Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора области
от 24 сентября 2003 г. N 417
Положение
о деятельности рынков и торговых комплексов в Челябинской области
28 ноября 2003 г., 7 апреля 2004 г.
Настоящее Положение о деятельности рынков и торговых комплексов в Челябинской области (далее - Положение) определяет общие правила содержания рынков и торговых комплексов на территории Челябинской области, организации торгового процесса и обслуживания населения.
Положение разработано в соответствии с:
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ);
Законом Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ);
Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.1993г. N 4871-1 (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ);
Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ;
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в редакции Федеральных законов 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ);
Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (в редакции Федеральных законов 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ);
Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 02.10.1999 N 1104, от 06.02.2002 N 81, от 12.07.2003 N 421) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Общие положения
Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Рынок - имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, изолированного от прилегающей территории, и расположенных на нем зданий (капитальных строений), оборудованных приспособлениями для осуществления торговли (прилавками, стойками, столами, стеллажами) и других объектов мелкорозничной торговли, при централизации функций хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих специализированный или универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, при централизующих функциях хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Субъекты, осуществляющие торговую деятельность - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, заключившие договор на аренду торгового места с администрацией рынка и осуществляющих торговлю в порядке, установленном настоящим Положением.
Администрация рынка - орган оперативного управления, назначаемый субъектом, осуществляющим управление рынком.
Субъект, осуществляющий управление рынком - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющийся владельцем (собственником) или арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка.
Специализация рынков - определяется ассортиментом реализуемых товаров: продовольственные, сельскохозяйственные, вещевые, универсальные, специализированные и др.
Универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах.
Продовольственный рынок - рынок по реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами для их хранения и реализации.
Сельскохозяйственный рынок - рынок на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе изготовленной в личных хозяйствах.
Торговые объекты - магазины, павильоны, киоски, в том числе контейнерного типа, автомагазины, предприятия общественного питания и сферы услуг и прочие, расположенные на территории рынков и предоставляемые организациями, создавшими и управляющими рынками, на договорной основе в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, реализующим товары и оказывающим услуги на рынке.
2. Требования к содержанию и оборудованию рынков и торговых комплексов
1. Рынки (торговые комплексы) организуются решением органов местного самоуправления по согласованию в установленном порядке с территориальными органами госсанэпиднадзора, ветеринарного надзора (при осуществлении торговли продуктами питания), противопожарной службы, внутренних дел, землеустройству, другими компетентными органами; в соответствии со строительными и архитектурными нормами и правилами.
2. Изменение специализации, проведение реконструкции, модернизации и перепланировки застройки территории рынка (торгового комплекса) по инициативе субъекта, осуществляющего управление рынком (торговым комплексом), производится по согласованию с органами местного самоуправления.
3. При входе на территорию рынка, торгового комплекса размещается вывеска на русском языке с указанием его названия и субъекта, осуществляющего управление рынком, торговым комплексом, специализации, режима работы.
4. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
указатели торговых зон по специализации;
стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, милиции, государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора на рынке, торговом комплексе при реализации продукции животного и растительного происхождения, контрольных весов, автостоянки, туалета и других объектов;
схема эвакуации рынка, торгового комплекса и порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка, торгового комплекса вывешиваются:
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
Правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
порядок и условия предоставления мест торговли и услуг на рынке, книга отзывов и предложений;
наименование, адреса и телефоны контролирующих и надзорных органов.
5. Рынки, торговые комплексы оборудуются системой громкой связи и оповещения.
6. Размещение торговых зон, павильонов, торговых рядов, прилавков, столов производится в соответствии с требованиями санитарных и противопожарных правил и должно обеспечивать удобства и свободный проход к торговым местам покупателей.
7. Используются средства измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), только соответствующие требованиям метрологических правил и норм.
8. Весы и другие измерительные приборы устанавливаются на рабочем месте продавца таким образом, чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс взвешивания, определения стоимости и отпуска товаров, не допускается загромождение весов выставкой товара;
запрещается пользоваться бытовыми весоизмерительными приборами.
9. На территории рынка, торгового комплекса должны быть размещены в специально отведенных местах:
туалеты;
контрольные весы, овоскопы.
3. Предоставление торговых мест
1. Торговые места (объекты) предоставляются субъектам, осуществляющим торговую деятельность при обязательном предъявлении следующих документов (оригиналов или копий заверенных в установленном порядке):
о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для иногородних плательщиков - свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения) и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного налоговыми органами;
карточки регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке контрольно-кассовой техники;
оригинала заключения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка, торгового комплекса при реализации продукции животного и растительного происхождения;
документа, удостоверяющего личность - для субъектов, осуществляющих торговлю плодоовощной продукцией, полученной в личном хозяйстве, либо непродовольственными товарами, бывшими в употреблении.
2. Передача торгового места третьему лицу без ведома администрации рынка, торгового комплекса запрещается.
3. Кроме торгового места субъекты, осуществляющие управление рынком, торговым комплексом, предоставляют помещения для хранения товара, оборудованные в соответствии с требованиями хранения отдельных видов товаров.
4. Режим работы рынка, торгового комплекса
1. Режим работы рынка, торгового комплекса устанавливается субъектом, осуществляющим управление рынком, по согласованию с органами местного самоуправления, которые могут вносить коррективы по режиму работы рынков, торговых комплексов в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских и городских мероприятий, в периоды нарастания угроз совершения террористических актов.
2. Время работы торговых объектов, расположенных на рынке регламентируется общим режимом работы рынка, торгового комплекса.
3. Санитарный день проводится в соответствии с графиком, согласованным с территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. При закрытии рынка, торгового комплекса для проведения внеплановых санитарно-технических работ администрация предварительно информирует продавцов, население, органы местного самоуправления о причинах и периоде закрытия рынка, торгового комплекса.
5. В случае необходимости закрытия торгового объекта, расположенного на рынке во время работы рынка, торгового комплекса продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта.
6. В случае закрытия рынка, торгового комплекса для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и органов местного самоуправления доводится незамедлительно.
5. Управление рынком, торговым комплексом
1. Управление рынком, торговым комплексом осуществляется субъектом предпринимательской деятельности - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимся владельцем или арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка, торгового комплекса.
2. Оперативное управление рынком, торговым комплексом осуществляется администрацией, назначаемой субъектом, осуществляющим управление рынком, торговым комплексом.
3. Субъект, осуществляющий управление рынком, торговым комплексом, имеет право:
предоставлять торговые места юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на договорной основе для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке, торговом комплексе;
в установленном законодательством порядке определять стоимость услуг по предоставлению торговых мест;
предоставлять дополнительные услуги на договорной основе;
предоставлять услуги проката средств измерений (весов, гирь и т.д.), другого оборудования;
расторгать договоры на предоставление торговых мест и использовать иные меры воздействия к арендаторам, допускающим нарушения установленных требований к осуществлению торговой деятельности на рынках, торговых комплексах.
4. Субъект, осуществляющий управление рынком, торговым комплексом, обязан:
организовать работу рынка, торгового комплекса и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемическую, эпизоотическую и экологическую безопасность в районе его расположения, принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны, обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, торгового комплекса, в том числе по энерго-, тепловодоснабжению;
оказывать содействие представителям государственных контролирующих и правоохранительных органов в ходе осуществляемых ими проверок, принимать меры по устранению выявленных нарушений;
назначить приказом ответственного за работу пункта проката средств измерений и обеспечения единства измерений;
содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка, торгового комплекса, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории;
выделить и оборудовать следующие помещения:
помещение для размещения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения);
помещение для государственных контролирующих и правоохранительных органов на период проведения контрольных мероприятий;
помещение для разруба мясосырья;
помещение - изолятор, оборудованное холодильной камерой для временного хранения продукции, от которой отобраны пробы для лабораторных исследований, и изъятых из оборота товаров, в том числе изъятых контролирующими органами;
камеру хранения;
помещение для хранения дезсредств;
иметь средства пожаротушения и средства оповещения населения на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций;
запасные выходы для экстренной эвакуации посетителей при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций;
стоянки для автотранспортных средств арендаторов и покупателей;
общественные туалеты, водопровод;
мусоросборники.
5. Администрация рынка, торгового комплекса имеет право требовать от субъектов, осуществляющих торговую деятельность на рынке, торговом комплексе, предъявления документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, удостоверяющих личность, других документов, необходимых для осуществления торговли.
6. Администрация рынка, торгового комплекса обязана обеспечить:
потребности продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, контрольно-кассовых машинах, инвентаре, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам;
принятие оперативных мер по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей при наличии соответствующих заявлений;
мероприятия по минимальной профессиональной подготовке продавцов;
наличие книги отзывов и предложений, зарегистрированной в соответствующих органах местного самоуправления, которая выдается покупателю по первому требованию;
возможность размещения автотранспорта на автостоянках и парковках с досмотром транспортных средств уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Требования, к организации торгового процесса
1. При реализации товаров потребителям продавец должен иметь предусмотренные законодательством Российской Федерации документы:
подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе сертификат соответствия качества и безопасности или декларацию соответствия, зарегистрированную в установленном порядке, а также товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком;
платежные документы, подтверждающие оплату торгового места на рынке, торговом комплексе;
документ, подтверждающий личность продавца (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), иногородние лица - паспорта, документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания их на территории области;
медицинские книжки установленного образца на продавца с полными данными медицинских обследований и предъявлять их по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов. Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также иметь документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право на осуществление торговой деятельности.
2. Администрация рынка, торгового комплекса должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза, приемки, хранения, реализации товаров. Территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта.
3. Завоз товаров осуществляется до начала работы рынка, торгового комплекса.
4. Погрузка, разгрузка пищевых продуктов производится персоналом в чистой санитарной одежде, с соблюдением правил личной гигиены; шофер-экспедитор (экспедитор), шофер-грузчик (грузчик), а также рубщики мяса должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца.
5. Субъекты, осуществляющие торговую деятельность, обязаны:
довести до сведения потребителя полное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), информацию о регистрации индивидуального предпринимателя;
обеспечить наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары;
строго соблюдать правила личной гигиены, носить чистую санитарную одежду, специальный головной убор (при реализации продуктов питания).
6. Общие принципы взаимоотношений между продавцом и покупателем на рынке, торговом комплексе регулируются гражданским законодательством, основывающимся на признании равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенностью их собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации рынка, торгового комплекса в их коммерческую деятельность, судебной защиты их имущественных и личных прав.
7. На товары, реализуемые на рынке, торговом комплексе, устанавливаются свободные розничные цены (тарифы), которые определяются по взаимной договоренности между продавцами и покупателями, в соответствии с конъюнктурой (сложившимся спросом и предложением), качеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
8. Цены на товары указываются в валюте Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, товары подлежат реализации на рынке, торговом комплексе по государственным регулируемым ценам (тарифам).
9. На территории рынка, торгового комплекса запрещается:
организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденной схемы размещения торговых объектов;
распространение и проведение различных лотерей;
См. текст абзаца 4 пункта 9 раздела 6
реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, за исключением специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.), имеющих разрешительную документацию на вид деятельности;
нахождение легкового и грузового автотранспорта в период работы рынка, торгового комплекса, кроме специализированных рынков по продаже стройматериалов и крупногабаритных товаров, а также при торговле с автомашин на специально отведенных площадках. Завоз товаров и механизированная уборка территории производится до открытия и после закрытия рынка, торгового комплекса;
реализация товаров, запрещенных к свободной реализации действующим законодательством Российской Федерации;
7. Товары, запрещенные к реализации на рынке, торговом комплексе
1. На рынке, торговом комплексе не допускается продажа:
алкогольной продукции вне специально отведенных мест;
огнестрельного, газового и пневматического оружия - винтовок, пистолетов, револьверов, боеприпасов, аэрозольных баллончиков, электрошокеров, пиротехнических и т.п. изделий; холодного оружия - кинжалов, финских ножей и т.п.;
взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ;
наркотических и психотропных веществ;
готового армейского снаряжения, других товаров военного ассортимента, форменного обмундирования, белья со штампом учреждений, организаций и предприятий, спецсредств и спецснаряжения, применяемых в органах внутренних дел, государственных наград, почетных знаков, бланков строгой отчетности (дипломов, трудовых книжек, пенсионных удостоверений и т.д.);
растений, животных и птиц, добыча и реализация которых запрещена законодательством Российской Федерации, редких и исчезающих видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), их частями или дериватами;
снастей, орудий лова, использование которых запрещено законодательством Российской Федерации;
шкурок ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия-изготовителя;
продуктов питания домашнего приготовления;
валюты и ценных бумаг;
лекарств, лекарственных растений, кроме специализированных аптечных киосков, оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями органов, регламентирующих данный вид деятельности, ветеринарных и биологических препаратов;
непродовольственных товаров для детей в возрасте до 3 лет и детского питания, кроме павильонов, изолированных секций (боксов) в крытых рыночных помещениях, специально оборудованных в соответствии с требованиями органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечивающих условия хранения, реализации данной продукции;
товаров без сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;
иных товаров и предметов, свободная реализация которых запрещена на территории Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 28 ноября 2003 г. N 502 пункт 1 раздела 7 настоящего положения дополнен абзацем следующего содержания
объекты интеллектуальной собственности, включая программы для ЭВМ и базы данных, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм без информации об их изготовителях, местах их производства, об обладателях авторских и смежных прав, товарно-транспортных документов, оформленных поставщиками.
8. Контроль за деятельностью рынка, торгового комплекса
1. Контроль за деятельностью рынка, торгового комплекса и применение ответственности за нарушения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Проверки деятельности рынка, торгового комплекса осуществляются представителями контролирующих органов при предъявлении удостоверения личности и направления на проведение проверки, выданного в пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении удостоверения личности и оформленных в установленном порядке полномочий.
3. Результаты проверок фиксируются администрацией рынка, торгового комплекса в журнале учета проверок.
4. Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5. Деятельность рынка, торгового комплекса, торгового объекта на рынке, торговом комплексе может быть временно приостановлена должностными лицами, которым предоставлено такое право законодательством Российской Федерации, при наличии следующих нарушений, подтвержденных соответствующими документами:
отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на пользование земельным участком (нормативный акт, исходно-разрешительная, проектно-сметная документация), нецелевое использование земельного участка;
ненадлежащее выполнение архитектурных, градостроительных, строительных норм и правил;
нарушение санитарного и ветеринарного законодательства;
нарушение природоохранного законодательства и экологических требований при организации и эксплуатации рынка, торгового комплекса;
несоблюдение требований пожарной безопасности;
иные нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
6. Функционирование рынка, торгового объекта на рынке, торговом комплексе возобновляется после полного устранения допущенных нарушений на основании решения должностного лица, принявшего решение о приостановлении его деятельности.
7. Деятельность рынка, торгового комплекса прекращается:
при прекращении договора аренды земельного участка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
при досрочном расторжении договора аренды земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке по инициативе одной из сторон;
в случае изъятия земельного участка, выделенного под размещение рынка, торгового комплекса, для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Обеспечение безопасности населения на территории рынков, торговых комплексов
1. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, предупреждения террористических актов на территории рынков, торговых комплексов субъекты, осуществляющие управление рынком, во взаимодействии с правоохранительными органами принимают меры по обеспечению безопасности населения и предотвращению террористических актов:
организовывают через средства массовой информации разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
с учетом местных условий вырабатывают обязательные требования к обеспечению безопасности населения и предотвращению террористических актов и осуществляют контроль за их исполнением.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Челябинской области от 24 сентября 2003 г. N 417 "Об утверждении Положения о деятельности рынков... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.