Постановление Законодательного собрания Челябинской области
от 25 апреля 2002 г. N 509
"О проекте закона Челябинской области "О порядке отзыва депутата
представительного органа местного самоуправления"
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 27 октября 2005 г. N 1898 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
Законодательное собрание Челябинской области постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Челябинской области "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления".
2. Направить проект закона субъектам права законодательной инициативы. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению до 25 мая 2002 года.
3. Комитету Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение законодательного собрания Челябинской области во втором чтении.
Председатель Законодательного собрания |
В.Ф.Давыдов |
Проект
вносится депутатом
Законодательного собрания
Д.Ф.Вяткиным
Российская Федерация
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 13 июня 2002г. N 555 принят Закон Челябинской области "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления"
Закон Челябинской области
"О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления"
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Челябинской области, Законами области "О местном самоуправлении в Челябинской области" и "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Челябинской области" определяет порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, гарантирующий право избирателей на участие в осуществлении местного самоуправления, осуществление права контроля за депутатской деятельностью, повышение ответственности депутата перед избирателями за выполнение обязанностей депутата, закрепленных законодательством.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Право отзыва депутата представительного органа местного самоуправления
1. В соответствии с уставом муниципального образования депутат представительного органа местного самоуправления (далее - депутат) может быть отозван избирателями округа путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.
2. Право отзыва депутата не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата, создания препятствий его законной деятельности.
3. Депутат не может быть отозван по политическим и идеологическим мотивам, по результатам его голосования в представительном органе местного самоуправления.
4. Право отзыва депутата используется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства обеспечения деятельности депутата, соответствующей закону.
5. Право отзыва не может быть использовано в течение первых двенадцати месяцев со дня избрания депутата и в течение девяти месяцев перед истечением срока, на который он избран.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон применяется в связи с возбуждением вопроса об отзыве депутата, избранного в представительный орган местного самоуправления по одномандатному избирательному округу.
2. В случае избрания депутатов по многомандатному избирательному округу отзыв отдельных депутатов производится с участием избирателей всего округа по правилам и процедурам, установленным настоящим Законом.
Статья 3. Термины, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие термины:
отзыв депутата - досрочное прекращение полномочий депутата на основе специально назначенного голосования избирателей соответствующего избирательного округа, проводимого в соответствии с настоящим Законом и с соблюдением требований федеральных законов и законов Челябинской области;
основания отзыва - определенные настоящим Законом условия, при наличии которых возможно возбуждение вопроса об отзыве депутата;
возбуждение вопроса об отзыве депутата - проявление инициативы гражданами, избирательными объединениями с целью последующего проведения голосования избирателей по отзыву депутата.
2. В настоящем Законе используются другие термины в их значениях определенных статьей 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 4. Принципы проведения голосования по отзыву
1. Голосование по отзыву депутатов представительного органа местного самоуправления проводится с соблюдением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, настоящего Закона.
2. Участие гражданина Российской Федерации в голосовании по отзыву депутата является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в голосовании по отзыву, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Деятельность комиссий по проведению голосования по отзыву депутата при подготовке и проведении голосования, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов голосования по отзыву осуществляется открыто и гласно.
4. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 5 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность способствующую либо препятствующую отзыву депутата, выдвижению инициативы по проведению голосования по отзыву депутата.
Статья 5. Право граждан на участие в голосовании по отзыву депутата
1. Гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего избирательного округа, имеет право участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, предусмотренных федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования, и проводимых законными методами.
2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации участвуют в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, на равных основаниях.
5. Гражданин Российской Федерации голосует соответственно за отзыв депутата или против отзыва депутата непосредственно.
6. Голосование по отзыву депутата является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
7. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего избирательного округа и обладающие правом избирать и быть избранными депутатами представительного органа местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами, законами Челябинской области имеют право участвовать в голосовании по отзыву депутата, а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата, на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Глава II. Основание отзыва
Статья 6. Основание отзыва депутата
1. Основанием для отзыва депутата является невыполнение им депутатских обязанностей.
2. Отзыв депутата по иным основаниям, кроме указанного в настоящем Законе, не допускается.
Статья 7. Невыполнение депутатских обязанностей
1. Под невыполнением депутатских обязанностей, как основанием отзыва депутата, понимается систематическое, без уважительных причин уклонение депутата от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления, работе его комиссий (комитетов) и иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от отчетов перед избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений.
2. Факты систематического, без уважительных причин уклонения депутата от осуществления своих обязанностей при работе в представительном органе местного самоуправления и его органах по запросу инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока), возбуждающих вопрос об отзыве депутата должны быть подтверждены (не подтверждены) решением представительного органа местного самоуправления.
Уклонение от отчетов перед избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений подтверждаются инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) путем представления конкретных проверенных фактов.
2. Не могут служить основанием для отзыва депутата факты невыполнения депутатами своих обязанностей если они вызваны объективными, не зависящими от депутата причинами.
Глава III. Порядок возбуждения вопроса об отзыве депутата
Статья 8. Субъекты права на возбуждение вопроса об отзыве депутата
1. Правом на возбуждение вопроса об отзыве депутата обладают граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного округа, в котором избран депутат, обладающие активным избирательным правом, а также избирательное объединение (избирательный блок) - выдвинувшие его в качества кандидата в депутаты.
2. Граждане Российской Федерации реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве депутата коллективно.
Статья 9. Реализация гражданами права на возбуждение вопроса об отзыве депутата
1. Граждане - инициаторы отзыва депутата подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в территориальную избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии по проведению голосования по отзыву депутата (далее - комиссия муниципального образования).
2. Заявление подается от инициативной группы, образованной в количестве, определяемом уставом муниципального образования, но не менее 30 человек, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства с соблюдением требований указанных в статьях 1 и 8 настоящего закона. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них.
3. В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве (с учетом статей 6, 7 настоящего Закона); сведения об уполномоченном представителе инициативной группы, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
4. К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований для возбуждения вопроса об отзыве.
Статья 10. Реализация избирательным объединением (избирательным блоком) права на возбуждение вопроса об отзыве депутата
1. Избирательное объединение (избирательный блок) - инициатор отзыв депутата подает заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в комиссию муниципального образования. Заявление подписывается руководителем избирательного объединения либо уполномоченными представителями каждого из избирательных объединений, входящих в избирательный блок. К заявлению прилагается решение общего собрания или руководящего органа соответствующего избирательного объединения либо решение собрания (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву.
2. Решение должно содержать: сформулированное предложение об отзыве депутата; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве (с учетом статей 6, 7 настоящего Закона); данные о числе членов избирательного объединения (представителей избирательных объединений), принимавших участие в принятии решения, и о результатах голосования; сведения об уполномоченном представителе (уполномоченных представителях) избирательного объединения (избирательного блока), указанные в пункте 2 статьи 9 настоящего закона.
3. К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований для возбуждения вопроса об отзыве.
Статья 11. Рассмотрение заявления инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) комиссией муниципального образования
1. В течение 14 дней со дня получения заявления инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) комиссия муниципального образования должна проверить заявление и приложенные к нему документы на соответствие их требованиям статей 9 и 10 настоящего Закона.
2. В случае, если заявление и приложенные к нему документы соответствуют требованиям настоящего закона комиссия муниципального образования незамедлительно информирует о них депутата и по его требованию представляет ему копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Ознакомившись с ними, депутат вправе представить в комиссию муниципального образования в письменном виде аргументы в свою защиту.
3. Комиссия муниципального образования информирует представительный орган местного самоуправления о полученном заявлении, решении. Представительный орган местного самоуправления в течение не более чем 30 дней с момента получения сообщения комиссии муниципального образования вправе определить свою позицию по вопросу о возбуждении отзыва и изложить ее в решении, которое доводится до сведения комиссии муниципального образования и депутата.
4. Комиссия муниципального образования в течение 10 дней после принятия решения представительным органом местного самоуправления рассматривает поступившее заявление с приглашением уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока), а также депутата, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве. Установив соответствие заявления инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) и приложенных к нему документов требованиям настоящего закона, устава муниципального образования, комиссия муниципального образования принимает решение о регистрации инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) и разрешении организовать сбор подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата и выдает инициативной группе, избирательному объединению (избирательному блоку) регистрационное свидетельство на срок необходимый для подготовки и проведения голосования по отзыву депутата, включая время необходимое для сбора подписей, подведения итогов голосования и их опубликования. При обращении в комиссию муниципального образования нескольких инициативных групп и избирательного объединения (избирательного блока) в связи с возбуждением вопроса об отзыве одного и того же депутата может быть зарегистрировано и получить регистрационное свидетельство одна (одно) из них, которая (которое) обратилась (обратилось) в комиссию муниципального образования первой (первым).
5. В случае отказа в регистрации инициативной группе, избирательному объединению (избирательному блоку) комиссия муниципального образования выдает мотивированное решение.
Основанием для отказа может быть только нарушение инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) законодательства Российской Федерации и Челябинской области, настоящего закона, устава муниципального образования.
6. О принятых решениях комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня принятия решения информирует депутата и представительный орган местного самоуправления.
7. Решения комиссии муниципального образования могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
8. В случае, если в период возбуждения вопроса об отзыве депутата комиссия муниципального образования отсутствует, ее функции временно исполняет представительный орган местного самоуправления, который в течение 10 дней после регистрации инициативной группы избирателей, избирательного объединения (избирательного блока) образует комиссию муниципального образования по проведению голосования об отзыве депутата в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для образования избирательной комиссии муниципального образования.
Статья 12. Сбор подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата
1. Сбор подписей граждан в поддержку проведения голосования по отзыву депутата организует инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок), возбудившие вопрос об отзыве депутата. Все расходы, связанные со сбором подписей, осуществляются за счет средств создаваемого инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) фонда для финансирования кампании по отзыву депутата в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона.
2. Инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок) самостоятельно назначают лиц, собирающих подписи граждан в поддержку проведения голосования по отзыву депутата.
3. Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором избран депутат. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение граждан за внесение подписи не допускается. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих правил может быть основанием для того, чтобы комиссия муниципального образования либо суд признали собранные подписи недействительными и (или) для отмены решения о назначении голосования по отзыву депутата.
4. Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок) могут заключить с лицом, собирающим подписи граждан, договор о сборе подписей. Эта работа оплачивается за счет средств фонда инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) для финансирования кампании по отзыву депутата.
5. Образец подписного листа в поддержку проведения голосования по отзыву депутата утверждается комиссией муниципального образования.
6. Граждане участвуют в сборе подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата лично. Гражданин, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
Данные о гражданах, ставящих свою подпись в поддержку проведения голосования по отзыву, в отдельных случаях могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи.
7. Каждый подписной лист подписывается лицом, собиравшим подписи, а также уполномоченным представителем инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока), с указанием их фамилии, имени, отчества, года и даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты внесения подписи.
Статья 13. Сроки сбора подписей
1. Сбор подписей начинается со дня, следующего за днем получения инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) регистрационного свидетельства в комиссии муниципального образования.
2. Сбор подписей заканчивается по истечении 30 дней со дня начала сбора подписей. В уставе муниципального образования может быть предусмотрен иной срок сбора подписей, но не менее 20 и не более 40 дней. Срок сбора подписей указывается в регистрационном свидетельстве.
Глава IV. Назначение голосования по отзыву депутата
Статья 14. Количество подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата
В поддержку проведения голосования по отзыву депутата собираются подписи избирателей в количестве, определяемом уставом муниципального образования, но не менее 5 процентов и не более 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа на день проведения выборов данного депутата. В многомандатном избирательном округе установленное количество подписей делится на число мандатов в округе. Минимальное количество подписей не должно быть менее 30.
Статья 15. Представление подписных листов в комиссию муниципального образования
1. В день, следующий за днем окончания сбора подписей, инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок) представляют в комиссию муниципального образования итоговый протокол, в котором указываются даты начала и окончания сбора подписей, количество собранных подписей, дата составления протокола. Протокол подписывает уполномоченный представитель инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока). К протоколу прилагаются пронумерованные и сброшюрованные подписные листы, каждый из которых должен быть оформлен в соответствии с требованиями статьи 12 настоящего Закона.
Общее число подписей в представленных подписных листах не должно превышать установленное число подписей более чем на 15 процентов.
2. Комиссия муниципального образования в течение 5 дней осуществляет проверку представленных документов. По решению комиссии муниципального образования проводится проверка достоверности всех подписей, имеющихся в подписных листах. При количестве подписей более 1000 может проводиться выборочная проверка подписных листов, но не менее 20 процентов от установленного в соответствии со статьей 14 настоящего Закона количества подписей, необходимых для назначения голосования по отзыву депутата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей более 15 процентов от количества проверенных подписей или недостаточного количества собранных достоверных подписей для решения вопроса о назначении голосования по отзыву комиссия муниципального образования отказывает в назначении голосования по отзыву депутата.
3. Недостоверность подписей определяется в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления".
Недостоверными признаются также подписи: а) лиц, не обладающих правом участия в голосовании по отзыву депутата; б) собранные до получения регистрационного свидетельства инициативной группой или избирательным объединением (избирательным блоком) и после окончания установленного срока сбора подписей.
4. При проверке достоверности подписей в подписных листах вправе присутствовать депутат, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, уполномоченный представитель инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока).
5. По результатам проверки достоверности подписей комиссия муниципального образования составляет протокол.
Если будет установлено, что собрано достаточное число подписей и они достоверны, комиссия муниципального образования направляет протокол вместе с подписными листами в представительный орган местного самоуправления.
Статья 16. Назначение голосования по отзыву депутата
1. Если вопрос об отзыве депутата возбужден в соответствии с требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления в течение не более чем 45 дней рассматривает представленные документы на ближайшем заседании, принимает решение о назначении голосования по отзыву депутата по соответствующему избирательному округу и определяет дату голосования.
2. В случае, если представительный орган местного самоуправления в установленный срок не примет решение о назначении голосования по отзыву депутата, комиссия муниципального образования самостоятельно принимает решение о проведении голосования по отзыву депутата.
3. Голосование по отзыву депутата проводится не ранее 45 дней и не позднее 60 дней начиная со дня, следующего за днем принятия решения о назначении голосования по отзыву депутата.
Голосование по отзыву депутата может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.
4. Решение о назначении голосования по отзыву депутата или об отказе в назначении голосования в трехдневный срок после его принятия доводится до сведения инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока), депутата, избирательной комиссии Челябинской области. Решение в течение 7 дней со дня его принятия доводится также до сведения избирателей соответствующего избирательного округа через средства массовой информации или иным способом.
5. Орган, уполномоченный принять решение о назначении даты голосования по отзыву вправе приостановить рассмотрение вопроса о назначении даты голосования по отзыву, если обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, являются предметом судебного разбирательства. К рассмотрению этого вопроса соответствующий уполномоченный орган возвращается после вступления решения или приговора суда в силу.
6. В случае принятия решения об отказе в назначении голосования по отзыву депутата инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок), выступившие с инициативой возбуждения вопроса об отзыве не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с данной инициативой.
Члены другой инициативной группы могут выступить с инициативой возбуждения вопроса об отзыве депутата не ранее чем через год после принятия решения об отказе в проведении голосования по отзыву, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.
7. В случае, если депутат подал заявление о досрочном прекращении своих полномочий и принято решение представительного органа местного самоуправления о его удовлетворении, со дня принятия данного решения кампания по отзыву депутата по решению комиссии муниципального образования прекращается на любой стадии до дня голосования.
Представительный орган местного самоуправления обязан принять решение по заявлению депутата в течение трех дней после его получения и не позднее чем за сутки до дня голосования и незамедлительно проинформировать о своем решении комиссию муниципального образования.
8. В случае, если инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок) аннулируют свое обращение в комиссию муниципального образования об отзыве депутата, кампания по отзыву депутата прекращается по решению комиссии муниципального образования на любой стадии до дня голосования.
Письменное заявление об аннулировании обращения об отзыве депутата, составленное и подписанное с учетом требований статей 9 и 10 настоящего Закона, должно быть подано инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) в комиссию муниципального образования не позднее чем за сутки до дня голосования.
Комиссия муниципального образования может отнести за счет инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока) соответствующую часть расходов, понесенных этой комиссией, а также иными комиссиями по проведению голосования по отзыву депутата.
Глава V. Участки по проведению голосования по отзыву депутата. Списки участников голосования по отзыву депутата. Комиссии по проведению голосования по отзыву депутата
Статья 17. Участки по проведению голосованию по отзыву депутата
1. Для проведения голосования по отзыву депутата и подсчета голосов участников голосования не позднее чем за 30 дней до дня голосования по отзыву депутата образуются участки по проведению голосования по отзыву депутата (далее - участки голосования).
2. Участки голосования образуются в порядке, предусмотренном федеральным законом и законом Челябинской области для образования избирательных участков при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
Статья 18. Списки участников голосования по отзыву депутата
1. В целях реализации прав граждан - участников голосования по отзыву депутата (далее - участников голосования), их ознакомления с данными о себе, а также в целях проведения участковыми комиссиями голосования по отзыву депутата не позднее чем за 25 дней до дня голосования составляются и представляются не позднее чем за 15 дней до дня голосования для ознакомления участников голосования и дополнительного уточнения списки участников голосования.
2. Составление списков участников голосования, внесение уточнений в списки и рассмотрение заявлений граждан о невключении в список либо об ошибке или неточности в списке осуществляются в порядке, предусмотренном федеральным законом и законом Челябинской области для списков избирателей при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
Статья 19. Система и статус комиссии по проведению голосования по отзыву депутата
1. Подготовку и проведение голосования по отзыву депутата организуют:
территориальная избирательная комиссия муниципального образования, действующая после назначения голосования по отзыву депутата как комиссия муниципального образования по проведению голосования по отзыву депутата;
окружная избирательная комиссия данного избирательного округа, создаваемая в соответствии с законом Челябинской области на срок полномочий представительного органа местного самоуправления и действующая после назначения голосования по отзыву депутата в качестве окружной комиссии по проведению голосования по отзыву депутата (далее - окружная комиссия);
участковые комиссии по проведению голосования по отзыву депутата (далее - участковые комиссии).
2. В случае, отсутствия окружной избирательной комиссии, ее функции выполняет комиссия муниципального образования.
3. Участковые комиссии формируются не позднее трех дней после образования участков голосования. Участковые комиссии образуются в составе и порядке, определенных законодательством для участковых избирательных комиссий по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
4. Члены комиссий по проведению голосования по отзыву депутата с правом решающего голоса имеют статус, равный статусу членов соответствующих избирательных комиссий с правом решающего голоса, определенный законодательством для избирательных комиссий по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
5. Депутат, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок), возбудившие вопрос об отзыве депутата, могут назначить в состав комиссии муниципального образования, окружной и участковых комиссий по одному члену этих комиссий с правом совещательного голоса.
Члены комиссий с правом совещательного голоса могут быть назначены на период со дня, следующего за днем принятия решения представительного органа местного самоуправления о назначении голосования по отзыву депутата, и до дня официального опубликования результатов голосования.
Члены комиссий с правом совещательного голоса имеют статус, равный статусу членов соответствующих избирательных комиссий с правом совещательного голоса, определенный законодательством для избирательных комиссий по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
6. При подготовке и проведении голосования по отзыву депутата статус полномочия и порядок деятельности комиссий устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
Глава VI. Гарантии для участников кампании по отзыву депутата
Статья 20. Равенство участников кампании по отзыву депутата
Все участники кампании по отзыву депутата обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Статья 21. Гарантии для депутата
1. Депутат, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве вправе присутствовать и давать пояснения на собраниях (заседаниях) группы избирателей, инициативной группы, избирательного объединения, избирательного блока, комиссий по проведению голосования, представительного органа местного самоуправления, на которых обсуждается вопрос об отзыве депутата.
Организаторы указанных собраний (заседаний) обязаны не позднее чем за 3 дня до их проведения сообщить депутату о времени и месте их проведения.
2. Со дня, следующего за днем принятия комиссией муниципального образования решения о разрешении сбора подписей в поддержку назначения голосования по отзыву, депутат вправе давать разъяснения избирателям непосредственно или через средства массовой информации по поводу тех обстоятельств, которые стали основанием для возбуждения вопроса об отзыве.
3. Депутат осуществляющий свои полномочия на постоянной, профессиональной основе вправе взять неоплачиваемый отпуск в период со дня, следующего за днем принятия решения о назначении дня голосования по отзыву депутата, и до дня официального опубликования общих итогов голосования.
4. В случае, если депутат осуществляет свои полномочия без освобождения с места основной работы, службы, администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит депутат, могут по его заявлению, рапорту предоставить депутату неоплачиваемый отпуск в период со дня, следующего за днем принятия решения о назначении дня голосования по отзыву депутата, и до дня официального опубликования общих итогов голосования.
5. Депутат, в отношении которого возбуждается вопрос о проведении голосования по отзыву, со дня, следующего за днем принятия решения о назначении дня голосования по отзыву, может назначить до 5 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется комиссией муниципального образования незамедлительно на основании письменного заявления депутата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.
6. Доверенные лица получают от комиссии муниципального образования удостоверения и вправе осуществлять агитационную и иную законную деятельность, способствующую голосованию граждан против отзыва депутата, представлять интересы депутата в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, комиссиями по проведению голосования, их должностными лицами, а также с гражданами.
7. Доверенные лица должны обладать правом на участие в голосовании по отзыву депутата.
Доверенными лицами не могут быть лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, а также члены избирательных комиссий и комиссий по проведению голосования по отзыву. Государственные и муниципальные служащие, военнослужащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
8. В период со дня назначения доверенных лиц, и до дня официального опубликования общих итогов голосования администрация (работодатель) может предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Депутат вправе в любое время отозвать доверенных лиц, уведомив об этом комиссии муниципального образования, которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения.
Статья 22. Гарантии для инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока)
1. При наличии регистрационного свидетельства комиссии муниципального образования о регистрации инициативной группы члены группы получают от комиссии муниципального образования удостоверения членов инициативной группы. С этого момента они вправе осуществлять разъяснительную и иную законную деятельность, связанную со сбором подписей в поддержку назначения голосования по отзыву депутата, а также с агитацией за отзыв депутата в случае назначения голосования по отзыву.
Администрация (работодатель) может предоставлять членам инициативной группы по их просьбе, подтвержденной письменным обращением уполномоченного представителя инициативной группы, неоплачиваемый отпуск в период со дня, следующего за днем принятия решения о назначении голосования по отзыву депутата, и до дня официального опубликования общих итогов голосования.
2. Избирательное объединение (избирательный блок) вправе определить круг лиц, которым поручается от имени избирательного объединения (избирательного блока) разъяснительная и иная законная деятельность, связанная со сбором подписей в поддержку назначения голосования по отзыву депутата, а также с агитацией за отзыв депутата в случае назначения голосования по отзыву.
Администрация (работодатель) может предоставлять указанным лицам по их просьбе, подтвержденной письменным обращением уполномоченного представителя избирательного объединения (избирательного блока), неоплачиваемый отпуск в период со дня, следующего за днем принятия решения о назначении голосования по отзыву депутата, и до дня официального опубликования общих итогов голосования.
Глава VII. Агитация и финансирование в период кампании по отзыву депутата
Статья 23. Право на агитацию
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе вести агитацию за участие в голосовании по отзыву, за отзыв или против отзыва депутата в допускаемых законом формах и законными методами.
2. Депутат имеет право на свободную агитацию за сохранение его мандата и голосование граждан против отзыва в допускаемых законом формах и законными методами.
3. Инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок) имеют право свободной агитации за голосование граждан за отзыв депутата в допускаемых законом формах и законными методами.
4. Агитация при проведении кампании по отзыву депутата начинается со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении голосования по отзыву и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
5. В период кампании по отзыву депутата действуют все условия ведения агитации, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Челябинской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области".
Статья 24. Финансирование
1. Финансирование деятельности комиссии муниципального образования, окружной комиссии и участковых комиссий, связанной с возбуждением вопроса об отзыве и проведением голосования по отзыву депутата, осуществляется за счет средств местного бюджета.
2. Финансирование мероприятий, проводимых в агитационных целях инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) и депутатом, не может осуществляться за счет средств местного бюджета.
3. Инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок), возбудившие вопрос об отзыве, обязаны создавать собственные фонды для финансирования кампании по отзыву после их регистрации комиссией муниципального образования, а депутат - после назначения даты голосования по отзыву. Создание фондов, определение источников и предельных размеров их средств, порядок распоряжения средствами, контроль и отчетность в части использования средств фондов осуществляются в порядке, предусмотренном для избирательного фонда кандидата в депутаты Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области".
Глава VIII. Голосование по отзыву депутата
Статья 25. Помещение для голосования
1. Голосование по отзыву проводится в помещении, предоставляемом участковой комиссии.
2. Помещение предоставляется и оборудуется в соответствии с правилами, установленными для помещений для голосования на выборах Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области".
Статья 26. Бюллетень для голосования по отзыву депутата
1. Для участия в голосовании по отзыву депутата участник голосования получает бюллетень для голосования по отзыву депутата (далее - бюллетень для голосования).
2. Комиссия муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования определяет форму бюллетеня для голосования, общие требования и порядок изготовления бюллетеней для голосования, а также осуществляет общий контроль на всех стадиях изготовления бюллетеней для голосования и их передачи в соответствующие комиссии.
3. Текст бюллетеня для голосования по отзыву депутата утверждается окружной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
4. В верхней части бюллетеня для голосования помещается текст с указанием основания (оснований) отзыва депутата в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Закона.
Далее в бюллетене для голосования помещается отдельными горизонтальными строками следующий текст:
"За отзыв депутата __________________________________".
(фамилия, имя, отчество депутата)
"Против отзыва депутата _________________________________".
(фамилия, имя, отчество депутата)
Против каждой строки помещаются пустые квадраты.
Внизу бюллетеня помещается разъяснение для участников голосования следующего содержания: "Если вы голосуете за отзыв депутата, поставьте какой-либо знак в верхнем квадрате; если вы голосуете против отзыва депутата, поставьте какой-либо знак в нижнем квадрате. Если вы не поставите знака ни в одном из квадратов либо поставите знаки в обоих квадратах, ваш бюллетень будет признан недействительным".
5. Бюллетени для голосования изготовляются по распоряжению и под наблюдением комиссии муниципального образования не позднее чем за 15 дней до дня голосования и являются документами строгой отчетности. Число бюллетеней, изготовляемых для проведения голосования по отзыву, не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных участников голосования.
6. После выбраковки бюллетеней для голосования по отзыву типография передает их по акту членам комиссии муниципального образования. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов комиссии муниципального образования, доверенных лиц депутата, членов инициативной группы, уполномоченного представителя избирательного объединения (избирательного блока), возбудивших вопрос oб отзыве депутата, уничтожают отбракованные и лишние бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
7. Комиссия муниципального образования, получившая бюллетени для голосования из типографии, передает их по акту в окружную комиссию, которая передает бюллетени в таком же порядке непосредственно участковым комиссия.
Передача бюллетеней для голосования в окружную комиссию осуществляется не позднее чем за 11 дней, а в участковые комиссии - не позднее чем за 4 дня до дня голосования.
Число бюллетеней, передаваемых по акту каждой участковой комиссии, определяется окружной комиссией. При этом число бюллетеней для голосования, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать число участников голосования, включенных в списки по соответствующему участку для голосования на день передачи бюллетеней для голосования.
8. На лицевой стороне бюллетеня для голосования в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
9. При решении вопросов, связанных с содержанием и изготовлением бюллетеней для голосования по отзыву и не урегулированных настоящим Законом, применяются требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Челябинской области о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
Статья 27. Порядок голосования
1. Голосование по отзыву депутата проводится в календарный выходной день. Голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.
2. О времени и месте голосования участковые комиссии обязаны оповестить участников голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
3. Каждый участник голосования голосует лично, голосование за других участников голосования не допускается.
4. Бюллетени для голосования по отзыву депутата выдаются участникам голосования, включенным в списки участников голосования, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
5. Выдача открепительных удостоверений при проведении голосования по отзыву не проводится. Порядок досрочного голосования определяется статьей 29 настоящего Закона.
6. При получении бюллетеня для голосования по отзыву участник голосования проставляет в списке участников голосования серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия участника голосования либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Участник голосования проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
7. Голосование проводится путем нанесения участником голосования в бюллетене для голосования любого знака в квадрат, относящийся к выбору варианта решения.
8. Бюллетень для голосования по отзыву депутата заполняется участником голосования в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
9. Заполненные бюллетени для голосования опускаются участниками голосования в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
10. При решении других вопросов, связанных с порядком голосования и не урегулированных настоящим Законом, применяются требования Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и закона Челябинской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области".
Статья 28. Наблюдатели
1. Депутат, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, инициативная группа, избирательное объединение (избирательный блок), возбудившие вопрос об отзыве депутата, могут назначить наблюдателей в комиссию муниципального образования, окружную и участковые комиссии.
2. Наблюдатель уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью соответствующей комиссии в период проведения голосования и установления его итогов, включая действия по проверке правильности установления итогов и результатов голосования.
3. Наблюдатели действуют с соблюдением правил, установленных федеральным законодательством и законом Челябинской области для наблюдателей на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
Статья 29. Досрочное голосование и голосование вне помещения для голосования
1. Участнику голосования, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту жительства и не сможет прийти в участковую комиссию на участке голосования, на котором он включен в список участников голосования, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.
2. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам голосования, которые внесены в списки участников голосования на данном участке голосования и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования.
3. Досрочное голосование и голосование вне помещения участка для голосования проводятся по правилам досрочного голосования и голосования вне помещения при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области". При этом досрочное голосование обеспечивается в срок за 10-4 дня до дня голосования в помещении окружной комиссии, не ранее чем за 3 дня до дня голосования - в помещении участковой комиссии.
Статья 30. Протокол участковой комиссии об итогах голосования
1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке голосования.
2. Протокол участковой комиссии об итогах голосования составляется с включением данных и в порядке, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, для протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
В протокол об итогах голосования должна быть включена строка об основании (основаниях) отзыва депутата.
3. Комиссия муниципального образования при необходимости принимает решение об уточнении данных, включаемых в протокол об итогах голосования, и порядке его составления.
Статья 31. Подсчет голосов участников голосования на участке для голосования
1. Подсчет голосов участников голосования по отзыву депутата осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов участников голосования начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
3. При подсчете голосов участковой комиссией вправе присутствовать наблюдатели, а также члены окружной комиссии, члены вышестоящих избирательных комиссий, депутат или его доверенные лица, а также члены или уполномоченный представитель инициативной группы, уполномоченный представитель избирательного объединения (избирательного блока), возбудивших вопрос об отзыве депутата. При подсчете голосов также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
4. Полномочия наблюдателя, назначенного депутатом, инициативной группой, избирательным объединением (избирательным блоком) должны быть удостоверены в письменной форме депутатом, уполномоченным представителем инициативной группы, избирательным объединением (избирательным блоком), чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера участка, наименования комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Для присутствия на заседаниях комиссий иным лицам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, дополнительного разрешения не требуется.
5. Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования производится в порядке, предусмотренным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления для подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
6. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в окружную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов, законов Челябинской области, настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
7. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законодательством документацией, связанной с подготовкой и проведением голосования, в том числе бюллетени для голосования, а также печать участковой комиссии хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
8. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
9. Использование технических средств подсчета голосов допускается в порядке, предусмотренном Федеральном законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления для подсчета голосов при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
Статья 32. Обработка итогов голосования в окружной комиссии и в комиссии муниципального образования
1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковых комиссий окружная комиссия, после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории округа. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий, производят непосредственно члены окружной комиссии с правом решающего голоса. По итогам голосования окружная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на территории округа, о числе поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по позициям протоколов участковых комиссий в виде сводной таблицы об итогах голосования.
2. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов окружной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов, законов Челябинской области, настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения комиссии и составленные окружной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений окружной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
3. Окружная комиссия подсчитывает голоса и составляет протокол об итогах голосования в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Челябинской области о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления для подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования окружными избирательными комиссиями при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
4. Первый экземпляр протокола окружной комиссии после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, а также первым экземпляром акта о получении окружной комиссией от комиссии муниципального образования бюллетеней для голосования и вторыми экземплярами актов о передаче бюллетеней окружной комиссией участковым комиссиям в соответствии с пунктом 7 статьи 26 настоящего Закона, незамедлительно направляются в комиссию муниципального образования.
5. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списком членов данной комиссии с правом совещательного голоса, списками наблюдателей, членов вышестоящих избирательных комиссий, депутата или его доверенных лиц, члена или уполномоченного представителя инициативной группы, уполномоченного представителя избирательного объединения (избирательного блока), возбудивших вопрос об отзыве депутата, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством Челябинской области, хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
6. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной комиссии, составившей протокол, членам окружной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации, депутату и иным лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи.
7. В случае если после подписания протокола об итогах голосования и(или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в комиссию муниципального образования окружная комиссия выявит в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и(или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае окружная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в комиссию муниципального образования.
8. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и(или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновения сомнений в правильности составления протоколов и(или) сводных таблиц, поступивших из окружной комиссии, комиссия муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участковой комиссией, окружной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников голосования на соответствующем участке голосования по отзыву, в округе. Повторный подсчет проводится в присутствии члена (членов) комиссии муниципального образования с правом решающего голоса участковой комиссией, окружной комиссией или комиссией муниципального образования. Комиссия муниципального образования, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов участников голосования по отзыву, извещает об этом членов участковой комиссии, окружной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, депутата и иных лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников голосования по отзыву. По итогам повторного подсчета голосов участников голосования комиссия муниципального образования составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов".
Статья 33. Порядок определения результатов голосования по отзыву депутата
1. Голосование признается окружной комиссией несостоявшимся, если в нем приняло участие менее двух третей участников голосования, включенных в список участников голосования на время окончания голосования.
Если голосование признано окружной комиссией несостоявшимся, повторное голосование не проводится.
2. Окружная комиссия может признать итоги голосования по отдельным участкам голосования недействительными в случае, если нарушения, допущенные при голосовании, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление участников голосования. Итоги голосования по этим участкам исключаются из общего результата подсчета голосов.
3. Окружная комиссия признает итоги голосования в целом по избирательному округу недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников голосования;
б) в случае, если голосование признано недействительным на части участков голосования, списки участников голосования на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников голосования в соответствующем избирательном округе;
в) по решению суда.
4. Депутат считается отозванным, если за его отзыв подано более половины числа голосов участников голосования, внесенных в список участников голосования на момент окончания голосования, и при условии, что это число не меньше числа голосов избирателей, поданных за избрание депутата.
5. В случае признания голосования по отзыву депутата не состоявшимся или недействительным повторное возбуждение вопроса об отзыве депутата может быть осуществлено не ранее чем через 12 месяцев со дня признания голосования не состоявшимся или недействительным.
6. В случае, если по результатам голосования по отзыву депутат не был отозван, следующее возбуждение вопроса об отзыве возможно только по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования результатов голосования.
Статья 34. Установление к опубликование общих итогов и результатов голосования по отзыву депутата
1. Комиссия муниципального образования обрабатывает протокол окружной комиссии в соответствии со статьей 32 настоящего Закона, в случае необходимости проверяет соблюдение законности при проведении голосования по отзыву и достоверность фактических данных, устанавливает и оформляет своим протоколом общие итоги и результаты голосования по отзыву депутата.
2. Об итогах и результатах голосования комиссия муниципального образования в трехдневный срок извещает в письменной форме представительный орган местного самоуправления, депутата, уполномоченного представителя инициативной группы, избирательного объединения (избирательного блока), возбудивших вопрос об отзыве депутата.
3. Комиссия муниципального образования в семидневный срок со дня установления итогов и результатов голосования официально публикует в средствах массовой информации итоги и результаты голосования по отзыву с указанием оснований возбуждения вопроса об отзыве, даты проведения голосования, числа зарегистрированных граждан, имевших право на участие в голосовании, фактического числа участников голосования, количества голосов, поданных за и против отзыва, общие результаты голосования.
Статья 35. Прекращение полномочий депутата
Полномочия депутата прекращаются по решению представительного органа местного самоуправления, принятого на очередном заседании с момента официального опубликования результатов голосования по отзыву депутата, если комиссия муниципального образования установила, что необходимым числом голосов участников голосования депутат отозван.
Глава IX. Обжалование решений и действий, связанных с голосованием по отзыву депутата. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в мероприятиях и голосовании по отзыву депутата
Статья 36. Обжалование решений и действий (бездействия), связанных с голосованием по отзыву депутата
1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссии муниципального образования, окружной и участковых комиссий по проведению голосования по отзыву депутата и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в голосовании по отзыву депутата, в установленном порядке могут быть обжалованы в суд.
2. Решения и действия (бездействие) окружной и участковых комиссий по проведению голосования по отзыву депутата и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в голосовании по отзыву депутата, могут быть обжалованы соответственно в вышестоящую комиссию по проведению голосования по отзыву депутата, комиссию муниципального образования, а решения и действия (бездействие) комиссии муниципального образования - в избирательную комиссию Челябинской области, которые вправе принять решение по существу жалобы, обязательное для исполнения.
Статья 37. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в мероприятиях и голосовании по отзыву
Лица, препятствующие осуществлению прав граждан на участие в мероприятиях и голосовании по отзыву, несут ответственность, в соответствии с законодательством.
Глава X. Заключительные положения
Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу закон Челябинской области "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" от 18 сентября 1997 года N 22-ЗО (Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, 1997, N 9)
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25 апреля 2002 г. N 509 "О проекте закона Челябинской области "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 25 мая 2002 г.; Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 5, апрель 2002 г., с. 111
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 27 октября 2005 г. N 1898 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.