25 декабря 2008 г.
Рассмотрев обращение администрации города Снежинска от 19.12.2007 г. N Д-2-42/1168 об утверждении новой редакции городской целевой Программы "Старшее поколение" на 2007-2009 гг., учитывая рекомендации постоянных комиссий от 17.12.2007 г. по социальным вопросам, от 20.12.2007 г. по бюджету и экономике, руководствуясь статьями 21, 23 Устава муниципального образования "Город Снежинск", Собрание депутатов города Снежинска решает:
1. Утвердить новую редакцию городской целевой Программы "Старшее поколение" на 2007 - 2009# гг. (прилагается).
2. Считать утратившим силу решение Собрания депутатов города Снежинска от 14.02.2007 г. N 24 "Об утверждении городской целевой Программы "Старшее поколение" на 2007 - 2009# гг.".
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска".
Исполняющий обязанности |
В.В. Знаменский |
Утверждено
решением Собрания депутатов
города Снежинска
от 26 декабря 2007 г. N 210
Городская целевая Программа
"Старшее поколение" на 2007-2009 гг.
25 декабря 2008 г.
Паспорт
городской целевой Программы
"Старшее поколение" на 2007-2009 годы
Наименование Программы |
городская целевая Программа "Старшее поколение" на 2007-2009 годы. |
Основание для разработки Программы |
поручение Собрания депутатов города Снежинска. |
Основной разработчик Программы |
Управление социальной защиты населения города Снежинска. |
Цель Программы |
создание условий для повышения качества жизни старшего поколения на основе развития системы социального обслуживания и совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества. |
Сроки реализации Программы |
2007-2009 годы. |
Основные мероприятия Программы |
обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества; содействие в создании оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг пожилым людям; поддержка деятельности общественных объединений по защите прав и интересов пожилых людей, оказанию им помощи. |
Исполнители мероприятий Программы |
Управление социальной защиты населения, Управление культуры, Комитет по физкультуре и спорту, ФГУЗ "ЦМСЧ-15" ФМБА России, Городской отдел здравоохранения, Управление образования, муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания населения". |
Объем и источники финансирования |
средства городского бюджета и внебюджетные источники (по согласованию). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
усиление защиты прав и законных интересов пожилых людей; улучшение социального положения граждан старшего поколения, приближение состава и объема предоставляемых услуг к потребностям общества; предоставление пожилым людям жизненно важных услуг (геронтологические и психологические услуги, мобильная социальная служба, медико-социальная помощь, центры (клубы) для пожилых людей); повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей; усиление координации деятельности органов власти, организаций и общественных объединений по предоставлению гражданам старшего поколения социальных услуг. |
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Собранием депутатов города Снежинска. |
Одной из особенностей демографической ситуации в городе является высокая численность лиц пожилого возраста (более 11 тыс. человек). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики в России.
Городская Программа "Старшее поколение" на 2007-2009 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 гг., утвержденной Правительством РФ от 29 января 2002 г. N 70.
Настоящая Программа подготовлена Управлением социальной защиты населения города Снежинска при участии заинтересованных органов исполнительной власти и муниципальных учреждений.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
За период с 1997 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Российской Федерации претерпели определенные изменения.
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет.
Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне.
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения России в долгосрочной перспективе сохранится.
Масштабных характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, окружающих их. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
На начало 2001 года в Российской Федерации насчитывалось около 3 тыс. учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различным подразделений в структуре центров социального обслуживания или органов социальной защиты населения, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Основная часть пожилых людей получает услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях.
Вместе с тем в целом по России около 5 млн. граждан старшего возраста, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, могут нуждаться в социально-бытовых и других услугах. Их них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе около 300 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Потребность пожилых людей в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 77 процентов.
В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
В последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном и региональном, так и на городском уровне.
Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе дополнительных мер материальной поддержки и возможности прогнозирования развития учреждений социального обслуживания и совершенствования деятельности существующего Центра социального обслуживания населения (ЦСОН); обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения иных форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
Указанная цель соответствует стратегии городского сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологическое отделение, геронтоп-сихологическая помощь, мобильная социальная служба, медико-социальная помощь, центры (клубы) для пожилых людей и другие);
- разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
- содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
- содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, а также путем продолжения образования в "третьем возрасте".
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2007-2009 годы.
В 2007 году предусматривается установление договорных отношений между основными исполнителями, участвующими в реализации мероприятий Программы. Наряду с осуществлением запланированных мероприятий будет проведена оценка хода их выполнения и подготовка при необходимости в установленном порядке предложений по их корректировке на 2008 год. Предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности участников Программы, осуществляемой в интересах пожилых людей, на основе полученных в ходе реализации мероприятий Программы результатов.
4. Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.
Организационно-правовые вопросы социальной защиты граждан старшего поколения
На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста направлено проведение систематизации нормативно-правовой базы деятельности учреждений социального обслуживания, повышение статуса социального работника.
Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения
Предполагается осуществление мероприятий по оказанию адресной помощи и услуг гражданам старшего поколения.
Планируется выборочное проведение обследований материально-бытовых условий пожилых людей.
Намечено проработать вопрос организации Комплексного центра социального обслуживания и осуществить закупку автотранспортного средства (ЦСОН) для предоставления услуг социального такси и оказания мобильной социальной помощи; ввести в штаты МУ "ЦСОН" 0,5 ед. психолога.
Положительную роль в предупреждении и лечении заболеваний в пожилом возрасте будут играть мероприятия ЦМСЧ-15 по улучшению гериатрической помощи.
Мероприятия, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни
Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, а также мероприятий по поддержке деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей.
5. Ресурсное обеспечение Программы
В 2007 году на реализацию программных мероприятий направлено из средств местного бюджета 11 821 559 руб. Для финансирования мероприятий Программы планируется привлечь внебюджетные средства Пенсионного фонда (по согласованию).
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является комиссия по социальным вопросам Собрания депутатов города Снежинска.
Исполнителями мероприятий Программы являются органы управления администрации, муниципальные учреждения, организации и общественные объединения.
7. Организация контроля за ходом реализации Программы
Контроль за выполнением Программы осуществляется Собранием депутатов города Снежинска и органами управления городской администрации: Управлением социальной защиты населения г. Снежинска и комитетом по экономике.
Отчет об использовании бюджетных ассигнований представляется исполнителями мероприятий Программы городскому финансовому управлению в установленном порядке.
8. Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям: рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов, увеличение охвата пожилых людей социальными и социально-медицинскими услугами на дому.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- усилить защиту прав и законных интересов граждан старшего поколения;
- улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной помощи и услуг;
- обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;
- стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;
- способствовать развитию учреждений социальной сферы, повышению качества обслуживания пожилых людей;
- усилить координацию деятельности органов исполнительной власти по организации предоставления гражданам старшего поколения услуг социальной сферы.
Решением Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 25 декабря 2008 г. N 228 в приложение к настоящей Программе внесены изменения
Текст приложения в первоначальной редакции не прилагался
Приложение
"Старшее поколение"
на 2007-2009 гг.
Перечень
мероприятий городской целевой Программы "Старшее поколение"
на 2007- 2009 гг., подлежащих финансированию в 2009 г.
|
Перечень мероприятий |
Сумма, руб. |
|
Раздел II. Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения |
|
2.5 |
Оказание адресной помощи гражданам пожилого возраста |
10 700 000 |
2.9 |
Реализация Положения "О трудовых династиях г. Снежинска" - меры поощрения трудовых династий |
40 000 |
|
Итого по разделу II |
10 740 000 |
|
Раздел III. Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни |
|
3.4 |
Организация мероприятий по чествованию граждан пожилого возраста |
855 100 |
3.5 |
Участие в церемонии захоронения ветеранов ВОВ - приобретение венков |
9 000 |
3.8 |
Проведение конкурса социальных проектов, направленных на активизацию деятельности общественных объединений в сфере защиты интересов граждан пожилого возраста, предоставления им услуг, налаживания социальных контактов |
60 000 |
3.11 |
Бесплатный проезд инвалидов ВОВ, участников ВОВ, ветеранов ВОВ городским пассажирским транспортом общего пользования (кроме маршрутного такси) в соответствии с пунктом 3 статьи 2 ФЗ "О ветеранах" |
66 433 |
3.14 |
Изготовление и реализация единых социальных проездных билетов |
205 000 |
|
Итого по разделу III |
1 195 533 |
Всего |
11 935 533 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 26 декабря 2007 г. N 210 "Об утверждении новой редакции городской целевой Программы "Старшее поколение" на 2007-2009 гг."
Текст решения опубликован в сборнике "Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска" от 28 января 2008 г. N 2(82)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 29 декабря 2009 г. N 265
Решение Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 7 октября 2009 г. N 158
Решение Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 25 декабря 2008 г. N 228