Постановление Правительства Челябинской области
от 16 марта 2012 г. N 68-П
"О внесении изменений в постановление Правительства
Челябинской области от 02.08.2011 г. N 267-П"
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 349-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в областную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы", утверждённую постановлением Правительства Челябинской области от 02.08.2011 г. N 267-П "Об областной целевой программе "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (Южноуральская панорама, 23 августа 2011 г., N 208, спецвыпуск N 53).
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Челябинской области Комякова С.Л.
Исполняющий обязанности |
С.Л. Комяков |
Утверждены
постановлением Правительства
Челябинской области
от 16 марта 2012 г. N 68-П
Изменения,
которые вносятся в областную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Челябинской области
на 2011-2015 годы"
1. В паспорте областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011-2015 годы":
позицию, касающуюся перечня подпрограмм, изложить в следующей редакции:
"Перечень подпрограмм |
- |
"Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства"; "Кадровое обеспечение задач строительства"; |
позицию, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем средств, привлекаемых для реализации Программы, составляет 185840,9588 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 0,0 млн. рублей; средства областного бюджета - 1,05 млн. рублей; средства местных бюджетов - 0,0 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 185 839,9088 млн. рублей. Планируемые объемы финансирования из средств бюджетов всех уровней не защищены и являются прогнозными. Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются при формировании бюджетов на очередной финансовый год. Объем финансирования Программы в 2011 году - 27959,9654 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 0,0 <*> млн. рублей; областного бюджета - 0,0 <**> млн. рублей; местных бюджетов - 0,0 <***> млн. рублей; внебюджетных источников - 27 959,9654 млн. рублей; объем финансирования Программы в 2012 году - 31619,542 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 0,0 <*> млн. рублей; областного бюджета-0,0 <**> млн. рублей; местных бюджетов - 0,0 <***> млн. рублей; внебюджетных источников - 31 619,542 млн. рублей; объем финансирования Программы в 2013 году - 35892,606 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 0,0 <*> млн. рублей; областного бюджета - 0,0 <**> млн. рублей; местных бюджетов - 0,0 <***> млн. рублей; внебюджетных источников - 35892,606 млн. рублей; объем финансирования Программы в 2014 году - 41 725,828 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 0,0 <*> млн. рублей; областного бюджета - 0,0 <**> млн. рублей; местных бюджетов - 0,0 <***> млн. рублей; внебюджетных источников - 41 725,828 млн. рублей; объем финансирования Программы в 2015 году - 48 643,0174 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 0,0 <*> млн. рублей; областного бюджета - 1,05 <**> млн. рублей; местных бюджетов - 0,0 <***> млн. рублей; внебюджетных источников - 48 641,9674 млн. рублей"; |
позицию, касающуюся важнейших целевых индикаторов и показателей программы дополнить абзацем следующего содержания:
|
|
"увеличение количества специалистов в Челябинской области, осуществляющих трудовую деятельность по специальности в строительной отрасли, в том числе в жилищном строительстве". |
2. В пункте 1 главы I областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011-2015 годы" во втором абзаце цифры "22,87" заменить цифрами "23,07", цифры "25,22" заменить цифрами "25,43".
3. В таблице 6 раздела V главы I:
1) в строке "Ввод в эксплуатацию жилых домов за счёт всех источников финансирования":
в графе "Прогноз; в том числе по годам; всего" цифры "8621,0" заменить цифрами "8663,0";
в графе "Прогноз; в том числе по годам; 2013" цифры "1650,0" заменить цифрами "1671,0";
в графе "Прогноз; в том числе по годам; 2015" цифры "2249,0" заменить цифрами "2270,0";
2) в строке "Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя (на конец года)":
в графе "Прогноз; в том числе по годам; 2013" цифры "24,14" заменить цифрами "24,35";
в графе "Прогноз; в том числе по годам; 2014" цифры "24,6" заменить цифрами "24,82";
в графе "Прогноз; в том числе по годам; 2015" цифры "25,22" заменить цифрами "25,43".
4. В таблице 15 главы IV в строке "Ввод жилья в Челябинской области:
Единица измерения: тыс. кв. метров общей площади":
в графе "2013 год прогноз" цифры "1650" заменить цифрами "1671";
в графе "2015 год прогноз" цифры "2249" заменить цифрами "2270".
5. В подпункте 2 пункта 48 главы VII цифры "8,621" заменить цифрами "8,663", цифры "0,641" заменить цифрами "0,652".
6. Пункт 48 главы VII дополнить подпунктами 6, 7 следующего содержания:
"6) количество специалистов в Челябинской области, осуществляющих трудовую деятельность по специальности в строительной отрасли:
2011 год - 115,3 тыс. человек;
2012 год - 133,1 тыс. человек;
2013 год - 146,4 тыс. человек;
2014 год - 170,5 тыс. человек;
2015 год - 199,5 тыс. человек;
в том числе в жилищном строительстве:
2011 год - 76,4 тыс. человек;
2012 год - 88,1 тыс. человек;
2013 год - 96,9 тыс. человек;
2014 год - 112,9 тыс. человек;
2015 год - 132,1 тыс. человек;
7) годовой объем выпуска специалистов:
2011 год - 3,269 тыс. человек;
2012 год - 2,891 тыс. человек;
2013 год - 3,119 тыс. человек;
2014 год - 3,089 тыс. человек;
2015 год - 3,585 тыс. человек.".
7. Областную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011-2015 годы" дополнить подпрограммой "Кадровое обеспечение задач строительства" (прилагается).
Приложение
к изменениям, которые вносятся
в областную целевую программу
"Развитие жилищного строительства
в Челябинской области на 2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение задач строительства"
Паспорт
подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства"
Наименование Подпрограммы |
- |
подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства" (далее именуется - Подпрограмма) |
Дата принятия решения о разработке Подпрограммы |
- |
поручение Правительства Челябинской области от 28.03.2011 года N 632ф |
Основание разработки Подпрограммы |
- |
факсограмма Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.03.2011 года |
Государственный заказчик- координатор Подпрограммы |
- |
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области
|
Основные разработчики Подпрограммы |
- |
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области; Министерство образования и науки Челябинской области; Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области |
Цель и Задачи Подпрограммы |
-
|
основной целью Подпрограммы является кадровое обеспечение задач строительства в рамках областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011-2015 годы"; основными задачами Подпрограммы являются: обеспечение высококвалифицированным кадровым составом субъектов предпринимательской деятельности в области инженерных изысканий, проектирования и строительства; организация мониторинга кадровых потребностей предприятий и организаций строительной отрасли и развитие механизмов взаимодействия системы учреждений профессионального образования с работодателями в части формирования заказа на подготовку кадров; создание эффективной модели государственно-частного партнерства, обеспечивающей необходимые темпы и объемы подготовки специалистов строительной отрасли; совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации и аттестации работников предприятий и организаций строительной отрасли, а также педагогических работников и профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку работников предприятий и организаций строительной отрасли |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
количество специалистов в Челябинской области, осуществляющих трудовую деятельность по специальности в строительной отрасли (далее именуются - специалисты): 2011 год - 115,3 тыс. человек; 2012 год - 133,1 тыс. человек; 2013 год - 146,4 тыс. человек; 2014 год - 170,5 тыс. человек; 2015 год - 199,5 тыс. человек; в том числе в жилищном строительстве: 2011 год - 76,4 тыс. человек; 2012 год - 88,1 тыс. человек; 2013 год - 96,9 тыс. человек; 2014 год - 112,9 тыс. человек; 2015 год - 132,1 тыс. человек; годовой объем выпуска специалистов: 2011 год - 3,269 тыс. человек; 2012 год - 2,891 тыс. человек; 2013 год - 3,119 тыс. человек; 2014 год - 3,089 тыс. человек; 2015 год - 3,585 тыс. человек |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
- |
2011-2015 годы. Реализация подпрограммы предусматривается в два этапа: I этап - 2011-2012 годы; II этап - 2013-2015 годы |
Перечень мероприятий Подпрограммы |
- |
реализация мероприятий Подпрограммы будет осуществляться по следующим направлениям: изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг; формирование положительного имиджа строительных профессий; формирование системы государственно-частного партнерства учреждений профессионального образования и работодателей |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
- |
общий объем средств, привлекаемых для реализации Подпрограммы, составляет 1050,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1050,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
- |
удовлетворение потребности предприятий и организаций строительной отрасли в кадровом составе на 100%
|
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Активизация экономических процессов сталкивается с определенными кадровыми ограничениями. Снизились привлекательность производства, престиж рабочих профессий, особенно среди молодежи, что обусловило дефицит кадров по отдельным рабочим профессиям. Остается актуальной проблема профессионально-квалификационной несбалансированности подготовки специалистов с потребностями рынка труда, дифференциации территориальных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан.
На современном этапе развития строительной отрасли Челябинской области особую остроту приобретает проблема нехватки высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров для управления строительством и рабочих специальностей.
2. На территории Челябинской области предусмотрено в период 2011 - 2015 годов освоение более 282 441 млн. рублей инвестиций в строительную отрасль, строительство и реконструкцию 8 663 тыс. кв. метров жилья с сопутствующей социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Для выполнения этих стратегических программ необходимо иметь мощную промышленность, современную материальную базу строительства и квалифицированный персонал специалистов и рабочих.
3. Начиная с 2004 года по 2008 год, рост объема ввода жилья в Челябинской области имел положительную динамику (таблица 1).
Таблица 1
Структура ввода жилья в Челябинской области
тыс. кв. метров | |||||||
Ввод жилья, всего: |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
807,3 |
1018,6 |
1234,9 |
1673,1 |
2024,0 |
1430,9 |
1072,9 |
|
многоквартирное |
516,5 |
596,0 |
756,0 |
978,4 |
1287,1 |
647,6 |
570,4 |
64,0 |
58,5 |
61,2 |
58,5 |
63,6 |
45,2 |
54,1 |
|
индивидуальное |
290,8 |
422,6 |
478,9 |
694,7 |
736,9 |
783,3 |
492,9 |
36,0 |
41,5 |
38,7 |
41,5 |
36,4 |
54,8 |
45,9 |
Ввод жилья в Челябинской области в расчёте на 1000 человек составил в 2010 году 308 кв. метров (объём введённого жилья на 1000 человек по Уральскому федеральному округу составил 333 кв. метра, среднероссийский показатель составил 406 кв. метров на 1000 человек населения).
Несмотря на снижение ввода жилья в 2009 и 2010 годах, обусловленное влиянием кризиса, на период 2011-2015 годов запланировано восстановление показателей ввода, приведенных в разрезе муниципальных образований Челябинской области, до 1170 тыс. кв. метров.
Планируемые показатели
ввода жилья в эксплуатацию в Челябинской области
на 2011-2015 годы
4. Областной целевой программой "Развитие жилищного строительства Челябинской области в 2011-2015 годах" обозначены меры по восстановлению и обеспечению жилищного строительства в обозначенных объемах, среди которых немалая роль возложена на вопросы кадрового обеспечения жилищного строительства.
Анализ деятельности строительной отрасли, представленный в областной целевой программе "Развитие жилищного строительства Челябинской области в 2011-2015 годах", констатирует, что в настоящий момент практически каждая строительная компания испытывает дефицит кадров, причем он ощущается не только в отношении рабочих, но и в отношении инженерно-технических специалистов.
Причинами такой ситуации на рынке трудовых ресурсов являются объективные факторы: интенсивные, физически нелегкие условия труда и невысокая заработная плата. Так, по итогам 2010 года зарплата в среднем по Челябинской области в строительстве составила около 19,048 тыс. рублей, в то время как в обрабатывающих производствах - около 24 тыс. рублей.
Нехватка людей строительной профессии объясняется не только ростом рынка, но и демографическими причинами.
5. По данным прогноза, принятого за основу при разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, к 2015 году в области будет проживать 3505,3 тыс. населения, ежегодное снижение населения составит порядка 2,2 тыс. человек (0,1 процента). Доля населения в трудоспособном возрасте к 2015 году сократится на 6,2 процента (134 433 тыс. человек).
Этот прогноз основан на существующей статистике. Таким образом, в структуре населения к концу 2010 года доля лиц моложе трудоспособного возраста составила 574,857 тыс. человек (16,4 процента), в трудоспособном возрасте - 2167,133 тыс. человек (61,8 процента), старше трудоспособного возраста - 766,457 тыс. человек (21,8 процента). В сравнении с 2007 годом численность населения в трудоспособном возрасте снизилась на 52,5 тыс. человек (2,4 процента), пенсионного возраста увеличилась на 34,58 тыс. человек (4,7 процента).
В анализируемом периоде на 2009 год средний возраст работников, рассчитанный как средневзвешенная величина, равен 39,6 года. Увеличилась доля работников в возрасте 25-29 лет с 13,6 процента в 2007 году до 14,1 процента в 2009 году.
6. Среднегодовая численность занятых в экономике с 2007 года по 2010 год сократилась на 1,33 процента (на 52,5 тыс. человек). В ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда. В настоящее время в Челябинской области каждый пятый житель находится в возрасте старше трудоспособного (по России - седьмой житель).
Численность же занятых в строительстве с 2008 года по 2009 год снизилась на 5,8 процента (на 7,9 тыс. человек). Доля занятых в строительстве составила в 2009 году 5,9 процента (129,6 тыс. человек) от общей численности занятых в экономике области.
Таблица 2
Среднегодовая численность занятых по видам деятельности "Строительство"
тыс. человек | ||||||
N п/п |
Показатель |
Краткое наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Среднее арифметическое |
1. |
Объем ввода жилья, кв. метров |
V жил |
2024000 |
1430900 |
1072900 |
1509266,7 |
2. |
Общее число занятых в строительной отрасли |
N стр |
137500 |
129600 |
127500 |
131533 |
|
в том числе иностранцы |
N инстр |
6760 |
5840 |
3759 |
5453 |
3. |
Число занятых в жилищном строительстве |
N жил |
97900 |
88720 |
75200 |
87273 |
|
в том числе иностранцы |
N инжил |
4813 |
3998 |
2217 |
3676 |
4. |
Процент занятых в жилищном строительстве |
Q жил |
71,20 |
68,46 |
58,98 |
66,21 |
5. |
Соотношение объема жилищного строительства к количеству человек |
К корс |
20,674 |
16,128 |
14,267 |
17,023 |
7. Очевидно, что все негативные демографические факторы в значительной степени повлияют на прогнозируемую численность работников в жилищном строительстве, однако не менее важной характеристикой рабочей силы является и ее качественный состав - распределение численности занятых по уровню образования (таблица 3).
Таблица 3
Распределение
численности работников, занятых по виду деятельности "строительство", по уровню образования
процентов | ||||||
Период |
Доля работников, имеющих: |
|||||
высшее профессиональное образование |
среднее профессиональное образование |
начальное профессиональное образование |
среднее (полное) общее образование |
основное общее образование |
не имеют основного общего образования |
|
2008 год |
13,3 |
28,7 |
39,7 |
13,1 |
3,5 |
0,5 |
2009 год |
18,5 |
33,7 |
25,7 |
18,9 |
2,9 |
0,3 |
К изменениям в структуре распределения работников по образованию необходимо отнести увеличение доли работников с высшим профессиональным образованием с 13,3 процента в 2008 году до 18,5 процента в 2009 году. Доля работников, имеющих среднее профессиональное образование, в последние два года увеличилась (2008 год - 28,7 процента, 2009 год - 33,7 процента). Доля работников, имеющих начальное образование, имеет тенденцию к снижению. В структуре распределения работников по образованию наблюдается увеличение доли работников, имеющих полное общее среднее образование.
8. По материалам выборочного обследования структура распределения работников по стадиям строительного процесса представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика среднесписочной
численности работников строительных организаций (человек) (по данным территориального органа статистики, по средним и крупным предприятиям)
Наименование видов деятельности |
Численность работников строительных организаций (человек) |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
Всего |
70874 |
56129 |
49664 |
в том числе: подготовка земельных строительных участков для строительства |
3042 |
2302 |
2386 |
строительство зданий и сооружений |
57433 |
45021 |
39269 |
монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений |
7742 |
7306 |
6745 |
производство отделочных работ |
152 |
77 |
69 |
управление строительными машинами и оборудованием |
2505 |
1422 |
1195 |
Строительная сфера оказалась одним из отраслевых лидеров по числу уволенных работников, по объему задолженности и снижению заработной платы, текучести кадров работников строительных организаций.
9. Несмотря на текучесть кадров в указанный период, миграция специалистов в области строительства в другие регионы и из других регионов незначительна, что не отражается на общей потребности в кадрах (таблица 5).
Таблица 5
Движение работников в строительных организациях
N п/п |
Показатель |
Краткое наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Среднее арифметическое 2008-2010 годов |
1. |
Показатель убытия специалистов из жилищного строительства (пенсия, собственное желание и др.), человек |
M отржил |
8285 |
7540 |
6495 |
7440 |
2. |
Процент убытия специалистов (пенсия, смена сферы, миграция и др.) |
Q отржил |
8,90 |
9,13 |
9,40 |
9,14 |
3. |
Итого убыло из отрасли жилищного строительства (к концу года), человек |
SМ отржил |
13098 |
11733 |
9077 |
11303 |
4. |
Число трудоустроенных преимущественно в жилищное строительство |
W жилтруд |
2130 |
1780 |
1620 |
1843 |
5. |
Квота иностранных работников на следующий год преимущественно для жилищного строительства |
R инжил |
12540 |
5470 |
9780 |
9263 |
6. |
Миграция специалистов из других регионов Российской Федерации для жилищного строительства |
M полжил |
33 |
4 |
10 |
15,67 |
7. |
Процент миграции специалистов из других регионов Российской Федерации для жилищного строительства, человек |
Q полжил |
0,034 |
0,005 |
0,013 |
0,017 |
8. |
Итого прибыло в отрасль жилищного строительства (в конце года) |
SM полжил |
14703 |
7254 |
11410 |
11122 |
10. В целях оперативного отслеживания процессов, оказывающих влияние на рынок труда, с октября 2008 года в Челябинской области проводится еженедельный мониторинг высвобождения работников. За период проведения мониторинга 2439 организаций сообщили о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, в том числе 194 организации, осуществляющие деятельность в строительной отрасли.
В 2011 году ситуация на регистрируемом рынке труда области характеризовалась положительной динамикой. По состоянию на 1 июня 2011 года в органах службы занятости населения Челябинской области зарегистрировано 38 859 человек, имеющих статус безработных, из которых 1933 гражданина - с профессиональным строительным образованием. Уровень безработицы составляет 2,04 процента. Коэффициент напряженности на рынке труда приблизился к докризисным показателям - 1,52 гражданина, не занятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию.
11. Несмотря на негативные последствия экономического кризиса, наблюдается снижение численности уволенных работников, а также увеличение спроса на рабочую силу. Динамика спроса и предложения рабочей силы в строительной отрасли на регистрируемом рынке труда представлена в таблице 6.
Таблица 6
Динамика
спроса и предложения рабочей силы в строительной отрасли на регистрируемом рынке труда в Челябинской области
Показатель |
Год |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|
Численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения (на конец периода), человек |
65819 |
42545 |
38686 |
в том числе уволенных из организаций, осуществляющих деятельность в строительной отрасли, человек |
6454 |
2402 |
1933 |
Количество вакансий, заявленных работодателями |
128513 |
162276 |
51061 |
в том числе в строительной отрасли |
12522 |
20628 |
8226 |
Для кадрового обеспечения строительной отрасли за период 2008-2010 годов работодателями было заявлено всего 55 098 вакансий, в том числе 90,7 процента - по рабочим профессиям.
12. Выполнение прогнозных показателей освоения инвестиций и строительно-монтажных работ по годам до 2020 года зависит от количества работающих в строительном комплексе области. За последние пять лет увеличилась текучесть кадров в строительном комплексе области, ощущается дефицит рабочих кадров практически по всем основным специальностям (таблица 7).
Таблица 7
Мониторинг спроса
и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда Челябинской области в строительной сфере
за 2008-2011 годы
N п/п |
Наименование рабочих профессий |
Численность безработных, на конец года |
Потребность в работниках, для замещения вакантных мест, на конец года |
||||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
1. |
Асфальтобетонщик, дорожный рабочий |
71 |
85 |
43 |
52 |
9 |
1 |
10 |
157 |
2. |
Бетонщик |
67 |
159 |
52 |
59 |
5 |
8 |
82 |
97 |
3. |
Каменщик |
170 |
359 |
133 |
169 |
43 |
38 |
194 |
300 |
4. |
Кровельщик |
20 |
43 |
25 |
36 |
11 |
2 |
45 |
62 |
5. |
Маляр, штукатур |
522 |
1026 |
488 |
571 |
82 |
35 |
216 |
225 |
6. |
Монтажник |
192 |
567 |
201 |
278 |
74 |
16 |
108 |
309 |
7. |
Облицовщик - мозаичник (плиточник) |
20 |
121 |
35 |
38 |
11 |
2 |
41 |
29 |
8. |
Плотник, столяр |
367 |
841 |
435 |
498 |
73 |
75 |
299 |
208 |
9. |
Стропальщик |
74 |
213 |
124 |
141 |
4 |
0 |
24 |
18 |
Всего |
1503 |
3414 |
1536 |
1842 |
312 |
177 |
1019 |
1405 |
13. На регистрируемом рынке труда продолжают испытывать трудности в поиске работы выпускники учебных заведений.
Распределение численности обратившихся в службу занятости населения выпускников учреждений профессионального образования, имеющих профессию или специальность в области строительства, приведено в таблице 8.
Таблица 8 | ||||||
N п/п |
Период обращения |
Категории выпускников по уровню профессионального образования |
Трудоустроены |
Направлены на профессиональное обучение |
||
УНПО* |
УСПО* |
УВПО* |
||||
1. |
2009 год |
390 |
223 |
86 |
140 |
82 |
2. |
2010 год |
339 |
118 |
65 |
222 |
58 |
3. |
на 01 июня 2011 года |
87 |
43 |
18 |
25 |
22 |
------------------------
* - УНПО - учащиеся учреждений начального профессионального образования;
* - УСПО - учащиеся учреждений среднего профессионального образования;
* - УВПО - учащиеся учреждений высшего профессионального образования.
Органы службы занятости организуют профессиональное обучение, переобучение, переподготовку безработных граждан под потребности рынка труда в целях обеспечения кадровой потребности в строительной отрасли. В 2009 году службой занятости организовано обучение строительным специальностям (каменщик, машинист экскаватора, штукатур, маляр, сварщик, электрогазосварщик и другим) 972 безработных граждан. В 2010 году - обучение 2048 безработных граждан. По состоянию на 06.06.2011 года - обучение 917 безработных граждан.
14. За период 2008-2010 годов кадровые проблемы решались в том числе и за счет дешёвой неквалифицированной рабочей силы из дальнего и ближнего зарубежья.
Ежегодно объемы привлечения иностранных работников в строительную отрасль в утвержденной квоте составляют: 2008 год - 60,2 процента, 2009 год - 52 процента, 2010 год - 69 процентов, 2011 год - 42, 61 процента.
В 2011 году работодатели планируют привлекать иностранных работников по профессиям и специальностям:
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, каменщик, электро газосварщик, штукатур, машинист крана, монтажник, плотник, облицовщик-плиточник, бетонщик, арматурщик, тракторист, машинист крана, кровельщик по стальным кровлям, кровельщик по рулонным кровлям и кровлям из штучных материалов, маляр, сварщик арматурных сеток и каркасов, столяр, дорожный рабочий, слесарь-сантехник, машинист экскаватора, паркетчик, стекольщик;
производитель работ (прораб), инженер, начальник участка, главный инженер проекта, инженер по подготовке производства, главный электрик;
подсобные рабочие.
Основные причины привлечения иностранных работников - дефицит на рынке труда Челябинской области достаточного количества рабочей силы необходимой квалификации и неконкурентоспособной заработной платы по ряду профессий и специальностей.
Таблица 9
Привлечение иностранных работников в строительном комплексе
N п/п |
Показатель |
Краткое наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Среднее арифметическое |
1. |
Квота иностранных работников на следующий год, человек |
R ин |
17642 |
8738 |
13321 |
13234 |
2. |
Квота иностранных работников на следующий год, занятых преимущественно в отрасли жилищного строительства, человек |
R инжил |
12540 |
5470 |
9780 |
9263 |
3. |
Процент иностранных работников, занятых преимущественно в отрасли жилищного строительства |
Q инжил |
71,08 |
62,60 |
73,42 |
69,03 |
Вместе с тем одной из приоритетных задач по снижению напряженности на рынке труда Челябинской области, сохранению социальной стабильности является использование национальных трудовых ресурсов.
15. Характерные индикаторы кадрового обеспечения строительной отрасли за 2008-2010 годы приведены в таблицах 10-14.
Индикаторы К корс (интегральный и по категориям персонала) характеризуют общую и по категориям кадровую обеспеченность осуществленных объемов капитального строительства и представлены в динамике по годам (таблица 10).
Таблица 10 | ||||
N п/п |
Параметр |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Объем капитального строительства (тыс. кв. метров), включая здания жилого и нежилого назначения |
2859,2 |
2090,3 |
1820,2 |
|
в том числе объем капитального строительства (тыс. кв. метров) зданий жилого назначения |
2024,04 |
1430,9 |
1072,9 |
2. |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих строительство, в том числе (тыс. человек): |
137,5 |
129,6 |
127,5 |
|
1) специалисты |
23,44 |
22,1 |
21,7 |
|
2) линейный персонал |
7,04 |
6,6 |
6,5 |
|
3) рабочие |
107,02 |
100,9 |
99,2 |
3. |
К корс I (интегральный) |
S2008 / N= 2859,2/137,5 =20,8 |
S2008 / N= 2090,3/129,6 =16,1 |
S2008 / N= 1820/127,5 =14,3 |
4. |
К специалисты |
2859,2 / 23,44= =122,0 |
2090,3 / 22,1= =94,6 |
1820/21,7 =83,8 |
5. |
К линейный персонал |
2859,2 / 7,04=406,1 |
2090,3 / 6,6=316,7 |
1820/6,5 =280 |
6. |
К рабочие |
2859,2 / 107,2=26,7 |
2090,3/ 100,9=20,7 |
1820/99,2= =18,3 |
Индикатор К скп характеризует соотношение между различными категориями персонала (нормировка проводится по количеству специалистов) и представлен в динамике по годам (таблица 11).
Таблица 11 | ||||
N п/п |
Категория персонала |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Специалисты |
(23,44/23,44) =1 |
(22,1/22,1) = 1 |
(21,7/21,7) = 1 |
2. |
Линейный персонал |
7,04/23,4 = 0,3 |
6,6/22,1= 0,29 |
6,5/21,7 = 0,3 |
3. |
Рабочие |
107,02/23,4 =4,57 |
100,9/22,1=4,56 |
99,2/21,7= 4,57 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования К упо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала (нормировка проводится по количеству работников с высшим профессиональным образованием) и представлен в динамике по годам (таблица 12).
Таблица 12 | ||||
N п/п |
Параметр |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Высшее профессиональное образование |
(N впо/Nвпо) = 1 |
(Nвпо/Nвпо)=1 |
(Nвпо/Nвпо) = 1 |
2. |
Среднее профессиональное образование |
Nспо/Nвпо (7,04/23,44)=0,3 |
Nспо/Nвпо (6,6/22,1)=0,3 |
Nспо/Nвпо (6,5/21,7)=0,3 |
3. |
Начальное профессиональное образование |
Nнпо/Nвпо (107,02/23,4)=4,6 |
Nнпо/Nвпо (100,9/22,1)=4,6 |
Nнпо/Nвпо (99,2/21,7)=4,6 |
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Кмигр характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы (нормировка проводится по общему и по категориям персонала количеству работников; Mi - количество трудовых мигрантов - нерезидентов Российской Федерации по категориям персонала) и представлен в динамике по годам (таблица 13).
Таблица 13 | |||||
N п/п |
Показатель |
Индикатор |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Количество иностранных специалистов в строительстве, в том числе (человек) |
М |
6760 |
5840 |
3759 |
|
1) специалисты |
М1 |
203 |
175 |
113 |
|
2) линейный персонал |
М2 |
34 |
29 |
19 |
|
3) рабочие |
М3 |
6523 |
5636 |
3627 |
2. |
Индикатор Кмигр |
|
|
|
|
3. |
Специалисты |
(M1/М1) =1 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
4. |
Линейный персонал |
M2/М1 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
5. |
Рабочие |
M3/М1 |
32,17 |
32,17 |
32,17 |
16. На основе рассчитанных прогнозных значений осуществлено распределение специалистов, занятых в жилищном строительстве (таблица 14).
Таблица 14 | ||||
N п/п |
Параметр |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Количество занятых в жилищном строительстве, в том числе (тыс. человек): |
101,300 |
92,450 |
85,270 |
|
1) специалисты |
17,221 |
15,72 |
14,50 |
|
2) линейный персонал |
6,078 |
4,71 |
4,35 |
|
3) рабочие |
78,001 |
71,93 |
66,34 |
17. Региональная система профессионального образования подготовки кадров для строительной отрасли является ресурсом для исполнения регионального заказа на подготовку кадров и включает следующие уровни:
высшего профессионального образования (далее именуется - ВПО) - 3 федеральных государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования;
среднего профессионального образования (далее именуется - СПО) - 11 федеральных и 3 областных государственных образовательных учреждения;
начального профессионального образования (далее именуется - НПО) - 23 областных государственных образовательных учреждения;
Учреждения, реализующие программы НПО и профессиональной подготовки:
17 областных государственных учреждений НПО, 2 некоммерческих образовательных учреждения.
Учреждения, реализующие программы СПО и ВПО:
8 областных государственных учреждений, 4 автономных образовательных учреждения, 1 частное образовательное учреждение.
Таблица 15
Выпуск и трудоустройство специалистов
в 2008-2010 годах
человек | |||||||
Вид профессионального образования |
Форма обучения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
выпуск |
трудоустройство |
выпуск |
трудоустройство |
выпуск |
трудоустройство |
||
Высшее |
|
812 |
741 |
831 |
705 |
869 |
731 |
в том числе: |
очное обучение |
425 |
327 |
600 |
474 |
685 |
547 |
|
заочное обучение |
367 |
367 |
206 |
206 |
153 |
153 |
|
вечернее обучение |
20 |
20 |
25 |
25 |
31 |
31 |
профессиональная подготовка |
1433 |
- |
1505 |
- |
1826 |
- |
|
Среднее |
|
777 |
626 |
916 |
742 |
881 |
732 |
в том числе: |
очное обучение |
466 |
315 |
485 |
311 |
467 |
318 |
|
заочное обучение |
311 |
311 |
431 |
431 |
414 |
414 |
профессиональная подготовка |
569 |
- |
600 |
- |
737 |
- |
|
Начальное |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
очное обучение |
2887 |
1981 |
2081 |
1327 |
2069 |
1157 |
|
профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации |
2654 |
- |
2432 |
- |
2477 |
- |
Ежегодное сокращение количества выпускаемых рабочих и специалистов связано с последствиями демографической ситуации и падением престижа строительных профессий, связанных с последствиями кризиса в отрасли и повышением доступности высшего профессионального образования.
Таблица 16
Трудоустройство выпускников в жилищное строительство
человек | ||||||
N п/п |
Показатель |
Краткое наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Среднее арифметическое |
1. |
Общее число выпускников |
Wстр |
4476 |
3008 |
3819 |
3768 |
2. |
Число трудоустроенных выпускников |
Wтруд |
3348 |
2774 |
2620 |
2914 |
3. |
Процент трудоустроенных выпускников |
Qтруд |
74,8 |
92,2 |
68,6 |
78,54 |
4. |
Число трудоустроенных преимущественно в жилищное строительство |
Wжилтруд |
2130 |
1780 |
1620 |
1843 |
5. |
Процент трудоустроенных преимущественно в жилищное строительство |
Qжилтруд |
63,6 |
64,1 |
61,8 |
63,21 |
С ведущими строительными организациями учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования имеют договоры о сотрудничестве, в соответствии с которыми идет согласование перечня выпускных квалификационных работ, участие работодателей в работе государственных аттестационных комиссий, профориентационных мероприятиях, организация прохождения практик, стажировок, организация подготовки специалистов в высших учебных заведениях (далее именуются - ВУЗы) на возмездной основе.
ВУЗы также организуют повышение квалификации и переподготовку кадров по строительным специальностям. Так, за 2008-2010 годы повысили квалификацию 4764 человека с высшим профессиональным образованием, 1906 человек со средним профессиональным образованием и 7564 человека с начальным профессиональным образованием.
Организации, которые планируют повышение квалификации специалистов, являются корпоративными клиентами учебных учреждений и пользуются льготами при организации обучения сотрудников.
Таким образом, в регионе имеется достаточная сеть учреждений профессионального образования, которые обеспечивают строительную отрасль квалифицированными кадрами рабочих и специалистами разного уровня, их переподготовку и повышение квалификации.
18. Основные проблемы в сфере подготовки кадров связаны с согласованием объемов подготовки и качеством профессионального образования.
На сегодняшний день отсутствует реальная прогнозная потребность в кадрах рабочих и специалистов строительной отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе которой должен формироваться региональный заказ системе профессионального образования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Поэтому учебные заведения в своем большинстве в условиях ограниченного финансирования самостоятельно определяют номенклатуру реализуемых профессий, исходя из критериев собственного устойчивого развития. Кроме того, не определен перечень востребованных профессий и специальностей, необходимых для решения задач строительства, в том числе строительства жилья.
Современный рынок строительных технологий развивается столь быстрыми темпами, что большинство учебных заведений не успевает скорректировать учебные программы или разработать новые. В итоге специалисты, которых выпускают учебные заведения, не готовы к работе с современными технологиями. Большинству молодых специалистов не хватает практических знаний и навыков работы по специальности. В связи с отсутствием у молодых специалистов необходимых практического опыта и навыков на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что должности ведущих специалистов и менеджеров строительных предприятий в основном занимают специалисты пенсионного и предпенсионного возраста. Работодатели отмечают низкое качество подготовки части выпускников, необходимость для них длительного адаптационного периода. От квалификации зависит не только качество строительства, но и статистика несчастных случаев, которые чаще всего происходят с людьми, не обладающими достаточной квалификацией.
Сегодня организации используют десятки новейших технологий жилищного домостроения, предлагаемые образовательные услуги в системе профессионального и дополнительного профессионального образования не всегда соответствуют ожиданиям работодателей (устаревшее содержание, не выполняется функция опережающего обучения).
Не все педагогические кадры учреждений профессионального образования владеют современными строительными технологиями, обучение рабочих и специалистов проводится на морально и физически устаревшем оборудовании.
Недостаточно эффективно решаются проблемы закрепления выпускников на предприятиях во время их обучения. Договоры на подготовку кадров не предусматривают вопросы последующего трудоустройства. Более 20 процентов выпускников уходят служить в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, по возвращении также имеют проблемы с трудоустройством, так как не связаны с конкретной организацией.
Образовательное учреждение и организация-работодатель слабо информированы о проблемах функционирования и перспективах развития друг друга, задач развития отрасли в целом.
Кадровые службы ряда организаций формально относятся к планированию перспектив развития, подбора кадров, повышения квалификации и аттестации.
В условиях быстро меняющейся социально-экономической среды для создания конкурентных преимуществ руководителям организаций строительства необходимо использовать новые подходы к управлению трудовыми ресурсами. Следовательно, качественное и своевременное обучение руководителей строительных организаций вопросам охраны труда, созданию безопасных и комфортных условий труда - немаловажная задача.
По имеющейся информации от организаций, оказывающих услуги по обучению охране труда, ежегодно обучение вопросам охраны труда проходят в среднем 200 руководителей и специалистов строительной отрасли, при этом количество работающих, которые обязаны проходить обучение по охране труда 1 раз в 3 года, в отрасли значительно больше.
19. Для решения вышеназванных проблем и обеспечения достаточного количества рабочих и специалистов для строительной отрасли необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Оценка потребности в кадрах для реализации задач строительства жилья, определение перечня востребованных профессий и специальностей и их постоянная корректировка позволят поставить конкретные задачи по подготовке кадров перед системой профессионального образования.
Анализ рынка труда с учетом перспективы развития строительного комплекса показывает, что наибольшую востребованность имеют следующие специальности строительного профиля:
по начальному профессиональному образованию - плотник, каменщик, штукатур, маляр, столяр, электросварщик, бетонщик, машинист крана, машинист экскаватора, кровельщик, монтажник-высотник;
по среднему профессиональному образованию - техник-технолог по производству строительных материалов, техник промышленно-гражданского строительства, техник-механик по эксплуатации строительных машин и механизмов;
по высшему профессиональному образованию - архитектор, инженер по специальностям "Промышленное и гражданское строительство", "Производство строительных материалов, изделий и конструкций", "Теплогазоснабжение и вентиляция", "Экспертиза и управление недвижимостью", "Автомобильные дороги и аэродромы", "Городской кадастр", "Графический дизайн".
20. В рамках реализации Подпрограммы предполагается обеспечить достижение следующих значений индикаторов, представленных в таблицах 17-20.
Индикаторы Ккорс (интегральный и по категориям персонала) характеризуют общую и по категориям кадровую обеспеченность планируемых объемов капитального строительства и представлены по годам (таблица 17).
Таблица 17 | ||||||
N п/п |
Параметр |
Год |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. |
Объем капитального строительства (тыс. кв. метров), включая здания жилого и нежилого назначения |
2207 |
2547 |
2801 |
3263 |
3818 |
|
1) в том числе объем капитального строительства (тыс. кв. метров) зданий жилого назначения |
1300 |
1500 |
1671 |
1922 |
2270 |
2. |
Общее количество персонала организаций осуществляющих строительство, в том числе (тыс. человек): |
115,4 |
133,1 |
146,4 |
170,5 |
199,5 |
|
1) специалисты |
19,6 |
22,6 |
24,9 |
29,0 |
33,9 |
|
2) линейный персонал |
5,9 |
6,8 |
7,5 |
8,7 |
10,2 |
|
3) рабочие |
89,8 |
103,6 |
113,9 |
132,6 |
155,2 |
3. |
Ккорс I (интегральный) |
19,1 |
19,1 |
19,1 |
19,1 |
19,1 |
4. |
Кспециалисты |
112,5 |
112,6 |
112,6 |
112,6 |
112,6 |
5. |
Клинейный персонал |
375,0 |
375,2 |
375,2 |
375,3 |
375,3 |
6 |
Крабочие |
24,6 |
24,6 |
24,6 |
24,6 |
24,6 |
Индикаторы кадрового обеспечения в жилищном строительстве регионального строительного комплекса Ккорс представлены в таблице 17.1.
Таблица 17.1 | ||||||
N п/п |
Параметр |
Год |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. |
Объем капитального строительства (тыс. кв.м.) зданий жилого назначения |
1300 |
1500 |
1671 |
1922 |
2270 |
2. |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих строительство, в том числе (тыс.чел): |
76,4 |
88,1 |
96,9 |
112,9 |
132,1 |
|
1) специалисты |
13,0 |
15,0 |
16,5 |
19,2 |
22,5 |
|
2) линейный персонал |
3,9 |
4,5 |
4,9 |
5,8 |
6,7 |
|
3) рабочие |
59,4 |
68,5 |
75,4 |
87,8 |
102,8 |
3. |
Ккорс I (интегральный) |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
4. |
Кспециалисты |
100,1 |
100,2 |
100,2 |
100,1 |
100,1 |
5. |
Клинейный персонал |
333,6 |
333,8 |
333,9 |
333,8 |
333,8 |
6. |
Крабочие |
21,9 |
21,9 |
21,9 |
21,9 |
21,9 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала Кскп характеризует соотношение между различными категориями персонала (нормировка проводится по количеству специалистов) и представлен в динамике по годам (таблица 18).
Таблица 18 | ||||||
N п/п |
Категория персонала |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. |
Специалисты |
(19,6/19,6)=1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Линейный персонал |
5,9/19,6=0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
3. |
Рабочие |
89,8/19,6=4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала (нормировка проводится по количеству работников с высшим профессиональным образованием) и представлен в динамике по годам (таблица 19).
Таблица 19 | ||||||
Годы |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество специалистов: |
|
115,4 |
133,1 |
146,4 |
170,5 |
199,5 |
ВПО |
Nвпо |
19,6 |
22,6 |
24,9 |
29,0 |
33,9 |
СПО |
Nспо |
5,9 |
6,8 |
7,5 |
8,7 |
10,2 |
НПО |
Nнпо |
82,2 |
94,9 |
104,3 |
121,5 |
142,2 |
без профессионального образования |
Nбпо |
7,5 |
8,7 |
9,6 |
11,1 |
13,0 |
Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования Купо |
|
|
|
|
|
|
ВПО |
(Nвпо/Nвпо =) 1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
СПО |
Nспо/Nвпо |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
НПО |
Nнпо/Nвпо |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
без профессионального образования |
Nбпо/Nвпо |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса Кмигр характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы (нормировка проводится по общему и по категориям персонала количеству работников; Mi - количество трудовых мигрантов - нерезидентов Российской Федерации по категориям персонала) и представлен в динамике по годам (таблица 20).
Таблица 20 | ||||||
Годы |
Индикатор |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество иностранных специалистов в строительстве, человек |
М |
13321 |
11727 |
13234 |
13234 |
13234 |
специалисты |
М1 |
400 |
352 |
397 |
397 |
397 |
линейный персонал |
М2 |
67 |
59 |
66 |
66 |
66 |
рабочие |
М3 |
12855 |
11317 |
12771 |
12771 |
12771 |
Индикатор Кмигр |
|
|
|
|
|
|
специалисты |
M1/М1 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
линейный персонал |
M2/М1 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
рабочие |
M3/М1 |
32,17 |
32,17 |
32,17 |
32,17 |
32,17 |
Потребность в учебных заведениях, осуществляющих выпуск специалистов строительных специальностей, на 2011-2015 годы представлен в приложении 3 к программе.
Раздел II. Основные цели и задачи подпрограммы, целевые показатели подпрограммы
21. Целью настоящей Подпрограммы является кадровое обеспечение задач строительства в рамках областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 02.08.2011 года N 267-П (далее именуется - Программа).
22. Задачами Подпрограммы являются:
обеспечение высококвалифицированным кадровым составом субъектов предпринимательской деятельности в области инженерных изысканий, проектирования и строительства;
организация мониторинга кадровых потребностей предприятий и организаций строительной отрасли и развитие механизмов взаимодействия системы учреждений профессионального образования с работодателями в части формирования заказа на подготовку кадров;
создание эффективной модели государственно-частного партнерства, обеспечивающей необходимые темпы и объемы подготовки специалистов строительной отрасли;
совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации и аттестации работников предприятий и организаций строительной отрасли, а также педагогических работников и профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку работников предприятий и организаций строительной отрасли.
23. Подпрограммой предусматриваются следующие целевые показатели:
количество специалистов в Челябинской области, осуществляющих трудовую деятельность по специальности в строительной отрасли;
в том числе количество специалистов, занятых в жилищном строительстве;
годовой объем выпуска специалистов.
Перечень целевых показателей Подпрограммы представлен в приложении 1 к Подпрограмме.
Раздел III. Сроки реализации подпрограммы
24. Реализация Подпрограммы предусматривается в период 2011-2015 годов.
Реализация Подпрограммы осуществляется в два этапа:
I этап - 2011-2012 годы;
II этап - 2013-2015 годы.
На первом этапе осуществляется изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг;
на втором этапе - формирование положительного имиджа строительных профессий, системы государственно-частного партнерства учреждений профессионального образования и работодателей.
Раздел IV. Система мероприятий подпрограммы
25. План мероприятий Подпрограммы представлен в приложении 2 к Подпрограмме.
Раздел V. Ресурсное обеспечение подпрограммы
26. Общий объем средств, привлекаемых для реализации Подпрограммы, составляет 1 050 тыс. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 1 050 тыс. рублей.
Общий объем финансирования Подпрограммы представлен в таблице 22.
Объем финансирования корректируется с учетом возможности областного бюджета на текущий финансовый год.
Таблица 22
Ресурсное обеспечение Подпрограммы
тыс. рублей | |||||||
N п/п |
Наименование мероприятий |
Всего на 2011- 2015 годы |
в том числе по годам: |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
|
Итого: |
1050,0 |
|
|
|
|
1050,0 |
|
областной бюджет * |
1050,0 |
|
|
|
|
1050,0 |
1. |
Проведение конкурсов профессионального мастерства в порядке, установленном Губернатором Челябинской области |
50,0 |
|
|
|
|
50,0 |
|
областной бюджет * |
50,0 |
|
|
|
|
50,0 |
2. |
Организация и проведение смотров-конкурсов, мастер-классов и выставочных мероприятий с участием представителей предприятий и организаций |
1000,0 |
|
|
|
|
1000,0 |
|
областной бюджет * |
1000,0 |
|
|
|
|
1000,0 |
---------------------------
<*> Объем финансирования корректируется с учетом возможностей областного бюджета на текущий финансовый год.
Раздел VI. Организация управления и механизм реализации подпрограммы
27. Текущее управление Подпрограммой и оперативный контроль за ее реализацией обеспечиваются государственным заказчиком Подпрограммы - Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее именуется - Минстрой).
28. Минстрой осуществляет:
координацию реализации Подпрограммы;
организацию выполнения мероприятий Подпрограммы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы.
совершенствование механизма реализации Подпрограммы;
подготовку предложений по внесению изменений в Подпрограмму;
подготовку информации и отчетов о выполнении Подпрограммы;
29. Минстрой проводит организационные мероприятия, описанные в приложении 2 к Подпрограмме, в рамках действующего законодательства.
30. Минстрой готовит бюджетную заявку на финансирование Подпрограммы из областного бюджета на очередной финансовый год в соответствии с мероприятиями, описанными в приложении 2 к Подпрограмме.
31. Реализация Подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых областным государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности
32. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Подпрограммы производится на основе системы целевых индикаторов, которые представляют собой количественные показатели.
33. Реализация Подпрограммы обеспечит достижение следующих показателей:
количество специалистов в Челябинской области, осуществляющих трудовую деятельность по специальности в строительной отрасли:
2011 год - 115,3 тыс. человек;
2012 год - 133,1 тыс. человек;
2013 год - 146,4 тыс. человек;
2014 год - 170,5 тыс. человек;
2015 год - 199,5 тыс. человек;
в том числе в жилищном строительстве:
2011 год - 76,4 тыс. человек;
2012 год - 88,1 тыс. человек;
2013 год - 96,9 тыс. человек;
2014 год - 112,9 тыс. человек;
2015 год - 132,1 тыс. человек;
годовой объем выпуска специалистов:
2011 год - 3,269 тыс. человек;
2012 год - 2,891 тыс. человек;
2013 год - 3,119 тыс. человек;
2014 год - 3,089 тыс. человек;
2015 год - 3,585 тыс. человек.
34. Система целевых показателей реализации Подпрограммы описывает количественные характеристики, позволяющие оценить кадровое обеспечение строительной отрасли Челябинской области, а также достижение необходимых целей и задач в процессе реализации мероприятий Подпрограммы и к концу планируемого периода.
35. Оценка эффективности реализации Подпрограммы ежегодно производится на основе системы целевых показателей, которая обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период реализации Программы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
36. Реализация основных мероприятий позволит:
создать для строительных организаций минимально необходимые условия для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении;
организовать систему непрерывной подготовки кадров строительного комплекса, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов строительных организаций;
модернизировать материально-техническую базу образовательных учреждений и даст возможность улучшить качество подготовки специалистов, квалифицированных рабочих кадров;
увеличить приток специалистов и рабочих кадров, повысить уровень их закрепления в организациях строительного комплекса;
обеспечить трудовыми ресурсами внедряемые современные технологии, технику, повысить профессиональную востребованность молодежи.
Приложение 1
к Подпрограмме "Кадровое обеспечение
задач строительства"
Перечень
целевых индикаторов Подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства" областной целевой программы "Развитие жилищного строительства Челябинской области
в 2011-2015 годах"
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Общее значение целевого показателя |
Значения целевых показателей по годам реализации Региональной подпрограммы* |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1. |
Количество в Челябинской области специалистов, тыс. человек |
|
115,3 |
133,1 |
146,4 |
170,5 |
199,5 |
|
с высшим профессиональным образованием |
|
19,6 |
22,6 |
24,9 |
29,0 |
33,9 |
|
со средним профессиональным образованием |
|
5,9 |
6,8 |
7,5 |
8,7 |
10,2 |
|
с начальным профессиональным образованием |
|
82,2 |
94,9 |
104,3 |
121,5 |
142,2 |
|
не имеют основного образования |
|
7,5 |
8,7 |
9,6 |
11,1 |
13,0 |
|
в том числе количество в Челябинской области специалистов в жилищном строительстве, тыс. человек |
|
76,4 |
88,1 |
96,9 |
112,9 |
132,1 |
|
с высшим профессиональным образованием |
|
13,0 |
15,0 |
16,5 |
19,2 |
22,5 |
|
со средним профессиональным образованием |
|
3,9 |
4,5 |
4,9 |
5,8 |
6,7 |
|
с начальным профессиональным образованием |
|
54,4 |
62,8 |
69,1 |
80,5 |
94,1 |
|
не имеют основного образования |
|
5,0 |
5,8 |
6,3 |
7,4 |
8,6 |
2. |
Годовой объем выпуска специалистов, человек |
|
3269 |
2891 |
3119 |
3089 |
3585 |
|
высшее профессиональное образование, в том числе: |
5288 |
1092 |
1056 |
1048 |
1047 |
1045 |
|
очное обучение |
3304 |
682 |
660 |
655 |
654 |
653 |
|
заочное обучение |
1322 |
273 |
264 |
262 |
262 |
261 |
|
вечернее обучение |
662 |
137 |
132 |
131 |
131 |
131 |
|
Профессиональная подготовка специалистов высшего профессионального образования |
2956 |
610 |
600 |
583 |
595 |
568 |
|
среднее профессиональное образование, в том числе: |
5313 |
981 |
812 |
1162 |
943 |
1415 |
|
очное обучение |
2409 |
482 |
484 |
530 |
447 |
466 |
|
заочное обучение |
813 |
179 |
143 |
164 |
160 |
167 |
|
Профессиональная подготовка специалистов среднего профессионального образования |
2091 |
320 |
185 |
468 |
336 |
782 |
|
начальное профессиональное образование |
5352 |
1196 |
1023 |
909 |
1099 |
1125 |
|
Профессиональная подготовка специалистов начального профессионального образования |
2620 |
504 |
518 |
536 |
550 |
512 |
-------------------------
<*> - в значениях целевых показателей учитывается количество специалистов строительных специальностей.
Приложение 2
к Подпрограмме "Кадровое обеспечение
задач строительства"
План
мероприятий Подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства" областной целевой программы "Развитие жилищного строительства Челябинской области
в 2011-2015 годах"
N п/п |
Наименование программных мероприятий |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Ответственный исполнитель |
|||||
всего |
В том числе по годам |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
|
Итого |
|
областной бюджет |
1050,0 |
|
|
|
|
1050,0 |
|
I. Изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг | ||||||||||
1. |
Изучение кадрового состава строительных организаций Челябинской области и состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в строительной отрасли |
2011- 2012 годы |
|
|
|
|
|
|
|
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области |
2. |
Формирование ежегодного перечня востребованных профессий, специальностей, направлений подготовки на среднесрочную перспективу |
2011- 2012 годы |
|
|
|
|
|
|
|
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области |
II . Формирование положительного имиджа строительных профессий | ||||||||||
3. |
Размещение информации о деятельности учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли, в средствах |
2013- 2015 годы |
|
|
|
|
|
|
|
Министерство образования и науки Челябинской области |
4. |
Проведение конкурсов профессионального мастерства в порядке, установленном Губернатором Челябинской области |
2013- 2015 годы |
областной бюджет |
50,0 |
|
|
|
|
50,0 |
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области |
5. |
Организация научных конференций, семинаров, совещаний с участием студенческих научных обществ, профессиональных сообществ и организаций строительного комплекса |
2013- 2015 годы |
|
|
|
|
|
|
|
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области |
6. |
Организация и проведение смотров-конкурсов, мастер-классов и выставочных мероприятий с участием представителей предприятий и организаций |
2013- 2015 годы |
областной бюджет |
1000,0 |
|
|
|
|
1000,0 |
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области |
III. Содействие формированию системы государственно-частного партнерства учреждений профессионального образования и работодателей | ||||||||||
7. |
Разработка эффективной модели взаимодействия между образовательными учреждениями и организациями строительного комплекса по подготовке специалистов |
2013- 2015 годы |
|
|
|
|
|
|
|
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области |
Приложение 3
к Подпрограмме "Кадровое обеспечение
задач строительства"
Потребность
в учебных заведениях, осуществляющих выпуск специалистов строительных специальностей,
на 2011-2015 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Общее количество |
Значения показателей по годам реализации Региональной подпрограммы* |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1. |
Количество учебных заведений в Челябинской области, штук |
|
|
|
|
|
|
|
высшего профессионального образования (федеральные государственные образовательные учреждения) |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
среднего профессионального образования, в том числе: |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
|
среднего профессионального образования (федеральные государственные образовательные учреждения) |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|
среднего профессионального образования (областные государственные образовательные учреждения) |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
начального профессионального образования (областные государственные образовательные учреждения) |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
2. |
Учреждения, реализующие программы начального профессионального образования и профессиональной подготовки: |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
|
областные государственные учреждения начального профессионального образования |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
|
некоммерческие образовательные учреждения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3. |
Учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, том числе: |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
|
областные государственные учреждения |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
автономные образовательные учреждения |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
---------------------------
<*> - в значениях показателей учитывается количество учреждений, осуществляющих выпуск специалистов строительных специальностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 16 марта 2012 г. N 68-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 02.08.2011 г. N 267-П"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 19 апреля 2012 г. N 55 (спецвыпуск N 12)
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 349-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.