировки для достижения решения утилитарных и архитектурно-художественных задач.
Единая визуальная информация - организованная совокупность графических и технических средств, информации об управлении объектами, об их местонахождении, направлениях движения к ним, предписывающая определенные правила поведения в среде и т.п.
Комплексное благоустройство - совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни на территории города и организация досуга в местах массового отдыха.
Концепция - генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.
Ландшафтный дизайн - дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного материала творчества природных объектов, комплексов и явлений.
Световой дизайн - функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве за счет использования осветительных приборов и техники.
Стратегия - долговременные планы, установки, намерения в отношении чего-либо.
Цветовая среда - часть среды обитания человека, оказывающая на него психофизиологическое и психоэмоциональное воздействие и зрительно воспринимаемая во времени и пространстве.
II. Основные цели и задачи
Основной целью концепции является создание качественной городской среды, отвечающей функциональным, эстетическим, социальным и экологическим потребностям жителей города Челябинска. В процессе реализации концепции решаются следующие приоритетные задачи:
- формирование городской среды;
- комплексное применение новых технологий и материалов;
- создание необходимой нормативно-правовой, инженерно-технической базы;
- формирование благоприятного социального климата для привлечения материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в развитие городской среды, создание инвестиционной привлекательности города.
Комплексное преобразование облика города призвано повысить качество городского окружения человека, перестроить его на благо людей с максимальной эффективностью и наименьшими расходами. Это требование определяет в будущем деятельность всех участников процесса формирования облика города, в том числе реализующих программу жилищного строительства.
Комплексное формирование города предполагает общую социально-культурную идею оформления, которая складывается из развития общественных потребностей и индивидуальных запросов населения. Эта идея включает характерные связи архитектуры с ландшафтом, технологические условия и возможности промышленного строительства, историческое прошлое (наследие) территории.
Чем более четко и однозначно будут разработаны эти основные направления (вектора) комплексного формирования города, тем эффективнее можно скоординировать действия всех участников архитектурно-строительной деятельности, исключить или минимизировать случайный и неэффективный параллелизм.
Комплексное формирование города следует понимать как постоянный социально-культурный процесс развития города в его совокупности и во всех его частях. Цель при этом - создание целесообразного и привлекательного городского окружения, где люди чувствуют себя уютно и комфортно.
III. Анализ проблемы
В свое время здания центра города были оформлены в стилистике ведущего направления советской архитектуры - сталинского ампира. Отличительными чертами указанного направления являются:
- жёлтая штукатурка на внешних стенах, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики (пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих);
- мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы.
Архитектура советского времени долго ориентировалась на аналогичные композиции.
Сталинский ампир пока еще во многом определяет облик центральных улиц и площадей в различных районах города.
В настоящее время наибольшую несогласованность вызывают торговые, офисные, досуговые комплексы, которые мало вписываются в архитектурные решения районов, где они возводятся.
Также вызывает ряд вопросов строительство жилищных комплексов, когда чередой повторяется безликая картина: ничем не примечательные серые лабиринты панельных высоток и редкое, теряющееся на этом фоне озеленение.
Следует отметить, что при оформлении фасадов стали применяться современные отделочные материалы. Однако в случае размещения в здании нескольких фирм, как правило, каждый собственник оформляет принадлежащую ему часть фасада и входную группу без учета существующей архитектуры здания и без общего проектного решения, что приводит при больших затратах к отрицательному результату (эффект "лоскутного одеяла").
Благоустройство является неотъемлемой частью художественного оформления города. Сейчас ставится вопрос о необходимости проведения реконструкции с использованием современных материалов, отвечающих требованиям времени с перспективой будущего развития города.
Особо остро стоит проблема озеленения. Все более актуальное значение приобретает комплексное озеленение города, сохранение лесопарковых массивов, закладка новых, реконструкций и развитие существующих парков и скверов, бульваров и аллей.
Одним из основных элементов украшения городских территорий в летний период является цветочное оформление. С каждым годом увеличивается количество цветников, но, как правило, работы проводятся локально, без учета благоустройства.
Существенную роль в формировании облика улиц, площадей, скверов, бульваров и парков города играют малые архитектурные формы (МАФ). Это оригинальные скамейки, цветочные вазоны, декоративные скульптуры, урны. Недостаток, зачастую отсутствие МАФ на улицах города приводит к обезличиванию города и создает ощущение дискомфорта.
Сегодня трудно представить город без многочисленных рекламных щитов, вывесок. Наряду с новыми объектами застройки, проведенными работами по благоустройству наружная реклама изменила облик города. Устаревшие вывески, рекламные щиты заменяются на новые.
При производстве рекламы применяются современные материалы и новые технологии. Следует отметить, что все эти положительные тенденции не всегда приводят к улучшению внешнего вида города потому, что имеют один общий недостаток - нет гармоничного сочетания рекламы с окружающей средой. В результате появляются перегруженные информацией участки улиц, пустые, не освоенные рекламой территории, обезображенные разномастной рекламой фасады зданий, что приводит к затруднению (иногда к невозможности) восприятия рекламы потребителями и ухудшению внешнего вида зданий, улиц и площадей города.
Всему этому предшествуют следующие причины:
- в существующей застройке не предполагалось размещение рекламных конструкций;
- размещение производилось локально, без общего учета рекламного пространства;
- размещение производилось в отрыве от благоустройства;
- размещение производилось без учета сложившейся архитектуры зданий и сооружений.
Поэтому только оптимизация рекламного пространства и комплексный подход к размещению рекламоносителей позволят снять значительную часть обозначенных проблем.
В современных условиях для более эффективного восприятия горожанами идеи праздника необходимы новые подходы к праздничному оформлению города.
В исторической части города следует развивать комплексную систему освещения, иллюминации, подсветку зданий.
Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний момент на территории города действует большое количество интернет-провайдеров, операторов связи, иных владельцев линейных объектов.
Многие владельцы используют преимущественно воздушный способ прокладки своих кабелей.
При этом каждый оператор, как правило, прокладывает собственную воздушную трассу, что приводит к бесконтрольному росту количества кабельных трасс на опорах и ведет, в свою очередь, к перегрузке последних. На настоящий момент ресурсы размещения линий связи на опорах в городе исчерпаны. Дальнейшее увеличение количества кабельных трасс создаст опасность обрушения несущих опор.
Кроме того, подобный способ прокладки кабельных систем крайне негативно сказывается на внешнем виде улиц города и его эстетическом восприятии в целом.
IV. Принципы дизайна городской среды
С точки зрения дизайна городская среда представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаимосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступает человек и его деятельность.
В системном дизайне городская среда рассматривается как постоянно развивающаяся и изменяющаяся. Поэтому формирование ее должно осуществляться комплексно, в три этапа:
- архитектурно-строительная организация среды при проектировании и возведении объектов;
- дизайнерско-художественное формирование среды в процессе освоения объекта;
- совершенствование среды как результат инициативной деятельности при эксплуатации объекта.
Концептуальная модель городской среды формируется на основе следующих основных направлений (аспектов) в их совокупности:
- архитектурная среда;
- цветовая среда;
- комплексное благоустройство;
- ландшафтный дизайн;
- световой дизайн;
- единая визуальная информация и наружная реклама;
- праздничное оформление.
Архитектурная среда
В Челябинске сформирована и продолжает корректироваться градостроительная политика, в ходе реализации которой необходимо получить качественное изменение архитектурной среды, иметь больше уникальных, выразительных объектов мирового уровня. Это позволит Челябинску сформировать неповторимое и уникальное лицо.
Сеть улиц, площадей и пешеходных пространств следует формировать как единую общегородскую систему, взаимоувязанную с функционально-планировочной организацией города. Общее инженерное и архитектурное решение улиц, дорог и искусственных сооружений должно быть направлено на достижение органической связи с окружающим ландшафтом и учитывать требования охраны окружающей среды.
Для системного решения градостроительных проблем города и создания многообразия и высоких эстетических качеств застройки назрела необходимость проведения комплексной реконструкции существующих улиц и кварталов с целью гармонизации городской среды, завершенности застройки центра, кварталов, районов, архитектурно-пространственной связи старых и новых частей города.
Существующие объекты жилого, социального и производственного назначения должны получить новые потребительские качества, соответствующие возросшим требованиям общества, включая функциональные, экологические, социальные, экономические и эстетические требования.
Вывод: рассмотреть необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с архитектурным обликом города.
Цветовая среда
В современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий происходит активное развитие цветовой среды города. Основным пунктом разработки цветовой среды города являются не определенные цвета и цветовые сочетания, а степень цветового контраста. Не только сила контраста в целом решении элементов городской среды (большой, средний, малый), но и характер по отношению к архитектурному окружению (контраст по цветовому тону, контраст по светлоте, контраст по насыщенности улицы), создание цветовых и тональных ритмов.
Основными принципами в построении комплексной системы цветовой среды города служат:
1) выявление функциональных зон;
2) выделение цветом пространственных ориентиров;
3) соответствие стилистики архитектурного сооружения;
4) создание "переменных" (изменяющаяся цветовая гамма рекламы, витрин, входов и вывесок организаций) и "постоянных" цветов цветовой среды;
5) повышение информативности среды;
6) влияние географического расположения на колористическое решение различных участков города.
При комплексном использовании вышеперечисленных принципов можно получить:
1) визуально комфортную среду;
2) неограниченную цветовую палитру в руках проектировщиков;
3) гибкую развивающуюся во времени структуру цветовой среды;
4) своеобразный неповторимый цветовой облик города.
Вывод: рассмотреть необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с цветовой средой города.
Комплексное благоустройство
Палитра комплексного благоустройства города состоит из геопластики, обработки пешеходных зон современными материалами, озеленения, цветочного оформления, колористики, архитектурного освещения, средств визуальной коммуникации, малых архитектурных форм.
Исходя из этого объектом благоустройства является весь город. Городские территории дифференцируются на три основные группы:
1-я группа - сложившаяся застройка (жилые кварталы, промышленные зоны, транспортные артерии);
2-я группа - объекты нового строительства;
3-я группа - различные озелененные территории в зависимости от категории их защиты (рекреационные зоны, лесопосадки и т.д.).
Неотъемлемой частью комплексного благоустройства являются малые архитектурные формы. В зависимости от функционального назначения их подразделяют на три группы:
1) малые архитектурные сооружения (павильоны, киоски, беседки);
2) оборудование территорий:
- уличная мебель;
- средства благоустройства (пандусы, лестницы на откосах, покрытие дорожек);
- ограждения (ворота, заборы, турникеты, шлагбаумы);
- водные устройства (фонтаны, брызгательные бассейны, поливочный водовод);
- осветительные устройства (декоративные светильники, газонные светильники, прожекторные установки), в том числе кабельное хозяйство;
- оборудование спортивных и детских площадок;
- носители визуальной информации (стенды, указатели, флагштоки);
- хозяйственное оборудование (урны, контейнеры для мусора);
3) декоративное убранство территорий:
- декоративные скульптуры (бюсты, камни, стелы);
- декоративные водные устройства (фонтаны, каскады, бассейны);
- емкости для цветов (вазоны, цветочницы).
Все элементы благоустройства должны быть высокохудожественного качества и вместе с другими объектами создавать композиционно-целостное единство и подчиняться общему дизайну концепции.
В рамках комплексного благоустройства города необходимо создание и реализация долгосрочных и краткосрочных программ, таких как:
- "Въезды в город и ворота города";
- "Остановочные павильоны";
- "Художественное освещение города";
- "Кабельные линии, кронштейны и опорные конструкции";
- "Уличные часы" (служба времени);
"Программа фасад" и т.п.
Ландшафтный дизайн
Одна из основных составляющих, формирующих городскую среду, - ландшафтный дизайн. В его состав входит планировочная структура газонов, зеленые насаждения, цветочное оформление. Приемы ландшафтной архитектуры должны быть дифференцированы в зависимости от типологии городских территорий с учетом их функционального назначения.
Цветочное оформление, как правило, используется в наиболее посещаемых местах: общегородских, районных центрах, местах отдыха, парках, садах, скверах, дворах, на главных улицах и проспектах города. Ассортимент насаждений необходимо подбирать с учетом соответствия агробиологических свойств растений. Композиция цветника, форма, соотношение объема и цвета, фактура поверхностей, аромат выбираются с учетом места размещения физиологического и эмоционального восприятия.
Проектирование цветочного оформления дифференцируется в зависимости от значимости территории.
Проектирование и реализация должны вестись по уровням:
1) территория и объекты общегородского значения;
2) территория и объекты городского уровня.
Цветочное оформление следует осуществлять в рамках следующих направлений:
1) исторический центр;
2) общегородские ансамбли и периферийные центры;
3) "гостевой маршрут";
4) транспортные развязки, основные магистрали и въезды в город.
Разрабатываемая концептуальная основа цветочного оформления не должна лишать индивидуальности каждый цветник и задавать жесткие рамки их создателям.
Одним из главных условий для высокохудожественного цветочного оформления является взаимосвязь с элементами благоустройства (бордюры, скамьи, фонтаны, декоративные скульптуры и т.п.).
Вывод: рассмотреть необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с ландшафтным дизайном.
Световой дизайн
Важной задачей освещения города в целом является гармонизация светотехнических параметров всех систем освещения. Это уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, освещение инженерных сооружений, витрин, световой информации и рекламы, праздничная иллюминация.
При подсветке городских объектов решается ряд утилитарно-функциональных, архитектурно-градостроительных и образно-семантических задач (аспектов).
Утилитарно-функциональный аспект
Освещение объектов и окружающей территории с целью обеспечения оптимальной ориентации человека в пространстве и его комфортное пребывание в темное время суток. Светом акцентируются наиболее важные функциональные объекты - входы в здания, остановки общественного транспорта и т.д.
Архитектурно-градостроительный аспект
Выявление светом наиболее характерных для города и художественно значимых с точки зрения архитектуры зданий. Работа со светом проводится в ц
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 25 октября 2011 г. N 28/12 "О принятии Концепции дизайнерского и архитектурно-художественного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.