Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В 2002 году была принята областная целевая программа "Жилье" на 2002 - 2010 годы (далее - программа "Жилье).
За период 2002 - 2005 годов в результате ее реализации:
было усовершенствовано законодательство Челябинской области (далее - область), направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья;
обеспечен рост жилищного строительства (прирост жилищного строительства в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 4,6 процентов, в 2004 году по сравнению с 2003 годом - 9,3 процентов);
осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению коммунальных услуг населению;
повысилась эффективность работы жилищно-коммунального комплекса, что, в первую очередь, связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. В 2004 году четверть населения области (995,6 тыс. человек) с минимальными доходами получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, общая сумма начисленных субсидий составила 1589,4 тыс. рублей.
Финансовые средства, выделенные на реализацию программы "Жилье", объем жилья, введенного в эксплуатацию и приобретенного и повторно заселенного, а также количество семей, улучшивших свои жилищные условия, представлены в таблице 1.
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------
|2002 год|2003 год |2004 год| 2005 год |2002-2005
Показатель | | | | (оперативные | годы
| | | | данные) |
------------------+--------+---------+--------+---------------+----------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
------------------+--------+---------+--------+---------------+----------
Финансирование, | | | | |
всего (млн. руб.),| 175,377| 762,77|2151,137| 2528,409| 5617,693
в том числе: | | | | |
из федерального | 50,877| 139,335| 101,403| 93,881| 385,496
бюджета | | | | |
из областного | 124,05| 138,662| 355,176| 400,479| 1018,367
бюджета | | | | |
из местных | | 70,893| 116,579| 38,888| 226,36
бюджетов | | | | |
из других | 0,45| 413,88|1577,979| 1995,161| 3987,47
источников | | | | |
Объем жилья (кв. | 22917,1| 111266,5|237336,4| 330250,8| 701770,8
метров) | | | | |
введенного в | 14082,3| 70065,6| 51394,5| 42340,3| 177882,7
эксплуатацию | | | | |
приобретенного и | | | | |
повторно | 8834,8| 41200,9|185941,9| 287910,5| 523888,1
заселенного | | | | |
Количество семей, | | | | |
улучшивших свои | 422| 2072| 4405| 6204| 13103
жилищные условия | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
За период реализации программы "Жилье" в 2002-2004 годах по подпрограммам "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, а также членов их семей", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" обеспечено жильем 357 семей, участниками подпрограмм приобретено жилых помещений общей площадью 19,8 тысяч квадратных метров.
Строительство жилья по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Челябинской области за период 2002-2004 годов позволило улучшить жилищные условия 1038 семьям. За счет средств, выделенных из бюджетов всех уровней, в 2005 году построено и введено в эксплуатацию 29,7 тысяч квадратных метров жилья и приобретено квартир общей площадью 1,7 тысяч квадратных метров, что позволило улучшить жилищные условия 595 семьям, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Реализация мероприятий подпрограммы "Свой дом" в сельской местности" в 2004 году позволила улучшить жилищные условия 200 семьям, проживающим в сельской местности, участники подпрограммы построили и приобрели жилые помещения общей площадью около 11,4 тысяч квадратных метров.
За счет средств, выделенных из областного бюджета в 2005 году, построено 426 индивидуальных жилых домов общей площадью 35,2 тысяч квадратных метров, приобретено 307 квартир общей площадью 23,2 тысяч квадратных метров, что позволило улучшить жилищные условия 733 семей жителей сельской местности.
2. С целью реализации на территории области системы ипотечного жилищного кредитования в 2002 году Правительством Челябинской области было создано открытое акционерное общество "Южно-Уральское Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство). Уставной капитал Агентства вырос с 8 млн. рублей до 1008 млн. рублей, что привело к ускорению темпов развития ипотечного жилищного кредитования.
Для расширения ипотечного жилищного кредитования и увеличения количества жителей области, воспользовавшихся ипотекой для улучшения своих жилищных условий, на территории области осуществляется строительство жилых домов с привлечением средств Агентства и предприятий области.
С этой целью с 1 июня 2005 года снижена процентная ставка до 14 процентов годовых по ипотечным кредитам, выданным кредитными организациями области по стандартам Агентства. В 2005 году на территории Челябинской области выдано 4182 ипотечных жилищных кредита.
Вместе с тем в 2002 - 2005 годах не удалось достичь:
сокращения времени ожидания в очереди на получение социального жилья малообеспеченными гражданами (15-20 лет);
снижения удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда от 1,6 процентов до 1,4 процентов;
снижения уровня износа основных фондов коммунального комплекса.
3. В ходе реализации программы "Жилье" были выявлены следующие проблемы:
отсутствие концентрации бюджетных ассигнований на главных направлениях, их нерациональное распределение по подпрограммам;
распределение дополнительных средств на реализацию программы "Жилье" по подпрограммам без комплексного анализа приоритетности направлений расходования бюджетных средств;
недостаточное использование внебюджетных источников финансирования программы "Жилье", в том числе средств частных инвесторов, кредитов банков и собственных средств граждан.
Основной проблемой в ходе реализации подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Челябинской области" явилось то, что при недостаточности бюджетного финансирования не удалось в должной степени привлечь частные инвестиции с целью решения проблем уменьшения ветхого и аварийного жилого фонда.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2002-2004 годах в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования. Анализ результатов начального этапа реализации данной подпрограммы выявил необходимость ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей для улучшения их жилищных условий.
Основной проблемой реализации подпрограмм "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, а также членов их семей", "Обеспечение жильем граждан, пострадавших от деятельности ПО "Маяк", "Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Обеспечение жильем ветеранов подразделений особого риска", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС", "Обеспечение жильем вынужденных переселенцев" стало недостаточное финансирование за счет средств федерального бюджета, направляемых в область для выполнения обязательств Российской Федерации перед гражданами - участниками указанных подпрограмм.
В связи с вступлением в силу в 2005 году Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 2005 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступлением в силу с 1 января 2006 года отдельных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" программа "Жилье" в том виде, в котором она была принята в 2002 году, устарела.
4. Острота проблем, существующих в жилищной и коммунальной сферах, и важность их решения для социально-экономического развития области требуют принятия комплекса мер в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект).
Принятие областной целевой Программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2006-2010 годы направлено на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках программы "Жилье" и обусловлено необходимостью:
развития конкуренции на рынке жилья, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры, в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры". Поскольку часть земельных участков под жилищное строительство будет сформирована и обеспечена объектами коммунальной инфраструктурой на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, мероприятия подпрограммы будут способствовать решению проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
повышения надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
повышения доступности приобретения жилья для молодых семей в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей";
улучшения жилищно-бытовых условий населения области, проживающего в ветхо-аварийном муниципальном жилищном фонде, в рамках подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
5. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия органов государственной власти Челябинской области;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение 5 лет;
носят комплексный характер, и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
Достижение основной цели Программы позволит создать условия, обеспечивающие доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.