Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Законодательного
собрания Челябинской области
от 20 марта 1997 г. N 67
Программа
природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы
26 августа 1999 г.
Введение
"Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы" (в дальнейшем Программа) разработана во исполнение распоряжения главы администрации области от 07.02.96 N 130-р, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Уставом Челябинской области и Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Главными разработчиками Программы являются комитет по чрезвычайным ситуациям администрации области и областной комитет по экологии и природопользованию. В ее разработке принимали участие: Челябинский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главы администраций городов и районов области, Челябинское управление лесами, научно-исследовательские и проектные институты, природопользователи.
Программой намечены основные направления действий администрации области по охране окружающей природной среды, обеспечивающие реализацию эффективной государственной политики на областном уровне.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Челябинская область является примером беспрецедентного сочетания чрезвычайно высоких техногенных нагрузок, обусловивших сверхнормативное загрязнение всех компонентов биосферы практически во всех городах и многих районах, с огромным количеством накопленных радиоактивных, в том числе высокотоксичных отходов, создающих опасность катастрофического загрязнения территории и, как следствие, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения.
Основным фактором остроты экологической ситуации в области является высокая концентрация природозагрязняющих и природоразрушающих производств, преобладание таких экологически опасных отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, химическая и горнодобывающая промышленность, машиностроение и радиационные объекты использования атомной энергии.
При массовом спаде производства в целом за 1995 год выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 1498 тыс. тонн, в том числе: от стационарных источников 1128 тыс. тонн и от передвижных источников 370 тыс. тонн.
По данным наблюдений Челябинского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды (в 1995 году) индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в городе Магнитогорске составил 50, в городе Челябинске - 12, что соответствует высокому уровню загрязнения, в городе Златоусте - 8.5, что соответствует повышенному уровню загрязнения атмосферы.
Среднегодовые концентрации ингредиентов составили: в г. Магнитогорске: бенз(а)пирена - 7,4 ПДК, сероуглерода - 6,6 ПДК, диоксида азота - 2,8 ПДК, пыли - 2,0 ПДК, по остальным ингредиентам в пределах ПДК; в г. Челябинске: бенз(а)пирена - 3,0 ПДК, формальдегида - 2,0 ПДК, диоксида азота - 1,0 ПДК, диоксида серы и пыли в пределах ПДК; в г. Златоусте: бенз(а)пирена - 2,1 ПДК, формальдегида - 1,7 ПДК, пыли - 1,3 ПДК, по остальным ингредиентам в пределах ПДК.
Водные ресурсы распределены по территории области весьма неравномерно.
Область расположена на водоразделе трех бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, которые являются основными источниками водоснабжения народного хозяйства и населения Южного Урала.
В водные объекты области ежегодно сбрасывается до 975 млн. куб. м загрязненных стоков, из них до 106.5 млн. куб. м - без очистки.
Сброс загрязненных и неочищенных сточных вод привел к значительному загрязнению водных объектов области. Наиболее загрязнена река Миасс, которая принимает сточные воды городов Миасс, Карабаш и Челябинск.
Ниже города Челябинска (после сброса сточных вод крупными промышленными предприятиями города: АО "Челябинский лакокрасочный завод", АООТ "Челябинский электролитный цинковый завод", АО "Челябинский электрометаллургический комбинат и канализационных очистных сооружений г. Челябинска) вода реки постоянно имеет весьма низкое качество: дефицит растворенного кислорода - до 258 мг/л, содержание азота аммония превышает норму до 24,9 раз, азота нитратов до 16,5 раз, БПК5 до 10,9 раз, фосфатов до 5,9 раз, нефтепродуктов до 18,0 раз, фенолов до 3,0 раз, меди до 6,0 раз, цинка до 9,0 раз.
О значительном загрязнении реки и об экологической нарушенности водной экосистемы в целом свидетельствует постоянное присутствие в воде сероводорода (на уровне экстремально высокого заражения) до 0,91 мг/л.
Река Урал в пределах области имеет преимущественно удовлетворительное качество воды. В районе города Магнитогорска отрицательное влияние на качество воды в реке оказывают выбросы и сбросы предприятий Магнитогорского промузла, ниже города в реке наблюдаются превышения ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения по азоту нитритов в 6,6 раз, по фосфатам в 3,1 раз, по меди в 6,0 раз и по цинку в 4,6 раз.
Большинство других водоемов и водотоков области также загрязняются промышленными и хозяйственно - бытовыми сточными водами, поверхностным стоком с полей и животноводческих ферм, вследствие чего качество воды в них по ряду компонентов значительно превышает ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения.
Из 174 наиболее важных очистных сооружений эффективно работают только 130, из них только 7 обеспечивают нормативную очистку.
Потенциальные эксплуатационные запасы подземных вод области составляют около 3000 тыс. куб. м/сутки (1100 млн. куб. м/год), в том числе разведанные 842 тыс. куб. м/год (307 млн. куб. м/год) на 69 месторождениях и участках подземных вод, из которых вовлечено в эксплуатацию 33 с суммарным фактическим дебитом порядка 355,7 тыс. куб. м/сутки (129,8 млн. куб. м/год).
Помимо разведанных месторождений и участков подземных вод в области имеется около 9 тысяч водозаборных скважин, из которых 5 тысяч находятся в эксплуатации с суммарным фактическим дебитом порядка 1 млн. куб. м/сутки (365 млн. куб. м/год).
Истощение водоносных горизонтов и комплексов в процессе их эксплуатации не наблюдается. Факты локального загрязнения водоносных горизонтов имеются: радионуклидами (зона деятельности ПО "Маяк"), нефтепродуктами (нефтебазы Челябинская, Магнитогорская, Троицкая) и болезнетворными бактериями (города Челябинск, Касли, поселок Еманжелинск).
Больным для области остается вопрос утилизации, размещения и складирования промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов. Ежегодно в области образуются десятки миллионов тонн таких отходов.
Суммарная площадь территории Челябинской области, занятая хранилищами техногенных отходов, отвалами, отстойниками, свалками составляет 50 тыс. кв. м или 56 процентов территории области. Из общего объема техногенного загрязнения территории, большая часть приходится на отходы горнодобывающих предприятий и шлаки металлургического производства.
На территории области действует около 100 горнорудных предприятий, свыше 170 карьеров и 20 шахт. Почти все месторождения разрабатываются открытым способом.
В отвалах накоплено свыше 2,5 млрд. куб. м и около 250 млн. тонн отходов обогатительного и металлургического производства, около 100 млн. тонн шлака и золы энергетических производств. При этом под отвалами занято около 15 тыс. га и более 100 тыс. га земель выведены из строя старыми разработками.
Ухудшение экологической обстановки повлекло необратимые процессы в состоянии растительного и животного мира. Критически истощены запасы леса. Площадь эрозированной и эрозионноопасной пашни составляет 1.3 млн. га.
Радиоэкологическая обстановка в Челябинской области обусловлена в основном прошлой деятельностью производственного объединения "Маяк", созданного на базе промышленного комплекса по получению плутония и переработке делящихся материалов.
В 1949-1956 годах осуществлялся сброс жидких радиоактивных отходов в открытую гидрографическую сеть - речную систему Теча - Исеть - Тобол. За этот период было сброшено 76 млн. куб. м сточных вод общей активностью 2.75 млн. Ки, подверглись радиационному воздействию 124 тыс. человек, проживавших по берегам водной системы. В настоящее время высокую радиационную опасность представляют загрязненные радионуклидами пойменные земли и донные отложения в верховьях реки Теча, где депонировано по оценкам экспертных комиссий около 6 тыс. Ки радионуклидов, наиболее дозообразующими из которых являются стронций - 90 и цезий - 137.
В сентябре 1957 года в результате химического взрыва емкости с радиоактивными отходами из хранилища были выброшены радионуклиды общей активностью 20 млн. Ки, 2 млн. Ки из которых поднялись в атмосферу и образовали облако, прошедшее над территорией Челябинской, Свердловской и Тюменской областей и образовавшее Восточно - Уральский радиоактивный след (ВУРС). Общая площадь загрязненной территории в пределах Челябинской области в границах от 0.1 Ки/кв. км по стронцию - 90 составляет около 23000 кв. км, а в границах плотности загрязнения 2 Ки/кв. км - 1000 кв. км.
Третья аварийная ситуация имела место весной 1967 года и была связана с пылевым переносом радионуклидов с обсохшей береговой полосы водоема Карачай - одного из открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов на промплощадке ПО "Маяк". Территория этого радиоактивного следа составила 2700 кв. км, где было расположено 63 населенных пункта с населением 41.5 тыс. человек.
В результате вышеуказанных инцидентов на Урале подверглись повышенным уровням облучения около 500 тыс. человек, более 18 тыс. из них были переселены на новые места жительства. У населения, проживающего в верховьях реки Теча было диагностировано 935 случаев хронической лучевой болезни.
К настоящему времени на территории ПО "Маяк" сконцентрировано более 500 тыс. тонн твердых радиоактивных отходов и около 380 млн. м3 жидких отходов суммарной активностью более 1 млрд. Ки (при аварии на Чернобыльской АЭС было выброшено 50 млн. Ки). Продолжается насыщение радионуклидами подземных вод, окружающих открытые водоемы - хранилища среднеактивных отходов. Опасность подтягивания загрязненных радионуклидами подземных вод водозаборными скважинами существует в поселках, расположенных в долине р. Теча и в зоне ВУРСа.
Кроме того, особую озабоченность вызывает проблема промышленных открытых водоемов - хранилищ низкоактивных отходов ПО "Маяк", отделенных от реки Теча плотиной и гидрографически связанных с водоемами Иртышско - Каслинской системы. Из-за насыщения сорбционной емкости плотины и достижения критической отметки уровня водоемов фильтрация радионуклидов из промышленных водоемов в реку Теча достигает 15 млн. куб. м/год и не исключен залповый выброс через плотину радиоактивно загрязненных вод в речную систему Теча - Исеть - Тобол - Иртыш - Обь с выходом в Северный Ледовитый океан.
По зоне ВУРСа финансирование природоохранных мероприятий осуществляется из Государственной программы по радиационной реабилитации Уральского региона.
Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в Челябинской области является одной из основных причин высокой заболеваемости и смертности проживающего на его территории населения. Анализ демографической ситуации в Челябинской области показывает, что 1991 год был последним годом, когда область имела положительный показатель естественного прироста населения. В 1992-93 гг. наметилась тенденция отрицательного баланса естественного прироста населения (-1.1 и -3.6 на 1000 населения соответственно). В 1994 году родилось 33537 человек, умерло 54834 человека. Это означает, что за последние три года смертность населения в Челябинской области превышает рождаемость.
Основными причинами роста смертности населения в области являются заболевания сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, органов дыхания и пищеварения, инфекционные и паразитарные болезни.
Средняя продолжительность предстоящей жизни по области - 64,93 года в том числе: мужчины - 58,48, женщин - 72,1.
Оценивая экологическую обстановку в Челябинской области можно охарактеризовать ее как весьма сложную и опасную для населения и окружающей природной среды.
К причинам побуждающим заниматься разработкой программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы относятся: долг перед законом, забота о здоровье людей, экономические потребности и непреходящая ценность природы.
Пассивность в решении экологических проблем в Челябинской области может привести к необратимым процессам, к экологической неустойчивости развития.
2. Концепция, основные цели и задачи программы
В основу Программы положена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 года N 440, разработанная в развитии идей и принципов документов, принятых в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию.
Основными целями программы являются:
- обеспечение экологической безопасности Челябинской области на основе снижения техногенной нагрузки на окружающую среду до уровня, обеспечивающего благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения;
- вывод Челябинской области из состояния экологического кризиса;
- переход к научно обоснованному сочетанию экологических и экономических интересов общества, исходя из требований экологически устойчивого его развития.
В соответствии с указанными целями определяются неотложные, среднесрочные задачи и задачи на перспективу.
К числу неотложных задач относятся:
- стабилизация и устойчивое снижение валовых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, количества размещаемых отходов и других видов загрязнения до уровней, обеспечивающих требуемое качество окружающей среды и экологическую безопасность населения;
- создание условий для обеспечения населения области питьевой водой и экологически чистыми продуктами питания;
- прогнозирование и предотвращение чрезвычайных ситуаций, экологических аварий и катастроф на наиболее опасных в экологическом отношении объектах;
- создание предпосылок для изменения структуры экономики региона в благоприятном с точки зрения экологии направлении.
Среднесрочными задачами являются:
- решение проблемы трансграничных загрязнений и создание региональной системы обеспечения экологической безопасности;
- проведение комплекса мероприятий (включая реабилитацию населения) по решению экологических проблем территорий, отнесенных в установленном порядке к зонам с соответствующим экологическим статусом.
Задачами на перспективу, решение которых рассчитано на долгосрочный период, являются:
- проведение комплекса природоохранных работ, в том числе по реабилитации загрязненных и деградированных территорий суши и водных объектов;
- экологизация производственно-хозяйственной деятельности на территории региона с обеспечением рационального использования и воспроизводства природно-ресурсного потенциала Урала во взаимосвязи со структурной перестройкой народного хозяйства.
Реализация указанных задач основана на базе научного обоснования и сопровождения природоохранных мероприятий, предусмотренных Программой.
Выбор приоритетных направлений и соответствующих мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экологических проблем, осуществлялся на основе следующей информации:
- результатов анализа экологического состояния на территории области;
- данных о состоянии здоровья населения;
- результатов научно-исследовательских работ и мониторинга состояния окружающей природной среды на территории области;
- оценке современного уровня развития природоохранных мероприятий, технических средств, направлений и эффективность их применения в конкретных условиях;
- информации о существующем уровне и потенциале технико-экономического развития области и возможности использования его с целью улучшения экологической ситуации.
При анализе возможных направлений природоохранной деятельности учитывался спад производства за последние шесть лет и соответственно некоторое снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и уменьшение объемов складируемых отходов.
Включение мероприятий в Программу производилось на основе оценки экономических, экологических и социальных показателей реализации природоохранных мероприятий, ведущих к уменьшению негативного воздействия природопользователей на экосистемы, сокращение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения.
Природоохранные мероприятия, включенные в Программу в блок капитального строительства, обеспечены проектной документацией или технико - экономическими обоснованиями и имеют положительные заключения государственной экологической экспертизы.
Разработанная Программа сбалансирована с федеральными и отраслевыми программами, включающими в себя экологические проблемы, в том числе: Федеральной программой технического перевооружения и развития металлургии России, Федеральной целевой программой "Возрождение Волги", Федеральной программой "Радон", а также с разрабатываемой в настоящее время Региональной - Федеральной программой "Экологическая безопасность Урала".
Настоящей Программой не решается весь необходимый комплекс природоохранных мероприятий. В условиях сохраняющейся ограниченности областного бюджета и нестабильности экономического состояния России следующий этап Программы в полном объеме может быть реализован только после 2000 года.
3. Структура программы
Природоохранные мероприятия, являющиеся основой Программы, сформированы на основе программно-целевых методов, учитывающих научную обоснованность, достоверность информации, целенаправленность, правомерность и конкретность во времени.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой сформирован системно в виде следующих блоков:
- блок капитального строительства;
- блок научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
- блок по обеспечению выполнения программы и международное сотрудничество.
4. Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется из следующих источников:
- средства природопользователей и привлекаемые ими кредиты коммерческих банков;
- средства федерального бюджета;
- средства областного бюджета;
- средства местных бюджетов;
- средства федерального, областного и местных внебюджетных экологических фондов;
- средства фондов экологического страхования.
Возможно также привлечение средств из других источников в установленном порядке.
Сводка затрат по Программе на 1997-2000 г.г. за счет всех источников финансирования и их структура представлены в таблице 1.
В случае снижения поступлений средств по Программе из областного или местных бюджетов затраты на природоохранные мероприятия могут покрываться за счет средств соответствующих внебюджетных фондов.
Программой предусматривается с улучшением экономической обстановки в стране увеличение объемов финансирования природоохранных мероприятий.
5. Механизм реализации, выполнения, развития и корректировки программы
Программа реализуется по затратному механизму.
Механизм реализации Программы предусматривает использование всех экономических рычагов, включая ассигнования из федерального бюджета, использование местных финансовых средств, средств природопользователей и другие источники.
При финансировании природоохранных мероприятий из областного и местного бюджета выделение средств из областного бюджета производится после перечисления средств из местного бюджета.
Комитет по чрезвычайным ситуациям администрации Челябинской области является генеральным заказчиком по работам, входящим в Программу.
Управление Программой осуществляется комитетом по ЧС администрации области и комитетом по экологии и природопользованию в пределах их компетенции.
Основными задачами органов управления Программой являются:
- контроль хода выполнения Программы в целом, отдельных запланированных работ и природоохранных мероприятий, а также контроль за использованием выделенных на реализацию программы финансовых средств;
- формирование областных целевых программ на основе открытого конкурсного приема, рассмотрения и экспертизы отдельных целевых проектов;
- рассмотрение заявок природопользователей на оказание им мер экономической поддержки для целей экологической реконструкции;
- подготовка предложений по корректировке и развитию Программы;
- подготовка в установленном порядке бюджетных заявок на предстоящий финансовый год на финансирование областных целевых программ и проектов;
- выработка и реализация механизма финансирования Программы в запланированных объемах;
- организация работ по правовому, научному и информационно-аналитическому обеспечению Программы и эффективному использованию результатов выполненных работ;
- координация Программы с другими программами социально-экономического развития Челябинской области.
В основу управления программы положены следующие принципы экологического менеджмента:
- принцип предупредительных мер (очевидно, что дешевле предотвратить разрушение и загрязнение, чем впоследствии восстанавливать и очищать);
- принцип "Загрязнитель платит" (это означает, что виновный в загрязнении должен отвечать перед обществом и оплатить ущерб, наносимый окружающей природной среде и здоровью населения);
- принцип кооперации (для выполнения природоохранных мероприятий привлекаются средства всех заинтересованных лиц, средства природопользователей, средства бюджетные - областные и местные и внебюджетных фондов);
- принцип работы с экосистемами.
Корректировка и развитие целевых программ может производиться на основании:
- выявления дополнительных экологических проблем;
- поступления заявок, предложений от природоохранных органов, администраций городов и районов, природопользователей, научных и других учреждений при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы предлагаемых проектов;
- соглашений между областью и другими субъектами Федерации, областью и Российской Федерацией о совместном управлении и охране природных ресурсов и др.
Перераспределение бюджетных средств из одной программы в другую, корректировка (внесение изменений, дополнений) утверждается законодательным собранием области.
Перераспределение средств в пределах одной из программ в текущем финансовом году в исключительных случаях осуществляет комитет по ЧС администрации области.
В ходе развития и корректировки Программы могут вводиться дополнительно директивно-контрольные задания природопользователям по достижению не только нормативов выбросов и сбросов, видов загрязнения окружающей природной среды, но и других, например, связанных с регулированием трансграничных загрязнений, согласно заключаемых Челябинской областью договоров с другими субъектами Российской Федерации.
6. Результаты программы, оценка экологических и социально-экономических последствий ее реализации
Реализация Программы в целом должна обеспечить до 2000 года создание нормативно-правовой и научной основы охраны окружающей природной среды, скорректировать действия администрации области, администраций городов и районов, природопользователей и природоохранных организаций по выполнению приоритетных экологических программ. Это позволит стабилизировать экологическую обстановку в области в условиях подъема производства и создать предпосылки для улучшения состояния окружающей природной среды в Челябинской области.
Основные мероприятия дающие существенных экологический эффект приводятся ниже.
Программой намечается выполнить 70 водоохранных мероприятий на 53 объектах области.
Важнейшей задачей в области охраны и рационального использования водных ресурсов является контроль за использованием поверхностных и подземных вод, уменьшение удельных расходов воды и прекращение сброса неочищенных сточных вод в водные бассейны.
Ущерб, наносимый от сброса неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, весьма значителен, о чем можно судить по все ухудшающемуся качеству воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Крайне неблагоприятная обстановка с очисткой хозбытовых и производственных сточных вод сложилась в городе Карбаше, где в настоящее время хозбытовые стоки проходят только механическую очистку и сбрасываются в реку Сак-Элга. На качество воды в реке Аткус отрицательно влияют сточные воды пруда - осветлителя шахты "Центральная". А через реки Сак-Элга и Аткус загрязненные сточные воды поступают в Аргазинское водохранилище на реке Миасс - единственный источник водоснабжения Челябинского промузла.
В данной программе предусматривается продолжение реконструкции очистных сооружений бытовой канализации, что позволит улучшить качество сбрасываемых вод по основным показателям.
Насущной проблемой городских очистных сооружений является утилизация илов, для чего крайне необходимо строительство цеха механического обезвоживания осадка и дальнейшей его утилизации, а также выполнение других мероприятий, предусмотренных программой.
Комплекс Кыштымско-Каслинских озер (Силач, Сунгуль, Кимреты, Карасье, Б.Касли, Иртяш, Карагинка, Большая и Малая Нанога, и др.) представляет собой единственную водную систему, является уникальной по природным свойствам, играет неоценимую социально-экологическую роль и интенсивно используется для водозабора и сброса сточных вод.
На этой системе озер расположены города Снежинск, Касли, Озерск, Кыштым, пос.Вишневогорск. Хозяйственная деятельность этих городов и их предприятий и других объектов-водопользователей оказывает крайне неблагоприятное воздействие на экологическое состояние озер системы, особенно хозбытовые и производственные сточные воды г.Снежинска, поэтому реализация мероприятий предусмотренных программой, является весьма актуальной.
Основным загрязнителем Магнитогорского водохранилища и р.Урал, кроме АО "ММК", являются правобережные и левобережные очистные сооружения МП "треста Водоканал", с них в вышеназванные водоемы сбрасывается 200 тыс.куб.м/сут. недостаточно очищенных сточных вод, которые оказывают отрицательное влияние на качество воды в водоемах. С целью снижения объемов сбросов недостаточно очищенных сточных вод в программе предусмотрено строительство объектов доочистки правобережных очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации производительностью 150 тыс. куб.м/сут. и строительство второй очереди левобережных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод с увеличением производительности до 70 тыс.куб.м в сутки.
Долговременные проблемы загрязнения хозбытовыми и производственными стоками реки Юрюзань в районе городов Трехгорный, Юрюзань и Усть-Катав должны решаться в связи с проблемой кислых подотвальных вод Бакальских рудников БРУ, которые выносятся в реку Юрюзань речкой Буланкой выше города Трехгорный.
Данной программой предусматривается реконструкция водоснабжения курорта "Кисегач". Курорт федерального значения "Кисегач" входит в состав Чебаркульской зоны отдыха Челябинской области, функционирует с 1926 года, включает в себя 5 санаториев, 1 санаторий - профилакторий, 3 пансионата, 12 детских спортивно - оздоровительных комплексов и 17 баз отдыха, общей вместимостью 8,3 тысячи мест. Существующие водозаборные сооружения курорта "Кисегач", построенные в 1953 году, физически и морально устарели, в настоящее время находятся в аварийном состоянии. Степень эпидемиологической опасности в летний период резко возрастает, в связи с чем органами санэпиднадзора неоднократно приостанавливалась деятельность всех оздоровительных учреждений санаторно-курортной зоны "Кисегач". Для обеспечения курорта питьевой водой намечается строительство комплекса водозаборных сооружений производительностью 5000 куб. м/сут.
В результате реализации Программы улучшится экологическая ситуация на территории области.
Будет улучшено качество питьевой воды по большинству оценочных показателей за счет сокращения сбросов загрязненных стоков, строительства очистных сооружений и систем водооборота.
Данной программой предусматривается выполнить ряд воздухоохранных мероприятий по снижению выбросов в атмосферу от 80 основных источников загрязнения на 41 предприятии области.
По городу Челябинску:
В целом, по городу Челябинску выбросы от стационарных источников в 1995 г. составили 137,768 тыс. тонн. Внедрение на ЧЭЦЗ технологии очистки газов серно-кислотного производства от ртути позволит снизить ее выброс на 2,0-2,5 тонны в год. Строительство каталитического реактора на 2-м огне печи - 4 цеха обжига электродов на ЧЭМК позволит сократить выбросы смолистых веществ в атмосферу на 40,0 тонн в год и, соответственно, обеспечит степень улавливания бенз(а)пирена свыше 90%, а реконструкция печей обжига с установкой термокаталитических камер дожига летучих и газоочистки от миксеров в АООТ "Челябинский электродный завод" даст снижение выбросов в атмосферу 45,5 тонн смолистых веществ и бенз(а)пирена на 84 кг в год.
Перевод работы котлоагрегатов ТЭЦ-2 с полного объема использования твердого топлива на природный газ (в 1995 г. доля твердого топлива в топливном балансе станции составила 30,5%) обеспечит снижение выбросов сернистого ангидрида на 33,1 тыс. тонн и взвешенных веществ на 35,1 тыс. тонн.
Выполнение других воздухоохранных мероприятий на предприятиях города позволит снизить выбросы взвешенных и газообразных веществ.
После выполнения запланированных воздухоохранных мероприятий выбросы к 2000 году снизятся на 25,188 тыс. тонн (на 18,8 %), в том числе: взвешенных веществ 12,807 тыс. тонн, газообразных - 12,584.
По городу Магнитогорску:
На АО "Магнитогорский металлургический комбинат" будет завершена реконструкция цеха улавливания - 2 КХП, что позволит снизить выбросы газообразных и смолистых веществ на 536,4 тонн в год, вывод из эксплуатации коксовых батарей N 13, 14 и с вводом в эксплуатацию к/б N 11 "бис" выбросы сократятся на 6,7 тыс. тонн в год, а также выполнение других воздухоохранных мероприятий, предусмотренных "Программой" в целом по комбинату позволит снизить выбросы на 14,2 тыс. тонн в год.
Оснащение сушильных барабанов аэродинамическими модулями в АООТ "Магнитогорский цементный завод" даст снижение выбросов пыли на 714 тонн в год. В АО "Магнитогорский калибровочный завод" в термооцинковальном отделении цеха N 2 будет построена газоочистка, которая позволит снизить выбросы в атмосферу около 900 кг цинка. В целом по городу после внедрения воздухоохранных мероприятий "Программы 1997-2000 г." выбросы по сравнению с 1995 г. снизятся на 14,915 тыс. тонн.
По городу Южноуральску:
Основными воздухоохранными мероприятиями, дающими значительные снижения выбросов в атмосферу от котлоагрегатов Южноуральской ГРЭС является:
- реконструкция системы золоулавливания на энергетических котлах ПК - 10ш, ПК - 14р с установкой г/о типа "Эмульгатор", которая позволит снизить выбросы золы на 21,0 тыс. тонн, сернистого ангидрида на 17,0 тыс. тонн (при использовании на орошение соответствующего раствора);
- перевод с твердого топлива на природный газ котлоагрегатов ст. N 12, 13, позволит снизить выбросы золы на 5,6 тыс. тонн, сернистого ангидрида на 7,7 тыс. тонн.
С учетом других мероприятий выбросы от ЮУГРЭС могут быть снижены на 52,0 тыс. тонн.
По городу Троицку:
Модернизация электрофильтров по типу ЭГА с 12-ти метровыми электродами за котлоагрегатами N 4, 5, 6, 7 Троицкой ГРЭС даст снижение выбросов золы в атмосферу по сравнению с 1995 г. на 49,0 тыс. тонн.
По городу В-Уфалей:
На АО "Уфалейникель" планируется с 1996 г. по 2002 г. провести реконструкцию никелевой ветви производства с заменой шахтной плавки окисленных никелевых руд технологией плавки в жидкой ванне (ПЖВ) с получением ферроникеля или никелевого штейна, что позволит снизить выбросы в атмосферу города сернистого ангидрида на 40,0 тыс. тонн. В целом по городу общие выбросы по сравнению с 1995 г. должны сократиться на 60 %.
По Ашинскому району (Аша, Сим):
Перевод технологических агрегатов и котельных АО "Металлургический завод", АО "Пиролизхим" и АО "Агрегат" (Сим) и других предприятий на природный газ позволит сократить выбросы в атмосферу на 13,36 тыс. тонн, в том числе: твердых на 9,99 тыс. тонн, летучих органических соединений на 0,8 тыс. тонн, газообразных на 2,568 тыс. тонн.
Значительными источниками загрязнения воздуха городов области являются передвижные источники, количество которых за последние 7 лет возросло на 40 % и достигло 400 тыс. единиц, а выбросы от них в 1995 г. составили 370 тыс. тонн, в том числе выбросы 1-го класса опасности - тетраэтилсвинец и бенз(а)пирен. Тенденция увеличения автотранспорта сохраняется на последующие годы и, соответственно, выбросы от него, но внедрение мероприятий по переводу автотранспорта на сжатый и сжиженный природный газ вызывает неодобрение со стороны эксплуатационных организаций.
В целом, выполнение воздухоохранных мероприятий, предусмотренных данной "Программой 1997-2000 г." даст снижение выбросов от стационарных источников по городам области на 182,2 тыс. тонн, в том числе: твердых - 138,3 тыс. тонн, газообразных - 47,325 тыс. тонн, смолистых веществ - 147,5 тонн, ртути - 2,4 тонны, бенз(а)пирена - 84 кг.
Несомненно, указанное снижение выбросов несколько улучшит качество атмосферного воздуха, но по таким городам, как Магнитогорск, Челябинск существенного улучшения экологической обстановки при нормальной работе предприятий не произойдет.
Природоохранные мероприятия связанные с утилизацией промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов включают в себя разработку и внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство нового, модернизацию и реконструкцию действующего оборудования, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов, упорядочение приема, размещения и утилизации различных видов отходов (утилизация промышленных отходов на 1,5 млн. тонн в год, бытовых - 0,8 млн. тонн в год), сокращение площадей занятых отходами, рекультивацию мест размещения отходов (275 га).
Среди наиболее значимых мероприятий предусматривается проектирование и начало строительства комплекса приема и захоронения неутилизируемых промышленных отходов и переработки бытовых отходов в г. Магнитогорске, продолжение строительства установки по высокотемпературной переработке ТБО в г.Челябинске, строительство полигона для твердых промышленных отходов предприятий в г. Миассе, строительство полигона ТБО в г. Карабаше, а также ряд других важных объектов на предприятиях городов и районов области.
В агропромышленном комплексе предусматривается строительство комплексов по экспресс - компостированию твердой фракции навоза и помета крупных животноводческих комплексов и птицефабрик, строительство цеха по огневой сушке помета производительностью 250 тонн в сутки на Челябинской птицефабрике, утилизация и захоронение запрещенных и пришедших в негодность ядохимикатов (пестицидов) накопленных в области, а также ряд мероприятий, представленных ассоциацией "Новые технологии".
Для успешного решения комплекса вопросов, координации деятельности государственных юридических и физических лиц, реализации программы "Отходы Челябинской области" предусматривается проведение эксперимента с созданием Центра по обращению с отходами производства и потребления Челябинской области.
Для сохранения устойчивого развития Челябинской области и поддержания экологического равновесия необходимо осуществить меры по охране растительного и животного мира, выполнить ряд работ по оценке состояния биологических ресурсов, организовать систематическое наблюдение за изменением их количественных и качественных характеристик (биомониторинг).
Создание системы особо охраняемых природных территорий в этой проблеме занимает одно из главных направлений. Развитие сети заказников, укрепление научно-методической базы национальных парков и заповедников.
Создание кадастра лесов и растительного мира области будет способствовать сохранению биоразнообразия, что в конечном итоге обеспечит более устойчивое состояние экосистем области и здоровье населения.
7. Сводка затрат по Программе 1997-2000 годы
N п/п |
Наименование программы, статьи расхода |
Стоимость работ, млн. руб. |
Источники финансиро- вания, млн. руб. |
Финансовые затраты, млн. руб. |
|
Всего | 1997 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Итого по программе |
А. Б. В. Г. в т.ч. феде- ральный экофонд горэкофонды облэкофонд из них утв. средства предприятий ИТОГО: |
228439 186728 314229 3051543 2900 5778 111070 2800 2931795 3780939 |
42475 13161 92377 548525 1900 4576 13198 2800 528851 696738 |
продолжение таблицы
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Источники |Финансовые затраты, млн.руб.|Примечание|
|п/п| программы, |финансирова-|----------------------------| |
| |статьи расхода|ния,млн.руб.| 1998 г. | 1999 г. | 2000 г.| |
|---+--------------+------------+---------+---------+--------+----------|
| 1 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|---+--------------+------------+---------+---------+--------+----------|
| |Итого по | А. | 88364 | 54830 | 42770 | |
| |программе | | | | | |
| | | Б. | 57677 | 59339 | 56351 | |
| | | | | | | |
| | | В. | 93542 | 68263 | 60047 | |
| | | | | | | |
| | | Г. | 769325 | 957111 | 776582 | |
| | |в т.ч. феде-| | | | |
| | |ральный | | | | |
| | |экофонд | 1000 | - | - | |
| | | | | | | |
| | |горэкофонды | 404 | 404 | 394 | |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | 16543 | 45799 | 35530 | |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |средства | | | | |
| | |предприятий | 751378 | 910908 | 740658 | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: |1008908 |1139543 | 935750 | |
| | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
продолжение таблицы
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Стоимость| Источники | Финансовые затраты, |
| п/п| программы, | работ, | финансиро- | млн. руб. |
| | статьи расхода | млн. руб.| вания, |---------------------|
| | | | млн. руб. | Всего | 1997 г. |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|1. | Блок 1 программы | | А. | 194394 | 33890 |
| | "капитальное | | | | |
| | строительство" | | Б. | 118538 | 6524 |
| | | | | | |
| | | | В. | 309059 | 90458 |
| | | | | | |
| | | | Г. | 3012997 | 541853 |
| | | |в т.ч. феде-| | |
| | | |ральный | | |
| | | |экофонд | 2900 | 1900 |
| | | | | | |
| | | |средства | | |
| | | |предприятий | 2915100 | 528236 |
| | | | | | |
| | | |облэкофонд | 90920 | 7640 |
| | | |из них утв. | 435 | 435 |
| | | | | | |
| | | |горэкофонд | 4077 | 4077 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 3634988 | 672725 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|1.1.| Программа 2. | | А. | 41420 | 7180 |
| | "Отходы | | | | |
| | Челябинской | | Б. | 40904 | 1760 |
| | области" | | | | |
| | | | В. | 111748 | 44909 |
| | | | | | |
| | | | Г. | 475619 | 180660 |
| | | |в т.ч. феде-| | |
| | | |ральный | | |
| | | |экофонд | 900 | 900 |
| | | | | | |
| | | |горэкофонд | 4077 | 4077 |
| | | | | | |
| | | |облэкофонд | 90520 | 7240 |
| | | |из них утв. | 335 | 335 |
| | | | | | |
| | | |средства | | |
| | | |предприятий | 380122 | 168443 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 669691 | 234509 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|1.2.| Программа 3. | | А. | 108774 | 26710 |
| | "Охрана и | | | | |
| | рациональное | | Б. | 55037 | 3800 |
| | использование | | | | |
| | водных ресурсов" | | В. | 173006 | 38836 |
| | | | | | |
| | | | Г. | 576633 | 150887 |
| | | |в т.ч. феде-| | |
| | | |ральный | | |
| | | |экофонд | 2000 | 1000 |
| | | | | | |
| | | |средства | | |
| | | |предприятий | 574633 | 149887 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 913450 | 220233 |
| | | | | | |
| | | | | | |
|1.3.| Программа 4. | | Б. | 300 | 300 |
| | "Охрана | | | | |
| | атмосферного | | В. | 772 | 592 |
| | воздуха" | | | | |
| | | | Г. | 1960745 | 210306 |
| | | |в т.ч. | | |
| | | |средства | | |
| | | |предприятий | 1960345 | 209906 |
| | | | | | |
| | | |облэкофонд | 400 | 400 |
| | | |из них утв. | 100 | 100 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 1961817 | 211198 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|1.4.| Программа 8. | | Б. | 3297 | 664 |
| | "Работы по | | | | |
| | предупреждению | | В. | 23533 | 6121 |
| | чрезвычайных | | | | |
| | ситуаций" | | ИТОГО: | 26830 | 6785 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|1.5.| Программа 9. | | А. | 44200 | - |
| | "Экологическая | | | | |
| | безопасность | | Б. | 19000 | - |
| | Урала" | | | | |
| | | | ИТОГО: | 63200 | - |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2. | Блок 2 НИОКР | | А. | 34045 | 8585 |
| | | | | | |
| | | | Б. | 67470 | 6777 |
| | | | | | |
| | | | В. | 5170 | 1919 |
| | | | | | |
| | | | Г. | 36916 | 6412 |
| | | |в т.ч. | | |
| | | |облэкофонд | 18520 | 5298 |
| | | |из них утв. | 2365 | 2365 |
| | | | | | |
| | | |горэкофонд | 1701 | 499 |
| | | | | | |
| | | |средства | | |
| | | |предприятий | 16695 | 615 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 143601 | 23693 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.1.| Программа 1 | | Б. | 2410 | 600 |
| | "Нормализация | | | | |
| | экологической | | | | |
| | обстановки и | | | | |
| | оздоровление | | В. | 1830 | 410 |
| | населения на | | | | |
| | территориях | | | | |
| | городов и районов | | | | |
| | Челябинской | | Г. | 1650 | 440 |
| | области, | | | | |
| | отнесенных к | |облэкофонд | | |
| | зонам особого | |из них утв. | 316 | 316 |
| | экологического | | | | |
| | статуса, | | ИТОГО: | 5890 | 1450 |
| | ранжирование | | | | |
| | территории | | | | |
| | области по | | | | |
| | степени | | | | |
| | техногенной | | | | |
| | нагрузки" | | | | |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.2.| Программа 2 | | А. | 4000 | - |
| | "Отходы | | | | |
| | Челябинской | | Б. | 1184 | 384 |
| | области" | | | | |
| | | | Г. | 14165 | 325 |
| | | |в т.ч. | | |
| | | |облэкофонд | 665 | 325 |
| | | |из них утв. | 80 | 80 |
| | | | | | |
| | | |средства | | |
| | | |предприятий | 13500 | - |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 19349 | 709 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.3.| Программа 3 | | Б. | 2458 | 796 |
| | "Охрана и | | | | |
| | рациональное | | В. | 1000 | 1000 |
| | использование | | | | |
| | водных ресурсов" | | Г. | 1438 | 416 |
| | | |в т.ч. | | |
| | | |горэкофонды | 100 | 100 |
| | | | | | |
| | | |облэкофонд | 1338 | 316 |
| | | |из них утв. | 71 | 71 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 4896 | 2212 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.4.| Программа 4. | | Г. | 392 | 90 |
| | "Охрана | |облэкофонд | | |
| | атмосферного | | | | |
| | воздуха" | | ИТОГО: | 392 | 90 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.5.| Программа 5 | | А. | 1095 | 215 |
| | "Экологическое | | | | |
| | образование | | Б. | 2320 | 520 |
| | населения | | | | |
| | Челябинской | | В. | 63 | 27 |
| | области" | | | | |
| | | | Г. | 3481 | 944 |
| | | |в т.ч. | | |
| | | |облэкофонд | 2370 | 670 |
| | | |из них утв. | 200 | 200 |
| | | | | | |
| | | |горэкофонды | 1111 | 274 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 6959 | 1706 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.6.| Программа 6. | | Б. | 1110 | 200 |
| | "Региональная | | | | |
| | программа "Радон" | | В. | 1420 | 310 |
| | | | | | |
| | | | Г. | 4020 | 930 |
| | | |в т.ч. | | |
| | | |средства | | |
| | | |предприятий | 2880 | 600 |
| | | | | | |
| | | |горэкофонд | 640 | 125 |
| | | | | | |
| | | |облэкофонд | 650 | 205 |
| | | |из них утв. | 100 | 100 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 6550 | 1440 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.7.| Программа 7 | | А. | 3600 | 900 |
| | "Формирование | | | | |
| | Программы | | Б. | 6170 | 1350 |
| | перехода | | | | |
| | Челябинской области| | Г. | 3740 | 860 |
| | к устойчивому | | | | |
| | развитию" | |облэкофонд | | |
| | | |из них утв. | 500 | 500 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 13510 | 3110 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.8.| Программа 8 | | Б. | 2714 | 670 |
| | "Работы по | | | | |
| | предупреждению | | | | |
| | чрезвычайных | | ИТОГО: | 2714 | 670 |
| | ситуаций" | | | | |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.9.| Программа 9 | | А. | 11000 | - |
| | "Экологическая | | | | |
| | безопасность | | Б. | 40830 | 150 |
| | Урала" | | | | |
| | | | Г. | 450 | 210 |
| | | | | | |
| | | |облэкофонд | | |
| | | |из них утв. | 210 | 210 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 52280 | 360 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.10| Программа 10 | | Б. | 1175 | 410 |
| | "Развитие и | | | | |
| | совершенствование | | В. | 25 | 25 |
| | сети особо | | | | |
| | охраняемых | | Г. | 4060 | 990 |
| | территорий, охрана | | | | |
| | растительного и | |облэкофонд | | |
| | животного мира | |из них утв. | 200 | 200 |
| | Челябинской | | | | |
| | области" | | ИТОГО: | 5260 | 1425 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.11| Программа 11 | | Б. | 170 | 120 |
| | "Защита | | | | |
| | окружающей | | Г. | 370 | 320 |
| | природной среды и | | | | |
| | населения от | |облэкофонд | | |
| | диоксинов и | |из них утв. | 70 | 70 |
| | диоксиноподобных | | | | |
| | токсикантов" | | ИТОГО: | 540 | 440 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.12| Программа 12 | | Б. | 40 | 20 |
| | "Экологическое | | | | |
| | страхование" | | Г. | 410 | 270 |
| | | | | | |
| | | |облэкофонд | | |
| | | |из них утв. | 88 | 88 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 450 | 290 |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.13| Программа 13 | | А. | 14350 | 7470 |
| | "Организация и | | | | |
| | осуществление | | Б. | 5184 | 1267 |
| | мониторинга | | | | |
| | экологической | | В. | 432 | 112 |
| | обстановки на | | | | |
| | территории | | Г. | 1400 | 377 |
| | области, | | | | |
| | подготовка оценок | |облэкофонд | | |
| | и рекомендаций | |из них утв. | 180 | 180 |
| | для органов | | | | |
| | власти и | | ИТОГО: | 21366 | 9226 |
| | управления" | | | | |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|2.14| Программа 14 | | Б. | 1705 | 290 |
| | "Комплексные | | | | |
| | мероприятия по | | В. | 400 | 35 |
| | правовому | | | | |
| | регулированию | | Г. | 1340 | 240 |
| | радиационной | |в т.ч. | | |
| | безопасности | |облэкофонд | 1025 | 225 |
| | населения | |из них утв. | 100 | 100 |
| | Челябинской | | | | |
| | области и | |средства | | |
| | снижению уровней | |предприятий | 315 | 15 |
| | обучения от | | | | |
| | антропогенных | | ИТОГО: | 3445 | 565 |
| | источников | | | | |
| | излучения" | | | | |
| | | | | | |
|----+--------------------+----------+------------+----------+----------|
| | | | | | |
|3. | Блок 3 | | Б. | 720 | 60 |
| | "Обеспечение | | | | |
| | выполнения | | Г. | 1630 | 260 |
| | Программы и | | | | |
| | международное | |облэкофонд | | |
| | сотрудничество" | |из них утв. | 250 | 250 |
| | | | | | |
| | | | ИТОГО: | 2350 | 320 |
| | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
продолжение таблицы
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Источники | Финансовые затраты, | |
| п/п| программы, | финансиро- | млн. руб. |Примечание|
| | статьи расхода | вания, |------------------------| |
| | | млн. руб. |1998 г.| 1999 г.|2000 г.| |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| 1 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|1. |Блок 1 программы | А. | 76504| 47810| 36190| |
| |"Капитальное | | | | | |
| |строительство" | Б. | 36701| 38880| 36433| |
| | | | | | | |
| | | В. | 92393| 67167| 59041| |
| | | | | | | |
| | | Г. | 753958| 946388| 770798| |
| | |в т.ч. феде-| | | | |
| | |ральный | | | | |
| | |экофонд | 1000| - | - | |
| | | | | | | |
| | |средства | | | | |
| | |предприятий | 741718| 905348| 739798| |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | 11240| 41040| 31000| |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |горэкофонд | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 959556| 1100245| 902462| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|1.1.|Программа 2. | А. | 14510| 10610| 9120|Приложение|
| |"Отходы | | | | | 2 |
| |Челябинской | Б. | 12764| 14580| 11800| |
| |области" | | | | | |
| | | В. | 25879| 23985| 16975| |
| | | | | | | |
| | | Г. | 114133| 96425| 84401| |
| | |в т.ч. феде-| | | | |
| | |ральный | | | | |
| | |экофонд | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |горэкофонд | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | 11240| 41040| 31000| |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |средства | | | | |
| | |предприятий | 102893| 55385| 53401| |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 167286| 145600| 122296| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|1.2.|Программа 3. | А. | 47264| 22500| 12300|Приложение|
| |"Охрана и | | | | | 3 |
| |рациональное | Б. | 16637| 17100| 17500| |
| |использование | | | | | |
| |водных ресурсов" | В. | 60530| 37378| 36262| |
| | | | | | | |
| | | Г. | 150330| 142664| 132752| |
| | |в т.ч. феде-| | | | |
| | |ральный | | | | |
| | |экофонд | 1000| - | - | |
| | | | | | | |
| | |средства | | | | |
| | |предприятий | 149330| 142664| 132752| |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 274761| 219642| 198814| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|1.3.|Программа 4. | Б. | - | - | - |Приложение|
| |"Охрана | | | | | 4 |
| |атмосферного | В. | 180| - | - | |
| |воздуха" | | | | | |
| | | Г. | 489495| 707299| 553645| |
| | |в т.ч. | | | | |
| | |средства | | | | |
| | |предприятий | 489495| 707299| 553645| |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | - | - | - | |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 489675| 707289| 553645| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|1.4.|Программа 8. | Б. | 1000| 900| 733|Приложение|
| |"Работы по | | | | | 8.1 |
| |предупреждению | В. | 5804| 5804| 5804| |
| |чрезвычайных | | | | | |
| |ситуаций" | ИТОГО: | 6804| 6704| 6537| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|1.5.|Программа 9. | А. | 14730| 14700| 14770|Приложение|
| |"Экологическая | | | | | 9.1 |
| |безопасность | Б. | 6300| 6300| 6400| |
| |Урала" | | | | | |
| | | ИТОГО: | 21030| 21000| 21170| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2. |Блок 2 НИОКР | А. | 11860| 7020| 6580| |
| | | | | | | |
| | | Б. | 20816| 20239| 19638| |
| | | | | | | |
| | | В. | 1149| 1096| 1006| |
| | | | | | | |
| | | Г. | 14977| 10183| 5344| |
| | |в т.ч. | | | | |
| | |облэкофонд | 4913| 4219| 4090| |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |горэкофонд | 404| 404| 394| |
| | | | | | | |
| | |средства | 9660| 5560| 860| |
| | |предприятий | | | | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 48802| 38538| 32568| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.1.|Программа 1 | Б. | 710| 600| 500|Приложение|
| |"Нормализация | | | | | 1 |
| |экологической | | | | | |
| |обстановки и | | | | | |
| |оздоровление | В. | 530| 495| 395| |
| |населения на | | | | | |
| |территориях | | | | | |
| |городов и районов| | | | | |
| |Челябинской | Г. | 510| 400| 300| |
| |области, | | | | | |
| |отнесенных к |облэкофонд | | | | |
| |зонам особого |из них утв. | - | - | - | |
| |экологического | | | | | |
| |статуса, | ИТОГО: | 1750| 1495| 1195| |
| |ранжирование | | | | | |
| |территории | | | | | |
| |области по | | | | | |
| |степени | | | | | |
| |техногенной | | | | | |
| |нагрузки" | | | | | |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.2.|Программа 2 | А. | 4000| - | - |Приложение|
| |"Отходы | | | | | 2 |
| |Челябинской | Б. | 600| 200| - | |
| |области" | | | | | |
| | | Г. | 8980| 4780| 80| |
| | |в т.ч. | | | | |
| | |облэкофонд | 180| 80| 80| |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |средства | | | | |
| | |предприятий | 8800| 4700| - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 13580| 4980| 80| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.3.|Программа 3 | Б. | 576| 536| 550|Приложение|
| |"Охрана и | | | | | 3 |
| |рациональное | В. | - | - | - | |
| |использование | | | | | |
| |водных ресурсов" | Г. | 336| 336| 350| |
| | |в т.ч. | | | | |
| | |горэкофонды | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | 336| 336| 350| |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 912| 872| 900| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.4.|Программа 4. | Г. | 252| 50| - |Приложение|
| |"Охрана |облэкофонд | | | | 4 |
| |атмосферного | | | | | |
| |воздуха" | ИТОГО: | 252| 50| - | |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.5.|Программа 5 | А. | 280| 300| 300|Приложение|
| |"Экологическое | | | | | 5 |
| |образование | Б. | 580| 5900| 630| |
| |населения | | | | | |
| |Челябинской | В. | 12| 12| 12| |
| |области" | | | | | |
| | | Г. | 899| 864| 774| |
| | |в т.ч. | | | | |
| | |облэкофонд | 620| 585| 495| |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | |горэкофонды | 279| 279| 279| |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 1771| 1766| 1716| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.6.|Программа 6. | Б. | 270| 320| 320|Приложение|
| |"Региональная | | | | | 6 |
| |программа "Радон"| В. | 370| 370| 370| |
| | | | | | | |
| | | Г. | 1030| 1030| 1030| |
| | |в т.ч. | | | | |
| | |средства | | | | |
| | |предприятий | 760| 760| 760| |
| | | | | | | |
| | |горэкофонд | 125| 125| 115| |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | 145| 145| 155| |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 1670| 1720| 1720| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.7.|Программа 7 | А. | 900| 900| 900|Приложение|
| |"Формирование | | | | | 7 |
| |Программы | Б. | 1600| 1800| 1420| |
| |перехода | | | | | |
| |Челябинской обла-| Г. | 910| 960| 1010| |
| |сти к устойчивому| | | | | |
| |развитию" |облэкофонд | | | | |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 3410| 3660| 3330| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.8.|Программа 8 | Б. | 790| 672| 582|Приложение|
| |"Работы по | | | | | 8.2 |
| |предупреждению | | | | | |
| |чрезвычайных | ИТОГО: | 790| 672| 582| |
| |ситуаций" | | | | | |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.9.|Программа 9 | А. | 3600| 3600| 3800|Приложение|
| |"Экологическая | | | | | 9.2 |
| |безопасность | Б. | 13560| 13560| 13560| |
| |Урала" | | | | | |
| | | Г. | 80| 80| 80| |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | | | | |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 17240| 17240| 17440| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.10|Программа 10 | Б. | 315| 225| 225|Приложение|
| |"Развитие и | | | | | 10.2 |
| |совершенствование| В. | - | - | - | |
| |сети особо | | | | | |
| |охраняемых | Г. | 1040| 990| 1040| |
| |территорий, | | | | | |
| |охраны | | | | | |
| |растительного и |облэкофонд | | | | |
| |животного мира |из них утв. | - | - | - | |
| |Челябинской | | | | | |
| |области" | ИТОГО: | 1355| 1215| 1265| |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.11|Программа 11 | Б. | 50| - | - |Приложение|
| |"Защита | | | | | 11.2 |
| |окружающей | Г. | 50| - | - | |
| |природной среды и| | | | | |
| |населения от |облэкофонд | | | | |
| |диоксинов и |из них утв. | - | - | - | |
| |диоксиноподобных | | | | | |
| |токсикантов" | ИТОГО: | 100| - | - | |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.12|Программа 12 | Б. | 20| - | - |Приложение|
| |"Экологическое | | | | | 12.2 |
| |страхование" | Г. | 140| - | - | |
| | | | | | | |
| | |облэкофонд | | | | |
| | |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 160| - | - | |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.13|Программа 13 | А. | 3080| 2220| 1580|Приложение|
| |"Организация и | | | | | 13.2 |
| |осуществление | Б. | 1295| 1286| 1336| |
| |мониторинга | | | | | |
| |экологической | В. | 112| 104| 104| |
| |обстановки на | | | | | |
| |территории | Г. | 360| 333| 330| |
| |области, | | | | | |
| |подготовка оценок|облэкофонд | | | | |
| |и рекомендаций |из них утв. | - | - | - | |
| |для органов | | | | | |
| |власти и | ИТОГО: | 4847| 3943| 3350| |
| |управления" | | | | | |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|2.14|Программа 14 | Б. | 450| 450| 515|Приложение|
| |"Комплексные | | | | | 14 |
| |мероприятия по | В. | 125| 115| 125| |
| |правовому | | | | | |
| |регулированию | Г. | 390| 360| 350| |
| |радиационной |в т.ч. | | | | |
| |безопасности |облэкофонд | 290| 260| 250| |
| |населения |из них утв. | - | - | - | |
| |Челябинской | | | | | |
| |области и |средства | | | | |
| |снижению уровней |предприятий | 100| 100| 100| |
| |обучения от | | | | | |
| |антропогенных | ИТОГО: | 965| 925| 990| |
| |источников | | | | | |
| |излучения" | | | | | |
| | | | | | | |
|----+-----------------+------------+-------+--------+-------+----------|
| | | | | | | |
|3. |Блок 3 | Б. | 160| 220| 280|Приложение|
| |"Обеспечение | | | | | 15 |
| |выполнения | Г. | 390| 540| 440| |
| |Программы и | | | | | |
| |международное |облэкофонд | | | | |
| |сотрудничество" |из них утв. | - | - | - | |
| | | | | | | |
| | | ИТОГО: | 550| 760| 720| |
| | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
<< Назад |
Приложение 1 >> к Программе |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 67 "О Программе природоохранных мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.