Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава X. Порядок проведения сессий (заседаний) Законодательного собрания
52. Основной формой работы Законодательного собрания является сессия (заседание).
Очередная сессия (заседание) созывается председателем Законодательного собрания и проводится в срок, установленный настоящим Регламентом. Сессия (заседание) правомочна (правомочно), если на ней (нем) присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов. Председатель обязан перенести сессию (заседание) Законодательного собрания на другое время при отсутствии более одной трети от установленного числа депутатов. О переносе даты сессии (заседания) председатель Законодательного собрания издает распоряжение. Отсутствующим депутатам в письменном виде либо телеграммой, телефонограммой или факсом сообщается о месте и времени проведения сессии (заседания), которые определяются председателем Законодательного собрания с учетом времени доставки сообщения, а также времени нахождения депутата в пути.
Внеочередная сессия (заседании) может созываться по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного собрания, а также по инициативе председателя Законодательного собрания, президиума или Губернатора Челябинской области.
На внеочередную сессию (заседание) выносятся вопросы, рассмотрение которых не терпит отлагательства.
53. Первую сессию (заседание) Законодательного собрания очередного созыва созывает председатель Законодательного собрания предыдущего созыва либо старейший по возрасту депутат в течение пятнадцати дней после опубликования избирательной комиссией Челябинской области общих итогов выборов. ;
Первую сессию (заседание) Законодательного собрания очередного созыва открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания председателя Законодательного собрания депутаты вправе поручить ведение сессии (заседания) Законодательного собрания одному из депутатов.
Председатель избирательной комиссии Челябинской области информирует депутатов о результатах выборов депутатов Законодательного собрания и сообщает фамилии избранных депутатов по списку.
54. На первой сессии (заседании) по решению Законодательного собрания определяется структура Законодательного собрания, а также избираются председатель Законодательного собрания, первый заместитель председателя Законодательного собрания, заместители председателя Законодательного собрания, члены постоянных комитетов (комиссий) и их председатели в соответствии с порядком, установленным настоящим Регламентом.
55. Сессии (заседания) Законодательного собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
На сессиях (заседаниях) Законодательного собрания вправе присутствовать Губернатор Челябинской области и уполномоченные им представители, главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, прокурор Челябинской области, депутаты Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации, избранный и назначенный от Челябинской области член Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации, председатель Челябинского областного суда, председатель Арбитражного суда Челябинской области, председатель Уставного суда Челябинской области, председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области, представители органов местного самоуправления, представители средств массовой информации.
На сессии (заседании) могут присутствовать представители организаций, общественных объединений, граждан. Указанные лица направляют заявление о желании принять участие в сессии (заседании) на имя председателя Законодательного собрания не позднее чем за два дня до начала сессии (заседания).
Управление организационного и документационного обеспечения аппарата Законодательного собрания составляет список приглашенных и после его утверждения председателем Законодательного собрания извещает приглашенных о месте и времени проведения сессии (заседания) путем направления или выдачи им приглашения.
В список приглашенных включаются по предложениям постоянных комитетов (комиссий) лица, участие которых необходимо при рассмотрении вопросов повестки дня сессии (заседания)Законодательного собрания.
56. Законодательное собрание может принять решение о проведении закрытой сессии (заседания) большинством голосов от числа депутатов Законодательного собрания, принявших участие в голосовании.
На закрытых сессиях (заседаниях) вправе присутствовать Губернатор Челябинской области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранный и назначенный от Челябинской области член Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации, главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата полномочного представителя Президента Российской федерации в Уральском федеральном округе, прокурор Челябинской области, председатель Челябинского областного суда, председатель Арбитражного суда Челябинской области, председатель Уставного суда Челябинской области, председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области.
Сведения о содержании закрытых сессий (заседаний) Законодательного собрания не подлежат разглашению.
Представители средств массовой информации на закрытые сессии (заседания) Законодательного собрания не допускаются.
57. Председательствует на сессии (заседании) Законодательного собрания председатель Законодательного собрания, либо первый заместитель председателя Законодательного собрания, либо один из заместителей председателя Законодательного собрания.
Председательствующий:
1) объявляет об открытии и закрытии сессий (заседаний), ведет, их;
2) предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, депутатам, приглашенным (слово для выступления депутатам предоставляется в порядке поступления их заявок);
3) ставит на голосование проект повестки заседания;
4) оглашает личные заявления и справки депутатов;
5) ставит на голосование проекты законов, постановлений, обращений и других актов, внесенных на рассмотрение Законодательного собрания в соответствии с настоящим Регламентом, проводит голосование и сообщает его результаты;
6) оглашает предложения депутатов по рассматриваемым на сессии (заседании) вопросам и объявляет последовательность их постановки на голосование;
7) контролирует ведение протокола и стенограммы сессии (заседания), удостоверяет протокол своей подписью;
8) при необходимости проводит консультации с отдельными депутатами, организует работу согласительных комиссий в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе сессии (заседания);
9) обеспечивает соблюдение Регламента и принятого депутатами порядка работы;
10) обращает внимание на допущенные в ходе сессии (заседания) нарушения положении Конституции Российской федерации, федеральных законов, законов Челябинской области, положений настоящего Регламента;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом.
58. Регистрация депутатов и приглашенных начинается за 1 час до открытия сессии (заседания).
Регистрацию депутатов и приглашенных осуществляет управление организационного и документационного обеспечения аппарата Законодательного собрания.
59. В зале заседаний Законодательного собрания размещаются Государственный флаг Российской федерации и Государственный герб Российской Федерации, а также флаг Челябинской области и герб Челябинской области.
После открытия и закрытия сессии (заседания) Законодательного собрания депутаты и приглашенные стоя прослушивают гимн Челябинской области;
60. Участие депутатов в сессии (заседании) Законодательного собрания является обязательным. О невозможности присутствовать на сессии (заседании) Законодательного собрания по уважительной причине депутат не позднее чем за три дня информирует председателя Законодательного собрания.
61. Сессии (заседания) Законодательного собрания проводятся, как правило, в последний четверг каждого месяца с 10 до 18 часов с обязательным перерывом на обед (продолжительностью не менее часа) и короткими перерывами для отдыха (продолжительностью 15-20 минут) через каждые полтора часа работы. Законодательное собрание может принять решение об ином времени и порядке проведения сессии (заседаний).
62. Продолжительность доклада устанавливается до 15 минут, содоклада-до 7 минут.
Продолжительность выступлений по другим вопросам устанавливается:
для обсуждения повестки дня - до 5 минут;
для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;
для постатейного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов - до 5 минут;
по порядку ведения сессии (заседания) - до 1 минуты;
по кандидатурам - до 5 минут;
для внесения депутатского запроса, для сообщений, заявлений, предложений, вопросов, справок - до 3 минут;
для ответа - до 3 минут;
для повторных выступлений - до 3 минут.
С согласия большинства присутствующих на сессии (заседании) Законодательного собрания депутатов председательствующий вправе продлить время для выступлений.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и затем вправе прервать его выступление.
Никто не может выступать на сессии (заседании) Законодательного собрания без разрешения председательствующего.
По одному и тому же вопросу депутат либо приглашенный может выступить не более двух раз. Передача права на выступление другому лицу не допускается.
63. Председатель Законодательного собрания, Губернатор Челябинской области и прокурор Челябинской области либо уполномоченные ими представители, а также главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе имеют право выступать каждый раз, когда посчитают это необходимым.
64. Для выступлений предоставляется трибуна.
Микрофоны в зале используются исключительно для реплик, замечаний по порядку ведения сессии (заседания) и мотивам голосования, вопросов и кратких справок.
65. Слово по порядку ведения сессии (заседания), по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения предоставляется депутатам вне очереди в случаях выражения претензии председательствующему, а также для уточнения формулировки названия поставленного на голосование нормативного правового акта, отдельных его положений.
66. Депутат, присутствующий на сессии (заседании) Законодательного собрания, обязан соблюдать правила депутатской этики, не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Законодательного собрания и приглашенных, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
Использование депутатами сотовых и радиотелефонов, пейджеров на сессии (заседании) Законодательного собрания не допускается.
В случае нарушения указанных правил председательствующий делает депутату официальное замечание, называя фамилию, а в случае повторного нарушения предлагает Законодательному собранию лишить его права на выступления в течение всей сессии (заседания).
67. Приглашенные, присутствующие на сессии (заседании) Законодательного собрания, обязаны соблюдать правила этики, не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Законодательного собрания и приглашенных, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиями.
Приглашенные занимают в зале заседаний отведенные им места, при этом они не должны нарушать регламент работы сессии (заседания), обязаны соблюдать тишину и порядок, не пользоваться сотовыми и радиотелефонами, пейджерами на сессии (заседании) Законодательного собрания.
В случае нарушения указанных правил председательствующий делает приглашенному официальное замечание, называя фамилию, а в случае повторного нарушения удаляет его из зала заседания.
68. Представители средств массовой информации вправе производить теле-, кино- и фотосъемку с мест, заранее согласованных с пресс-службой и начальником управления организационного и документационного обеспечения аппарата Законодательного собрания, при условии, что осуществление теле-, кино- и фотосъемки не будет мешать проведению заседания (загораживать депутатам и приглашенным выступающего, трибуну).
69. Прения прекращаются по решению Законодательного собрания, принимаемому открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на сессии (заседании).
При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
После прекращения прений докладчик и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом продолжительностью не более 5 минут.
Депутаты, не получившие возможности выступить в связи с прекращением прений, вправе передать тексты выступлений председательствующему на заседании и потребовать включения их в протокол сессии (заседания). По указанному требованию депутатов тексты выступлений включаются в протокол сессии (заседания) в обязательном порядке.
70. Законодательное собрание большинством голосов от числа присутствующих на сессии (заседании) депутатов может принять постановление о дне продолжения заседания или переносе нерассмотренных вопросов на следующую сессию (заседание) в случае, если вопросы повестки дня сессии (заседания) полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по регламенту времени. При этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки дня следующей сессии (заседания) по времени их рассмотрения.
71. На сессии (заседании) Законодательного собрания дополнительные предложения и замечания к проекту повестки дня вносятся депутатами, постоянными комитетами (комиссиями), Губернатором Челябинской области, Челябинским областным судом, Арбитражным судом Челябинской области, Уставным судом Челябинской области, Контрольно-счетной палатой Челябинской области, прокурором Челябинской области, представительными органами местного самоуправления в письменном виде либо излагаются в выступлениях на сессии (заседании).
Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим на сессии (заседании) в порядке их поступления.
При обсуждении целесообразности включения дополнительных вопросов в повестку дня прения ограничиваются выступлениями двух депутатов "за включение" и двух "против включения".
По дополнительным вопросам, включенным в повестку дня, на сессии (заседании) Законодательного собрания должны быть даны необходимые обоснования, представлены проекты законов, проекты постановлений Законодательного собрания, согласованные с постоянными комитетами (комиссиями), при наличии заключения государственно-правового управления аппарата Законодательного собрания.
Голосование проводится отдельно по каждому предложению о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня сессии (заседания). Решения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня сессии (заседания) и о принятии повестки дня сессии (заседания) в целом принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов путем проведения открытого голосования.
72. На каждой сессии (заседании) Законодательного собрания ведутся протокол и стенограмма, в которых фиксируется работа Законодательного собрания. В протоколе сессии (заседания)указываются:
1) порядковый номер сессии (заседания) Законодательного собрания, дата и место ее проведения;
2) число депутатов, избранных в Законодательное собрание, число присутствующих и отсутствующих депутатов, а также приглашенных;
3) фамилия, инициалы, должность председательствующего;
4) повестка дня сессии (заседания), фамилии докладчика и содокладчика по каждому вопросу, кем вносится вопрос на рассмотрение сессии (заседания);
5) фамилии депутатов, выступивших в прениях, а также депутатов, задавших (письменно или устно) вопросы докладчикам;
6) перечень всех рассмотренных проектов законов Челябинской области и постановлений Законодательного собрания с указанием результатов голосования.
К протоколу прилагаются тексты принятых Законодательным собранием законов и постановлений, список присутствующих на сессии (заседании) депутатов, список отсутствующих на сессии (заседании) депутатов с указанием причин отсутствия, переданные в управление организационного и документационного обеспечения аппарата Законодательного собрания тексты выступлений, предложения и замечания депутатов, которые записались для выступления на сессии (заседании), но не получили слова ввиду прекращения прений, вопросы, поступившие от депутатов и присутствующих на сессии (заседании), а также стенограмма сессии (заседания).
Решения Законодательного собрания по процедурным вопросам (утверждение повестки дня, прекращение прений, принятие к сведению справок, информации, сообщений и другие) фиксируются в протоколе и стенограмме.
Протокол сессии (заседания) оформляется в месячный срок. За правильность записи в протоколе отвечает председательствующий на сессии (заседании), ответственность за своевременное оформление протокола и других материалов сессии (заседания) несет управление организационного и документационного обеспечения аппарата Законодательного собрания.
Протоколы сессий (заседаний) в течение срока полномочий текущего созыва Законодательного собрания хранятся в аппарате Законодательного собрания, а затем сдаются в установленном порядке в областной архив на постоянное хранение. Копии протоколов сессий (заседаний) представляются для ознакомления депутатам Законодательного собрания по их требованию.
Ведение стенограммы на сессии (заседании) обеспечивает управление организационного и документационного обеспечения аппарата Законодательного собрания.
73. Решения Законодательного собрания принимаются на сессии (заседании) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы.
Подсчет голосов и оглашение результатов голосования производятся по каждому проекту постановления Законодательного собрания, поставленному на голосование.
74. Перед началом голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, и при необходимости напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, какое решение принято ("за" или "против").
При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание Законодательного собрания.
75. Тайное голосование проводится по решению Законодательного собрания, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Законодательного собрания.
Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней либо электронной системы подсчета голосов.
Для проведения тайного голосования Законодательное собрание избирает открытым голосованием счетную комиссию. Депутаты, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в счетной комиссии.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря счетной комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной Законодательным собранием форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Законодательным собранием по рекомендации счетной комиссии в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.
При проведении тайного голосования с использованием электронной системы подсчета голосов данные о результатах поименного голосования депутатов в память электронной системы не заносятся.
76. Поименное голосование проводится по решению Законодательного собрания, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, и осуществляется с использованием именных бюллетеней или электронной системы подсчета голосов.
Для проведения поименного голосования с использованием именных бюллетеней и определения его результатов Законодательное собрание избирает счетную комиссию, которая работает в соответствии с порядком, установленным настоящим Регламентом для счетной комиссии по проведению тайного голосования.
Результаты поименного голосования заносятся в протокол и стенограмму заседания, а также в память электронной системы, если голосование проводилось с ее использованием, и по решению Законодательного собрания могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
Депутат Законодательного собрания вправе получить список результатов поименного голосования.
Если после определения результатов голосования от депутата поступает письменное заявление о недостоверности его волеизъявления, зафиксированного электронной системой, группа контроля за использованием электронной системы с участием данного депутата обязана проверить исправность работы абонентского устройства депутата. Для этого по предложению председательствующего депутату предлагается в присутствии группы контроля за использованием электронной системы нажать поочередно кнопки ("за", "против", "воздержался") с демонстрацией результатов в зале заседания на электронном табло. Результаты проверки фиксируются в стенограмме.
Если зафиксированы сбои и неточности в работе абонентского устройства депутата, то по предложению председательствующего большинством голосов от присутствующих на заседании возможно возвращение к повторному голосованию. Если не зафиксирована техническая неисправность абонентского устройства депутата, то после объявления результатов голосования повторное голосование не проводится.
77. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым и альтернативным.
Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа; "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов может производиться как в абсолютном, так и в процентном выражениях.
Рейтинговое голосование представляет собой выбор решения, наиболее предпочтительного из предложенных вариантов решения, путем присвоения им оценки рейтинга (номеров мест в последовательности индивидуальных предпочтений). Вариант, получивший наибольший рейтинг, считается принятым.
Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и результаты голосования определяются одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
78. Устав (Основной Закон) Челябинской области, поправки в него, изменения и дополнения в Устав (Основной Закон) Челябинской области считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Законы Челябинской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Постановления Законодательного собрания принимаются большинством голосов от числа депутатов, избранных в Законодательное собрание.
Постановления Законодательного собрания о назначении представителей общественности в квалификационную коллегию судей Челябинской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания в соответствии с Законом Челябинской области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Челябинской области".
79. По процедурным вопросам решения принимаются большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом.
К процедурным вопросам относятся вопросы;
1) о перерыве в заседании или переносе сессии (заседания);
2) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
3) о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу законопроекта, иного нормативного правового акта;
4) о предоставлении слова приглашенным на заседание;
5) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
6) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета;
7) о голосовании без обсуждения;
8) о проведении закрытого заседания;
9) об изменении способа проведения голосования;
10) о проведении дополнительной регистрации;
11) о пересчете голосов.
80. По решению Законодательного собрания может быть проведено повторное голосование, если при определении результатов голосования выявлены процедурные ошибки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.