Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
собрания Челябинской области
от 27 апреля 2000 г. N 849
Областная целевая программа восстановления оросительных систем и гидротехнических сооружений на 2001-2005 годы
Челябинск 2000 год
Паспорт
Областной целевой программы восстановления оросительных систем и
гидротехнических сооружений на 2001-2005 годы
Наименование программы Областная целевая программа восстановления
оросительных систем и гидротехнических
сооружений на 2001-2005 годы
Основание для разработки Федеральный закон Российской Федерации
Программы "О мелиорации земель"
Дата принятия решения о Распоряжение Правительства Челябинской
разработке Программы области от 30.01.98г. N 16-рп
Заказчик Программы Администрация Челябинской области
Разработчики Программы Комитет по мелиорации земель и
сельскохозяйственному водоснабжению
Челябинской области "Челябводмелиорация"
Координаторы Программы Главное управление сельского хозяйства и
продовольствия администрации области
Цель программы Восстановление оросительных систем и
гидротехнических сооружений с целью
получения гарантированных урожаев
сельскохозяйственной продукции
Сроки реализации Программы 2001 - 2005 годы
Исполнители основных Администрация Челябинской области,
мероприятий Программы Главное управление сельского хозяйства и
продовольствия администрации области,
комитет "Челябводмелиорация", районные
управления сельского хозяйства и
продовольствия, органы местного
самоуправления, сельскохозяйственные
товаропроизводители
Источники финансирования Средства федерального, областного
Программы бюджетов, собственные и заемные
средства сельскохозяйственных организаций
Ожидаемые результаты Повышение урожайности на 20 процентов
Реализации Программы зерновых культур, до 70 процентов кормовых
культур, на 200 процентов овощных культур
Контроль за исполнением Главное управление сельского хозяйства и
Программы продовольствия администрации области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Челябинская область характеризуется развитой промышленностью, высокой концентрацией городского населения и развитым потенциалом сельскохозяйственного производства.
В тоже время сельское хозяйство ограничено природными ресурсами для освоения новых земель. Сельскохозяйственные угодья имеют относительно низкое природное плодородие почв. Земли южных районов области находятся в неблагоприятных природно-климатических условиях и подвержены засухе.
За период 1975-1990 годы в Челябинской области, за счет федерального бюджета, было введено в эксплуатацию свыше 100 тыс. га орошаемых земель. Занимая 2 процента объема общей площади сельскохозяйственных угодий, орошаемые земли давали до 17 процентов объема всей валовой продукции растениеводства или до 40 процентов всех заготовленных кормов и 70-80 процентов годового сбора овощей.
Начиная с 1991 года, резко снизилось финансирование строительства и реконструкции оросительных систем за счет средств федерального бюджета, из областного бюджета финансирование мелиорации земель не осуществлялось. Отсутствие средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей свело до минимума работы по ремонту существующих мелиоративных систем и целенаправленному использованию и эксплуатации мелиоративной техники.
Издержки бюджетного финансирования на проведение мелиоративных мероприятий резко сократили объемы мелиоративных работ и, как следствие этого, - числа работающих и рабочих мест.
По данным мелиоративного кадастра, 49 тыс. га орошаемых и осушенных земель требуют проведения капитальных работ по восстановлению мелиоративной сети и гидротехнических сооружений. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители ведут ежегодное списание орошаемых систем без соответствующего юридического оформления.
По итогам последних лет, из общей площади 99,2 тыс. га орошаемых земель проводится полив сельскохозяйственных культур на 15-20 тыс, га.
В тоже время засушливый 1998 год показал, что ощутимую прибавку к урожаю дают только орошаемые земли. Урожайность с поливного гектара составила 35 центнеров кормовых культур и 300 центнеров овощных культур. В отдельных хозяйствах области урожайность овощных культур составила до 600 центнеров с гектара.
В 1998 году поливалось всего лишь 19 процентов от всей площади орошаемых земель, в результате чего недополучено сельскохозяйственной продукции на сумму 40 млн. рублей. Анализ состояния и использования орошаемых земель приведен в приложении 1.
Стабильное и гарантированное производство овощей, молока и мяса возможно осуществить только при применении высоких технологий, основой которых, в первую очередь, является мелиорация земель.
Гидромелиорация относится к одному из типов мелиорации земель. Содержание и эксплуатация орошаемого земледелия требует постоянных, своевременных и значительных затрат.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации
Основная цель Программы состоит в восстановлении оросительных систем и гидротехнических сооружений и техническом перевооружении.
Первоочередными задачами являются: качественное улучшение существующего мелиоративного фонда, проведение комплексной реконструкции оросительных систем, восстановление и строительство коллекторно-дренажной сети, замена вышедших из строя трубопроводов, насосно-силового оборудования и выполнение ряда других работ.
На этой основе должна быть решена задача по гарантированному обеспечению населения Челябинской области продуктами питания, в основном за счет внутриобластного производства.
Срок реализации Программы определен 2001-2005 годами.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий основывается на совершенствовании нормативно-правовой базы, на финансовом, организационном, информационном и производственно-техническом обеспечении.
Определяющими условиями успешного восстановления гидромелиорации в Челябинской области являются:
гарантированное финансовое обеспечение;
инвентаризация и паспортизация объектов мелиорированных земель;
предотвращение негативного воздействия при проведении восстановительных работ и эксплуатации мелиорированных земель;
внедрение и использование новейших технологий и материально-технической базы;
создание мелиоративной службы в хозяйствах, эксплуатирующих мелиоративные системы, и в районных управлениях сельского хозяйства и продовольствия;
государственный контроль за использованием и охраной мелиорированных земель, а также за соблюдением технологии эксплуатации мелиоративных систем;
создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра и мониторинга мелиорированных систем;
установление порядка перевода орошаемых и осушенных земель в немелиорированные;
подготовка квалифицированных рабочих кадров;
восстановление учебно-производственных центров по повышению квалификации рабочих кадров.
Расчет по численности рабочих мест и работающих на эксплуатации и содержании мелиоративных систем приведен в приложении 8.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы определено в соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель".
Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), относящихся к федеральной собственности осуществляется за счет средств федерального бюджета, направленных на развитие сельского хозяйства.
Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), отнесенных к областной собственности и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляется за счет:
областного бюджета в пределах средств, предусмотренных по разделу "Сельское хозяйство";
собственных и заемных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе договоров.
Общая потребность в финансовых ресурсах на выполнение мероприятий Программы определена в ценах 1999 года и составила 145,0 млн. руб., в том числе:
федеральный бюджет - 48,8 млн. руб.;
областной бюджет - 36,1 млн. руб.;
средства сельскохозяйственных товаропроизводителей - 60,1 млн. руб.
Потребность в финансовых ресурсах на выполнение мероприятий Программы приведена в приложениях 2, 3, 4, 5.
5. Механизм реализации Программы
На основании проведенной инвентаризации и паспортизации объектов мелиорированных земель определены объемы затрат по указанным нормативам на восстановление оросительных систем и гидротехнических сооружений.
В целях реализации мероприятий Программы предусматривается:
осуществление восстановительных работ на внутрихозяйственных мелиоративных системах, задействованных на поливе сельскохозяйственных культур и требующих восстановления, замены или реконструкции отдельных элементов;
осуществление восстановительных работ на внутрихозяйственных мелиоративных системах в сельскохозяйственных организациях, участвующих в долевом финансировании этих работ;
устройство коллекторно-дренажной сети;
проведение восстановительных работ на мелиоративных системах должно сопровождаться агромелиоративными мероприятиями, определенными программой "Плодородие" Челябинской области (внесение необходимых минеральных и органических удобрений, проведение известкования, гипсования и щелевания, посев более перспективных сельскохозяйственных культур и соблюдение севооборотов) с учетом экологических требований;
создание производственно-технической базы организаций, обеспечивающих проведение комплекса работ по восстановлению мелиоративной сети;
организация заказов по поливной технике, насосно-силовому и другому оборудованию мелиоративной сети и их поставка.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Исполнителями основных мероприятий Программы являются: администрация Челябинской области, Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области, комитет "Челябводмелиорация", районные управления сельского хозяйства и продовольствия, органы местного самоуправления, сельскохозяйственные товаропроизводители.
В соответствии с объемами финансирования планируется проведение комплекса восстановительных работ на государственных межхозяйственных оросительных системах (Краснопольская КМОС, Дубровская МОС, Искра МОС), в хозяйствах Агаповского, Аргаяшского, Еткульского, Красноармейского, Сосновского районов, специализирующихся на выращивании овощной продукции, а также в хозяйствах южных районов, наиболее подверженных засухе.
Координирование и контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических результатов реализации Программы
В расчетах экономической эффективности капитальных вложений на орошение и сельскохозяйственное освоение, валовая продукция растениеводства и чистый доход исчислялись:
при богарном варианте производства сельскохозяйственной продукции - на основе фактической урожайности сельскохозяйственных культур за последние три года, при орошении земель - по проектной урожайности сельскохозяйственных культур.
Производственные издержки при современном использовании участка установлены по фактически сложившейся себестоимости продукции. Проектные производственные издержки затрат определены расчетным путем. Прирост чистого дохода сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях составляет: по овощным культурам - 3095 руб/га, по кормовым культурам - 1807 руб/га.
Экономическая эффективность капитальных вложений на реализацию мероприятий Программы за счет прироста сельскохозяйственной продукции 1 га орошаемых земель обеспечит окупаемость в течение двух лет.
Расчет экономической эффективности мероприятий восстановления оросительных систем и гидротехнических сооружений приведен в приложениях 6 и 7.
В результате реализации Программы населению области будет обеспечена гарантия снабжения продуктами питания за счет внутриобластного сельскохозяйственного производства. Это позволит ограничить ввоз продуктов питания из других регионов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 27 апреля 2000 г. N 849 "Об Областной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.