Решение Арбитражного суда Пензенской области от 2 февраля 2015 г. по делу N А49-14014/2014
г. Пенза |
|
02 февраля 2015 г. |
Дело N А49-14014/2014 |
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Петровой Н.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Пензенский кузнечно-прессовый завод" (ОГРН 1145835001234) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680) о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Иноземцевой Г.П. - представителя (доверенность от 16.01.2015 г.),
от ответчика - Улиткиной Т.С. - главного специалиста-эксперта (доверенность от 07.04.2014 г.),
установил: закрытое акционерное общество "Пензенский кузнечно-прессовый завод" (далее - общество, ЗАО "ПКПЗ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 068 002 14 РК 0002142 от 04.12.2014 г.
В обоснование заявленных требований общество сослалось на положения статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 43, 75, 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Обязанность работодателя по начислению страховых взносов в пользу работника после реорганизации в виде преобразования организационно-правовой формы сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Считает, что поскольку при реорганизации в форме преобразования создается новое юридическое лицо, вновь возникшее юридическое лицо при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованном юридическом лице. Федеральный закон N 212-ФЗ не предусматривает правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов. По результатам выездной проверки в связи с занижением базы для начисления страховых взносов установлена неуплата (неполная) уплата страховых взносов, начислены пени, а также общество обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Просил в удовлетворении требований заявителя отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд установил следующее.
31.10.2014 г. Управлением проведена камеральная проверка ЗАО "ПКПЗ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2014 г. по 30.06.2014 г., по результатам которой составлен акт проверки от 31.10.2014 г. N 06800230001911.
По результатам рассмотрения акта, представленных обществом письменных возражений, заместителем начальника Управления вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.12.2014 г. N 068 002 14 РК 0002142, в соответствии с которым ЗАО "ПКПЗ" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2 квартал 2014 г. в размере 71273 руб. 03 коп., пени, начисленную на недоимку по страховым взносам, в размере 3722 руб. 97 коп., а также общество привлечено к финансовой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 14084 руб. 00 коп.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод органа Пенсионного фонда о неправомерном включении в базу для начисления страховых взносов выплат и вознаграждений работников ООО "ПКПЗ", реорганизованного в форме преобразования в ЗАО "ПКПЗ". Данное обстоятельство, по мнению Управления, привело к неправомерному применению обществом предела налогооблагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Не согласившись с оспариваемым решением органа Пенсионного фонда, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона заявитель является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В силу пункта 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 30.11.2013 г. N 1101, для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (часть 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Согласно пункту 1 статьи 18, пункту 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ главной обязанностью всех плательщиков является правильное исчисление страховых взносов и своевременная их уплата в бюджеты внебюджетных фондов.
Как видно из материалов дела, в начале 2014 года ЗАО "Пензенский кузнечно-прессовый завод" существовало в форме общества с ограниченной ответственностью "Пензенский кузнечно-прессовый завод", которое 02.04.2014 г. прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в закрытое акционерное общество "Пензенский кузнечно-прессовый завод", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за N 214-583-5020131.
Орган Пенсионного фонда считает, что если организация ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее будет период с 01 января этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации. Поскольку ООО "ПКПЗ" исключено из ЕГРЮЛ 02.04.2014 г., а при реорганизации в форме преобразования создана новая организация - ЗАО "ПКПЗ", зарегистрированная 02.04.2014 г., то для нее первым расчетным периодом является период времени со дня ее создания до конца данного года. По мнению ответчика, общество обязано представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, включив в базу для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, только начиная со дня его официального образования.
Суд считает доводы органа Пенсионного фонда несостоятельными на основании следующего.
Ответчик основывает свою позицию на толковании норм Федерального закона N 212-ФЗ, которые, по его мнению, регулируют порядок перехода прав в отношении базы для начисления страховых взносов при реорганизации юридического лица. При этом ссылается на норму пункта 5 статьи 10 Закона, согласно которой если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Пунктом 6 указанной статьи Закона определено, что предусмотренные частями 3 - 5 настоящей статьи правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
При этом пунктом 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Из анализа указанных норм ответчик делает вывод о том, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации.
Данный вывод основан на неправильном применении норм права и неверном их толковании.
Порядок перехода прав при реорганизации юридических лиц регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, а не законом о страховых взносах во внебюджетные фонды.
Правопреемство при реорганизации юридического лица является универсальным независимо от ее формы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Поскольку реорганизация в форме преобразования предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида, правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязательств по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что в силу универсального правопреемства при реорганизации юридического лица в форме преобразования ЗАО "ПКПЗ" является правопреемником ООО "ПКПЗ" по всем правам и обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данные учета выплат в пользу физических лиц правопреемника в случае реорганизации в форме преобразования формируются путем объединения числовых показателей выплат в пользу физических лиц преобразованной и вновь созданной организаций.
Поскольку данные отчетности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исчисление базы для начисления страховых взносов при реорганизации юридического лица путем преобразованиям производится путем суммирования в течение календарного года, произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников.
Иного порядка определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов законодательством Российской Федерации о страховых взносах не предусмотрено. Никаких специальных условий для прерывания расчетного периода и изменения порядка такого расчета законом не установлено.
В силу статьи 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации в указанных формах не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, арбитражный суд считает, что для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками. При реорганизации юридического лица в форме преобразования без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
Как видно из материалов дела, после реорганизации трудовые отношения работников с ЗАО "ПКПЗ" не прекращены (приказ N 037 от 02.04.2014 г.), в трудовых книжках сделана отметка о реорганизации организации, что подтверждено заявителем документально. Указанный факт ответчиком не оспаривается.
Суд считает, что поскольку после изменения организационно-правовой формы трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником продолжены, правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 01.04.2008 г. N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 г. по делу N А55-9408/2013.
Таким образом, заявитель верно определил суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников и исчислил страховые взносы.
Поскольку в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, привлечение ЗАО "ПКПЗ" к ответственности в виде штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в размере 14084 руб. 00 коп. является неправомерным.
Учитывая отсутствие у заявителя неуплаченных (не полностью уплаченных) страховых взносов, отсутствуют основания и для начисления ему пени в размере 3722 руб. 97 коп.
Таким образом, оспоренное обществом решение в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным как противоречащее требованиям закона и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным как несоответствующее нормам Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области о привлечении Закрытого акционерного общества "Пензенский кузнечно-прессовый завод" (ОГРН 1145835001234) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.12.2014 г. N 068 002 14 РК 0002142.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области в пользу Закрытого акционерного общества "Пензенский кузнечно-прессовый завод" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционном порядке и в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в кассационном порядке.
Судья |
Н.Н. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.