Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Важным направлением административной реформы, основным инструментом обеспечения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и повышения качества предоставления различного спектра услуг населению в городе Магнитогорске является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ позволяет в максимально комфортных условиях, опираясь на четкую регламентацию административных процедур и используя самые современные аппаратно-программные комплексы предоставлять весь спектр услуг населению в различных сферах жизнедеятельности: социальной, земельно-имущественной, гражданско-правовой и иных важных направлениях.
Деятельность МФЦ основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Четкая регламентация административных процедур позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании государственной (муниципальной) услуги, в т.ч. на базе МФЦ, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал. Создание МФЦ в городе Магнитогорске также направлено реализацию принципа "одного окна", повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества, конечной целью его создания является максимальная удовлетворенность граждан качеством взаимодействия с властью, и как следствие социальная стабильность и повышение доверия к ее действиям.
На сегодняшний день в городе Магнитогорске на базе МФЦ действуют пять равноудаленных друг от друга многофункциональных центров по приему населения, полностью соответствующих требованиям, установленным федеральным законодательством, направленные на обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления, что способствует противодействию коррупции, снижению административных барьеров.
Расположение центров МФЦ во многом отвечает интересам той или иной социальной группы, проживающей или территориально расположенной в отдельно взятом районе города. При этом отношение МФЦ к определенному району города не является основанием для обращения заявителей в отделение МФЦ по месту регистрации или фактического проживания. Единственным критерием для обращения в тот или иной отдел МФЦ является удобство заявителя.
Центры МФЦ на Суворова, 123 и Карла Маркса, 79 актуальны своим расположением. Находясь в центральной части города, они концентрируют поток заявителей, проживающих или работающих в центре города Магнитогорска. Размещение МФЦ по пр. Сиреневый 16/1 обусловлено тенденцией развития города в южном направлении, открытие МФЦ в Левобережной части города в здании администрации Орджоникидзевского района по ул. Маяковского, 19/3 ликвидировало оторванность жителей и предприятий Левого берега от органов власти, предоставило им возможность комфортно получать весь спектр государственных и муниципальных услуг. Открытие пятого центра по адресу: ул. Комсомольская, 38 в июле 2011 года обусловлено увеличением количества оказываемых на базе МФЦ услуг и позволило удовлетворить растущие потребности населения, в особенности жителей Ленинского района города.
На базе МФЦ предоставляется 161 услуга: 60 государственных (переданных на исполнение) услуг, 86 муниципальных услуг и 15 услуг, оказываемых предприятиями и организациями города Магнитогорска. В ходе реализации программных мероприятий планируется закончить инвентаризацию муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, провести их анализ с целью определения перечня наиболее востребованных услуг и обеспечить возможность получения, в первую очередь социально-значимых, а также иных государственных и муниципальных услуг в одном месте - в МФЦ. Количество предоставляемых на базе МФЦ государственных и муниципальных услуг до конца 2013 года планируется увеличить до 170.
Общая пропускная способность пяти центров по приему населения составляет 1952 человека в день, количество окон приема МФЦ- 61. В 2010 году многофункциональные центры по приему населения приняли 178 510 физических и юридических лиц.
В центрах по приему населения МФЦ организована работа терминалов "Электронной очереди", позволяющей эффективно управлять потоками очереди, вести учет посетителей МФЦ, обратившихся за получением услуг, контролировать время, затраченное на обслуживание заявителей, определять время нахождения заявителей в очереди, определять нагрузку в работе каждого специалиста и более рационально управлять распределением специалистов в окнах МФЦ.
В центрах по приему населения МФЦ установлены программно-аппаратные комплексы (инфоматы) информирования граждан о предоставляемых на базе МФЦ услугах. В настоящее время идут работы, в результате которых инфоматы будут подключены к порталу МФЦ и позволят посетителям ознакомиться с порядком предоставления муниципальных услуг, оказываемых на базе МФЦ, необходимым перечнем документов для получения услуги, сроками предоставления услуг, образцами заявлений.
Кроме этого каждый посетитель сможет ознакомиться с новостями и основными событиями в работе МФЦ и администрации города, с принятыми в городе нормативно-правовыми актами. В дальнейшем система инфоматов будет интегрирована с Порталом государственных и муниципальных услуг Челябинской области.
2. Другая ключевая мера, направленная на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, - обеспечение возможности предоставления услуг в электронном виде.
К началу 2011 года в городе Магнитогорске реализованы первые два этапа перевода в электронный вид услуг сводного перечня первоочередных и муниципальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства от 17.12.2009г. N 1993-р "Об утверждении сводного перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде".
В рамках соглашения между Правительством Челябинской области и Администрацией Магнитогорского городского округа о сотрудничестве и взаимодействии в рамках реализации проекта "Создание типовых решений для предоставления государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде" в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" подготовлена техническая инфраструктура с использованием переданного Субъектом Российской Федерации оборудования, разработаны и утверждены административные регламенты предоставления услуг для оказания пилотных муниципальных услуг "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" и "Прием заявок (запись) на прием к врачу" в электронном виде, проведена опытная эксплуатация.
С мая 2011 года Автоматизированная информационная система (АИС) "Электронные услуги в сфере образования" запущена в режиме промышленной эксплуатации. Менее чем за три месяца работы системы 2270 человек обратились за получением услуги через интернет и через центр телефонного обслуживания, что говорит о востребованности данного сервиса. Более того граждане обратившиеся в электронном виде не создавали очередей, чем значительно облегчили работу сотрудников управления образования администрации города и получили услугу в более комфортных условиях. Запуск услуги по записи на прием к врачу планируется на IV квартал 2011г.
В рамках реализации Программы планируется продолжить работу по обеспечению перехода на предоставление услуг в электронном виде. Основными направлениями этой работы будут являться организация бесперебойной работы сервисов электронных услуг и защиты информации, что будет способствовать повышению уровня доверия граждан к электронным услугам.
В 2010 году начата работа по наполнению автоматизированной информационной системы "Реестр государственных услуг" и "Портал государственных услуг", предоставленной Министерством экономического развития Российской Федерации, информацией об оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями города Магнитогорска услугах.
Ответственным за размещение информации о государственных (муниципальных) услугах в Магнитогорском сегменте сводной автоматизированной информационной системы "Реестр государственных услуг" и "Портал государственных услуг" и уполномоченным органом по осуществлению информационного взаимодействия с управлением государственной службы Правительства Челябинской области - уполномоченным органом по ведению информационного ресурса сводного реестра Челябинской области - определено МФЦ.
В "Реестре государственных услуг" размещены сведения по 26 органам местного самоуправления и муниципальных учреждений города Магнитогорска и 84 предоставляемых ими услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, имущественно- земельных отношений и регулирования предпринимательской деятельности, в том числе все услуги, включенные в план перехода на предоставление в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти Челябинской области и государственными учреждениями Челябинской области, утвержденным распоряжением Губернатора Челябинской области от 11.11.2010 г. N 331-рп.
3. В настоящее время все центры МФЦ включены в единую систему электронного документооборота, которая объединяет органы администрации города, администрации районов города и отделы МФЦ. Система документационного обеспечения управления "Босс-референт" (далее СДОУ "Босс-Референт") позволяет регистрировать и хранить обращения заявителей, электронные образы документов, предоставляемых в МФЦ для получения услуг. Возможности системы позволяют отслеживать процессы прохождения услуги каждого заявителя в режиме реального времени и соблюдение исполнения сроков предоставления государственной или муниципальной услуги каждым отдельно взятым исполнителем, что способствует прозрачности нормотворческих и управленческих процессов. Однако данная система не содержит нескольких важных на сегодняшний день возможностей:
1) взаимодействие с заявителем (информирование о ходе исполнения услуги, оповещение заявителя о готовности результата услуги и т.д.);
2) организация межведомственного взаимодействия, отсутствие которого является главным препятствием к сокращению времени предоставления услуг, снижению количества подтверждающих документов, отработке сквозных регламентов, снижению очередей и в конечном итоге - к повышению удовлетворенности населения работой органов местного самоуправления
3) формирование централизованного электронного архива.
Для создания вышеуказанного функционала в рамках реализации Программы планируется провести мероприятия по внедрению автоматизированной информационной системы поддержки деятельности МФЦ, по интеграции баз данных органов власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.
При внедрении информационной системы МФЦ должны быть проработаны вопросы:
1) закупки оборудования (компьютеры, серверы, программное обеспечение, мебель, копировальная техника, средства связи и т.п.);
2) адаптации программного обеспечения к конкретным потребностям;
3) управления заявлениями граждан и организаций на получение государственных и муниципальных услуг, а также ассоциированной с ними учетной информацией, документами и файлами данных;
4) управления архивными записями, сопоставленной им учетной информацией, документами и файлами данных;
5) мониторинга показателей эффективности оказания государственных и муниципальных услуг и передача аналитических данных в информационные системы организаторов и участников МФЦ.
4. Тем не менее, уровень использования современных информационных технологий пока остается недостаточным для кардинального повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в т.ч. на базе МФЦ, и в целом, для эффективности деятельности органов местного самоуправления, отсутствует механизм межведомственного взаимодействия, создание которого требует решения вопросов, как нормативного, так организационного и технологического характера. Это касается предоставления услуг не только на базе МФЦ, но и непосредственно органами местного самоуправления.
Несмотря на принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, а также МФЦ не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, реализация данных требований потребует выполнения целого комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1) обеспечение внесения изменения в (отраслевые) муниципальные нормативные правовые акты с целью исключения ограничений для предоставления государственных услуг в режиме межведомственного взаимодействия. В частности корректировки должны быть направлены:
во-первых, на уменьшение количества документов, которые граждане должны предоставлять для получения услуг;
во-вторых, на организацию межведомственного взаимодействия при предоставлении сведений и документов, необходимых для оказания услуг.
2) технологическая реализация формирования, направления запросов (ответов на запросы) в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, иные организации, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и других способов обмена информацией.
3) проведение организационных мероприятий по предоставлению услуг в формате межведомственного взаимодействия, включая проведение совещаний, обучение сотрудников органов местного самоуправления МФЦ, информирование заявителей об измененном порядке предоставления услуг.
Определенная работа в этом направлении ведется уже сейчас. В целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительством Челябинской области совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации определены 6 пилотных государственных (муниципальных) услуг для организации перехода на межведомственное взаимодействие при их предоставлении. Четыре пилотных услуги определены для апробации в Магнитогорском городском округе:
1) выдача разрешений на установку рекламных конструкций;
2) прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
3) постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
4) предоставление в собственность земельных участков за плату, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Совместно с министерством информационных технологий и связи Челябинской области, Высшей школой экономики и ОАО "Ростелеком" ведется работа доработке автоматизированной системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на основе "Типовой информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на основе промышленной платформы (COS.MFC2)" в части интеграции в систему межведомственного электронного взаимодействия с целью обеспечения межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
5. Одним из основных недостатков сложившейся системы управления предоставлением услугами в городе Магнитогорске является отсутствие полноценной системы мониторинга качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.
В целом качество государственной (муниципальной) услуги может быть представлено: 1) качеством содержания её конечного результата; 2) качеством получения услуги, связанного с комфортностью и доступностью.
Задача повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг не может носить единовременный характер. В связи с этим потребуется внедрить систему, которая позволит на постоянной основе проводить оценку уровня удовлетворенности получателей услуг, уровня качества предоставления услуг, выявлять сложившие недостатки предоставления услуг и предпринимать меры, направленные на повышение качества предоставления услуг.
Принятие решений о совершенствовании процедур предоставления услуг должно наиболее полно удовлетворять потребностям непосредственных получателей услуг.
В основу системы оценки качества услуг, предоставляемых на базе МФЦ необходимо заложить такой инструментарий, как анкетирование получателей услуг на постоянной основе, проведение сравнительного анализа практики предоставления услуг в городе Магнитогорске, Челябинской области по отношению к иным субъектам Российской Федерации, анализ жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам предоставления услуг.
6. Важной составляющей деятельности по оптимизации функций исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.
Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций органов местного самоуправления, повышения степени информированности подконтрольных субъектов о требованиях законодательства и проводимых проверках, совершенствования системы исполнения вынесенных предписаний об устранении нарушений и системы исполнения наказаний.
Решение поставленных задач позволит сократить неэффективное вмешательство в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу органов местного самоуправления на решении необходимых обществу и государству задач.
7. В целях более качественного и своевременного предоставления государственных и муниципальных услуг населению на базе МФЦ, обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления активно используется потенциал административных регламентов оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций.
Специалистами МФЦ совместно с органами, предоставляющими услуги, разработано и утверждено 58 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, до конца 2011 года планируется утвердить 17 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг.
В связи с установлением Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" новых требований к структуре административных регламентов, разработке и процедурам прохождения экспертизы специалистами МФЦ ведется работа по приведению действующих регламентов в соответствие требованиям указанного закона.
В соответствии с новыми требованиями Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010, необходимо завершить до 1 июля 2012 года регламентацию муниципальных услуг, с привлечением общественности к обсуждению проектов регламентов, проведением независимой экспертизы сторонними организациями, что значительно повысит открытость деятельности органов местного самоуправления и будет способствовать недопущению коррупционных проявлений.
В целом Программа позволит значительно повысить доступность государственных и муниципальных услуг и оперативность их получения за счет повышения качества предоставления услуг на базе МФЦ.
Практика показывает, что возникающие проблемы при реализации административной реформы наиболее эффективно решаются программно-целевыми методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.