Закон Челябинской области
от 28 ноября 2002 г. N 125-ЗО
"О системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Челябинской области"
30 ноября 2004 г.
Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 336-ЗО в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Принят постановлением Законодательного собрания от 28 ноября 2002 г. N 746
Глава I. Общие положения (ст.1 - 10)
Глава II. Основные направления деятельности органов и (ст.11 - 23)
учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Челябинской области "Об охране и защите прав детей в Челябинской области", другими законодательными актами Российской Федерации и Челябинской области и общепризнанными нормами международного права регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области.
Меры воздействия, применяемые за совершение правонарушений к несовершеннолетним, родителям, иным законным представителям, а также к должностным лицам, предусматриваются действующим законодательством.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Политика Челябинской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Политика Челябинской области - субъекта Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена на развитие системы профилактики и включает в себя:
создание правовых, социальных гарантий для несовершеннолетних;
развитие системы правового, экономического, социального, информационного и организационного характера, призванной обеспечить улучшение условий жизнедеятельности семьи;
материально-техническое, финансовое, научно-методическое, кадровое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
девиантное поведение - отклоняющееся от нормы общественно опасное поведение;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
банк данных - информация, необходимая для осуществления деятельности, координации и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей;
жестокое обращение - осуществление родителями, иными законными представителями, должностными лицами физического или психического насилия над детьми либо покушение на их половую неприкосновенность, применение недопустимых способов воспитания, выражающихся в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорбление или эксплуатация детей.
Статья 3. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и своевременное оказание им и их семьям социально-медико-психолого-педагогической помощи;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Статья 4. Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 5. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координация их деятельности
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
органы управления образованием и образовательные учреждения;
специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
органы внутренних дел;
центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
органы управления и учреждения здравоохранения;
органы службы занятости;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи, органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних действуют в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
3. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут входить иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 6. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Челябинской области в пределах своей компетенции осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Челябинской области, образуемой Правительством Челябинской области и действующей на постоянной основе в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Челябинской области.
2. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях осуществляется в пределах их компетенции комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
3. К основным мероприятиям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся:
проведение координационных, межведомственных совещаний, семинаров, конференций;
получение информации от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних об осуществлении их функций;
создание банка данных следующих категорий: освобожденных из воспитательных колоний; вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденных от наказания в связи с применением акта амнистии, а также детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Статья 7. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
безнадзорных или беспризорных;
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащихся в специализированных учреждениях социальной защиты населения, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 8. Основания и сроки проведения индивидуальной профилактической работы
1. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если они зафиксированы в следующих документах:
заявление несовершеннолетнего либо его родителей, иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
приговор, определение или постановление суда;
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
документы, определенные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
2. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Финансовое обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Финансирование мероприятий и программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в законе Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
3. Финансирование деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Челябинской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и иных детских учреждений, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
разрабатывают и обеспечивают реализацию программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечивают осуществление мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, их бытовому и трудовому устройству;
обеспечивают организацию контроля в пределах своей компетенции за условиями воспитания и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за обращением с ними в указанных учреждениях, за состоянием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
рассматривают ходатайства образовательных учреждений об исключении из учебных заведений несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, и выносят решение об их удовлетворении или отказе;
формируют банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
осуществляют иные полномочия по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 12. Органы управления социальной защитой населения Челябинской области и учреждения социального обслуживания
1. Органы управления социальной защитой населения Челябинской области в пределах своей компетенции:
осуществляют комплекс мер по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
ставят на учет и формируют банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
обеспечивают организацию в учреждениях социальной защиты индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
осуществляют контроль за деятельностью учреждений социальной защиты населения, к компетенции которых относятся вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
участвуют в устройстве несовершеннолетних, обеспечивают временное проживание безнадзорных несовершеннолетних с предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания, ухода;
выявляют причины безнадзорности несовершеннолетних и принимают меры к их устранению.
2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в пределах своей компетенции участвуют в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации.
Статья 12.1. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения Челябинской области относятся:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Статья 13. Органы управления образованием Челябинской области и образовательные учреждения
1. Органы управления образованием Челябинской области в пределах своей компетенции:
осуществляют контроль за деятельностью образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечивают организацию индивидуальной медико-психолого-педагогической работы с несовершеннолетними и их обучение в различных типах и видах образовательных учреждений;
разрабатывают и обеспечивают реализацию воспитательных и образовательных программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях (по каждому из учреждений), принимают меры по их воспитанию и обеспечению получения ими основного общего образования;
формируют банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
принимают меры по временному устройству беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и другие);
оказывают помощь в выявлении и возвращении необучающихся несовершеннолетних в образовательные учреждения, а также в организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.
2. Образовательные учреждения в пределах своей компетенции участвуют в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации.
Статья 14. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа
1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого и закрытого типа относятся:
специальные общеобразовательные школы открытого и закрытого типа;
специальные профессиональные училища открытого и закрытого типа;
специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа и другие виды образовательных учреждений.
2. Условия и порядок деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 15. Органы внутренних дел
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
1. В Челябинской области создаются и действуют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
2. Условия и порядок деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17. Органы управления и учреждения здравоохранения Челябинской области
Органы управления и учреждения здравоохранения Челябинской области в пределах своей компетенции:
организуют пропаганду здорового образа жизни и распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей и законных представителей;
своевременно информируют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о фактах травматизма, суицида, жестокого обращения с несовершеннолетними, алкогольной и другой интоксикации;
ставят на учет и формируют банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Статья 18. Органы службы занятости
1. Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
2. Должностные лица органов службы занятости пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Статья 19. Органы опеки и попечительства
1. Органы опеки и попечительства:
дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
2. Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Статья 20. Органы по делам молодежи, органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма Челябинской области
Органы по делам молодежи, органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма Челябинской области в пределах своей компетенции осуществляют:
организацию досуга и занятости несовершеннолетних по месту жительства;
координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности учреждений по месту жительства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействие учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации "спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения;
привлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, спортивных, технических и других клубах, секциях, кружках, способствуя формированию здорового образа жизни и приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
содействие детским и молодежным общественным объединениям, фондам и иным общественным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и контроль за их деятельностью;
принимают участие в разработке и реализации программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию распространению наркомании и алкоголизма в молодежной среде и в пределах своей компетенции содействуют трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи;
формируют банк данных детских и молодежных общественных oбъединений и фондов.
Статья 21. Участие организаций, не входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организаций, не входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и их уставами.
Статья 22. Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
N 125-ЗО от 28 ноября 2002 г. |
15 декабря 2002 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 г. N 125-ЗО "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 24 декабря 2002 г.; Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 12, ноябрь 2002 г., с. 86 - 100
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 4 октября 2018 г. N 788-ЗО
Изменения вступают в силу с 4 октября 2018 г.
Закон Челябинской области от 3 июля 2018 г. N 743-ЗО
Изменения вступают в силу с 5 июля 2018 г.
Закон Челябинской области от 6 сентября 2017 г. N 572-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 2 декабря 2016 г. N 465-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 3 февраля 2016 г. N 302-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 28 августа 2015 г. N 207-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 18 декабря 2014 г. N 82-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 24 апреля 2014 г. N 683-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 19 декабря 2013 г. N 610-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 28 марта 2013 г. N 468-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 27 сентября 2012 г. N 379-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 27 сентября 2012 г. N 378-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 24 ноября 2011 г. N 226-ЗО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 26 мая 2011 г. N 139-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Закон Челябинской области от 29 октября 2009 г. N 496-ЗО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 29 октября 2009 г. N 493-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 28 августа 2008 г. N 300-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 28 августа 2008 г. N 295-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 30 декабря 2004 г. N 355-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 336-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.