Во исполнение Закона Челябинской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях реализации Программы создания территориальной подсистемы ЕГАСКРО в Челябинской области, составленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" от 2 ноября 1995 года N 1085 и утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997г. N 67 постановляю:
1. Утвердить Положение о территориальной системе радиационного мониторинга Челябинской области (ТСРМ) (далее - Положение) (приложение 1);
2. Утвердить состав комиссии по вопросам функционирования и развития территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области (приложение 2).
3. Заместителю Губернатора области, начальнику главного управления по радиационной и экологической безопасности администрации Челябинской области Подтесову Г.Н. в месячный срок утвердить положение о работе комиссии по вопросам функционирования и развития территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области.
4. Главному управлению по радиационной и экологической безопасности администрации Челябинской области (Подтесов Г.Н.) в срок до 15 сентября 1998г. разработать Программу функционирования и развития ТСРМ в 1999г. в пределах средств на 1999 год, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997г. N 67.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, начальника главного управления по радиационной и экологической безопасности администрации Челябинской области Подтесова Г.Н.
Губернатор области |
П.И.Сумин |
Приложение 1
Губернатора области
от 27 августа 1998 г. N 446
Положение
о территориальной системе радиационного мониторинга Челябинской области (ТСРМ)
1. Настоящее Положение определяет назначение, принципы построения, состав, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области (далее - ТСРМ).
2. ТСРМ создается во исполнение требований законов Российской Федерации:
- "Об охране окружающей природной среды";
- "О радиационной безопасности населения";
- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
и в соответствии с
- Постановлением Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории РФ" от 2 ноября 1995г. N 1085
- Программой создания территориальной подсистемы ЕГАСКРО в Челябинской области, составленной в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1085 от 2 ноября 1995г. и согласованной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; входящей в "Программу природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы", утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997г. N 67.
3. ТСРМ представляют собой совокупность сил и средств контроля радиационной обстановки в Челябинской области тех предприятий и организаций, в полномочия которых входят вопросы ведения радиационного мониторинга и выдачи рекомендаций по обеспечению радиационной безопасности населения.
4. Целью создания ТСРМ является совершенствование информационного обеспечения решений органов власти и управления в Челябинской области, направленных на предотвращение или снижение возможного ущерба от вредного воздействия на население и окружающую природную среду, обусловленного радиационным фактором.
5. Основными задачами ТСРМ являются:
- сбор и накопление информации о радиационной обстановке на территории Челябинской области, фактах и масштабах ее ухудшения и выдача прогнозов в этой области;
- обеспечение достоверной и полной информацией о состоянии радиационной обстановки на территории области, органов власти и управления, населения области и средств массовой информации:
- подготовка рекомендаций администрации Челябинской области для выработки решений по управлению территорией с учетом радиационного фактора;
- представление информации в виде, пригодном для принятия управленческих решений, в том числе и при аварийных ситуациях;
- поддержание функционирования и развитие существующих ведомственных служб и базовых подсистем радиационного мониторинга для целей решения задач ТСРМ Челябинской области.
6. Базовыми подсистемами ТСРМ являются территориальные ведомственные подсистемы радиационного мониторинга и локальные системы радиационного мониторинга радиационно-опасных объектов и системы радиационного контроля других объектов, обеспечивающие на территории Челябинской области основные виды радиационного мониторинга (мониторинг источников радиационного загрязнения, окружающей среды, радиационного воздействия на человека) (согласно приложению к Положению).
6.1. Мониторинг источников радиоактивного загрязнения на территории Челябинской области осуществляется:
- системой контроля радиационной обстановки Минатома России, состоящей из локальных (объектовых) систем контроля радиационно-опасных объектов (ПО "Маяк", РФЯЦ-ВНИИТФ, ПСЗ);
- системой контроля источников радиационного загрязнения Государственного комитета по охране окружающей среды Челябинской области.
6.2. Мониторинг окружающей среды осуществляется территориальной подсистемой Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
6.3. Мониторинг радиационного воздействия на человека осуществляется территориальной ведомственной подсистемой органов Госсанэпиднадзора России на базе областного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
7. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования базовых подсистем определяются соответствующими документами ведомственных служб.
8. Режимы функционирования ТСРМ:
8.1. Режим повседневной деятельности:
- осуществление базовыми подсистемами 3 основных видов радиационного контроля:
контроль источников радиоактивного загрязнения
контроль окружающей природной среды
контроль радиационного воздействия на человека;
- оценка данных радиационного мониторинга силами базовых подсистем, прогноз изменений радиационной обстановки;
- планирование и осуществление целевых и научно-технических программ и мер по функционированию и развитию базовых подсистем, по повышению уровня их готовности к выдаче рекомендаций для органов исполнительной власти по конкретным вопросам, связанным с обеспечением радиационной безопасности.
8.2. Аварийный режим:
- сбор информации о состоянии и динамике радиационной обстановки при аварийных ситуациях на территории Челябинской области в соответствии с регламентом деятельности территориальной подсистемы РСЧС;
- информационное обеспечение областной комиссии по чрезвычайным ситуациям.
9. Координирующим органом ТСРМ является комиссия по вопросам функционирования и развития территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области (далее - комиссия). Состав комиссии утверждается Губернатором Челябинской области.
10. Органами повседневного управления ТСРМ являются органы управления базовых подсистем и Комитет по радиационной и экологической безопасности, реабилитации пострадавших территорий администрации Челябинской области.
Органом управления ТСРМ в аварийных ситуациях являются областная комиссия по чрезвычайным ситуациям и органы управления базовых подсистем.
11. Финансирование ТСРМ Челябинской области проводится за счет:
- средств федерального бюджета, в части функционирования и развития базовых подсистем по задачам, определенным федеральными органами управления;
- средств областного бюджета, в части функционирования и развития ТСРМ в интересах Челябинской области за счет средств, предусмотренных "Программой природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы" утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20.03.97г. N 67, в пределах бюджетных назначений на текущий финансовый год.
Предложения по обеспечению функционирования и развития ТСРМ в интересах Челябинской области готовятся органами повседневного управления ТСРМ и утверждаются комиссией.
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
Г.Н.Подтесов |
Приложение
Структура, функции и состав первой очереди территориальной системы радиационного мониторинга Челябинской области
1. Подсистема мониторинга радиационного воздействия на человека
Функции:
- оценка дозовых нагрузок на население, проживающее на территории области;
- оценка риска здоровью населения по радиационному фактору;
- выдача рекомендаций и выработка регламентов для обеспечения радиационной безопасности на территории области;
- оценка дозовых нагрузок на население, проживающее на территории области, в аварийных ситуациях.
Состав:
а. Силы и средства Уральского научно-практического центра радиационной медицины:
1. Радиохимическая и спектральная лаборатория
2. Счетчик измерения гамма-бета излучения тела человека (СИЧ)
3. Аналитическая система расчета доз внешнего и внутреннего облучения
б. Силы и средства Областного центра Госсанэпиднадзора в Челябинской области
1. Уральский региональный радиологический центр;
2. Восемь центров Госсанэпиднадзора в зоне влияния ПО Маяк в населенных пунктах: Кыштым, Карабаш, Верхний Уфалей, Миасское, Долгодеревенское, Аргаяш, Касли, Кунашак
2. Подсистема мониторинга источников радиоактивного загрязнения
Функции:
- оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационным загрязнением местности;
- обеспечение безопасного функционирования источников;
Состав:
а. Силы и средства Государственного комитета по охране окружающей среды Челябинской области:
1. Специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа (СИГЭКА);
2. сеть контроля*, в составе 3 автоматических постов контроля источников ПО Маяк: ("Карачай", "з-д N 235", "з-д N 235-мет")
б. Силы и средства объектовых систем контроля ПОО:
ПО Маяк
1. Лаборатория охраны окружающей среды ЦЗЛ;
2. Автоматизированная сеть контроля в составе:
19 автоматических постов контроля МЭД, в том числе посты в населенных пунктах*: Челябинск, Кыштым, Касли, Озерск, Снежинск, Кунашак, 4 метеопоста.
РФЯЦ-ВНИИТФ
1. Центр радиационного контроля РФЯЦ-ВНИИТФ
2. Силы и средства АТЦ Министерства Российской Федерации по атомной энергии (база дислокации РФЯЦ-ВНИИТФ г.Снежинск)
ПСЗ
1. Служба радиационной безопасности предприятия.
3. Подсистема мониторинга окружающей природной среды
Функции:
- контроль и оценка радиационного загрязнения Челябинской области в целом и его динамики;
- контроль и оценка изменений радиационной обстановки вокруг радиационно-опсных объектов;
Состав:
а. Силы и средства Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
1. Радиологическая лаборатория;
2. Сеть наблюдения и контроля в составе:
51 дозиметрический пост (из них 10*),
36 площадок по отбору проб атмосферных выпадений (из них 10*),
8 контрольных оборудованных площадок* по отбору аэрозольной фракции атмосферного воздуха*,
2 контрольных створа* (с.Муслюмово и с.Усть-Караболка),
5 автономных датчиков измерения гидрологических параметров* на реках Теча и Караболка*,
3 автоматизированных поста* контроля МЭД гамма-излучения в нас. пунктах Башакуль, Худайбердинск, Калининский;
3. Группа радиационной разведки*;
4. Телекоммуникационный узел* по приему и распространению;
- информации автоматических постов контроля МЭД ЧГМЦ;
- информации автоматической сети контроля радиационной обстановки ПО. Маяк (информация 12 постов объектовой сети ПО Маяк: 6 постов контроля МЭД в населенных пунктах Челябинск, Кыштым, Касли, Озерск, Снежинск, Кунашак);
- информации 6 постов контроля МЭД в районе СЗЗ ПО Маяк;
- объективной и прогностической метеорологической информации;
- объективной и прогностической информации о распространении загрязнений в случае радиационных инцидентов, связанных с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу;
б. Силы и средства центра химизации и сельскохозяйственной радиологии "Челябинский"
в. Силы и средства Каслинской радиологической лаборатории Челябинского управления лесами:
сеть наблюдения в составе 10 стационарных участков
Кыштымский лесхоз - 2 участка,
Кунашакский лесхоз - 2 участка,
Аргаяшский лесхоз - 2 участка,
Каслинский лесхоз - 4 участка.
г.Химико-радиометрическая лаборатория Главного управления по делам ГОЧС Челябинской области
д. Специализированное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЩИТ"
* - создано за счет средств федеральных целевых программ "Государственная программа РФ по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшего населения на период до 1995 года" и "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших в результате деятельности ПО "Маяк" на период до 2000 года".
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
Г.Н.Подтесов |
Приложение 2
Губернатора области
от 27 августа 1998 г. N 446
Состав
комиссии по вопросам функционирования и развития территориальной системы радиационного мониторинга в Челябинской области
1. Подтесов председатель комиссии, заместитель Губернатора
Геннадий Николаевич Челябинской области,
2. Новоселов секретарь комиссии, начальник отдела Главного
Андрей Васильевич управления по радиационной и экологической
безопасности Челябинской области.
Члены комиссии
3. Козлов Заместитель начальника Главного управления по
Виктор Олегович радиационной и экологической безопасности
Челябинской области.
4. Василенко начальник отдела общей и радиационной
Евгений Константи- безопасности ПО "Маяк" (г.Озерск)
нович
(по согласованию)
5. Мокров начальник лаборатории охраны окружающей среды ПО
Юрий Геннадьевич "Маяк" (г.Озерск)
(по согласованию)
6. Панков ведущий инженер СКБ АП ПО "Маяк" (г.Озерск)
Владимир Николаевич
(по согласованию)
7. Субботин начальник отдела радиационной безопасности
Леонид Алексеевич РФЯЦ-ВНИИТФ (г.Снежинск)
(по согласованию)
8. Файзрахманов заместитель начальника отдела радиационной
Фидус Фаязович безопасности РФЯЦ-ВНИИТФ (г.Снежинск)
(по согласованию)
9. Калугин Главный физик Приборостроительного завода
Александр Николаевич (г.Трехгорный)
(по согласованию)
10. Зайцев Заведующий отделом физико-химических исследований
Юрий Анатольевич Уральского регионального радиологического центра
(по согласованию) (УРРЦ)
11. Кравцова заместитель главного санитарного врача
Элеонора Михайловна Челябинской области, начальник Уральского
(по согласованию) регионального радиологического центра
12. Букова начальник Челябинского областного центра по
Наталья Алексан- радиологии и мониторингу окружающей среды
дровна
(по согласованию)
13. Садовский В.Ф. заместитель председателя Государственного
(по согласованию) комитета по охране окружающей среды Челябинской
области
14. Трушин В.С. заместитель начальника отдела экологического
(по согласованию) мониторинга Государственного комитета по охране
окружающей среды Челябинской области
15. Батурин сотрудник отдела внешней среды Уральского
Вячеслав Андреевич научно-практического центра радиационной медицины
(по согласованию)
16. Корнеева заместитель директора Центра химизации и
Светлана Алексан- сельскохозяйственной радиологии "Челябинский"
дровна
(по согласованию)
17. Ширяев главный специалист отдела защиты леса и
Леонид Петрович радиологии Челябинского управления лесами
(по согласованию)
18. Голиков начальник отдела радиационной, химической и
Сергей Михайлович радиологической защиты Главного управления по
(по согласованию) делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
Челябинской области
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
Г.Н.Подтесов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Челябинской области от 27 августа 1998 г. N 446 "Об утверждении Положения о территориальной системе радиационного мониторинга"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 3 сентября 1998 г.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 26 мая 2005 г. N 253 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Челябинской области от 31 августа 2004 г. N 472