Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Администрации города
от 21 декабря 2011 г. N 7975
Программа
по повышению эффективности расходов бюджета города Челябинска
на 2012 - 2014 годы
Программа по повышению эффективности расходов бюджета города Челябинска на 2012-2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012-2014 годах", основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, постановлением Правительства Челябинской области от 24.08.2011 N 303-П "Об областной целевой Программе по повышению эффективности бюджетных расходов в Челябинской области на 2011-2012 годы".
I. Содержание проблемы и необходимость разработки и реализации Программы
1. Мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса в городе Челябинске и обеспечению сбалансированности бюджета города Челябинска реализуются постоянно.
В течение последних лет достигнуты следующие результаты этой работы:
1) приняты и опубликованы необходимые муниципальные правовые акты по организации бюджетного процесса города Челябинска, отвечающие новым требованиям бюджетного законодательства;
2) четко определен статус и полномочия участников бюджетного процесса в городе Челябинске;
3) ведется реестр расходных обязательств города Челябинска;
4) осуществляется детализация бюджетной классификации (применяется дополнительный код функциональной классификации, дополнительный код экономической классификации, дополнительный код расходов), что позволяет более четко разграничивать расходы бюджета города Челябинска по целевому признаку и источникам финансирования;
5) введен в действие инструмент для оценки и управления ликвидностью бюджета города Челябинска - кассовый план, который позволяет управлять свободными денежными средствами бюджета города Челябинска либо их недостатком, а также обеспечивать своевременное финансирование расходов бюджета города Челябинска;
6) создана система казначейства, обеспечивающая кассовое обслуживание бюджета города Челябинска, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
7) начато практическое применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат:
- разделение обязательств на действующие и принимаемые;
- городские и отраслевые (ведомственные) целевые программы;
- Доклады о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНДы);
- муниципальные задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ);
- ведомственные перечни муниципальных услуг (работ);
8) проводится автоматизация бюджетного процесса города Челябинска.
2. Практическая реализация механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, началась с внедрением в 2006 году в городе Челябинске ДРОНДов (постановление Главы города Челябинска от 08.09.2005 N 902-п "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования"), которые являются по существу планами действий главных распорядителей средств бюджета города Челябинска (далее - главные распорядители).
В настоящее время вышеназванный муниципальный правовой акт утратил силу. Постановлением Администрации города Челябинска от 26.08.2011 N 201-п "О Порядке подготовки Доклада о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя средств бюджета города Челябинска" (далее - постановление Администрации города от 26.08.2011 N 201-п) утвержден новый порядок подготовки ДРОНДов, в соответствии с которым в докладе отражаются цели, задачи, направления деятельности главного распорядителя, планы мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности, программные и непрограммные мероприятия, распределение расходов по направлениям, задачам и программам, а также показатели результативности бюджетных расходов.
3. В 2009 году в городе Челябинске был внедрен в практику Реестр муниципальных услуг города Челябинска (постановление Главы города Челябинска от 21.05.2009 N 72-п "О реестре муниципальных услуг города Челябинска"). Целью его ведения являлось обеспечение заинтересованных органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией о муниципальных услугах города Челябинска, их содержании, органах и организациях ответственных за их предоставление.
В связи с вступлением в силу Федеральных законов от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) и от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с сентября 2011 года Реестр муниципальных услуг города Челябинска признан утратившим силу (постановление Администрации города Челябинска от 05.09.2011 N 210-п "Об утверждении Порядка по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Челябинска") и теперь главными распорядителями утверждаются ведомственные перечни муниципальных услуг (работ), оказываемые (выполняемые) подведомственными главным распорядителям муниципальными учреждениями.
4. Базовая роль в сфере оказания муниципальных услуг возложена на формирование муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
Постановлением Администрации города Челябинска от 05.09.2011 N 210-п "Об утверждения Порядка по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Челябинска" утверждены порядок и методические указания по формированию муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания. Муниципальные задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) формируются главными распорядителями для каждого подведомственного муниципального учреждения, участвующего в предоставлении муниципальных услуг (работ).
5. В целях повышения качества и доступности предоставления муниципальных услуг в городе Челябинске действует городская целевая программа "Построение системы и телекоммуникационной инфраструктуры предоставления государственных, муниципальных и иных услуг населению и организациям города Челябинска по технологии "одно окно" на 2011 год" (распоряжение Администрации города Челябинска от 30.12.2010 N 9572 "Об утверждении городской целевой программы"), в рамках реализации которой будет создана сеть многофункциональных центров (далее - МФЦ) оказания государственных и муниципальных услуг, организованных по технологии "одно окно", а также будет осуществляться поэтапный переход Администрации города Челябинска с бумажного на электронный и юридически значимый электронный документооборот.
В 2011 году в рамках реализации областной целевой Программы "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области в 2010 - 2011 годах" городу Челябинску была выделена субсидия на организацию и оснащение МФЦ в размере 17,5 млн. рублей, которые освоены в полном объеме.
В результате реализации вышеуказанной Программы должны сократиться временные и денежные затраты юридических и физических лиц на получение государственных, муниципальных услуг, на получение информации о государственных, муниципальных услугах, а также улучшиться условия работы сотрудников, осуществляющих предоставление государственных, муниципальных услуг.
6. Для установления взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в 2009 году был утвержден порядок разработки, утверждения, реализации и контроля за исполнением целевых программ в городе Челябинске (постановление Главы города Челябинска от 11.01.2009 N 1-п "О Порядке разработки, утверждения, реализации и контроля целевых программ в городе Челябинске").
Постановлением Администрации города Челябинска от 25 сентября 2013 г. N 225-п Постановление Главы города Челябинска от 11 января 2009 г. N 1-п признано утратившим силу
В него включены требования по установлению в программах целевых индикативных показателей и методика проведения оценки их реализации.
В настоящее время, в результате проведенной работы в сфере бюджетного планирования более 60 процентов расходов бюджета города Челябинска переведено в программно-целевой формат.
7. Одно из приоритетных направлений в модернизации экономики города Челябинска - это повышение ее энергетической эффективности, в том числе в бюджетном секторе экономики.
В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в городе Челябинске разработана и утверждена распоряжением Администрации города Челябинска от 03.02.2011 N 570 городская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Челябинска на 2011 - 2014 годы и на перспективу до 2020 года".
Целью реализации программы является повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями города Челябинска.
Реализация программы позволит:
- сэкономить средства бюджета города;
- содействовать созданию благоприятных условий для развития территории;
- содействовать развитию бюджетного сектора, жилищного фонда, предприятий коммунального комплекса города Челябинска.
8. Вышеперечисленные реформы сыграли важную роль в формировании современной системы управления общественными муниципальными финансами.
В то же время на практике не удалось применить ряд принципов и механизмов, урегулировать многие методические вопросы, и, как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем:
- низкий уровень мотивации органов местного самоуправления города Челябинска, а также муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов в своей деятельности в целом;
- отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления города Челябинска, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
- деятельность органов местного самоуправления города Челябинска недостаточна публична и открыта;
- не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
- не создана единая централизованная высокотехнологическая и полнофункциональная система формирования, размещения, исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и иных заказчиков города Челябинска.
II. Основные цели и задачи Программы
9. Цель Программы - формирование новой модели экономического роста города Челябинска, улучшение условий и уровня жизни населения города Челябинска, основанные на:
- эффективной системе оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ), повышения их доступности и качества;
- реализации приоритетов, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации и отраженных в прогнозе социально-экономического развития города Челябинска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
10. Для достижения цели Программы необходимо обеспечить реализацию основных задач:
1) осуществление бюджетного планирования на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики;
2) четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления города Челябинска и эффективное их выполнение;
3) обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
4) перенос акцента с распределения ресурсов на достижение конечных результатов, на которые эти ресурсы выделяются;
5) создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности расходов бюджета города Челябинска и проведению структурных реформ;
6) формирование единой гармоничной системы муниципальных услуг (работ) в городе Челябинске;
7) повышение прозрачности и подотчетности всех видов деятельности главных распорядителей и подведомственных им муниципальных учреждений, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
8) повышение эффективности управления собственностью путем обеспечения тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности города Челябинска, и полномочиями органов местного самоуправления города Челябинска.
11. Для решения задач Программы необходимо принять решения по следующим направлениям:
1) обеспечение сбалансированности (стабилизация и последующее снижение дефицита бюджета города Челябинска) и устойчивости бюджета города Челябинска;
2) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Челябинска;
3) переход к утверждению программного бюджета города Челябинска;
4) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ);
5) реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
6) совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
7) создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышение действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления города Челябинска.
Содержание мероприятий по указанным направлениям отражены в плане мероприятий Программы (приложение 2) и посвящены соответствующие разделы Программы.
III. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Челябинска
12. Одним из базовых условий реализации поставленных Программой задач является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Челябинска.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности города Челябинска. Для повышения эффективности деятельности в сфере бюджетной политики необходимо установить и соблюдать основные принципы бюджетной политики, в том числе:
1) формирование бюджета города Челябинска исходя из реальной ситуации в экономике, а также с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета города Челябинска, основанных на реалистичных оценках в умеренном варианте;
2) ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
3) ограничение расходов при исполнении бюджета города Челябинска с учетом текущих прогнозов доходных поступлений;
4) недопустимость в ходе исполнения бюджета города Челябинска увязки объемов расходов бюджета города Челябинска с определенными доходными источниками;
5) планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
6) принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, с учетом сроков и механизмов их реализации;
7) систематический анализ и оценка рисков для бюджета города Челябинска, в том числе возникающих вследствие изменения экономической ситуации;
8) создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
13. Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов в городе Челябинске планируется реализовать следующие основные меры:
1) инвентаризация действующих расходных обязательств при целесообразности их исполнения с учетом эффективности и результативности, а принимаемых расходных обязательств - на предмет наличия достоверных расчетов и обоснований, подтверждающих целесообразность расходования бюджетных средств для достижения стратегических целей развития города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 26.11.2009 N 8/1 "О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года";
2) совершенствование организации и методологии кассового прогнозирования исполнения бюджета города Челябинска в целях:
- оценки и управления ликвидностью бюджета города Челябинска;
- повышения ответственности главных распорядителей;
- усиления контроля главными распорядителями за деятельностью муниципальных учреждений;
3) проведение грамотной политики управления муниципальным долгом в целях недопущения необоснованного роста расходов бюджета города Челябинска на обслуживание муниципального долга, а также поддержание ликвидности счета бюджета города Челябинска и обеспечения выполнения в установленные сроки принятых бюджетных обязательств;
4) в рамках налоговой политики, в связи с изменениями в федеральном и областном законодательстве, направленными на оптимизацию льгот и перераспределение нормативов отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, необходимо:
- провести мероприятия с главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Челябинска по повышению их ответственности за выполнение плановых показателей, недопущения образования недоимки (задолженности) по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города Челябинска, а также невыясненных поступлений в бюджет города Челябинска;
- установить мониторинг задолженности по налоговым и неналоговым платежам, а также отсроченным и рассроченным платежам в бюджет города Челябинска.
IV. Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности расходов бюджета города Челябинска
14. Программно-целевой принцип организации деятельности органов местного самоуправления города Челябинска является одним из инструментов повышения эффективности расходов бюджета города Челябинска.
Муниципальная программа города Челябинска (далее - муниципальная программа) - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты муниципальной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных прогнозом социально-экономического развития города Челябинска, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общегородского значения.
15. Разработка и реализация муниципальных программ должны основываться на следующих принципах:
1) муниципальные программы формируются исходя из целей социально-экономического развития города Челябинска и индикаторов их достижения;
2) определяется ответственный исполнитель (соисполнитель) - исполнительный орган местного самоуправления города Челябинска, отвечающий за реализацию муниципальной программы и достижение конечных результатов;
3) устанавливаются целевые индикаторы и показатели муниципальной программы, которые должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей;
4) муниципальные программы охватывают основные направления деятельности исполнительного органа местного самоуправления города Челябинска и соответственно большую часть бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
5) исполнительный орган местного самоуправления города Челябинска и его должностные лица, осуществляющие управление муниципальными программами и их подпрограммами, наделяются полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ;
6) регулярно проводится оценка результативности и эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращении, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
16. Состав программ и планируемые результаты их реализации будут определяться муниципальной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться решением Челябинской городской Думы о бюджете города Челябинска на очередной финансовый год и плановый период (далее - решение о бюджете).
Кроме того, в рамках муниципальных программ муниципальными правовыми актами могут быть предусмотрены и приняты выходящие за пределы лимитов бюджетных обязательств расходные обязательства, в результате чего существует возможность заключения (по конкретным проектам, объектам) долгосрочных муниципальных контрактов. Также в отношении объектов, указанных в муниципальных программах, могут заключаться муниципальные контракты со сроком реализации, выходящим за пределы трехлетнего периода.
17. Для осуществления изложенных подходов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) внести необходимые изменения в порядок разработки, утверждения, реализации и контроля целевых программ;
2) определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них следующих основных вопросов:
- обоснование цели и задач муниципальной программы, ее вклада в достижение (реализацию) целей (приоритетов) социально-экономического развития города Челябинска;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов муниципальной программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
- перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
- сроки реализации муниципальной программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов муниципальных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
- перечень включенных в состав муниципальной программы подпрограмм;
- обоснование общего объема бюджетных ассигнований бюджета города Челябинска;
- методику оценки эффективности муниципальных программ;
3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета города Челябинска на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
18. В настоящее время в городе Челябинске постепенно осуществляется внедрение программно-целевого метода планирования бюджета города Челябинска. Так, доля расходов бюджета города Челябинска, осуществляемых городских и отраслевых (ведомственных) целевых программ, составляет более 60 процентов. Ежегодно проводится анализ эффективности реализации городских целевых программ.
Дальнейшей целью является переход к программной структуре расходов бюджета города Челябинска, который представляется целесообразным осуществить, не позднее 2013 года.
С учетом этого в составе материалов, предоставляемых в Челябинскую городскую Думу одновременно с решением о бюджете планируется представлять приложение к пояснительной записке к решению о бюджете с распределением бюджетных ассигнований по муниципальным программам и их подпрограммам.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета города Челябинска.
Внедрение принципов формирования программного бюджета города Челябинска предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований.
V. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
19. Оптимизация функций муниципального управления и повышения эффективности их обеспечения предполагает продолжение реализации административной реформы в городе Челябинске. При этом основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности исполнительного органа местного самоуправления города Челябинска, в том числе на применении его в процессе реализации муниципальных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности исполнительного органа местного самоуправления города Челябинска (выполнения возложенных на него функций) должны стать:
1) противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
2) совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
3) передача функций исполнительного органа местного самоуправления города Челябинска, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
4) оптимизация в исполнительном органе местного самоуправления города Челябинска соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Челябинска;
5) переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления города Челябинска в электронной форме;
6) оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления города Челябинска.
Для реализации вышеизложенных направлений главными распорядителями в соответствии с распоряжением Администрации города Челябинска от 06.07.2011 N 4149 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов бюджета города Челябинска" утверждены и обеспечивается реализация отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов бюджета города Челябинска. Кроме того, постановлением Администрации города Челябинска от 26.08.2011 N 201-п утверждена методика расчета эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с которой главными распорядителями ежегодно осуществляется оценка эффективности использования выделенных бюджетных средств.
Необходимо разработать методику оценки и мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями и главными администраторами доходов бюджета города Челябинска, определяющую порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования средств бюджета города Челябинска на всех стадиях бюджетного процесса.
20. Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления города Челябинска является управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Для повышения его эффективности необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
1) упорядочение состава муниципального имущества города Челябинска и обеспечение его учета;
2) инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
3) создание прозрачных процедур передачи в аренду муниципального имущества;
4) анализ изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка эффективности их взаимного использования с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
5) оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
6) совершенствование приватизационных процедур;
7) совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
VI. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
21. В соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ органам местного самоуправления города Челябинска необходимо изменить правовое положение муниципальных учреждений. Целями проведения реформы бюджетной сети является необходимость оптимизации расходов бюджета города Челябинска, повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг, создание стимулов и мотиваций для муниципальных учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и муниципального имущества, а также повышение ответственности муниципальных учреждений за конечные результаты их деятельности.
Планирование и исполнение расходов бюджета города Челябинска в настоящее время осуществляется по целевому назначению (преимущественно методом индексации), без достаточного учета эффективности и результативности расходования средств бюджета города Челябинска, используемых муниципальными учреждениями для оказания муниципальных услуг. Таким образом, прежде всего, необходимо принять меры по повышению качества муниципальных услуг и только потом по оптимизации расходов бюджета города Челябинска на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
1) повышение конкурентоспособности, доступности и качества муниципальных услуг (работ);
2) привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров, путем повышения материальной заинтересованности, предоставления социальных гарантий, обеспечения профессиональной переподготовки;
3) создание условий для оптимизации бюджетной сети;
4) развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников.
22. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1) совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
2) внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (работ);
3) разработка и утверждение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ);
4) повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), для потребителей этих услуг.
С вступлением в силу Федерального закона N 83-ФЗ выделяются три типа муниципальных учреждений: казенное, бюджетное и автономное. На период 2011 года был установлен переходный период реализации реформы правового положения учреждений в течение, которого финансирование бюджетных учреждений могло осуществляться в прежнем порядке, а также позволяющий подготовить необходимую муниципальную правовую базу по обеспечению перехода на новые условия оказания муниципальных услуг (работ), в частности были приняты следующие муниципальные правовые акты:
1) постановление Администрации города Челябинска от 25.02.2011 N 39-п "Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений города Челябинска";
2) постановление Администрации города Челябинска от 03.06.2011 N 114-п "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Челябинска";
3) постановление Администрации города Челябинска от 05.09.2011 N 210-п "Об утверждении Порядка по формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Челябинска";
4) распоряжение Администрации города Челябинска от 06.07.2011 N 4148 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания";
5) постановление Администрации города Челябинска от 15.08.2011 N 193-п "Об утверждении Порядка осуществления муниципальными бюджетными и автономными учреждениями полномочий муниципального образования "город Челябинск" по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления";
6) постановление Администрации города Челябинска от 25.10.2011 N 250-п "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания";
8) постановление Администрации города Челябинска от 23.11.2011 N 276-п "Об утверждении Порядка предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям бюджетных инвестиций";
9) постановление Администрации города Челябинска от 18.03.2011 N 57-п "Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг";
10) постановление Администрации города Челябинска от 26.08.2011 N 201-п, в соответствии с которым определена методика расчета эффективности использования бюджетных средств в разрезе муниципальных услуг (работ) и способов их оказания;
11) приказы Комитета финансов города Челябинска (далее - Комитет финансов) по организации исполнения расходов бюджета города Челябинска в новых условиях.
23. Кроме того, для главных распорядителей предприняты меры, направленные на создание условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений:
1) упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения) и ликвидации учреждений;
2) установление правила сохранения объемов бюджетных ассигнований главным распорядителям средств бюджета города Челябинска при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг (работ).
Все вышеперечисленные мероприятия в дальнейшем позволят главным распорядителям изменять тип подведомственным им муниципальным учреждениям в целях создания стимулов для повышения эффективности их деятельности с учетом сферы предоставления муниципальных услуг (выполнения работ) и других факторов.
VII. Развитие системы муниципального финансового контроля
24. Переход к программному бюджету города Челябинска и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг, повышения, результативности и эффективности использования средств бюджета города Челябинска требуют комплексного реформирования муниципального финансового контроля.
Для обеспечения единого подхода к оценке фактов и классификации финансовых нарушений при осуществлении муниципального финансового контроля необходимо разработать методический документ, устанавливающий классификатор финансовых нарушений, а также их последствий, возникающих в процессе формирования и исполнения бюджета города Челябинска.
В этих целях необходимо:
1) организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
2) ввести понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты;
3) установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства;
4) исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
25. К контрольным органам города Челябинска относятся Контрольно-счетная палата города Челябинска и Управление внутреннего контроля Администрации города Челябинска.
Полномочия Контрольно-счетной палаты города Челябинска, созданной Челябинской городской Думой, по осуществлению внешнего финансового контроля, определяются решением Челябинской городской Думы от 27.09.2011 N 27/13 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Челябинска, ее структуре и штатной численности".
Управление внутреннего контроля Администрации города Челябинска является структурным подразделением аппарата Администрации города Челябинска и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством Главы Администрации города Челябинска. Его полномочия по осуществлению финансового контроля определяются распоряжением Администрации города Челябинска от 17.08.2010 N 6548 "Об утверждении Положения об Управлении внутреннего контроля Администрации города Челябинска".
26. Согласно статье 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 56 решения Челябинской городской Думы от 27.11.2011 N 27/2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Челябинске" главные распорядители осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета города Челябинска, муниципальными учреждениями.
Главные распорядители имеют право осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета города Челябинска, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов.
По итогам проведенных контрольных мероприятий главные распорядители, осуществляющие внутренний контроль, подготавливают конкретные предложения и организуют осуществление мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Челябинска.
VIII. Оптимизация системы закупок для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Формирование комплексной контрактной системы в городе Челябинске
27. Система закупок муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (далее - нужды заказчиков) является важным механизмом, направленным на эффективное и экономное расходование бюджетных ресурсов. Оптимальное функционирование системы закупок обеспечивается:
1) единством нормативной правовой базы;
2) прозрачностью процедур при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее - размещение заказов);
3) созданием объективных возможностей для конкуренции между поставщиками при размещении заказов для нужд заказчиков;
4) строгим соблюдением процедур при размещении заказов для нужд заказчиков;
5) простотой и надежностью учета информации о планируемых и фактически осуществленных закупках для нужд заказчиков.
28. Детальное нормативное правовое регулирование стадии размещения заказов обеспечивает Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", определяющий требования к процедурам организации торгов, отбора поставщиков, заключения государственного или муниципального контракта, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее - контракты), юридического оформления сдачи-приемки работ, и ограничивает коррупционные проявления.
29. Проблемами существующей системы закупок для нужд заказчиков в городе Челябинске являются:
1) регулярные нарушения сроков выполнения работ, предусмотренных контрактами;
2) исполнение контрактов с превышением заранее определенных ресурсных ограничений на их реализацию, дефицит объективной информации о ходе исполнения контрактов;
3) отсутствие инструментов оценки эффективности бюджетных ассигнований на размещение заказов для нужд заказчиков;
4) на стадии прогнозирования и планирования обеспечения нужд заказчиков действует преимущественно бюджетное законодательство, которое ориентировано на обеспечение целевого использования бюджетных средств, при этом взаимосвязь бюджетного процесса и планирования предстоящих закупок не в полной мере нормативно урегулирована;
5) регламентация стадии исполнения контрактов ограничивается применением общих положений гражданского законодательства, специфические механизмы регулирования практически не применяются;
6) существующий порядок обоснования бюджетных ассигнований не позволяет на этапе планирования определить ключевые параметры контрактов, что в свою очередь приводит к невозможности проводить в дальнейшем детальный мониторинг и оценку исполнения контрактов;
7) на стадии исполнения контрактов не определены схемы и механизмы управления исполнением, не применяются проектные принципы управления, не создана система многоуровневого мониторинга исполнения контрактов;
8) отсутствуют унифицированные процедуры приемки работ и рекомендации по установлению требований к гарантийному (сервисному) периоду, его срокам и обязательствам сторон в течение этого периода.
Решение указанных проблем призвана обеспечить единая централизованная высокотехнологическая и полнофункциональная система формирования, размещения, исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и иных заказчиков города Челябинска. Ключевым отличием указанной системы от существующего положения дел должно стать построение единого цикла обеспечения нужд заказчиков.
Для достижения данной цели необходимо скоординированное выполнение комплекса следующих взаимоувязанных мероприятий:
1) совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях закупок;
2) последовательная системная модернизация сферы обеспечения нужд заказчиков как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элементов управления расходами и их общей увязки;
3) обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с планированием закупок, размещением заказов для нужд заказчиков и исполнением контрактов, включающих в себя:
- детальное прогнозирование необходимого объема и ассортимента поставляемых товаров (работ, услуг);
- обеспечение эффективного планирования начальных максимальных цен контрактов;
- обоснованное бюджетирование и максимально открытое размещение заказов для нужд заказчиков;
- организацию эффективного взаимодействия с электронными торговыми площадками для проведения открытых аукционов в электронном виде через специальный электронный модуль;
- обеспечение учета, ведения и исполнения контрактов;
- оценку результатов обеспечения нужд заказчиков в интересах планирования заказов будущих периодов;
- организацию оперативного контроля нарушений действующего законодательства участниками цикла размещения заказа на всех стадиях, ведения учета принятых мер, своевременности и эффективности их реализации.
Выполнение мероприятий позволит способствовать качественному и своевременному удовлетворению нужд заказчиков в товарах, работах и услугах. В свою очередь это позволит существенно повысить объемы и качество оказываемых (выполняемых) населению города Челябинска муниципальных услуг (работ), снизить затраты на их оказание.
IX. Ожидаемые результаты реализации Программы с указанием целевых индикаторов и показателей
30. В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
1) формирование в финансово-бюджетной сфере базовых условий, включая обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Челябинска, для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, роста уровня и качества жизни населения города Челябинска;
2) переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города Челябинска;
3) обеспечение перехода к утверждению программного бюджета города Челябинска;
4) наличие утвержденного бюджета города Челябинска на очередной финансовый год и плановый период;
5) повышение доступности и качества муниципальных услуг (работ) на базе повышения квалификации кадров, оптимизации структуры расходов на финансирование предоставления муниципальных услуг (работ);
6) развитие инфраструктуры оказания муниципальных услуг в электронном виде;
7) создание системы внешнего и внутреннего финансового контроля;
8) повышение качества управления муниципальной собственностью;
9) повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления города Челябинска;
10) создание организационно завершенной комплексной системы муниципальных закупок.
31. Эффективность реализации Программы оценивается по следующим индикативным показателям:
N п/п |
Наименование показателей |
Целевое значение показателя |
1 |
2 |
3 |
1. |
Средняя долговая нагрузка на бюджет города Челябинска, % |
менее 5 |
2. |
Отношение просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджета города Челябинска, % |
0 |
3. |
Среднее отношение дефицита бюджета города Челябинска к доходам бюджета города Челябинска, % |
менее 2 |
4. |
Доля условно-утвержденных на плановый период расходов бюджета города Челябинска, % |
более 11,5 |
5. |
Доля казенных учреждений города Челябинска к общему количеству муниципальных учреждений города Челябинска, % |
менее 100 |
6. |
Отношение фактических доходов бюджета города Челябинска за отчетный период к первоначальному плану, % |
более 100 |
7. |
Доля муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству оказания, % |
более 80 |
8. |
Доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов бюджета города Челябинска, % |
более 8 |
9. |
Удельные вес расходов бюджета города Челябинска, формируемых в рамках программ, % |
80 - 90 |
10. |
Наличие утвержденного порядка и методики планирования бюджетных ассигнований города Челябинска, да/нет |
да |
11. |
Наличие нормативного закрепления обязательности предоставления перечня муниципальных программ в составе материалов, предоставляемых с проектом бюджета города Челябинска, да/нет |
да |
12. |
Доля муниципальных услуг города Челябинска по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме, % |
более 30 |
X. Организация реализации Программы и контроль за ее исполнением
32. Организацию и координацию работы органов местного самоуправления города Челябинска по реализации программы, контроль за ходом ее исполнения осуществляет Комитет финансов.
При необходимости внесения изменений в Программу Комитет финансов организует работу в порядке, установленном Администрацией города Челябинска.
33. Исполнители Программы анализируют ход выполнения мероприятий Программы по своим направлениям деятельности и информируют Комитет финансов о достигнутых результатах в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Комитет финансов ежегодно, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, готовит информацию о реализации плана мероприятий Программы и достижении индикативных показателей Программы, для предоставления заместителю Главы Администрации города по экономике и финансам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.