Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Постановлению
Администрации города Магнитогорска
от 6 октября 2009 г. N 8691-П
Положение
о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и определяет требования по формированию единого банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- единый банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении (далее именуется единый банк данных) - совокупность сформированных информационных ресурсов, содержащих документированную информацию о проживающих на территории города семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности (беспризорности) находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
II. Основные цели и задачи формирования и использования единого банка данных
3. Основные цели формирования единого банка данных:
1) выявление и анализ причин семейного неблагополучия;
2) создание системы оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и организацию работы с ними.
4. Формирование и использование единого банка данных предполагает решение следующих задач:
1) создание единого межведомственного информационного поля для учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
2) создание механизма оперативного выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
3) осуществление оперативного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее именуются органы и учреждения системы профилактики);
4) координация усилий различных ведомств по защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
5) согласование возможностей и разграничение компетенции организаций и ведомств по осуществлению социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и по оказанию им помощи.
III. Основные направления деятельности по выявлению и учету семей и детей, находящихся в социально опасном положении
5. Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) организуют и координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики путем:
- проведения мероприятий в связи с поступлением информации о семейном или детском неблагополучии;
- составления межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, для исполнения всеми органами и учреждениями системы профилактики в пределах своей компетенции;
2) информируют по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) проводят профилактические беседы с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями);
4) ведут учет семей, находящихся в социально опасном положении;
5) председатели комиссий утверждают межведомственные индивидуальные программы реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;
6) осуществляют контроль за исполнением межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении всеми органами и учреждениями системы профилактики;
7) осуществляют сбор информации от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
8) анализируют результативность реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и возможность снятия семьи с учета;
9) осуществляют патронажные посещения семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе совместно с органами и учреждениями системы профилактики.
6. Управление социальной защиты населения администрации города в пределах своей компетенции:
1) организует системную работу по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и анализу деятельности учреждений социального обслуживания населения по оказанию им необходимой социальной помощи;
2) осуществляет организацию обследования условий жизни семей, в которых родители уклоняются либо ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию детей;
3) осуществляет контроль передачи данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении из учреждений социального обслуживания в городской единый банк данных;
4) информирует городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в учреждениях, и о проделанной работе с данной категорией семей и детей;
5) организует работу учреждений по оказанию комплексной социальной помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении;
6) направляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в специализированные учреждения.
7. Учреждения социального обслуживания в пределах своей компетенции:
1) выявляют и ведут учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
2) информируют управление социальной защиты населения администрации города о выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции, в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) проводят изучение и анализ проблем семей с несовершеннолетними детьми с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4) проводят профилактические, просветительские, социально-правовые мероприятия с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, по месту жительства;
5) участвуют в составлении и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;
6) разрабатывают ведомственную программу реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении на основе межведомственной индивидуальной программы реабилитации;
7) осуществляют патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе совместно с органами и учреждениями системы профилактики;
8) оказывают содействие в оформлении мер социальной поддержки семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.
8. Отдел опеки и попечительства управления социальной защиты населения администрации города в пределах своей компетенции:
1) организует системную работу по выявлению несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящимися в социально опасном положении, и принимает действенные меры по защите их прав;
2) информируют по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) ведет учет данных о семьях и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении;
4) направляет в городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав сведения о детях, находящихся в социально опасном положении;
5) направляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в специализированные учреждения;
6) осуществляет контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними и несовершеннолетними, переданными на воспитание в приемные семьи;
7) осуществляют патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе совместно с органами и учреждениями системы профилактики.
9. Управление образования администрации города в пределах своей компетенции:
1) организует системную работу по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и анализу деятельности образовательных учреждений по работе с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;
2) осуществляют контроль передачи данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении из образовательных учреждений в городской единый банк данных;
3) информируют по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
4) информирует городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявленных в образовательных учреждениях, и о проделанной работе с данной категорией семей и детей;
5) организуют работу учреждений дополнительного образования по обеспечению досуга и занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
10. Учреждения образования в пределах своей компетенции:
1) выявляют и ведут внутришкольный учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;
2) информируют управление образования администрации города о выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении, проводят воспитательно-профилактическую работу с учащимися, их родителями;
4) участвуют в составлении и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;
5) формируют социальный паспорт учреждения, проводят анализ положения учащихся;
6) информируют городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;
7) осуществляют патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе совместно с органами и учреждениями системы профилактики;
8) организуют занятость учащихся, привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к участию в спортивных секциях, технических и иных кружках, клубах, и других мероприятиях.
11. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в пределах своей компетенции:
1) выявляют семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних;
2) информируют по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) информируют городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;
4) участвуют в составлении и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;
5) осуществляют патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе совместно с органами и учреждениями системы профилактики.
12. Управление здравоохранения администрации города в пределах своей компетенции:
1) организует системную работу по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и анализу деятельности учреждений здравоохранения по оказанию им необходимой медицинской помощи;
2) информируют по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) осуществляют контроль передачи данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении из учреждений здравоохранения в городской единый банк данных.
13. Учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) при постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного;
2) в ходе патронажа медицинского персонала над новорожденными детьми раннего возраста и детьми-инвалидами определяют условия воспитания и условия жизни семьи ребенка;
3) выявляют детей, пострадавших от насилия или жестокого обращения, а также нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей;
4) выявляют и оказывают медицинскую помощь несовершеннолетним, употребляющим спиртные напитки, наркотические и психотропные вещества, и информируют о таких фактах заинтересованные органы и учреждения системы профилактики;
5) участвуют в составлении и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;
6) информируют управление здравоохранения администрации города и городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении и по мере необходимости органы и учреждения системы профилактики по компетенции в соответствии со спецификой выявленной проблемы в семьях, находящихся в социально опасном положении;
7) осуществляют патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе совместно с органами и учреждениями системы профилактики.
IV. Порядок формирования единого банка данных
14. К органам и учреждениям системы профилактики, обеспечивающим выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организацию работы с ними, относятся следующие структуры:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) управление социальной защиты населения администрации города, учреждения социальной защиты населения;
3) управление образования администрации города, образовательные учреждения;
4) управление здравоохранения администрации города, учреждения здравоохранения;
5) подразделения по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел;
6) центр занятости населения.
15. Единый банк данных формируется на основе сведений всех органов и учреждений системы профилактики и пополняется по мере поступления сведений о вновь выявленных семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и результатах проведенной с ними работы.
16. Выявление семей может осуществляться в следующих формах:
1) выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики;
2) активное выявление: рейды по улицам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в места массового отдыха, на рынках, ярмарках и т.д.
17. В соответствии с целями и задачами формирования, использования единого банка данных и организацией индивидуальной профилактической работы в отношении детей, находящихся в социально опасном положении, и их родителей (законных представителей) органы и учреждения системы профилактики осуществляют меры в пределах своей компетенции, предусмотренные действующим законодательством.
18. Организация и ведение персонифицированного учета детей и семей осуществляется отделом по делам несовершеннолетних администрации города на основании карт персонифицированного учета, составленных субъектами системы профилактики (приложение N 1 к Положению).
19. Обязательные требования к формированию и использованию единого банка данных:
1) стандартизация документированной информации о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, ее программно-техническое обеспечение;
2) полнота и достоверность документированной информации о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;
3) конфиденциальность информации, внесенной в единый банк данных.
20. Персонифицированный учет предусматривает:
1) сбор и систематизацию сведений о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;
2) передачу сведений в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для разработки, утверждения и исполнения межведомственной программы реабилитации субъектами системы профилактики;
3) контроль исполнения межведомственной программы реабилитации семьи в районе;
4) решение о снятии с персонифицированного учета по представлениям районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (1 раз в квартал).
21. Критерии для постановки на учет в банк данных:
1) несовершеннолетних:
- употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо употребление одурманивающих веществ;
- неоднократное употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- бродяжничество, попрошайничество;
- безнадзорность, беспризорность несовершеннолетних;
- нахождение в обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья, не отвечающей требованиям воспитания нахождение в обстановке, не отвечающей требованиям воспитания, содержания;
- отсутствие места жительства, места пребывания;
2) семей:
- неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей и отрицательное влияние на их поведение, либо жестокое обращение с ними;
- злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами;
- вовлечение своих несовершеннолетних детей в совершение правонарушений, преступлений, употребление спиртных напитков, наркотических веществ.
22. Проверка достоверности поступившей информации проводится комиссионно - с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики.
23. В случае необходимости отдел по делам несовершеннолетних администрации города может запрашивать дополнительные сведения, информацию в других органах и учреждениях системы профилактики.
24. При выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений заполняется карта персонифицированного учета (приложение N 1 к Положению) и акты первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи (приложение N 2 к Положению).
25. В течение семи дней сведения о выявленной семье, находящейся в социально опасном положении, а также информация о проделанной с ней работе направляется в отдел по делам несовершеннолетних.
26. Ответственность за своевременное представление сведений в единый банк данных возлагается на руководителей органов или учреждений системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности.
27. В случае отсутствия объективной информации о ситуации в семье, недостаточности сведений о ней отдел по делам несовершеннолетних запрашивает информацию у органов и учреждений системы профилактики.
28. Не позднее 14-ти дней после получения информации о семье, находящейся в социально опасном положении от отдела по делам несовершеннолетних, районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют проект межведомственной индивидуальной программы реабилитации семьи (приложение N 3 к Положению).
29. Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на своих заседаниях рассматривают предложения от членов комиссии (представителей органов и учреждений системы профилактики) по организации работы с несовершеннолетним, семьей и передают на утверждение председателю межведомственную индивидуальную программу реабилитации семьи сроком на 1 год. Копии межведомственной индивидуальной программы реабилитации семьи рассылаются во все учреждения - субъекты системы профилактики, задействованные в исполнении программы.
30. Субъекты системы профилактики не реже одного раза в квартал отчитываются за исполнение межведомственной индивидуальной программы реабилитации семьи на заседаниях районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, анализируется результативность работы, при необходимости указанная программа корректируется. Контроль за исполнением программы осуществляет отдел по делам несовершеннолетних администрации города.
31. В зависимости от степени неблагополучия семьи может быть установлена различная периодичность посещений для контроля за ситуацией и оказания помощи (не менее 1 раза в месяц). После каждого контрольного посещения семьи специалистами составляется акт контрольного обследования с указанием рекомендаций по дальнейшей работе с семьей.
32. Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение семьи и несовершеннолетнего, ведется в рамках утвержденной председателем районной комиссии по делам несовершеннолетних межведомственной индивидуальной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.
33. Основаниями для снятия семей с учета как находящихся в социально опасном положении являются:
1) выполнение межведомственной индивидуальной программы реабилитации семьи и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение семьи;
2) достижение совершеннолетия или приобретение дееспособности в полном объеме в возрасте до 18 лет;
3) наступление иных обстоятельств.
34. Руководители органов и учреждений системы профилактики имеют право обратиться в отдел по делам несовершеннолетних администрации города, где формируется и хранится банк данных, с письменным запросом для получения информации о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, и основаниях постановки их на учет, а также об органе системы профилактики, осуществляющем индивидуально-профилактическую работу с конкретной семьей или несовершеннолетним.
И.о. начальника отдела по делам несовершеннолетних |
Л.С. Щебуняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.