В целях реализации постановления Правительства Челябинской области от 09.10.2009 г. N 316-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", повышения эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования в Челябинской области приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Челябинской области N 316-П следует читать как "9 октября 2008 г."
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую "Программу развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2011 год".
2. Финансово-экономическому управлению (Шитякова Н.В.) осуществлять финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на ее исполнение в 2011 году, а также в пределах доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
3. Управлению профессионального образования (Зайко Е.М.) совместно с руководителями подведомственных образовательных учреждений обеспечить выполнение Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Челябинской области Казакову Г.М.
Министр |
А.И. Кузнецов |
Согласована |
|
Утверждена |
Ведомственная целевая
"Программа развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области
на 2011 год"
Паспорт
ведомственной целевой "Программы развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области
на 2011 год"
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета |
- |
Министерство образования и науки Челябинской области |
Наименование Программы |
- |
ведомственная целевая "Программа развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2011 год" (далее - Программа) |
Должностное лицо, утвердившее Программу, дата утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта |
- |
приказ Министра образования и науки Челябинской области от 29.10.2010г. N 01-679 "Об утверждении ведомственной целевой "Программы развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2011 год" |
Цели Программы |
- |
сформировать необходимые условия и механизмы повышения эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования и обеспечение социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами |
Задачи Программы |
- |
создание условий для повышения качества начального и среднего профессионального образования; формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального и среднего профессионального образования |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
удельный вес учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями (в процентах); обеспеченность образовательных учреждений образовательными программами, разработанными с участием работодателей (в процентах); удельный вес лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования (в процентах) |
Характеристика мероприятий Программы |
- |
мероприятия Программы направлены на уменьшение разрыва между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, обеспечение принципа равных возможностей и доступа молодежи Челябинской области к качественному профессиональному образованию |
Срок реализации Программы |
- |
2011 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования Программы в 2011 году составит 2 424 285,28 рублей.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- |
- удельный вес учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями, составит 79 процентов, - обеспеченность образовательных учреждений образовательными программами, созданными с участием работодателей, составит 28 процентов, - удельный вес лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, составит 61,4 процента. |
Глава I. Характеристика проблемы
Организация подготовки кадров для социально-экономического комплекса Челябинской области является приоритетной задачей деятельности Министерства образования и науки Челябинской области.
На сегодняшний день и ближайшую перспективу социально-экономическое развитие Челябинской области может быть охарактеризовано следующими признаками:
- многообразие и многоукладность форм и видов социально-экономической деятельности;
- интенсивное расширение сферы услуг;
- возрастающая степень инновационности в традиционных отраслях экономики области;
- повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды.
Особенностям социально-экономического развития Челябинской области соответствует структура занятости населения в основных отраслях экономики: сельское хозяйство - 79,6 тыс. человек, промышленность - 465,8 тыс. человек, строительство - 132,3 тыс. человек, торговля - 261, 7 тыс. человек, образование - 159,1 тыс. человек, транспорт и связь - 140,4 тыс. человек.
Необходимо отметить, что система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды области в наибольшей степени по отношению к другим сегментам сферы профессиональных образовательных услуг.
Прежде всего, речь идет о демографической ситуации. Имевший место в 90-х годах резкий спад рождаемости привел к тому, что снижается число выпускников общеобразовательных учреждений, равно как и потенциальных учащихся учреждений профессионального образования.
Еще одна характерная особенность Челябинской области заключается в наличии и количественном росте системы высшего профессионального образования. Более 50 вузов различного типа и ведомственной принадлежности являются наиболее привлекательной для выпускников общеобразовательных учреждений перспективой продолжения образования. Происходящее в настоящее время сокращение числа выпускников общеобразовательных школ, связанное с особенностями демографической ситуации в Челябинской области, и одновременное увеличение мест, предлагаемое государственными и негосударственными вузами, приводят к серьезному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки. В результате еще более обостряется проблема обеспечения реальных потребностей областной инфраструктуры и рынка труда в рабочих и специалистах среднего звена.
За последние годы не произошло радикального перелома в модернизации материально-технической базы учреждений НПО и СПО.
Очевидное отставание материально-технической и учебно-производственной базы профессиональных учебных заведений от уровня современного высокотехнологичного производства ведет к не соответствию требованиям работодателей. Профессиональные училища и техникумы не могут стать привлекательным местом для обучения в глазах потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, что напрямую влияет на показатели набора в учреждения профессионального образования.
Текущие и перспективные задачи развития экономики Челябинской области, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда, ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают установленный стандартом 3 разряд) со средним (полным) общим образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Данные требования в большинстве случаев выходят за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в учреждениях НПО и СПО, в силу возрастных ограничений контингента обучающихся, их социального статуса, возможностей использования в процессе профессионального образования современного оборудования, ограниченных возможностей организации производственного обучения и производственной практики на предприятиях и в организациях Челябинской области.
В условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а образовательные учреждения - только бюджетополучателями.
Большинство предприятий утратило характерную для прежних лет заинтересованность в обеспечении образовательных учреждений оборудованием, инструментами. Многие из ранее существовавших форм трудовых отношений претерпели значительные изменения, происходит постепенный переход от их полного регулирования государством к социальному партнерству, то есть преимущественно договорному регулированию этих отношений.
Процесс модернизации профессионального образования Челябинской области своем развитии ограничивается недостаточной численностью и уровнем подготовки инженерно-педагогических кадров. В системе начального и среднего профессионального образования работает около 8-ми тысяч педагогических работников, фактическая обеспеченность педагогическими кадрами составляет 68 процентов. Вакантные ставки закрываются за счет внутреннего совмещения, что не может не сказываться на качестве образовательного процесса.
Средний возраст педагогических работников учреждений НПО и СПО составляет 40-55 лет, 11 процентов - пенсионного возраста. Высшее профессиональное образование имеют 58 процентов руководящих и педагогических работников, высшую и первую квалификационные категории - 36 процентов руководящих и педагогических работников.
Острота проблемы заключается не только в дефиците мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров.
Учреждения НПО и СПО остаются одним из важнейших институтов воспитания молодого поколения. Во многих из них в настоящее время предусмотрены структуры и должности педагогических работников, осуществляющих воспитательные функции, например, заместитель директора по воспитательной работе. Содержание ставок психолога и социального педагога производится за счет внебюджетных источников учреждений.
В Российской профессиональной школе в отличие от западных моделей помимо профессионального обучения законодательством закреплена функция социальной поддержки обучающихся. Эта функция крайне востребована обществом и сохранится в перспективе, равно как и сложившаяся практика ее финансирования из государственного бюджета.
Социальная поддержка обучающихся в системе профессионального образования - это не только "национальная традиция", но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость. Около 75 процентов обучающихся в НПО и СПО составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот (свыше 6 процентов от общего количества обучающихся), детей, находящихся под опекой (1,5 процента), имеющих девиантное поведение (8 процентов). В современных условиях развития платных форм образования социальная дифференциация в системе профобразования объективно возрастает.
Относительно низкий уровень материальной обеспеченности обучающихся в системе профессионального образования обуславливает необходимость их выделения в особую социальную категорию и подтверждает необходимость обеспечения гарантий общедоступности профессионального образования, закрепленных в Законе Российской Федерации "Об образовании". Это требует также особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких, как обеспечение их бесплатным питанием, стипендиями, а также возможностью бесплатного оздоровления и отдыха в каникулярный период.
Общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их собственных интересов и реальной потребности профессий на рынке труда. Опросы старшеклассников показывают, что лишь 4 процента в ходе выявления у них профессиональных интересов и возможностей заявили о готовности обучаться по рабочим профессиям (что в 5-10 раз ниже показателей 20-летней давности).
Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы стало считаться количество поступивших в вуз выпускников. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий, статуса трудовых династий рабочих, всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря на относительно высокое предложение заработной платы, имидж рабочего труда в общественном сознании остается крайне низким.
В результате при недостаточно системном применении современных методов профессиональной ориентации у учащейся молодежи сохраняются традиционные мотивы выбора профессии, связанные с мнением ближайшего окружения. О будущей профессии обучающиеся узнают в основном от родителей (30 процентов) и друзей (29 процентов).
Программа развития системы начального и среднего профессионального образования является важнейшим инструментом единой государственной политики в сфере начального и среднего профессионального образования, позволяющим уменьшить разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, обеспечить принцип равных возможностей и доступа молодежи Челябинской области к качественному профессиональному образованию.
Глава II. Основные цели и задачи Программы
В основу разработки Программы заложены две взаимосвязанные целевые установки:
1) учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для получения образования и построения собственной профессиональной карьеры для молодежи;
2) необходимо перейти от использования "экстенсивного", количественного подхода в развитии системы профессионального образования к "интенсивному", качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.
Цели Программы:
Сформировать необходимые условия и механизмы повышения эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования и обеспечение социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами.
Задачи Программы:
1) создание условий для повышения качества начального и среднего профессионального образования;
2) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности;
3) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального и среднего профессионального образования.
Глава III. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) увеличить количество учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями;
2) обеспечить образовательные учреждения образовательными программами, созданными с участием работодателей;
3) увеличить количество лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основными целевыми индикативными показателями реализации Программы избраны показатели, позволяющие адекватно оценить процессы достижения результатов, измерить на основе отобранных критериев результаты развития процессов в динамике, осуществить мониторинг реализации запланированных программных мероприятий на областном уровне, оптимизировать финансовые расходы.
Эффективность реализации Программы определяется соотношением позитивных изменений в системе начального и среднего профессионального образования (таблица 1).
|
|
|
Таблица 1 |
N |
Индикативные показатели |
Оценка 2010 год (в процентах) |
Плановые значения на 2011 год (в процентах) |
1 |
Удельный вес учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями |
77,8 |
79 |
2 |
Обеспеченность образовательных учреждений образовательными программами, созданными с участием работодателей |
26 |
28 |
3 |
Удельный вес лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования |
60 |
61,4 |
Глава IV. Перечень программных мероприятий
Глава V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011 год с разбивкой реализации мероприятий. Достижение целей Программы и решение поставленных в ней задач обеспечиваются реализацией программных мероприятий.
Глава VI. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели
Реализация Программы будет происходить системно, предусматривая взаимодействие всех исполнителей в процессе ее реализации. Программа согласуется с основными направлениями социально-экономического развития Челябинской области.
В результате реализации Программы учреждения профессионального образования должны стать привлекательными для получения образования и построения собственной профессиональной карьеры для молодежи, перейти к качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.
В целом реализация Программы будет способствовать созданию необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами.
Глава VII. Методика оценки эффективности реализации Программы
Настоящая методика определяет принципы разработки и обоснования результативности и эффективности Программы.
Под результатом реализации Программы понимается повышение эффективности предоставления начального и среднего профессионального образования, обеспечение социально-экономической сферы Челябинской области трудовыми ресурсами. Оценка социально-экономических результатов программных мероприятий осуществляется исходя из положений Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Челябинской области "Об образовании в Челябинской области", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области, регламентирующих вопросы функционирования системы начального и среднего профессионального образования.
Под результативностью программных мероприятий и Программы в целом понимаются мера соответствия ожидаемых результатов реализации Программы поставленной цели, степень приближения к этой цели, степень позитивного воздействия на социальные и экономические параметры развития Челябинской области. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность выполнения комплекса программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных средств.
В Программе для оценки социально-экономической эффективности ее реализации используются следующие основные целевые индикативные показатели:
1) удельный вес учреждений начального и среднего профессионального образования, работающих на основе договоров с работодателями (в процентах);
2)обеспеченность образовательных учреждений образовательными программами, созданными с участием работодателей (в процентах);
3) удельный вес лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования (в процентах).
Оценка эффективности использования бюджетных средств при реализации Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством Челябинской области.
Глава VIII . Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет 2 424 285,28 тыс. рублей (таблица 2).
Таблица 2
Общий объем финансирования Программы
N |
Направление расходования средств |
Сумма |
Источник финансирования |
1. |
Создание условий для повышения качества начального и среднего профессионального образования |
2 420 754,08 |
Областной бюджет (2011 год) |
2. |
Формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности |
3 423,2 |
Областной бюджет (2011 год) |
3. |
Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального и среднего профессионального образования |
108,0 |
Областной бюджет (2011 год) |
Глава IX. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство образовании и науки Челябинской области. Отдельные мероприятия Программы реализуются подведомственными учреждениями начального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) в соответствии с программными мероприятиями.
Министерство образования и науки Челябинской области осуществляет:
1) координацию реализации Программы;
2) организацию выполнения мероприятий Программы;
3) подготовку информации и отчетов о выполнении Программы;
4) совершенствование механизма реализации Программы;
5) подготовку предложений по корректировке Программы;
6) координацию Программы с другими ведомственными целевыми программами;
7) контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.
Ответственность за реализацию мероприятий Программы несут исполнители, указанные в Главе IV Программы.
Министерство образования и науки Челябинской области ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование Программы из областного бюджета на очередной финансовый год.
Оценка достижения эффективности деятельности реализации программных мероприятий осуществляется посредством мониторинга деятельности подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования на основе индикативных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29 октября 2010 г. N 01-679 "Об утверждении ведомственной целевой "Программы развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2011 год"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28 сентября 2011 г. N 01-1478