Решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 марта 2015 г. по делу N А49-1045/2015
г.Пенза |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А49-1045/2015 |
Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 31 марта 2015 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Колдомасовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Судебного департамента в Пензенской области (ИНН - 5836012520, ОГРН - 1025801110873) к УПФР в г.Пензе Пензенской области (ИНН- 5836013690, ОГРН - 1095836002680), третье лицо: государственное учреждение - Отделение ПФ РФ в Пензенской области, об оспаривании решения,
при участии в заседании: от заявителя заместителя начальника отдела организационного-правового обеспечения деятельности судов и делопроизводства Симоновой О.Н. (доверенность от 02.03.15 N 216),
от ответчика начальника юридического отдела Екатеринушкиной И.С. (доверенность от 25.11.14 N 09/22021),
от третьего лица начальника отдела организации администрирования страховых взносов Филатовой В.Д. (доверенность от 18.03.15 N 09/1946) и ведущего специалиста-эксперта юридического отдела Климовой Е.А. (доверенность от 22.01.15 N 09/375),
установил:
Управление Судебного департамента в Пензенской области (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области (далее - Управление) о признании недействительным его решения от 22.01.15 N 068/035/357-2014 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Определением от 05.03.14 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее - Отделение, т.2 л.д.15-16).
В обоснование заявленных требований Учреждение сослалось на положения статьи 7, 8 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 19 Закона РФ от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". По мнению заявителя, Учреждение организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей и членов их семей. Финансирование данных расходов осуществляется по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги", не предусматривающему начислений на выплаты, связанные с оплатой труда. Стоимость санаторно-курортных путевок для судей и членов их семей не является выплатой в целях применения Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и не облагается страховыми взносами (т.1 л.д.4-5; т.2 л.д.20-22, 42-44).
В письменном отзыве по делу Управление с требованиями Учреждения не согласилось, ссылаясь на положения статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". По мнению Управления, стоимость санаторно-курортных путевок, приобретенных для судей, не включена в перечень выплат, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и неподлежащих обложению страховыми взносами, в связи с чем с данных выплат исчисляются и уплачиваются страховые взносы в ФФОМС в общеустановленном порядке (т.1 л.д.90-92).
В письменном отзыве Отделение с требованиями Учреждения не согласилось по аналогичным с Управлением основаниям (т.2 л.д.73-75).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве по делу, и просил отказать в их удовлетворении.
Представители Отделения с требованиями заявителя не согласились по основаниям, приведенным в отзыве по делу, и просили в их удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, суд приходит к следующему.
Выездной проверкой, проведенной Управлением по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.11 по 31.12.13 года, установлено занижение Учреждением объекта обложения страховыми взносами на общую сумму 6940921 руб., в том числе за 2011 год - 2397311 руб., за 2012 год - 2630130 руб. и за 2013 год - 1913480 руб., вследствие невключения стоимости санаторно-курортных путевок, выданных судьям федеральных судов и мировым судьям. Неучет в целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в сумме 53280 руб., переданной судье Копыловой Н.В., привел, по мнению Управления, к неполной уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2013 год в сумме 2717 руб. 28 коп. Установленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 12.12.14 N 068/035/357-2014 (т.1 л.д.108-118).
По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Управления 22.01.15 вынесено решение N 068/035/357-2014 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (т.1 л.д.7-10, 121-128). Данным решением Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неполную уплату страховых взносов в виде взыскания штрафа в сумме 543 руб. 46 коп. Одновременно ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам в ФФОМС в общей сумме 2717 руб. 28 коп., пени по состоянию на 31.12.13 в общей сумме 565 руб. 35 коп. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и отчетности.
Решением Отделения от 26.02.15 N 3 жалоба Учреждения на решение Управления оставлена без удовлетворения (т.2 л.д.68-71, 78-79).
Считая решение Управления незаконным и нарушающим интересы в сфере экономической деятельности, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ к плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный ФОМС относятся страхователи - организации, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 29.11.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Учреждение является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу части 1 статья 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Следовательно, обложению страховыми взносами подлежат выплаты и вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров за выполнение работ, оказание услуг. Исключение из этого правила приведены в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Понятие трудовых отношений дано в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). Согласно данной норме трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Исходя из положений статьи 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем, в том числе в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса определено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из содержания приведенных норм трудового законодательства и законодательства о страховых взносах в их взаимосвязи следует, что необходимым условием для признания выплат объектом обложения страховыми взносами является их начисление в пользу физического лица в рамках трудовых отношений за выполнение трудовой функции (работы в должности). Указанные выплаты зависят от квалификации физического лица, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Аналогичная правовая позиция ВАС РФ выражена в постановлении Президиума от 14.05.13 N 17744/12.
Социальные и материальные гарантии независимости судей установлены Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей" и Федеральным законом от 10.01.96 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
В силу статьи 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.15 N 3-П указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым государством, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, осуществление правосудия только судом на основе принципов равенства и справедливости (статья 1, часть 1; статьи 2 и 18; статья 19, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 118, часть 1). Закрепляя в статьях 120 (часть 1), 121 (часть 1) и 122 (часть 1) независимость, несменяемость и неприкосновенность судей и предполагая их надлежащее материальное содержание на основе финансирования судов из федерального бюджета, которое призвано обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124), Конституция Российской Федерации определяет тем самым основы конституционно-правового статуса судей.
Федеральный законодатель, осуществляя в порядке конкретизации предписаний статей 71 (пункты "г", "о"), 76 (часть 1), 118 - 122, 124 - 126 и 128 Конституции Российской Федерации правовое регулирование в таких сферах ведения Российской Федерации, как порядок организации и деятельности органов судебной власти, судебная система и судоустройство, и устанавливая - в том числе применительно к разным уровням судебной системы - особенности правового положения судей, управомоченных в силу своего конституционно-правового статуса на осуществление правосудия от имени государства, должен исходить из необходимости их надлежащего материально-финансового обеспечения, а также предоставления им - как носителям судебной власти, по своей природе нейтральной и вместе с тем независимой при осуществлении своих функций от иных властей, - процессуальных и других формализованных гарантий чести и достоинства. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2008 года N 3-П, законодательная регламентация статуса судьи не должна ставить судью в зависимое, подчиненное положение при осуществлении правосудия и нарушать принципы самостоятельности и независимости судебной власти, несменяемости и неприкосновенности судей.
Требования к материальному обеспечению судей установлены статьей 19 Закона Российской Федерации от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей" (далее - Закон N 3132-1). Перечень выплат и размер доплат, начисляемых судье в соответствии с замещаемой им должностью, определены в пункте 1 статьи 19 Закона N 3132-1.
Пунктом 5 статьи 19 Закона N 3132-1 предусмотрено, что судья и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом находящийся в отставке или на пенсии судья и члены его семьи получают медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета в тех же медицинских организациях, в которых они состояли на учете.
Из содержания приведенной нормы следует, что оплата санаторно-курортного лечения производится не только действующим судьям, выполняющим свои трудовые функции в соответствии с занимаемой должностью, но и судьям, находящимся в отставке, а также членам их семей.
Таким образом, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение не связано с трудовыми отношениями судьи и выполнением им возложенных на него государством функций - отправлением правосудия от имени государства, не зависит от квалификации судьи, сложности, количества и качества рассмотренных дел. Оплата данного лечения осуществляется вне рамок трудовых отношений, а в силу требований федерального законодательства.
Поскольку оплата стоимости приобретенных для судей и членов их семей путевок производится не в связи с наличием трудовых отношений судьи и выполнением им трудовых обязанностей в связи с замещаемой должностью, то указанные суммы не могут быть квалифицированы как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений. Названные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в том числе в ФФОМС.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что 6940921 руб. - это стоимость путевок на санаторно-курортное лечение, приобретенных Учреждением в 2011-2013 годах для судей и членов их семей. В указанную сумму входит стоимость санаторно-курортной путевки в размере 53280 руб., приобретенной в 2013 году для судьи Копыловой Н.В.
Спор между сторонами по размеру стоимости санаторно-курортного лечения, не включенной в базу для начисления страховых взносов, а также лицам, которым оно предоставлено, отсутствует.
В связи с тем, что невключеные в базу для начисления страховых взносов платежи являются оплатой стоимости санаторно-курортных путевок судей и членов их семей, финансирование данного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета и предусмотрено федеральным законодательством, оплата стоимости санаторно-курортного лечения не является заработной платой или иными дополнительными выплатами и компенсациями, обусловленными условиями трудовых отношений, носят социальный характер и являются одним из способов государственных гарантий независимости судей, то Учреждение обоснованно не включило данные платежи в базу для исчисления страховых взносов.
Более того, существующая система финансирования оплаты санаторно-курортного лечения судей не рассматривает данные выплаты как оплату труда судей. Из материалов дела видно, что финансирование расходов Учреждения на оплату санаторно-курортного лечения действующим судьям и членам их семей осуществлено за счет средств федерального бюджета по коду расходов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 226 "Прочие работы, услуги" (т.2 л.д.25-39, 47-66). Выплаты по данной статье расходов не предусматривают начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах вывод Управления о занижении Учреждением в 2011-2013 годах базы для начисления страховых взносов на стоимость санаторно-курортных путевок, переданных судьям и членам их семей, не основан на нормах Закона N 212-ФЗ. Доначисление Учреждению за 2013 год страховых взносов в ФФОМС на сумму 2717 руб. 28 коп. в связи с невключением в базу для начисления страховых взносов стоимости санаторно-курортной путевки, переданной судье Копыловой Н.В., а также привлечение Учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов и взыскание соответствующих сумм пеней не соответствует законодательству об обязательном пенсионном страховании.
Ссылка Управление на статью 9 Закона N 212-ФЗ не принимается судом как ошибочная. Данной нормой Закона N 212-ФЗ определены исключения из выплат, производимых в рамках трудовых отношений и включаемых в базу для начисления страховых взносов. В рассматриваемом случае оплата стоимости санаторно-курортного лечения судей и членов их семей является государственной гарантией надлежащего материально-финансового обеспечения судьи и независимой судебной власти, которая предусмотрена федеральным законодательством.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем она не подлежит взысканию в доходы федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным проверенное на соответствие Федеральному закону от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области от 22.01.15 N068/035/357-2014 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления судебного департамента в Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Л.А.Колдомасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.