Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 28 сентября 1999 г. N 43/1
Правила
застройки и землепользования в городе Челябинске
Раздел "Зеленые насаждения"
1. Общие положения
1.1. Настоящий раздел "Зеленые насаждения" Правил застройки и землепользования в городе Челябинске определяет перечень территорий, занятых зелеными насаждениями разного вида и назначения, дает характеристику данных территорий, режим их охраны и использования с учетом местных условий, допусков и ограничений, определяет ответственность за нарушение установленных режимов и является документом, обязательным для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности.
1.2. Раздел разработан в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления, градостроительной документацией:
1.2.1. Градостроительным кодексом Российской Федерации (от 07.05.98 N 73-ФЗ);
1.2.2. Гражданским Кодексом Российской Федерации (от 26.01.96 N 14-ФЗ);
1.2.3. Лесным Кодексом Российской Федерации (от 29.01.97 N 22-ФЗ);
1.2.4. Земельным Кодексом РСФСР (от 25.04.91 N 1103-1);
1.2.5. Водным Кодексом Российской Федерации (от 16.10.95 N 167-ФЗ);
1.2.6. Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (от 20.06.84 и в последующих редакциях);
1.2.7. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (от 28.08.95 N 154-ФЗ);
1.2.8. Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (от 19.12.91 N 2060-1);
1.2.9. Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (от 14.03.95 N 33-ФЗ);
1.2.10. Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (от 23.11.95 N 174-ФЗ);
1.2.11. Законом Челябинской области "О земельных отношениях" (от 10.04.98 N 39-ЗО);
1.2.12. Законом Челябинской области "О Правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение" (от 08.10.96 N 34-ОЗ);
1.2.13. Законом Челябинской области "О государственных и муниципальных землях Челябинской области" (от 11.02.99 N 63-ЗО);
1.2.14. Постановлением Законодательного собрания Челябинской области "О порядке использования памятников природы Челябинской области" (от 20.03.97 N 57);
1.2.15. Уставом города Челябинска;
1.2.16. СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий";
1.2.17. СанПиН 2.2.1/2.2.1.567-96 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
1.2.18. Генеральным планом города Челябинска (утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 30.12.67 N 959);
1.2.19. Комплексной схемой охраны природы (Челябгипромез, 1976).
3. Классификация озелененных территорий
3.1. Озелененные территории общего пользования - территории, использующиеся для рекреации всем населением города:
3.1.1. Городские леса
3.1.2. Лесопарки - участки городских лесов, предназначенные для активного и пассивного отдыха населения.
3.1.3. Парки - значительные по площади зеленые массивы не менее 10 га, рассчитанные на продолжительное пребывание посетителей:
3.1.3.1. Парки культуры и отдыха;
3.1.3.2. Специализированные парки.
3.1.4. Сады - зеленые массивы площадью от 3 до 10 га, рассчитанные на продолжительное пребывание посетителей.
3.1.5. Скверы - компактные зеленые массивы площадью 0,5-0,3 га, предназначенные для кратковременного отдыха населения, планировочной организации и декоративного оформления территорий.
3.1.6. Бульвары - зеленые массивы, размещаемые между элементами улиц и предназначенные для кратковременного отдыха и организации пешеходных потоков среди зеленых насаждений. Бульваром считается полоса, расположенная по оси улицы не менее 18 м шириной, полоса между элементами улиц не менее 10 м.
3.1.7. Пешеходные аллеи - рядовые посадки вдоль улиц, проспектов, набережных шириной менее 10 м.
3.2. Озелененные территории ограниченного пользования - озелененные территории жилой, общественной и производственной застройки, используемые для пребывания и отдыха отдельных групп населения, проживающего или работающего на данной территории.
3.3. Озелененные территории специального назначения:
3.3.1. Зеленые насаждения водоохранных зон;
3.3.2. Зеленые насаждения санитарно-защитных зон и защитных полос;
3.3.3. Зеленые насаждения кладбищ, мемориальных комплексов;
3.3.4. Зеленые насаждения питомников и оранжерейно-парниковых хозяйств.
3.4. Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны.
3.5. Земли запаса зеленого фонда - земли запаса, предназначенные для перспективного озеленения.
3.6. Перечень и характеристика объектов зеленых насаждений приводится в Приложении 1.
4. Статус и режим использования озелененных территорий
4.1. Общие положения
4.1.1. Под статусом озелененных территорий понимается система правового регулирования отношений по установлению, обороту и использованию этих земель.
4.1.2. Под режимом использования озелененных территорий понимается:
4.1.2.1. Установление ограничений (регламента) градостроительной деятельности землепользования и иной хозяйственной деятельности;
4.1.2.2. Реализация мероприятий по охране и защите зеленых насаждений от их утраты или причинения им какого-либо вреда.
4.2. Статус и режим использования озелененных территорий общего пользования
4.2.1. Озелененные территории общего пользования - все виды озелененных территорий использующиеся для рекреации всем населением города.
По характеру рекреационного использования озелененные территории общего пользования делятся:
4.2.1.1. На озелененные территории, предназначенные для продолжительного в течение дня отдыха (городские леса, лесопарки, парки, сады);
4.2.1.2. На озелененные территории, предназначенные для кратковременного отдыха и обеспечения транзитных пешеходных связей среди зеленых насаждений (скверы бульвары, пешеходные аллеи).
4.2.2. Городские леса и лесопарки.
4.2.2.1. Городские леса - земельные участки в пределах городской черты, в том числе:
4.2.2.1.1. Покрытые лесом;
4.2.2.1.2. Не покрытые лесом, предназначенные для воспроизводства лесов.
Земли, занятые городскими лесами, в соответствии со статьями 7, 10 Лесного кодекса не входят в состав государственного лесного фонда.
4.2.2.2. Городские леса находятся в ведении органа управления городскими лесами.
4.2.2.3. Формы собственности на земли, занятые городскими лесами, определяются законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
4.2.2.4. Земли, занятые городскими лесами, изымаются из оборота. Купля-продажа залог и совершение иных сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков городских лесов, не допускается.
Отдельные участки городских лесов в соответствии с лесным законодательством могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в безвозмездное, краткосрочное (временное) пользование или аренду без права субаренды в культурно-оздоровительных туристических и спортивных целях.
Порядок возникновения осуществления и прекращения прав пользования участками городских лесов устанавливается в соответствии с лесным законодательством. Нормы земельного и гражданского законодательства применяются в той мере, в которой они не противоречат лесному законодательству.
4.2.2.5. Границы городских лесов определяются в ходе инвентаризации земель на основании утвержденных проектов лесоустройства по границам государственного лесного фонда. Границы городских лесов утверждаются органами государственной власти Челябинской области и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации.
Изменение границ городских лесов или перевод их земель в категорию "нелесные земли" осуществляется только по решению органов государственной власти Челябинской области по согласованию государственными органами управления лесным хозяйством и специально уполномоченным органом по охране окружающей среды.
Уменьшение площади городских лесов и отчуждение земель, занятых городскими лесами, под другие цели не допускается.
4.2.2.6. Земли, занятые городскими лесами, являются землями природоохранного и рекреационного назначения и служат для целей охраны растительного и животного мира, окружающей природной среды, организации отдыха населения.
Любая хозяйственная деятельность, противоречащая целевому назначению земель, занятых городскими лесами, запрещается.
4.2.2.7. На землях, занятых городскими лесами, запрещается размещение зданий, сооружений и коммуникаций, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта и обслуживания лесного хозяйства. Размещение указанных объектов допускается только на участках, не покрытых лесом.
4.2.2.8. В городских лесах запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок, осуществляемых на основании проектов лесо-(парко-) устройства.
4.2.2.9. На территории городских лесов устанавливается лесной режим рекреации, предусматривающий свободное пребывание граждан в лесу для отдыха, проведение туристских, культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Плотность рекреации не должна превышать 2-3 чел/га. Никаких специальных работ по благоустройству территории не проводится.
4.2.2.10. На территории лесопарков устанавливается лесопарковый режим рекреации, допускающий плотность посещения до 10 чел/га. В лесопарках предусматривается проведение инженерного благоустройства, устройство дорожно-тропиночной сети, установка малых архитектурных форм, контейнеров для мусора, устройство экологических троп, оборудование площадок отдыха и т.п.
4.2.2.11. По решению Главы города в целях предупреждения пожаров, снижения рекреационной нагрузки на отдельных участках городских лесов может ограничиваться доступ населения.
4.2.2.12. Архитектурно-планировочная организация городских лесов, лесопарков предусматривает выделение заповедной, заказной, рекреационной, хозяйственной и других зон, с установлением соответствующих режимов этих зон.
4.2.2.13. С целью охраны лесных экосистем от негативного влияния градостроительной и иной хозяйственной деятельности на территориях, прилегающих к массивам городских лесов, по решению Челябинской городской Думы устанавливаются охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, размер которых определяется градостроительной и другой проектной документацией, но не менее 100 метров.
4.2.3. Парки, сады, скверы, бульвары, пешеходные аллеи
4.2.3.1. Парки, сады, скверы, бульвары, пешеходные аллеи находятся в ведении и управлении специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений, других специализированных муниципальных учреждений.
Для содержания и охраны скверы, бульвары и пешеходные аллеи на договорной основе передаются пользователям и арендаторам озелененных территорий.
4.2.3.2. Земли общего пользования, занятые зелеными насаждениями парков, садов, скверов, пешеходных аллей, находятся в муниципальной собственности и предназначены для организации отдыха населения.
Любая хозяйственная деятельность противоречащая целевому назначению земель, занятых парками, садами, скверами, бульварами, запрещается.
4.2.3.3. На озелененных территориях общего пользования - парках, садах, скверах, пешеходных аллеях - разрешается размещение некапитальных (временных) объектов рекреационной, социальной и культурно-бытовой инфраструктуры и капитальных объектов инженерных коммуникаций, как правило, подземных.
4.2.3.4. Отдельные участки парков, садов, скверов, бульваров, пешеходных аллей могут быть переданы во временное пользование или аренду без права выкупа, субаренды, залога.
При передаче во временное пользование, аренду озелененных территорий общего пользования должно обеспечиваться сохранение зеленых насаждений. К пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений, оформляемые договором на содержание зеленых насаждений.
4.2.3.5. Границы парков, садов, скверов, бульваров, пешеходных аллей устанавливаются в ходе инвентаризации земель, а также на основании утвержденной градостроительной и проектной документации. Границы озелененных территорий общего пользования отражаются в градостроительной и землеустроительной документации и имеют статус красных линий (линий ограничения застройки).
Изменение границ озелененных территорий общего пользования осуществляется по решению Главы города, при этом запрещается уменьшение территории объекта зеленых насаждений и отчуждение части его под другие цели.
4.2.3.6. Парки
4.2.3.6.1. Парки, обслуживающие все население города или планировочного района, являются городскими. Их площадь должна быть не менее 15 га.
Парки, обслуживающие жителей жилого района, являются районными парками. Их площадь должна составлять не менее 10 га.
Парки могут иметь различный профиль:
а) досуговые, предназначенные для организации отдыха и развлечений (парки культуры и отдыха);
б) спортивно-оздоровительные, предназначенные для активных форм отдыха;
в) историко-культурные, зоологические, дендрологические;
г) детские и т.п.
4.2.3.6.2. Парки культуры и отдыха, специализированные парки находятся в ведении и управлении специализированных муниципальных учреждений.
4.2.3.6.3. Земли городских парков могут быть отнесены к землям рекреационного назначения.
Любая хозяйственная деятельность, противоречащая целевому назначению земель, занятых парками, запрещается.
На территории парков допускается размещение зданий и сооружений объектов, только если они предназначены для организации досуга, развлечений и спорта, а также зданий и сооружений, транзитных линейных инженерных коммуникаций городской инфраструктуры, преимущественно подземной прокладки.
4.2.3.6.4. Парковый режим, допускающий плотность рекреации до 100 чел/га, предусматривает полное инженерное оборудование территории (дорожки, площадки, освещение, водоснабжение, канализацию).
4.2.3.6.5. Режим охраны и использования конкретных парков может устанавливаться Положениями о них, утверждаемыми органами городского самоуправления.
4.2.3.7. Сады. Садовый режим пользования предусматривает обеспечение для посетителей кратковременного отдыха и транзитного пешеходного движения среди зеленых насаждений. Высокая плотность посещения (до 300 чел/га) определяет планировочную структуру территории и необходимость освещения, водоснабжения и канализации.
4.3. Статус и режим использования озелененных территорий ограниченного пользования
4.3.1. Озелененные территории ограниченного пользования включают территории жилой, общественной и производственной застройки жилой, используемые для пребывания и отдыха отдельных групп населения, проживающего или работающего на данной территории.
4.3.2. Озелененные территории ограниченного пользования находятся в ведении и управлении собственников жилого фонда, иных собственников и пользователей.
4.3.3. Озелененные территории ограниченного пользования, могут находиться в муниципальной, государственной и частной собственности в зависимости от субъектов прав на землю.
Зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, переданных в собственность граждан и юридических лиц, принадлежат им на праве собственности. Владение, пользование и распоряжение указанными зелеными насаждениями осуществляются собственником с обязательным учетом требований по защите зеленых насаждений.
Зеленые насаждения, которые появились в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу (садово-огородные и дачные участки, индивидуальная жилая застройка), является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
4.3.4. Режим использования озелененных территорий ограниченного пользования определяется потребностями контингента жителей, который они обслуживают:
4.3.4.1. Озелененные территории жилой застройки обеспечивают отдых различных групп населения, удовлетворяют бытовые нужды населения, обеспечивают жителей пешеходными связями с остановками городского транспорта, культурно-бытовыми, торговыми, лечебно-оздоровительными и детскими учреждениями.
4.3.4.2. На территориях школ и детских садов устанавливаются режимы, обеспечивающие учебный, воспитательный и оздоровительный процессы.
4.3.5. На озелененных территориях ограниченного пользования разрешается размещение капитальных и временных зданий, сооружений и коммуникаций в соответствии с утвержденной проектной документацией и по согласованию с муниципальным органом по защите зеленых насаждений.
4.4. Статус и режим использования озелененных территорий специального пользования
Статус и режимы использования водоохранных зон, санитарно-защитных зон, защитных полос и других территорий специального назначения устанавливаются отдельными разделами Правил застройки и землепользования в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Статус и режим использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон
4.5.1. К особо охраняемым природным территориям относятся зеленые массивы зеленые группы и одиночные объекты зеленых насаждений, имеющие особое природоохранное научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, полностью или частично изымаемые из хозяйственного использования, и для которых в соответствии с законом установлен режим особой охраны.
На территории города выделяются следующие категории особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ):
4.5.1.1. Природный парк (статьи 18-21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях");
4.5.1.2. Памятник природы (статьи 25-27);
4.5.1.3. Дендрологический парк, ботанический сад (статьи 28-30);
4.5.1.4. Другие категории областного и местного значения, установленные в соответствии с законодательством Челябинской области (охраняемый природный ландшафт, памятники садово-паркового искусства, городские леса, водоохранные зоны и др.);
4.5.2. Особо охраняемые природные территории областного значения (природные парки памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады) являются собственностью Челябинской области и находятся в ведении органов государственной власти Челябинской области.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов городского самоуправления.
Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон у собственников, пользователей и арендаторов не изымаются. В соответствии с действующим законодательством ограничиваются права собственников, землевладельцев и землепользователей по хозяйственному использованию земельных участков в границах ООПТ.
4.5.3. Границы ООПТ местного значения устанавливаются на основании решений Челябинской городской Думы и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации.
Границы ООПТ местного значения в градостроительной документации имеют статус красных линий (линий ограничения застройки). Изменение границ ООПТ и изъятие их земель под другие цели осуществляется только по решению Челябинской городской Думы по согласованию с государственными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды.
Установление и изменение границ ООПТ областного значения на территории города осуществляется только по решению органов государственной власти Челябинской области.
4.5.4. Земли занятые ООПТ, изымаются из оборота.
Отдельные участки особо охраняемых природных территорий по согласованию с государственными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды могут быть переданы в аренду без права выкупа, субаренды, залога, с целью организации рекреационного обслуживания посетителей, если предлагаемые услуги не противоречат целям создания ООПТ и не причиняют ущерб охраняемым природным комплексам и объектам.
4.5.5. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям природно-заповедного и природоохранного назначения.
На особо охраняемых природных территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение их экологических, эстетических и рекреационных качеств.
Использование особо охраняемых природных территорий допускается в следующих целях:
- научных - экологический мониторинг;
- эколого-просветительских - организация экскурсий, обустройство экологических троп видео и фотосъемка;
- рекреационных - транзитные прогулки;
- природоохранных - мероприятия по сохранению биоразнообразия.
Отдельные объекты и участки особо охраняемых природных территорий могут быть закрытыми для посетителей или иметь определенные ограничения доступа.
Режим использования отдельных особо охраняемых природных территорий может устанавливаться в соответствии с Положениями о них, разработанными в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, а также в паспортах памятников природы.
4.5.6. В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства по решению Челябинской городской Думы создаются охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Границы и режим использования территорий отдельных охранных зон устанавливаются решением Челябинской городской Думы по согласованию с государственными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды.
На территории охранных зон ООПТ запрещается:
4.5.6.1. Размещение новых капитальных зданий, сооружений и коммуникаций, не предусмотренных утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией.
4.5.6.2. В 100 метровой зоне от границ ООПТ размещение новых зданий сооружений и коммуникаций, не предназначенных для эксплуатации указанных территорий.
Реконструкция существующих и строительство новых зданий и сооружений в пределах охранных зон производится по согласованию с государственными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды при условии что проектной документацией предусмотрены мероприятия, снижающие антропогенную и техногенную нагрузку на ООПТ.
4.5.7. Челябинская городская Дума принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
4.6. Статус и режим использования земель запаса зеленого фонда
Режим использования земель запаса зеленого фонда, предназначенных градостроительной документацией для создания новых насаждений общего пользования, исключает возможность размещения на этой территории капитальных зданий, сооружений и коммуникаций, которое может сделать использование этих территорий по назначению невозможным.
Администрацией города осуществляются меры по освобождению земель запаса зеленого фонда от застройки, подготовке ее к проведению озеленительных работ в сроки предусмотренные утвержденной градостроительной документацией.
5. Требования по защите зеленых насаждений
5.1. Основные принципы защиты зеленых насаждений:
5.1.1. Защите подлежат все зеленые насаждения, составляющие зеленый фонд города Челябинска.
5.1.2. Граждане и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, соблюдать установленные режимы их использования, не допускать действий или бездействия, способных привести к уничтожению или повреждению зеленых насаждений.
5.1.3. Градостроительная и проектная документация разрабатывается и реализуется в соответствии с требованиями по защите зеленых насаждений.
5.1.4. Собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий принимают на себя обязательства по содержанию и сохранению зеленых насаждений.
5.2. Обязанности собственников, пользователей и арендаторов озелененных территорий по защите зеленых насаждений:
5.2.1. Собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий принимают на себя обязательства по охране и содержанию зеленых насаждений.
Закрепление зеленых насаждений за собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий производится муниципальным органом по защите зеленых насаждений на договорной основе.
5.2.2. При купле, продаже, дарении, передаче в пользование, аренду земельных участков, занятых зелеными насаждениями и других формах земельного оборота, предусмотренных земельным законодательством, к новому собственнику, пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений.
Документация, удостоверяющая земельный оборот озелененных территорий, подлежит согласованию с муниципальным органом по защите зеленых насаждений.
Договор на содержание зеленых насаждений заключается до оформления (переоформления) правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый зелеными насаждениями.
5.2.3. Охрана и содержание:
5.2.3.1. городских лесов и лесопарков осуществляется органом по управлению городскими лесами;
5.2.3.2. особо охраняемых природных территорий местного значения возлагается на муниципальный орган по защите зеленых насаждений, специализированные природоохранные учреждения (администрации), собственников, пользователей земельных участков, в их границах;
5.2.3.3. садов, парков, мемориальных комплексов, скверов, бульваров, зеленых насаждении вдоль улиц, проездов, дорог, набережных возлагается на муниципальный орган по защите зеленых насаждений, а также на пользователей и арендаторов озелененных территорий;
5.2.3.4. участков озелененных территорий общего пользования - скверов, улиц, бульваров и набережных, составляющих неотъемлемую часть фасадных (входных) групп объектов торговли, обслуживания, банков, офисов предприятий, частных домов и т.п. возлагается на собственников и арендаторов данных помещений;
5.3.3.5. зеленых насаждений на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также на участках, закрепленных за ними, осуществляется непосредственно ими;
5.2.3.6. санитарно-защитных зон промышленных предприятий, осуществляется непосредственно ими;
5.2.3.7. внутриквартальных зеленых насаждений, насаждений на придомовых территориях в границах землепользования возлагается на владельцев жилищного фонда.
5.2.4. Граждане и юридические лица, собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий, принявшие обязательства по охране и содержанию зеленых насаждений, обязаны:
5.2.4.1. обеспечить сохранность и уход за зелеными насаждениями;
5.2.4.2. регулярно проводить весь комплекс агротехнических мер, в том числе, полив газонов, деревьев и кустарников, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями, выкашивание газонов, формовочную и санитарную обрезку деревьев и кустарников;
5.2.4.3. не допускать загрязнения территорий, занятых зелеными насаждениями, бытовыми, производственными отходами, сточными водами;
5.2.4.4. не допускать складирования на газонах и под зелеными насаждениями грязи, снега, а также скола льда с очищаемой площадки;
5.2.4.5. проводить санитарную очистку территории, уборку поломанных деревьев и кустарников.
5.3. Защита зеленых насаждений при предоставлении земельных участков под строительство и проведение строительных работ, а также при проведении ремонтных работ
5.3.1. Проектная и иная документация, обосновывающая градостроительную деятельность, в том числе, реализация которой может оказать прямое или косвенное воздействие на зеленые насаждения, подлежит государственной экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством об экологической экспертизе.
Предпроектная и проектная документации на осуществление градостроительной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.
5.3.2. Застройщики (инициаторы инвестиционной деятельности) обязаны:
5.3.2.1. на стадии предварительного согласования места размещения объекта и акта выбора земельного участка согласовать условия освоения участка с муниципальным органом по защите зеленых насаждений и получить технические условия на использование существующих зеленых насаждений;
5.3.2.2. на стадии проектирования объекта строительства выполнить подеревную съемку участка и определить проектом объем сносимых, сохраняемых и пересаживаемых зеленых насаждений, а также согласовать проект озеленения участка с муниципальным органом по защите зеленых насаждений.
5.3.2.3. на стадии проектирования объекта согласовать дендрологический проект с муниципальным органом по защите зеленых насаждений.
5.3.3. До начала проведения строительных и ремонтных работ застройщики обязаны:
5.3.3.1. принять на баланс расположенные на участке зеленые насаждения;
5.3.3.2. получить в установленном порядке разрешение на снос (пересадку) зеленых насаждений;
5.3.3.3. после окончания работ перед подписанием акта приема-сдачи объекта отчитаться перед муниципальным органом по защите зеленых насаждений о сохранности взятых на баланс на период строительных и ремонтных работ зеленых насаждений и сдать их по акту собственнику, пользователю, арендатору озелененной территории.
5.3.4. При проведении строительных и ремонтных работ запрещается:
5.3.4.1. осуществлять работы без ограждений зеленых насаждений щитами, гарантирующими защиту их от повреждений;
5.3.4.2. обнажать корни деревьев на расстоянии ближе 1,5 м от ствола;
5.3.4.3. засыпать корни, шейки корней деревьев землей или строительным мусором, складировать горюче-смазочные материалы и крупногабаритные предметы ближе 10 метров от сохраняемых на участке деревьев и 5 метров от кустарников.
5.3.5. При асфальтировании и замощении дорог и тротуаров необходимо оставлять вокруг каждого дерева или кустарника свободное пространство (приствольный круг) не менее проекции кроны дерева на земную поверхность.
5.4. Защита зеленых насаждений при осуществлении рекреационного и иных видов использования озелененных территорий
5.4.1. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается:
5.4.1.1. повреждать или уничтожать зеленые насаждения;
5.4.1.2. жечь опавшую листву и сухую траву;
5.4.1.3. ходить и лежать на газонах, ходить по участкам, занятым зелеными насаждениями, ездить на велосипедах, лошадях вне специально оборудованных дорог и тропинок;
5.4.1.4. разжигать костры и разбивать палатки;
5.4.1.5. ловить и уничтожать лесных животных и птиц, разорять птичьи гнезда, муравейники;
5.4.1.6. собирать дикорастущие и культурные травянистые растения;
5.4.1.7. засорять газоны, цветники, дорожки и водоемы;
5.4.1.8. добывать из деревьев сок, делать надрезы, надписи, приклеивать к деревьям рекламы, объявления, номерные знаки, всякого рода указатели, провода и забивать к деревья крючки и гвозди для подвешивания гамаков, качелей, веревок;
5.4.1.9. проезд механизированных транспортных средств (мотоциклов, снегоходов, тракторов и автомашин) за исключением машин специального назначения;
5.4.1.10. мойка автотранспортных средств;
5.4.1.11. парковка машин и автомобилей, в том числе, на газонах, вблизи деревьев и кустарников;
5.4.1.12. выпас скота;
5.4.1.13. складирование на территории зеленых насаждений грузов, в том числе, строительных материалов;
5.4.1.14. устраивать свалки мусора, снега и льда;
5.4.1.15. добывать растительную землю, песок и производить другие раскопки;
5.4.1.16. производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям.
5.5. Порядок сноса зеленых насаждений
5.5.1. Снос зеленых насаждений - вырубка деревьев, кустарников, цветников, газонов может быть разрешена в случаях:
5.5.1.1. обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией;
5.5.1.2. обслуживания объектов инженерного благоустройства, надземных коммуникаций;
5.5.1.3. ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе, на объектах инженерного благоустройства;
5.5.1.4. создания качеств окружающей среды, отвечающих нормативным требованиям инсоляции жилых и общественных помещений;
5.5.1.5. необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений. Снос зеленых насаждений, совершенный без предварительного оформления разрешительных документов, является незаконным, кроме случаев, предусмотренных в пункте 5.5.5.
5.5.2. В городских лесах и лесопарках в соответствии проектами лесоустройства осуществляются рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции и обновления, прочие рубки, обеспечивающие оптимальное состояние лесных массивов.
Указанные рубки проводятся органом управления городскими лесами в порядке, установленном лесным законодательством.
Вырубка зеленых насаждений городских лесов в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в том числе, под размещение объектов строительства, запрещена.
В чрезвычайных ситуациях, когда снос зеленых насаждений городских лесов неизбежен, разрешительный документ на вырубку деревьев оформляется территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, предусмотренном статьей 42 Лесного кодекса.
5.5.3. Снос зеленых насаждений, кроме насаждений указанных в пункте 5.5.2., допускается только по разрешениям, выдаваемым муниципальным органом по защите зеленых насаждений.
Снос, пересадка, реконструкция древесно-кустарниковой растительности, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке (садово-огородные и дачные участки, индивидуальная жилая застройка), после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется им по своему усмотрению без оформления разрешения.
5.5.4. Снос деревьев, имеющих мемориальную, историческую или уникальную эстетическую ценность, статус которых закреплен в установленном порядке, видов древесной и кустарниковой растительности, занесенных в Красную книгу, а также расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещен.
В чрезвычайных ситуациях, когда снос особо охраняемых насаждений неизбежен, экспертиза целесообразности сноса (пересадки) и оценка экологического ущерба проводится комиссией, создаваемой по решению Главы города.
5.5.5. В чрезвычайных и аварийных ситуациях, когда падение крупных деревьев угрожает жизни и здоровью людей, состоянию зданий и сооружений, движению транспорта, функционированию коммуникаций, - снос указанных насаждений производится без предварительного оформления разрешений.
В аварийных ситуациях на объектах инженерного благоустройства и т.п., требующих безотлагательного проведения ремонтных работ, снос зеленых насаждений производится без предварительного оформления разрешений.
По факту каждого случая аварийного сноса составляется акт, направляемый в муниципальный орган по защите зеленых насаждений, для решения о признании факта сноса вынужденным или незаконным.
Разрешение на аварийный снос оформляется в срок не более трех дней.
5.5.6. Разрешения на снос деревьев, растущих ближе 5 м от зданий и сооружений, вызывающих повышенное затенение помещений, по заявлениям граждан выдаются бесплатно муниципальным органом по защите зеленых насаждений на основании заключений органов санитарно-эпидемиологического надзора.
5.5.7. Учет и клеймение сухих, усыхающих и больных деревьев (кустарников), независимо от их местонахождения, производятся силами и средствами муниципального органа по защите зеленых насаждений по заявлениям (обращениям) граждан и юридических лиц, пользователей, собственников и арендаторов озелененных территорий.
Если при обследовании сухих деревьев и кустарников будет установлено, что гибель деревьев произошла не от старости и болезней, а по вине отдельных граждан или должностных лиц, то оценка этих деревьев производится по ставкам восстановительной стоимости на сырорастущие деревья, а виновные в их гибели привлекаются к административной ответственности.
5.5.8. Порядок оформления разрешений на снос зеленых насаждений приведен в Приложении 2.
5.6. Порядок компенсационного озеленения
5.6.1. Многолетние зеленые насаждения - деревья, кустарники, расположенные на муниципальных землях, в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и находятся в собственности муниципального образования.
Утрата (снос, уничтожение) либо повреждение многолетних зеленых насаждений, которое произошло в результате действий или бездействия должностных лиц, граждан и юридических лиц, подлежит полной компенсации, как в денежной, так и в натуральной форме.
Компенсационная стоимость включает в себя затраты на воспроизводство (посадку) насаждений, на долговременный уход за ними, а также возмещение экологического ущерба, определяемого в зависимости от ценности и качественного состояния насаждений.
5.6.2. Компенсационное озеленение производится с учетом следующих требований:
5.6.2.1. количество восстанавливаемых зеленых насаждений должно превышать количество снесенных в двойном размере без сокращения площади озелененной территории;
5.6.2.2. видовой состав и конструкция восстанавливаемых зеленых насаждений по архитектурным, экологическим и эстетическим характеристикам подлежат улучшению;
5.6.2.3. восстановление производится, как правило, в пределах административного района, где был произведен снос, с высадкой деревьев с комом.
5.6.3. Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых был произведен снос.
Компенсационное озеленение по фактам незаконного сноса, уничтожения, естественной гибели зеленых насаждений производится за счет средств специализированного бюджетного счета.
5.6.4. Расчет компенсационной стоимости производится специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений при оформлении разрешения на снос зеленых насаждений. Порядок расчета компенсационной стоимости за снос (пересадку) зеленых насаждений, акт обследования зеленых насаждений по заявлению о сносе (пересадке), расчет оплаты восстановительной стоимости на снос зеленых насаждений приведены в Приложениях 3, 4.
5.6.5. Компенсация зеленых насаждений осуществляется в денежной и натуральной форме.
Компенсационная стоимость в денежной форме перечисляется гражданами и юридическими лицами, в интересах которых производится снос зеленых насаждений, на специализированный внебюджетный счет.
Компенсация в натуральном выражении может быть произведена гражданами или юридическим лицами самостоятельно, по согласованию со специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений, либо специализированной организацией, по договору.
5.6.6. Компенсация стоимость не взыскивается в следующих случаях:
5.6.6.1. санитарных рубок и реконструкции, проводимых по согласованию со специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений;
5.6.6.2. восстановления по заключению органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора норм инсоляции жилых помещений;
5.6.6.3. сноса зеленых насаждений, высаженных с нарушением действующих норм (требований п.4.12, СНиП 2.07.01-89);
5.6.6.4. стихийных бедствий;
5.6.6.5. при удалении аварийных деревьев и кустарников.
5.6.7. Компенсационное озеленение осуществляется:
5.6.7.1. при восстановлении более 20 единиц древесно-кустарниковой растительности в соответствии утвержденной проектной документацией;
5.6.7.2. при восстановлении не более 20 единиц древесно-кустарниковой растительности в соответствии со схемой, согласованной с муниципальным органом по защите зеленых насаждений.
5.6.8. При проведении строительных работ зеленые насаждения, подлежащие сносу, восстанавливаются за счет средств застройщика. Озеленение, проводимое застройщиками в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, не может быть зачтено, как проведение работ по компенсационному озеленению.
5.7. Порядок реконструкции зеленых насаждений
5.7.1. Реконструкция зеленых насаждений осуществляется в соответствии с утвержденными проектами собственными силами и средствами пользователей, собственников и арендаторов озелененных территорий или с привлечением специализированной организации.
Посадка зеленых насаждений по инициативе и за счет средств граждан, Комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС), жилищно-эксплуатационных предприятий во внутриквартальных и придворовых территориях производится по согласованию с Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска.
5.7.2. Реконструкция парков, скверов, садов, бульваров, а также замена деревьев и кустарников на улицах города проводится специализированными организациями в соответствии с утвержденной проектной документацией за счет средств специализированного внебюджетного счета.
6. Требования по озеленению городских территорий
6.1. Озеленение осуществляется в соответствии с Генеральным планом города по специальным проектам.
6.2. Озеленение города проводится в соответствии с установленными градостроительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и другими нормами (требованиями).
6.3. Производство всякого рода самовольных посадок зеленых насаждений запрещается, кроме земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Граждане и юридические лица вправе самостоятельно и за свой счет проводить посадку зеленых насаждений по проектам и эскизам, согласованным с органами архитектуры и градостроительства и специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.
6.4. Объекты, входящие в категорию насаждений общего пользования, имеют самостоятельное значение и входят в титульный список проектирования и строительства как отдельные объекты.
Нормы озеленения территорий общего пользования устанавливаются в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий".
6.5. Озеленение микрорайонов, кварталов, групп жилых домов, отдельных зданий и сооружений входит в стоимость общестроительных и проектных работ как раздел сводной сметы. Эти расходы могут быть выделены из сводной сметы в локальные сметы, средства по которым перечисляются на специальный счет и используются строго по назначению.
При строительстве любого объекта промышленного, коммунального и жилого назначения должны предусматриваться не менее 5 % от общей стоимости строительства (на проектирование и работы по озеленению и благоустройству прилегающей территории).
Нормы озеленения жилой застройки устанавливаются в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий".
6.6. Озеленение общественных центров, предприятий и организаций обслуживания, здравоохранения, науки, образования, оздоровительных и профилактических учреждений производится за счет сметы на строительство этих объектов.
6.7. Озеленение промышленных и научно-производственных организаций и предприятий осуществляется за их счет.
6.8. Озеленение санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других источников вредных выбросов производится в обязательном порядке по утвержденным проектам за счет предприятия-загрязнителя.
Нормы озеленения санитарно-защитных зон устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
7. Ответственность за нарушение режима охраны и использования зеленых насаждений
7.1. За нарушение режима охраны и использования зеленых насаждений к должностным лицам и гражданам применяются меры административного взыскания:
7.1.1. Нерегулярная или некачественная поливка зеленых насаждений влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за их сохранность и содержание, - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
7.1.2. Парковка и проезд транспортных средств по газонам и участкам, занятым древесно-кустарниковой растительностью, влечет наложение штрафа на виновное лицо - в три минимальных размера оплаты труда;
7.1.3. Порча газонов пешеходами влечет наложение штрафа - от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
7.1.4. Уничтожение (снос, пересадка) деревьев и кустарников без соответствующего разрешения влечет наложение штрафа на должностных лиц - десять минимальных размеров оплаты труда, на граждан - три минимальных размера оплаты труда;
7.1.5. Повреждение зеленых насаждений влечет наложение штрафа на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на граждан - от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
7.1.6. За другие нарушения, предусмотренные действующим законодательством.
7.2. Административные взыскания налагают административные комиссии, действующие при Администрации города, Администрациях районов в городе, в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
7.3. Протоколы о совершении административных правонарушений составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за охраной и содержанием зеленых насаждений, городских лесов в соответствии с их полномочиями:
7.3.1. Администрации города;
7.3.2. Муниципального органа по защите зеленых насаждений;
7.3.3. Органа управления городскими лесами;
7.3.4. Государственных органов экологического контроля;
7.3.5. Государственных органов лесной охраны;
7.3.6. Органов госземконтроля;
7.3.7. Органов архитектуры и градостроительства;
7.3.8. Государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора;
7.3.9. Органов внутренних дел.
7.4. Ущерб, причиненный зеленым насаждениям, подлежит возмещению в полном объеме наряду с административным взысканием в соответствии с действующим законодательством.
7.5. За нарушение правил отпуска на корню, правил пожарной безопасности, а также за ущерб, причиненный городским лесам, ответственность наступает в соответствии с лесным законодательством.
8. Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до момента принятия соответствующего решения Законодательного собрания Челябинской области.
После выхода решения Законодательного собрания Челябинской области, касающегося охраны зеленых насаждений, настоящее Положение подлежит приведению в соответствие с указанным решением и действующим законодательством.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.