Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 11 апреля 2006 г. N 12/1
Положение
о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске
31 октября 2006 г., 21 апреля 2009 г., 29 июля 2010 г.
Настоящее Положение устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Уставом города Челябинска порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Челябинске как одну из форм реализации прав жителей города Челябинска на участие в осуществлении местного самоуправления.
1. Общие положения
1. Целью публичных слушаний является:
1) предоставление возможности жителям муниципального образования участвовать в выработке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития муниципального образования;
2) реализация прав жителей на местное самоуправление и благоприятные условия жизнедеятельности;
3) исключен.
См. текст подпункта 3 пункта 1
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 в пункт 2 настоящего приложения внесены изменения
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
1) публичные (общественные) слушания - форма реализации прав граждан, место жительство которых расположено в границах территории Челябинского городского округа, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов;
2) представитель общественности - физическое или юридическое лицо, а также ассоциации, организации, группы или иные объединения, за исключением тех, кто принимает решение по данному вопросу в силу служебных обязанностей, представляет органы местного самоуправления и государственной власти или участвует в их деятельности на основании возмездного договора;
3) оргкомитет (комиссия) - коллегиальный орган, сформированный из депутатов Челябинской городской думы, должностных лиц администрации города, осуществляющий организационные действия по подготовке и проведению публичных слушаний;
4) эксперты публичных слушаний - лица, обладающие специальными познаниями в обсуждаемых вопросах, выносимых на публичные слушания, представившие в письменном виде рекомендации по вопросам публичных слушаний;
5) участники публичных слушаний - зарегистрированные оргкомитетом (комиссией): граждане, проживающие на территории Челябинского городского округа и обладающие избирательным правом; депутаты Челябинской городской думы и должностные лица администрации города; а также иные лица, имеющие право на участие в публичных слушаниях;
6) вопрос публичных слушаний - проект правового акта по вопросам местного значения, предплановая, предпроектная и проектная документация, по которым проводятся публичные слушания, и другие общественно значимые вопросы, выносимые на публичные слушания;
7) исключен;
См. текст подпункта 7 пункта 2
8) организация публичных слушаний - деятельность, направленная на оповещение о времени и месте проведения слушаний, ознакомление населения города Челябинска и иных лиц, указанных в подпунктах 2-7 пункта 32 настоящего Положения, с вопросом публичных слушаний, обнародование результатов публичных слушаний и иные организационные меры, обеспечивающие участие жителей в публичных слушаниях;
9) итоговый документ публичных слушаний - заключение, содержащее рекомендации собрания участников публичных слушаний, принятое прямым открытым голосованием участников публичных слушаний;
10) протокол разногласий - протокол, подписываемый участниками публичных слушаний, экспертами, являющимися инициаторами разногласий, в котором указывается предмет разногласий по вопросу публичных слушаний в случае, если эти разногласия не были устранены в ходе обсуждения на публичных слушаниях;
11) протокол публичных слушаний - обязательное приложение к итоговому документу публичных слушаний, в котором указываются дата, место проведения слушаний; список зарегистрированных участников и экспертов публичных слушаний, присутствующих на слушаниях; повестка дня; содержание выступлений; письменные заявления, переданные во время слушаний в оргкомитет (комиссию).
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 наименование раздела 2 настоящего приложения изложено в новой редакции
2. Вопросы, выносимые на публичные (общественные) слушания
3. Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов правовых актов, принимаемых по вопросам местного значения, а также по вопросам градостроительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектам, подлежащим обязательной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", и иным общественно значимым вопросам.
4. Решения публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.
5. Вопросы, обязательные для вынесения на публичные слушания, устанавливаются федеральным законодательством.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 пункт 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. На общественные слушания может выноситься документация в порядке, предусмотренном Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
3. Инициаторы публичных слушаний
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 пункт 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Публичные слушания проводятся по инициативе:
1) главы города (председателя городской думы);
2) Челябинской городской думы в порядке, предусмотренном настоящим Положением;
3) инициативной группы в порядке, предусмотренном для внесения правотворческой инициативы в Челябинскую городскую думу;";
4) лиц, которые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации вправе выступать с такой инициативой по градостроительным вопросам или вопросам оценки воздействия на окружающую среду.
4) юридические лица, расположенные на территории города, и физические лица, место жительство которых находится в границах территории Челябинского городского округа, могут выступать инициаторами публичных слушаний в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом и Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, по предпроектной, проектной и градостроительной документации, заказчиками которой они являются.
4. Порядок назначения и организации публичных слушаний
9. Публичные слушания, проводимые по инициативе жителей города Челябинска или Челябинской городской думы, назначаются решением Челябинской городской думы.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 пункт 10 настоящего приложения изложен в новой редакции
10. Публичные слушания, проводимые по инициативе главы города (председателя городской думы), по инициативе лиц, указанных в подпункте 4) пункта 7 настоящего Положения, и в иных предусмотренных законодательством случаях, назначаются правовым актом главы города (председателя городской думы).
Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 31 октября 2006 г. N 16/17 в пункт 11 настоящего приложения внесены изменения
11. В правовом акте о назначении слушаний должны быть указаны:
1) тема публичных слушаний;
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 подпункт 2 пункта 11 настоящего приложения изложен в новой редакции
2) состав оргкомитета (комиссии), за исключением случаев, когда в соответствии с градостроительным законодательством состав и порядок деятельности комиссии утверждается главой местной администрации;
3) дата проведения первого заседания оргкомитета (комиссии).
Решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 21 апреля 2009 г. N 2/30 в пункт 12 настоящего приложения внесены изменения
12. В состав Оргкомитета (комиссии) должны быть включены:
1) депутаты профильной постоянной комиссии городской Думы, в том числе:
при проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства - депутаты постоянной комиссии Челябинской городской Думы по градостроительству и землепользованию;
при проведении публичных слушаний по вопросам принятия бюджета, утверждения отчета об исполнении бюджета - депутаты постоянной комиссии Челябинской городской Думы по бюджету и налогам;
при проведении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта об утверждении Устава города Челябинска, о внесении изменений в Устав города Челябинска - депутаты постоянной комиссии Челябинской городской Думы по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
2) если вопрос публичных слушаний затрагивает ограниченный район в городе - депутаты Челябинской городской Думы, избранные от данной территории;
3) представители Администрации города Челябинска.
В состав оргкомитета (комиссии) могут быть включены специалисты для выполнения консультационных работ по обсуждаемой проблеме.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 пункт 13 настоящего приложения изложен в новой редакции
13. Решение городской думы, правовой акт главы города (председателя городской думы) о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию и размещается на официальных сайтах Челябинской городской думы и администрации города Челябинска.
14. Если назначение публичных слушаний проводится в порядке пункта 9 настоящего Положения, решение о назначении публичных слушаний принимается на заседании городской думы большинством голосов от общего установленного состава думы.
Обращение о назначении публичных слушаний, внесенное населением города, рассматривается городской думой города на очередном ее заседании в соответствии с Регламентом Челябинской городской думы.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 пункт 15 настоящего приложения изложен в новой редакции
15. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, проекту внесения изменения в них назначаются главой города (председателем городской думы) в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ.
Публичные слушания по проекту генерального плана города Челябинска, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются главой города (председателем городской думы) в срок не позднее чем через десять дней со дня получения соответствующего проекта, подлежащего вынесению на публичные слушания, из администрации города Челябинска.
Срок проведения данных публичных слушаний определяется в соответствии с законодательством.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 в пункт 16 настоящего приложения внесены изменения
16. Публичные слушания по иным вопросам, обязательным для вынесения на публичные слушания в соответствии с федеральным законодательством, инициируются и проводятся городской думой, если вопросом публичных слушаний является проект нормативного правового акта, принимаемого городской думой.
5. Подготовка публичных слушаний
17. Порядок подготовки и проведения публичных слушаний зависит от того, кем инициируются и назначаются публичные слушания, а также от содержания проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 в пункт 18 настоящего приложения внесены изменения
18. При проведении публичных слушаний по вопросу проекта генерального плана администрация города в обязательном порядке организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей в средствах массовой информации, на официальных сайтах Челябинской городской думы и администрации города Челябинска в сети Интернет.
Постановлением Уставного суда Челябинской области от 11 июля 2013 г. N 007/13-П производство по делу в части, касающейся проверки на соответствие Уставу (Основному Закону) Челябинской области пункта 19 настоящего приложения, прекращено
19. При проведении публичных слушаний по вопросу проекта Устава города Челябинска либо проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Челябинска публичные слушания назначаются решением Челябинской городской думы. Проект Устава города Челябинска либо проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Челябинска подлежат официальному опубликованию. После их публикации оргкомитет (комиссия) по проведению публичных слушаний ведет учет поступающих в письменном виде предложений от лиц, имеющих право на участие в публичных слушаниях.
Поступившие предложения систематизируются и представляются участникам публичных слушаний в составе материалов публичных слушаний.
Решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 21 апреля 2009 г. N 2/30 в пункт 20 настоящего приложения внесены изменения
20. Орган местного самоуправления не позднее пяти рабочих дней со дня принятия им решения о назначении публичных слушаний организует проведение первого заседания оргкомитета (комиссии) и в дальнейшем осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности оргкомитета (комиссии).
21. Расходы на проведение обязательных публичных слушаний предусматриваются в бюджете города.
22. Финансирование публичных слушаний, организованных по инициативе юридических и физических лиц, указанных в подпункте 4 пункта 7 настоящего Положения, производится за счет инициаторов.
23. Финансирование публичных слушаний, организованных по инициативе инициативной группы жителей в порядке народной правотворческой инициативы, производится за счет средств бюджета города.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 в пункт 24 настоящего приложения внесены изменения
24. Оргкомитет (комиссия):
1) определяет порядок принятия решений на публичных слушаниях;
2) определяет место и время проведения публичных слушаний с учетом количества участников и возможности свободного доступа для жителей города и представителей органов местного самоуправления;
3) оповещает в соответствии с настоящим Положением население города в средствах массовой информации о проведении публичных слушаний;
4) обеспечивает публикацию темы и перечня вопросов публичных слушаний в средствах массовой информации. При рассмотрении на публичных слушаниях проекта нормативного правового акта его полный текст также размещается на информационном сайте Челябинской городской думы или администрации города Челябинска для ознакомления;
5) определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов, и направляет им официальные обращения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по вопросам, выносимым на обсуждение;
6) проводит анализ материалов, представленных инициаторами, участниками и экспертами публичных слушаний; обязан зарегистрировать и учесть в протоколе разногласий поступившие от экспертов и участников публичных слушаний рекомендации, предложения, возражения по вопросу публичных слушаний;
7) утверждает повестку дня публичных слушаний;
8) определяет состав приглашенных лиц;
9) избирает председателя оргкомитета (комиссии) из своего состава на первом заседании оргкомитета (комиссии);
10) назначает председательствующего на публичных слушаниях и секретариат публичных слушаний из числа оргкомитета (комиссии) для ведения публичных слушаний и составления протокола;
11) определяет докладчиков (содокладчиков);
12) устанавливает порядок выступлений на публичных слушаниях;
13) организует подготовку проекта итогового документа, состоящего из рекомендаций по каждому из вопросов, выносимых на публичные слушания. В проект итогового документа включаются все поступившие в письменной форме рекомендации и предложения после проведения их редакционной подготовки. В проект итогового документа по каждому из вопросов, выносимых на публичные слушания, должно входить не менее двух рекомендаций от участников публичных слушаний;
14) регистрирует в качестве участников публичных слушаний лиц, подавших в письменной форме предложения по вопросу публичных слушаний и имеющих право на участие в них;
15) обеспечивает участников публичных слушаний проектом итогового документа;
16) публикует в средствах массовой информации результаты публичных слушаний в соответствии с настоящим Положением;
17) формирует итоговый пакет документов и передает их главе города (председателю городской думы), Челябинской городской думе, а в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, - также главе администрации города Челябинска;
18) выполняет иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.
25. Оргкомитет (комиссия) составляет план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, распределяет обязанности своих членов и определяет перечень задач, необходимых для проведения публичных слушаний на первом заседании,
26. Оргкомитет (комиссия) вправе создавать рабочие группы для решения конкретных задач и привлекать к своей деятельности граждан и специалистов для выполнения консультационных и экспертных работ.
27. Оргкомитет (комиссия) принимает решения простым большинством голосов.
6. Информационное обеспечение публичных слушаний
Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 31 октября 2006 г. N 16/17 пункт 28 настоящего приложения изложен в новой редакции
28. Оргкомитет (комиссия) заблаговременно извещает население города через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях.
Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 31 октября 2006 г. N 16/17 в пункт 29 настоящего приложения внесены изменения
Постановлением Уставного суда Челябинской области от 11 июля 2013 г. N 007/13-П пункт 29 настоящего приложения признан соответствующим Уставу (Основному Закону) Челябинской области
29. Публикуемая информация должна содержать: тему и вопросы публичных слушаний, информацию об инициаторах их проведения, указание времени и места проведения публичных слушаний, порядок и сроки приема предложений по обсуждаемым вопросам и регистрации лица в качестве участника публичных слушаний, контактную информацию оргкомитета (комиссии), иную информацию согласно действующему законодательству.
Решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 21 апреля 2009 г. N 2/30 в пункт 30 настоящего приложения внесены изменения
30. Оргкомитет (комиссия) обязан по запросу граждан и иных лиц, указанных в подпунктах 2-7 пункта 32, предоставить информацию о ходе подготовки публичных слушаний в течение 10 рабочих дней со дня поступления обращения.
7. Участники публичных слушаний и проведение публичных слушаний
31. Участники публичных слушаний имеют право на принятие итогового документа и составление протокола разногласий.
32. Лица, имеющие право на участие в публичных слушаниях:
1) население города - граждане, проживающие на территории Челябинского городского округа и обладающие избирательным правом;
2) правообладатели земельных участков, находящихся на территории, на которой вопрос публичных слушаний предполагает размещение или реконструкцию объектов капитального строительства, а также правообладатели земельных участков, смежных с указанной территорией;
3) правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с земельным участком, являющимся предметом вопроса публичных слушаний;
4) инициатор публичных слушаний;
5) глава города;
6) городская дума;
7) должностные лица администрации города Челябинска.
Постановлением Уставного суда Челябинской области от 11 июля 2013 г. N 007/13-П производство по делу в части, касающейся проверки на соответствие Уставу (Основному Закону) Челябинской области пункта 33 настоящего приложения, прекращено
33. Для регистрации в качестве участника публичных слушаний лицо, имеющее право на участие, подает в оргкомитет (комиссию) в письменной форме предложения по вопросу публичных слушаний.
Регистрация участников и прием письменных предложений по вопросам публичных слушаний заканчиваются за три дня до заседания по вопросам публичных слушаний,
34. Председательствующий на публичных слушаниях открывает собрание и оглашает тему публичных слушаний, перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, инициаторов его проведения, предложения оргкомитета (комиссии) по порядку (регламенту) проведения собрания, представляет себя и членов секретариата публичных слушаний.
35. Секретариат публичных слушаний ведет протокол.
36. Время выступления определяется в принимаемом оргкомитетом (комиссией) регламенте публичных слушаний исходя из важности вопроса, количества выступающих и времени, отведенного для проведения слушаний.
37. Для организации прений председательствующий объявляет вопрос, по которому проводится обсуждение, и предоставляет слово участникам слушаний, экспертам в порядке поступления их предложений.
38. По окончании выступления участника слушаний, эксперта (или по истечении предоставленного времени), председательствующий дает возможность участникам собрания задать уточняющие вопросы по позиции и (или) аргументам выступавшего и дополнительное время для ответов на вопросы.
39. Участники слушаний, эксперты вправе:
1) в письменном виде представить в оргкомитет свои рекомендации, предложения, возражения по вопросу публичных слушаний;
2) снять свои рекомендации и (или) присоединиться к предложениям, выдвинутым другими участниками публичных слушаний;
3) участвовать в обсуждении вопроса публичных слушаний, задавать вопросы докладчикам в соответствии с регламентом проведения публичных слушаний;
Постановлением Уставного суда Челябинской области от 11 июля 2013 г. N 007/13-П производство по делу в части, касающейся проверки на соответствие Уставу (Основному Закону) Челябинской области подпункта 4 пункта 39 настоящего приложения, прекращено
4) знакомиться с документами публичных слушаний (проектом муниципального правового акта, являющегося вопросом публичных слушаний).
Решения участников слушаний, экспертов об изменении их позиции по рассматриваемому вопросу отражаются в протоколе.
40. По окончании выступлений по каждому вопросу повестки публичных слушаний председательствующий обращается с вопросом о возможном изменении их позиции по итогам проведенного обсуждения.
41. По окончании прений по всем вопросам повестки публичных слушаний председательствующий уточняет возникшие в результате обсуждения изменения позиций участников публичных слушаний для уточнения результатов публичных слушаний.
42. По итогам проведения публичных слушаний принимается итоговый документ.
Итоговый документ принимается путем прямого открытого голосования и подписывается председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний.
43. Обязательным приложением к итоговому документу является протокол публичных слушаний, подписанных председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний.
44. Если в ходе проведения слушаний разногласия между участниками публичных слушаний, экспертами по вопросу публичных слушаний не были устранены, то участники публичных слушаний, эксперты, заявившие о несогласии с положениями итогового документа, составляют протокол разногласий.
45. В протоколе разногласий указываются следующие сведения:
1) участники публичных слушаний, эксперты, заявившие о несогласии с положениями принятого общим голосованием итогового документа;
2) предмет разногласий;
3) аргументированные возражения участников слушаний, экспертов;
4) предложения участников-слушаний, экспертов о преодолении возникших разногласий.
8. Результаты публичных слушаний
Решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 21 апреля 2009 г. N 2/30 в пункт 46 настоящего приложения внесены изменения
46. В течение пяти рабочих дней после окончания публичных слушаний оргкомитет (комиссия) подготавливает итоговый документ публичных слушаний для его обнародования.
Решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 21 апреля 2009 г. N 2/30 в пункт 47 настоящего приложения внесены изменения
47. Итоговый документ публичных слушаний передается в Челябинскую городскую думу или главе города в течение пяти рабочих дней после окончания публичных слушаний.
48. Оргкомитет (комиссия) обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний. Если объем итогового документа превышает 20 тысяч знаков, допускается публикация сокращенного варианта итогового документа.
49. На заседании городской думы либо на аппаратном совещании главы города (в зависимости от того, какой орган назначал публичные слушаний) председатель оргкомитета (комиссии) докладывает о работе оргкомитета (комиссии), итогах проведенных публичных слушаний и представляет итоговый документ публичных слушаний.
50. Муниципальный правовой акт, принятый по итогам рассмотрения результатов публичных слушаний, подлежит обязательному опубликованию.
51. По наиболее важным вопросам материалы публичных слушаний могут быть изданы отдельной брошюрой.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 пункт 52 настоящего приложения изложен в новой редакции
52. Челябинская городская дума, глава города (председатель городской думы) обязаны проинформировать население города о результатах рассмотрения рекомендаций и обращений, принятых на публичных слушаниях, а также о тех мерах, которые приняты по результатам этих обращений.
Решением Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 29 июля 2010 г. N 16/3 пункт 53 настоящего приложения изложен в новой редакции
53. Материалы публичных слушаний в течение всего срока полномочий Челябинской городской думы, главы города (председателя городской думы) должны храниться в Челябинской городской думе либо в администрации города Челябинска, а по истечении этого срока сдаются на хранение в архивный отдел. Срок хранения материалов публичных слушаний не может быть менее пяти лет.
9. Заключительные положения
54. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется в том же порядке, как и его принятие.
55. Принятый муниципальный правовой акт, предусмотренный в качестве обязательного вопроса публичных слушаний в соответствии с федеральным законодательством, по которому публичные слушания не проводились или были проведены с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Положением, может быть обжалован в судебном порядке.
Глава города Челябинска |
М.В. Юревич |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 11 апреля 2006 г. N 12/1 "Об утверждении Положения о публичных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.