Решение Арбитражного суда г.Москвы от 2 февраля 2015 г. по делу N А40-171702/2014
г. Москва |
|
02 февраля 2015 г. |
Дело N А40-171702/2014 |
Арбитражный суд в составе судьи Немовой О.Ю., (шифр судьи 72-1337)
Рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ дело по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
к ответчику - ОСАО "Ингосстрах"
3-е лицу: Удельнов В.П..
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ,
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ
Центральный Банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Заявитель, Банк России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ОСАО "Ингосстрах" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением от 23.10.2014 г. заявление Центрального Банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ. Суд также привлек к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, Удельнова Владимира Павловича.
От заявителя документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований, ни в срок, установленный судом, ни на дату принятия решения не поступило.
От ответчика через канцелярию суда 20.11.2014 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного производства, в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств.
Рассмотрев ходатайство ответчика, суд не находит оснований для его удовлетворения исходя из следующего.
Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, определены в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанной нормы, на который ссылается ответчик, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства придет к выводу о том, что это не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Изучив материалы дела, в том числе отзыв ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства.
Ответчиком так же представлен письменный отзыв и доказательства по спору.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова лиц, участвующих в деле, по материалам, представленным заявителем и не оспоренных ответчиком.
Согласно п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в адрес Банка России 15.07.2014 г. поступило обращение гражданина Удельнова Владимира Павловича о нарушении Открытым страховым акционерным обществом "Ингосстрах" (далее - ОСАО "Ингосстрах", Общество) требований страхового законодательства.
В ходе осуществления надзора за деятельностью ОСАО "Ингосстрах", проводимого Банком России на основании ст.30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в связи с поступлением вышеуказанного обращения, было выявлено нарушение ОСАО "Ингосстрах" требований страхового законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, 08.10.2014 г. начальником отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжком федеральном округе Даниловой И.С. в отношении ОСАО "Ингосстрах" составлен протокол об административном правонарушении N С59-7-2-9/24112, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе, ст.14.1 КоАП РФ.
Материалы административного производства в отношении ОСАО "Ингосстрах" по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании ч.1 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения ОСАО "Ингосстрах" к административной ответственности судом не установлено, протокол об административном правонарушении N С59-7-2-9/24112 от 08.10.2014 г. составлен в отсутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени составления и подписания протокола.
В материалах дела имеется уведомление о составлении протокола от 17.09.2014 г. N С59-7-2-9/21842. в соответствии с которым законному представителю ОСАО "Ингосстрах" было предписано явиться 08 октября 2014 г. в 14 час. 00 мин.
Указанное уведомление было направлено в адрес ОСАО "Ингосстрах" письмом от 17.09.2014 г., которое было вручено представителю ОСАО "Ингосстрах" Росляховой 24.09.2014 г., согласно почтовому штампу на почтовом уведомлении о вручении.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Суд установил, что между ОСАО "Ингосстрах" и Удельновым В.П. был заключен договор добровольного страхования АА N 100741640 (внутренний номер GM45497814) транспортного средства марки "Опель Корса" сроком действия с 23.01.2014 по 22.01.2015 (далее - Договор). Условия указанного договора также содержатся в "Правилах страхования транспортных средств" ОСАО "Ингосстрах" от 06.08.2010 (далее - Правила страхования), которые являются неотъемлемой частью Договора. Страховая премия по договору составила 40709,00 руб.
19.06.2014 Удельновым В.П. в ОСАО "Ингосстрах" подано заявление о расторжении договора страхования с 19.06.2014 и возврате страховой премии. Указанное заявление было получено уполномоченным лицом страховщика 19.06.2014.
В соответствии со ст. 52 Правил страхования, договор страхования прекращает свое действие в случае отказа страхователя от Договора. При этом страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Согласно ст. 5 5 Правил страховая, возврат страховой премии производится без учета инфляции в валюте оплаты страховой премии по курсу ЦБ РФ на дату ее уплаты в течение 15 рабочих дней с даты получения Страховщиком письменного требования страхователя.
Таким образом, у ОСАО "Ингосстрах" возникла обязанность возвратить неиспользованную часть страховой премии по Договору в срок до 10.07.2014 включительно.
В соответствии с Приложением 1 к Правилам страхования был произведен расчет части страховой премии, подлежащей возврату Удельнову В.П. - 16283,61 руб.
09.07.2014 ОСАО "Ингосстрах" было направлено платежное поручение N 522920 в ОАО Сбербанк России" (далее - Банк Страховщика) с распоряжением о перечислении 16283,61 руб. Удельнову В.П. на счет, открытый в ОАО КБ "МПСБ" г. Саранск (далее -Банк Страхователя). Однако, в данном платежном поручении не был указан лицевой счет получателя денежных средств. По этой причине 16.07.2014 Банк Страхователя перевел 16283,61 руб. обратно в Банк Страховщика.
28.07.2014 ОСАО "Ингосстрах" вновь было направлено платежное поручение N 635204 с распоряжением о перечислении 16283,61 руб. Удельнову В.П. Но в данном платежном поручении в 2-х местах было по-разному указано наименование получателя денежных средств и 01.08.2014 денежные средства в сумме 16283,61 руб. были переведены Банков Страхователя в Банк Страховщика.
08.08.2014 ОСАО "Ингосстрах" направило платежное поручение N 669287 с распоряжением о перечислении 16283,61 руб. Удельнову В.П. с указанием наименования получателя и номера его лицевого счета.
Таким образом, ОСАО "Ингосстрах" нарушило срок возврата части страховой премии более чем на 28 календарных дней.
Указанные действия ОСАО "Ингосстрах" свидетельствуют о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации (абз. 2 п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", далее - Закон об ОСД) и наличии в действиях страховщика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона об ОСД право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В соответствии со ст. 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно п. 5 ст. 30 Закона об ОСД субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом об ОСД, пункт 5 ст. 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше законов в целом.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 32 Закона об ОСД для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об ОСД, с приложением образцов используемых документов. Соответственно, требования Правил страхования, утверждённые самим Страховщиком, обязательны для исполнения им.
Соблюдая требования страхового законодательства, субъекты страхового дела обязаны надлежащим образом исполнять обязанности, предусмотренные в утверждаемых ими правилах добровольного страхования.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации речь идёт о необходимости исполнения страховщиком не конкретных договорных обязательств, а прямых императивных норм закона о необходимости соблюдения Правил страхования, представляемых в орган страхового надзора в целях получения лицензии.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования ГК РФ и Закона об ОСД к порядку исполнения договоров страхования, в том числе в части соблюдения срока рассмотрения заявления страхователя об осуществлении страховой выплаты и принятия по нему решений обязательны для исполнения субъектом страхового дела.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, действия ОСАО "Ингосстрах", перечисленные в п. 2.5 протокола N С59-7-2-9/24112 от 08.10.2014 свидетельствуют о нарушении законодательства Российской Федерации (лицензионные требования и условия, установленные подп. 1 п. 5 ст. 30 Закона об ОСД), и наличии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Довод Заявителя о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, в частности протокола об административном правонарушении откланяется судом на основании следующего.
Заявитель ссылается на непредставление приказа, подтверждающего, что протокол составлен уполномоченным лицом, ссылаясь при этом на п.2.10 Указания Центрального банка Российской Федерации от 04.03.2014 N 3207-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения" (далее -Указания N 3207-У), предусматривающий, что должностные лица территориальных учреждений Банка России, помимо руководителей территориальных учреждений Банка России и их заместителей должны быть уполномочены приказами руководителей территориальных учреждений Банка России на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом протокол N С59-7-2-9/24112 от 08.10.2014 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.З ст. 14.1 КоАП РФ был составлен начальником отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе. Следовательно, издание отдельного приказа о предоставлении полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, не требуется в силу прямого закрепления таких полномочий п. 2.7 Указания N3207-У.
Довод Заявителя относительно малозначительности совершенного правонарушения также отклоняется судом, на основании следующего.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение.
Однако в соответствии с п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В рамках рассматриваемого дела суд считает, что основания для признания данного случая исключительным, отсутствуют.
Общество в отзыве указывает, что добросовестно осуществляет страховую деятельность и добровольно выполняет предусмотренные законом обязанности. При этом Страховщик устранил допущенные нарушения только после получения запроса Банка России от 17.07.2014 о предоставлении информации в связи с поступившим обращением Удельнова В.П. При этом срок возврата части страховой премии был нарушен более чем на 28 календарных дней.
Таким образом, устранение допущенного нарушения носит не добровольный, а вынужденный характер.
Более того, 09.07.2014 ОСАО "Ингосстрах" было направлено платежное поручение N 522920 в ОАО Сбербанк России" (далее - Банк Страховщика) с распоряжением о перечислении 16283,61 руб. Удельнову В.П. на счет, открытый в ОАО КБ "МПСБ" г. Саранск (далее - Банк Страхователя). Однако, в данном платежном поручении не был указан лицевой счет получателя денежных средств. По этой причине 16.07.2014 Банк Страхователя перевел 16283,61 руб. обратно в Банк Страховщика.
28.07.2014 (спустя 7 рабочих дней со дня возврата денежных средств) ОСАО "Ингосстрах" вновь было направлено платежное поручение N 635204 с распоряжением о перечислении 16283,61 руб. Удельнову В.П. Но в данном платежном поручении в 2-х местах было по-разному указано наименование получателя денежных средств и 01.08.2014 денежные средства в сумме 16283,61 руб. были переведены Банков Страхователя в Банк Страховщика.
08.08.2014 ОСАО "Ингосстрах" направило платежное поручение N 669287 с распоряжением о перечислении 16283,61 руб. Удельнову В.П. с указанием наименования получателя и номера его лицевого счета.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рамках осуществления функции страхового надзора в связи с поступившим обращением Удельнова В.П. было установлено, что возможность для соблюдения лицензионных требований (условий) при осуществлении своей деятельности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у страховщика имелась. Однако страховщик небрежно отнесся к исполнению обязанностей, не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, регулирующего порядок осуществления страховой деятельности.
В силу указанных обстоятельств считаем вину ОСАО "Ингосстрах" в совершении вменяемого административного правонарушения доказанной.
Таким образом, событие и вина общества установлены заявителем в полном объеме и подтверждаются материалами дела.
Оснований для освобождения общества от ответственности судом не установлено, последний не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для соблюдения этих норм у ОСАО "Ингосстрах" имелась.
Срок привлечения ОСАО "Ингосстрах" к административной ответственности на дату судебного разбирательства не пропущен, поскольку объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или иной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение подлежит исчислению с момента выявления факта осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства, то есть применительно к настоящему случаю с даты выявления административного правонарушения.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
На дату изготовления судебного решения по данному делу, которая в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ считается датой принятия решения, срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Все доводы ответчика рассмотрены судом и отклонены, как безосновательные, так как в действиях Общества установлены нарушения лицензионных требований и условий, установленных Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а так же Государственного контракта.
Оценив указанные обстоятельства, а также характер совершенного административного правонарушения суд считает обоснованным и соразмерным назначение в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за данное административное правонарушение наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 25.1, 25.4, 26.1, 26.11, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ и ст.ст. 65, 71, 167-171, 176, 180, 181, 205-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" (ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474, место нахождения: 117997 г. Москва, ул. Пятница, д. 12, стр. 2, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 28.06.1991 г.) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Назначить Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. (тридцать пять тысяч рублей).
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
ИНН: 7702235133; КПП: 526045005; БИК - 042202001
Наименование получателя платежа: УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России)
р/с-40101810400000010002 в Волго-Вятском ГУ Банка России
КБК: 999 1 16 90 01001 600 140, ОКТМО: 22701000
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня ею принятия и может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья |
О.Ю. Немова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.