Закон Челябинской области
от 25 мая 2000 г. N 128-ЗО
"Об обеспечении населения Челябинской области лекарственными средствами"
27 ноября 2003 г., 26 августа, 30 ноября 2004 г.
Законом Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 199-ЗО в настоящий Закон внесены изменения
Принят постановлением Законодательного собрания от 25 мая 2000 г. N 863
Глава I. Общие положения (ст.1 - 5)
Глава II. Полномочия органов государственной власти (ст.6 - 9)
области в сфере лекарственного обеспечения
Глава III. Фармацевтические организации, участвующие (ст.11)
в лекарственном обеспечении
Глава IV. (исключена)
Глава V. Организация лекарственного обеспечения (ст.13 - 21)
Глава VI. Финансирование лекарственного обеспечения граждан (ст.22 - 25)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности по доступному, качественному лекарственному обеспечению населения Челябинской области.
2. Целью настоящего Закона является создание условий для организации доступного, качественного лекарственного обеспечения населения Челябинской области.
3. Задачами настоящего Закона являются:
определение компетенции органов государственной власти области в сфере лекарственного обеспечения;
координация деятельности организаций, участвующих в лекарственном обеспечении;
создание государственных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению.
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
Настоящий Закон разработан а соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Челябинской области.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
лекарственное обеспечение - совокупность мероприятий, направленных на своевременное и качественное удовлетворение общественных потребностей в лекарственных средствах;
лекарственный формуляр - утвержденный список лекарственных средств, отобранных на основе результатов клинического, фармацевтического и экономического анализа для обеспечения эффективного лечения;
фармацевтическая организация - организация независимо от формы собственности, осуществляющая лекарственное обеспечение и имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;
социально значимые заболевания - заболевания, представляющие угрозу для жизни самого больного или окружающих, требующие постоянного врачебного наблюдения, применения специфических лекарственных средств. Перечень социально значимых заболеваний определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Программы лекарственного обеспечения
1. Лекарственное обеспечение осуществляется на основе следующих программ:
программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
программа лекарственного обеспечения;
областные целевые программы охраны здоровья граждан.
Глава II. Полномочия органов государственной власти области в сфере лекарственного обеспечения
Статья 6. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти области
Законодательный (представительный) орган государственной власти области:
4) утверждает объем расходов на лекарственное обеспечение населения в законе области об областном бюджете на соответствующий год;
5) устанавливает дополнительные льготы отдельным категориям граждан на получение лекарственных средств в пределах сумм, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий год;
Статья 7. Полномочия высшего органа исполнительной власти области
Высший орган исполнительной власти области:
осуществляет государственную политику в сфере лекарственного обеспечения;
формирует орган по управлению лекарственным обеспечением области;
принимает меры, обеспечивающие финансово-экономическое развитие, укрепление материально-технической базы фармацевтических организаций, находящихся в собственности области, в том числе путем объединения их ресурсов, в целях качественного лекарственного обеспечения, сохранения в собственности области рентабельно работающих фармацевтических организаций.
Статья 9. Полномочия органа по управлению лекарственным обеспечением области
Орган по управлению лекарственным обеспечением области:
осуществляет государственную политику в вопросах организации лекарственного обеспечения населения области;
анализирует состояние лекарственного обеспечения;
осуществляет организационное и методическое руководство системой лекарственного обеспечения;
разрабатывает программу лекарственного обеспечения, в том числе в части обеспечения населения области на льготных условиях и бесплатно при амбулаторном лечении, с персонифицированным учетом лиц, имеющих право на льготы;
совместно с органом по управлению здравоохранением области определяет гарантированный минимум лекарственных средств и расходных материалов для государственных, муниципальных лечебно-профилактических учреждений, стационарных учреждений органов социальной защиты, организует работу по обеспечению ими лечебно-профилактических учреждений, участвует в формировании рынка лекарственных средств, в организации единой информационной сети, обеспечивающей субъектов лекарственного обеспечения сведениями о лекарственных средствах, координирует деятельность фармацевтических организаций всех форм собственности в интересах потребителей;
принимает участие в разработке лекарственных формуляров;
организует поставку лекарственных средств для областных государственных нужд;
принимает в пределах своих полномочий нормативные акты по регулированию фармацевтической деятельности на территории области, запрашивает необходимую информацию по вопросам фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения;
организует проверку качества и сертификацию лекарственных средств на территории области, надзор за фармацевтической деятельностью и качеством лекарственного обеспечения;
осуществляет кадровую политику и руководство фармацевтическими организациями, находящимися в собственности области;
подготавливает отчет об итогах выполнения областной целевой программы лекарственного обеспечения;
взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам качества лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности на территориях муниципальных образований в пределах своих полномочий;
согласует в установленном порядке передачу фармацевтических организаций, находящихся в собственности области, в муниципальную собственность, а также планы приватизации фармацевтических организаций, находящихся в собственности области;
организует повышение квалификации фармацевтических работников, в том числе по вопросам безопасного применения лекарственных средств;
дает обязательные для исполнения указания в пределах своих полномочий организациям, осуществляющим фармацевтическую деятельность на территории области;
определяет совместно с органами по управлению здравоохранением области перечень лекарственных средств с торговыми названиями, рекомендуемых для закупки в рамках муниципального заказа для отпуска населению на льготных условиях и бесплатно, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
организует работу по мониторингу цен оптовых поставщиков на лекарственные средства, закупаемые самостоятельно аптеками и лечебно-профилактическими учреждениями для реализации социально значимых программ лекарственного обеспечения.
Глава III. Фармацевтические организации, участвующие в лекарственном обеспечении
Статья 11. Фармацевтические организации, участвующие в лекарственном обеспечении
1. Лекарственное обеспечение населения области осуществляют фармацевтические организации, находящиеся в государственной, муниципальной, частной формах собственности, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, приказами и распоряжениями органа по управлению лекарственным обеспечением области, регулирующими фармацевтическую деятельность, учредительными документами.
2. Предприятия оптовой торговли осуществляют оптовую продажу лекарственных средств юридическим и физическим лицам, имеющим лицензии на занятие фармацевтической деятельностью.
Предприятия оптовой торговли могут продавать или передавать в распоряжение лекарственные средства:
1) другим предприятиям оптовой торговли лекарственными средствами;
2) предприятиям-производителям лекарственных средств для целей производства;
3) аптечным организациям;
4) научно-исследовательским учреждениям для научно-исследовательских работ;
5) физическим лицам, имеющим лицензии на занятие частной медицинской практикой.
3. Аптечные организации в зависимости от их вида осуществляют следующую деятельность:
1) аптека осуществляет розничную продажу лекарственных средств населению, лечебно-профилактическим учреждениям.
В зависимости от ведения производственной деятельности аптеки подразделяются на:
производственные аптеки, которые изготавливают лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений;
аптеки готовых лекарственных форм, которые не изготавливают лекарственные средства;
2) аптечный пункт осуществляет розничную продажу населению лекарственных средств, является структурным подразделением аптеки и размещается в помещениях лечебно-профилактических учреждений или в отдельных помещениях;
3) аптечный киоск осуществляет розничную продажу населению лекарственных средств, разрешенных федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения к отпуску без рецепта врача, является структурным подразделением аптеки;
4) аптечный магазин осуществляет розничную продажу населению лекарственных средств, разрешенных федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения к отпуску без рецепта врача, не является структурным подразделением аптеки.
Аптечные организации обязаны иметь установленный ассортимент лекарственных средств. Аптечные организации имеют право продавать наряду с лекарственными средствами изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, очковую оптику, минеральные воды, продукты лечебного питания и другие товары, разрешенные к продаже.
4. Аптеки лечебно-профилактических учреждений осуществляют снабжение структурных подразделений своих лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, в том числе лекарственными средствами аптечного изготовления.
5. Фармацевтические организации, находящиеся в собственности области, обеспечивающие население и лечебно-профилактические учреждения наркотическими лекарственными средствами и психотропными веществами, приватизации не подлежат.
Глава V. Организация лекарственного обеспечения
Статья 13. Принципы лекарственного обеспечения граждан на территории области
1. Лекарственное обеспечение граждан на территории области основывается на принципах:
1) доступности лекарственных средств;
2) безопасности лекарственных средств;
3) ответственности органов государственной власти области, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан лекарственными средствами;
4) единства государственных и муниципальных интересов в сфере лекарственного обеспечения;
5) конкуренции фармацевтических организаций всех форм собственности на рынке лекарственных средств.
Статья 14. Поставка и закупка лекарственных средств для областных государственных нужд
Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 338-ЗО в часть 1 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения
1. Поставка и закупка лекарственных средств, для областных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Государственным заказчиком конкурса является орган по управлению здравоохранением области.
3. Перечень лекарственных средств, подлежащих закупке, составляют но их торговым названиям совместно орган по управлению лекарственным обеспечением области и орган по управлению здравоохранением области с привлечением органов по управлению социальной защитой, по управлению образованием области, Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Статья 17. Предоставление бесплатного и льготного лекарственного обеспечения гражданам
1. Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение граждан осуществляется в объеме финансовых средств, выделенных на эти цели в соответствующих бюджетах и в бюджете фонда обязательного медицинского страхования.
2. Бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется:
1) гражданам, находящимся на лечении в государственных, муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, стационарных учреждениях органов социальной защиты, и получающим медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения области бесплатной медицинской помощью;
2) гражданам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении в соответствии с законодательством Российском Федерации и Челябинской области, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в соответствии с целевыми программами, утверждаемыми законодательным (представительным) органом государственной власти области.
Статья 18. Лекарственное обеспечение граждан, находящихся на лечении в лечебно-профилактических учреждениях, стационарных учреждениях органов социальной защиты
1. Граждане, находящиеся на лечении в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, стационарных учреждениях органов социальной защиты, получают лекарственные средства бесплатно в этих учреждениях в соответствии с клиническими показаниями и назначением врача. Обеспечение данных учреждений лекарственными средствами осуществляется на договорной основе аптеками всех форм собственности, имеющими лицензии на фармацевтическую деятельность, принимающими на себя обязательства удовлетворять потребности лечебно-профилактических учреждений, стационарных учреждений органов социальной защиты в размере текущей потребности.
2. Номенклатура лекарственных средств в аптеках, обслуживающих лечебно-профилактические учреждения, определяется профилем медицинских учреждений и перечнем лекарственных средств, утверждаемым органом по управлению
здравоохранением области и органом по управлению лекарственным обеспечением населения области.
Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 338-ЗО в статью 19 настоящего Закона внесены изменения
Статья 19. Лекарственное обеспечение граждан, проходящих амбулаторное лечение
1. Лекарственное обеспечение граждан, проходящих амбулаторное лечение, осуществляется аптечными организациями всех форм собственности по рецепту и без рецепта врача.
2. Лекарственное обеспечение граждан, проходящих амбулаторное лечение, на льготных условиях и бесплатно предусматривает:
1) отпуск лекарственных средств из аптечных организаций всех форм собственности;
2) наличие перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача на льготных условиях и бесплатно, разрабатываемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
3) выписку рецептов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение врачами государственных, муниципальных и частных лечебно-профилактических учреждений гражданам, имеющим право на льготы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
4) обеспечение аптек лекарственными средствами путем централизованных поставок на основании областного государственного заказа и муниципального заказа, а также заключения аптеками договоров с поставщиками лекарственных средств.
3. Лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, осуществляется в рамках областных целевых программ. Закупка лекарственных средств для данной категории граждан может осуществляться централизованно на основании областного государственного заказа, в том числе в рамках областных целевых программ, и муниципального заказа.
Статья 21. Контроль качества лекарственного обеспечения граждан
1. Качество лекарственного обеспечения граждан подлежит ведомственному и вневедомственному контролю.
2. Ведомственный контроль обеспечивают орган по управлению лекарственным обеспечением области, центры по контролю качества лекарственных средств.
3. Вневедомственный контроль качества лекарственного обеспечения, а также рационального использования средств, направленных в лечебно-профилактические учреждения на приобретение лекарственных средств, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Финансирование лекарственного обеспечения граждан
Статья 22. Принципы финансирования лекарственного обеспечении граждан
Финансирование лекарственного обеспечения граждан основывается на принципах:
создания государственных гарантий в части лекарственного обеспечения;
определения объемов финансирования в соответствии с лекарственными формулярами и с учетом данных статистики заболеваемости.
Статья 23. Источники финансирования лекарственного обеспечения граждан
Источники финансирования лекарственного обеспечения граждан определяются законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
N 128-ЗО от 25 мая 2000 г. |
9 июня 2000 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 25 мая 2000 г. N 128-ЗО "Об обеспечении населения Челябинской области лекарственными средствами" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 29 июня 2000 г. и в Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 6, июнь 2000 г., с. 62 - 71
Законом Челябинской области от 23 декабря 2010 г. N 32-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 27 апреля 2006 г. N 10-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 28 февраля 2006 г. N 2-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 27 октября 2005 г. N 414-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 338-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 26 августа 2004 г. N 252-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 199-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
настоящий признан утратившим силу