Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
Обоснование выполнения программы 13 "Организация и осуществление мониторинга экологической обстановки на территории области, подготовка оценок и рекомендаций для органов власти и управления"
Совет Безопасности Российской Федерации в марте 1993 года рассмотрел вопрос о состоянии здоровья населения России (в том числе в связи с экологическим состоянием страны). Были показаны огромные потери жизненного и трудового потенциала населения страны в связи с недожитием, обусловленные экологическими опасностями. Сейчас экологическая безопасность (наряду с военной, экономической, социально - политической и информационной) включена в структуру национальной безопасности страны.
В промышленных городах Челябинской области, где одновременно сосредоточены экологические опасности и большинство населения области, наиболее остро стоят проблемы загрязнения воздушного бассейна, качества водоснабжения, санитарно - гигиеническое состояние территорий. Ухудшение состояния природной среды и среды проживания, как правило, связано с ошибками и недостаточно обоснованными решениями в хозяйственной и технической политике, недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью эффектов антропогенного воздействия, неправильным использованием природной среды (как полигона захоронения или среды рассеивания вредных и токсичных веществ). В этой ситуации организация наблюдения, контроля и оценки экологической обстановки (мониторинга) в местах наиболее интенсивного антропогенного воздействия или наличия особо ценных и охраняемых территорий, ее непрерывных изменений и определение тенденций в изменениях является чрезвычайно важным, как для осуществления такой текущей деятельности органов власти и управления, которая бы не приводила к ухудшению условий жизни и здоровья населения, так и для планирования прогрессивного развития территорий.
Мониторинг не следует рассматривать как принципиально новую систему наблюдений, поскольку мониторинг различных объектов ноосферы (источников антропогенного воздействия, природных сред, животного и растительного мира, земель, недр, лесов и других) входит в функции 20 федеральных министерств и ведомств. В то же время, эффективная и достаточная для удовлетворения информационных потребностей органов власти и управления, система экологического мониторинга отсутствует как на федеральном, так и на областном уровне. Главные причины - отсутствие достаточного финансирования мероприятий по организации и осуществлению мониторинга, а также организационно - методические и научно - технические проблемы.
К проблемам мониторинга относятся, прежде всего, проблема установления всего перечня загрязнителей окружающей среды и факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека, проблема установления и количественной оценки эффектов антропогенного воздействия на окружающую среду, проблемы обнаружения конкретных загрязнителей и отслеживания путей их воздействия на человека и т.д.
Программа предусматривает развитие существующей системы мониторинга с учетом специфики области и результатов ранее выполненных работ по ранжированию территорий, а также получение ряда оценок состояния экосистемы.
В настоящее время в Челябинской области функционируют несколько ведомственных и муниципальных систем экологического мониторинга.
Челябгидрометцентром (ЧГМЦ) осуществляется систематический (ежесуточно) контроль атмосферного воздуха с помощью стационарных постов в городах: Челябинске (8 постов), Магнитогорске (5 постов), Златоусте (2 поста), в остальных городах контроль проводится нерегулярно с помощью маршрутных постов. Контроль поверхностных вод осуществляется ЧЦГМС на 25 водных объектах, в 33 пунктах наблюдения на 55 створах. Контроль проводится в основные гидрологические фазы (6 раз в год) и ежемесячно (по источникам питьевого водоснабжения). Радиационный контроль атмосферы ЧГМЦ проводится на 18 метеостанциях и 31 метеопункте.
Мониторинг воздействия среды обитания на состояние здоровья населения (социально - гигиенический мониторинг) осуществляется Областным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ОЦГСЭН).
На базе Областного комитета по экологии и природопользованию (Облкомэкологии) функционирует автоматизированная система контроля радиационной обстановки в составе 5 постов.
Мониторинг земель в области проводится Областным земельным комитетом. В рамках областной программы мониторинга земель ведется контроль состояния почв области по плодородию, содержанию питательных веществ, микроэлементов, пестицидов, минеральных удобрений, тяжелых металлов и радиоактивных загрязняющих веществ, исследования водной и ветровой эрозии, геобатонические обследования кормовых угодий и др.
Мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов в Челябинской области осуществляется Комитетом по геологии и минеральным ресурсам путем контроля уровня и химического состава подземных вод, учета эксплуатационных запасов полезных ископаемых и их использования, а также экзогенных геологических процессов.
Муниципальные (городские) системы экологического мониторинга, в т.ч. автоматизированного контроля радиационной обстановки, создаются администрациями городов Челябинска (4 поста), Магнитогорска, Кыштыма (1 пост), Снежинска (2 поста), пос. Новогорный (3 поста).
Объектовые системы контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ существуют на ряде предприятий. Например, стационарная сеть ПО "Маяк" по контролю атмосферы и водных объектов включает 61 контрольный пункт, работает 10 автоматических постов контроля радиационной обстановки, режимная сеть для наблюдения распространения загрязненных вод включает около 100 скважин.
Программа предусматривает целевую поддержку областных служб для решения ими первоочередных задач, стоящих перед областью, в соответствии с разделением функций между ведомствами: Госкомсанэпиднадзор - мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - мониторинг состояния окружающей природной среды, в т.ч. состояния атмосферы, поверхностных вод суши, почв, Минприроды России - мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинг животного и растительного мира. Ориентация на ведомства диктуется необходимостью гарантий достоверности получаемых результатов, а также высокими требованиями к научно - техническому, технологическому и кадровому обеспечению мониторинга.
Территориальный мониторинг является частью единой государственной системы мониторинга, развитие которой осуществляется Правительством России в рамках целевых федеральных программ. Участие в конкретных федеральных программах позволяет объединять усилия федеральных и местных властей для решения специфичных для области проблем. Цель участия - прежде всего развитие инфраструктуры для полного использования результатов федеральных программ в интересах Челябинской области, для более эффективного взаимодействия федеральных и местных органов власти и управления. Предполагается в рамках федеральной целевой программы "Создание единой государственной системы контроля за радиационной обстановкой" (ЕГАСКРО) развитие территориальной АСКРО, охватывающей всю территорию области, а не только зону влияния ПО "Маяк".
Программа включает 4 раздела:
- социально-гигиенический мониторинг (мониторинг среды обитания и состояния здоровья человека);
- мониторинг источников загрязнения окружающей среды, мониторинг животного и растительного мира;
- участие в целевых федеральных программах наблюдения и контроля экологической обстановки.
Результатом реализации программы 13 должны стать оценки и рекомендации для органов власти по ведению текущей деятельности на ряде территорий области, что предполагает участие администрации области в лице КЧС, в качестве заказчика-координатора, по программе 13.
Перечень мероприятий по программе приводится в таблице 13.
Социально - гигиенический мониторинг (СГМ)
Основной целью СГМ является установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Для достижения основной цели необходимо решение следующих задач:
- организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состояния среды обитания человека и его здоровья;
- системный анализ и оценка получаемой информации;
- оценка состояния здоровья населения в зависимости от экологической обстановки, совершенствование модели СГМ;
- программное и инженерно-техническое обеспечение СГМ на основе современных научных решений и эффективных электронно-вычислительных комплексов;
- обеспечение органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а также граждан информацией, полученной при осуществлении СГМ;
- подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на его здоровье для принятия решения органами государственной власти;
- создание специализированного подразделения с высокой обеспеченностью компьютерной и оргтехникой, программными средствами, решающего большинство практических задач, стоящих перед контролирующими органами и администрацией области на местном, региональном и федеральном уровнях;
- создание современной лаборатории, позволяющей определять свыше 180 вредных веществ в разных средах.
В качестве конкретных обследуемых территорий предполагается принять 12 территориальных единиц, большинство из которых имеют ориентировочную оценку медико-демографических показателей, но требуют доработки:
- контрольные территории: г.г. Нязепетровск, Чебаркуль, Еманжелинск, Карталы;
- опытные территории: г.г. Миасс, Златоуст, Троицк, Копейск, Верхний Уфалей, Пласт, р.ц. Агаповка, область в целом.
Первичные данные фонда информации функционально разделяются на 9 блоков, из которых основными являются следующие:
- состояние здоровья (демографические показатели, заболеваемость, смертность, профзаболеваемость, физическое развитие, накопление веществ в организме, физиологическое состояние организма и др.);
- состояние окружающей среды (атмосферного воздуха, почвы, питьевой воды и воды открытых водоемов, продуктов питания, радиационной обстановки, других факторов);
- социальные факторы (условия проживания, материальные условия, условия питания, медицинского обслуживания и др.).
Сбор данных о заболеваемости населения по области в целом (для оценки на федеральном и региональном уровнях) осуществляется на основе ретроспективных материалов за прошедший год.
Сбор данных о заболеваемости населения по конкретным территориям (для оценки на региональном и местном уровнях) осуществляется на основе ретроспективных данных за прошедший год, или более точных данных направленного медицинского осмотра, которые планируется проводить группой высоко квалифицированных врачей - специалистов разного профиля.
Сбор данных о состоянии окружающей среды планируется осуществлять по ретроспективным или текущим данным контролирующих организаций, социальных факторов - по данным облстатуправления или администрации соответствующих территорий.
Предусматривается создание баз вторичных данных и их динамическая и статистическая оценка по 9 блокам СГМ.
Необходимы разработка, приобретение и освоение набора программных средств (ПС), которые позволяют автоматизировать трудоемкие процессы обработки данных СГМ: "оценка пищевого статуса, структуры и химических нагрузок через пищевые продукты", "Оценка качества воды водоисточников и питьевой воды", "Оценка содержания металлов и микроэлементов в волосах", "Эпидемиологический регистр врожденных пороков развития", "Эпидемиологический регистр злокачественных новообразований", "Типолог территорий программы социально-гигиенического мониторинга", "Математическое моделирование содержания свинца в крови детей в зависимости от содержания в объектах окружающей среды" и др. на общую сумму 83 млн. руб.
Мониторинг природной среды
В настоящее время систематические наблюдения по полной программе за уровнем загрязнения атмосферного воздуха осуществляются только в 3 городах области: Челябинске, Магнитогорске, Златоусте. Предусматривается организация наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы в 5 городах области: Карабаше, Миассе, Троицке, Копейске, п. Агаповка, в которых в зависимости от численности населения, площади территории города, степени его индустриализации предполагается организовать 3-5 маршрутных постов наблюдения.
Организация постов наблюдения включает в себя:
- анализ ретроспективной информации об уровнях загрязнения городов и отдельных жилых районов, по данным наблюдений, выполненных различными организациями ранее; анализ уровней загрязнения по данным расчетов рассеивания вредных веществ в атмосфере от основных источников загрязнения с целью ориентировочной оценки степени загрязнения атмосферного воздуха обследуемых городов;
- составление программы наблюдений; установление количества постов с указанием местоположения на карте - схеме, перечня подлежащих контролю веществ и сроков наблюдений, определение метеопараметров за которыми будет проводиться наблюдение. Всего предполагается в 5 городах организовать 20 маршрутных постов наблюдения (по 3-5 постов в городе);
- рекогносцировочное обследование местности с целью выбора места расположения постов наблюдений с учетом расположения предприятий, городской застройки, розы ветров и т.д.
Ориентировочная стоимость подготовительных мероприятий для 1 города по организации мониторинга составляет 16 млн. руб.
В соответствии с программой наблюдений будет организован отбор проб атмосферного воздуха, который планируется проводить с помощью передвижной лаборатории "Атмосфера - 11" в среднем на 18-23 загрязняющих веществ в зависимости от выбросов промышленных предприятий. Одновременно проводится замер метеопараметров (направления и скорости ветра, давления, температуры воздуха и т.д.).
Для обеспечения получения статистических достоверных характеристик загрязнения атмосферы общее количество наблюдений за одной примесью на одном посту должно быть не менее 200, т.е. общее количество наблюдений составит около 320 тысяч (200 ан. х 20 примесей х 20 постов х 4 года).
Анализ проб атмосферного воздуха будет проводиться как на общесанитарные загрязняющие вещества (пыль, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, диоксид углерода), так и на специфические загрязняющие вещества, характерные для выбросов определенных предприятий (бенз(а)пирен, фенол, формальдегид, сероводород, аммиак, медь, железо, хром, никель, свинец, марганец, ксилол, бензол, толуол, этилбензол и др.).
Для проведения отбора и анализа проб атмосферного воздуха планируется приобретение передвижной лаборатории "Атмосфера" новой модификации типа АМ-52, АМ-62 и др., приобретение газоанализаторов для определения диоксида углерода, оксидов азота и др.
Развитие методов и средств обработки и анализа данных предусматривает приобретение и внедрение программных средств, позволяющих на основе информации, содержащейся в базе данных, проводить пространственно - временной статистический анализ информации в заданном городе и на любом посту наблюдения и при заданных метеорологических условиях, проводить анализ характеристик годового хода концентраций, а также приобретение программных средств для расчета фоновых концентраций вредных веществ в воздухе городов для установления ПДВ (предельно - допустимых выбросов). Планируется приобретение компьютерной техники.
Как показали результаты ранжирования городов Челябинской области (1 и 2 группа) по степени экологической напряженности почвы городов значительно загрязнены тяжелыми металлами и бенз(а)пиреном, что связано с влиянием выбросов вредных веществ в атмосферу промышленных предприятий. Из-за отсутствия финансирования в настоящее время мониторинг за уровнем загрязнения почв городов не ведется. Предусматривается развитие системы мониторинга почвенного покрова в 7 городах области: Челябинске, Карабаше, Миассе, Троицке, Златоусте, п. Агаповка, Копейске.
Для организации мониторинга почв планируется проведение рекогносцировочных работ и разработка программы обследования почв, на что потребуется 70 млн. руб.
Отбор проб почв будет проводиться по методикам Росгидромета. В Челябинске будет установлено ориентировочно 1000 точек отбора, Миассе - 40, Троицке - 40, Копейске - 50, Златоусте - 50, Агаповке - 20. С учетом периодичности отбора проб 1 раз в 2-3 года общее количество проб составит 2400 проб почвы.
Для определения тяжелых металлов в почвах планируется приобретение прибора ААСФ-03 (атомно - абсорбционного спектрофотометра 03). Стоимость прибора, освоение методов определения металлов в почвах оценивается в 200 млн. руб.
Работы по ведению банков данных загрязнения почвенного покрова городов с приобретением программных средств оценивается в 100 млн. руб.
По результатам анализа почвенного покрова будут созданы поэлементные карты загрязнения и карты суммарного загрязнения почв тяжелыми металлами, по 3-4 карты на город в зависимости от степени загрязнения.
Программой предусматривается создание дополнительной сети наблюдения на водных объектах Челябинской области, имеющих важное народохозяйственное значение и не входящих в общегосударственную систему наблюдения Росгидромета. Планируется отбор проб на 7 водных объектах в 16 створах в основные фазы водного режима (6-7 раз в год) с одновременным замером гидрологических параметров. Всего предполагается отбирать в год 112 проб (450 проб за 4 года), выполнение химического анализа пробы на 43 ингредиента (кислородного режима, солевого состава, биогенных и азотосодержащих веществ, тяжелых металлов, фенолов, нефтепродуктов и др.).
С целью освоения и внедрения новых методов анализа планируется приобретение и внедрение хроматографа "Кристалл - 2000" (около 100 млн. руб.) для определения пестицидов и цианидов в поверхностных водах. Общая стоимость работ 250 млн. руб.
Для развития методов и средств обработки и анализа данных планируется приобретение программных средств, компьютерной техники для ведения баз данных гидрохимической информации и оценки по нормативам.
Создание системы мониторинга загрязнения природной среды в городах области, где отсутствуют наблюдательные посты системы ЧГМЦ, позволит вести регулярный контроль за уровнем загрязнения природной среды для принятия мер по снижению загрязнения как при чрезвычайных ситуациях, так и для доведения обстановки до нормативной с целью обеспечения безопасных условий проживания населения и защиты окружающей природной среды.
В качестве первоочередных для организации мониторинга выбираются территории по результатам обследования городов области в рамках программы ранжирования территорий по степени техногенной нагрузки: г.Троицк, г.Копейск, г.Миасс.
Мониторинг источников загрязнения окружающей среды, мониторинг животного и растительного мира
Предусматривается ведение банков данных об источниках загрязнения окружающей природной среды, состоянии ее и природных ресурсов в Облкомэкологии.
Организация системы мониторинга животного и растительного мира (биомониторинга) включает:
- разработку комплекта методической документации по организации биомониторинга;
- проведение наблюдений на сети контрольных площадей;
- сбор и анализ ретроспективной (20-30 лет) и оперативной информации по выбранным площадям;
- аппаратно - программное оснащение;
- организацию ведения банка данных "Биомониторинг".
Результатом работы будет являться аппаратно - программный комплекс по ведению биомониторинга Челябинской области, оснащенный компьютерной техникой и программными средствами, позволяющими ведение банка данных по биоресурсам области с оценкой их состояния и отображения на электронной карте. Комплекс будет снабжен комплектом методической документации по организации системы биомониторинга Челябинской области.
Участие в целевых федеральных программах наблюдения и контроля экологической обстановки
Программа создания территориальной подсистемы Единой Государственной Автоматизированной Системы Контроля Радиационной Обстановки (ЕГАСКРО) в Челябинской области.
1. Состояние проблемы
На территории Челябинской области (площадь 88.5 тыс. кв. км, население 3.6 млн. человек) сформировался беспрецедентный ядерный комплекс. Основу его составляет ПО "Маяк" (г.Озерск), являющееся крупнейшим в мире предприятием по получению и переработке ядерного топлива. Кроме того на территории области расположены научно - исследовательский институт по созданию новейших образцов ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИТФ (г.Снежинск) и завод, осуществляющий выпуск отдельных видов ядерного оружия в городе Трехгорном.
В результате деятельности ПО "Маяк" часть территории области подвергалась радиоактивному загрязнению:
- следствием сброса радиоактивных отходов в открытую гидросеть явилось загрязнение речной системы Теча - Исеть - Тобол;
- в результате радиационной аварии 1957 года в хранилище радиоактивных отходов было выброшено в окружающую среду около 20 млн. Ки различных радионуклидов, оказалась загрязненной территория площадью около 23 тыс. кв. км;
- в 1967 году ветровой разнос радиоактивных аэрозолей с обнажившихся в результате засухи берегов озера Карачай привел к радиоактивному загрязнению дополнительно около 2700 кв. км;
- в течение всего срока своего существования ПО "Маяк" оказывает влияние на загрязнение окружающей среды за счет текущих выбросов заводов объединения в воздушный бассейн.
В бессточном озере Карачай на территории ПО "Маяк" сосредоточено около 120 млн. Ки радиоактивных отходов. Сформировалась линза подземных вод площадью около 30 кв. км, 4 млн. куб. м этой линзы загрязнено радионуклидами. Территория дренируется реками Теча и Мишеляк, что создает угрозу выхода этих загрязненных вод на поверхность.
По линии Министерства обороны в области построено несколько военных городов для хранения ядерного оружия и его компонентов, в том числе два крупных базисных склада ядерного оружия. В последние годы, в связи с подписанием ряда международных соглашений, увеличилась интенсивность транспортировки ядерных боеприпасов с целью демонтажа по территории области.
Эти факторы позволяют отнести Челябинскую области к территориям наиболее вероятного радиационного загрязнения, на которых, согласно Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства России от 02.11.95 N 1085, предполагается "опережающее создание фрагментов ведомственных и региональных подсистем".
На начало 1996 г. на территории области функционируют следующие сети радиационного наблюдения:
- сеть контроля уровня загрязнений объектов окружающей природной среды Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу, радиационный контроль атмосферы проводится по 18 метеостанциям и 31 метеопунктам; - объектовая сеть контроля радиационной обстановки ПО "Маяк", состоящая из стационарной сети наблюдения промплощадки и зоны влияния предприятия (постов), постов АСКРО на площадке и в зоне влияния и дополняемая данными службы внешней дозиметрии; в составе АСКРО ПО "Маяк" 15 автоматических постов контроля и центральный пост;
- АСКРО населенных пунктов области, созданная по заказу областного комитета по экологии и природопользованию в составе 5 постов контроля и центрального поста; - сеть органов санэпиднадзора, осуществляющая контроль социально-гигиенического радиационного воздействия на население и среду обитания;
- сеть радиационного контроля Минсельхозпрода России. Информация сетей радиационного мониторинга собирается в подразделениях ведомственных служб, которые функционируют как элементы ведомственных подсистем радиационного контроля, взаимодействуют с отраслевыми центрами и являются органами информационной поддержки для принятия решений органами власти.
На протяжении 1992-1995 гг. проводилось целенаправленное развитие функциональных возможностей ведомственных служб по предоставлению информации органам исполнительной власти, получению информации от других ведомственных систем контроля и своих отраслевых центров. Результаты этого развития на 01.01.96:
- ЧГМЦ получает информацию сети наблюдения ПО "Маяк" (как стационарной сети, так и сети АСКРО в автоматическом режиме) и АСКРО населенных пунктов области в части информации, касающейся объектов окружающей среды;
- информация по прогнозу радиационной обстановки в случае аварийной ситуации на потенциально-опасных объектах, связанная с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду, вырабатываемая Оперативным центром Росгидромета (г.Обнинск), доставляется в ЧГМЦ.
Тем самым на территории Челябинской области созданы элементы, которые могут служить основой создания территориальной подсистемы ЕГАСКРО, а именно:
- функционируют развитые ведомственные сети радиационного мониторинга (включающие автоматизированный уровень контроля); - получила развитие система обеспечения органов власти оперативной информацией о состоянии радиационной обстановки, а также прогнозами и рекомендациями в этой области за счет целевого развития ответственных за подобную информацию структур ведомственных подразделений на территории области;
- проводятся мероприятия по организационно - технической и информационной совместимости данных различных ведомственных подсистем для выполнения функциональных задач в условиях различных состояний радиационной обстановки.
2. Цели программы
Главными целями программы являются:
- создание условий для полного использования органами исполнительной власти Челябинской области информации ЕГАСКРО о состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения, а также прогнозов в этой области, при выработке решений по управлению территорией, в том числе при действиях по обеспечению радиационной безопасности населения области, защиты окружающей среды и устойчивого функционирования промышленного и аграрного комплексов при возникновении радиационных аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций;
- содействие развитию ведомственных подсистем и служб ЕГАСКРО, расположенных на территории области;
- создание благоприятных условий для оперативного взаимодействия ведомственных подсистем и служб ЕГАСКРО, расположенных на территории области.
3. Основные направления программы:
- развитие нормативной и организационно-технической базы взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области и функциональных подсистем и служб ЕГАСКРО;
- целевая поддержка развития ведомственных и объектовых подсистем ЕГАСКРО на территории области;
- поддержка развития и внедрения в организациях и на предприятиях области передовых технологий производства, сбора и обработки данных о состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения, а также прогнозами в этой области.
4. Механизм реализации и конечные результаты программы
Министерства и ведомства - государственные заказчики федеральной целевой программы осуществляют непосредственное руководство работами по созданию, обеспечению функционирования и развитию соответствующих подсистем и служб ЕГАСКРО на территории Челябинской области согласно приложению к федеральной целевой программе, другим нормативно - правовым документам.
Администрация Челябинской области в лице комитета по чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (комитета по ЧС) в качестве заказчика - координатора программы создания Челябинской территориальной подсистемы ЕГАСКРО:
- обеспечивает взаимодействие между государственными заказчиками и органами исполнительной власти Челябинской области;
- осуществляет общее руководство деятельностью, связанной с созданием, функционированием и дальнейшим развитием территориальной подсистемы ЕГАСКРО;
- участвует совместно с федеральными и территориальными органами заинтересованных министерств и ведомств, органами исполнительной власти Челябинской области в разработке и создании нормативно - правовой и организационно - технической основы для обеспечения функционирования подсистемы и принятия решений при угрозе возникновения радиационно - опасных ситуаций;
- совместно с расположенными на территории области организациями и предприятиями министерств и ведомств - государственных заказчиков программы ЕГАСКРО осуществляет планирование мероприятий по развитию территориальной подсистемы ЕГАСКРО и подготовку предложений по объемам их финансирования с учетом выполнения работ за счет средств федерального бюджета;
- осуществляет приемку выполненных работ;
- организует подготовку и предоставляет заинтересованным организациям и населению информацию о ходе выполнения мероприятий по созданию территориальной подсистемы.
Финансирование мероприятий по созданию Челябинской территориальной подсистемы ЕГАСКРО осуществляется за счет средств Челябинской области и местных бюджетов с привлечением средств негосударственных организаций, заинтересованных в получении информации о радиационной обстановке, и экологических фондов. Создание, развитие и функционирование базовых ведомственных (отраслевых) подсистем и служб ЕГАСКРО, находящихся на территории Челябинской области и составляющих базу для построения территориальной подсистемы ЕГАСКРО, осуществляется за счет целевых средств федерального бюджета, определенных постановлением Правительства России от 02.11.95 N 1085.
Объемы финансирования программы ежегодно уточняются в зависимости от результатов уже выполненных работ и от выполнения мероприятий по федеральной целевой программе.
В результате выполнения в 1997-2002 годах мероприятий, предусмотренных программой, должно быть обеспечено:
- получение в полном объеме заинтересованными органами исполнительной власти Челябинской области информации ЕГАСКРО о состоянии радиационной обстановки, фактах, характере и масштабах ее ухудшения на управляемой территории, а также прогнозов в этой области;
- создание нормативной и организационно - технической основ для эффективных действий органов государственной власти Челябинской области по обеспечению радиационной безопасности населения области, защиты окружающей среды и устойчивого функционирования промышленного и аграрного комплексов при возникновении радиационных аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций.
Таблица 13.2.
Программа 13. "Организация и осуществление мониторинга экологической обстановки на территории области, подготовка оценок и рекомендаций для органов власти и управления"
Наименование | Исполнители | Сроки выполнения |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 |
13.1. Социально - гигиенический мониторинг | |||
13.1.1. Сбор и оценка данных по СГМ по области в целом Заказчик - КЧС 13.1.2. Оценка состояния здоровья детей по данным направленного медосмотра Заказчик - КЧС 13.1.3. Определение содержания металлов и других микроэлементов в организме детей Заказчик - КЧС 13.1.4. Создание регистра врожденных пороков развития и злокачественных новообразований Заказчик - КЧС 13.1.5. Мониторинг загрязнения жилых и общественных зданий Заказчик - КЧС 13.1.6. Развитие методов и средств обработки и анализа данных Заказчик - КЧС |
ОЦГСЭН ОЦГСЭН ОЦГСЭН ОЦГСЭН ОЦГСЭН ОЦГСЭН |
1997-2000 1997-2000 1997-2000 1997-2000 1997-2000 |
Б. Б. В. Б. В. Б. Б. Б. |
ИТОГО: в т.ч.: Б. Областной бюджет В. Местный бюджет |
|||
13.2. Мониторинг природной среды | |||
13.2.1. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в городах области (Троицк, Копейск, Миасс) с целью оценки уровня загрязнения и его изменений под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий Заказчик - КЧС 13.2.2. Мониторинг загрязнения почвенного покрова в городах области: Троицк, Копейск, Миасс Заказчик - КЧС 13.2.3. Мониторинг загрязнения поверхностных водоемов и водотоков на водных объектах, где не осуществляются регулярные наблюдения в системе Росгидромета Заказчик - КЧС |
ЧЦГМ ЧЦГМ ЧЦГМ |
Б. В. Г. Б. В. Г. Б. Г. |
|
ИТОГО: в т.ч.: Б. Областной бюджет В. Местный бюджет Г. Внебюджетные источники |
|||
13.3. Мониторинг источников загрязнения окружающей среды, мониторинг животного и растительного мира |
|||
13.3.1. Организация мониторинга животного и растительного мира (биомониторинга) Челябинской области Заказчик - Челябобл- комэкология 13.3.2. Ведение банков данных об источниках загрязнения окружающей природной среды, состоянии ее и природных ресурсов Заказчик - Челябобл- комэкология |
НПВГП "Информационные технические системы" НПВГП "Информационные технические системы" |
1997-2000 годы 1997-2000 годы |
Б. Г. Б. Г. |
ИТОГО: в т.ч.: Б. Областной бюджет Г. Внебюджетные источники |
|||
13.4. Участие в федеральных целевых программах наблюдения и контроля экологической обстановки. Программа создания территориальной подсистемы Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) в Челябинской области |
|||
13.4.1. Создание, развитие и функционирование базовых ведомственных (отраслевых) подсистем и служб ЕГАСКРО, находящихся на территории Челябинской области Заказчик - КЧС 13.4.2. Разработка, создание и внедрение в органах власти и управления Челябинской области средств приема, обработки и представления данных ЕГАСКРО, в т.ч. прикладных экспертно - геоинформационных систем Заказчик - КЧС 13.4.3. Подготовка и издание информационно - справочных материалов по проблемам безопасности на территории области Заказчик - КЧС 13.4.4. Обеспечение функционирования и развития территори- альной подсистемы, созданной в 1992-1996гг. Заказчик - КЧС |
Челябгидромет ОЦГСЭН Челябоблком- экология ПО "Маяк" ВНИИТФ ПО "Маяк" ВНИИТФ Уралмаркшейдерия Челябгидромет НПО "Тайфун" Не определен Челябгидромет СКБ АП ПО Маяк Центр радиоэко- логии и реабилитации территории |
1997-2002 1997-2002 1997-2002 1997-2002 |
А. Б. Б. Б. |
ИТОГО: в т.ч.: А. Федеральный бюджет Б. Областной бюджет |
|||
ИТОГО по программе в т.ч.: А. Федеральный бюджет Б. Областной бюджет В. Местный бюджет Г. Внебюджетные источники в т.ч. планируемые средства облэкофонда в т.ч. утвержденные |
продолжение таблицы
/-----------------------------------------------------------------------\
| Наименование | Финансовые затраты (млн.руб.) | Конечные |
| | по каждому источнику | результаты от |
| | финансирования | реализации |
| |-------------------------------| мероприятий в |
| | 1996| 1997| 1998| 1999| 2000 | натуральном и |
| | год и| год | год | год | год | стоимостном |
| | ранее| | | | | выражении |
|---------------------+------+-----+-----+-----+------+-----------------|
| 1 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.1. Социально - гигиенический мониторинг |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.1.1. Сбор и | | 100| 100| 150| 200 | Оценка |
| оценка данных по | | | | | | заболеваемости |
| СГМ по области в | | | | | | населения по 4 |
| целом | | | | | | группам |
| Заказчик - КЧС | | | | | | болезней по |
| | | | | | | области в целом |
| | | | | | | в связи с |
| | | | | | | влиянием |
| | | | | | | социальных и |
| | | | | | | экологических |
| | | | | | | факторов для |
| | | | | | | принятия |
| | | | | | | решения на |
| | | | | | | региональном и |
| | | | | | | федеральном |
| | | | | | | уровнях |
| | | | | | | |
| 13.1.2. Оценка | | 30| 30| 30| 30 | Оценка с |
| состояния здоровья | | | | | | состояния |
| детей по данным | | 15| 15| 15| 15 | здоровья |
| направленного | | | | | | населения в |
| медосмотра | | | | | | связи с |
| Заказчик - КЧС | | | | | | влиянием |
| | | | | | | экологической |
| | | | | | | обстановки по 3 |
| | | | | | | территориям |
| | | | | | | (Троицк, |
| | | | | | | Копейск, Миасс) |
| | | | | | | Внедрение СГМ с |
| | | | | | | разработкой |
| | | | | | | оздоровительных |
| | | | | | | мероприятий |
| | | | | | | |
| 13.1.3. | | 30| 30| 30| 30 | Выделение групп |
| Определение | | | | | | риска у детей |
| содержания | | | | | | по содержанию |
| металлов и других | | 16| 16| 16| 16 | металлов и |
| микроэлементов в | | | | | | микроэлементов. |
| организме детей | | | | | | Выдача |
| Заказчик - КЧС | | | | | | рекомендаций по |
| | | | | | | лечению |
| | | | | | | |
| 13.1.4. Создание | | 21,8| 21,8| 21,8| 21,8| Разработка |
| регистра | | | | | | мероприятий и |
| врожденных пороков | | | | | | рекомендаций по |
| развития и | | | | | | устранению и |
| злокачественных | | | | | | снижению |
| новообразований | | | | | | влияния вредных |
| Заказчик - КЧС | | | | | | факторов |
| | | | | | | |
| 13.1.5. Мониторинг | | 132| 132| 132| 132 | Создание |
| загрязнения жилых | | | | | | системы |
| и общественных | | | | | | мониторинга |
| зданий | | | | | | жилых зданий. |
| Заказчик - КЧС | | | | | | Установление |
| | | | | | | риска влияния |
| | | | | | | за счет фактора |
| | | | | | | "грязные руки" |
| | | | | | | |
| 13.1.6. Развитие | | 29| 19| 19| 19 | Программное и |
| методов и средств | | | | | | инженерно - |
| обработки и | | | | | | техническое |
| анализа данных | | | | | | обеспечение СГМ |
| Заказчик - КЧС | | | | | | |
| | | | | | | |
|---------------------+------+-----+-----+-----+------+-----------------|
| ИТОГО: | |373,8|363,8|413,8|463,8 | |
| в т.ч.: | | | | | | |
| Б. Областной | |342,8|332,8|382,8|432,8 | |
| бюджет | | | | | | |
| В. Местный | | 31| 31| 31| 31 | |
| бюджет | | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.2. Мониторинг природной среды |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.2.1. Мониторинг | | 210| 210| 180| 180 | Получение |
| загрязнения | | | | | | информационной |
| атмосферного | | | | | | основы об |
| воздуха в городах | | 39| 39| 33| 33 | уровнях |
| области (Троицк, | | | | | | загрязнения |
| Копейск, Миасс) с | | | | | | атмосферного |
| целью оценки | | 93| 93| 93| 93 | воздуха для |
| уровня загрязнения и| | | | | | принятия |
| его изменений под | | | | | | решения и |
| влиянием | | | | | | разработки |
| хозяйственной | | | | | | мероприятий по |
| деятельности и | | | | | | снижению |
| метеорологических | | | | | | техногенного |
| условий | | | | | | воздействия |
| Заказчик - КЧС | | | | | | промышленных |
| | | | | | | предприятий на |
| | | | | | | окружающую |
| | | | | | | среду и |
| | | | | | | здоровье |
| | | | | | | населения |
| | | | | | | |
| 13.2.2. Мониторинг | | 57,6| 32| 30,4| 30,4 | Создание |
| загрязнения | | | | | | системы |
| почвенного покрова | | | | | | мониторинга |
| в городах области: | | 42| 42| 40| 40 | почв |
| Троицк, Копейск, | | | | | | промышленных |
| Миасс | | | | | | городов. |
| Заказчик - КЧС | | 60| 57| 57| 54 | Сводный отчет |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| 13.2.3. Мониторинг | | 237| 190| 183| 183 | Развитие терри- |
| загрязнения | | | | | | ториального |
| поверхностных | | | | | | мониторинга |
| водоемов и | | 124| 110| 103| 103 | поверхностных |
| водотоков на | | | | | | вод |
| водных объектах, | | | | | | |
| где | | | | | | |
| не осуществляются | | | | | | |
| регулярные | | | | | | |
| наблюдения в | | | | | | |
| системе | | | | | | |
| Росгидромета | | | | | | |
| Заказчик - КЧС | | | | | | |
| | | | | | | |
|---------------------+------+-----+-----+-----+------+-----------------|
| ИТОГО: | |862,6| 773|719,4|716,4 | |
| в т.ч.: | | | | | | |
| Б. Областной | |504,6| 432|393,4|393,4 | |
| бюджет | | | | | | |
| В. Местный | | 81| 81| 73| 73 | |
| бюджет | | | | | | |
| Г. Внебюджетные | | 277| 260| 253| 250 | |
| источники | | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.3. Мониторинг источников загрязнения окружающей среды, |
| мониторинг животного и растительного мира |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.3.1. | | 50| 60| 60| 60 | Система |
| Организация | | | | | | биомониторинга |
| мониторинга | | 50| 50| 50| 50 | Челябинской |
| животного и | | | | | | области |
| растительного мира | | | | | | |
| (биомониторинга) | | | | | | |
| Челябинской | | | | | | |
| области | | | | | | |
| Заказчик - | | | | | | |
| Челябоблкомэкология | | | | | | |
| | | | | | | |
| 13.3.2. Ведение | | 50| 50| 30| 30 | Банки данных об |
| банков данных об | | | | | | источниках |
| источниках | | 50| 50| 30| 30 | загрязнений |
| загрязнения | | | | | | окружающей |
| окружающей | | | | | | природной среды |
| природной среды, | | | | | | состоянии ее и |
| состоянии ее и | | | | | | природных |
| природных ресурсов | | | | | | ресурсов |
| Заказчик - | | | | | | |
| Челябоблкомэкология | | | | | | |
| | | | | | | |
|---------------------+------+-----+-----+-----+------+-----------------|
| ИТОГО: | | 200| 210| 170| 170 | |
| в т.ч.: | | | | | | |
| Б. Областной | | 100| 110| 90| 90 | |
| бюджет | | | | | | |
| Г. Внебюджетные | | 100| 100| 80| 80 | |
| источники | | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.4. Участие в федеральных целевых программах наблюдения |
| и контроля экологической обстановки. Программа |
| создания территориальной подсистемы Единой |
| государственной автоматизированной системы контроля |
| радиационной обстановки (ЕГАСКРО) в Челябинской |
| области |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 13.4.1. Создание, | | 7470| 3080| 2220| 1580 | |
| развитие и | | | | | | |
| функционирование | | | | | | |
| базовых | | | | | | |
| ведомственных | | | | | | |
| (отраслевых) | | | | | | |
| подсистем и служб | | | | | | |
| ЕГАСКРО, | | | | | | |
| находящихся на | | | | | | |
| территории | | | | | | |
| Челябинской | | | | | | |
| области | | | | | | |
| Заказчик - КЧС | | | | | | |
| | | | | | | |
| 13.4.2. | | 90| 90| 90| 90 | |
| Разработка, | | | | | | |
| создание и | | | | | | |
| внедрение в | | | | | | |
| органах власти и | | | | | | |
| управления | | | | | | |
| Челябинской | | | | | | |
| области средств | | | | | | |
| приема, обработки | | | | | | |
| и представления | | | | | | |
| данных ЕГАСКРО, в | | | | | | |
| т.ч. прикладных | | | | | | |
| экспертно - | | | | | | |
| геоинформационных | | | | | | |
| систем | | | | | | |
| Заказчик - КЧС | | | | | | |
| | | | | | | |
| 13.4.3. Подготовка | | 30| 30| 30| 30 | |
| и издание | | | | | | |
| информационно - | | | | | | |
| справочных | | | | | | |
| материалов по | | | | | | |
| проблемам | | | | | | |
| безопасности на | | | | | | |
| территории области | | | | | | |
| Заказчик - КЧС | | | | | | |
| | | | | | | |
| 13.4.4. Обеспечение | | | | | | |
| функционирования и | | 200| 300| 300| 300 | |
| развитие террито- | | | | | | |
| риальной подсистемы,| | | | | | |
| созданной в | | | | | | |
| 1992-1996гг. | | | | | | |
| Заказчик - КЧС | | | | | | |
| | | | | | | |
|---------------------+------+-----+-----+-----+------+-----------------|
| ИТОГО: | | 7790| 3500| 2640| 2000 | |
| в т.ч.: | | | | | | |
| А. Федеральный | | 7470| 3080| 2220| 1580 | |
| бюджет | | | | | | |
| Б. Областной | | 320| 420| 420| 420 | |
| бюджет | | | | | | |
| | | | | | | |
|---------------------+------+-----+-----+-----+------+-----------------|
| ИТОГО по программе | 9226,4| 3943,2| | |
| | | 4846,8| |3350,2| |
| в т.ч.: | | | | | | |
| А. Федеральный | | | | | | |
| бюджет | | 7470| 3080| 2220| 1580| |
| Б. Областной | 1267,4| 1286,2|1336,2| |
| бюджет | | 1294,8| | | |
| В. Местный | | | | | | |
| бюджет | | 112| 112| 104| 104| |
| Г. Внебюджетные | | | | | | |
| источники, | | 377| 360| 333| 330| |
|в т.ч. планируемые | | 377| 360| 333| 330| |
|средства облэкофонда | | | | | | |
|в т.ч. утвержденные | | 180| | | | |
| | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
- ОЦГСЭН - Областной центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора
<< Приложение 12 к Программе |
Приложение 14 >> к Программе |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 67 "О Программе природоохранных мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.