Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 23. Регистрация кандидатов, списков кандидатов
1. Регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии составленного (составленных) в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Закона заявления (заявлений) кандидата (кандидатов) о его (об их) согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с частью 3 статьи 19 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, указанного в части 16 настоящей статьи, осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
2. Для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, кандидата на должность выборного должностного лица кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию (комиссию муниципального образования) следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной комиссией муниципального образования;
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 настоящего Закона;
4) документ, подтверждающий открытие специального счета либо письменное уведомление кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета.
3. Для регистрации списка кандидатов, выдвинутого по единому избирательному округу, уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию муниципального образования следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах (если в поддержку выдвижения списка кандидатов производился сбор подписей);
3) сведения об изменениях, происшедших в списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 настоящего Закона;
4) документ, подтверждающий открытие специального счета.
4. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, но не более чем на 10 процентов, если иное не установлено Федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
5. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, и выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.
6. Соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов, списков кандидатов проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей; оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов. В случае, если количество подписей не превышает 1 000 подписей, проверке подлежат все представленные подписи. При большем количестве подписей проверяется их часть, во не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей комиссия муниципального образования, окружная комиссия могут своим решением создать рабочую группу из числа членов комиссии и привлеченных лиц.
К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"). Справка, подписанная работником информационного центра избирательной комиссии Челябинской области, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенная председателем комиссии муниципального образования, может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.
8. Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, при оказании благотворительной помощи, признаются недействительными.
В случае, если при проверке подписных листов обнаруживаются несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
9. Недействительными подписями также считаются:
1) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до уведомления или в день уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата;
2) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до заверения или в день заверения комиссией муниципального образования списка кандидатов по единому избирательному округу;
3) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа;
4) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации, справки, подписанной работником информационного центра избирательной комиссии Челябинской области, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенной председателем комиссии муниципального образования, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии, изложенного в ведомостях проверки подписных листов;
5) подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты внесения подписи самим избирателем, поставившим подпись;
6) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
7) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно избирателями. В этом случае подпись признается недействительной на основании заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии, изложенного в ведомостях проверки подписных листов;
8) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы;
9) все подписи избирателей в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) кандидата (уполномоченного представителя избирательного объединения), либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, собиравшим подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице; осуществляющем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
10) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, предусмотренных частями 7 или 8 статьи 22 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 2-6 к настоящему Закону;
11) подписи избирателей, поставленные после заверения подписного листа лицом, проводившим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом (уполномоченным представителем избирательного объединения);
12) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист не самим избирателем и не лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Подпись признается недействительной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии, изложенного в ведомостях проверки подписных листов;
13) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист заверен кандидатом (уполномоченным представителем избирательного объединения) раньше, чем его заверило лицо, проводившее сбор подписей избирателей.
10. Недостоверными подписями признаются подписи избирателей, лица, проводившего сбор подписей, кандидата (уполномоченного представителя избирательного объединения), выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии, изложенного в ведомостях проверки подписных листов.
11. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.
12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол в порядке, установленном Федеральным законом. Проверка подписей избирателей проводится в соответствии с Федеральным законом.
13. При проведении выборов по решению кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов может не проводиться. В этом случае регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога, внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением.
14. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
15. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога устанавливается статьей 38 настоящего Закона.
16. Регистрация кандидата, списков кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный спи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.