Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Администрация города Магнитогорска
Гуманитарное управление
Комитет по физической культуре, спорту и туризму
Комплексная программа развития физической культуры и спорта
Физкультура - Здоровье - Спорт
в г.Магнитогорске на 1998-2001 годы
г.Магнитогорск, 1997г.
(утв.постановлением городского Собрания депутатов
от 29 апреля 1998 г. N 155)
Введение
г.Магнитогорск - второй по величине после областного центра. В нем проживает 426 тыс. человек. Население многонациональное, из них русские - 360,7 тыс. человек. Город представлен предприятиями металлургии, машиностроения, строительства, легкой и пищевой промышленности, транспорта, связи, торговли и др.
Территория относится к числу наиболее неблагоприятных по уровню загрязненности. Основным фактором остроты экологической ситуации остается высокая концентрация природозагрязняющих и природоразрушающих производств.
Положение, сложившееся с физической подготовленностью и здоровьем населения города Магнитогорска, можно охарактеризовать как неудовлетворительное.
Более 1680 причин смертности у женщин (65,2%) и около 1540 у мужчин (44,8%) приходятся в городе на сердечно-сосудистые заболевания, главными причинами которых, как известно, являются обездвижение, неудовлетворение биологической потребности людей в физической активности и низкая культура питания, как один из важных элементов физической культуры. В секциях и группах по видам спорта и оздоровительной направленности занимается, в то же время, только 2,7% населения. Объемы учебных занятий для обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования региона в 2,5 раза ниже научно-обоснованных нормативов.
Экспериментально доказано, что гипокенезия способствует снижению умственной работоспособности и памяти, ведет к эмоциональной неустойчивости, стрессам, ухудшению функционального состояния сердца, мышечной дистрофии, снижает иммунологическую и противоаллергическую устойчивость. Из-за малоподвижного образа жизни ухудшается настроение, активность, растут тревожность, неуверенность, скрытая агрессивность.
Ученые на основании многолетних исследований пришли к выводу, что более 90% факторов здоровья неподвластны медицине. Среди трех главнейших групп этих факторов - генетического, чистоты окружающей среды, образа жизни - лидирует именно образ жизни. В этой связи выглядит парадоксальным сложившееся соотношение средств из бюджета, выделяемых на нужды медицины и физической культуры (являющейся основой здорового образа жизни). Это соотношение остается далеко не в пользу последней и составляет в городе 25 к 1.
Потери рабочих дней по временной нетрудоспособности составляют в городе в среднем 7,2 дней на одного работающего в год, причем почти треть из них приходится на простудные болезни верхних дыхательных путей, основные причины которых кроются в отсутствии культуры закаливания и дыхания.
В то же время в городе не хватает не только спортивных залов и бассейнов, но и плоскостных спортивных сооружений на открытом воздухе, занятия на которых дают наибольший закаливающий эффект. Их единовременная пропускная способность на 10 тыс. населения составляет всего 230 чел. при нормативе 1820 чел., то есть 12,7% (табл. 1-3).
Одна из причин пассивности населения в использовании компонентов физической культуры лежит в отсутствии в ряде мест элементарных условий для физкультурно-спортивных занятий. Это во многом обусловлено общей недооценкой социально-экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что, в свою очередь, связано с низким уровнем физкультурного образования.
Сложившееся положение напоминает замкнутый порочный круг. Но оно вполне преодолимо, поскольку у населения города, его общественных и государственных структур существует объективная необходимость укрепления здоровья, физического совершенствования, увеличения продолжительности активной жизни населения области, а общий уровень культуры и наличие методологии в виде конкретной комплексной программы развития физической культуры и спорта позволит преобразовать (в основном) указанную необходимость в потребность, а затем и в реальность.
1. Цели и задачи программы
Целью программы является разработка конкретного, с учетом специфики города Магнитогорска комплекса организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных вывести на новый уровень развитие физической культуры и спорта.
Задача Программы состоит в том, чтобы в результате ее реализации на 30-50% увеличилось количество реально занимающихся физической культурой и спортом в городе, на 15-20% снизился уровень заболеваемости населения и детской преступности, а также значительно улучшилась физическая подготовка учащихся, пополняющих детско-юношеские спортивные школы, мастерство их выпускников.
При условии достаточно полного выполнения Программы ежегодный экономический эффект только от снижения уровня заболеваемости и смертности в работоспособном возрасте составит более 14 млрд. рублей в год (в ценах 1993 года - табл. 6, 3).
Таблица 1
Обеспечение физкультурно-спортивными залами в городе
Численность населения |
Единовременная пропускная способность в чел. на 10000 жителей |
Необходимые кап.вложения млн.руб. |
|||
факт по со- стоянию на 01.01.97г. |
норматив | не достает | обеспечен- ность, % |
||
426000 | 546 | 1820 | 1274 | 30 |
Таблица 2
Обеспечение плавательными бассейнами в городе
Численность населения |
Единовременная пропускная способность в чел. на 10000 жителей |
Необходимые кап.вложения млн.руб. |
|||
факт по со- стоянию на 01.01.97г. |
норматив | не достает | обеспечен- ность, % |
||
426000 | 18 | 1820 | 1802 | 2 |
Таблица 3
Обеспечение плоскостными спортсооружениями в городе
Численность населения |
Единовременная пропускная способность в чел. на 10000 жителей |
Необходимые кап.вложения млн.руб. |
|||
факт по со- стоянию на 01.01.97г. |
норматив | не достает | обеспечен- ность, % |
||
426000 | 230 | 1820 | 1590 | 12,7 |
Таблица 4
Структура населения города (на начало 1997г.)
N | Структура населения | Всего (тыс.чел.) | В 10 тыс.чел. |
1 | 0-3 года | 16162 | 381 |
2 | 4-6 лет | 15653 | 369 |
3 | Обучающиеся в учреждениях общего образования |
58223 | 1372 |
4 | Обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования |
8598 | 203 |
5 | Обучающиеся в учреждениях высшего профессионального образования |
15593 | 368 |
6 | Трудоспособное население (без обу- чающихся в учреждениях профессио- нального образования) |
248844 | 5866 |
7 | Старше трудоспособного возраста | 84946 | 2002 |
ВСЕГО | 424200 |
Таблица 5
Число образовательных учреждений
(на начало 1997/98 учебного года)
1. | Дошкольные учреждения | 137 |
2. | Общеобразовательные школы | 77 |
3. | Профессионально-технические учебные заведения | 12 |
4. | Средние специальные учебные заведения | 6 |
5. | Лицеи | 1 |
6. | ВУЗы | 3 |
За последние 10 лет с 1986 по 1996 заболеваемость детей возросла на 23%. Из года в год уменьшается количество практически здоровых детей (в 1995 г. - 9,1%). Между тем, в физкультурно-оздоровительных и спортивных группах занимаются всего 6400 (11%) учащихся, из них в ДЮСШ - 10%. За последние 8 лет рождаемость в городе уменьшилась на 46% (3 841 - в 1995 г.), а смертность растет, и в 1995 г. составила 6 612 смертей только среди взрослого населения (15 лет и старше), причем главной причиной смертности являются сердечно-сосудистые заболевания - 53,6%, которые, в свою очередь являются следствием неправильного, нездорового образа жизни (табл. 6 и 7). А из всего населения города (за минусом дошкольного возраста) физической культурой и спортом занимается в среднем только 3% (таблица 5).
Таблица 6
Смертность взрослого населения города
Возрастная группа |
В 1995 году | В 1996 году | ||||||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |||||
число (абс) |
%% | число (абс) |
%% | число (абс) |
%% | число (абс) |
%% | |
15 - 19 лет | 13 | 0,3 | --- | --- | 4 | 0,1 | 8 | 0,3 |
20 - 24 лет | 77 | 2,1 | 5 | 0,2 | 68 | 1,9 | 17 | 0,7 |
25 - 29 лет | 42 | 1,1 | 5 | 0,2 | 82 | 2,4 | 23 | 0,9 |
30 - 34 лет | 194 | 5,2 | 66 | 2,3 | 95 | 2,8 | 28 | 1,1 |
35 - 39 лет | 166 | 4,4 | 62 | 2,2 | 164 | 4,8 | 32 | 1,2 |
40 - 44 лет | 247 | 6,6 | 106 | 3,7 | 257 | 7,5 | 68 | 2,6 |
45 - 49 лет | 300 | 7,9 | 111 | 3,9 | 303 | 8,8 | 89 | 3,4 |
50 - 54 лет | 408 | 10,9 | 195 | 6,8 | 231 | 6,7 | 62 | 2,4 |
55 - 59 лет | 428 | 11,4 | 292 | 10,2 | 440 | 12,8 | 181 | 7,0 |
60 - 69 лет | 621 | 16,5 | 588 | 20,6 | 391 | 11,4 | 295 | 11,4 |
65 | 503 | 13,4 | 475 | 16,6 | 530 | 15,4 | 357 | 13,8 |
Всего | 3756 | 100 | 2856 | 100 | 3438 | 100 | 2584 | 100 |
Таблица 7
Основные причины смерти взрослого населения города
П р и ч и н ы |
Мужчины | Женщины | Вместе | |||
кол-во | %% | кол-во | %% | кол-во | %% | |
1.Все причины | 3438 | 57,1 | 2584 | 42,9 | 6022 | 100 |
в том числе: | ||||||
2.Сердечно-сосудистые заболевания |
1539 |
44,8 |
1686 |
65,2 |
3225 |
53,6 |
3.Новообразования (зло- качественные и доброка- чественные) |
522 |
15,2 |
405 |
15,7 |
927 |
15,4 |
4.Болезни органов дыха- ния |
312 |
9,1 |
112 |
4,3 |
424 |
7 |
5.Травмы и отравления | 808 | 23,5 | 221 | 8,6 | 1029 | 17,1 |
6.Другие | 257 | 7,5 | 160 | 6,2 | 417 | 6,9 |
Постановлением всероссийского Комитета по ФКСиТ от 09.07.1993. утверждены социальные нормы и нормативы по физической культуре и спорту и одобрены Распоряжением Правительства РФ N 1063Р от 03.07.1996.
Если сопоставить эти нормативы (табл.8), с тем, что мы имеем в городе, то получается следующая картина:
- обеспеченность спортзалами - 125 (30%) при норме 378;
- -"- плавательными бассейнами - 10 (2,5%) при норме 258;
- -"- плоскостными сооружениями - 200 (12,8%) при норме 1574;
- охват детей и подростков массовым спортом в возрасте 6-15 лет - 6000 (50%) при норме 12000;
- количество тренеров-преподавателей - 190 (16,8%) при норме 1130.
Таблица 8
Соответствие некоторых фактических показателей состояния сферы
физической культуры к нормативным
-------------------------------------------------------------------------
Наименование показателей | Единица измерения |Норма|Факт
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
Норматив обеспеченности спортивными| | |
сооружениями по их видам: | | |
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
спортивные залы |кв.м на 10 тыс. населения | 3473|1145
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
плавательные бассейны |кв.м зеркала воды на 10 | 742| 12
|тыс. населения | |
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
плоскостные сооружения |кв.м на 10 тыс. населения |19494|2477
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
Норматив единовременной пропускной |чел. на 10 тыс. населения | 1820| 332
способности спортивных сооружений | | |
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
Норматив обеспеченности товарами |тыс.руб. на 1 чел. в год в|15000|
туристского и спортивного назначе- |ценах 1993г. | |
ния | | |
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
Норматив охвата детей и подростков |% от числа детей и подро- | 20| 10
массовым спортом в учреждениях |стков в возрасте 6-15 лет | |
дополнительного образования (ДЮСШ, | | |
СДЮШОР, ШВСМ) | | |
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
Норматив удельных эксплуатационных |тыс.руб. на ед. пропускной|0,694|
затрат |способности в ценах 1994г.| |
-----------------------------------+--------------------------+-----+----
Норматив численности тренерско-пре-|чел. на 10 тыс. населения | 26| 4,3
подавательского состава | | |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 9
Расчет удельных площадей физкультурно-спортивных сооружений для различных
возрастных групп населения
-------------------------------------------------------------------------
Категория населения |Физкультурно-спор-|Бассейны (кв.м. |Плоскост-
|тивные залы (кв.м.|площади зеркала |ные соору-
|площади пола) |воды) |жения
| | |(кв.м.)
-------------------------+------------------+-----------------+----------
Дети дошкольного возраста|х 0,45466 = 7117 |х 0,03566= 558 |х 4,2746 =
(с 3 до 6 лет) - 15653 | | |= 66910
чел. | | |
-------------------------+------------------+-----------------+----------
Учащиеся общеобразовате- |х 0,62457 = 36364 |х 0,03571-младшие|х 6,3168 =
льных учреждений - 58223 | |школьники = 2,079|= 367783
чел. | |х 0,06513-средние|
| |и старшие = 3,792|
-------------------------+------------------+-----------------+----------
Учащиеся учреждений нача-|х 0,7030 = 6044 |х 0,6513 = 560 |х 10,8199=
льного (УНПО) и среднего | | |= 93023
(УСПО) проф. образования | | |
8598 чел. | | |
-------------------------+------------------+-----------------+----------
Студенты 15593 чел. |х 0,8949 = 13954 |х 0,10401 = 1622 |х 3,1257 =
| | |= 48739
-------------------------+------------------+-----------------+----------
Трудящиеся 248844 чел. |х 0,35496 = 88330 |х 0,1122 = 27920 |х 0,612 =
| | |= 152292
-------------------------------------------------------------------------
При средних размерах сооружений:
- спортивный зал - 400 м2 (30м х 13м);
- плавательный бассейн - 125 м2 (50м х 25м);
- плоскостные сооружения в среднем - 540 м2
их потребность соответственно составит: 378, 262 и 1350.
Анализ вышеприведенных таблиц, характеризует состояние спортивно-оздоровительных сооружений, наличие специалистов физической культуры и спорта, количество занимающихся. При этом, нельзя считать главной целью Программы - создание материальной базы ФК. Конечно, такую базу надо создавать, но ведь можно иметь прекрасную материально-спортивную базу, а она окажется невостребованной, пустующей, поскольку не будет решен ряд других проблем, в частности, у населения не будет сформирована потребность в занятиях ФКиС, или эта база окажется недоступной для абсолютного большинства населения в финансовом отношении.
Остается низкой культура питания населения, как элемент физической культуры (табл.10). В составе питания со значительным превышением рекомендаций специалистов находятся холестеринонасыщенные продукты (яйца куриные, животные жиры), рафинированные продукты (сахар), продукты с неполноценными белками (хлеб, хлебопродукты), что в сочетании с крайне ограниченной физической активностью неизбежно ведет к интенсивному и глубокому склерозированию сосудов. В то же время в составе питания недостает витаминосодержащих и холестеринобезопасных (в том числе холестериновыводящих), овощей, бахчевых, фруктов, ягод, а также содержащих полноценные белки мясопродуктов.
Смертность населения города в работоспособном возрасте до достижения пенсии (15-54 года) составила в 1996 году 2,42% и 2,65% в 1995 году. Такой уровень смертности в работоспособном возрасте наносит не только моральные, но и огромные экономические потери для города, исчисляемые миллиардами рублей.
Высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в допенсионном возрасте, низкая продолжительность жизни, масштабы временной нетрудоспособности, в том числе от простудных заболеваний, говорят об отсутствии достаточной физической культуры у населения региона, о необходимости значительных материальных и финансовых вкладов в развитие данной социальной сферы.
Таблица 10
Потребление продуктов питания на душу населения (в год в кг в 1996 году)
П р о д у к т ы | Реальность | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Мясо и мясопродукты Молоко и молочные продукты Яйца (шт.) Рыба и рыбопродукты Сахар Растительное масло Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Хлеб и хлебопродукты |
40,6 60,0 138,2 8,0 6,0 4,0 100,0 84,0 22,0 53,0 |
2. Формирование потребности людей в физическом совершенствовании образовательными, информационно-пропагандистскими и экономическими средствами
Потребности в жизни человека являются импульсом и движущей силой его деятельности. Никто не может сделать что-нибудь, не делая это ради какого-либо из своих потребностей.
В формировании потребности в физическом совершенствовании важную роль играют такие факторы, как повышение престижности и общественной значимости занятий физкультурой и спортом; введение нормативов в обеспеченности материально-технической базой и кадрами; оптимальное сочетание процессов вовлечения людей в практические занятия и расширения, углубления их знаний о ценностях средств физической культуры и спорта; обогащение содержания самих занятий прогрессивными, эффективными формами и методами их проведения, приближение занятий к местам жительства и работы; совершенствование форм и направленности пропаганды физической культуры и спорта, учет групповых и индивидуальных интересов к видам и формам занятий; повышение их уровня, эмоциональности, интенсивности.
2.1. Проблемы (причины), мешающие реализации задач по потребности людей в физическом совершенствовании
2.1.1. У значительного числа населения города понятие "физическая культура" не ассоциирует с понятием "здоровый образ жизни" и "здоровье". Большинство людей сомневается не только в жизненной необходимости, но и полезности физкультурно-спортивных занятий, не считая, что их здоровье в решающей степени зависит от самих, ведения ими здорового образа жизни, в основе которого лежит физическая культура.
2.1.2. Низкий уровень физкультурного образования и физической культуры в целом населения, неудовлетворительная постановка физического воспитания и спорта во многих учреждениях общего и профессионального образования, характеризующаяся в ряде случаев шаблоном и формализмом.
2.1.3. Укоренившееся ошибочное представление у многих специалистов физической культуры и спорта, руководителей физкультурно-спортивных организаций, что потребность в физическом совершенствовании людей можно сформировать, обеспечив их участие в соревнованиях и практических занятиях по программам в учреждениях образования, спортивных школах, военной службе и т.д. Опыт показал, что этого явно недостаточно.
2.2. Программные меры и действия с использованием печати
Специфика печати состоит не только в возможности каждого человека легко и в любое время вернуться к содержащейся в ней информации, но и в возможности печати быть организатором конкретных дел по развитию физической культуры и спорта с привлечением большего числа людей.
-------------------------------------------------------------------------
N п\п | Программные меры и действия | Сроки | Исполнители
| |выполнения |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
2.2.1.|Переориентировать печать с пропаганды|Весь период|Управление по
|спорта высших достижений (что насаж- | |связям с общест-
|далось десятилетиями сверху, исходя | |венностью и сре-
|из идеологических целей) на пропаган-| |дствами массовой
|ду спорта для всех и физической куль-| |информации
|туры, как основы здорового образа жи-| |Комитет по ФКиС
|зни. В каждом печатном органе иметь | |Органы общест-го
|штатного или внештатного сотрудника, | |управления ФКиС
|пишущего на физкультурно-спортивную | |
|тематику | |
| | |
2.2.2.|Организовать учебу, постоянно обеспе-|Весь период|Комитет по ФКиС
|чивать необходимыми материалами и ин-| |Органы общест-го
|формацией, а также поощрять за хоро- | |управления ФКиС
|шую работу журналистов, пишущих на | |
|физкультурно-спортивную тематику | |
| | |
2.2.3.|Организовать сотрудничество, в том |Весь период|Управление по
|числе личное общение журналистов и | |связям с обще-
|руководителей (сотрудников) государ- | |ственностью и
|ственного и общественного органов | |средствами мас-
|управления физической культурой и | |совой информации
|спортом. Проводить постоянные не реже| |Комитет по ФКиС
|одного раза в месяц, пресс-конферен- | |Газеты
|ции (желательно в неформальной обста-| |
|новке). Организовать плановые индиви-| |
|дуальные встречи журналистов и руко- | |
|водителей физкультурно-спортивных | |
|организаций | |
| | |
2.2.4.|Организовать компании по пропаганде |1998 - 1999|Управление по
|отдельных видов спорта. В течение 3-4|г.г. |связям с обще-
|месяцев в одной из газет печатать | |ственностью и
|статьи по этому виду спорта: програм-| |средствами мас-
|мы тренировок, репортажи об энтузиас-| |совой информации
|тах этого вида спорта, медицинские | |Комитет по ФКиС
|рекомендации, советы по снаряжению и | |Органы общест-го
|т.д. В ходе компании публиковать сра-| |управления ФКиС
|внительные данные о самочувствии лю- | |
|дей до и после занятий этим видом | |
|спорта, а также данные о снижении | |
|уровня заболеваемости | |
| | |
2.2.5.|Содержание и направленность компаний |Весь период|Управление по
|время от времени менять. Название и | |связям с обще-
|символ компаний давать в заголовках | |ственностью и
|газет, а также на значках и плакатах,| |средствами мас-
|на промышленных изделиях (майках, ру-| |совой информации
|чках и т.п.). Мотивировать групповую | |Комитет по ФКиС
|солидарность, призвать каждого стать | |Органы общест-го
|и оставаться физически активным. Зна-| |управления ФКиС
|комить с наиболее эффективными форма-| |
|ми и методами занятий физической ку- | |
|льтурой | |
| | |
2.2.6.|Издавать массовым тиражом рекламные |1998 - 2000|Управление по
|брошюры и буклеты по использованию |г.г. |связям с обще-
|физической культуры для здоровья. | |ственностью и
|Издания распространять по невысокой | |средствами мас-
|цене. Требовать от авторов простоты | |совой информации
|и лаконичности текстов, легкости и | |Комитет по ФКиС
|простоты изложения материала, насыще-| |Управление
|нности информацией. Игры и упражне- | |здравоохранения
|ния, описанные в брошюрах, иллюстри- | |
|ровать доходчивыми и выразительными | |
|рисунками или схемами. При составле- | |
|нии брошюр использовать богатый опыт | |
|коммерческой рекламы | |
| | |
2.2.7.|Предусмотреть материальное и мораль- |С 1998 г. |Комитет по ФКиС
|ное поощрение авторов и издателей | |Управление по
|лучших книг, брошюр, буклетов, очер- | |связям с обще-
|ков, видеосюжетов, песен, стихотворе-| |ственностью и
|ний, и т.д., ярко и убедительно про- | |средствами мас-
|пагандирующих здоровый образ жизни, | |совой информации
|физическую культуру, спорт для всех | |
| | |
2.2.8.|Учитывая социальную важность пробле- |1998 г. |Городская адми-
|мы, большое число организаций, воз- | |нистрация
|можность прямо влиять на уровень физ-| |Комитет по ФКСиТ
|культурного образования населения, | |
|принять по этому вопросу специальное | |
|решение администрации города | |
| | |
2.2.9.|Показать практический опыт здорового |Весь период|Комитет по ФКСиТ
|образа жизни: отдельных людей, семьи,| |Управление по
|учебного или трудового коллектива, | |связям с обще-
|района, города | |ственностью
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 11
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (число случаев\число дней нетрудоспособности, абсолютные данные)
-------------------------------------------------------------------------
(абс.) | По городу
----------------------------+--------------------------------------------
Случаи нетрудосп.\Дни нетру-| за 1994 г.|за 1995 г.| 1996 г.
доспособности | | |
----------------------------+-----------+----------+---------------------
| | | Муж. | Жен.
----------------------------+-----------+----------+----------+----------
1. Всего по заболеваниям, |185369сл\ |183409сл\ |44528сл\ |64354сл\
уходу за больными, каранти- |2299914 |2250428 |618341 |1179924
ну, сан. кур. лечению и др. | | | |
Из них: | | | |
----------------------------+-----------+----------+----------+----------
2. Острые респираторные ин- |43970сл\ |48521сл\ |11354сл\ |11419сл\
фекции и др. болезни верхних|367732 |398695 |93754 |97632
дыхательных путей | | | |
----------------------------+-----------+----------+----------+----------
3. Гипертоническая болезнь, |7424сл\ |6248сл\ |1178сл\ |1894сл\
ишемическая болезнь и др. |146884 |137570 |43395 |31630
заболевания сердца и сосудов| | | |
----------------------------+-----------+----------+----------+----------
4. Болезни костно-мышечной |7920сл\ |8597сл\ |3815сл\ |3063сл\
системы и соединительной |110172 |119475 |59174 |49869
ткани | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 12
Характеристика
здоровья населения (болезни по их группам, зарегистрированные в ЛПУ в
отчетном году) на 01.01.1997г.
-------------------------------------------------------------------------
Б о л е з н и |Зарегистрировано больных по городу
|на 1000 соответствующего населения
--------------------------------------+----------------------------------
| Дети | Подростки | Взрослые
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
1. Всего: | 2103,5 | 675,0 | 1149,8
в том числе: | | |
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
2. Болезни нервной системы и органов | 203,0 | 113,8 | 125,8
чувств | | |
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
3. Психические расстройства | 35,1 | 44,7 | 76,5
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
4. Болезни системы кровообращения | 11.1 | 16,8 | 134,3
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
5. Болезни органов дыхания | 827,9 | 196,0 | 201,8
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
6. Болезни органов пищеварения | 117,1 | 36,5 | 92,2
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
7. Болезни мочеполовой системы | 66,5 | 35,9 | 84,8
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
8. Болезни кожи и подкожной клетчатки | 71,8 | 43,2 | 46,0
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
9. Болезни костно-мышечной и соедини- | 311,9 | 29,2 | 74,1
тельной ткани | | |
--------------------------------------+-----------+-----------+----------
10.Травмы и отравления | 122,2 | 61,7 | 115,8
-------------------------------------------------------------------------
2.3. Экономическое стимулирование занятий физической культурой и спортом.
Система формирования потребности людей в физическом совершенствовании органически включает в себя экономическое стимулирование занятий физической культурой и спортом.
В основе экономического стимулирования физкультурно-спортивных занятий лежит признание большей ценности специалиста здорового, с хорошей физической закалкой по сравнению с болезненным, хилым.
2.3.1. Материальное поощрение трудящихся, ведущих здоровый образ жизни, регулярно занимающихся физической культурой и спортом и имеющих положительные результаты в виде значительного уменьшения потерь рабочих дней по болезням, организовать в рамках предприятий, учреждений и организаций. Экономическое стимулирование трудящихся производить в виде:
- "премии за здоровье";
- экипировки спортивной формой и инвентарем (выделенные на нее средства не облагаются налогом);
- выплаты страховых сумм;
- перевода на более оплачиваемую работу;
- оплаты за счет предприятия (учреждения, организации) путевок в дома отдыха и туристических путевок.
2.3.2. Рекомендации по экономическому стимулированию занимающихся физической культурой и спортом.
Условия материального вознаграждения.
Материальное вознаграждение может получить любой работник трудового коллектива, ведущий здоровый образ жизни при систематических занятиях физической культурой в объеме 4-х часов в неделю (два и более занятий). Материальное вознаграждение может производиться на предприятии (организации, учреждении) с любой формой собственности. Основными формами занятий физическими упражнениями являются: группы здоровья, общей физической подготовки (ОФП); оздоровительного бега; ритмической, атлетической, женской гимнастики; группы спортивной направленности, а также самостоятельные занятия.
Обязательным условием для назначения денежного вознаграждения является выполнение норм выработки и отсутствие в течение календарного года нарушений дисциплины на производстве и в быту.
Для тех категорий работников, должностные обязанности которых не предусматривает норм выработки или их невозможно определить показателем является дисциплина, обеспечивающая ритмичное производство на вверенном участке.
Критерии, организация и методы расчета денежного вознаграждения.
Расчет денежного вознаграждения исходит из среднего уровня трудопотерь на предприятии (учреждении) в рабочих днях на одного работающего в календарном году и осуществляется только по итогам календарного года.
Поскольку объективно существует зависимость уровня заболеваемости от возраста, устанавливаются группы: до 30 и старше лет.
Для каждой группы исходный уровень трудопотерь по заболеваемости дифференцируется. Трудопотери устанавливаются только по больничному листу в рабочих днях.
Расчет денежного вознаграждения производится по формуле:
Дв=(КДтс - КДф) х 3Пд х К,
где Дв - размер денежного вознаграждения;
КДст - среднее количество трудопотерь по заболеваемости в рабочих днях по предприятию на одного работающего в календарном году;
КДф - количество дней нетрудоспособности за год занимающегося физической культурой;
3Пд - средняя дневная заработная плата работника за календарный год;
К - коэффициент поощрения.
3. Совершенствование управления физкультурно-спортивным движением
3.1. Задачи:
3.1.1. Обеспечение слаженной и скоординированной работы государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом.
3.1.2. Создание нормативной базы развития физической культуры и спорта в городе, отвечающей требованиям времени.
3.1.3. Сохранение стабильности существования самостоятельных органов государственного управления физической культурой и спортом. Попытки лишить их этой самостоятельности, подчинить другим отраслевым органам управления лишь тормозят и отбрасывают назад развитие физической культуры и спорта.
3.1.4. Привлечение в государственные органы управления физической культурой и спортом действительно лучших специалистов отрасли, склонных к управленческой и организаторской работе, способных быть "учителями учителей". Для решения этой задачи следует определить их заработную плату на уровне 1,5-1,9 заработной платы рядовых специалистов.
3.2. Основные причины, снижающие эффективность управления физкультурным движением в городе:
3.2.1. Постоянная угроза реорганизации государственной структуры управления физкультурным движением.
3.2.2. Неадекватность возлагаемой на городскую структуру управления по физической культуре и спорту ответственности объективным возможностям: наличию собственной материальной базы, сети предприятий, учреждений и организаций, учебной базы, отряда специалистов и соответствующего задачам финансирования.
3.2.3. Недооценка социально-экономической, оздоровительной роли физической культуры и спорта в жизни города со стороны ряда властных структур, органов управления и руководителей разных звеньев этих структур и органов, что является субъективной основой существования "остаточного принципа" по отношению к физической культуре и спорту и программам их органа управления.
3.3. Программные меры и действия:
-------------------------------------------------------------------------
N п\п | Программные меры и действия | Сроки | Исполнители
| |выполнения |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
3.3.1.|Разработать нормативы финансирования | 1998г. |Финуправление
|физической культуры и спорта | |Управление эко-
| | |номики
| | |Комитет по ФКиС
------+-------------------------------------+-----------+----------------
3.3.2.|Подготовить сводный план организаци- | 1998г. |Комитет по ФКСиТ
|онной работы государственных и обще- | |
|ственных органов управления физкуль- | |
|турным движением города. В плане пре-| |
|дусмотреть рассмотрение наиболее кру-| |
|пных и принципиальных вопросов "сты- | |
|кового" характера на совместных засе-| |
|даниях госорганов управления ФКиС, | |
|образования, здравоохранения, культу-| |
|ры, местного самоуправления. | |
| | |
3.3.3.|Предоставить организационную самосто-| 1999г. |Комитет по ФКСиТ
|ятельность общественным органам упра-| |Органы общест-
|вления (федерации, клубы), возможно- | |венного управле-
|сть их самообеспечения, а также фина-| |ния,
|нсовой поддержки тем из них, которые | |Юридическая
|наилучшим образом, экономно и с наи- | |служба
|большей эффективностью выполняют го- | |
|сударственные заказы по реализации | |
|той или иной программы. | |
| | |
3.3.4.|Скоординировать главные направления |с 1997г. |Комитет по ФКиС
|работы общественных объединений в об-| |
|ласти ФКиС. Не допускать параллелизм | |
|и дублирование в деятельности общест-| |
|венных органов управления развитием | |
|ФКиС. | |
| | |
3.3.5.|Основным звеном системы ФКиС опреде- | 1998г. |Комитет по ФКиС,
|лить спортклубы предприятий (объеди- | |Органы общест-
|нений, учреждений, организаций), как | |венного управле-
|юридически самостоятельные лица, иду-| |ния,
|щие на смену коллективам физкультуры | |ФКиС
|(ММК, МММЗ, МКЗ, МГМА, МГПИ, "Кредо" | |
|и т.д.) | |
-------------------------------------------------------------------------
4. Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов, повышение эффективности их использования
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений города характеризуется их крайне недостаточным количеством, низким качеством и неравномерностью размещения. Потребность населения в материальной базе физической культуры и спорта обеспечивается на 18,3%.
4.1. Задачи:
4.1.1 создание условий для занятий физкультурой и спортом всех групп населения на базе собственных норм и нормативов обеспеченности физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, а также их единовременной пропускной способности;
4.1.2. равномерное размещение физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на территориях города;
4.1.3. эффективное использование имеющихся физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Использование их по прямому назначению. Обеспечение необходимого уровня сервиса услуг на этих сооружениях, их доступности и привлекательности.
4.2. Проблемы (причины), не позволяющие результативно и в полной мере решать указанные задачи:
4.2.1. психология "остаточного принципа" по отношению к строительству, реконструкции и содержанию физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
4.2.2. ошибочная практика проектирования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, когда пропускная способность вспомогательных помещений оказывается значительно ниже мощности сооружения;
4.2.3. отсутствие нормативно-правовых положений (в области налогообложения, стоимости коммунальных услуг - воды, тепла, электроэнергии и т.д.), стимулирующих заинтересованность руководства и трудовых коллективов использовать свои физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения по их прямому назначению, привлекать к занятиям на них максимально возможное число людей, не идти по пути сдачи указанных сооружений в аренду или по пути резкого повышения цен на услуги делающие их недоступными для абсолютного большинства населения.
4.2.4. отсутствие механизма передачи физкультурно-спортивных сооружений тем организациям, которые действительно отвечают за физическую культуру и спорт и заинтересованно проводят практическую политику по их развитию. Таким организациям в настоящее время являются государственные органы ФКиС. Ведомства и иные организации, как показывает опыт, не способны в настоящий момент обеспечить высокую эффективность использования физкультурно-спортивных сооружений, зачастую не имеют соответствующего финансирования.
4.2.5. отсутствие в городе специализированного управления физкультурно-спортивных сооружений, которое бы при соответствующих условиях могло профессионально и в интересах основной массы населения решать все возникающие по их строительству, ремонту и эксплуатации.
4.3. Программные меры и действия
-------------------------------------------------------------------------
N п\п | Программные меры и действия | Сроки | Исполнители
| |выполнения |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.1.|В соответствии с Основами законода- | 1999г. |Администрация
|тельства Российской Федерации | |города, Управле-
|(статья 28) местными органами власти | |ние архитектуры,
|подготовить и принять генеральную | |КФКСиТ, городс-
|схему строительства на их территории | |кое собрание де-
|сети объектов физкультурно-оздорови- | |путатов
|тельного и спортивного назначения. | |
|Предварительно провести паспортизацию| 1998г. |
|существующих сооружений | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.2.|Разработать нормативы минимальной | 1998г. |Управление архи-
|обеспеченности жилых районов основны-| |тектуры, КФКСиТ,
|ми физ-оздоровительными и спортивными| |МП "Жилкоммун-
|сооружениями в зависимости от плотно-| |сервис"
|сти населения. В приемно-сдаточные | |
|комиссии по вводу в эксплуатацию жи- | |
|лых домов включать председателей рай-| |
|спорткомитетов. Акты, не подписанные | |
|ими, считать недействительными | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.3.|При планировании строительства и ре- | весь |Администрация
|конструкции государственных образова-| период |города, Управле-
|тельных и дошкольных учреждений пре- | |ние архитектуры,
|дусматривать в них физкультурно-спор-| |КФКСиТ
|тивную базу, включая плавательные | |
|бассейны | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.4.|Решением Администрации города запре- | весь |Администрация
|тить ликвидацию физкультурно-оздоро- | период |города
|вительных и спортивных сооружений без| |
|одновременного создания в пределах | |
|той же территории (района) равноцен- | |
|ных сооружений | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.5.|Принять решение городского собрания | 1999г. |Городское собра-
|народных депутатов, стимулирующее ис-| |ние депутатов,
|пользование физкультурно-оздоровите- | |КФКСиТ
|льных и спортивных сооружений по пря-| |
|мому назначению, привлечение на них | |
|максимального числа людей и установ- | |
|ление оптимальных цен на услуги. В | |
|случае использования этих сооружений | |
|не по назначению взимать налог в мес-| |
|тный бюджет. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.6.|Ввести дополнительное налогообложение| 1998- |Городское собра-
|на те сооружения, которые используют-| 1999г.г. |ние депутатов
|ся не по прямому назначению. | |
|Полученные средства целевым назначе- | весь |
|нием направлять на обеспечение бес- | период |
|платных услуг физической культурой | |
|инвалидам, детям из малообеспеченных | |
|семей, детям-сиротам и детям, остав- | |
|шимся без попечения родителей, а так-| |
|же лицам, имеющим льготы на оплату | |
|указанных занятий (детям дошкольного | |
|возраста, обучающимся, участникам | |
|ВОВ). | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.7.|Выделить земельные участки для строи-| весь |Управление архи-
|тельства физкультурно-оздоровительных| период |тектуры, КФКСиТ,
|и других рекреационных сооружений в | |Общество охраны
|экологически чистых районах, а также | |природы
|в местах, где таких сооружений еще | |
|нет. Проинформировать трудовые колле-| |
|ктивы физкультурно-оздоровительных и | |
|спортивных сооружений и налоговые ин-| |
|спекции о льготах, предоставляемых | |
|соответствующим учреждениям в связи с| |
|отнесением земельных участков, зани- | |
|маемых ими к землям рекреационного | |
|назначения (статья 27 Основ законода-| |
|тельства о физической культуре и | |
|спорте). | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.8.|Разработать спортивно-технологические| |Управление архи-
|нормативы, соединяющие лучшие "ста- | |тектуры, пред-
|рые" типовые проекты с новыми конст- | |приятия кап.
|руктивными решениями и техническим | |строительства
|оснащением, что позволит гибко и | |
|быстро учесть региональные особеннос-| |
|ти и традиции. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.9.|Заключить договора на поставку в ре- | 1998г. |КФКСиТ
|гион легких металлических и деревян- | |
|ных клееных конструкций с их произво-| |
|дителями. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.10|Вести целенаправленную работу на рас-| 1998- |Управление архи-
|ширение сети физкультурно-оздорови- | 2000г.г. |тектуры, КФКСиТ,
|тельных и спортивных сооружений преж-| |предприятия кап.
|де всего по месту жительства и отдыха| |строительства
|населения. Ориентироваться не на | |
|дворцы и другие дорогостоящие капи- | |
|тальные сооружения, в том числе ста- | |
|дионы или сооружения с архитектурными| |
|излишествами, а на сооружения для за-| |
|нятий, прежде всего, на открытом воз-| |
|духе, освещенные и хорошо размечен- | |
|ные, маркированные беговые, лыжные, | |
|велосипедные и пешеходные трассы, | |
|игровые площадки, комплексы тренаже- | |
|ров, которые примыкают к небольшим | |
|помещениям с раздевалками, душевыми, | |
|саунами, комнатами отдыха. Всячески | |
|популяризовать так называемую "ланд- | |
|шафтную физкультуру"; полнее исполь- | |
|зовать для физкультурно-оздоровитель-| |
|ной работы с населением физкультурно-| |
|спортивную базу образовательных | |
|учреждений, модернизировать места для| |
|физкультурно-оздоровительных занятий | |
|в парках, лесопарках, в нежилых поме-| |
|щениях. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.11|Равномерно распределять физкультурно-| Весь |Управление архи-
|оздоровительные и спортивные сооруже-| период |тектуры, КФКСиТ
|ния по всему городу, | |
|особое внимание обращая на районы с | |
|низкой плотностью по спортсооружениям| |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.12|Физкультурно-оздоровительные сооруже-| Весь |Управление архи-
|ния проектировать и строить с учетом | период |тектуры, КФКСиТ
|необходимости их соответствия следую-| |
|щим характеристикам: обладать макси- | |
|мальной поливалентностью, а также | |
|возможностью принимать родителей с | |
|детьми, в том числе с малолетними | |
|(оборудованные игровые комнаты с вос-| |
|питателем); иметь мягкое покрытие до-| |
|рожек, площадок и залов; обеспечивать| |
|разумное сочетание рентабельных и | |
|экономически нерентабельных площадей;| |
|иметь возможность переконструирования| |
|физкультурно-спортивных сооружений | |
|образовательных учреждений в после- | |
|учебное время; бассейны для рекреации| |
|должны быть не с резко, а с постепен-| |
|но увеличивающейся глубиной, иметь | |
|устройства для массажа подводной | |
|струей воды под давлением и "водопа- | |
|дом", а также приспособления для вол-| |
|нообразования. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.13|Организовать повышение квалификации | |КФКСиТ
|работников физкультурно-оздоровитель-| |
|ных и спортивных сооружений | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.14|Создать при КФКСиТ отдел физкультур- | |КФКСиТ, Финупра-
|но-спортивных сооружений | |вление, МП "Жил-
| | |коммунсервис"
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.15|Создать городское специализированное | 1999г. |КФКСиТ, Финупра-
|хозрасчетное строительно-ремонтное | |вление, МП "Жил-
|предприятие в структуре КФКСиТ - | |коммунсервис",
|- "Спортстройсервис" | |Управление эко-
| | |номики
------+-------------------------------------+-----------+----------------
4.3.16|Создать МУ "Загородная спортбаза" | 1998г. |КФКСиТ, Финупра-
|(оз.Банное) | |вление, МП "Жил-
| | |коммунсервис",
| | |Управление эко-
| | |номики
-------------------------------------------------------------------------
5. Организация физической культуры по месту жительства и отдыха населения
5.1. Задачи:
Исходя из концептуального положения о приоритете территориального принципа развития физической культуры и массового (народного) спорта, значительного расширения прав местных органов самоуправления становится реальной задача сконцентрировать организацию и управление развитием физической культурой в местных органах самоуправления, перенести центр физкультурно-спортивных занятий в места жительства и отдыха населения (жилые микрорайоны, общежития, парки, лесопарки, пляжи т.д.).
Из этого вытекает необходимость создать широкую сеть разнообразных самодеятельных хозрасчетных (общественных, кооперативных, частных) физкультурно-оздоровительных и спортивных объединений, центров, клубов, школ, консультационно-диагностических пунктов, где могут наиболее полно реализоваться потребности и интересы населения в области физической культуры.
5.2. Основные причины (проблемы), тормозящие решение этих задач:
5.2.1. отсутствие четкой нормативной базы развития ФК и С по месту жительства;
5.2.2. отсутствие в этой связи, постоянных стабильных источников финансирования ФК и С по месту жительства;
5.2.3. разобщенность органов управления, учреждений, организаций и предприятий, т.е. отсутствие хозяина в этом деле;
5.2.4. крайний дефицит специалистов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства и отдыха населения, отсутствие системы переподготовки имеющихся специалистов для работы по этому профилю и их заинтересованности в такой переподготовке;
5.2.5. отсутствие системы стимулирования общественных кадров в участии в физкультурно-спортивной работе по месту жительства и отдыха;
5.3. Программные меры и действия.
Они вытекают из Основ законодательства РФ о физической культуре и спорте, Закона о местном самоуправлении и передового зарубежного и отечественного опыта организации этого дела.
-------------------------------------------------------------------------
N п\п | Программные меры и действия | Сроки | Исполнители
| |выполнения |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.1.|Подготовить перспективный и годовые | 1998г. |Финуправление
|планы работы (ежегодно), в которых | |МП "Жилкоммун-
|должны найти обязательное отражение | |сервис"
|вопросы строительства новых и рекон- | |Управление архи-
|струкции имеющихся физкультурно-оздо-| |тектуры
|ровительных и спортивных объектов в | |
|жилых микрорайонах, парках отведенных| |
|для этих целей землях, утверждение | |
|сметы расходов на строительство, ре- | |
|конструкцию и эксплуатацию физкуль- | |
|турно-оздоровительных и спортивно- | |
|массовых объединений, центров, школ, | |
|клубов, пунктов и т.д., используя все| |
|возможные источники финансирования | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.2.|Решить вопрос в городском собрании | 1997г. |Городское собра-
|народных депутатов и администрации о | |ние народных де-
|выделении ассигнований на финансиро- | |путатов,
|вание ФК и С отдельной строкой в объ-| |Администрация
|еме не менее 2%, исходя из опыта ана-| |города,
|логичного финансирования из муници- | |Финуправление,
|пального бюджета цивилизованных стран| |Комитет по упра-
|мира и объективной необходимости пре-| |влению имущест-
|одоления физической деградации насе- | |вом, КФКСиТ
|ления. 70% этих средств направлять на| |
|развитие ФК и С по месту жительства и| |
|отдыха населения | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.3.|Руководствуясь Основами законодатель-| 1998г. |Администрация
|ства РФ о физической культуре и спор-| |города,
|те, установить, что поступления сред-| |Финуправление,
|ств из внебюджетных источников не | |КФКСиТ
|является основанием для сокращения | |
|бюджетных отчислений на развитие ФКиС| |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.4.|Организовать контроль за использова- | весь |КФКСиТ
|нием физкультурно-оздоровительных и | период |
|спортивных сооружений по прямому наз-| |
|начению | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.5.|Организовать переподготовку специа- | 1998- |КФКСиТ
|листов ФК и С для работы в специфи- | 1999г.г. |
|ческих условиях места жительства и | |
|отдыха населения, создать систему ма-| |
|териального и морального стимулирова-| |
|ния указанных специалистов, перепод- | |
|готовку специалистов организовать на | |
|базе опорных физкультурно-оздорови- | |
|тельных объединений, центров, клубов,| |
|школ, применяющих эффективные формы и| |
|методы в своей работе. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.6.|Организовать консультационные пункты | 1998- |районные админи-
|при физкультурно-оздоровительных объ-| 1999г.г. |страции, КФКСиТ
|единениях, центрах, клубах, школах | |
|для жителей микрорайона | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.7.|Создать систему медицинского обеспе- | 1998- |Управление здра-
|чения физкультурно-оздоровительных и | 1999г.г. |воохранения
|спортивных занятий и соревнований по | |
|месту жительства, использовать в этих| |
|целях медицинских работников физкуль-| |
|турно-оздоровительных и спортивных | |
|сооружений, объединений и т.п., вра- | |
|чебно-физкультурных диспансеров, ка- | |
|бинетов лечебной физкультуры, амбула-| |
|торий и поликлиник, медицинские служ-| |
|бы образовательных учреждений и др. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
5.3.8.|Контролировать ход создания условий | весь |КФКСиТ
|для организации физкультурно-оздоро- | период |
|вительных и спортивных занятий в жи- | |
|лых микрорайонах, общежитиях, парках,| |
|лесопарках, пляжах, а также летних | |
|оздоровительных лагерях. | |
-------------------------------------------------------------------------
6. Подготовка спортивного резерва
6.1. Задачи:
6.1.1. Создание условий и возможностей для раскрытия и совершенствования спортивных талантов среди детей, подростков и молодежи города.
6.1.2. Пополнение сборных команд города, региона и Российской Федерации спортсмена уровня мастерства, достаточного для успешного выступления на Российских и международных соревнованиях, чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.
6.2. Причины, сдерживающие решение задач по подготовке спортивного резерва:
6.2.1. Низкий процент охвата детей и подростков 6-15 лет занятиями в ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮСШ - 10% при нормативе 20%.
6.2.2. Недостаточный уровень тренерского мастерства значительного числа тренеров-преподавателей спортивных школ.
6.2.3. Отсутствие необходимой для работы на современном уровне материально-технической базы.
6.3. Программные меры и действия:
-------------------------------------------------------------------------
N п\п | Программные меры и действия | Сроки | Исполнители
| |выполнения |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
6.3.1.|Открыть дополнительно спортивные шко-| 1998- |КФКСиТ, Управ-
|лы (прежде всего в микрорайонах, где | 2000г.г. |ление образова-
|они отсутствуют) в соответствии с | |ния,
|подпрограммами охвата занимающихся | |Гуманитарное
|спортом этими школами (см.ниже) | |управление
------+-------------------------------------+-----------+----------------
6.3.2.|Укрепить высококвалифицированными | 1998- |КФКСиТ, Управ-
|тренерскими кадрами те спортивные | 2000г.г. |ление экономики,
|школы, которые традиционно готовят | |Финуправление
|спортивный резерв, а также те, кото- | |
|рые имеют специализированную спортив-| |
|ную базу. | |
|В этих целях: | |
|- направить на стажировку к лучшим | |
|тренерам России группу молодых, спо- | |
|собных тренеров города за счет специ-| |
|ально выделенных для этого средств; | |
|- изыскать возможность обеспечения | |
|приглашенных тренеров жильем; | |
|- добиться проведения на территории | |
|города крупных Всероссийских междуна-| |
|родных соревнований по тем видам | |
|спорта, на которые делается "ставка" | |
|как на ударные, способные дать отдачу| |
|в виде чемпионов и призеров мира и | |
|Олимпийских игр. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
6.3.3.|Определить 4-5 спортивных баз по | 1998- |КФКСиТ, Управ-
|опорным (ударным) видам спорта, кото-| 2000г.г. |ление экономики,
|рые постоянно, целенаправленно и пла-| |Финуправление,
|номерно совершенствовать и оснащать | |Управление здра-
|самым современным инвентарем, аппара-| |воохранения,
|турой и оборудованием, в том числе | |Управление обра-
|импортным, купленным за валюту. | |зования
------+-------------------------------------+-----------+----------------
6.3.4.|Осуществить врачебный контроль за | Весь |КФКСиТ,
|спортсменами силами ВФД и кабинетов | период |Управление здра-
|врачебного контроля местных поликли- | |воохранения
|ник в соответствии с приказом Минис- | |
|терства здравоохранения, а также | |
|обеспечение спортсменов фармакологи- | |
|ческими, восстановительными средства-| |
|ми, витаминами и белково-глюкозными | |
|препаратами, в соответствии с норма- | |
|ми, установленными Комитетом РФ по | |
|физической культуре и спорту. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
6.3.5.|Улучшить жилищно-бытовые условия | Весь |Администрация
|спортсменов мастеров спорта России | период |города, КФКСиТ
|международного класса, являющихся | |
|членами сборных команд России и | |
|реально претендующих на успешное выс-| |
|тупление в их составе на чемпионатах | |
|мира и Олимпийских играх - персональ-| |
|но. Аналогично решить вопросы по лич-| |
|ным тренерам этих спортсменов. | |
-------------------------------------------------------------------------
Подпрограмма охвата детей и подростков массовым спортом и в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП)
Общее чис- ло детей |
Процент охвата от числа всех детей и подростков города в возрасте 6-15 лет |
||||
Норматив | Имеется в 1997г. |
Охватить | |||
6-8 лет | 1998 | 1999 | 2000 | ||
по городу | 20% | 10,1% | 12% | 16% | 20% |
Подпрограмма охвата занимающихся спортом высших достижений в системе подготовки спортивных резервов (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, ЦОП)
Города и районы |
Процент охвата молодежи в возрасте 16-25 лет | ||||
Норматив | Имеется в | Охватить | |||
1997г. | 1998 | 1999 | 2000 | ||
по городу | 0,25% | 0,13% | 0,14% | 0,19% | 0,25% |
7. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта. Потребность в материально-технических ресурсах
Финансирование физической культуры и спорта - решающий момент их развития. Мировой опыт ориентирует на использование разнообразных источников средств этого развития, причем на нужды физического воспитания и спорта для всех - преимущественно из государственного бюджета, а на нужды спорта высших достижений - главным образом за счет спонсоров и самофинансирования федераций, других спортивных объединений.
Экспертная оценка показывает, что потребности города в финансировании физического воспитания и массового спорта покрываются сегодня на 10%, а спорта высших достижений на 40%. Это не позволяет использовать огромный потенциал физической культуры и спорта для приостановления роста уровня преступности, заболеваемости, инвалидности, физической деградации населения, а также раскрыть в полной мере спортивные таланты среди молодежи города.
7.1. Задачи:
7.1.1. Приближение к мировому уровню финансирования ФКиС в отношении размера доли этого финансирования от общей суммы бюджета. Доведение этой доли не менее чем до 4-5% к 2000г. (1999г. - 2,3, 2000г. - 2,4%), что предполагает одновременное исключение, как дискриминационной, практики финансирования физической культуры и спорта по принципу "на уровне прошлого года плюс ...", и остаточного принципа по отношению к ним.
7.1.2. Выделение из бюджета города дотаций на работу физкультурно-оздоровительных центров, клубов, сооружений, других аналогичных учреждений, организаций и предприятий в размере 50-60% от их общих расходов по обеспечению физкультурно-оздоровительной работы.
7.1.3. Максимальное использование всех источников финансирования физической культуры и спорта в городе: бюджета, средств государственного социального страхования, средств государственного фонда развития физической культуры и спорта региона, средств учреждений, организаций и предприятий и их объединений, средств от продажи прав на рекламу и телетрансляцию спортивных мероприятий, средств спортивных лотерей, средств от проведения спортивно-зрелищных мероприятий, благотворительных пожертвований и других поступлений.
7.1.4. Исключение практики сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и спорта в случае поступления средств из внебюджетных источников.
7.1.5. Выделить в разделе капитального строительства бюджета отдельной статьей финансирование капитального строительства объектов физкультуры и спорта в объеме не менее 20% от общих расходов по разделу.
7.1.6. На приобретение изделий спортивного и туристского назначения выделять не менее 10% от суммы общего объема финансирования на физическую культуру и спорт.
7.2. Причины, мешающие реализации задач, указанных в п.5.1.:
7.2.1. Недооценка социально-экономической, оздоровительной и воспитательной роли ФК и С со стороны ряда управленческих структур, руководителей учреждений, организаций, предприятий, в общественном сознании города в целом. Сохранение "остаточного принципа" финансирования ФК и С.
7.2.2. Отсутствие в городе достаточной нормативно-правовой базы финансирования ФКиС, учитывающее низкий уровень здоровья и работоспособности населения, связанный с этим уровнем экономический, нравственный и генетический урон и его последствия для судеб жителей города, утверждаемой выборными органами власти совместно с администрацией города.
7.2.3. Отсутствие системы материального стимулирования и налоговых льгот для привлечения дополнительных средств на развития ФКиС, которые могли бы выделить учреждения, предприятия, организации, их объединения, а также частные лица.
7.3. Программные меры и действия:
-------------------------------------------------------------------------
N п\п | Программные меры и действия | Сроки | Исполнители
| |выполнения |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
7.3.1.|Создать фонд ФК и С города. Источни- | 1999г. |Администрация
|ками финансирования фонда определить:| |города, КФКСиТ,
|бюджет (в объеме не менее 2% в 1998г.| |Управление эко-
|2,8% - в 1999 и 2,5% в 2000г.). Часть| |номики,
|средств от всех направляемых в бюджет| |Гуманитарное
|города в виде налогов, взыскиваемых с| |управление,
|учреждений, имеющих физкультурно- | |Финуправление
|спортивные сооружения, оказывающих | |
|населению физкультурно-оздоровитель- | |
|ные и спортивные услуги, с предприя- | |
|тий, выпускающих продукцию и товары | |
|спортивного назначения, с организато-| |
|ров физкультурно-спортивных зрелищных| |
|мероприятий, получающих доходы от | |
|продажи прав на телетрансляцию ука- | |
|занных мероприятий и размещение рек- | |
|ламы во время их проведения, часть | |
|направляемых в бюджет региона средств| |
|от проведения всех видов спортивных | |
|лотерей. | |
|Создать Фонд ФК и С города с целью | |
|объединения средств, поступающих из | |
|бюджетных и внебюджетных источников, | |
|направляемых на реализацию программы | |
|развития ФК и С в городе. Порядок об-| |
|разования фонда ФК и С, а также рас- | |
|ходование его средств определить по- | |
|ложением о фонде. Доля расходов на | |
|цели развития спорта высших достиже- | |
|ний установить в размере не более 30%| |
|из бюджетных средств, а также из | |
|средств фонда ФК и С в целом. Разви- | |
|тие профессионального спорта осущест-| |
|влять на чисто коммерческой основе | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
7.3.2.|Создать при администрации города экс-| 1999г. |Администрация
|пертный совет по финансированию ФК и | |города, КФКСиТ,
|С в составе специалистов-финансистов | |Управление эко-
|властных структур и выборных органов | |номики,
|города, бизнесменов из числа бывших | |Финуправление
|спортсменов и тренеров, руководителей| |
|и финансовых работников физкультурно-| |
|спортивных организаций | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
7.3.3.|Ассигнования на финансирование ФК и С| |Администрация
|указывать в бюджете города отдельной | |города, КФКСиТ,
|строкой | |Управление эко-
| | |номики, ГУ,
| | |Финуправление
------+-------------------------------------+-----------+----------------
7.3.4.|Вывести договорные формы работы физ- | 1998г. |КФКСиТ федерации
|культурно-спортивных организаций с | |
|предприятиями | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
7.3.5.|Принять решение выборных органов и | 1998г. |Городское собра-
|администрации города о недопустимос- | |ние депутатов,
|ти приватизации существующих физкуль-| |Администрация
|турно-оздоровительных и спортивных | |города, КФКСиТ
|сооружений. | |
|Полноценное функционирование рынка | |
|физкультурно-спортивных услуг, здоро-| |
|вую конкуренцию на нем обеспечивать | |
|за счет создания новых государствен- | |
|ных, общественных и частных физкуль- | |
|турно-спортивных объектов. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
7.3.6.|Установить, что часть прибыли пред- | 1998г. |Городское собра-
|приятия, которая вкладывается в раз- | |ние депутатов,
|витие ФК и С, не облагается налогами.| |Администрация
|Освободить учреждения и организации | |города, КФКСиТ,
|ФК и С от уплаты налогов на прибыль. | |Управление эко-
|Отнести физкультурно-оздоровительные | |номики,
|и спортивные сооружения к группе пот-| |Финуправление
|ребителей, для которых устанавливают-| |
|ся льготные тарифы за услуги пользо- | |
|вания тепловой и электрической энер- | |
|гией. | |
------+-------------------------------------+-----------+----------------
7.3.7.|Осуществлять постоянные маркетинговые| Весь |Отдел цен,
|исследования рынка физкультурно-спор-| период |КФКСиТ,
|тивных услуг с целью определения пла-| |Финуправление,
|тежеспособного спроса на них и цено- | |Управление эко-
|вой политики, а также с целью форми- | |номики
|рования такого спроса. | |
|Уровень бюджетных дотаций учреждени- | |
|ям, имеющим физкультурно-оздорови- | |
|тельные сооружения, центрам, школам, | |
|клубам, другим аналогичным объедине- | |
|ниям устанавливать такой, чтобы опла-| |
|та за оздоровительные занятия воспри-| |
|нималась основной частью населения | |
|как доступная, необременительная. | |
| | |
|Информировать население об истинной | |
|стоимости физкультурно-оздоровитель- | |
|ных услуг и о той части этой стоимос-| |
|ти, которую взял на себя городской | |
|бюджет. Это явится эффективным стиму-| |
|лом посещения физкультурно-спортивных| |
|занятий. | |
-------------------------------------------------------------------------
8. Социально-экономический эффект программы этапы реализации
Физическая культура и спорт, как и результаты освоения и овладения людьми их ценностей многогранны. Эффекты физкультурно-спортивных занятий на состояние здоровья, формирования волевых качеств, чувства ответственности, коллективизма, физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие человек общеизвестны. Причем для разных социально-демографических групп и даже на разных этапах их жизни значимость тех или иных эффектов физической культуры меняется. Ценность большинства эффектов ФКиС сегодня практически невозможно "взвесить" в рублях, прибыли, других экономических категориях.
Трудно оценить, например, экономический эффект физкультурно-спортивных занятий на духовно-нравственное оздоровление подрастающего поколения, улучшение его мироощущения, повышение бодрости, чувства уверенности в себе от умения владеть своим телом. Не поддается экономической оценке эффект от развития национальных видов спорта и народных игр, способствующих росту национального самосознания, достоинства, возрождению опробированных веками традиций здорового образа жизни. Невозможно определить экономический результат эффекта улучшения генофонда населения, прямо связанного со здоровым образом жизни.
Вместе с тем, в условиях явной недооценки роли ФКиС со стороны многих людей определение социально-экономического эффекта физической культуры и спорта крайне желательно. Именно этот эффект исследован сегодня наиболее полно с точки зрения количественных показателей.
В случае реализации вполне реальной задачи Программы - увеличить число занимающихся на 30 - 50% и довести его с 10,0 тыс. до 15,0 тыс. (т.е. с 2,37% до 3,55% населения) - будет одновременно достигнут достаточно весомый социально-экономический эффект этой Программы.
По экспертным оценкам экономический эффект в связи с уменьшением потерь на 20% рабочих дней по временной нетрудоспособности, уходу родителей за больными детьми составит не менее 140 млрд. руб. в год (потери у занимающихся ФК ниже в 2,5 - 3 раза, чем у незанимающихся в ценах 1997г.).
Даже трудно подсчитать, но тем не менее огромен экономический и социальный эффект от снижения уровня алкоголизма и наркомании (в городе 2000 наркоманов только по официальным данным).
Занятия ФК и С увеличивают продолжительность жизни работоспособного населения при прочих равных ее условиях на 3-4 года, отсюда, прямой экономический эффект от снижения уровня смертности людей в работоспособном возрасте.
Занятия ФК и С снижают уровень производственного и бытового травматизма примерно в 1,5-2 раза, отсюда экономический эффект от снижения инвалидности, как следствия производственного и бытового травматизма.
Существует прямой эффект от повышения общей работоспособности работающих, т.к. производительность труда у занимающихся ФК и С по данным разных исследований повышается от 1 до 5%. В случае полной реализации четырехлетней (1998-2002г.г.) "Программы развития ФК и С" общий экономический эффект составит по городу приблизительно 180-200 млрд.руб. в год. Потребность в ежегодных затратах на осуществление Программы составит примерно 20 млрд.руб. в год.
Понятно, что в связи с экономическими трудностями, кризисом и инфляцией полная реализация Программы в течение 3-х лет представляется проблематичной. В этой связи целесообразно поэтапное ее осуществление с учетом соотношения социально-экономического эффекта того или иного раздела Программы и ориентировочных затрат на его реализацию. Ниже приводится таблица, позволяющая делать выбор очередности осуществления отдельных разделов Программы.
Таблица, характеризующая социально-экономическую отдачу от реализации отдельных разделов программы (экспертная оценка)
-------------------------------------------------------------------------
Приоритет- | Разделы программы |"Весомость"
ность раз- | |социально-
делов прог-| |экономичес-
раммы по их| |кого эффек-
социально- | | та (в %)
экономичес-| |
кой отдаче*| |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
1. |Информационно-пропагандистское обеспечение, физ- | 18,0
|культурное образование населения |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
2. |Обеспечение специалистами новой формации и обще- | 17,0
|ственными кадрами |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
3. |Физическое воспитание в общеобразовательных уч- | 15,0
|реждениях и учреждениях начального и среднего |
|профобразования |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
4. |Физическая культура по месту жительства и отдыха | 10,0
-----------+-------------------------------------------------+-----------
5. |Физическая культура в семье | 8,0
-----------+-------------------------------------------------+-----------
6. |Физическое воспитание в учреждениях дошкольного | 7,0
|образования |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
7. |Развитие сети физкультурно-оздоровительных и | 7,0
|спортивных сооружений (без образовательных учреж-|
|дений) |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
8. |Обеспечение товарами физкультурно-спортивного | 7,0
|назначения |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
9. |Совершенствование управления физкультурно-спор- | 3,0
|тивным движением |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
10. |Физическая культура в учреждениях высшего профес-| 3,0
|сионального образования |
-----------+-------------------------------------------------+-----------
11. |Физическая культура в системе производства | 2,0
-----------+-------------------------------------------------+-----------
12. |Физкультурно-спортивные мероприятия | 2,0
-----------+-------------------------------------------------+-----------
13. |Физическая культура и спорт среди инвалидов | 1,0
-----------+-------------------------------------------------+-----------
|ОБЩАЯ СУММА | 100,0
-------------------------------------------------------------------------
* - с учетом поправки на отдаленную отдачу в виде действия сформированных потребностей в здоровом образе жизни, чувства ответственности, волевых качеств, улучшения генофонда и др.
Из таблицы видно, что наиболее эффективным с социально-экономической точки зрения является реализация разделов:
- информационно-пропагандистское обеспечение, физкультурное образование населения;
- обеспечение специалистами новой формации и общественными кадрами;
- физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профобразования;
- физическая культура по месту жительства и отдыха;
- физическая культура в семье;
- физическое воспитание в учреждениях дошкольного образования;
- развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (без образовательных учреждений);
- обеспечение товарами физкультурно-спортивного назначения.
Эти же разделы являются приоритетными и с точки зрения воспитания средствами физической культуры и спорта у подрастающего поколения необходимых нравственно-волевых качеств, формирования потребности в физическом совершенствовании и улучшении его генофонда.
Этапы реализации отдельных мер внутри разделов видны в каждом разделе из сроков исполнения.
Структура потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из городского бюджета
N | Сфера потребности | 1998 г | |
Исчислено в бюджете |
Потребнос- ти |
||
1. | Содержание муниципальных учреждений по спорту 1. МУ "Атлет" |
300.000 |
640.000 |
2. МУ "Спортивно-техническая школа" | 800.000 | 1.400.000 | |
3. МУ "Ринг Магнитки" | 800.000 | 1.700.000 | |
4. МУ "Гребной клуб" | 1.500.000 | 2.500.000 | |
5. МУ "Спортклуб каратэ Кекусинкай" | 200.000 | 450.000 | |
6. МУ "Футбольный клуб" | 3.200.000 | 4.500.000 | |
7. МУ "ДЮСШ по легкой атлетике" | 150.000 | 450.000 | |
8. МУ "МАУЦ" | 809.000 | 840.000 | |
9. МУ "Магнитка -баскет" | 2.200.000 | 2.400.00 | |
10. МУ "Волейбольный клуб" | 1.300.000 | 1.800.000 | |
11. МУ "Городской клуб туристов" | 250.000 | 360.000 | |
12. МУ "Хоккейная школа "Металлург" | 3.500.000 | 3.500.000 | |
2. | Городские физкультурно-оздоровительные меро- приятия |
2.000.000 | 2.000.000 |
3. | Спорт высших достижений (Центр олимпийской подготовки) |
---- | 500.000 |
4. | Подготовка, переподготовка и повышение квали- фикации специалистов |
---- | 200.000 |
5. | Физкультурное образование населения | ---- | 300.000 |
6. | Капитальное строительство, ремонт, реконст- рукция спортивных и физкультурно-оздорови- тельных сооружений - Центральный стадион (15000 мест Х 10$); - табло - Дворец спорта по игровым видам (МГМА) - Загородная спортбаза - Спортплощадки в микрорайонах (40 шт.) |
---- ---- ---- ---- ---- |
90.000 150.000 4.000.000 1.500.000 1.600.000 |
7. | Работа по месту жительства | ------ | 500.000 |
ИТОГО | 17.009.000 | 31.380.000 |
Структура населения города по возрастным группам на начало 1997г. чел.
0-2 лет | 11710 |
3-6 лет | 20105 |
Учащиеся общеобразовательных школ | 58223 |
ССУЗ | 8598 |
Вузы | 15593 |
Трудоспособное население | 248844 |
Старше трудоспособного возраста | 84946 |
Структура населения города в 10 тыс.человек, чел.
0-2 лет | 276 |
3-6 лет | 474 |
Учащиеся общеобразовательных школ | 1372 |
ССУЗ | 203 |
Вузы | 368 |
Трудоспособное население | 5866 |
Старше трудоспособного возраста | 2002 |
Всего тыс.чел. | 424,2 |
Структура населения города по возрастным группам на начало 1997г., чел.
0 - 7 лет | 34.719 | 31 - 40 лет | 60.711 | |
8 - 15 | 51.958 | 41 - 50 | 61.676 | |
16 - 18 | 19.708 | 51 - 55 | 17.609 | |
19 - 20 | 13.737 | 56 - 60 | 29.074 | |
21 - 25 | 33.143 | больше 60 лет | 63.322 | |
26 - 30 | 28.210 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Магнитогорского городского собрания депутатов от 29 апреля 1998 г. N 155 "Об утверждении "Комплексной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.