Постановление Законодательного собрания Челябинской области
от 30 мая 2002 г. N 531
"О проекте закона Челябинской области "О правовых актах органов
(должностных лиц) местного самоуправления в Челябинской области"
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 27 октября 2005 г. N 1898 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
Законодательное собрание Челябинской области постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Челябинской области "О правовых актах органов (должностных лиц) местного самоуправления в Челябинской области".
2. Направить проект закона субъектам права законодательной инициативы. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению до 25 июня 2002 года.
3. Комитету Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательного собрания Челябинской области во втором чтении.
Председатель Законодательного собрания |
В.Ф.Давыдов |
Внесен депутатом
Законодательного собрания
Вяткиным Д.Ф.
Проект
Российская Федерация
Закон Челябинской области
"О правовых актах органов (должностных лиц) местного самоуправления в Челябинской области"
Настоящий Закон определяет основные принципы правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области, устанавливает общий порядок подготовки, оформления, принятия (издания) и вступления в силу их правовых актов.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом или должностным лицом местного самоуправления в Челябинской области в пределах их компетенции или сходом граждан, обладающим полномочиями представительного органа местного самоуправления. Правовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные;
нормативный правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления - правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы;
ненормативный правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления - индивидуально применительный правовой акт, устанавливающий, изменяющий, отменяющий права и обязанности конкретных лиц, рассчитанный на однократное применение, не содержащий в себе правовых норм;
правила юридической техники - совокупность способов, приемов, применяемых при разработке, изложении, оформлении правовых актов органов (должностных) лиц местного самоуправления в Челябинской области;
постановление (решение) - нормативный правовой акт, принимаемый органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления по вопросам, отнесенным законодательством, уставом муниципального образования к ведению органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления;
распоряжение - ненормативный правовой акт руководителя органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, принимаемый (издаваемый) в пределах их компетенции и регулирующий права и обязанности конкретных юридических и физических лиц, либо вопросы внутреннего распорядка органа местного самоуправления.
Статья 2. Виды правовых актов органов (должностных лиц) местного самоуправления в Челябинской области
1. Наименование и виды правовых актов органов (должностных лиц) местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами области, настоящим Законом.
2. К нормативным правовым актам органов (должностных лиц) местного самоуправления в Челябинской области могут относиться:
1) решения, принятые сходом граждан, обладающим полномочиями представительного органа местного самоуправления;
2) постановления, решения представительного и иных органов местного самоуправления;
3) постановления, решения должностных лиц местного самоуправления.
3. К ненормативным правовым актам органов (должностных лиц) местного самоуправления могут относиться:
1) распоряжения и иные акты, используемые а правотворческой деятельности, руководителями представительных и иных органов местного самоуправления;
2) распоряжения и иные акты, используемые в правотворческой деятельности глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления.
4. Правовыми актами органов (должностных лиц) местного самоуправления в Челябинской области (далее - правовой акт) могут быть утверждены программы, регламенты, положения, правила, инструкции, а также иные документы, используемые в правотворческой практике.
Статья 3. Общие требования к правовых актов
1. Правовой акт должен отвечать следующим требованиям:
1) соответствие Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Челябинской области;
2) соответствие компетенции органа (должностного лица) местного самоуправления, уполномоченного на принятие (издание) данного правового акта;
3) соблюдение при подготовке правового акта правил юридической техники.
2. При подготовке правового акта необходимо учитывать состояние правового регулирования в данной сфере общественных отношений, необходимость принятия (издания) правового акта и достаточность предполагаемых правовых предписаний.
Статья 4. Реквизиты правовых актов
1. Официальный текст правового акта должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) герб (эмблема) муниципального образования;
2) полное наименование органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) правовой акт;
3) вид правового акта;
4) дату принятия (подписания);
5) регистрационный номер;
6) наименование правового акта, обозначающее предмет регулирования;
7) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт.
2. Порядок оформления правового акта устанавливается органом (должностным лицом) местного самоуправления, в компетенции которого находится принятие указанного акта.
Глава II. Полномочия органов (должностных лиц) местного самоуправления по принятию (изданию) правовых актов, порядок их принятия (издания)
Статья 5. Порядок принятия (издания) правовых актов
1. Полномочия органов (должностных лиц) местного самоуправления по принятию (изданию) правовых актов, порядок их принятия (издания) определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами области.
2. Порядок оформления, внесения, рассмотрения, принятия (издания), регистрации правовых актов определяется уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами.
3. Органы государственной власти Челябинской области вправе разрабатывать модельные и типовые правовые акты рекомендательного характера, содержащие принципы правового регулирования, формулировки наиболее важных правовых норм, для возможного их использования в правотворческой деятельности органов (должностных лиц) местного самоуправления.
Статья 6. Экспертиза проектов нормативных правовых актов
1. Для оценки соответствия проекта правового акта законодательству Российской Федерации, законодательству Челябинской области, уставу муниципального образования и требованиям юридической техники до принятия (издания) правового акта проводится его правовая экспертиза в порядке, установленном органом (должностным лицом) местного самоуправления.
2. В случае, если реализация правового акта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, проводится финансово-экономическая экспертиза проекта правового акта в порядке, установленном соответствующим органом (должностным лицом) местного самоуправления.
3. Для оценки качества внесенного проекта правового акта может проводиться независимая научная экспертиза в порядке, установленном органом (должностным лицом) местного самоуправления.
Глава III. Правила юридической техники, применяемые при подготовке правовых актов
Статья 7. Требования к языку и стилю правового акта
1. Правовые акты излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
2. Правовые предписания должны быть точными, лаконичными, исключающими двусмысленность толкования, декларативность.
3. Правовые предписания излагаются в логической последовательности, ясным и доступным языком.
Статья 8. Структура текста правового акта (утвержденного им документа)
1. Структура правового акта (утвержденного им документа) должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным. Структура правового акта (утвержденного им документа), необходимость включения в него тех или иных структурных элементов определяются исходя из объема и содержания указанного акта.
2. Правовой акт (утвержденный им документ) имеет наименование. Наименование правового акта (утвержденного им документа) должно давать общее представление о его содержании, точно отражать предмет правового регулирования.
3. Основным структурным элементом правового акта (утвержденного им документа) является пункт, который нумеруется арабской цифрой с точкой и не имеет наименования.
4. В значительных по объему правовых актах (утвержденных ими документах) пункты близкого содержания могут объединяются в главы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Главы нумеруются арабскими цифрами с точкой и имеют наименование. Разделы нумеруются римскими цифрами с точкой и имеют наименование.
5. В нормативных правовых актах (утвержденных ими документах) пункты должны сквозную нумерацию в пределах всего акта (утвержденного им документа).
6. В случае если пункт состоит из подпунктов, они нумеруются арабской цифрой с круглой скобкой.
7. В случае если пункт состоит из абзацев, абзацы не обозначаются цифрами, но их нумерация подразумевается. Отсчет ведется от абзаца, начинающегося с цифры, обозначающей пункт.
Статья 9. Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты
1. При принятии (издании) нового правового акта вносятся необходимые изменения и дополнения в раннее принятые (изданные) правовые акты. Правовые акты, которые устарели либо противоречат вновь принятому (изданному) правовому акту, либо полностью им поглощены, признаются утратившими силу. При необходимости дается новая редакция правового акта.
В случае если при принятии (издании) нового правового акта необходимо внесение изменений и дополнений в иные правовые акты или признание утратившими силу правовых актов одновременно с проектом нового правового акта вносятся соответствующие предложения.
2. Новым пунктам, которыми дополняется ранее принятый (изданный) правовой акт, в случае если указанные пункты помещаются в середину текста, им присваиваются номера, состоящие из номера пункта с добавлением через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. В случаях если указанные пункты помещаются в конце текста, им присваиваются номера, следующие за номером последнего пункта.
3. При включении в пункт новых подпунктов, при исключении из пункта подпунктов не допускается изменение нумерации подпунктов.
4. Внесение изменений и дополнений в правовой акт, признание его утратившим силу производится правовым актом равной юридической силы.
5. При признании правового акта утратившим силу, в правовом акте, его отменяющем, признаются утратившими силу все внесенные в него изменения и дополнения в хронологическом порядке. При необходимости могут признаваться утратившими силу отдельные структурные элементы правового акта.
6. В случае если изменения и дополнения вносились в правовой акт неоднократно, что создает трудности в правоприменении, необходимо изложение правового акта в новой редакции либо признание его утратившим силу с последующим принятием нового правового акта.
7. Не допускается внесение изменений и дополнений в правовые акты о внесении изменений и дополнений в правовые акты.
8. Нормативные правовые акты и их структурные элементы срок действия которых истек не подлежат признанию утратившими силу.
Глава IV. Порядок вступления в силу правовых актов
Статья 10. Вступление в силу правовых актов
1. Нормативные правовые акты органов (должностных лиц) местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, установленном соответствующим органом (должностным лицом) местного самоуправления.
2. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в издании, определенном органом (должностным лицом) местного самоуправления. Наименование указанного печатного издания доводится до сведения населения муниципального образования.
3. Иной порядок обнародования нормативных правовых актов определяется уставом муниципального образования или иным нормативным правовым актом органа (должностного лица) местного самоуправления, указанным в уставе муниципального образования.
4. Официальное опубликование (обнародование) нормативного правового акта органа (должностного лица) местного самоуправления в изложении не допускается. В случае опубликования нормативного правового акта по частям, он вступает в силу со дня последней публикации его текста.
5. При официальном опубликовании (обнародовании) нормативных правовых актов органов (должностных лиц) местного самоуправления указываются их официальные реквизиты.
6. Ненормативные правовые акты органов (должностных лиц) местного самоуправления вступают в силу со дня подписания.
Глава V. Заключительные и переходные положения
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 12. Переходные положения
В целях приведения правовых актов в соответствие с настоящим Законом устанавливается переходный период - шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30 мая 2002 г. N 531 "О проекте закона Челябинской области "О правовых актах органов (должностных лиц) местного самоуправления в Челябинской области"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 15 июня 2002 г.; Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 6, май 2002 г., с. 57
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 27 октября 2005 г. N 1898 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.