Высокий уровень потребления топливно-энергетических ресурсов, обусловленный недостаточной энергетической эффективностью производства и потребления энергии, постоянный рост цен на энергоносители, большой моральный и физический износ энергетических мощностей ставят перед Челябинской областью важнейшую задачу энергосбережения. Особую актуальность повышению энергетической эффективности придают дефицит вырабатываемой в области электрической энергии, зависимость обеспечения топливом от его поставок из других регионов России, а также необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области.
В целях проведения единой последовательной политики энергосбережения во всех сферах экономики Челябинской области, дальнейшего сокращения расходов потребителей, в том числе финансируемых из областного и местных бюджетов, на энергоресурсы и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления энергосбережения в Челябинской области до 2010 года.
2. Координационному совету по энергосбережению в Челябинской области (Букрин В.Б.) организовать работу по реализации Основных направлений энергосбережения в Челябинской области до 2010 года на основе ежегодных планов работ по энергосбережению, утверждаемых Координационным советом по энергосбережению в Челябинской области.
3. Областному государственному унитарному предприятию "Энергосбережение" (Барановский А.К.) обеспечить методическое сопровождение работ по реализации Основных направлений энергосбережения в Челябинской области до 2010 года.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Букрина В.Б.
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
Основные направления энергосбережения в Челябинской области до 2010 года
(утв. постановлением Губернатора области от 26 марта 2003 г. N 112)
I. Общие положения
Основные направления энергосбережения в Челябинской области до 2010 года (далее именуются - Основные направления) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года", Законом Челябинской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Челябинской области".
Основные направления устанавливают цели и задачи повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (далее именуются - ТЭР) в общей политике социально-экономического развития области, определяют приоритетные и наиболее экономически эффективные мероприятия энергосбережения.
Управление энергосбережением осуществляет Координационный совет по энергосбережению в Челябинской области, созданный в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 01.11.1999 г. N 503 "О совершенствовании системы управления энергосбережением в Челябинской области" (с изменениями и дополнениями от 20.03.2000 г. N 120, от 11.10.2001 г. N 588).
II. Основные цели и задачи энергосбережения в Челябинской области
Реализация мероприятий по энергосбережению отвечает задачам социально-экономического развития области и относится к числу приоритетных направлений деятельности в Челябинской области.
Основными целями проведения работ по энергосбережению в Челябинской области являются:
1) повышение эффективности использования ТЭР потребителями;
2) содействие устойчивому обеспечению населения, жилищно-коммунальной сферы и других отраслей экономики области топливно-энергетическими ресурсами;
3) уменьшение негативного воздействия топливно-энергетического комплекса (далее именуется - ТЭК) на окружающую среду;
4) снижение финансовой нагрузки на областной бюджет за счет сокращения дотаций на приобретение ТЭР;
5) снижение размера платежей потребителей, в том числе бюджетных организаций, за ТЭР.
Для достижения этих целей должны быть решены следующие основные задачи:
повышение эффективности функционирования ТЭК области путем реконструкции и технического перевооружения его отраслей на новой технологической основе;
повышение эффективности использования ТЭР за счет широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования потребителями ТЭР в различных отраслях экономики области;
развитие производства энергоэффективного оборудования и средств учета и регулирования расхода ТЭР предприятиями Челябинской области;
снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов ТЭК за счет перехода на более экологически чистые виды топлива;
развитие нетрадиционной энергетики.
III. Основные направления энергосбережения в Челябинской области
Основными направлениями энергосбережения в Челябинской области являются:
проведение энергетических обследований организаций;
составление энергетических паспортов организаций;
анализ показателей энергетической эффективности и выбор приоритетных энергосберегающих мероприятий;
реализация приоритетных энергосберегающих мероприятий;
оценка достигнутых энергосберегающего и экономического эффектов.
Реализация этих направлений достигается за счет:
установки средств учета и регулирования потребления ТЭР;
снижения прямых потерь ТЭР;
повышения энергетической эффективности изоляции потоков ТЭР;
использование вторичных ТЭР в технологических процессах;
повышения коэффициента полезного действия энергетических
установок на основе их модернизации и реконструкции.
Приоритетными отраслями (организациями), в которых реализуются основные направления энергосбережения, являются:
организации, финансируемые из областного и местных бюджетов;
жилищно-коммунальное хозяйство области;
энергоемкие отрасли промышленности, в том числе электроэнергетика и газовое хозяйство;
наука и образование.
Раздел "Энергосбережение в организациях, финансируемых из областного и местных бюджетов"
В условиях ограниченности бюджетных средств первостепенное значение имеют учет и контроль за расходованием энергоресурсов, а также возможность влиять на количество их потребления. Поэтому энергосбережение на объектах бюджетной сферы предусматривает:
учет и регулирование потребления энергоресурсов;
модернизацию систем отопления;
проведение энергетических обследований и паспортизацию организаций.
Введение приборного учета потребления энергетических ресурсов является необходимым и обязательным условием начала энергосберегающих работ на объектах бюджетной сферы. Учет позволяет дать информацию о реальном потреблении энергетических ресурсов, достичь экономии средств, обусловленной исключением излишне предъявляемой платы за непотребленные энергоресурсы, целенаправленно осуществлять энергосберегающие мероприятия и оценивать их эффективность.
Наличие учета позволяет регулировать потребление энергетических ресурсов в зависимости от времени суток и температуры наружного воздуха. Регулирование осуществляется широким набором средств, включающим простейшие регуляторы прямого действия и системы на основе многофункциональных электронных контроллеров. В зданиях, где люди находятся ограниченное время, особое значение приобретает внедрение блочных автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов высокой степени заводской готовности, состоящих из блоков теплоснабжения, горячего водоснабжения, вентиляции, приборов учета и регулирования расхода тепловой энергии и холодной воды, способных работать в автономном режиме без постоянного обслуживающего персонала.
При установке на объектах систем автоматического регулирования теплопотребления возникает необходимость в модернизации системы отопления здания, что объясняется широким применением однотрубных вертикальных систем отопления, которые сложны в балансировке и практически не пригодны для автоматического регулирования.
Модернизация систем отопления предусматривает:
ревизию систем отопления, выявление и замену изношенных участков, промывку систем;
изменение схемы системы отопления для реализации возможности регулирования параметров расхода и температуры теплоносителя.
Оценка реального потребления энергоресурсов, резервов его снижения, а также целесообразности проведения энергосберегающих мероприятий проводится по результатам энергетических обследований (энергоаудитов) организаций.
Основными задачами энергетических обследований организаций являются:
1) определение энергопотребления объектов;
2) оценка резервов снижения энергоемкости;
3) оценка эффективности проведенных энергосберегающих работ;
4) расчет рекомендуемых лимитов потребления ТЭР;
5) выявление экономии бюджетных средств.
По результатам энергоаудитов составляются энергетические паспорта организаций и разрабатываются энергосберегающие мероприятия.
Раздел "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве"
Энергосбережение является одним из важнейших аспектов реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - ЖКХ) и направлено на снижение затрат на производство, подачу и потребление ТЭР и защиту населения от резкого подорожания услуг в условиях перехода отрасли на безубыточное функционирование,
Для целенаправленной работы по повышению эффективности использования ТЭР в муниципальных образованиях области должны быть разработаны программы энергосбережения, содержащие перечень мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и устройств.
Стратегия энергосбережения в ЖКХ состоит. из комплекса мероприятий, которые разделяются на:
долгосрочные, требующие значительных капитальных вложений, со сроком окупаемости более 5 лет;
среднесрочные мероприятия со сроком окупаемости от 2 до 5 лет;
первоочередные мероприятия со сроком окупаемости до 2 лет.
К долгосрочным мероприятиям относятся:
1) строительство новых крупных тепло- и водоисточников;
2) модернизация действующих котельных и насосных станций с установкой высокопроизводительного котельного оборудования и насосных агрегатов;
3) использование экономически выгодных нетрадиционных источников энергии;
4) прокладка новых или капитальный ремонт существующих тепловых сетей с использованием труб с пенополиуретановой и другой теплоизоляцией, обеспечивающей снижение тепловых потерь в 2-3 раза;
5) прокладка новых или капитальный ремонт действующих водопроводных сетей с использованием труб с внутренними покрытиями;
6) утепление наружных стеновых ограждений зданий с использованием жестких плит, гибких матов и других материалов, замена оконных блоков.
К среднесрочным мероприятиям относятся:
1) строительство модульных котельных с тепловой мощностью от 1 до 25 Гкал/ч.
Данное строительство является необходимым в условиях острого дефицита тепла в отдельных районах муниципального образования, особенно на концевых участках тепловых сетей. Блочные котельные отличаются высоким коэффициентом полезного действия (далее именуется - КПД) котельного оборудования, высокой степенью автоматизации, минимальным количеством обслуживающего персонала. Они обеспечивают значительную экономию тепла за счет сокращения протяженности наружных тепловых сетей или отказа от них при применении пристроенных, встроенных и крышных котельных.
2) повышение экономичности и эффективности работы котельных путем перевода их с жидкого топлива на газ или местные виды топлива (торф, отходы деревообрабатывающих предприятий и другие);
3) оптимизация процессов горения на котлах и внедрение оптимальных графиков регулирования расхода и температуры теплоносителя с использованием средств автоматизации и контроля;
4) оптимизация водоподготовки на источниках тепла с использованием современных средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды;
5) замена наиболее изношенных участков тепловых сетей, находящихся в аварийном состоянии, на трубы с заводской теплоизоляцией на основе пенополиуретана;
6) уплотнение оконных и дверных проемов;
7) устранение промерзаний и утепление стыков, крыш, чердаков, подвалов и лестничных клеток.
Первоочередные мероприятия включают в себя широкий комплекс работ и характеризуются быстротой внедрения и небольшим сроком окупаемости до 2 лет. Они позволяют повысить надежность и эффективность работы источников тепла и тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем, автоматизировать системы отопления в зданиях, снизить расходы теплоносителя, горячей и холодной воды при относительно небольших затратах. К первоочередным мероприятиям относятся:
1) организационные мероприятия, позволяющие заинтересовать производителей и потребителей ТЭР в экономии;
2) работы по повышению надежности и эффективности источников тепла, в том числе:
водоподготовка для обеспечения требуемого качества подпиточной и сетевой воды;
гидрохимическая промывка и электрогидроимпульсная прочистка котлов для исключения и профилактики отложений на поверхностях теплообмена;
регулирование производительности насосов путем применения частотно-регулируемого электропривода, за счет чего повышается ресурс технологического оборудования, уменьшается износ коммутационной аппаратуры, повышается надежность защиты от аварийных ситуаций и обеспечивается существенная экономия электрической энергии;
автоматизация контроля работы теплоисточников, в том числе за производством и отпуском тепловой энергии, для чего на выходе котельных должны в обязательном порядке устанавливаться теплосчетчики для контроля за подачей тепла потребителям, приборы для контроля расхода подпиточной воды и другие контрольно-измерительные приборы;
3) мероприятия по повышению эксплуатационной надежности тепловых сетей, в том числе:
применение противокоррозионных покрытий;
оптимизация режимов функционирования тепловых сетей для. повышения их гидравлической устойчивости за счет установки специально рассчитанных дросселирующих устройств;
контроль за работой тепловой сети с использованием автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления;
4) работы, способствующие экономии энергоресурсов и воды у потребителей, в том числе:
гидрохимическая промывка систем отопления для удаления отложений в стояках и отопительных приборах;
электрогидроимпульсная прочистка внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения;
электрогидроимпульсная прочистка радиаторов;
регулирование подачи тепла в здания для поддержания требуемого температурного режима в системах отопления;
организация контроля за потреблением энергоресурсов у потребителей путем оснащения соответствующими приборами учета;
другие работы, позволяющие экономить энергоресурсы.
Раздел "Энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности"
Энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности направлено на снижение энергоемкости и себестоимости выпускаемой продукции. Это достигается за счет введения на предприятиях систем энергетического менеджмента, предусматривающих организацию управления издержками при производстве продукции, основанную на учете затрат по местам их возникновения.
Система энергетического менеджмента включает в себя:
организацию комплексного учета потребления ТЭР, как по технологическим участкам, так и по предприятию в целом;
проведение системно-аналитических работ по оценке и планированию энергосберегающих мероприятий на основе данных комплексного учета потребления ТЭР;
организацию выполнения плана энергосберегающих мероприятий.
Первоочередным мероприятием по энергосбережению на предприятиях является создание автоматизированных систем учета электроэнергии. При этом наряду с учетом объемов потребляемой энергии должен осуществляться оперативный контроль показателей энергоемкости технологических процессов по участкам. В целом по предприятию должен определяться максимум нагрузки по времени суток. На основе этого осуществляется рациональное планирование загрузки технологических участков с точки зрения выравнивания нагрузки предприятия и смещения пика нагрузки за пределы пиков нагрузки энергосистемы, В процессе эксплуатации автоматизированных систем учета и диспетчерского управления потреблением электрической энергией решаются следующие задачи:
сокращение размеров платежей за электроэнергию по основной ставке двухставочного тарифа в результате обоснованного снижения заявленного максимума нагрузки;
приведение электропотребления технологических цехов к заданным суточным лимитам;
минимизации материальных и финансовых потерь от ограничений объектов потребления, производимых энергосистемой;
уменьшение потерь активной мощности и электроэнергии за счет выбора рационального состава работающего силового электрооборудования.
Важной задачей является создание автоматизированных систем учета и контроля за потреблением других видов энергетических ресурсов: газа, тепловой энергии, пара, питьевой воды, технической воды и других. Это достигается за счет:
оснащения объектов энергохозяйства датчиками первичной информации;
организации контрольных точек сбора и предварительной обработки информации;
создания пунктов управления с развитыми локальными вычислительными сетями;
создания центрального и локальных диспетчерских пунктов;
интеграции автоматизированной системы диспетчерского управления энергетическим хозяйством в автоматизированной системе управления предприятия.
Энергетический менеджмент на предприятии основывается на системном анализе энергопотребления по частным и обобщенным показателям. Первичными документами анализа энергопотребления являются энергетические паспорта технологических участков, цехов и предприятия в целом. Энергетические паспорта составляются на основе данных учета и энергетических обследований.
Данные об энергопотреблении служат основой построения энергетического баланса предприятия. Энергетический баланс предприятия состоит из двух сводных групп анализа - внешнего и внутреннего энергобалансов.
Внешний энергобаланс отражает объемы покупки и реализации на сторону энергоресурсов, разница - чистое энергопотребление предприятия. На основе внешнего энергобаланса оценивается обобщенный удельный показатель энергопотребления на единицу производимой продукции.
Внутренний энергетический баланс основывается на оценке энергетических потоков по отдельным технологическим участкам и подразделениям предприятия. Он должен содержать объемы:
потребления энергетических ресурсов;
выработки вторичных энергетических ресурсов;
выработки собственных энергетических ресурсов.
Внутренний энергетический баланс служит основанием для оценки частных удельных показателей энергопотребления по отдельным технологическим участкам и подразделениям. На основе данного подхода осуществляется сравнительная оценка энергоэффективности участков и подразделений.
Ведение энергетического баланса предприятия служит основой для определения соотношения между объемами потребляемых и утилизируемых энергоресурсов, объективного решения задачи оптимизации энергопотребления, постоянной оценки внедряемых мероприятий по энергосбережению, прогнозирования объемов закупаемых энергоресурсов, задания и контроля граничных условий энергопотребления. Энергетический баланс служит основой постановки энергосберегающих мероприятий в план первоочередных работ предприятия.
1. Повышение энергетической эффективности систем электроснабжения
В условиях планируемого роста электропотребления повышение энергетической эффективности систем электроснабжения предусматривает:
1) переход на использование современных технологий производства электрической энергии;
2) реконструкцию и восстановление электрических сетей, особенно в сельской местности;
3) строительство средних и малых по мощности электростанций, минигидроэлектростанций, особенно для электроснабжения отдаленных от центральных электрических сетей организаций.
В период до 2010 года при реконструкции действующих и сооружении новых крупных электростанций приоритетным является использование технологий парогазовых и газотурбинных установок как наиболее экономически эффективных и экологически чистых, когда экономия топлива возникает за счет повышения КПД и увеличения удельной выработки электроэнергии при комбинированном производстве электроэнергии и тепла на теплоэлектроцентрали.
В целях снижения потерь электроэнергии при ее транспортировке до потребителей предусматривается реконструкция электрических сетей, особенно в сельской местности, установка источников компенсации реактивной мощности и повышения уровней напряжения в линиях электропередач.
Надежность электроснабжения отдаленных от центральных электрических сетей потребителей и снижение потерь электроэнергии при ее транспортировке обеспечивается за счет строительства средних и малых по мощности электростанций различного типа, преимущественно с использованием парогазовых и газотурбинных установок, минигидроэлектростанций, а также других установок, в том числе на возобновляемых источниках энергии.
2. Энергосбережение в газовом хозяйстве
В условиях постоянного роста цен на газ низкая эффективность его использования приводит к дополнительным необоснованным затратам. Поэтому энергосбережение в газовом хозяйстве направлено на повышение эффективности работы котельного и теплопередающего оборудования, в том числе за счет установки локальных блочных котельных, использования индивидуальных тепловых пунктов, замены кожухо-трубных бойлеров на пластинчатые теплообменники, что значительно повысит КПД оборудования, позволит снизить эксплуатационные затраты и экономить газ, используемый на выработку тепла. Кроме того, экономия газа достигается за счет повышения эффективности и полноты сгорания газа путем регулирования режимов горения.
IV. Информационно-образовательные мероприятия в сфере энергосбережения
Эффективность реализации энергосберегающих мероприятий определяется образовательным уровнем специалистов в области энергосбережения. Поэтому в целях повышения научного и образовательного потенциала Челябинской области в сфере энергосбережения в Южно-Уральском государственном университете и Магнитогорском государственном техническом университете организуются специальные курсы по подготовке специалистов в области:
энергетического менеджмента;
энергосберегающих технологий;
автоматизированных систем учета и регулирования потребления энергетических ресурсов.
Курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов ЖКХ в сфере новых энергосберегающих технологий организуются в университетах, центрах энергосбережения муниципальных образований и промышленных предприятий.
Пропаганда энергосбережения предусматривает выпуск специализированных журналов, информационных бюллетеней, проведение выставок и конференций по новой энергосберегающей технике и технологиям.
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
В.Б.Букрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Челябинской области от 26 марта 2003 г. N 112 "Об основных направлениях энергосбережения в Челябинской области до 2010 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был