В целях реализации Постановления Правительства Челябинской области от 09.10.2009 N 316-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", повышения эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования в Челябинской области приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "9 октября 2008 г."
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую Программу развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Финансово-экономическому управлению (Шитякова Н.В.) осуществлять финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на ее исполнение в 2012 - 2014 годах, а также в пределах доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
3. Управлению профессионального образования (Зайко Е.М.) совместно с руководителями подведомственных образовательных учреждений обеспечить выполнение Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Челябинской области Казакову Г.М.
Министр образования и науки |
А.И. Кузнецов |
Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Челябинской области
от 30 декабря 2011 г. N 01-2298
Ведомственная целевая программа
развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области
на 2012 - 2014 годы
Паспорт
ведомственной целевой Программы развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области
на 2012 - 2014 годы
Глава I. Характеристика проблемы
Организация подготовки кадров для социально-экономического комплекса Челябинской области является приоритетной задачей деятельности Министерства образования и науки Челябинской области.
На сегодняшний день и ближайшую перспективу социально-экономическое развитие Челябинской области может быть охарактеризовано следующими признаками:
- многообразие и многоукладность форм и видов социально-экономической деятельности;
- интенсивное расширение сферы услуг;
- возрастающая степень инновационности в традиционных отраслях экономики области;
- повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды.
Особенностям социально-экономического развития Челябинской области соответствует структура занятости населения в основных отраслях экономики: обрабатывающие производства - 28,8%; образование - 11,7%; здравоохранение и предоставление социальных услуг - 8,6%; оптовая и розничная торговля - 8,4%; транспорт и связь - 8,3%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,8%; государственное управление и обеспечение военной безопасности - 6,5%; строительство - 6,0%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,8%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 3,7%; добыча полезных ископаемых - 1,9%; прочие виды деятельности - 5,5%.
На территории области осуществляют деятельность 51 учреждение начального и 45 учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области.
Контингент обучающихся в подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее - ОУ НПО) в 2011 году составил 13685 чел., что на 11618 чел. меньше, чем в 2010 году; контингент обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - ОУ СПО) в 2011 году составил 22619 чел., что на 11533 чел. больше, чем в 2010 году. Данные изменения связаны с масштабной реорганизацией ОУ, проводимой в целях преодоления рассогласованности номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований со стороны рынка труда, слабости эффективных связей между уровнями профессионального образования; преодоления сложной демографической ситуации.
Так, количество ОУ НПО уменьшилось по сравнению с 2010 годом с 79 до 51, а количество ОУ СПО увеличилось с 26 до 45.
Анализ контингента обучающихся показывает, что в учреждениях начального профессионального образования, как правило, обучаются дети из малообеспеченных семей. Среди них значительна доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 30 процентов обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования - дети из неполных семей, не способных оплатить образование в высших учебных заведениях.
100 процентов обучающихся учреждений начального профессионального образования Челябинской области обеспечиваются горячим питанием, стипендиями, нуждающимся предоставляется общежитие.
В учреждениях, реализующих программы НПО, обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (676 чел.), ведется профессиональная подготовка лиц, не имеющих основного общего образования (529 чел.) и получающих общее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
В ОУ НПО и СПО ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан.
В образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Государственное учреждение дополнительного образования детей Дворец учащейся молодежи "Смена", Государственное учреждение дополнительного образования детей Дом учащейся молодежи "Магнит", Государственное учреждение дополнительного образования детей Дом юношеского технического творчества) для обучающихся областных государственных учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, на бесплатной основе открыты кружки технической, спортивно-технической, художественной, патриотической направленности, работает научное общество учащихся.
Необходимо отметить, что система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды области в наибольшей степени по отношению к другим сегментам сферы профессиональных образовательных услуг.
В настоящее время обостряется проблема обеспечения реальных потребностей областной инфраструктуры и рынка труда в рабочих и специалистах среднего звена.
За последние годы не произошло радикального перелома в модернизации материально-технической базы учреждений НПО и СПО, сохраняется отставание от уровня современного высокотехнологичного производства. Профессиональные училища, техникумы и колледжи не могут стать привлекательным местом для обучения для потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, "социальным стартом" их жизненной успешности, что влияет на показатели набора в учреждения профессионального образования.
Так, доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения начального профессионального образования, уменьшилась с 9,3 процента в 2006 году до 7,1 процента в 2011 году.
Большинство предприятий утратило характерную для прежних лет заинтересованность в обеспечении образовательных учреждений оборудованием, инструментами. Многие из ранее существовавших форм трудовых отношений претерпели значительные изменения, происходит постепенный переход от их полного регулирования государством к социальному партнерству, то есть преимущественно договорному регулированию этих отношений.
В условиях модернизации образования, в целях обеспечения его нового качества и эффективности особую актуальность приобретают вопросы совершенствования профессионализма педагогических кадров. Решение данных вопросов предусматривает необходимость проведения мероприятий, способствующих повышению компетентности педагогических и руководящих работников, повышению их социального статуса.
Государственные образовательные учреждения НПО и СПО продолжают испытывать нехватку квалифицированных кадров преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Показатель обеспеченности мастерами производственного обучения составляет 62,6% от штатной численности.
Сохраняется тенденция старения педагогических кадров. Количество педагогических работников пенсионного возраста составляет 15,8%.
Учреждения НПО и СПО остаются одним из важнейших институтов воспитания молодого поколения. Во многих из них в настоящее время предусмотрены структуры и должности педагогических работников, осуществляющих воспитательные функции, например, заместитель директора по воспитательной работе. Содержание ставок психолога и социального педагога производится за счет внебюджетных источников учреждений.
Относительно низкий уровень материальной обеспеченности обучающихся в системе профессионального образования обуславливает необходимость их выделения в особую социальную категорию и подтверждает необходимость обеспечения гарантий общедоступности профессионального образования, закрепленных в Законе Российской Федерации "Об образовании". Это требует также особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких как обеспечение их бесплатным питанием, стипендиями, а также возможностью бесплатного оздоровления и отдыха в каникулярный период.
Программа развития системы начального и среднего профессионального образования является важнейшим инструментом единой государственной политики в сфере начального и среднего профессионального образования, позволяющим уменьшить разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, обеспечить принцип равных возможностей и доступа молодежи Челябинской области к качественному профессиональному образованию.
Глава II. Основные цели и задачи Программы
В основе разработки Программы заложены две взаимосвязанные целевые установки:
1) учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для получения образования и построения собственной профессиональной карьеры для молодежи;
2) необходимо перейти от использования "экстенсивного", количественного подхода в развитии системы профессионального образования к "интенсивному", качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.
Цели Программы:
Сформировать необходимые условия и механизмы повышения эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования и обеспечение социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами.
Задачи Программы:
1) создание условий для повышения качества начального и среднего профессионального образования;
2) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
3) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального и среднего профессионального образования.
Глава III. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) увеличить количество учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями;
2) обеспечить образовательные учреждения образовательными программами, созданными с участием работодателей;
3) увеличить количество лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основными целевыми индикативными показателями реализации Программы избраны показатели, позволяющие адекватно оценить процессы достижения результатов, измерить на основе отобранных критериев результаты развития процессов в динамике, осуществить мониторинг реализации запланированных программных мероприятий на областном уровне, оптимизировать финансовые расходы.
Эффективность реализации Программы определяется соотношением позитивных изменений в системе начального и среднего профессионального образования (таблица 1).
Глава IV. Перечень программных мероприятий
Глава V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы с разбивкой реализации мероприятий. Достижение целей Программы и решение поставленных в ней задач обеспечиваются реализацией программных мероприятий.
Глава VI. Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы, общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели
Реализация Программы будет происходить системно, предусматривая взаимодействие всех исполнителей в процессе ее реализации. Программа согласуется с основными направлениями социально-экономического развития Челябинской области.
В результате реализации Программы учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для получения образования и построения собственной профессиональной карьеры для молодежи, перейти к качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.
В целом реализация Программы будет способствовать созданию необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами.
Глава VII. Методика оценки эффективности реализации Программы
Настоящая методика определяет принципы разработки и обоснования результативности и эффективности Программы.
Под результатом реализации Программы понимается повышение эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования, обеспечение социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами. Оценка социально-экономических результатов программных мероприятий осуществляется исходя из положений Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Челябинской области "Об образовании в Челябинской области", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области, регламентирующих вопросы функционирования системы начального и среднего профессионального образования.
Под результативностью программных мероприятий и Программы в целом понимаются мера соответствия ожидаемых результатов реализации Программы поставленной цели, степень приближения к этой цели, степень позитивного воздействия на социальные и экономические параметры развития Челябинской области. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность выполнения комплекса программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных средств.
В Программе для оценки социально-экономической эффективности ее реализации используются следующие основные целевые индикативные показатели:
1) удельный вес учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями (в процентах);
2) обеспеченность образовательных учреждений образовательными программами, созданными с участием работодателей (в процентах);
3) удельный вес лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования (в процентах).
Оценка эффективности использования бюджетных средств при реализации Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством Челябинской области.
Глава VIII. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет 10398394360 тыс. рублей (таблица 2).
Таблица 3
Общий объем финансирования Программы
N п/п |
Направление расходования средств |
Сумма |
Источник |
1. |
Создание условий для повышения |
10392019900 |
Областной бюджет |
2. |
Формирование у обучающихся |
6050460 |
Областной бюджет |
3. |
Удовлетворение потребностей личности |
324000 |
Областной бюджет |
Глава IX. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Челябинской области. Отдельные мероприятия Программы реализуются подведомственными учреждениями начального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) в соответствии с программными мероприятиями.
Министерство образования и науки Челябинской области осуществляет:
1) координацию реализации Программы;
2) организацию выполнения мероприятий Программы;
3) подготовку информации и отчетов о выполнении Программы;
4) совершенствование механизма реализации Программы;
5) подготовку предложений по корректировке Программы;
6) координацию Программы с другими ведомственными целевыми программами;
7) контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.
Ответственность за реализацию мероприятий Программы несут исполнители, указанные в Главе IV Программы.
Министерство образования и науки Челябинской области ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование Программы из областного бюджета на очередной финансовый год.
Оценка достижения эффективности деятельности реализации программных мероприятий осуществляется посредством мониторинга деятельности подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования на основе индикативных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цели Программы - сформировать необходимые условия и механизмы повышения эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования и обеспечение социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования Программы составит 10398394360 рублей.
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) увеличить количество учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями;
2) обеспечить образовательные учреждения образовательными программами, созданными с участием работодателей;
3) увеличить количество лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30 декабря 2011 г. N 01-2298 "Об утверждении ведомственной целевой Программы развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2012 - 2014 годы"
Текст приказа официально опубликован не был