Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе российского образования, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы в модернизации сферы образования в целом, а значит и в отдельно взятой территории.
В последние два года деятельность муниципального образования была направлена на обеспечение достижений стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в рамках масштабной модернизации российского образования.
В системе дошкольного образования в 2011 г. осуществлено объединение двух детских садов п. Новогорный. Процент охвата малышей c года до 6 лет остался высоким - 92,6% (по области - 77,2%), что позволило Озерску в областном рейтинге по этому показателю сохранить третью позицию после Снежинска и Трехгорного. Все льготные категории детей обеспечены местами в детских садах. Только 40 детей в возрасте от года до полутора остались в очереди на следующий учебный год.
В дошкольных учреждениях по-прежнему перекомплект: на каждые 100 мест принято 104 ребёнка.
Мощность сегодняшней сети детских садов не в состоянии вместить увеличивающееся число малышей, хотя и будут к 1 сентября открыты две дополнительные группы в МДОУ NN 55 и 58.
В связи с прогнозируемым ростом рождаемости к 2015 году, наиболее сложная ситуация может возникнуть в развивающемся микрорайоне Заозерный. Поэтому в планах муниципалитета к 2016 году построить там еще один детский сад на 80 мест.
Несмотря на то, что произошло повышение родительской платы до 19% от стоимости содержания ребенка в детском саду, ее размер не превышает нормативного уровня (20%). Эта мера позволила сохранить высокое качество питания дошкольников и повысить заработную плату воспитателям. При этом все малообеспеченные семьи (а таких - 32,5%) в 2011 году получили компенсацию родительской платы в размере 100%.
86% выпускников детских садов показывают достаточную и удовлетворительную готовность к школьному обучению, и только 14% - недостаточную (105 детей). По окончании обучения в первом классе их результаты почти не ухудшились.
На сегодняшний день в Озерском городском округе функционируют 19 общеобразовательных учреждений и 6 учреждений дополнительного образования. Из них:
лицей - 2,
коррекционные школы - 4 (III-IV, YI, YII, YIII видов),
специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа - 1,
с углубленным изучением английского языка - 2,
общеобразовательные школы - 9,
вечерняя школа - 1,
ДТДиМ - 1,
ДЮСШ - 2,
СЮТ - 1,
ДЭБЦ - 1.
ЦДОД "Дружба"-1.
Помимо вышеуказанных учреждений функционируют:
санаторно-лесная школа им. Ю.Гагарина,
музыкальная школа - 2,
художественная школа - 1,
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом" - 1.
Образовательная сеть города позволяет школам целенаправленно осуществлять образовательное взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования (в г. Озерске - 1 профессиональный лицей, 4 - средних специальных учебных заведений), с учреждениями высшего профессионального образования (Озерский технологический институт НИЯУ МИФИ, филиалы и представительства ЮУРГУ, ЧГПУ, лесотехнической академии г. Екатеринбурга).
Выпускники средних школ демонстрируют высокий уровень подготовленности по результатам единого государственного экзамена. В 2011 году:
- 18 выпускников школ NN 27, 32, 33, 35, 38, 39, 41 награждены золотыми и серебряными медалями;
- шесть ОУ (лицеи N 23 и N 39, школы NN 24, 32, 33, 36) вошли в сотню лучших по области по подготовленности выпускников среди 613 школ;
- пять школ NNN 32, 24, 33, 36, 41 улучшили свои результаты относительно своих же прошлогодних;
- сократилось на 41 человек число одиннадцатиклассников, получивших баллы на ЕГЭ ниже 50;
- увеличилась на 10% доля выпускников, получивших баллы от 90 до 99 (больше всего таких учащихся по русскому языку: 35 из 59);
- среди 82 стобалльников области - трое озерских: два ученика школы N 32 (подготовили учитель физики - Жинкина Евгения Владимировна и учитель русского языка и литературы Курято Наталья Геннадьевна) и один учащийся лицея N 39 (учитель русского языка и литературы Теличко Анна Владиславовна).
Полученные результаты делают наших выпускников более конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения страны. 65,5 процента поступили на бюджетную форму обучения в вузы, что на 1,5% больше прошлогодних показателей. 70 процентов стали студентами первого курса ведущих вузов Уральского федерального округа. Причем, каждый пятый из них продолжит обучение в Озерске (27%, 76 выпускников, что на 8% больше 2010 года).
Среди не менее важных тенденций, характеризующих состояние системы муниципального образования, можно выделить следующие:
1) сохранение существующей сети общеобразовательных учреждений.
2) В Озерском городском округе около 80 процентов выпускников средней школы считают получение высшего образования жизненно важной целью. Таким образом, налицо - положительная тенденция понимания безусловной ценности образования и всего того, что связано с этой сферой.
Тем не менее, отмеченные позитивные показатели не дают желаемых результатов и не приводят к высокому наращиванию качества образования в целом. Причиной этого является ряд проблем, на решение которых сориентирована муниципальная целевая Программа реализации национального проекта "Образование":
1. Степень износа основных фондов в системе образования очень высока. Состояние зданий и сооружений вызывают большую озабоченность.
В муниципальном бюджете отсутствует целевое финансирование поддержки инновационных проектов в образовательных учреждениях, что затрудняет внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, препятствует широкому распространению накопленного опыта. Требует совершенствования работа по поддержке общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования по реализации вариативных образовательных программ в условиях предпрофильного и профильного обучения.
Реализация программных мероприятий позволит привлечь дополнительные средства на реализацию программы развития муниципальной системы образования, на переподготовку кадров, обновление учебно-лабораторной и учебно-методической базы учреждений, повысить профессиональный уровень руководителей по обеспечению эффективного управления учреждения в соответствии с современными тенденциями социально-экономического развития.
2. В учреждениях образования обучение и воспитание осуществляют высокопрофессиональные педагогические работники: 32% имеют высшую категорию. В конкурсном отборе лучших учителей Челябинской области 2011 года стали 4 педагога Озерского городского округа (МОУ СОШ N 21, N 32, N 33, N 38).
Разработанные педагогами образовательных учреждений программы, курсы, пособия высоко оцениваются областным и российским педагогическим сообществом. Профессионализм Озерских учителей находит заслуженное признание на государственном и муниципальном уровнях: в 2011 году 19 педагогов награждены отраслевыми знаками отличия.
Но большинство работающих педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому многие школы уже сейчас начинают испытывать недостаток учителей по ряду предметов. С 2008 г. 2011 г. не увеличивается количество педагогических работников до 30 лет и составляет 12,4%, Одна из причин дефицита кадров - низкий уровень заработной платы, не зависящий от качества труда, что ведет к снижению мотивации учителей к педагогической деятельности, нежеланию выпускников педагогических вузов работать в школе. Недостаточное финансирование обязательной курсовой переподготовки учителей не позволяет педагогам качественно и своевременно повышать свой профессиональный уровень.
3. Современный уровень преподавания требует применения в обучении широкого спектра учебных материалов "нового поколения" (цифровых образовательных ресурсов); получения доступа к новым средствам обучения и учебным программам более высокого уровня через сеть Интернет. 100% школ подключено к сети Интернет, имеют регулярно обновляемые сайты.
К сожалению, в настоящее время проблемных зон еще достаточно много. В связи с переходом с 01.09.2011 учащихся начальных классов всех типов и видов общеобразовательных учреждений на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, возникла необходимость в расширении библиотечного фонда (учебники, в том числе и электронные, учебные пособия), в дополнительном количестве АРМ учителя, в повышении квалификации по вопросам ФГОС и овладения ИКТ с использованием вариативных модулей и дистанционного обучения.
Поэтому в рамках программы в 2011 г. предполагается дальнейшее приобретение и расширение библиотечного фонда информационных образовательных ресурсов школ, приобретение АРМ учителя.
4. Из-за низкого уровня материального обеспечения, а также по причине кадрового "голода", педагоги вынуждены увеличивать свою учебную нагрузку до полутора - двух ставок, следствием чего является смещение приоритетов в образовании в сторону обучения и недооценки воспитания как социального и как целенаправленного процесса. В связи с усилением воспитательной функции школы, важностью интеграции школы и социума (родители, сфера культуры, дополнительное образование детей), возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей российского народа, расширяется функционал классных руководителей. Все это требует изменения критериев оценивания и материального поощрения труда педагогов - классных руководителей.
Участие Озерского городского округа в реализации национального проекта "Образование" позволит повысить статус классного руководителя в образовательном процессе, направить денежные средства на выплату дополнительного вознаграждения за классное руководство учителям всех типов и видов школ, поднять престиж профессии учителя.
5. Социально-экономическое развитие государства связано, прежде всего, с интеллектуально-творческим потенциалом населения, который в современных условиях рассматривается как стратегический ресурс. В условиях демографического кризиса, социально-экономической нестабильности общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей.
В структуре олимпиадного движения Челябинской области Озёрские школьники уверенно удерживают третье место (после Челябинска и Магнитогорска) по количеству участников регионального этапа и по количеству победителей и призеров. По результативности участия в 2011 году вышли на второе место: 50% участников (а их было 99 человек) стали победителями (5 человек) и призерами (43 человека). С заключительного этапа всероссийской олимпиады из 10 участников четверо вернулись в Озерск с дипломами призеров (40%).
Достижения наших детей не случайны. Они - результат выстроенной системы интеллектуального олимпиадного движения. Победителями традиционной городской олимпиады начальной школы в рамках Кубка им. Бориса Васильевича Броховича стали учащиеся школ N 27 и N 32, а по суммарному итогу второй городской Кубок им. Б.В. Броховича, как и первый, вручен школе N 32.
Четыре предметные лаборатории по физике, химии, математике на площадке лицея N 39, лингвистическая - в школе N 32 являются сегодня центрами подготовки участников предметных олимпиад школьников и научно-практических конференций. До конца года на условиях софинансирования с областным министерством будет создана еще одна лаборатория - биологическая - на базе лицея N 23. По итогам областного конкурса учреждение признано победителем.
Озерским школьникам предоставляются широкие возможности для участия в различных интеллектуальных конкурсах: "Русский медвежонок", "Кенгуру", "Английский бульдог". 988 учащихся приняли в этом году участие в конкурсе "Золотое Руно", 20 из них (учащиеся школ N 21, 23, 27, 32, 33, 35, 36) достигли первых мест в рейтинге России.
Подготовка к олимпиадам продолжается не только в течение учебного года, но и в каникулярное время на площадке школы им. Ю.А. Гагарина в рамках выездных осенних и летних физических и химических школ, организованных лицеем N 39, и лингвистической, организованной школой N 32.
Как и в прошлом году, семь юных интеллектуалов из лицеев N 23 и 39, школ N 25, 32, N 33 совмещали отдых с учебными занятиями в профильном лагере "Эрудит" на базе детского спортивно-оздоровительного комплекса "Абзаково".
Реализация программных мероприятий по поддержке способных и талантливых детей позволит интегрировать деятельность школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и фондов, привлечь ученых вузов для руководства научно-исследовательской деятельности учащихся, обеспечить участие в интеллектуальных акциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях различных уровней. Участие в конкурсном отборе на поощрение стипендией главы округа станет серьезным стимулом к расширению возможности самореализации учащихся.
6. В целом, образовательная система Озерского городского округа, оптимально и динамично развиваясь, обеспечивает в достаточной степени потребности населения в образовательных услугах.
Вместе с тем существуют приоритетные задачи, решение которых при государственной поддержке и с использованием средств из различных источников финансирования позволит добиться системного изменения в образовании.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения цели.
<< Приложение Приложение |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Постановление администрации Озерского городского округа Челябинской области от 30 декабря 2011 г. N 3928 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.