Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Необходимость разработки программы и последующей ее реализации вызвана значительными масштабами незаконного оборота, темпов спроса и немедицинского потребления наркотических средств, распространения эпидемии ВИЧ-инфекции, СПИДа, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности города Челябинска. Постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотические средства без назначения врача. В 2000 году под наблюдением участковых врачей психиатров-наркологов находилось 3820 человек, страдающих наркоманией, в 2001-м - 4241 человек, в 2004-м - 5860 человек.
Особую озабоченность вызывает распространение наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания. В 2003 году вновь выявлено 192 несовершеннолетних, страдающих наркоманией, и 388 подростков, страдающих алкоголизмом.
Анализ сложившейся в Челябинской области наркоситуации за последние годы показывает, что город Челябинск используется наркодельцами не только как крупнейший рынок сбыта, но и для транзитного перемещения и хранения крупных "партий" наркотических средств, ввозимых из Афганистана и Республик Средней Азии СНГ. Половина всего объема ежегодно изымаемых наркотиков и до 70% всех наркопреступлений выявляются в городе Челябинске.
Растет связанная с наркотиками преступность. С 1999 по 2003 год УВД г.Челябинска выявлено 15133 преступления, связанных с наркотиками. 37% из этого числа составляет удельный вес преступлений, связанных со сбытом наркотиков. Из незаконного оборота за данный период изъято 944 килограмма наркотических средств и сильнодействующих психотропных веществ. За первое полугодие 2004 года на территории города выявлено 1086 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Продолжается поступление наркотических средств из легального оборота в незаконный, имеют место нарушения приобретения, хранения и реализации наркотиков.
Тем не менее, в городе Челябинске накоплен опыт пресечения незаконного оборота и контроля за легальным оборотом наркотических средств. Определены приоритетные направления противодействия злоупотреблению и незаконному обороту наркотиков.
В настоящее время в Челябинске выявлением и пресечением преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков активно занимаются оперативные подразделения УФСН России по Челябинской области, ГУВД Челябинской области, УФСБ по Челябинской области, ЮУ УВД на транспорте, УВД г.Челябинска.
В настоящее время на оперативном учете УВД города Челябинска состоит 23149 человек, склонных к употреблению наркотических веществ. В течение 9 месяцев 2004 года дополнительно поставлено на оперативный учет 736 человек, 573 из которых привлечено к уголовной ответственности.
Практика реализации предыдущей программы (на 2002-2003 годы) показала, что она является эффективным инструментом комплексного решения указанных проблем. Все исполнители программы вели активную работу по профилактике наркомании.
Управлением по делам молодежи проводилась работа по совершенствованию взаимодействия заинтересованных ведомств, общественных организаций, направленного на борьбу с наркоманией.
В течение 2002-2003 годов осуществлялся систематический мониторинг деятельности наркологической службы системы здравоохранения с проведением ежеквартального анализа состояния проблемы. Управлением по делам молодежи совместно с ЧГБОФ "Жизнь без наркотиков" регулярно проводились различные акции, направленные на профилактику наркомании, реализовывало программу "Информационный автобус", в рамках которой проводилась профилактика наркомании, ВИЧ-инфекции и пропаганда здорового образа жизни. Созданы основы уличной социальной работы с детьми, подростками по месту жительства. Постоянно проходил сбор информации, изучался и обобщался зарубежный опыт профилактики, лечения и медицинской реабилитации наркозависимых, используя возможности Интернет. Управление здравоохранения готовило и выпускало в эфир тематические телепередачи "Доктор советует"; радиопередачи "Формула здоровья". Еженедельно проводились семинары по организации антинаркотической работы в учебном заведении для педагогов школ города в Городском центре медицинской профилактики. Управление физкультуры спорта и туризма привлекало к занятиям спортом в ДСШ детей и подростков из неблагополучных и неполных семей. Проводились тематические семинары для СМИ с целью пропаганды здорового образа жизни и последующего распространения информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков. По инициативе управления образования во всех образовательных учреждениях города созданы и работают Советы профилактики, в которые входят представители администрации, педагогического коллектива и родительской общественности, инспекторы ПДН, представители КТОСов. Советы заседают не реже 2-х раз в месяц, имеют свои планы работы, согласно которым организуют рейды по проверке проблемных семей. Программы деятельности педагогических коллективов МОУ скорректированы с планами работы районных филиалов ЧГОБФ "Жизнь без наркотиков", которые объединяют сегодня на уровне районов все профилактические структуры, являются центрами координации образовательных, социально-психологических, медицинских, правоохранительных мер по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Реализуется комплекс мер по формированию и развитию детских организаций и самодеятельных объединений. Сегодня при школах и учреждениях дополнительного образования города действует 40 объединений с охватом около 8 тыс. подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Управление социального развития проводило работу по обнаружению безнадзорных детей и подростков, установлению с ними первого контакта, ведению учета семей "социального риска". Традиционным в городе Челябинске стало проведение акции "За здоровый образ жизни".
Таким образом, можно говорить о том, что механизм реализации программы имел межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает практически все сферы жизнедеятельности общества. Следует также отметить высокий уровень данного межведомственного взаимодействия.
Практика реализации программы показала, что в городе Челябинске сформировалась устойчивая и хорошо скоординированная система противодействия незаконному обороту наркотиков.
В то же время, в целях активизации деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков на территории города Челябинска, необходимо приложить усилия к укреплению материально-технической и ресурсной оснащенности уже созданных и активно действующих подразделений, деятельность которых приносит определенные положительные результаты.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения проводимых оперативно-розыскных мероприятий необходимо развернуть работу по формированию межведомственной оперативной и статистической базы данных в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Первостепенное значение приобретает деятельность по пропаганде и формированию здорового образа жизни среди всех слоев населения города.
Сохраняющаяся напряженность наркоситуации требует также разработки и принятия неотложных мер по основным направлениям деятельности:
- профилактика наркомании среди молодежи в образовательных учреждениях;
- совершенствование наркологической помощи населению города Челябинска и реабилитации граждан с наркозависимостью;
- совершенствование деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических и психотропных средств.
Решение проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков и снижения опасности наркомании невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку с учетом изменения наркоситуации предусматривается поэтапное проведение ряда долгосрочных мероприятий социального, профилактического характера, а также мер противодействия и материально-технического оснащения правоохранительных ведомств.
Вместе с тем, учитывая динамику и интенсивность развития наркоситуации, нецелесообразно растягивать реализацию программы на длительный срок. В связи с этим программа рассчитана на трехгодичный период с возможной пролонгацией, внесением дополнительных мероприятий или разработкой новой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.