Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1320-р, определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в 2004-2005 годах, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы в модернизации системы образования.
За последние годы финансирование отрасли образования в Челябинской области увеличилось с 1,9 млрд.рублей" (1997 год) до 10 млрд.рублей (2005 год) (диаграмма 1). За период с 2001 по 2005 годы введены в эксплуатацию 44 новых объекта образования.
Растут расходы консолидированного бюджета Челябинской области по разделу "Образование" в расчете на одного жителя Челябинской области (диаграмма 2).
(диаграмма 1)
Расходы консолидированного бюджета области по разделу "Образование"
"Расходы консолидированного бюджета области по разделу "Образование"
(диаграмма 2)
Расходы консолидированного бюджета области по разделу "Образование" в расчете на 1 жителя
"Расходы консолидированного бюджета области по разделу "Образование" в расчете на 1 жителя"
2. Несмотря на увеличение бюджетных ассигнований на образование в Челябинской области, сохранилось чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования, что повлекло за собой негативные последствия в сфере кадрового обеспечения образования, среди которых: снижение профессиональной мотивации педагогических работников, дополнительная нагрузка на учителей в ущерб основной преподавательской работе и, как следствие, снижение качества обучения и воспитания. Поставленная в качестве приоритета задача внедрения нормативного финансирования образовательных учреждений и отраслевой системы оплаты труда преподавательского состава образовательных учреждений позволит систематизировать финансовые расходы, оптимизировать соотношение между нагрузкой педагога и размером оплаты его труда, обеспечить учет специфики педагогической профессии.
3. Челябинская область обладает развитой системой образования. На территории области функционируют образовательные учреждения всех типов и видов, чем обеспечивается доступность образования для различных категорий граждан. Челябинская область активно участвует в ряде федеральных экспериментов: по введению единого государственного экзамена, профильному обучению в старшей общеобразовательной школе, информатизации системы образования, созданию Всероссийской оценки качества образования и других.
2. Однако отсутствие целевого финансирования на поддержку и развитие инновационной деятельности в системе образования препятствует широкому распространению накопленного передового опыта. В этой связи реализация программных мероприятий по направлению "Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы" в значительной степени будет способствовать развитию инновационных процессов в системе образования и повышению качества образования. Дополнительно привлеченные из федерального бюджета средства позволят осуществить переподготовку педагогов, привлечь высококвалифицированных преподавателей и международных консультантов, обновить материально-техническую базу и учебно-лабораторное оборудование, провести ремонтные работы, обеспечить разработку учебно-методических материалов, обеспечить качество образования и воспитания.
4. В образовательных учреждениях Челябинской области работают 59123 педагога, в том числе 19019 классных руководителя. Их деятельность приходится на "трудный" подростковый возраст. Среди учащихся по-прежнему высок риск формирования асоциального поведения: возникновения вредных привычек, бродяжничества, совершения правонарушений. Это требует серьезного педагогического и управленческого внедрения современных воспитательных технологий, применения механизмов социализации, создания систем социально-педагогической поддержки и реабилитации групп риска. Реализация программных мероприятий по направлению "Государственная поддержка лучших учителей" позволит поддержать учителя морально, материально, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры, распространить в педагогическом сообществе передовой педагогический опыт.
5. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных.
Челябинская область практически завершила компьютеризацию образовательных учреждений. Все средние общеобразовательные учреждения, детские дома, школы-интернаты, учреждения начального профессионального образования Челябинской области оснащены компьютерами. Всего приобретено за 5 лет 998 компьютерных классов и оборудования на 192 млн.рублей (при запланированных 80 млн.рублей) (диаграмма 3).
(диаграмма 3)
Объем средств, направленных на компьютеризацию системы образования
области, в млн.руб.
"Объем средств, направленных на компьютеризацию системы образования области"
Процесс компьютеризации общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования проходит стабильно со средним приростом единиц компьютерной техники в год на 15-30 процентов. На 1 сентября 2005 года используется:
в общеобразовательных учреждениях области - 10044 компьютера;
в учреждениях начального профессионального образования - 2564 компьютера. По состоянию на 1 сентября 2005 года в общеобразовательных учреждениях области на 45 учащихся приходится один компьютер.
Значительный вклад в данный процесс внес федеральный проект "Информатизация системы образования" (далее - проект), осуществляемый Правительством Челябинской области совместно с Международным банком реконструкции и развития, Национальным Фондом подготовки кадров, Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект является долгосрочным - с 2005 по 2008 год. Источниками финансирования проекта выступают средства займа Международного банка реконструкции и развития, средства федерального бюджета, средства областного бюджета и средства бюджетов муниципальных образований Челябинской области. На реализацию проекта в 2005 году из всех источников финансирования израсходовано 344,5 млн.рублей.
В рамках проекта на базе образовательных учреждений было открыто 49 межшкольных методических центров, в том числе 44 - на базе муниципальных образовательных учреждений, 5 - на базе областных государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, и регионального координационного центра.
Реализация программных мероприятий по направлению "Информатизация системы образования" до 2010 года позволит расширить доступность Интернет-технологий для педагогов и обучающихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования области новейшими информационными ресурсами.
6. Студенты и школьники Челябинской области - постоянные победители и призеры всероссийских и международных олимпиад по предметам, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей. Вместе с тем, отсутствие государственной системы раннего выявления и поддержки талантливых детей и молодежи приводит к утрате значительного интеллектуального и творческого потенциала. Реализация программных мероприятий по направлению "Государственная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи" будет в значительной степени способствовать поддержке и поощрению одаренных детей и формированию резерва молодых перспективных кадров Челябинской области и Российской Федерации. У активных молодых людей появится возможность войти в состав участников федеральной, региональной базы данных талантливой молодежи. Это позволит им участвовать в стажировках на успешных предприятиях и в органах власти и управления. При этом действующие областные программные мероприятия, основной целью которых являются поддержка и продвижение молодежных инициатив, расширение возможности самореализации молодежи, будут продолжены.
7. Необходимой предпосылкой общедоступного качественного среднего образования является повышение стартовых возможностей первоклассников. Чтобы создать условия для полноценного развития дошкольников, требуется организовать общедоступное дошкольное образование, соответствующее возрастным закономерностям детей. Высокие очереди в детские сады означают, что дошкольное образование сегодня не является общедоступным, потребность в нем не удовлетворяется в достаточной мере, особенно на селе.
В этой связи областная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2006-2010 годы позволит увеличить число детей, получающих дошкольное образование, на системной основе оказывать населению широкий спектр образовательных и социальных услуг.
8. В целом, система образования Челябинской области, оптимально и динамично развиваясь, обеспечивает в достаточной степени потребности населения в образовательных услугах.
Вместе с тем, существуют приоритетные задачи, решение которых при государственной поддержке и с использованием средств из различных источников финансирования позволит добиться системного изменения в образовании.
Эффективность решения приоритетных задач модернизации системы образования будет обеспечена путем программирования деятельности, позволяющей систематизировать финансовые, кадровые, научно-методические, организационные ресурсы для достижения цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.