Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению городской Думы
от 30 октября 2001 г. N 9/6
Правила
дифференцирования средней ставки земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории города Челябинска
1. Общие положения
1.1. Основным механизмом управления платным землепользованием в крупных городах служит комплексная социально-экономическая оценка их территории. Существующие методы оценки земельных участков базируются на дифференцированным зонировании урбанизированных территорий с определением набора факторов, характеризующих местоположение и качество этих участков.
1.2. Методической основной комплексной экономической оценки территории в настоящих Правилах является определение характеристик территориальных зон города по их функциональному использованию и относительной выгодности выделенных зон для размещения в них различных городских функций (жилье, торговля, отдыха, производство и т.п.). Окончательные значения интегральных рентных коэффициентов (рентных потенциалов территорий) и коэффициентов относительной градостроительной ценности определены с учетом территориальных, планировочных, инженерно-строительных и иных ограничений развития этих функций для каждой конкретной зоны города.
1.3. Настоящие Правила разработаны с использованием методических и научных исследований, проведенных специалистами и учеными ЛЭМИ и НИПИгенплана Санкт-Петербурга, РосНИЦ "Земля", ЦНИИП градостроительства и другими авторами на основе проектно-планировочный и градостроительной документации в соответствии с законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и Инструкцией МНС РФ от 21.02.00 N 56 "По применению закона Российской Федерации "О плате за землю".
2. Основные термины и понятия
Рентный коэффициент функции - интегральный рентный коэффициент (ИРК) - количественная оценка рентного эффекта единицы площади городской территории для данной функции в некоторой относительной шкале.
Рентный потенциал территории экономической зоны (РП) - количественная оценка максимально возможного рентного эффекта единицы площади территории оценочной зоны города для совокупности существующих или гипотетически совместимых городских функций в данной зоне, выраженная в некоторой относительной шкале.
Транспортная доступность - доступность цели поездки; определяется как величина обратная трудности сообщения.
Трудность сообщения - средневзвешенная затрата времени на достижение того или иного пункта, выраженная в единицах времени.
Тяготение - выраженная зависимость одного или нескольких объектов (организаций, предприятий, учреждений и т.п.) от общественного центра и других объектов.
Функция (в градостроительстве) - любой вид городской деятельности, отличающийся от других видов целью, средствами, продуктом деятельности, ее субъектами и объектами, ее требованиями к среде и другими признаками. Традиционно различают жилую, промышленную, торговую, рекреационную, транспортно-складскую функции города.
Функциональное зонирование территорий - распределение территории по ее назначениям и связанным с ним ограничениям по освоению застройкой, транспортной и инженерно-технической инфраструктурой, по ее использованию для различных видов хозяйственной деятельности, проживания и отдыха населения, охраны окружающей среды.
Функциональное использование территории - осуществление на ней определенных видов деятельности (проживание, хозяйственная деятельность, отдых, охрана окружающей среды и др.).
3. Зонирование городской территории
3.1. Зонирование городской территории выполняется на основе проектно-планировочной документации, исходя из относительной однородности внутри каждой зоны архитектурно-планировочных особенностей застройки и инженерно-технического оснащения и обустройства, условий доступности до центра города, а также к основным общегородским центрам притяжения, уровня развития сетей культурно-бытового и коммунального обслуживания и других условий. При этом учитывается естественные и искусственные рубежи, границы участков объектов производственного назначения, основное функциональное использование территории зоны.
3.2. Вся территория города в пределах городской черты разбивается на зоны. В качестве центров зон принимаются: центр ядра расселения, главная проходная основного промышленного объекта, основная остановка массового пассажирского транспорта или дорожно-транспортный узел, тяготеющий к геометрическому центру рекреационной зоны.
3.3. Каждой зоне присвоен свой порядковый номер, шифр и наименование в соответствии с традиционным названием основного ядра расселения, объекта трудового или общественного тяготения или объекта рекреации.
Описание границ территориально-экономических зон приведено в приложение 2 к решению Челябинской городской Думы от ______N__.
4. Определение рентных факторов и функционального использования территориально-экономических зон города и схема расчета экономических оценок функционально-пространственной организации города
4.1. Полученные по результатам зонирования территориальные образования оцениваются по факторам, влияющим на их градостроительную ценность.
4.2. Для города Челябинска рассматриваются следующие основные городские функции:
4.2.1 жилая функция;
4.2.2 торговля;
4.2.3 культура и развлечения;
4.2.4 институциональная деятельность (администрация, управление, банки. институты и т.п.);
4.2.5 рекреационная функция (отдых);
4.2.6 коммунально-складская;
4.2.7 внешнего транспорта;
4.2.8 производственная, в том числе:
а) территориальноемкая;
б) нетерриториальноемкая;
в) сельскохозяйственная (коллективные сады, сельхозугодия и т.п.).
4.3. Рентные факторы учитывают указанные городские функции.
4.4. Исходная информация сводится в три массива данных. Во-первых, это данные, характеризующие расположение зоны в городе:
4.4.1 доступность до центра города и доступность до центра планировочного района;
4.4.2 связанность с другими зонами.
Эти факторы имеют метрическую размерность.
4.5. Вторым массивом выступают данные, относящиеся к средовым характеристикам зоны:
4.5.1 экологические факторы (шум, загрязнение воздуха и почвы);
4.5.2 развитость инженерно-транспортной инфраструктуры (инженерные сети, улично-дорожная сеть и транспорт, внешние связи);
4.5.3 социальная инфраструктура (развитость системы соцкультбыта, "потребительский потенциал" территории);
4.5.4 санитарно-гигиенические факторы (микроклиматические условия, ландшафтно-рекреационная ценность);
4.5.5 архитектурно-историческая ценность территории.
Этот массив данных формируется на основе расчетных показателей или ранговых характеристик (в балльной шкале), получаемых по результатам расчетов или экспертных оценок.
4.6. Третий массив данных характеризует ограничения в территориальном использовании зоны при организации на ней какой-либо деятельности (городской функции).
4.7. На первом этапе расчета производится ранжирование зон для каждой функции по значениям взвешенных сумм нормированных социально-градостроительных показателей. Для этого вычисляются нормированные значения показателей Rig по каждому фактору g для каждой i-ой зоны. Затем с учетом веса Wag фактора g для функции а, определяются рентные коэффициенты РКia для каждой i-ой зоны: РКiа = Wfg * Rig, и рассчитывается интегральный рентный коэффициент для функции a в каждой i-ой зоне:
G
---
\
ИРКia = > Wag * Гig , (1)
/
---
g=1
где G - число факторов, учитываемых для данной функции.
4.8. В данном случае интегральные рентные коэффициенты характеризуют относительную выгодность тех или иных зон для размещения в них различных видов деятельности - городских функций - жилья, производства, отдыха по величине потенциальной прибыли, зависящей только от качества места расположения деятельности.
4.9. Основные городские функции являются территориальноемкими, то есть их обеспечение и развитие требует значительных затрат территории. Поэтому для выбора предпочтительной функции или набора совместимых функций, имеющих максимальную потенциальную прибыль для всей территории зоны ("рентный потенциал территории - РП"), необходимо учитывать планировочные, территориальные и другие ограничения на организацию деятельности каждой функции:
РПia = max(/\ia * ИРКia), (2)
--
а где /\iа - доля территории i-oй зоны, на которой возможна деятельность
-- функции а.
4.10. Для определения предпочтительных функций, имеющих наибольшую потенциальную прибыль для всей территории зоны (рентный потенциал территории) по данным проектно-планировочной документации учитываются территориальные, санитарные, инженерно-строительные и другие ограничения на организацию деятельности каждой функции в зоне. Значения этих ограничений (в % от площади зоны) как доля территории каждой зоны, на которой рассматриваемая функция уже существует или может получить развитие. Произведение этих показателей на величину интегрального рентного коэффициента для данной функции в каждой зоне и определяет значение рентных потенциалов.
5. Количественная оценка рентных факторов
В расчетах используются конкретные значения рентных факторов по территориально-экономическим зонам города Челябинска, полученные по данным материалов проектно-планировочной документации, а также методом экспертных оценок этих показателей.
6. Определение коэффициентов относительной градостроительной ценности территориально-экономических зон
6.1. В соответствии со схемой расчета экономических оценок функционально-пространственной организации городской территории количественные показатели исследуемых рентных факторов нормализуются, то есть приводятся к единому измерению. Нормализованные оценочные показатели изменяются в числовом интервале от 0 до 1.
6.2. Затем с учетом веса фактора для каждой из существующих (или возможных) в территориально-экономической зоне функции рассчитываются рентные коэффициенты и определяются величины интегральных рентных коэффициентов. Эти значения показывают рейтинг (в баллах) каждой зоны по рассматриваемой функции или рейтинг функции для данной зоны.
6.3. Коэффициенты относительной градостроительной ценности территориально-экономических зон города рассчитываются по отношению к замыкающей зоне, имеющей наименьший рентный потенциал.
7. Методика и алгоритм расчета дифференцированных ставок налога за землю
7.1. Методика расчета дифференцированных ставок земельного налога базируется на принципе соблюдения баланса (равенства) общей суммы налогообложения при ее дифференциации по территориально-экономическим зонам города, общей сумме земельного налогообложения по средней ставке.
7.2. Размер общей суммы земельного налога по средней ставке (ЗНср) сост
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.