Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Радиационные аварии на производственном объединении "Маяк" привели к радиоактивному загрязнению отдельных территорий Челябинской области и обусловили комплекс проблем, требующих решения на федеральном и областном уровнях, в том числе путем реализации федеральной и областной программ реабилитации радиоактивно загрязненных участков территории.
Сбросы радиоактивных отходов производственного объединения "Маяк" в реку Теча в 1949-1956 годах привели к загрязнению речной поймы на протяжении 1000 километров. В 1956-1962 годах с берегов реки Теча переселено более 8 тысяч человек, вдоль реки установлена санитарно-защитная зона общей площадью 80 кв.километров, пятую часть которой составляют земли сельскохозяйственного назначения. До настоящего времени на территории зоны сохраняется ограничительный режим, запрещающий использование воды и пойменных угодий реки для питья и хозяйственной деятельности.
В результате взрыва в 1957 году емкости-хранилища высокоактивных отходов загрязнению подверглась территория площадью 23,5 тыс.кв.километров, на которой проживало около 380 тыс.человек. В 1957-1960 годах с территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (далее - ВУРС) эвакуировано более 10 тыс.человек, из сельскохозяйственного оборота временно выведено 119 тыс.гектаров земель. До настоящего времени 16,7 тыс.гектаров входят в состав Восточно-Уральского радиоактивного заповедника, хозяйственная деятельность на территории которого запрещена. На остальных территориях, восстановленных для сельскохозяйственного пользования, сохраняется необходимость постоянного радиационного контроля сельскохозяйственных и лесных угодий, а также продукции, производимой на этих территориях.
Ветровой разнос радиоактивных донных отложений озера Карачай в 1967 году обусловил дополнительное радиоактивное загрязнение 1800 кв.километров прилегающих территорий.
Все эти радиационные ситуации привели к переоблучению 400 тыс.человек, вынужденной эвакуации 42 населенных пунктов.
2. На долю Челябинской области приходится 60 процентов общей величины ущерба, нанесенного пострадавшим территориям и населению при радиационных авариях на Южном Урале. По данным Челябинского института экономики Уральского отделения Российской академии наук общая величина ущерба для Челябинской области составляет в ценах 1991 года 11 млрд.рублей, в том числе:
- ущерб, нанесенный производственно-хозяйственному комплексу, - 60 процентов;
- ущерб от потери здоровья населения - 28,5 процента;
- ущерб от переселения жителей из пострадавших населенных пунктов, проведения реабилитации территорий - 11,5 процента.
3. До 2002 года задачи по преодолению последствий радиационных аварий решались в рамках федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (продленной до 2001 года). В соответствии с указанной федеральной программой на территории Челябинской области в 1996-2001 годах реализован комплекс следующих мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию:
1) определены масштабы радиоактивного загрязнения и созданы государственные карты современных уровней загрязнения почв Уральского региона цезием-137 и стронцием-90 вследствие аварий 1957 и 1967 годов. В зоне влияния производственного объединения "Маяк" организован контроль радиационного загрязнения объектов окружающей среды и текущего облучения населения. По данным контроля оценено влияние на облучение населения последствий радиационных аварий, современной деятельности предприятия, выполнены расчеты накопленных и текущих доз облучения населения;
2) создана и функционирует система медицинского обслуживания граждан, подвергшихся радиационному воздействию, возросли качество и эффективность профилактики и лечения. Ежегодно проводится диспансеризация 6,5 тыс.пострадавших. Более 1000 человек ежегодно получают медицинскую помощь в специализированных реабилитационных отделениях Челябинской областной клинической больницы, клиниках Уральского научно-практического центра радиационной медицины (город Челябинск) и Южно-Уральского института биофизики (город Озерск). Специалистами Челябинской областной детской клинической больницы осмотрено около семи тысяч детей, проживающих на пострадавших территориях, около двух тысяч детей получили стационарную медицинскую помощь. На радиоактивно загрязненных территориях Челябинской области введены в эксплуатацию и реконструированы 12 учреждений здравоохранения;
3) для упорядочения работ по увеличению продуктивности сенокосов и пастбищ были разработаны проекты землеустройства и перераспределения земель для шести сельских и поселковых советов, включающих 35 населенных пунктов с населением 26,7 тыс.человек и общей площадью 25,3 тыс.гектаров. Агромелиоративные работы по улучшению лугов и пастбищ выполнены на площади 4,55 тыс.гектаров;
4) обследовано 14,5 тыс.гектаров земельных и 37,5 тыс.гектаров лесных угодий в границах санитарно-охранной зоны ВУРС. На площади 1,7 тыс.гектаров выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы. В пойме реки Теча осуществлена посадка лесных культур на площади 315 гектаров;
5) введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 21424,8 кв.метров (291 квартира) для пострадавших граждан, проживающих в городе Челябинске и других городах и районах Челябинской области, приобретено 7809,1 кв.метров жилья (141 квартира). Всего в 1996-2001 годах обеспечены жильем 432 семьи пострадавших;
6) из числа строящихся объектов образования сданы в эксплуатацию общеобразовательные школы на 2162 места;
7) введены в эксплуатацию объекты коммунального строительства: 41,36 километра газовых сетей, 4,39 километра водоводов, 5,02 километра линий электроснабжения, две скважины питьевой воды в поселке Теченский Сосновского района;
8) сданы в эксплуатацию:
физкультурно-оздоровительный комплекс площадью 560 кв.метров в городе Касли;
- спортивный зал в школе села Муслюмова площадью 500 кв.метров;
- молочная кухня на пять тысяч порций в городе Касли;
- здание санитарно-эпидемиологической станции на 100 анализов в сутки в районном центре Кунашаке;
- картофелехранилище на 2000 тонн в Красноармейском районе;
- гараж на восемь автомашин и котельная на три котла в Челябинском областном центре реабилитации пострадавших от радиации;
9) построен мост через реку Теча в селе Бродокалмак Красноармейского района, по которому открыто движение по временной схеме.
4. Из областного бюджета на строительство объектов указанной федеральной программы в 1996-2001 годах выделены средства в размере 233,4 млн.рублей (в ценах 2001 года) или 26 процентов от объема общего финансирования. Средства были направлены на строительство Челябинского областного онкологического диспансера, хирургического корпуса Челябинской областной клинической больницы, водозаборных сооружений, 140-квартирного жилого дома в городе Касли, школы в селе Юлдашеве, детского сада в селе Кубагушеве Кунашакского района.
Вместе с тем за весь период реализации указанная федеральная программа профинансирована на 37 процентов от программных объемов и на 94 процента от объемов лимитов, утвержденных на этот период в федеральном бюджете. Финансирование мероприятий указанной федеральной программы, реализованных в Челябинской области, за весь период реализации в ценах 2001 года составило: по статье "капитальные вложения" 787,2 млн.рублей, по статье "прочие текущие расходы" 103,4 млн.рублей.
В связи с этим по состоянию на 1 января 2002 года в Челябинской области не завершено строительство около 100 наиболее важных объектов, предусмотренных указанной федеральной программой (строительство некоторых из этих объектов начато еще при реализации аналогичной федеральной программы на 1992-1995 годы). В очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 15 мая 2002 года стоят 1450 человек, подпадающих под действие Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
5. Анализ итогов выполнения указанной федеральной программы показывает, что проблема преодоления последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" носит долговременный характер и требует продолжения выполнения защитных и реабилитационных мероприятий. Для их реализации была разработана и принята постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года N 637 федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее-ФЦП), включающая подпрограмму "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк". Источниками финансирования данной федеральной программы в целом и указанной подпрограммы в частности определены федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники, указаны объемы финансирования из каждого источника.
6. В соответствии с этим в областной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" на 2003-2005 годы (далее - Программа), указан обязательный объем финансовых средств, утвержденный ФЦП, который должен ежегодно предусматриваться в областном бюджете (далее - средства областного бюджета в ФЦП).
Вместе с тем оценка стоимостной части подпрограммы "Преодоление последствий аварии на производственном объединении "Маяк" (ее федеральной доли) позволяет утверждать, что выполнение запланированных мероприятий невозможно без привлечения других источников финансирования. За рамками утвержденной ФЦП из-за высокой стоимости работ остались мероприятия, направленные на реабилитацию радиоактивно загрязненных участков территории Челябинской области, ряд других мероприятий.
7. Современное состояние проблемы реабилитации территорий Челябинской области, радиоактивно загрязненных вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", и обеспечения безопасности проживающего там населения характеризуется следующими особенностями.
Производственное объединение "Маяк" остается потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения. На территории промышленной площадки предприятия накоплено около 400,0 млн.кюри высокоактивных жидких отходов и 13,0 млн.кюри высокоактивных твердых отходов.
В водоемах-хранилищах среднеактивных отходов озере Карачай и водоеме N 17 Старое болото накоплено более 120,0 млн.кюри. Ветровой разнос с поверхности озера Карачай приводит к радиоактивному загрязнению воздушного бассейна прилегающих территорий. Происходит радиоактивное загрязнение подземных вод в месте расположения озера Карачай.
В Теченском каскаде промышленных водоемов сосредоточено около 340 млн. куб. метров загрязненной низкоактивными отходами воды. Предельных величин достигла сорбционная емкость фильтрующих грунтов, фильтрационные потери из водоема составляют в настоящее время 10 млн. куб. метров в год. Практически исчерпана емкость водоема, уровень воды достигает критической отметки, увеличивается вероятность непосредственной разгрузки загрязненных вод водоема N 11 в реку Теча.
Продолжается облучение населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях. К настоящему времени более 25 тыс.человек имеют накопленную дозу облучения, превышающую 70 миллизивертов, часть из них - 350 и более миллизивертов.
Крупномасштабное картирование ряда территорий выявило наличие отдельных пятен с высокими современными уровнями загрязнения стронцием-90 и цезием-137. Так, на территории населенного пункта Татарская Караболка имеются участки, где уровни вторичного загрязнения стронцием-90 достигают 7 кюри на кв.километр, на территории поселка Новогорный есть участки с уровнями загрязнения цезием-137, достигающими 5 кюри на кв.километр. Оценка среднегодовых эффективных доз облучения населения, проживающего в зоне влияния производственного объединения "Маяк", выявила населенные пункты, где эта величина превышает 1 миллизиверт в год для отдельных возрастных категорий проживающих.
Картирование поймы реки Теча в пределах существующих населенных пунктов Челябинской области выявило высокие уровни загрязнения цезием-137 территории села Муслюмова. Среднегодовая эффективная доза облучения жителей этого села превышает 1 миллизиверт. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 года N 430-р данный населенный пункт отнесен к населенным пунктам, где среднегодовая эффективная доза облучения жителей превышает 1 миллизиверт, что позволяет причислить его территорию к зоне проживания с правом на отселение. На основании этого граждане, постоянно проживающие на территории данного населенного пункта, имеют определенные льготы и компенсации за риск проживания на этой территории либо имеют право выехать за пределы данного села.
Нанесенный ущерб нарушил экономическую основу хозяйственной деятельности на пострадавших территориях. Это привело к падению объемов сельскохозяйственного производства (на 30 процентов), деградации земельных угодий, устойчивому снижению уровня жизни и ухудшению здоровья пострадавшего населения.
В настоящее время пострадавшие территории (Аргаяшский, Кунашак-ский, Каслинский, Красноармейский, Сосновский районы, город Кыштым) характеризуются следующими показателями развития социальной инфраструктуры:
обеспеченность коммунальными услугами:
водопроводная вода - 40 процентов жилого фонда;
горячее водоснабжение - 23 процента жилого фонда;
центральное отопление - 43 процента жилого фонда;
канализация - 23 процента жилого фонда;
обеспеченность местами в школах и дошкольных учреждениях - 25 процентов по сравнению со среднеобластным уровнем;
обеспеченность больничными местами - 72 процента по сравнению со среднеобластным уровнем;
обеспеченность жильем - 74 процента по сравнению со среднеобластным уровнем.
8. На пострадавших территориях и сегодня продолжают сказываться последствия аварий. Часть переселенцев все еще живет в сборно-щитовых домах, построенных 40 лет назад и сейчас уже практически непригодных для жилья.
Из-за отсутствия благоустроенного жилья в пострадавших районах низка обеспеченность врачами и медицинским персоналом, работниками сферы культуры и образования. В 2001 году обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в медицинских учреждениях пострадавших районов по сравнению со среднеобластными показателями составила 45 и 77 процентов соответственно. Большая часть медицинского оборудования практически всех районных больниц этих территорий, не говоря об участковых больницах и фельдшерско-акушерских пунктах, требует обновления и модернизации, в первую очередь это касается диагностического оборудования.
В сложившейся ситуации необходимо учитывать и тот факт, что граждане, проживающие на территориях пострадавших районов и уже имеющие определенную накопленную эффективную дозу облучения, получают дополнительное облучение, в том числе за счет прохождения медицинских рентгенодиагностических процедур на устаревшем изношенном оборудовании. По данным радиационно-гигиенических паспортов пострадавших районов, практически все рентгеновские аппараты, используемые лечебно-профилактическими учреждениями, выработали двойной ресурс.
Все эти факторы оказывают влияние на состояние здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях. Здесь отмечается более высокий уровень заболеваемости взрослых и детей по сравнению с районами Челябинской области, не имеющими такого загрязнения.
Жители неэвакуированных сел на реке Теча (четыре населенных пункта с населением более восьми тысяч человек) продолжают пользоваться рекой в хозяйственных целях из-за отсутствия других подходящих источников водоснабжения или средств для их содержания. Для ряда сельскохозяйственных и лесных угодий, водоемов, расположенных в пострадавшей зоне, сохраняется режим ограничения производства сельхозпродукции.
Жители этих населенных пунктов из-за значительного радиоактивного загрязнения воды и поймы продолжают подвергаться дополнительному внешнему и внутреннему облучению. Здесь есть группы населения, которые накопили в течение всей жизни дозу, превышающую принятые сегодня во всем мире регламентные уровни.
9. По сравнению с другими территориями в пострадавших районах более острая социально-психологическая обстановка. По данным социологов, к стрессу, связанному с экономическими и политическими реформами в России, ее вхождением в мировой рынок, здесь добавляется стресс, связанный с постоянным проживанием вблизи атомного гиганта и порождаемой этим обстоятельством радиофобией.
По данным социологических опросов, 76 процентов граждан, проживающих на пострадавших территориях, считают, что деятельность производственного объединения "Маяк" оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду, 83 процента проживающих уверены в возможности и даже неизбежности повторения радиационных аварий на комбинате. Большинство населения негативно относится к ввозу на территорию Челябинской области отработавшего ядерного топлива и строительству Южно-Уральской атомной станции. По оценкам социологов, в последние годы отмечается рост напряженности социально-психологической обстановки на этих территориях. Масштаб напряженности приближается к оценке "социальный стресс" или "предготовность к социальному взрыву".
В данной ситуации немаловажную роль играет информационно-разъяснительная работа среди населения, в том числе детского. При существующем разнообразии форм такой работы (слушания, семинары, конференции, конкурсы и другие) главной целью ее является доведение до сведения каждого гражданина разнообразной достоверной информации.
Как показала практика реализации мероприятий выполненных федеральных программ, наиболее актуальными для населения являются вопросы, касающиеся обеспечения жильем, организации медицинской помощи, влияния деятельности производственного объединения "Маяк" на население и окружающую природную среду, а также радиационной ситуации в зоне влияния предприятия, организации социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Таким образом, в сложившейся ситуации становится явной необходимость реализации мероприятий, предусмотренных Программой, которая позволит обеспечить более высокий уровень жизни и безопасные условия проживания населения пострадавших территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.