Постановление Губернатора Челябинской области
от 18 ноября 2003 г. N 486
"Об утверждении Положения об эвакуации населения Челябинской области при
угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера"
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Законом Челябинской области от 05.06.1997г. N 18-ЗО "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях организации защиты населения Челябинской области при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об эвакуации населения Челябинской области при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Общее руководство взаимодействием, планированием и проведением эвакуационных мероприятий в Челябинской области возложить на эвакуационную комиссию Челябинской области (Н.М. Рязанов) и главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Челябинской области (О.Б. Климов).
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Челябинской области принять Положения об эвакуации населения муниципального образования при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применительно к местным условиям.
4. Постановление Главы администрации Челябинской области от 21.10.1996г. N 606 "Об утверждении Положения о порядке проведения эвакуационных мероприятий в Челябинской области при возникновении чрезвычайных ситуаций" считать утратившим силу.
5. Информационно-аналитическому управлению (Фатыхов С.Г.) опубликовать данное постановление в официальных средствах массовой информации.
6. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Н.М. Рязанова.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
Положение
об эвакуации населения Челябинской области при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(утв. постановлением Губернатора области от 18 ноября 2003 г. N 486)
1. Общие положения
1. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (далее ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
2. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (природного, техногенного или экологического характера), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.
3. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
4. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
5. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в случае возникновения ЧС, а также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
6. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
7. Локальная эвакуация проводится, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
8. Местная эвакуация проводится, если в зону ЧС попадают города с населением от 10 до 100 тыс. человек, отдельные районы городов с населением от 100 до 1000 тыс. человек, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которое размещается, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.
9. Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие города с населением от 100 до 1000 тыс. человек. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания. Размещение населения за пределами области осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов, принимающих эвакуированное население.
10. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
11. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся образовательных учреждений, профессиональных училищ и лицеев.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
12. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.
13. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит Губернатору Челябинской области, органам местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В ситуациях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация может осуществляться по указанию (распоряжению):
при локальном характере ЧС - начальника (диспетчера) дежурной смены потенциально опасного объекта;
при местном характере ЧС - начальником (дежурным) единой дежурно-диспетчерской службы (далее ЕДДС) при органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования;
при региональном характере ЧС - начальником (дежурным) смены ЕДДС главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее ГО и ЧС) Челябинской области.
14. Общее руководство эвакуацией населения осуществляется Губернатором Челябинской области, органами местного самоуправления и руководителями организаций. Непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий осуществляется эвакуационными органами, создаваемыми Губернатором, главами муниципальных образований, органами управления организаций и органами управления по делам ГО и ЧС соответствующего уровня.
15. Проведение эвакуации населения осуществляется на основе планирования эвакуационных мероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах, а также всесторонней подготовки населения к защите от ЧС.
Подготовительная работа организуется и проводится - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, органами управления организаций через эвакуационные органы и органы управления по делам ГО и ЧС.
16. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ и лицеев организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства жилищно-эксплуатационными органами.
II. Эвакуационные органы и их задачи
17. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Челябинской области, органы управления по делам ГО и ЧС муниципальных образований области. К эвакуационным органам, создаваемым органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления и руководителями организаций относятся:
эвакуационные комиссии;
эвакоприемные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (далее СЭП);
приемные эвакуационные пункты (далее ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (далее ППЭ);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения.
На эвакуационные органы, создаваемые для организации и проведения эвакуации на военное время, как правило, возлагаются задачи по организации и проведению эвакуации населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера в мирное время.
18. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (формируются из членов соответствующих эвакуационных комиссий и СЭП).
Задачи оперативных групп:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакуационных органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности;
организация управления и связи в ходе эвакуации.
19. При решении вопросов проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий взаимодействие органов управления по делам ГО и ЧС и эвакуационных органов с представителями командования Вооруженных Сил России (начальниками гарнизонов, военными комиссарами) осуществляется по следующим направлениям деятельности:
обмену информацией об изменениях обстановки по чрезвычайной ситуации;
совместному использованию защитных сооружений, пунктов специальной обработки, медицинских учреждений, военных городков, пунктов заправки горюче-смазочными материалами;
выделению в распоряжение органов управления по делам ГО и ЧС техники с высокими защитными свойствами для ведения радиационной и химической разведки;
планированию, организации и проведению эвакуации семей военнослужащих, рабочих, служащих и членов их семей из воинских частей и военных объектов, расположенных в зонах ЧС природного и техногенного характера;
организации совместно с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации охраны общественного порядка при проведении эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.
20. Главное управление инженерного обеспечения (инфраструктуры) Челябинской области и органы местного самоуправления в сфере транспорта, а также организации, имеющие в распоряжении транспортные средства, решают следующие задачи по обеспечению и проведению эвакуационных перевозок:
участие в планировании эвакуационных перевозок;
обеспечение и подготовку транспортных органов и транспорта для выполнения эвакуационных перевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;
организацию материально-технического обеспечения эвакуационных перевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами и запасными частями);
организацию управления эвакуационными перевозками и осуществление его вместе с соответствующими органами управления по делам ГО и ЧС и эвакуационными органами;
осуществление подготовки к специальной обработке транспортных средств.
21. Главное управление здравоохранения Челябинской области и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения проводят мероприятия по организации медицинского обеспечения эвакуации, включающие:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовку медицинских учреждений к медицинскому обеспечению эвакуации;
подготовку к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения.
22. Главное управление дорожного хозяйства Челябинской области и органы местного самоуправления в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог решают следующие задачи:
участие в планировании дорожного обеспечения эвакуационных перевозок;
обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;
создание необходимых запасов материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формирование отрядов, команд для выполнения работ по восстановлению, строительству дорог и мостов.
23. Главное управление строительства и архитектуры Челябинской области и органы местного самоуправления в сфере строительства, строительные подразделения других ведомств, строительные организации обеспечивают мероприятия по инженерной разведке, оборудованию СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки, защитных сооружений, подготовке помещений для размещения эвакуируемого населения, а также строительству и оборудованию объектов для его обслуживания.
III. Планирование эвакуации населения
24. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные и эвакоприемные комиссии при участии органов управления по делам ГО и ЧС, а также организаций.
Планы эвакуации оформляются в виде разделов соответствующих планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В безопасных районах эвакоприемные комиссии при участии органов управления по делам ГО и ЧС, а также глав муниципальных образований и руководителей организаций разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, которые также оформляются в виде соответствующих планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планы эвакуации и планы приема и размещения эвакуируемого населения оформляются в соответствии с требованиями "Руководства по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - 1996г.), введенным в действие приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 10.06.96 года N 231. Планы уточняются ежегодно до 1 февраля текущего года по состоянию на 1 января текущего года. Уточнение списков эвакуируемых осуществляется ежеквартально.
25. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного командования по вопросам:
выделения транспортных средств воинских частей, предназначенных для обеспечения перевозок эвакуируемого населения и уточнение маршрутов эвакуации;
выделения сил и средств для совместного с органами управления по делам ГО и ЧС и главным управлением внутренних дел Челябинской области регулирования движения на маршрутах эвакуации, а также охраны общественного порядка на маршрутах эвакуации, в местах сбора и размещения эвакуированного населения;
выделения сил и средств воинских частей для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения;
выделения сил и средств воинских частей для обеспечения санитарно-противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
организации вывоза (вывода) военнослужащих и членов их семей из зон ЧС, их размещения и первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах;
организации разведки района чрезвычайной ситуации силами воинских частей;
использования военных городков и другого имущества для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения.
26. На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах) и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве (не работающие) члены семей рабочих и служащих, включаются в списки по месту работы главы семьи.
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС).
Списки составляются в 3-х экземплярах: первый остается в организации или в жилищно-эксплуатационной организации; второй - с получением распоряжения на проведение эвакуации направляется на СЭП и после завершения вывоза (вывода) населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) эвакуируемого населения направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.
27. Размещение эвакуированного населения планируется осуществлять, как правило, в границах административно-территориальных образований, на территории которых произошла ЧС.
При отсутствии необходимых условий для размещения эвакуируемого населения в границах административно-территориальных образований, на территории которых произошла ЧС, оно может быть размещено на территориях соседних административно-территориальных образований по согласованию с соответствующими главами муниципальных образований.
Районы размещения должны отвечать следующим основным требованиям:
обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС (должны быть вне зон их действия);
обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей (по первоочередным видам жизнеобеспечения);
соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С учетом этих требований каждой организации заблаговременно назначается район размещения, который может включать (для крупных организаций) несколько населенных пунктов.
Закрепленные за организацией районы размещения тщательно изучаются и осваиваются. В них организуется ремонт дорог, мостов, оборудование источников водоснабжения, выявляется наличие защитных сооружений (противорадиационных укрытий, подвалов, погребов и др.).
Для кратковременного размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, базы и дома отдыха, санатории.
При недостатке имеющейся пригодной для жилья площади возможно строительство землянок, для чего заблаговременно подбираются соответствующие земельные участки, учитываются строительные материалы, определяются строительные организации, на которые будет возложено их строительство.
В летнее время возможно кратковременное размещение людей в палатках.
IV. Обеспечение эвакуации населения
28. С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, финансовому.
29. Обеспечение оповещения и связи при осуществлении эвакуационных мероприятий возлагается на Челябинский филиал ОАО "Уралсвязьинформ" (по согласованию). Оповещение эвакуационных органов области всех уровней осуществляется по внутриобластной системе централизованного оповещения и действующим каналам оперативной связи (телефон, телеграф, радио). Руководители организаций оповещаются оперативными дежурно-диспетчерскими службами органов управлений ГО и ЧС муниципальных образований, оперативными и дежурно-диспетчерскими службами организаций, в соответствии с разработанными и утвержденными схемами оповещения.
30. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок возлагается на некоммерческое партнерство транспортную компанию "Южуралтранс" и Челябинское отделение ФГУП Южно-Уральскую железную дорогу (далее ЮУЖД) (по согласованию).
При планировании перевозок железнодорожным транспортом Челябинским отделением ЮУЖД определяется максимально возможное увеличение длины эвакуационных эшелонов, предусматривается использование максимального количества станций, подъездных путей и мест для посадки и высадки эвакуируемого населения, увеличение зон обращения пригородных поездов, устанавливаются уплотненные нормы посадки людей в вагоны.
При планировании эвакуационных перевозок автомобильным транспортом предусматривается использование всех технически исправных автомобилей, независимо от ведомственной принадлежности, приспособленных для перевозки людей. Разрабатываются мероприятия по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей, а также по оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей. Определяются уплотненные нормы посадки. Для решения внезапно возникающих задач в ходе эвакуации населения планируется резерв автотранспорта. Председатель эвакуационной комиссии области определяет порядок его использования.
31. Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение эвакуируемого населения возлагается на главное управление здравоохранения Челябинской области и центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области.
На период проведения эвакуационных мероприятий на СЭП, ППЭ, ПЭП, пунктах посадки и высадки, на маршрутах эвакуации разворачиваются медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников.
32. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности движения при проведении эвакуационных мероприятий возлагается на главное управление внутренних дел Челябинской области.
33. Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на главное управление инженерного обеспечения (инфраструктуры) Челябинской области, главное управление строительства и архитектуры Челябинской области и включает в себя оборудование в инженерном отношении сборных эвакуационных пунктов, приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, пунктов посадки и высадки, маршрутов пешей и автомобильной эвакуации.
34. Материально-техническое обеспечение эвакуации возлагается на "Челябкоммерс" (по согласованию), управление по торговле и услугам Челябинской области, ООО "Лукойл" Челябнефтепродукт (по согласованию), главное управление сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области.
35. Коммунально-бытовое обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на главное управление инженерного обеспечения (инфраструктуры) Челябинской области и осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления.
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
Н.М. Рязанов |
Начальник Управления по делам
миграции ГУВД Челябинской области |
М.Н. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Челябинской области от 18 ноября 2003 г. N 486 "Об утверждении Положения об эвакуации населения Челябинской области при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Текст постановления опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 2 декабря 2003 г. и в Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, выпуск N 8, октябрь - ноябрь 2003 г., с.37 - 48
Постановлением Губернатора Челябинской области от 14 декабря 2016 г. N 334 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Челябинской области от 18 июля 2006 г. N 206