Принят постановлением Законодательного собрания от 28 августа 2003 г. N 955
Глава I. Общие положения (ст.1 - 3)
Глава II. Права на землю порядок возникновения и прекращения (ст.4 - 19)
прав на землю
Глава III. Компетенция органов государственной власти Челябинской (ст.20 - 22)
области и органов местного самоуправления в сфере
использования и охраны земель
Глава IV. Управление и распоряжение земельным фондом Челябинской (ст.23 - 28)
области
Глава V. Контроль за соблюдением земельного законодательства, (ст.29)
охраной и использованием земель (земельный контроль)
Глава VI. Охрана земель (ст.30 - 31)
Глава VII. Ответственность за правонарушения в области охраны и (ст.32)
использования земель
Глава VIII. Плата за землю. Экономическое стимулирование (ст.33 - 34)
использования и охраны земель
Глава IX. Заключительные и переходные положения (ст.35 - 36)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законы и иные нормативные правовые акты о земле
Правовое регулирование земельных отношений на территории Челябинской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, иными законами и нормативными правовыми актами Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует отношения по использованию и охране земель на территории Челябинской области.
К земельным отношениям нормы лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, нормы других специальных федеральных законов применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
2. Объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
3. Субъектами земельных правоотношений являются Российская Федерация, Челябинская область, муниципальные образования Челябинской области, органы государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица.
Статья 3. Земельные участки (части земельных участков)
1. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
2. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. Земельные участки отграничиваются друг от друга на местности в натуре и отображаются на кадастровых картах (планах).
Глава II. Права на землю. Порядок возникновения и прекращения прав на землю
Статья 4. Формы собственности на землю
Земля в Челябинской области может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 5. Частная собственность на землю
1. Граждане и юридические лица вправе иметь землю в собственности.
2. Право собственности на земельные участки иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц определяется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 6. Государственная собственность на землю
1. Все земли на территории Челябинской области, кроме земель, находящихся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, относятся к государственной собственности.
2. Государственная собственность на землю подразделяется на собственность Российской Федерации (федеральную собственность) и собственность Челябинской области.
Разграничение государственной собственности на землю в Челябинской области на собственность Российской Федерации, собственность Челябинской области и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 7. Общая собственность на землю
1. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
2. Общая собственность на земельный участок возникает в случаях приобретения в собственность двух или нескольких лиц земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, а также предоставленного для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и гаражного строительства, который не может быть разделен без изменения его целевого назначения либо не подлежит разделу в случаях, предусмотренных законодательством.
Статья 8. Права на землю
1. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством могут иметь земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном срочном пользовании, земельные участки, земельные доли в собственности, пожизненном наследуемом владении, а также на праве аренды.
2. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
3. Юридические лица в соответствии с федеральным законодательством могут иметь земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном срочном пользовании и на праве аренды.
4. В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются:
1) земельные участки государственным и муниципальным учреждениям; федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов;
3) земельные участки для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях;
4) земельные участки государственных заповедников, национальных парков, находящиеся в федеральной собственности;
5) земельные участки природных парков;
6) иные земельные участки.
5. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
6. В безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков гражданам в виде служебного надела.
Статья 9. Признание права на земельный участок
1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
2. Судебное решение, установившее право на землю, является основанием для государственной регистрации права на земельный участок.
Статья 10. Документы, удостоверяющие права на земельные участки
Документами, удостоверяющими права на земельные участки, являются государственные акты, свидетельства и другие документы, указанные в пункте 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статья 11. Государственная регистрация прав и ограничений на земельные участки
1. Право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежат:
право собственности;
право пожизненного наследуемого владения;
право постоянного (бессрочного) пользования;
право безвозмездного срочного пользования;
аренда;
ипотека;
сервитуты;
иные права и ограничения в случаях, предусмотренных законодательством.
2. Договоры аренды (субаренды) земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами,
Статья 12. Условия совершения сделок с землей
1. При совершении сделок с земельными участками:
1) не допускается самовольное изменение целевого назначения земельного участка;
2) наличие сервитута не является препятствием для совершения сделки с земельными участками;
3) в случае ареста недвижимого имущества (земельного участка) либо при наличии земельного спора сделка не совершается;
4) сохраняется преимущественное право покупки, мены при общей собственности;
5) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком в порядке и на условиях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Предметом сделки является земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.
Сделка с земельным участком может быть совершена только при наличии правоустанавливающих документов на земельные участки и документов, удостоверяющих право на земельные участки.
При совершении сделки со зданием, сооружением, расположенным на земельном участке, собственник здания, сооружения должен представить документы, подтверждающие его право на земельный участок (часть земельного участка).
3. При передаче (продаже) земельных участков в собственность приватизированным предприятиям размер земельного участка определяется с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При отсутствии в плане приватизации сведений о размере земельного участка осуществляется инвентаризация земельного участка предприятия, и в план приватизации вносятся соответствующие дополнения.
4. Требования, предъявляемые к совершению сделок с земельными участками, и порядок их заключения, признание сделок недействительными и последствия их недействительности определяются федеральным законодательством.
5. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Законом Челябинской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области".
Статья 13. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам
1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Земельные участки могут предоставляться в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
2. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с письменным заявлением о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов.
3. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
5. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в Челябинской области осуществляется за плату и бесплатно.
6. Предоставление в собственность гражданам Российской Федерации земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно в следующих случаях:
1) для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности;
2) для крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) для коллективного садоводства и животноводства - земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и вновь предоставляемые для этих целей несельскохозяйственные угодья, нарушенные либо малопродуктивные земли;
4) для дачных участков - земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
6. Предоставление в собственность гражданам Российской Федерации земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно в следующих случаях:
1) для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности;
2) для крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) для коллективного садоводства и животноводства - земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и вновь предоставляемые для этих целей земли;
4) для дачных участков - земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
7. Земельные участки предоставляются гражданам в собственность бесплатно с учетом установленных законодательством предельных размеров земельных участков.
8. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 14. Прекращение прав собственности на земельный участок, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при отказе от права на земельный участок
1. При отказе от права собственности на земельный участок собственник подает заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления об отказе от права на земельный участок.
Орган местного самоуправления или уполномоченный им орган ставит на учет как бесхозяйную недвижимую вещь земельный участок в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок.
2. При отказе землевладельца, землепользователя от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Статья 15. Установление сервитута
1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
2. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
3. В целях обеспечения интересов Челябинской области и населения Челябинской области публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Челябинской области.
В целях обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
4. Случаи, при которых могут устанавливаться публичные сервитута, определены пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
5. Сервитут может быть срочным или постоянным.
6. Размер платы за установление публичного сервитута и случаи возмещения убытков, возникших в связи с его установлением, определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.
В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка или предоставления равноценного земельного участка, а также возмещения убытков.
Статья 16. Основания прекращения сервитута
1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта соответствующего органа об отмене сервитута.
Статья 17. Установление границ земельного участка на местности и составление кадастровой карты (плана) земельного участка
1. Установление или уточнение границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется при:
1) передаче земельного участка в собственность или предоставлении его в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду, переходе права пожизненного наследуемого владения на земельный участок;
2) выделе земельной доли в натуре;
3) оформлении прав на ранее предоставленные земельные участки в случае отсутствия кадастровой карты (плана) либо при установлении в порядке инвентаризации несоответствия размера фактически используемого земельного участка указанному в документах на землю;
4) наличии иных случаев, требующих отграничения земельного участка от других земель.
2. Установление границ земельных участков осуществляется гражданами или юридическими лицами, имеющими лицензию на право выполнения этих работ. Выдачу кадастровых карт (планов) земельных участков производит специально уполномоченный орган по ведению земельного кадастра.
3. Технические требования к составлению кадастровых карт (планов) земельных участков утверждаются в соответствии с законодательством.
Статья 18. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд
1. Для государственных или муниципальных нужд производится изъятие земельных участков в случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, разработкой месторождений полезных ископаемых, размещением новых или расширением, реконструкцией существующих объектов, включая строительство социально-культурных объектов, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи, железных и автомобильных дорог, других линейных сооружений, а также иных объектов государственного или муниципального значения, при отсутствии других вариантов размещения этих объектов.
2. Исполнительный орган государственной власти Челябинской области принимает решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд Челябинской области и данное решение доводит до сведения собственника подлежащего изъятию земельного участка не менее чем за один год до изъятия земельного участка.
Решение исполнительного органа государственной власти Челябинской области об изъятии земельного участка для государственных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
3. Изъятие земельного участка до истечения года со дня получения уведомления допускается с согласия собственника.
4. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства.
5. Убытки собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
При выкупе земельных участков убытки собственников земли, включая упущенную выгоду, определяются с учетом стоимости земельного участка.
6. Потери сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для несельскохозяйственных и нелесохозяйственных целей подлежат возмещению в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 19. Особенности изъятия для государственных или муниципальных нужд отдельных категорий земель
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В случаях изъятия особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Челябинской области орган законодательной (представительной) власти Челябинской области принимает решение об исключении их из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Челябинской области.
2. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации и размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
При изъятии земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, необходим предварительный перевод их из лесных земель в нелесные в установленном порядке.
3. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.
Глава III. Компетенция органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления в сфере использования и охраны земель
Статья 20. Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области
К компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области относятся следующие полномочия:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих политику в сфере регулирования земельных отношений, в том числе об использовании и охране земель, о порядке проведения землеустройства;
2) принятие областных программ землеустройства, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель и повышения их плодородия, освоения новых земель, развития земельного рынка и иных программ использования и охраны земель;
3) установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства путем принятия закона;
4) установление максимальных размеров земельных участков предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в собственности Челябинской области земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства путем принятия закона;
5) утверждение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Челябинской области, использование которых для других целей не допускается, и внесение в него изменений и дополнений;
6) установление условий предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота;
7) установление порядка и условий предоставления информации собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков об их возможном изъятии, в том числе путем выкупа, в связи с предоставлением земельных участков для строительства;
8) перевод мелиорированных земель в немелиорированные;
9) установление и утверждение ставок земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, минимальных ставок налога на сельскохозяйственные угодья, средних ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения административных районов Челябинской области;
10) введение коэффициентов к платежам за землю (корректировка) с учетом местоположения земельных участков сельскохозяйственного назначения;
11) установление льгот по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, поступающей в областной бюджет;
12) установление доли средств от взимания земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемой муниципальными образованиями в областной бюджет;
13) установление порядка определения размеров арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Челябинской области;
14) утверждение и изменение черты городских, сельских поселений, границ и правовых режимов пригородных зон путем принятия закона в пределах полномочий, установленных законодательством;
15) установление зон охраны объектов культурного наследия;
16) установление правового режима использования и охраны земель природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения;
17) установление порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения;
18) установление категорий работников организаций отдельных отраслей экономики, которые имеют право на получение служебных наделов, и условий предоставления служебных наделов;
19) определение порядка и условий предоставления информации собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков об их возможном изъятии, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Челябинской области или муниципальных нужд;
20) определение процедуры и критериев предоставления земельных участков, находящихся в собственности Челябинской области, гражданам для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений;
21) установление порядка проведения землеустройства;
22) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, иными законами и нормативными правовыми актами Челябинской области.
Статья 21. Компетенция органов исполнительной власти Челябинской области
1. К компетенции Губернатора Челябинской области относятся следующие полномочия:
1) установление оценочных зон на территории Челябинской области для определения нормативной цены земли;
2) перевод лесных земель в нелесные земли в лесах второй и третьей групп;
3) продление срока сохранения прав на земельный участок, находящийся в собственности Челябинской области и предоставленный для обслуживания здания, строения, сооружения (при их разрушении от пожара, стихийных бедствий, ветхости), за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
4) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
2. К компетенции Правительства Челябинской области относятся следующие полномочия:
1) формирование и обеспечение реализации областных программ землеустройства, ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, охраны земель и повышения их плодородия, освоения новых земель и иных программ;
2) отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (в отношении земель, находящихся в собственности Челябинской области, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности);
3) управление и распоряжение землями, находящимися в собственности Челябинской области, в соответствии с законодательством:
4) приобретение земельных участков в собственность Челябинской области;
5) установление повышающих коэффициентов к нормативам стоимости освоения новых земель при изъятии сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд;
6) формирование фонда перераспределения земель из земель сельскохозяйственного назначения;
7) определение порядка использования находящихся в собственности Челябинской области отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установление зон с особыми условиями использования земель данной категории;
8) установление публичных сервитутов, ограничений прав на землю;
9) уведомление об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа;
10) принятие решений об изъятии для нужд Челябинской области земельных участков, в том числе путем выкупа;
11) установление процедуры и критериев предоставления находящихся в собственности Челябинской области земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядка рассмотрения заявок и принятия по ним решений;
12) резервирование земельных участков для государственных нужд Челябинской области;
13) уведомление об особом режиме использования земельных участков, находящихся в пределах придорожных полос автомобильных дорог;
14) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
Статья 22. Компетенция органов местного самоуправления
К компетенции органов местного самоуправления относятся следующие полномочия:
1) обеспечение реализации государственной политики в сфере рационального использования и охраны земель;
2) принятие нормативных правовых актов по управлению и распоряжению землями в пределах своей компетенции;
3) разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
4) осуществление муниципального контроля за использованием земель;
5) установление с учетом требований федерального законодательства правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
6) установление порядка определения размеров арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;
7) установление оценочных зон, их границ, а также дифференцированных ставок земельного налога в городских поселениях;
8) отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, к категориям, перевод их из одной категории в другую (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
9) установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
10) установление максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
11) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
12) информирование населения муниципального образования о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, об их возможном выкупе либо изъятии;
13) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд в соответствии с законодательством;
14) резервирование земельных участков для муниципальных нужд;
15) установление публичных сервитутов, ограничений прав на землю, запрета на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срока приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом;
16) установление процедуры и критериев предоставления находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений;
17) продление срока сохранения прав на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и предоставленный для обслуживания здания, строения, сооружения (при их разрушении от пожара, стихийных бедствий, ветхости), за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
18) определение порядка использования находящихся в муниципальной собственности отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установление зон с особыми условиями использования земель данной категории;
19) обеспечение изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждение проекта его границ;
20) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
Глава IV. Управление и распоряжение земельным фондом Челябинской области
Статья 23. Функции управления и распоряжения в сфере использования и охраны земель
К функциям управления и распоряжения в сфере использования и охраны земель относятся:
планирование использования земель и зонирование территории;
ведение государственного земельного кадастра;
организация землеустройства;
предоставление (передача) земельных участков и их изъятие (выкуп) для государственных или муниципальных нужд;
осуществление мониторинга земель;
государственный контроль за использованием и охраной земель;
оценка земли.
Статья 24. Планирование использования земель и зонирование территории
1. Планирование использования земель осуществляется на основе территориального планирования развития территории и зонирования территории.
2. Территориальное планирование развития территории осуществляется в соответствии с:
генеральной схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Челябинской области;
федеральными, областными и местными программами использования и охраны земельных ресурсов, схемами землеустройства;
генеральными планами городских и сельских поселений;
генеральными планами селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения;
иными документами по использованию земельных ресурсов.
3. Зонирование территории осуществляется в соответствии с решениями исполнительного органа государственной власти Челябинской области или органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их компетенции.
Решениями о зонировании территории устанавливаются охранные зоны или округа санитарной охраны вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения, водоохранные и прибрежные зоны, пригородные и зеленые зоны, санитарно-охранные зоны предприятий, взрывоопасные зоны, резервные территории и иные зоны со специальным правовым режимом.
Статья 25. Ведение государственного земельного кадастра
1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
2. Государственный земельный кадастр ведется по единой системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Федеральным законом "О государственном земельном кадастре".
4. Данные государственного земельного кадастра подлежат применению при планировании использования земель и территориальном зонировании, предоставлении и изъятии (выкупе) земельных участков, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решении земельных споров, определении размеров платежей за землю, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, оценке земель и хозяйственной деятельности, а также осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
5. Органы государственной власти Челябинской области вправе устанавливать перечень дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, подлежащих кадастровому учету. Сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляются за счет средств областного бюджета.
Включение в государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных Российской Федерацией и Челябинской областью, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно и за счет средств местных бюджетов.
Статья 26. Землеустройство. Организация и порядок проведения землеустройства
1. Землеустройство включает в себя изучение состояния земель, планирование и организацию рационального использования земель и их охраны, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности (территориальное землеустройство), организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
2. Землеустройство предусматривает:
1) разработку прогнозов, областных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных требований законодательства, а также особенностей территории;
2) составление проектов новых и упорядочение существующих землевладений и землепользований с устранением чересполосицы земель, определение границ земельных участков и закрепление их в натуре (на местности);
3) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
4) разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, повышению плодородия почв;
5) обоснование размещения и установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными, природно-заповедными, историко-культурными и оздоровительными режимами;
6) закрепление на местности черты городских и сельских поселений;
7) проведение почвенных, топографо-геодезических, картографических, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других исследовательских и изыскательских работ;
8) разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием исторически сложившейся хозяйственной деятельности;
9) проведение инвентаризации земель.
3. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Землеустройство осуществляется проектными организациями за счет средств федерального, областного и местных бюджетов или за счет собственных средств граждан или юридических лиц.
Статья 27. Государственный мониторинг земель
1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
2. Государственный мониторинг земель включает систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление происходящих изменений, их оценку, составление прогноза, выработку рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов, информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Статья 28. Оценка земли
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Глава V. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)
Статья 29. Виды земельного контроля
1. Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные земельным законодательством права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
4. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.
Глава VI. Охрана земель
Статья 30. Экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования к объектам, влияющим на состояние земель
1. При размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов, при внедрении новой техники и технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, обеспечивающие соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и других специальных требований.
2. Оценка отрицательного воздействия на состояние земель и эффективности предусмотренных мероприятий по их охране производится по результатам государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы градостроительной документации, иных государственных экспертиз, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление областных целевых (местных) программ использования земель, финансирование строительства (реконструкции) предприятий и других объектов.
Статья 31. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению
1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57 и 58 Земельного кодекса Российской Федерации, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель стоимость указанных участков в случае перевода их в земли запаса для консервации.
Глава VII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
Статья 32. Ответственность за земельные правонарушения
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к ответственности, предусмотренной законодательством, не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный им вред.
Глава VIII. Плата за землю. Экономическое стимулирование использования и охраны земель
Статья 33. Плата за землю
1. Использование земли на территории Челябинской области является платным, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
2. Плата за использование земли устанавливается в виде земельного налога или арендной платы за землю.
3. Порядок взимания платы за землю определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
Статья 34. Экономическое стимулирование использования и охраны земель
1. Экономическое стимулирование использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земель в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, а также на защиту земель от негативных последствий хозяйственной деятельности.
2. Экономическое стимулирование использования и охраны земель осуществляется в форме:
1) восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, проведения на них почвозащитных мероприятий;
2) предоставления льгот по уплате за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ;
3) частичной компенсации убытков, вызванных снижением дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
4) компенсации 50 процентов стоимости работ по освоению земельных угодий, выбывших из сельскохозяйственного оборота, переданных бесплатно гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.
3. Полная или частичная компенсация собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв производятся в порядке, установленном федеральным законодательством.
Глава IX. Заключительные и переходные положения
Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу Закон Челябинской области от 26 марта 1998 года N 39-ЗО "О земельных отношениях" (Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, 1998, N 3), Закон Челябинской области от 18 декабря 2000 года N 163-ЗО "О внесении изменений и дополнений в Закон Челябинской области "О земельных отношениях" (Южноуральская панорама, 2001, 24 января), Закон Челябинской области от 28 июня 2001 года N 17-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О земельных отношениях" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2001, вып.6, июнь).
Статья 36. Переходные положения
Передача земельных участков в собственность за плату и бесплатно, предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
N 171-ЗО от 28 августа 2003 г. |
8 сентября 2003 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 28 августа 2003 г. N 171-ЗО "О земельных отношениях"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 11 сентября 2003 г.; Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 7, август 2003 г., с. 122 - 149
Законом Челябинской области от 28 апреля 2011 г. N 120-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 24 февраля 2011 г. N 83-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 23 сентября 2010 г. N 629-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 31 марта 2010 г. N 561-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 26 ноября 2009 г. N 509-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 25 июня 2009 г. N 445-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 31 марта 2009 г. N 375-ЗО
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Закон Челябинской области от 29 января 2009 г. N 356-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 29 мая 2008 г. N 276-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 31 января 2008 г. N 242-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 23 августа 2007 г. N 179-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 23 августа 2007 г. N 175-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 26 апреля 2007 г. N 135-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 29 марта 2007 г. N 116-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 25 января 2007 г. N 90-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 28 сентября 2006 г. N 61-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 26 мая 2005 г. N 380-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 319-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Закон Челябинской области от 28 октября 2004 г. N 284-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.