Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
1. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем разработки и исполнения целевых программ по охране и защите прав данной категории детей.
2. На территории Челябинской области проживает 818,4 тыс. несовершеннолетних граждан. В общей численности несовершеннолетних жителей области 1,6 процента составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодные статистические показатели отмечают увеличение в течение последних лет количества выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2004 году выявлено и учтено детей данной категории на 12 процентов больше, чем в 2001 году. Количество детей, родители которых лишены родительских прав либо ограничены в них, стабильно составляет третью часть от общей численности выявляемых детей-сирот. Важнейшими факторами, определяющими неснижающуюся остроту проблемы появления "социальных сирот", являются:
изменение системы производственных отношений, что привело к отсутствию гарантии трудовой занятости родителей и получения семьей стабильного дохода. В Челябинской области более 230 тысяч семей отнесены к категории малоимущих и в них воспитываются более 360 тысяч детей, что составляет 44 процента от общей численности несовершеннолетних жителей Челябинской области;
нарастание неблагополучия семьи и, как следствие, распад семей. Основной причиной в данном случае является злоупотребление родителями спиртными напитками и наркотическими средствами, масштабы которого внушают опасения за физическое здоровье нации.
Имеют место и такие факторы, как:
падение престижа семьи и брачных отношений, увеличение нерегистрируемых браков и внебрачной рождаемости;
рост количества детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью;
развитие вынужденной миграции семей;
снижение уровня образованности общества;
неэффективность системы привлечения родителей к ответственности за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию детей.
3. В работе с данной категорией детей органы государственной власти Челябинской области руководствуются заложенным в Семейном кодексе Российской Федерации принципом приоритетности семейных форм устройства детей-сирот. Более половины выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи граждан - на усыновление, под опеку, в приемную семью. Вместе с тем увеличение количества выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливает необходимость активизации применения форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан и привлечения внимания общественности к данной проблеме.
Ежегодно одна треть выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Челябинской области по состоянию на 1 января 2005 года представлена 52 учреждениями, в том числе три учреждения располагаются в закрытых административно-территориальных образованиях. В Челябинской области представлены три вида образовательных учреждений для детей данной категории, регламентированных Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": детский дом - 45 учреждений (в том числе три учреждения - ЗАТО); детский дом-школа - 2 учреждения; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии - 5 учреждений. Численность воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 1 января 2005 года составляет 3162 человека.
4. Предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 323-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливают необходимость их реализации, в том числе программно-целевым методом по ряду приоритетных направлений.
5. Функционирующая в Челябинской области сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда отвечает санитарным и техническим требованиям к организации образовательного процесса. По состоянию на 1 января 2005 года два учреждения нуждаются в капитальном ремонте, только 30 учреждений из 50 располагают физкультурным залом, 19 учреждений - мастерскими. Увеличение числа воспитанников в Кулуевском детском доме Аргаяшского района требует необходимости его перевода в новое здание. Нуждается в реконструкции фасад здания Есаульской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии Сосновского района.
6. Поставленная государством перед образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, задача создания условий для умственного, эмоционального и физического развития личности воспитанников обусловливает необходимость внедрения вариативных технологий обучения, воспитания и развития данной категории детей. Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни. В этой связи сеть учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в ресурсном обеспечении таких приоритетных направлений деятельности, как допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, экспериментальная работа по внедрению технологий социально-трудовой адаптации детей, социальная адаптация воспитанников средствами досуговой деятельности и художественного творчества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.