Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Система программных мероприятий
15. В целях обеспечения радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча, Программой предусматривается:
выполнение мероприятий по исключению использования воды реки Теча для хозяйственных и иных нужд;
проведение реабилитационных и защитных мероприятий в муниципальных районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
организация и обеспечение функционирования радиационно-гигиенического мониторинга.
Одним из основных направлений работ в области обеспечения радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча, является снижение уровня техногенного облучения: населения за счет уменьшения внешнего и внутреннего облучения.
Обеспечение безопасных условий проживания населения села и станции Муслюмово Кунашакского муниципального района возможно за счет исключения использования воды реки Теча для купания населения, прежде всего детей, а также для водопоя домашних сельскохозяйственных животных. С этой целью на территории села и станции Муслюмово Кунашакского муниципального района предусматривается организация места летнего купания населения, а также водопойных пунктов для скота в специально отведенных местах.
На территории населенных пунктов Бродокалмак и Русская Теча Красноармейского муниципального района также предусмотрено выполнение аналогичных мероприятий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий, а также введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения относятся к полномочиям Российской Федерации.
К полномочиям органа исполнительной власти Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся, в том числе, внесение в Правительство Российской Федерации предложений по установлению особых условий использования загрязненных земель и ограничений, связанных с условиями проживания на них населения, ведением хозяйственной или иной деятельности, а также внесение предложений по установлению и корректировке зон радиоактивного загрязнения на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радионуклидами техногенного происхождения (Закон Челябинской области от 24 декабря 1998 года N 60-ЗО "О радиационной безопасности населения Челябинской области").
При взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти на основании результатов радиационного мониторинга на реке Теча, проводимого в рамках федеральной программы, предусматриваются работы по подготовке предложений в Правительство Российской Федерации для формирования нормативной правовой базы, регламентирующей режим проживания граждан в населенных пунктах, расположенных вдоль реки Теча, в том числе по подготовке обосновывающих материалов для введения особого режима проживания в указанных населенных пунктах.
В настоящее время одним из источников внутреннего облучения населения, проживающего в некоторых населенных пунктах пострадавших районов, является потребление продуктов питания, уровень загрязнения которых превышает установленные санитарно-гигиенические нормативы. Одной из причин существования таких продуктов является отсутствие в населенных пунктах, расположенных вдоль реки Теча, а также на территории ВУРСа, необходимого количества сенокосов и пастбищ, обеспечивающих получение нормативно чистой сельскохозяйственной продукции.
Проведение реабилитационных мероприятий позволит обеспечить население нормативно чистой сельскохозяйственной продукцией (мясо, молоко) за счет исключения несанкционированного использования земель с повышенной плотностью радиоактивного загрязнения, расположенных вдоль реки Теча и ВУРСа, что, в свою очередь, приведет к снижению в 2-3 раза среднегодовых эффективных доз внутреннего облучения населения.
При реализации Программы предусматривается проведение коренного улучшения и повышения продуктивности сенокосов и пастбищ, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча путем внесения минеральных удобрений.
Указанные мероприятия разработаны в соответствии с радиационно-гигиеническими паспортами территорий пострадавших районов.
В рамках полномочий по организации контроля за радиационной обстановкой, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" для определения уровня загрязнения природной среды на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, предусмотрены:
организация и проведение работ по оценке степени, характера и объемов реабилитационных работ на территории населенных пунктов, имеющих плотности загрязнения почв, превышающие регламентные уровни, путем выборочного уточнения плотностей загрязнения приусадебных участков основными дозообразующими радионуклидами с дальнейшей разработкой рекомендаций для проведения работ на их территории;
комплексное обследование более 80 озер, которые расположены на территориях, пострадавших от радиоактивного загрязнения, и оформление санитарно-гигиенического паспорта на каждое озеро по результатам обследования для оценки возможности его использования в рыбохозяйственной деятельности;
организация и проведение радиационного мониторинга источников подземного питьевого водоснабжения определенных населенных пунктов, расположенных в ареале озера Карачай, с целью контроля качества питьевой воды по радиационному фактору и оценки возможного поступления техногенных радионуклидов в питьевую воду;
развитие и совершенствование средств и методов радиационно-гигиенического мониторинга.
По результатам проведения указанных мероприятий, в случае получения информации о превышении уровней загрязнения почв в отдельных населенных пунктах, о загрязнении отдельных источников питьевого водоснабжения или обследованных озер планируется организация работы по подготовке предложений в Правительство Российской Федерации по установлению особых условий использования загрязненных земель и корректировке зон радиоактивного загрязнения, а также по информированию населения определенных населенных пунктов.
Затраты на реализацию мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча, представлены в таблицах 1 и 2 приложения 2.
16. Последствия радиационного воздействия на здоровье населения пострадавших районов и участников ликвидации последствий радиационных аварий, возможность их проявления через десятки лет после облучения и у последующих поколений определяют необходимость постоянного медицинского наблюдения за состоянием здоровья указанной категории граждан.
Состояние здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, определяет необходимость проведения диспансеризации, а также развития специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, включая детей и подростков, проживающему в пострадавших районах.
В настоящее время уровень оказания медицинской помощи населению, проживающему в пострадавших районах, существенно отстает от среднеобластного по обеспеченности больничными койками, укомплектованности врачами, средним медицинским персоналом, а также по обеспеченности районных лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием, в том числе диагностическим.
Так, в 2004 году обеспеченность больничными койками на 10 тыс. человек в Аргаяшском, Каслинском, Красноармейском и Кунашакском муниципальных районах составляла 98,3; 104,4; 100,2; 100,0 коек соответственно при среднеобластном показателе 111,6 коек. Укомплектованность врачами-педиатрами на 10 тыс. человек в Аргаяшском, Каслинском, Красноармейском, Кунашакском, Сосновском муниципальных районах и городе Кыштыме составляла 3,5; 2,7; 2,5; 2,2; 3,0; 2,4 человек соответственно при среднеобластном показателе 3,9 человек.
За счет средств федерального бюджета в рамках федеральной программы планируется выделение 32,1 млн. рублей для проведения мероприятий по совершенствованию материально-технической базы медицинских учреждений, обслуживающих граждан, пострадавших от радиационного воздействия (ОКБ, УНПЦ РМ, государственного лечебно-профилактического учреждения "Челябинский областной онкологический диспансер", районных больниц пострадавших районов), а также по подготовке (переподготовке) врачей и среднего медицинского персонала этих медицинских учреждений.
С другой стороны, отдаленность некоторых населенных пунктов от областного и районных центров не позволяет своевременно и на должном уровне оказывать медицинские услуги населению в областных медицинских учреждениях и по месту жительства. В Программе предусматриваются мероприятия по расширению перечня медицинских услуг, предоставляемых населению на базе участковых больниц, амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (в том числе за счет приобретения 15 комплектов физиотерапевтического оборудования и обновления 6 машин специализированного автотранспорта для участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий). Это позволит сократить сроки лечения на местах, увеличить период ремиссии, эффективно проводить профилактические мероприятия при заболеваниях сердечной и легочной систем, опорно-двигательного аппарата, а также обеспечить мобильность в оказании своевременной медицинской помощи.
Первоочередной задачей является обеспечение здоровья детей, в том числе путем повышения доступности и качества педиатрической помощи.
Работа по обследованию и лечению детей, проживающих на территории пострадавших районов, ведется с 1996 года. Полученные результаты показали, что диспансерная группа детей составляет от 25 до 60 процентов от общей численности детей этих населенных пунктов. По итогам работы выездных бригад ОДКБ, ежегодно до 10 процентов заболеваний у детей диагностируются впервые. В консультативной помощи ежегодно нуждается более 2 тыс. детей и подростков.
По направлению "Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и последующих поколений" предусматриваются мероприятия по оказанию медицинской помощи детям и подросткам.
Для проведения диспансеризации среди детского населения и своевременного диагностирования заболеваний у детей и подростков, более половины которых являются потомками первого или второго поколения граждан, пострадавших от радиационного воздействия, также в связи с отсутствием в сельских медицинских учреждениях педиатров "узкой" специализации, планируется оснащение шести районных больниц специализированными диагностическими комплексами для раннего выявления заболеваний у детей и подростков.
В Программе планируется продолжение работы по лечению детей, проживающих на территории пострадавших районов, на базе ОДКБ. Прежде всего, это касается детей, проживающих в населенных пунктах Муслюмово (село и станция), Татарская Караболка Кунашакского муниципального района, Бродокалмак и Русская Теча Красноармейского муниципального района и других населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и реки Теча.
Таким образом, в целях оказания качественной медицинской помощи гражданам, проживающим в районах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, Программой предусматривается;
завершение строительства и введение в эксплуатацию детского отделения центральной районной больницы Аргаяшского муниципального района на 60 коек/150 посещений в смену, медсанчасти (блок "А") на 130 коек в городе Касли;
организация работы по совершенствованию материально-технической базы участковых и поселковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе за счет обновления физиотерапевтического оборудования, приобретения специализированного автотранспорта;
организация медицинской помощи детям, проживающим в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк" и вдоль реки Теча, и их оздоровления;
оснащение центральных районных больниц специализированным диагностическим оборудованием для раннего выявления заболеваний у детей и подростков.
Кроме того, за счет средств, полученных за переработку ОТВС, предполагается обновление парка рентгеновского и диагностического оборудования, в том числе малодозовыми рентгеновскими установками (ежегодно 1-2 единицы), в лечебно-профилактических учреждениях, расположенных на территории пострадавших районов, а также в диагностических центрах ОКБ, ОДКБ и УНПЦ РМ, обслуживающих население (взрослое и детское), пострадавшее от радиационного воздействия или проживающее в пострадавших районах (в соответствии с радиационно-гигиеническими паспортами территорий пострадавших районов).
Затраты на реализацию мероприятий по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и второго поколения представлены в таблицах 3 и 4 приложения 2.
17. В рамках направления "Социально-экономическая реабилитация населения и территорий муниципальных районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению", предполагается строительство объектов социальной инфраструктуры.
За счет средств областного бюджета планируется:
продолжение газификации населенных пунктов Русская Теча и Сугояк Красноармейского муниципального района, Новое Курманово и станции Муслюмово Кунашакского муниципального района, села Новая Соболева Аргаяшского муниципального района (газопровод общей протяженностью 43,6 километра);
продолжение строительства водопроводов в населенных пунктах Бродокалмак Красноармейского муниципального района, Багаряк и Тимино Каслинского муниципального района общей протяженностью 10,2 километра.
Кроме того, за счет средств, полученных за переработку ОТВС иностранных ядерных реакторов, предполагается:
выполнить работы по газификации населенных пунктов Муслюмово и Татарская Караболка Кунашакского муниципального района (газопровод общей протяженностью 18,6 километра);
выполнить работы по водоснабжению села Муслюмово Кунашакского муниципального района (водопровод протяженностью 5 километров).
Затраты на реализацию мероприятий по социально-экономической реабилитации населения и территорий муниципальных районов, подвергшихся радиационному загрязнению, представлены в таблице 5 приложения 2.
18. В целях социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, осуществления социальной политики органами государственной власти Челябинской области в Программе предусматривается проведение информационно-разъяснительной работы среди пострадавшего населения и участников ликвидации последствий радиационных аварий, а также среди граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в зоне влияния ФГУП "ПО "Маяк", вблизи границ ВУРСа и вдоль реки Теча, в местах компактного проживания граждан, подпадающих под действие Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также их детей.
Планируется информировать граждан о текущей радиационной обстановке, о ходе реабилитационных работ, об ожидаемых последствиях радиационных аварий для здоровья граждан и мерах, направленных на его улучшение, о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, других вопросах. Будут изданы информационные материалы, отражающие современную радиационную обстановку на территории пострадавших районов, результаты выполнения целевых программ по преодолению последствий радиационных аварий.
Предусматриваются проведение просветительской работы среди населения, подготовка и проведение конференций, семинаров, слушаний по вопросам радиационной безопасности населения пострадавших районов, подготовка и издание специальной литературы, аудио- и видеопродукции и ее распространение.
Проведение подобной работы планируется осуществить, прежде всего, в населенных пунктах Муслюмово и Татарская Караболка и на станции Муслюмово Кунашакского муниципального района, селах Бродокалмак и Русская Теча Красноармейского муниципального района, Багаряк Каслинского муниципального района, Худайбердинское Аргаяшского муниципального района и других.
В рамках Программы планируется развитие электронных информационных ресурсов. На официальном сайте Губернатора и Правительства Челябинской области в сети Интернет в разделе "Экология Челябинской области" создана информационная страница, посвященная проблемам реабилитации населения и территорий, пострадавших от аварий на производственном объединении "Маяк". Представление систематизированной информации на интернет-сайте позволит обеспечить доступность широкому кругу пользователей достоверной информации по данному вопросу.
В целях повышения уровня визуализации информационных материалов, способствующей облегчению восприятия информационного материала, предполагается проведение работ по совершенствованию технических средств представления информации, а также оснащению технического комплекса на базе рабочего места специалиста для развития Интернет-ресурса.
Затраты на реализацию мероприятий по направлению "Информационное обеспечение населения" представлены в таблице 6 приложения 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.