Постановление Губернатора Челябинской области
от 5 апреля 2004 г. N 142
"Об утверждении Положения о Челябинской областной подсистеме единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций"
24 января 2005 г.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 29 марта 2006 г. N 77 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях совершенствования Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Челябинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Челябинской области разработать и утвердить в установленном порядке Положения о звеньях местного уровня Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Признать утратившим силу постановление главы администрации Челябинской области от 4 июня 1996 г. N 325 "О территориальной Челябинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Хроника, 22 июня 1996, N 25).
4. Информационно-аналитическому управлению (Фатыхов С.Г.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Подтесова Г.Н.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
Постановлением Губернатора Челябинской области от 24 января 2005 г. N 13 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о Челябинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Губернатора области от 5 апреля 2004 г. N 142)
24 января 2005 г.
1. Настоящее положение определяет порядок организации и функционирования Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС).
2. Челябинская областная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуется - организация), и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Законом Челябинской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Челябинская областная подсистема РСЧС действует на областном, местном и объектовом уровнях.
4. Челябинская областная подсистема РСЧС создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Челябинской области и состоит из звеньев, соответствующих ее административно территориальному делению.
5. На каждом уровне Челябинской областной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
6. Координационными органами Челябинской областной подсистемы РСЧС являются:
на областном уровне (в пределах территории Челябинской области) - комиссия Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
7. Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляется решениями Правительства Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций.
Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяется в положениях о них или в решении об их создании.
Общее руководство работой комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляет Губернатор Челябинской области, непосредственное руководство - один из его заместителей или руководитель органа исполнительной власти Челябинской области, по решению Правительства Челябинской области.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями органов местного самоуправления и организаций или их заместителями.
8. Основными задачами комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности являются:
1) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
2) координация деятельности органов управления и сил Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Челябинской области при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
9. Постоянно действующими органами управления Челябинской областной подсистемы РСЧС являются:
См. текст абзаца 2 пункта 9
на областном и местном уровнях - соответствующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Челябинской области и территориях муниципальных образований Челябинской области;
на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций.
Постоянно действующие органы управления Челябинской областной подсистемы РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Челябинской области и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления Челябинской областной подсистемы РСЧС определяется соответствующими положениями о них.
10. Органами повседневного управления Челябинской областной подсистемы РСЧС являются:
центр управления в кризисных ситуациях органа управления Челябинской области, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
единая дежурно-диспетчерская служба "01" Челябинской области;
единые дежурно-диспетчерские службы "01" муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций.
11. Размещение органов управления Челябинской областной подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
12. К силам и средствам Челябинской областной подсистемы РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. В состав сил и средств каждого уровня Челябинской областной подсистемы РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее именуются - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток.
Перечень сил постоянной готовности Челябинской областной подсистемы РСЧС утверждается Губернатором Челябинской области.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы исполнительной власти Челябинской области, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Челябинской области осуществляет орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
15. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Челябинской области уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Челябинской области осуществляется по решению Губернатора Челябинской области, а также на основании планов взаимодействия.
16. Подготовка работников, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления Челябинской областной подсистемы РСЧС, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Методической руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Челябинской области осуществляет орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
17. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации определяются в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий органами государственного надзора, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
18. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Челябинской области создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Челябинской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием устанавливаются создающим их органом.
19. Управление Челябинской областной подсистемой РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и населения.
20. Информационное обеспечение в Челябинской областной подсистеме РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов Челябинской области установлен единый номер - 01.
Порядок обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также сроки и формы представления указанной информации определены постановлением Губернатора Челябинской области от 10.02.2004г. N 54 "Об утверждении Положений об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления Челябинской области и об организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Челябинской области".
21. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Челябинской областной подсистемы РСЧС осуществляется на основе планов действий Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках Челябинской областной подсистемы РСЧС осуществляют органы управления, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Челябинской области и территориях муниципальных образований Челябинской области.
22. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы Челябинской областной подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями Губернатора Челябинской области, КЧС, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил Челябинской областной подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении чрезвычайной ситуации.
23. Решениями Губернатора Челябинской области, КЧС, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил Челябинской областной подсистемы РСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территорий, на которых может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зон чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил Челябинской областной подсистемы РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
24. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами Челябинской областной подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил Челябинской областной подсистемы РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил Челябинской областной подсистемы РСЧС на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Челябинской областной подсистемы РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств Челябинской областной подсистемы РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств Челябинской областной подсистемы РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание взаимодействия структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
25. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей классификацией чрезвычайных ситуаций:
локальной - силами и средствами организации;
местной - силами и средствами органа местного самоуправления;
территориальной - силами и средствами муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства органов исполнительной власти Челябинской области.
26. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Челябинской области, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
27. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
28. Финансирование Челябинской областной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.
См. текст абзаца 2 пункта 28
29. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных и других работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
Г.Н.Подтесов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Челябинской области от 5 апреля 2004 г. N 142 "Об утверждении Положения о Челябинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 15 апреля 2004 г.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 29 марта 2006 г. N 77 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Челябинской области от 24 января 2005 г. N 13