Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 28 ноября 2006 г. N 17/10
Городская целевая программа
по оздоровлению окружающей среды города Челябинска на 2007-2010 годы
Паспорт
городской целевой программы по оздоровлению окружающей среды города Челябинска на 2007-2010 годы
Наименование субъекта Первый заместитель Главы города Челябинска,
бюджетного планирования курирующий вопросы экологии и
(главного распорядителя природопользования (Управление жилищно-
средств бюджета города): коммунального хозяйства Администрации
города)
Наименование органа Решение Челябинской городской Думы от
местного самоуправления, 28.11.2006 N 17/10 "О принятии городской
утвердившего программу целевой программы по оздоровлению
(дата утверждения), или окружающей среды города Челябинска на
наименование и номер 2007-2010 годы"
соответствующего
нормативного акта:
Наименование программы: Городская целевая программа по оздоровлению
окружающей среды города Челябинска на
2007-2010 годы (далее - программа)
Номер и дата учета N 53 от 29 ноября 2006 года
в Управлении экономики
Администрации города:
Цель и задачи программы: Цель программы: формирование системы
правовых, организационных и экономических
механизмов, обеспечивающих устойчивое
существование и развитие природного
комплекса города, улучшение качества
окружающей среды и здоровья населения.
Задачи программы:
1. Разработка нормативных правовых и
методических основ охраны окружающей
среды и рационального природопользования
в городе Челябинске.
2. Снижение негативного воздействия на
атмосферный воздух от выбросов
промышленных предприятий, автомобильного
транспорта.
3. Снижение негативного воздействия на
водный бассейн.
4. Совершенствование системы сбора,
транспортировки, переработки,
обезвреживания и захоронения отходов
производства и потребления.
5. Увеличение площади природного комплекса,
озелененных территорий, особо охраняемых
природных территорий местного значения.
6. Повышение уровня экологического
образования и просвещения населения.
7. Организация и проведение контроля в
сфере охраны окружающей среды и
рационального природопользования (в том
числе по исполнению переданных
государственных полномочий).
Характеристика 1. Совершенствование нормативного правового
программных мероприятий: и методического обеспечения охраны
окружающей среды.
2. Охрана воздушного бассейна.
3. Охрана водного бассейна и очистка
сточных вод.
4. Совершенствование системы управления
обращением с отходами производства и
потребления.
5. Развитие природного комплекса, охрана и
содержание зеленых насаждений, создание
и использование особо охраняемых
природных территорий местного значения.
6. Экологическое образование и просвещение
населения, пропаганда охраны окружающей
среды.
7. Создание и ведение банка данных о
состоянии окружающей среды,
информирование населения.
8. Организация и проведение контроля в
сфере охраны окружающей среды и
рационального природопользования.
Целевые индикаторы 1. Сокращение вредных выбросов в атмосферу
и показатели: от стационарных источников (на 12,5 тыс.
тонн в год).
2. Улучшение качества атмосферного воздуха:
с индекса загрязнения атмосферы (далее -
ИЗА) = 17,5 в 2006 году до ИЗА = 12 в
2010 году.
3. Улучшение качества воды в поверхностных
водных объектах: по индексу загрязнения
воды (далее - ИЗВ) - до II класса
"чистая вода".
4. Сокращение сбросов загрязненных вод в
поверхностные водные объекты: с 229,5
млн. куб. м в 2006 году до 183,0 млн.
куб. м - в 2010 году.
5. Увеличение количества вторичных
материальных ресурсов, полученных при
переработке отходов, до 200 тыс. тонн в
год.
6. Сокращение количества отходов,
предназначенных для захоронения на
полигоне размещения отходов потребления
и производства, в 2 раза: до 200 тыс.
тонн в год.
7. Увеличение площади природного комплекса,
озелененных территорий и особо
охраняемых природных территорий местного
значения в городе Челябинске (на 1880
га).
Сроки реализации программы: 2007-2010 годы
Объемы и источники Программа является расходным обязательством
финансирования: города Челябинска.
Обеспечение финансирования первоочередных
мероприятий программы, установленных
Управлением экономики Администрации города
по главным распорядителям бюджетных
средств, осуществляется в пределах средств,
утвержденных в ведомственной структуре
расходов бюджета города на очередной
финансовый год
Финансирование всего:
за период 2007-2010 годов - 2 725 569,8
тыс. руб.,
в том числе:
областной бюджет - 11 330,0
тыс. руб.;
бюджет города - 558 453,0
тыс. руб.;
внебюджетные источники
(средства предприятий) - 2 155 786,8
тыс. руб.
Финансирование
в 2007 году - 800 045,5
тыс. руб.,
в том числе:
областной бюджет - 2 460,0
тыс. руб.;
бюджет города - 120 330,0
тыс. руб.;
внебюджетные источники
(средства предприятий) - 677 255,5
тыс. руб.
Ожидаемые конечные 1. Снижение валовых выбросов в атмосферу
результаты реализации промышленных предприятий на 12546,2
программы и показатели тонн/год.
социально-экономической 2. Сокращение поступления сверхнормативных
эффективности: выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух - на 97 процентов.
3. Увеличение количества вторичных
материальных ресурсов, полученных при
переработке отходов, до 200 тыс. тонн в
год.
4. Сокращение количества отходов,
предназначенных для захоронения на
полигоне размещения отходов потребления
и производства, в 2 раза: до 200 тыс.
тонн в год.
5. Увеличение площади озелененных
территорий:
общего пользования с 1068 до 1330 га;
ограниченного пользования с 656 га до
887 га.
6. Рекреационное благоустройство 1300 га
городских лесов.
7. Организация новых особо охраняемых
природных территорий местного значения
(Карьер "Изумрудный", Родничок по улице
Труда, Сквер на площади Революции,
ЦПКиО им. Ю.А. Гагарина, Городской сад
им. А.С. Пушкина, детский парк "Алое
поле", Бульвар Славы, Бульвар на
проспекте Ленина и другие).
8. Озеленение и благоустройство берегов
реки Миасс, озер Смолино, Первое.
I. Введение
Городская целевая программа по оздоровлению окружающей среды города Челябинске на 2007-2010 годы разработана в увязке с областной целевой программой природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2006-2010 годы.
Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления города Челябинска в области нормативного правового, методического обеспечения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также устанавливает перечень неотложных мероприятий по улучшению качества окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов) и устойчивому развитию природного комплекса.
II. Характеристика проблемы
1. Состояние атмосферного воздуха
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Челябинске в настоящее время остается высоким и формируется под влиянием выбросов предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, машиностроения, стройиндустрии и автотранспорта.
При оценке качества атмосферного воздуха рассчитывается ряд характеристик, среди которых наиболее показательной является индекс загрязнения атмосферы. ИЗА определяет вклад каждой примеси в общее загрязнение города, учитывая не только концентрации загрязняющего вещества, но и степень вредности вещества, его предельно допустимую концентрацию и класс опасности. В соответствии с существующей градацией уровень загрязнения считается низким, если ИЗА < 5, повышенным - при ИЗА от 5 до 6, высоким - при ИЗА от 7 до 13, очень высоким - при ИЗА >= 14.
В городе Челябинске в 2003 году - ИЗА = 12,5; 2004 году ИЗА = 15;
2005 году - ИЗА = 17,3, что соответствует очень высокому уровню загрязнения.
Наивысший уровень загрязнения атмосферного воздуха наблюдается в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), способствующих скоплению вредных примесей в приземном слое, в районах, подверженных влиянию крупных промышленных предприятий.
По данным Федеральной службы государственной статистики Челябинской области в целом по городу насчитывается 78 предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от 9 541 источников.
Согласно данным статистической отчетности "2ТП-воздух" за 2005 год выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Челябинска от стационарных источников промышленных предприятий города составили 140,937 тыс. тонн.
Автомобильный транспорт по-прежнему остается одним из самых крупных загрязнителей окружающей среды города Челябинска. Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду многообразно и проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха и почвы токсичными веществами отработавших газов транспортных двигателей.
Транспортная ситуация в городе с каждым годом усложняется. Темпы роста численности автотранспорта опережают темпы развития улично-дорожной сети города. Кроме того, в Челябинск ежедневно, минуя центральную часть города, въезжают до 25 тысяч единиц иногороднего транспорта.
Общая протяженность сети автомобильных дорог на территории города Челябинска составляет 1 291 км, в том числе улиц с усовершенствованным покрытием, рассчитанных на движение современных транспортных средств 772 км (60%).
В связи с резко увеличившимся количеством автотранспорта основные магистрали исчерпали свой потенциал и необходимо строительство новых магистралей и реконструкция старых.
Малое количество магистралей в городе и отсутствие дублирующих магистралей привели к чрезмерной концентрации потоков на ограниченном числе общегородских магистралей (Свердловский проспект, проспект Ленина, проспект Победы, улица Воровского и др.). На этих магистралях наблюдается заметное снижение скорости движения и частое возникновение "пробок", в результате чего происходит ухудшение общего экологического состояния города.
Увеличение мощности магистральной сети должно быть достигнуто, в основном, за счет нового строительства и реконструкции. Снижение загрязнения окружающей среды выбросами от автомобильного транспорта является актуальной задачей и обеспечивается несколькими путями, среди которых - совершенствование организации и ограничение движения, модернизация транспортного парка, регулярное техническое обслуживание, в том числе регулирование на дымность и токсичность, стимулирование частных владельцев к замене устаревших автомобилей, использование альтернативных топлив, радикальное сокращение загрязнения атмосферного воздуха выбросами паров моторных топлив на автозаправочных станциях.
2. Водные ресурсы
Водные ресурсы города Челябинска представлены рекой Мисс, озерами Смолино и Первое.
Река Миасс - одна из крупнейших водных артерий Челябинской области. Она берет начало в Учалинском районе республики Башкортостан, протекает по территории Челябинской и Курганской областей и впадает в реку Исеть с правого берега на 218 км от устья. Длина реки 658 км, площадь водосбора 21800 кв. км. В пределах Челябинской области протяженность реки составляет 384 км, площадь водосбора 6830 кв. км; естественный сток реки зарегулирован водохранилищами и прудами.
Длина реки в пределах города - 36 км, общая площадь водной поверхности - 220 га. Ширина долины реки достигает 1 км, ширина реки ниже Шершневского водохранилища изменяется от 8 до 60 м. Гидрографическая сеть бассейна реки Миасс на территории города представлена речками Челябка, Игуменка, Поганка и рядом мелких ручьев (в данное время все малые реки представляют собой коллектора# сточных вод). Река Миасс, как водная артерия крупного промышленного центра с развитой жилищной застройкой, несет значительную антропотехногенную нагрузку. Свыше 20 предприятий и организаций города осуществляют сброс в реку промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод, в результате чего речной сток более чем на 90 процентов состоит из сточных вод, что способствует образованию на участке реки ниже города зоны повышенного химического загрязнения.
Загрязнение реки Миасс происходит за счет сброса ливневых вод с территории города и промышленно-ливневых вод - с территории промышленных предприятий, а также за счет перелива хозфекальных стоков. Сточные воды данной категории образуются в результате контакта атмосферных осадков с загрязнениями, находящимися на территориях хранения отходов производства и потребления (шлако-, золоотвалы, шламохранилища, городские свалки мусора и снега, накопители высокотоксичных сточных вод и др.). Выпуски ливневой канализации в некоторых случаях служат коллекторами для сброса сточных вод отдельных предприятий.
Основными загрязнителями реки Миасс являются: Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - МУП "ПОВВ"), ОАО "Мечел", ОАО "Челябинский цинковый завод". Значительный объем загрязненных сточных вод в реку Миасс сбрасывается через притоки - реки Челябку и Игуменку.
Шершневское водохранилище является источником питьевого водоснабжения города Челябинска. Поступление загрязняющих веществ в водохранилище происходит с поверхностным стоком с водосборной площади и в результате сброса промывочных вод с фильтров Сосновских очистных водопроводных сооружений. Кроме этого, отрицательное воздействие оказывают сточные воды промышленных предприятий, отводимые в реку Серазак, впадающей в водохранилище.
Озеро Смолино. В него сбрасываются сточные воды ЗАО "Челябинский завод металлоконструкций", а также стоки ливневой канализации по улице Гагарина, неорганизованные стоки индивидуального жилищного сектора (при централизованном водоснабжении в поселках отсутствует хозяйственно-бытовая канализация), залповые сбросы воды с теплосетей (при их промывке). Постоянное поступление дополнительного стока приводит к подтоплению жилых районов, ухудшает санитарно-гигиеническое состояние озера.
Озеро Первое. Основными загрязнителями озера являются ООО "ЧТЗ-Уралтрак", ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ОАО ЧЗПСН "Профнастил".
Водопотребление на территории города Челябинска
Основными источниками водоснабжения Челябинского промузла являются поверхностные источники: Шершневское водохранилище, пруд ЧГРЭС на реке Миасс, озера Первое, Смолино, подземный источник - Сугоякское месторождение.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области фактический забор воды из различных источников в целом по городу Челябинску в 2005 году составил 364,0 млн.куб.м, что на 3 млн.куб.м меньше, чем в 2004 году.
Объем использованной воды составил в 2005 году в целом по городу - 250 млн.куб.м, что составило 68,7 процентов от объема забранной воды. Потери составляют 124 млн.куб.м (34 процента).
Питьевое водоснабжение.
Подача воды питьевого качества производится от единого водопровода Челябинского промузла с Сосновских очистных сооружений на Шершневском водохранилище. Мощность Сосновских очистных сооружений водопровода составляет 807 тыс.куб.м в сутки и обеспечивает водоснабжение городов Челябинска, Копейска, Коркино и Еманжелинска.
Забором воды из Шершневского водохранилища, распределением ее по водопроводной сети, эксплуатацией системы водоснабжения, а также контролем качества питьевой воды на насосных станциях и водопроводе занимается МУП "ПОВВ".
По данным МУП "ПОВВ" объем забранной воды из Шершневского водохранилища в 2005 году составил 264,454 млн.куб.м.
На балансе МУП "ПОВВ" на 01.01.2006 г. находится 91 водопроводная насосная станция, из них: крупных (районных) - 6, подкачивающих (микрорайоных) - 85.
Общая протяженность водопроводных сетей по городу, находящихся на балансе МУП "ПОВВ", составляет 1 368 573,41 п.м. Большая часть сетей эксплуатируется длительное время, износ аварийных водопроводных сетей (с критическим износом) составляет 663,62 км (48,5 процентов).
Это приводит к потерям воды объемом 75,351 млн.куб.м (35,3 процента) и снижению качества воды в водопроводе по мере удаления потребителей от очистных сооружений.
За 2005 год по техническим условиям МУП "ПОВВ" восстановлено, реконструировано и вновь построено 19,855 км сетей водопровода.
Водоотведение по городу Челябинску.
Расположенные в черте города водные объекты: река Миасс, озера Первое, Смолино, Синеглазово, Шелюгино являются не только источниками водоснабжения, но и водоприемниками сточных вод.
В 2005 году водоотведение в поверхностные водные объекты по городу Челябинску составило всего 192,287 млн.куб.м (недостаточно очищенные).
Объем сбросов в Шершневское водохранилище после очистных сооружений водопровода в 2005 году составил 24 694,2 тыс.куб.м.
За 2005 год в поверхностные водоемы сброшено 250,9 млн.куб.м сточных и других вод, из них загрязненных 237,5 млн.куб.м (94,7 процента), что на 0,6 млн.куб.м меньше, чем в 2004 году.
Очистка хозяйственно-бытовых сточных вод.
Первое место по объему выпуска сточных вод в реку Миасс (79,8 процента) занимают городские очистные сооружения.
Существующие очистные сооружения канализации проектной производительностью 640 тыс.куб.м в сутки (234,24 млн.куб.м в год) предназначены для очистки хозяйственно-бытовых и частично (10 процентов) промышленных сточных вод.
Качество воды Шершневского водохранилища в последние годы, рассчитанное по индексу загрязнения воды для поверхностного горизонта, не претерпевает существенных изменений и соответствует II классу, вода характеризуется как "чистая".
Сравнение качества воды в реке Миасс в последние годы показывает, что увеличивается содержание нефтепродуктов.
Качество воды озера Смолино за последние два года улучшается с переходом из III класса "умеренно загрязненная" во II класс "чистая".
3. Зеленый фонд города Челябинска и особо охраняемые природные территории местного значения
Зеленый фонд города Челябинска составляет по площади 5 798 га.
В городе Челябинске насчитывается 5 городских и районных парков, 3 сада, 128 скверов, 19 бульваров на общей площади 426,72 га.
На территории города расположены два уникальных бора Челябинский и Каштакский, которые относятся к ценным лесам и являются памятником природы областного значения и занимают площадь 3 853 га. Они осуществляют историко-культурную, санитарно-гигиеническую, экологическую и рекреационную функции, являются важнейшим элементом ландшафтного каркаса города. В программе предусмотрены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Видовой состав деревьев и кустарников, используемых для озеленения города, сложился исторически. В парках, садах, скверах произрастает около 132 видов (пород) древесной и кустарниковой растительности, в том числе 46 местных и 86 завезенных видов. В структуре озеленения преобладают 19 видов, среди которых доминирующими являются 5, занимающие около 62,2 % площади всех насаждений (в том числе: тополь бальзамический - 21,6 процентов; липа мелколистная - 12,6 процентов; клен ясенелистный - 10,6 процентов; береза бородавчатая - 9,3 процентов; ива древовидная - 8,1 процентов).
В 2005 году образована первая особо охраняемая природная территория местного значения - Мемориальное дерево "Дуб черешчатый" в Ленинском районе города. Разработано эколого-экономическое обоснование создания особо охраняемой природной территории местного значения - памятника ландшафтной архитектуры "Центральный парк культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина".
4. Отходы производства и потребления
Во всем мире в условиях интенсивной урбанизации все большее значение приобретают задачи сохранения экологически полноценной жилой среды в сложном городском механизме, зависящей от состояния системы санитарной очистки города от отходов производства и потребления.
В городе Челябинске ежегодно образуется более 500 тыс. тонн отходов производства и потребления. Основным местом аккумуляции отходов является городская свалка, которая расположена в черте города, недалеко от районов жилой застройки и реки Миасс. На свалку ежедневно поступает до 1300-1400 тонн отходов. Городская свалка эксплуатируется с 1949 года и на сегодняшний день исчерпала свои возможности.
Практический опыт обращения с отходами потребления в зарубежных странах и России показывает, что не существует какого-либо универсального метода переработки и утилизации отходов, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Конкретно для каждого региона и города метод обезвреживания отходов выбирается, исходя из местных условий. Для мегаполисов, таких как Челябинск, в наибольшей степени соответствуют комплексные методы переработки и утилизации отходов.
Муниципальным унитарным предприятием "Городской экологический центр" (далее - МУП "ГорЭкоЦентр") разработана концепция по совершенствованию сбора, транспортировки, переработки, утилизации и захоронения отходов производства и потребления. В концепции определены направления работы по снижению экологической опасности на всех стадиях обращения с отходами.
В соответствии с концепцией для города Челябинска необходимо построить два стратегических объекта по переработке, утилизации и захоронению отходов: мусороперерабатывающий комплекс и современный полигон размещения отходов производства и потребления.
Основные задачи мусороперерабатывающего комплекса: сортировка отходов с целью извлечения вторичных материальных ресурсов; переработка крупногабаритных и древесных отходов; утилизация (сжигание) отходов, непригодных для дальнейшего использования в качестве вторичных материальных ресурсов и имеющих высокую теплотворность; прессование неутилизируемых остатков отходов для их дальнейшего захоронения на полигоне.
Введение в эксплуатацию мусороперерабатывающего комплекса позволит:
- увеличить количество отходов, отсортированных для дальнейшего использования в качестве вторичных материальных ресурсов, в целом по городу до 200 тыс. тонн в год;
- сократить в 2 раза количество отходов, предназначенных для захоронения на полигоне (составит не более 200 тыс. тонн в год).
Основная задача полигона для захоронения отходов производства и потребления - безопасное захоронение неутилизируемых фракций отходов. В проекте полигона будут предусмотрены все необходимые мероприятия по защите атмосферы, почв, грунтовых и поверхностных вод от свалочных газов и жидкостей.
В целях совершенствования системы управления обращением с отходами производства и потребления на территории города Челябинска реализуются следующие мероприятия:
1. Проводится контроль правильности начислений платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что позволяет контролировать наличие необходимых документов более, чем у 6000 природопользователей, участвующих в процессе обращения с отходами потребления.
2. Создана комиссия по нормированию образования отходов. Ведется работа по совершенствованию нормативов образования отходов в весовых показателях, получаемых от производителей отходов.
3. Проведена работа со школами города по определению морфологического состава и фактического образования отходов.
4. Построена и сдана в эксплуатацию первая очередь городской мусоросортировочной станции, производительностью 10 тыс. тонн отходов в год. Цель мусоросортировочной станции - сортировка отходов, поступающих от коммерческих организаций, торговых комплексов, учреждений социальной сферы и населения города, с целью извлечения фракций, пригодных к дальнейшему использованию в качестве вторичных материальных ресурсов.
5. В управление МУП "ГорЭкоЦентр" передана городская свалка отходов.
В настоящее время на городской свалке:
- разработан и внедрен регламент захоронения отходов, что позволило фактически исключить случаи возгорания свалочного газа;
- проводится производственный экологический мониторинг;
- введен в эксплуатацию автоматизированный весовой комплекс, что позволяет вести учет образующихся в городе и размещаемых на городской свалке отходов по фактическому весу.
6. К действующим в городе частным пунктам сбора вторсырья добавились муниципальные (построено и передано в эксплуатацию 5 муниципальных пунктов).
7. В городе сложилась отрасль по переработке вторичного сырья, действует порядка тридцати наиболее устойчиво работающих предприятий в области сбора и переработки макулатуры, текстиля, полиэтилена, металла, пластмассы, стеклотары, резинотехнических изделий и т.д. Общее количество отходов, используемых в качестве вторичных материальных ресурсов, составляет не менее 100 тыс. тонн в год.
На территории города расположены крупные металлургические, машиностроительные и энергетические предприятия, в основе производства которых лежит переработка руды и сжигание твердого топлива: ОАО "ЧЭМК", ОАО "Мечел", ОАО "ЧТПЗ", ОАО "Станкомаш", ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и др. В результате на территории данных предприятий скопилось большое количество техногенных отходов (металлургические шлаки, съемы, пыль - 49,0 млн. тонн; золошлаки - 39,8 млн. тонн), являющихся, в соответствии с действующим законодательством, собственностью предприятий. В настоящее время для основной части отходов производства не разработаны экономически целесообразные технологии переработки данных отходов, отсутствуют законодательные акты, обязывающие предприятия заниматься переработкой промышленных отходов. Как правило, все крупные промышленные предприятия относятся к объектам федерального экологического контроля, и регулирование отношений в данной сфере является компетенцией органов государственной власти.
5. Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения
В целях совершенствования природоохранной, созидательной деятельности детей и подростков города, повышения уровня экологического образования школьников с 1999 по 2006 годы в рамках городского экологического марафона ежегодно проводились:
- городские экологические выставки детского рисунка, плаката, фотографий, листовок, декоративно-прикладного творчества;
- городские фестивали экологических знаний "Знатоков природы", "Тропинка", "Юный натуралист", "Юный эколог", "Юный минеролог", включающие в себя теоретические и практические занятия, интеллектуальные конкурсы по экологии, биологии, геологии, минералогии;
- городские конференции, посвященные экологическим проблемам города;
- экологические акции по уборке Сосновского и Челябинского городских боров (от мусора убрана территория более 30 га); территорий образовательных учреждений, парков, скверов, дворов (площадь более 100 га); территории МУК "Зоопарк";
- береговой линии Шершневского водохранилища (вывезено с территории городского пляжа более 30 машин мусора); береговой линии реки Миасс (вывезено более 20 машин мусора);
- конкурсы исследовательских работ, посвященных экологическим проблемам города: изучение влияния автомагистралей на состояние атмосферного воздуха микрорайона; изучение и охрана водоемов города Челябинска и Челябинской области; исследование заражения грунтов выбросами тяжелых металлов в условиях городской черты и т.д.
Ежегодно проводятся акции по выявлению новых и уборке существующих родников, проведению работ по их благоустройству.
В рамках летнего экологического лагеря "Экосити" проведено благоустройство и озеленение территории Сосновского бора, "Зоопарка", территорий образовательных учреждений, заложена кедровая аллея, получившая название "Аллеи юннатов".
С 2001 года проводятся летние экологические экспедиции: в 2001 году - национальный парк "Таганай", в 2002 году - национальный парк "Зюраткуль", в 2003 году - поселок Харлуши, в 2004 году - национальный парк "Ильменский заповедник", в 2005-2006 годах - экспедиции на озеро Тургояк, где в соответствии с программой лагеря и по заданию руководства национальными парками, проводятся исследования флоры и фауны, занятия по минералогии, энтомологии, орнитологии, гидрологии, биологии; производится санитарная уборка территории в окрестностях стоянки лагеря, прибрежной зоны, вдоль пешеходной тропы; проводится комплексное описание района исследования и многое другое.
Анализ результатов пятилетней работы по реализации программы марафона показывает, что активное участие в марафоне в 1999-2004 годы приняли более 25 тыс. детей. Общее количество участников марафона 78 850 человек и это не предел. Наблюдается динамика роста участников марафона (1999 год - 62 муниципальных образовательных учреждений#, 2004 год - 121 муниципальных# образовательных# учреждений#).
Отмечено неравнодушие и большая заинтересованность детей именно в практических природоохранных акциях и мероприятиях, их удовлетворенность от сопричастности к решению той или иной проблемы и личного вклада в общее дело. Методические разработки по "Городскому экологическому марафону" стали победителями конкурса в номинациях "Организационно-методическая" и "Учебная" на Всероссийском заочном конкурсе методических материалов по экологическому образованию для учреждений дополнительного образования детей в Москве в 2001 году.
III. Основные цели и задачи программы
Целью разработки программы является формирование системы правовых, организационных и экономических механизмов, обеспечивающих устойчивое существование и развитие природного комплекса города, улучшение качества окружающей среды и здоровья населения.
Основными задачами Программы являются:
1) разработка концепции и стратегии деятельности органов местного самоуправления в сфере окружающей среды и рационального природопользования;
2) разработка нормативных правовых и методических основ охраны окружающей среды и рационального природопользования в городе Челябинске;
3) снижение негативного воздействия на атмосферный воздух от выбросов промышленных предприятий, автомобильного транспорта;
4) снижение негативного воздействия на водный бассейн (река Миасс, озеро Смолино и т.д.) от сбросов промышленных предприятий и ливневых сточных вод;
5) совершенствование системы сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления;
6) увеличение площади природного комплекса, повышение качества зеленых насаждений, развитие системы особо охраняемых природных территорий города;
7) повышение уровня экологического образования, привлечение жителей города к участию в городских природоохранных мероприятиях;
8) создание и ведение банка данных о состоянии окружающей среды, информирование населения;
9) организация и проведение контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
IV. Характеристика программных мероприятий
Основными направлениями реализации программы являются:
1. Совершенствование нормативного правового и методического обеспечения охраны окружающей среды.
2. Охрана воздушного бассейна.
3. Охрана водного бассейна и очистка сточных вод.
4. Совершенствование системы сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления.
5. Развитие природного комплекса, охрана и содержание зеленых насаждений, создание и использование особо охраняемых природных территорий местного значения.
6. Экологическое образование и просвещение населения, пропаганда охраны окружающей среды.
7. Информирование населения и органов местного самоуправления города Челябинска о состоянии окружающей среды.
8. Организация и проведение контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
V. Финансово-экономическое обоснование мероприятий программы
Городская целевая программа является расходным обязательством города Челябинска. Обеспечение финансирования первоочередных мероприятий программы, установленных Управлением экономики Администрации города по главным распорядителям бюджетных средств, осуществляется в пределах средств, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета города на очередной финансовый год.
Перечень мероприятий программы, распределение финансовых ассигнований бюджета города по годам приведены в приложении 1 к программе.
Распределение финансовых ассигнований по разделам программы:
Программные мероприятия | Планируемые объемы финансирования, тыс. руб. |
||||
Всего | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
I. Совершенствование нормативного правового и методического обеспечения охраны окружающей среды |
2 000 | 1 500 | 500 | 0 | 0 |
II. Охрана водного бассейна и очистка сточных вод |
18 564 | 4 000 | 4400 | 4 840 | 5 324 |
III. Совершенствование системы управления обращением с отходами производства и потребления |
381 945 | 81 630 | 89 723 | 99 646 | 110 946 |
IV. Развитие природного комплекса, охрана и содержание зеленых насаждений, создание и использование особо охраняемых природных территорий местного значения в городе Челябинске |
84 009 | 18 200 | 20 190 | 22 359 | 23 260 |
V. Экологическое образование и просвещение населения, пропаганда охраны окружающей среды |
8 354 | 1 800 | 1 980 | 2 178 | 2 396 |
VI. Информирование населения и органов местного самоуправления города Челябинска о состоянии окружающей природной среды |
3 713 | 800 | 880 | 968 | 1 065 |
VII. Организация и проведение контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования |
55 227 | 11 400 | 13 590 | 14 399 | 15 838 |
VIII. Мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
4 641 | 1 000 | 1 100 | 1 210 | 1 331 |
ИТОГО по программе: | 558 453 | 120 330 | 132 363 | 145 600 | 160 160 |
Объемы финансовых ассигнований по мероприятиям программы определены в соответствии утвержденной проектно-сметной документацией, а также по аналогии с объектными сметами и расчетами по выполненным работам, оказанным услугам.
Затраты на реализацию мероприятий программы в 2007-2010 годах приведены в ценах 2006 года с использованием коэффициента-дефлятора 1,1.
Объемы финансирования программы могут уточняться, в том числе с учетом возможностей бюджета города Челябинска на соответствующий год.
Природоохранные мероприятия, проводимые на территории города Челябинска, и финансируемые за счет средств областного бюджета и средств предприятий, приведены в приложении 2 к программе.
Планируемые объемы финансирования (тыс.руб.) | |||||
Всего | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Затраты на природоохранные мероприятия, в том числе: |
2 167 116,8 | 679 715,5 | 600 765,8 | 493 405,5 | 393 230,0 |
областной бюджет | 11 330,0 | 2 460,0 | 2 690,0 | 2 950,0 | 3 230,0 |
средства предприятий | 2 155 786,8 | 677 255,5 | 598 075,8 | 490 455,5 | 390 000,0 |
VI. Механизм реализации программы
1. Контроль исполнения программы и общую координацию реализации программных мероприятий осуществляет Первый заместитель Главы города, курирующий вопросы экологии и природопользования.
2. Главный распорядитель бюджетных средств по программе - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города.
Получатель бюджетных средств по программе - Управление экологии и природопользования Администрации города.
3. Главный распорядитель бюджетных средств (Управление ЖКХ) несет ответственность за реализацию программы, эффективное и целевое использование выделяемых на ее исполнение финансовых средств.
4. Получатель бюджетных средств (Управление экологии и природопользования):
1) несет ответственность за реализацию программы, достижение ожидаемых результатов исполнения программы, целевых индикаторов и показателей, а также за эффективное и целевое использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств в пределах своих полномочий;
2) определяет формы и методы управления реализацией программы;
3) осуществляет текущее управление реализацией программы;
4) определяет формирование организационно-финансового плана реализации программы;
5) ежегодно уточняет, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, целевые индикативные показатели ожидаемых результатов исполнения мероприятий программы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей;
6) определяет механизм корректировки программных мероприятий и их ресурсное обеспечение в ходе реализации программы;
7) определяет процедуры обеспечения публичности информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации программы, программных мероприятий и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
8) информирует Управление финансов и Управление экономики Администрации города обо всех заключаемых в целях реализации программных мероприятий муниципальных контрактах (договорах);
10) представляет два раза в год в Челябинскую городскую Думу информацию о ходе исполнения программы.
5. Исполнители программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых для исполнения программы.
VII. ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы позволит к 2011 году:
1. Снизить валовые выбросы в атмосферу промышленных предприятий на 12546,2 тонн в год.
2. Сократить поступление сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - на 97 процентов.
3. Увеличить количество вторичных материальных ресурсов, полученных при переработке отходов, до 200 тыс. тонн в год.
4. Сократить в 2 раза количество отходов, предназначенных для захоронения на полигоне размещения отходов производства и потребления (до 200 тыс. тонн в год).
5. Увеличить площади озелененных территорий: общего пользования с 1068 до 1330 га; ограниченного пользования с 656 га до 887 га.
6. Выполнить рекреационное благоустройство 1300 га городских лесов.
7. Организовать новые особо охраняемые природные территории местного значения: Карьер "Изумрудный", Родничок по улице Труда, Сквер на площади Революции, ЦПКиО им. Ю.А. Гагарина, Городской сад им. А.С. Пушкина, Детский парк "Алое поле", Бульвар Славы, Бульвар на проспекте Ленина и др.
8. Озеленить и благоустроить берега реки Миасс, озер Смолино, Первое.
Для эффективной реализации программы по оздоровлению окружающей среды дополнительно требуется разработка инвестиционных, отраслевых и городских целевых программ:
1. "Развитие системы ливневой и дождевой канализации в городе Челябинске на 2007 - 2010 годы".
2. "Развитие улично-дорожной сети города Челябинска".
3. "Реконструкция и обустройство мест сбора и накопления отходов потребления".
4. "Мероприятия по совершенствованию системы переработки, утилизации и захоронения отходов производства и потребления на территории города Челябинска".
5. "Экологическая реабилитация озера Смолино. Предотвращение сброса сточных вод в озеро и стабилизация уровня озера Смолино".
6. "Экологическая реабилитация реки Миасс. Устройство набережной".
7. "Развитие муниципального транспорта в городе Челябинске".
8. "Создание условий для массового отдыха жителей Челябинского городского округа и организация обустройства мест массового отдыха".
Председатель городской Думы |
С.Л. Комяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.