Принят постановлением Законодательного собрания N 663 от 28 октября 1999 г.
Раздел I. Общие положения (ст.1-3)
Раздел II. Классификация автомобильных дорог (ст.4-11)
Раздел III. Основы государственного управлении (ст.12-18)
дорожной деятельностью
Раздел IV. Экономические основы дорожной деятельности (ст.19-22)
Раздел V. Земли автомобильных дорог (ст.23-27)
Раздел VI. Порядок прокладки и переустройства коммуникаций (ст.28-34)
на автомобильных дорогах
Раздел VII. Платные автомобильные дороги (ст.35)
Раздел VIII.Пользование автомобильными дорогами (ст.36-43)
Раздел IX. Ответственность организаций, осуществляющих (ст.44-46)
дорожную деятельность, и пользователей
автомобильных дорог
Раздел X. Заключительные положения (ст.47)
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает правовые и экономические основы управления дорожной деятельностью, порядок создания платных автомобильных дорог, обеспечивает защиту интересов физических и юридических лиц - пользователей автомобильных дорог.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
автомобильная дорога - комплекс функционально связанных дорожных сооружений с участками земель, независимо от формы собственности, управления или ведения, необходимым воздушным пространством, предназначенный для безопасного и бесперебойного движения автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами;
дорожные сооружения - конструктивные элементы дороги (земляное полотно, проезжая часть и другие), искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели и другие), а также иные сооружения, необходимые для сохранности и содержания автомобильной дороги;
органы, осуществляющие управление дорожной деятельностью - орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, органы местного самоуправления, осуществляющие управление дорожной деятельностью на территории Челябинской области;
дорожная деятельность - строительство, реконструкция, ремонт, содержание, проектирование автомобильных дорог и научно-информационное обеспечение указанной деятельности;
дорожные работы - комплекс работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильной дороги;
земли транспорта - земли, предоставленные в пользование или аренду организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям транспорта относятся также земли, занятые автомобильными дорогами;
полоса отвода - земля, занимаемая самой автомобильной дорогой, а также сооружениями, защитными лесонасаждениями, иными устройствами, необходимыми для ремонта и содержания автомобильной дороги;
придорожная полоса - земли вдоль автомобильной дороги с особыми условиями использования, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также безопасности движения;
технические средства организации дорожного движения - светофоры, дорожные знаки и указатели, дорожная разметка, направляющие устройства и ограждения, устанавливаемые на автомобильных дорогах для регулирования безопасного дорожного движения;
транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
пользователи автомобильных дорог - физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения, а также осуществляющие иную (кроме дорожной деятельности и дорожных работ) разрешенную деятельность на автомобильных дорогах;
дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения либо причинен иной материальный ущерб.
Статья 3. Принципы дорожной деятельности
Дорожная деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
равенство прав физических и юридических лиц при осуществлении дорожной деятельности;
государственное планирование развития сети автомобильных дорог;
развитие предпринимательской деятельности в условиях существования различных форм собственности на автомобильные дороги;
обеспечение приоритета ремонта и содержания автомобильных дорог в целях создания безопасных условий дорожного движения;
обеспечение надежности эксплуатации автомобильных дорог на основе применения единых технических норм и стандартов при осуществлении дорожных работ;
обеспечение пользователей информацией об автомобильных дорогах и условиях дорожного движения;
расширение международного сотрудничества и интеграции сети автомобильных дорог в международную систему транспортных магистралей.
Раздел II. Классификация автомобильных дорог
Статья 4. Классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги в соответствии с их значением, выполняемыми функциями подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные.
Автомобильные дороги в соответствии с формой собственности подразделяются на федеральные, областные, муниципальные и частные.
Пересмотр классификации автомобильных дорог осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Автомобильные дороги классифицируются в зависимости от функционального назначения, размеров, условий дорожного движения.
Техническая классификация автомобильных дорог отражает их потребительские свойства и геометрические параметры и устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти Челябинской области.
Статья 5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования
Федеральные автомобильные дороги общего пользования, являющиеся собственностью Российской Федерации, обеспечивают государственные транспортные связи Российской Федерации.
Перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Российской Федерации, регулируется нормативными актами Российской Федерации.
Статья 6. Автомобильные дороги общего пользования Челябинский области
К автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в собственности Челябинской области, относятся внегородские автомобильные дороги и дорожные сооружения, предназначенные для удовлетворения социально-экономических потребностей области и нужд населения, обеспечивающие перевозки пассажиров и грузов между городскими и сельскими населенными пунктами и соединяющие административные центры, города, населенные пункты, аэропорты, железнодорожные станции Челябинской области между собой и с федеральными автомобильными дорогами.
Перечень областных автомобильных дорог, являющихся дорогами общего пользования, утверждается Губернатором Челябинской области.
Статья 7. Муниципальные автомобильные дороги
К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Статья 8. Ведомственные и частные автомобильные дороги
К ведомственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, находящиеся в хозяйственном или оперативном управлении, ведении организаций и предназначенные для решения специальных государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных производственных и технологических перевозок.
К частным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и используемые для их собственных нужд или коммерческой деятельности.
Ведомственные дороги и частные дороги могут быть открыты для общего пользования по решению их собственников или владельцев после получения положительного заключения дорожного органа и органа, осуществляющего надзор за безопасностью дорожного движения.
Статья 9. Наименование и индексация автомобильных дорог
Каждая автомобильная дорога должна иметь наименование, которое состоит из названий начального и конечного пунктов, являющихся главными пассажирообразующими и грузообразующими точками данного направления, а при необходимости - названий промежуточных населенных пунктов, указывающих направление автомобильной дороги.
Допускается наименование дорог по названию конечного населенного пункта, географического или иного объекта, а также с учетом исторических событий и национальных традиций.
Кроме наименования автомобильная дорога должна иметь индекс.
Индекс автомобильной дороги является ее информационным указателем на местности и на картах.
Наименование и индексация областных автомобильных дорог устанавливаются Губернатором Челябинской области.
Наименование и индексация муниципальных автомобильных дорог устанавливаются органами местного самоуправления.
Наименование и индексация ведомственных и частных автомобильных дорог устанавливаются их владельцами по согласованию с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью.
Статья 10. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах
Исчисление расстояний на автомобильных дорогах производится между условными начальными и конечными точками отсчета, за которые принимаются для:
дорог, соединяющих населенные пункты, - почта либо государственные, общественные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта;
дорог, соединяющих другие автомобильные дороги общего пользования или примыкающих к ним, - пересечения осей сопрягающихся дорог;
дорог, соединяющих географические, исторические и другие объекты, - границы этих объектов.
Статья 11. Государственный учет автомобильных дорог
Государственный учет автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, а также оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог.
Автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Губернатором Челябинской области.
Раздел III. Основы государственного управлении дорожной деятельностью
Статья 12. Управление дорожной деятельностью
Общее управление дорожной деятельностью в Челябинской области осуществляется Правительством Российской Федерации, Губернатором Челябинской области, органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и предметами ведения.
Права, обязанности и ответственность органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.
Статья 13. Компетенция законодательного (представительного) органа Челябинской области в сфере управления дорожной деятельностью
К компетенции законодательного (представительного) органа Челябинской области и сфере управления дорожной деятельностью относятся следующие вопросы:
принятие законодательных актов Челябинской области по вопросам дорожной деятельности;
внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, регулирующих отношения в области дорожной деятельности;
контроль зa соблюдением законов области по вопросам регулирования дорожной деятельности;
утверждение областных программ развития и совершенствования сети автомобильных дорог.
Статья 14. Компетенция органа исполнительной власти Челябинской области в сфере управления дорожной деятельностью
К компетенции органа исполнительной власти Челябинской области в сфере управления дорожной деятельностью относятся следующие вопросы:
реализация федеральной и областной политики в сфере дорожной деятельности;
координация деятельности органов, осуществляющих управление дорожной деятельностью всех уровней;
принятие нормативных правовых актов по вопросам дорожной деятельности, охраны автомобильных дорог, ограничения и прекращения движения на автомобильных дорогах и иных норм и правил, регламентирующих дорожную деятельность;
приведение норм и правил пользования автомобильными дорогами Челябинской области и соответствие с нормами и правилами Российской Федерации;
установление особого режима хозяйственной деятельности в придорожных охранных зонах автомобильных дорог.
По вопросам дорожной деятельности к компетенции органа исполнительной власти Челябинской области могут быть отнесены другие полномочия, переданные Челябинской области федеральными органами исполнительной власти по договорам и соглашениям.
Статья 15. Компетенция органа исполнительной власти Челябинской области, осуществляющего управление дорожной деятельностью
Компетенция органа исполнительной власти Челябинской области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, определяется законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и положением об указанном органе, утверждаемым Губернатором Челябинской области.
Статья 16. Компетенция органов местного самоуправления, осуществляющих управление дорожной деятельностью
С учетом местных особенностей могут создаваться органы местного самоуправления, осуществляющие управление дорожной деятельностью.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление дорожной деятельностью, обеспечивают:
разработку и исполнение местных бюджетов в части расходов на дорожную деятельность;
управление имуществом муниципальных автомобильных дорог;
развитие сети улиц, проездов, линий общественного транспорта и дорог местного значения;
организацию дорожного движения по муниципальным автомобильным дорогам совместно с управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Челябинской области (далее - ГИБДД).
Статья 17. Взаимодействие органов, осуществляющих управление дорожной деятельностью
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления взаимодействуют на основе договоров и соглашений о реализации программ развития сети автомобильных дорог, о разграничении собственности, об отводе земель, о приостановлении или ограничении движения по автомобильным дорогам, об осуществлении мер по обеспечению экологической безопасности автомобильных дорог.
Статья 18. Лицензирование и сертификация
Дорожные работы и услуги подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалы, приборы и оборудование, используемые при выполнении дорожных работ и услуг, подлежат сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел IV. Экономические основы дорожной деятельности
Статья 19. Имущество, относящееся к автомобильным дорогам
Имущество, относящееся к автомобильным дорогам, включает комплекс дорожных сооружений автомобильной дороги и имущество, необходимое для управления дорожной деятельностью и содержания дороги.
Передача имущества, относящегося к автомобильным дорогам, в хозяйственное ведение или оперативное управление, его продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление безвозмездно во временное пользование, а также списание с баланса государственного имущества, переданного органу исполнительной власти области, осуществляющему управление дорожной деятельностью на праве оперативного управления, производится в соответствии с действующим законодательством.
Имущество, относящееся к автомобильным дорогам общего пользования, за исключением имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, является собственностью Челябинской области.
Орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, вправе приобретать на средства областного дорожного фонда имущество, необходимое для управления дорожной деятельностью и содержания автомобильных дорог общего пользования. Все имущество, приобретаемое за счет средств областного дорожного фонда, является собственностью Челябинской области.
Имущество, относящееся к муниципальным автомобильным дорогам, приобретаемое за счет средств бюджетов муниципальных образований, является их собственностью.
Порядок распоряжения имуществом, относящимся к муниципальным автомобильным дорогам, определяется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Имущество, относящееся к частным и ведомственным автомобильным дорогам, находится в распоряжении их собственников.
Статья 20. Изменение формы собственности
Изменение формы собственности на автомобильные дороги допускается в случаях, когда такое изменение согласуется с классификацией автомобильных дорог, установленной разделом II настоящего Закона, и производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Вновь построенные автомобильные дороги общего пользования и их дорожные сооружения передаются в оперативное управление органу исполнительной власти области, осуществляющему управление дорожной деятельностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области, только после приемки их в эксплуатацию в соответствии с действующими нормами и правилами.
Участки автомобильных дорог, проходящие через территории городов и сельских населенных пунктов, временно классифицируемые как дороги общего пользования, подлежат списанию или передаче в муниципальную собственность в следующих случаях:
принятия в эксплуатацию участков дорог, построенных в обход территории городов и сельских населенных пунктов;
изменения территориальных границ (расширения) населенных пунктов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 21. Финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог
Основными источниками финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования являются целевые внебюджетные средства, концентрируемые в областном дорожном фонде, а также субвенции и дотации из Федерального дорожного фонда.
Областной дорожный фонд образуется за счет налоговых поступлений, взыскания сумм недоимок и штрафов за неуплату налогов, а также средств, поступающих из других источников: займов, лотерей, штрафных санкций, компенсаций ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования, от индексации авансов, выданных организациям на строительство и ремонт автомобильных дорог общего пользования, средств, полученных органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, за выдачу согласований и технических условий, средств от эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, доходов, полученных от размещения средств областного дорожного фонда на счетах банков, включая валютные счета, курсовых разниц, а также других средств.
Распоряжение средствами областного дорожного фонда находится в ведении органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью.
Расходование средств областного дорожного фонда осуществляется в соответствии с законом области о бюджете областного дорожного фонда на соответствующий год.
Разработка проекта закона области о бюджете областного дорожного фонда на соответствующий год и финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования производится органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, в соответствии с утвержденными программами совершенствования и развития автомобильных дорог.
Источниками финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания муниципальных автомобильных дорог являются бюджеты муниципальных образований, а также внебюджетные муниципальные фонды.
Источниками финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания ведомственных автомобильных дорог являются средства организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся дороги.
Источниками финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания частных автомобильных дорог являются средства их собственников.
Статья 22. Выполнение дорожных работ
Взаимоотношения с предприятиями, осуществляющими дорожные работы, строятся на договорной основе.
Присуждение подрядов на работы по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог осуществляется на конкурсной основе.
Не допускается подрядная деятельность при совмещении функций заказчика и подрядчика в одном лице.
Раздел V. Земли автомобильных дорог
Статья 23. Земли автомобильных дорог общего пользования
К землям автомобильных дорог относятся:
полоса отвода;
придорожная полоса.
Изъятие и выкуп у собственников земельных участков для размещения автомобильных дорог, а также установление дорожных зон осуществляется по ходатайству органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, выступающего в качестве заказчика соответствующих дорожных работ. Изъятие земельных участков у собственников для государственных нужд производится в соответствии с действующим законодательством.
Все расходы, связанные с выкупом и изъятием земельных участков, несет орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, и органы местного самоуправления.
Земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, используются по целевому назначению в соответствии с проектной документацией, являются неделимыми и не подлежат передаче в частную собственность.
Статья 24. Земли муниципальных, ведомственных и частых автомобильных дорог
Земли муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог отводятся в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 25. Порядок использования земель, занимаемых автомобильными дорогами
Использование земель, занимаемых автомобильными дорогами, осуществляется в соответствии с экологическими требованиями, градостроительными, санитарными и иными нормами, установленными законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Организации, осуществляющие ремонт и содержание автомобильной дороги по договору с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, имеют право производить в полосе отвода автомобильной дороги вырубку насаждений, ухудшающих видимость или создающих угрозу безопасному проезду.
В полосе отвода и придорожной полисе автомобильных дорог общего пользования без согласования с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, и ГИБДД запрещается прокладка любых инженерных коммуникаций, осуществление застройки и хозяйственной деятельности, не связанной с дорожной деятельностью.
Статья 26. Полоса отвода автомобильных дорог
Размеры полосы отвода автомобильных дорог определяются, исходя из размещения полного комплекса сооружений автомобильной дороги, в соответствии с проектной документацией, разработанной на основании действующих нормативов, согласованной и утвержденной в установленном порядке и прошедшей государственную экологическую экспертизу.
Оформление и обозначение на местности полосы отвода автомобильной дороги осуществляется в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 27. Придорожная полоса автомобильных дорог общего пользования
В целях обеспечения безопасности населения и надлежащей эксплуатации автомобильных дорог общего пользования устанавливаются придорожные полосы.
Придорожные полосы автомобильных дорог общего пользования используются на основании документации о предоставлении земель органу исполнительной власти области, осуществляющему управление дорожной деятельностью.
Размеры придорожных полос устанавливаются на основании нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области.
В границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования в соответствии с действующим законодательством устанавливается особый режим использования земель.
В отдельных случаях по решению государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора в придорожных полосах могут вводиться ограничения на ведение сельскохозяйственной деятельности.
Собственники и владельцы земель, находящихся в придорожной полосе, в течение месяца с момента принятия решения об установлении ее размеров должны быть письменно предупреждены организациями, осуществляющими дорожную деятельность, об особом режиме использования этих земель.
Раздел VI. Порядок прокладки и переустройства коммуникаций на автомобильных дорогах
Статья 28. Прокладка и переустройство коммуникаций на автомобильных дорогах общего пользования
Порядок устройства пересечений автомобильных дорог общего пользования с инженерными коммуникациями регулируется настоящим Законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.
Запрещается прокладка любых коммуникаций в полосе отвода вдоль автомобильной дороги общего пользования без согласования технических условий прокладки с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью.
Переустройство коммуникаций, проложенных в полосе отвода вдоль автомобильных дорог общего пользования без согласования с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, за пределы дорог производится за счет сил и средств владельцев коммуникаций.
Прокладка и переустройство коммуникаций через автомобильные дороги общего пользования осуществляются за счет средств владельцев этих коммуникаций на основании разрешений и технических условий, выдаваемых органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью.
Заказчики, осуществляющие прокладку инженерных коммуникаций через автомобильные дороги общего пользования, обязаны полностью возместить органу исполнительной власти, осуществляющему управление дорожной деятельностью, ущерб, причиненный автомобильной дороге в результате производства этих работ.
Юридические лица, допустившие сооружение коммуникаций с нарушениями законодательства Российской Федерации и Челябинской области, несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
При прокладке любых коммуникаций на землях автомобильных дорог общего пользования орган исполнительной власти, осуществляющий управление дорожной деятельностью, имеет право на осуществление надзора за проведением этих работ и участие в приемке этих коммуникаций в эксплуатацию.
Статья 29. Прокладка и переустройство коммуникаций по дорожным сооружениям автомобильных дорог общего пользования
В автодорожных тоннелях, по мостам, эстакадам и другим искусственным сооружениям автомобильной дороги общего пользования прокладка инженерных коммуникаций запрещена.
В исключительных случаях по решению Губернатора Челябинской области прокладка коммуникаций осуществляется ни основании разрешений и технических условий, выдаваемых органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью.
В указанных случаях все затраты на прокладку коммуникаций, устройство сооружений и их обустройство, усиление конструкций и дополнительные затраты на содержание автомобильных дорог общего пользования несут владельцы коммуникаций.
Владельцы коммуникаций обязаны обеспечивать их эксплуатацию в технически исправном состоянии в соответствии с нормами, исключающими порчу искусственных сооружений автомобильной дороги общего пользования.
Реконструкция или ремонт автомобильных дорог общего пользования, вызванные переустройством коммуникаций, осуществляется за счет владельцев коммуникаций.
Статья 30. Устройство коммуникаций и пересечений на муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорогах
Порядок устройств коммуникаций и пересечений на муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорогах регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, стандартами, техническими нормативами.
Статья 31. Пересечения автомобильных дорог общего пользования с другими автомобильными дорогами
Строительство, реконструкция и ремонт примыканий и пересечений автомобильных дорог общего пользования с другими автомобильными дорогами допускается в местах, указанных органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, при наличии проектной документации, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
Все затраты, связанные с устройством пересечений и примыканий, включая дополнительные нагрузки на автомобильную дорогу общего пользования, дополнительные работы, связанные с обеспечением безопасности движения, водоотвода и других работ, установленных нормами, несет заказчик, осуществляющий строительство пересечения или примыкания.
Орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, вправе требовать от юридических и физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию или ремонт примыканий и пересечений автомобильных дорог общего пользования без согласования с ним, произвести разборку сооружений и привести автомобильную дорогу в первоначальный вид. В случае отказа от выполнения таких работ или уклонения от принятия обязательств по их выполнению в согласованные сроки, орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, обязан принять меры по приведению автомобильной дороги в первоначальный вид и взыскать в судебном порядке понесенные в связи с произведенными работами затраты с лиц, осуществивших незаконную деятельность.
Статья 32. Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами
Места пересечений автомобильных дорог с железными дорогами определяются в соответствии с правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, строительными нормами и правилами.
На пересечениях автомобильных дорог с железными дорогами в разных уровнях владельцы искусственных сооружений обязаны осуществлять комплекс мер по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений для обеспечения безопасного и бесперебойного движения по ним. В случае неисполнения эксплуатационных требований владельцы искусственных сооружений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
На пересечениях автомобильных дорог с железными дорогами в одном уровне владельцы железных дорог обязаны содержать в надлежащем состоянии участок автомобильной дороги на расстоянии, определяемом согласно правилам технической эксплуатации железных дорог.
Работы по устройству пересечений автомобильных дорог с железными дорогами, связанные с ремонтом существующих или строительством новых железнодорожных линий, осуществляются за счет средств владельцев железных дорог. В случаях, когда устройство таких пересечений вызвано строительством новых или уширением существующих автомобильных дорог, устройство пересечений осуществляется за счет средств владельцев автомобильных дорог.
При устройстве пересечений автомобильных дорог с железными дорогами в одном уровне владельцы железных дорог организуют регулирование движения поездов и выдают разрешения и технические условия на производство работ.
При устройстве пересечений автомобильных дорог с железными дорогами орган, осуществляющий дорожную деятельность, организует регулирование движения транспортных средств и согласует технические условия на производство работ.
Решения о закрытии и открытии пересечений автомобильных дорог с железными дорогами принимаются с учетом заключений и по представлению органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, ГИБДД и органа управления железнодорожным транспортом.
Статья 33. Размещение рекламных щитов, информационных знаков, указателей и устройств у автомобильных дорог
Рекламные щиты, информационные знаки, указатели и устройства, не относящиеся к техническим средствам организации дорожного движения, устанавливаемые в непосредственной близости от автомобильных дорог, не должны препятствовать восприятию дорожной обстановки и ухудшать условия безопасности дорожного движения.
Размещение рекламных щитов, информационных знаков, указателей и устройств у автомобильных дорог допускается на основании разрешений, выдаваемых в установленном порядке органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, после согласования с ГИБДД.
Устанавливаемые в границах придорожных зон автомобильных дорог рекламные щиты, информационные знаки, указатели и устройства должны выполняться и устанавливаться с учетом специальных требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Взаимоотношения между организациями и гражданами, желающими разместить рекламные щиты, информационные знаки, указатели и устройства у автомобильных дорог на не принадлежащих им землях, регулируются на основе договоров с собственниками и владельцами этих земель.
Размещение рекламных щитов, информационных знаков, указателей и устройств в полосе отвода и в границах придорожных зон федеральных автомобильных дорог осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Организация дорожного сервиса
Автомобильные дороги обустраиваются объектами сервиса, предназначенными для обеспечения нормальными условиями труда, питания и отдыха, а по возможности, и услугами связи участников дорожного движения.
Объекты сервиса должны размещаться на автомобильной дороге согласно генеральным планам размещения этих объектов, утверждаемым Губернатором области по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим управление дорожной деятельностью, и ГИБДД.
Устройство объектов сервиса не должно отрицательно влиять на безопасность движения на автомобильных дорогах, нарушать условия водоотвода и содержания автомобильных дорог, санитарно-гигиенические и экологические требования и должно выполняться в соответствии со стандартами и иными техническими нормами.
Отдельно стоящие объекты сервиса должны иметь помещение и оборудование, обеспечивающее предоставление пользователям автомобильных дорог полного комплекса услуг, в соответствии с установленными нормами.
Проекты объектов сервиса должны согласовываться с владельцами земель, на которых они расположены, органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, ГИБДД и Государственным комитетом по охране окружающей среды Челябинской области.
Принятие уполномоченными органами решений о размещении объектов сервиса в границах придорожных зон или о размещении объектов, требующих для эксплуатации специального доступа с автомобильной дороги, принимаются после согласования мест их размещения с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, и ГИБДД.
Расходы по устройству, ремонту и содержанию подъездов, стоянок, площадок для остановки транспорта, водоотводных устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации объектов сервиса, несут хозяйствующие субъекты, собственники и владельцы этих объектов.
Государственная регистрация объектов сервиса производится при условии соблюдения процедуры согласования их размещения, предусмотренной настоящей статьей.
Раздел VII. Платные автомобильные дороги
Статья 35. Условия создания платных автомобильных дорог
Проезд по автомобильным дорогам, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, является бесплатным.
Платные автомобильные дороги (далее - платные дороги) могут создаваться с целью повышения уровня обслуживания пользователей автомобильных дорог, ускорения развития сети автомобильных дорог путем привлечения дополнительных негосударственных инвестиций для осуществления строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
К платным автомобильным дорогам, на которые распространяются положения настоящего Закона, относятся платные мосты и тоннели, а также отдельные платные участки автомобильных дорог. Плата за проезд по автомобильным дорогам взимается в порядке и размерах, установленных законодательством. Устройство платных дорог допускается в следующих случаях:
в заданном направлении имеется возможность альтернативного бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог;
устройство платной дороги существенно улучшает условия движения и уровень обслуживания пользователей автомобильных дорог;
Земли, отводимые под строительство платных дорог, должны использоваться только по прямому назначению - для строительства и эксплуатации автомобильной дороги, а также размещения объектов сервиса для обслуживания пользователей автомобильных дорог.
Деятельность по созданию и использованию платных дорог может осуществляться на основе договоров, заключаемых по результатам конкурсов с российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в соответствии с действующим законодательством.
Орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, по согласованию с Губернатором Челябинской области может привлекать для этих целей кредиты банков и международных финансовых институтов.
Раздел VIII. Пользование автомобильными дорогами
Статья 36. Пользователи автомобильных дорог
Пользователями автомобильных дорог являются юридические лица и граждане Российской Федерации, а также юридические лица и граждане других государств.
Пользователь имеет право свободного и безопасного проезда по автомобильным дорогам только на исправных транспортных средствах, не угрожающих сохранности автомобильных дорог, дорожных сооружений и ее обустройству.
По автомобильным дорогам не допускается движение транспортных средств, имеющих гусеницы, колеса или другие элементы конструкций, включая перевозимые грузы, которые могут повредить автомобильную дорогу, а также движение без специального разрешения транспортных средств масса, осевая масса или габариты которых превосходят установленные нормы.
Порядок пользования автомобильными дорогами общего пользования определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области и Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Статья 37. Движение транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими установленные нормы
Движение транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими установленные нормы, осуществляется по разрешениям, выдаваемым органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, на основании нормативных правовых актов, а также при наличии специального пропуска, выдаваемого ГИБДД.
Маршруты движения транспортных средств с нагрузками и габаритами, превышающими установленные нормы, должны согласовываться с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, и ГИБДД.
В случаях, когда проезд таких транспортных средств требует усиления или принятия специальных мер по обустройству автомобильной дороги и пересекающих ее сооружений и инженерных коммуникации по заданному маршруту движения, проводятся согласования с владельцами этих сооружений и коммуникаций.
При выдаче разрешений на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам в соответствии с настоящей статьей изымается плата, размер которой устанавливается, исходя из полного возмещения затрат, связанных с восстановлением автомобильных дорог и сооружений на них из-за воздействия нагрузок, превышающих установленные нормы, а также расходов на проведение работ, связанных с выдачей разрешений. Средства от взыскания платы за возмещение затрат зачисляются в соответствующие дорожные фонды или бюджеты муниципальных образований и расходуются на восстановление автомобильных дорог.
При отсутствии у водителя транспортного средства, имеющего нагрузки и габариты, превышающие установленные нормы, специального разрешения и пропуска ГИБДД или отклонении его от согласованного маршрута, транспортное средство задерживается работниками ГИБДД для оформления протокола.
Статья 38. Пропуск транспортных средств, перевозящих опасные грузы
Орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, может разрешать пропуск по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих грузы, которые могут вызвать взрыв, пожар, загрязнение или радиоактивное заражение автомобильной дороги или иные опасные последствия, при условии предоставления владельцами этих грузов гарантий безопасности перевозки и ликвидации последствий в случае их возникновения па автомобильной дороге. Перевозки таких грузов осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 39. Ограничения и запрещения при пользовании автомобильными дорогами
В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования запрещается:
осуществлять без разрешения органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, проезд транспортных средств с нагрузками и габаритными размерами, превышающими установленные нормы;
производить действия, в результате которых могут быть повреждены или уничтожены элементы дорог;
использовать автомобильные дороги в качестве плотин;
засорять, загрязнять или загораживать проезжую часть, обочины, разделительную полосу дороги, инженерные сооружения и полосу отвода;
выполнять работы, связанные с возможностью пролива горюче-смазочных материалов, а также погрузку и выгрузку грузов на проезжей части. Эти операции производятся при необходимости на обочинах дорог, а при наличии поблизости съездов с дороги - в полосе отвода. Оставшиеся после этого мусор, материалы и другие предметы должны быть убраны водителями транспортных средств за пределы дороги;
производить какие-либо строительные работы, размещать коммуникации, строения, сооружения в полосе отвода без разрешения органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью;
осуществлять съезд автомобильного транспорта в местах, кроме обустроенных съездами, примыканиями, пересечениями;
производить торговлю и размещать объекты сервиса в пределах полосы отвода без специального разрешения органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области и ГИБДД;
проводить на автомобильных дорогах испытания машин и механизмов без разрешения органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, и ГИБДД;
осуществлять прогон скота, а также выпас его в полосе отвода, кроме специально установленных мест, обустроенных соответствующими дорожными знаками, согласованных с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью;
проводить на автомобильных дорогах спортивные соревнования, тренировки, шествия и демонстрации без согласования с органом исполнительной власти области, осуществляющим управление дорожной деятельностью, и ГИБДД.
Статья 40. Временное прекращение и ограничение движения
Временное прекращение и ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам производится только в случаях обстоятельств непреодолимой силы, несоответствия технического состояния автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения, а также из-за климатических условий, проведения дорожных работ, ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Решение о прекращении или ограничении движения по областным дорогам общего пользования с указанием срока действия этого решения принимается Губернатором Челябинской области по представлению органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, и ГИБДД. Решение о временном прекращении или ограничении движения по автомобильным дорогам доводится до сведения населения и организаций через газеты, радио, телевидение с указанием рекомендуемых объездных путей.
В исключительных случаях пользование автомобильными дорогами, движение по которым закрыто или ограничено, допускается по предварительному письменному разрешению органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью, и при строгом соблюдении предписаний этого органа по обеспечению сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Статья 41. Дорожный надзор и охрана автомобильных дорог
Дорожный надзор, охрану автомобильных дорог и общественного порядка на автомобильных дорогах осуществляют подразделения ГИБДД, орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, и организации, осуществляющие дорожную деятельность.
Статья 42. Права органа исполнительной власти области, осуществляющего управление дорожной деятельностью
Орган исполнительной власти области, осуществляющий управление дорожной деятельностью, имеет право:
выполнять в пределах полосы отвода все виды работ по обеспечению устойчивого и безопасного движения транспортных средств;
ограничивать или временно прекращать движение транспортных средство в период весенней распутицы, по обстоятельствам непреодолимой силы или для проведения дорожных работ;
переводить движение на объездные дороги при проведении строительства, реконструкции или ремонта автомобильной дороги;
выдавать разрешения в соответствии с положениями, утвержденными в установленном порядке:
на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза;
на размещение у автомобильных дорог рекламных щитов, информационных знаков, указателей и устройств;
на размещение в пределах полосы отвода объектов сервиса и иных инженерных сооружений.
Статья 43. Права пользователей автомобильных дорог
Пользователи автомобильных дорог имеют право на:
возмещение ущерба, нанесенного их здоровью и имуществу из-за неудовлетворительного состояния дорог и незаконных действий должностных лиц организаций, осуществляющих дорожную деятельность;
получение бесплатной экстренной медицинской помощи в пути следования;
судебную защиту своих прав и обжалование в установленном порядке действий организаций, осуществляющих дорожную деятельность и их должностных лиц;
получение информации о сети автомобильных дорог, маршрутах следования, дорожных условиях, временном ограничении и закрытии движения, допустимых нагрузках и скоростях движения, размерах полосы отвода, придорожных и резервных зон автомобильных дорог;
обращение в органы, осуществляющие дорожную деятельность, с жалобами и заявлениями;
вежливое обращение со стороны должностных лиц организаций, осуществляющих дорожную деятельность, и других надзорных органов;
получение информации об использовании средств, уплачиваемых ими в виде налогов, зачисляемых в областной дорожный фонд.
Раздел IX. Ответственность организаций, осуществляющих дорожную деятельность, и пользователей автомобильных дорог
Статья 44. Ответственность организаций, осуществляющих дорожную деятельность
Организации, осуществляющие дорожную деятельность, несут ответственность за:
временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильной дороге, за исключением случаев ограничения и прекращения движения, произведенных в установленном законодательством порядке, а также вследствие явлений стихийного характера либо возникновения обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранение которых от них не зависело, признанных таковыми судом;
дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по причине неудовлетворительных дорожных условий, возникших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по обеспечению содержания и ремонта автомобильных дорог, а также по обеспечению безопасности движения при ремонте и реконструкции автомобильных дорог, за исключением случаев, которые они не могли предотвратить или устранение которых от них не зависело, признанных таковыми судом.
Организации, осуществляющие дорожную деятельность, обязаны возместить пользователям автомобильных дорог ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием, прямой причиной которого явилось неудовлетворительное состояние дороги, возникшее вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения указанными органами возложенных на них обязанностей.
Материалы о возникшем на дороге общего пользования дорожно-транспортном происшествии, связанном с состоянием дороги, оформляются ГИБДД с обязательным участием представителя организации, осуществляющей дорожную деятельность, в ведении которого находится автомобильная дорога.
Статья 45. Ответственность пользователей автомобильных дорог
Пользователи автомобильных дорог обязаны соблюдать требования настоящего Закона и в случае нарушения правил пользования автомобильными дорогами, дорожного движения, перевозки негабаритных, тяжеловесных и иных грузов, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических, а также повреждения технических средств организации дорожного движения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 46. Порядок разрешения споров
Иски по спорным вопросам осуществления дорожной деятельности и пользования автомобильными дорогами разрешаются судом, арбитражным судом или третейским судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Раздел X. Заключительные положения
Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
N 90-ЗО от 28 октября 1999 г. |
4 ноября 1999 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 28 октября 1999 г. N 90-ЗО "Об автомобильных дорогах Челябинской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 3, сентябрь - октябрь 1999 г., с. 30 - 43; газете "Южноуральская панорама" от 8 декабря 1999 г.
Законом Челябинской области от 27 марта 2008 г. N 247-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 19 декабря 2006 г. N 86-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 16 декабря 2004 г. N 341-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Закон Челябинской области от 26 августа 2004 г. N 271-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона