Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению городской Думы
от 26 июня 2003 г. N 27/3
Положение
о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды (муниципальном экологическом контроле) на территории города Челябинска
I. Общие положения
1. Настоящее положение определяет порядок организации и осуществления муниципального экологического контроля на территории города Челябинска в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "Об экологической экспертизе", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, "О разграничении предметов ведения муниципальных образований в Челябинской области", "Об отходах производства и потребления", "Об особо охраняемых природных территориях", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска, регулирующими отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
2. Муниципальный экологический контроль на территории города Челябинска организуется и проводится в целях выполнения юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска.
II. Основные термины и определения
Виды экологического контроля - государственный, производственный, муниципальный и общественный;
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды;
Объекты муниципального экологического контроля - антропогенные и природно-антропогенные объекты, обладающие способностью негативного воздействия на окружающую среду;
Субъекты муниципального экологического контроля - физические и юридические лица, участвующие в отношениях по осуществлению экологического контроля;
Функции муниципального экологического контроля - информационные, превентивные, функции пресечения;
Система муниципального экологического контроля - совокупность взаимодействующих субъектов контроля в сфере охраны окружающей среды и механизмов обеспечения их деятельности;
Механизм муниципального экологического контроля - подсистема информационного, нормативно-правового, финансового, материального обеспечения деятельности по осуществлению контроля в сфере охраны окружающей природной среды.
III. Система экологического контроля на территории города
3. Система экологического контроля на территории города образуется структурными подразделениями:
1) государственного контроля,
2) муниципального контроля,
3) производственного контроля,
4) общественного контроля, взаимодействие которых осуществляется на основе совместно разработанных и согласованных планов действий, программ, общей нормативно-правовой базы, мобилизации информационных, финансовых, кадровых и иных ресурсов.
Регулированием деятельности различных субъектов экологического контроля на территории города является процедура заключения соглашений о взаимодействии.
4. Государственный экологический контроль на территории города осуществляют:
1) Федеральный государственный экологический контроль - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Челябинской области;
2) Государственный экологический контроль субъекта Российской Федерации - Главное управление по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
5. Муниципальный экологический контроль осуществляет Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска (далее - Управление).
6. Производственный экологический контроль осуществляют хозяйствующие субъекты в порядке самоконтроля.
7. Общественный экологический контроль осуществляют общественные и иные некоммерческие объединения в соответствии с их Уставами, а также граждане в соответствии с законодательством.
8. Муниципальный экологический контроль на территории города осуществляется на основе следующих принципов:
1) приоритета превентивной функции контроля над пресечением нарушений;
2) взаимодействия и координации всех форм экологического контроля;
3) открытости и доступности для контроля любых объектов хозяйственной и иной деятельности.
IV. Направления и объекты муниципального экологического контроля
9. Критериями для отнесения источника (фактора) воздействия на окружающую среду к категории объектов муниципального экологического контроля являются:
1) способность оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
2) наличие на объекте источников, подлежащих обязательному нормированию (выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, образования твердых отходов, электромагнитных и иных излучений и т.д.);
3) наличие разрешения (лицензии, устава, иного документа), позволяющего осуществлять деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду (разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов, на изъятие либо иное использование природных ресурсов и т.д.);
4) принадлежность к объектам, созданным или функционирующим на основании решений, принятых органами городского самоуправления;
5) приуроченность к особо охраняемым природным территориям и объектам, землям природоохранного назначения, санитарно-защитным, охранным и водоохранным зонам и т.п.
10. Муниципальный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям и видам деятельности:
1) соблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
2) соблюдение законодательства об экологической экспертизе;
3) соблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
4) соблюдение требований по охране и рациональному использованию недр и минеральных ресурсов;
5) соблюдение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
6) соблюдение законодательства в области охраны водных объектов, правил водопользования;
7) соблюдение законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
8) соблюдение требований по охране и содержанию зеленого фонда города и городских лесов;
9) соблюдение законодательства в области охраны объектов животного мира;
10) соблюдение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
11) соблюдение правил санитарного содержания и благоустройства города;
12) соблюдение требований и правил по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, контроль за своевременным и адекватным внесением платежей за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование природными ресурсами и иных компенсационных платежей, согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
11. Муниципальный экологический контроль в сфере природопользования осуществляется в отношении видов хозяйственной и иной деятельности, требующих специального разрешения органов городского самоуправления:
1) строительство, реконструкция и демонтаж зданий, сооружений и иных объектов;
2) эксплуатация промышленных и иных объектов, относящихся к объектам муниципального экологического контроля;
3) эксплуатация местных природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот;
4) использование почвенного растительного грунта и минеральных ресурсов местного значения (в том числе подземных вод);
5) использование недр для строительства подземных сооружений;
6) использование поверхностных водных объектов;
7) использование озелененных территорий и городских лесов.
V. Порядок осуществления муниципального экологического контроля
12. Муниципальный экологический контроль на территории города Челябинска осуществляется в плановом и в оперативном режимах.
13. Плановый контроль осуществляется на основе совместно разработанных и согласованных с органами государственного экологического контроля планов (графиков) проверок как самостоятельно Управлением, так и совместно с органами государственного экологического контроля.
14. Порядок проведения планового контроля устанавливается в строгом соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых документов.
15. Объектами планового контроля с ежегодной периодичностью проверки являются следующие муниципальные объекты:
1) объекты по утилизации и обезвреживанию отходов потребления;
2) объекты жилищно-коммунального хозяйства;
3) объекты дорожного строительства;
4) объекты строительного комплекса, в том числе гражданского строительства;
5) предприятия транспорта;
6) особо охраняемые природные территории и объекты зеленого фонда города;
7) объекты торговли и социально-бытовых услуг.
Прочие подконтрольные объекты подлежат выборочному плановому контролю согласно утвержденным и согласованным графикам проверок.
16. Оперативный контроль осуществляется в случае поступления жалоб, заявлений, поручений, иных сообщений об экологических правонарушениях на территории города.
17. Текущий внеплановый контроль осуществляется в случае поступления обоснованных заявок от различных надзорных органов, юридических и физических лиц, в том числе в порядке согласования хозяйственной и иной деятельности.
18. Муниципальный экологический контроль осуществляется в следующих формах:
1) камеральный контроль - осуществляется без посещения контролируемого объекта и предусматривает работу с посетителями и документами, подлежащими рассмотрению и согласованию;
2) дистанционный контроль - осуществляется посредством запроса, получения данных и анализа информации о контролируемом объекте;
3) рейдовый контроль - осуществляется по месту расположения и влияния контролируемого объекта.
VI. Полномочия органов и должностных лиц муниципального экологического контроля
19. Полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля наделяются лица, замещающие муниципальные должности в Управлении экологии и природопользования Администрации города Челябинска.
Компетенция должностных лиц, уполномоченных в сфере осуществления муниципального экологического контроля, определяется Положением об Управлении, должностными инструкциями и приказами начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.
20. Должностные лица, уполномоченные в сфере осуществления муниципального экологического контроля, обязаны:
1) самостоятельно или во взаимодействии с должностными лицами органов, выполняющих функции по осуществлению государственного экологического контроля, систематически в соответствии с утвержденными планами осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требований;
2) принимать меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их негативных последствий, привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований;
3) осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой для организации и осуществления муниципального экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность; вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению эффективности муниципального экологического контроля.
21. Должностные лица, уполномоченные в сфере осуществления муниципального экологического контроля, имеют право:
1) запрашивать и бесплатно получать от предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления муниципального экологического контроля;
2) беспрепятственно посещать в целях проверки предприятия, организации, учреждения, объекты хозяйственной и иной деятельности;
3) проверять соблюдение нормативов, стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
4) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
5) привлекать в установленном порядке соответствующих специалистов к проведению проверок;
6) вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;
7) проверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях (разрешениях) на природопользование;
8) определять (участвовать в определении) размеры вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений;
9) обращаться в органы внутренних дел за оказанием помощи по предотвращению или пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению функций по осуществлению муниципального экологического контроля;
10) составлять акты фиксации правонарушений в области охраны окружающей среды, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 8.1 - 8.15; 8.21 - 8.40), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области;
11) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны и содержания зеленых насаждений, обращения с отходами потребления, выявленных при осуществлении муниципального экологического контроля;
12) составлять протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Закона Челябинской области "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (статьи 4, 6, 7);
13) принимать участие в работе административных комиссий;
14) направлять в соответствующие органы материалы об экологических правонарушениях для привлечения лиц, виновных в экологических правонарушениях, к административной и уголовной ответственности;
15) пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
22. Должностные лица, уполномоченные в сфере осуществления муниципального экологического контроля, в соответствии с законодательством несут ответственность за:
1) соблюдение требований законодательства при исполнении служебных обязанностей;
2) соблюдение установленного порядка осуществления муниципального экологического контроля;
3) надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
4) своевременное принятие надлежащих мер к юридическим и физическим лицам, виновным в экологических правонарушениях;
5) объективность и достоверность материалов проводимых проверок.
VII. Порядок регистрации и пресечения экологических правонарушений
23. Правонарушение в области охраны окружающей среды, выявленное должностным лицом Управления, подлежит документальной регистрации. Первичным документом при этом является акт фиксации признаков экологического правонарушения. Форма акта должна предусматривать сведения о дате, месте, характере, объекте и субъекте (Ф.И.О., место работы, должность, адрес места жительства и др.) предполагаемого правонарушения.
24. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается представителем Управления, свидетелями и лицом, совершившим действия с признаками экологического правонарушения, после чего он подлежит утверждению (либо отклонению от утверждения) начальником Управления.
25. Далее безотлагательно осуществляются следующие действия:
1) регистрация акта в журнале учета и внесение в электронную базу (картотеку);
2) направление материалов об экологических правонарушениях в органы прокуратуры, суды или арбитражные суды, органы государственного экологического контроля и административные комиссии - для рассмотрения вопроса о пресечении предполагаемого нарушения, в том числе о приостановке и прекращении экологически вредной деятельности; о привлечении к ответственности лица, допустившего нарушение; о принудительной компенсации ущерба, причиненного окружающей среде;
3) направление акта для сведения лицу, в отношении действий которого он составлен, а в случае причинения экологического ущерба - также направление письма с предложением о добровольной компенсации негативных последствий, причиненных окружающей среде.
26. При выявлении экологических правонарушений в области охраны и содержания зеленых насаждений, обращения с отходами потребления, предусмотренных соответствующими статьями Закона Челябинской области "Об административных правонарушениях в Челябинской области", должностное лицо Управления выдает юридическим и физическим лицам обязательные предписания об устранении нарушения законодательства, составляет протоколы об экологических правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области об административных правонарушениях.
27. При установлении возможности совершения действия с признаками экологического правонарушения начальник Управления может направить данному лицу письмо-предостережение в целях предотвращения правонарушения.
28. В случае, когда предполагается совершение комплексного правонарушения, сопряженного с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим и другим законодательством, регистрация и пресечение правонарушения могут осуществляться комиссионно с участием представителей соответствующих муниципальных и государственных служб.
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/3 "Об утверждении Положения о муниципальном контроле в области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.